Патриархальный тип семьи. Традиционная патриархальная семья: что это такое

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Патриархальная семейная община состояла из 3-5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Она могла включать до 200-300 человек. Её жизнью руководит семейный совет. Повседневным трудом в ней распоряжается «старший», а женским хозяйством, в которое «старший» не имеет права вмешиваться, распоряжается «старшая». Их положение пожизненно. Имущество семейной общины неделимо и неотчуждаемо. Такая патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца.

Ранее считалось, что исторически патриархальная семья - это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.

Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате .

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла свое имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берет не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика жертвоприношений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

Взгляды на патриархат в разных культурах могут сильно отличаться. С уверенностью можно говорить лишь о праве мужчины на принятие окончательного решения, в частности в спорных семейных вопросах.

Патриархат не исключает сохранение за женщиной полного права совещательного голоса - отличительная черта многих современных патриархальных семей.

См. также

Ссылки

  • Файнберг Л. А. Патриархат - статья из Большой советской энциклопедии
  • Айвазова С.Г. Патриархат // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. - М .: Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты":Информация XXI век, 2002. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 5-86391-002-4 - С..
  • Глава II. Генезс брака и семьи.§ 5. Семейная община // Тюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. - Новосибирск: СибУПК , 2002

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патриархат" в других словарях:

    - (ново лат., от греч. patriarchia; эт. см. следующее слово). Патриаршее достоинство или округ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИАРХАТ 1) область, подчиненная патриарху; таковы патриархаты:… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (patriarchy) Власть отца. Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было… … Политология. Словарь.

    Патриаршество Словарь русских синонимов. патриархат сущ., кол во синонимов: 4 патриархализм (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого pater отец и arche начало, власть), форма социальной организации, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник в эпоху разложения первобытно общинного строя … Современная энциклопедия

    - (от греч. pater отец и arche начало власть), преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата время… … Большой Энциклопедический словарь

    - (отцовское право) в узком смысле управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле управление, сосредоточенное в руках мужчин; доминирующее положение мужчин в семье и обществе … Исторический словарь

    ПАТРИАРХАТ, патриархата, муж. 1. только ед. Форма родового общества, при которой высшая власть в пределах семьи принадлежит патриарху (этнол.). 2. Церковь (во 2 знач.), управляемая патриархом (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПАТРИАРХАТ, а, муж. В период распада первобытнообщинного строя: сменившая собой матриархат эпоха главенствующего положения мужчины в родовой группе, при установлении родства (по мужской линии), в хозяйственной и общественной жизни. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    Англ. patriarchal; нем. Patriarchat. 1. Форма соц. организации, при к рой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной, обществ, жизни. 2. В эволюционизме период родового строя, следующий после матриархата, совпадающий во времени с… … Энциклопедия социологии

    - (гр. pater (patros) – отец + arche – власть) сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. период родового строя.… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • В тесных объятиях традиции. Патриархат и война , Н. Р. Шахназарян. Монография посвящена антропологическому анализу послевоенного неотрадиционалистского общества жителей Нагорного Карабаха в постсоциалистический период. Категория гендер, которая актуализирует…

MENSBY

4.5

Устав от хрупких современных отношений, пора вспоминать о патриархате. Эффективность этой формы отношений проверена временем! Строим отношения по принципу – мужчина главный!

Я подумал, что было бы неплохо описать свой опыт, опыт старших товарищей, отца, деда, который они передали мне и опыт моих сверстников, решивших устроить свою семью по принципу – мужчина главный!

Пост носит ознакомительный характер для тех, кто понял, что варианты «подкаблучник» и «равный партнер» в плане формирования семьи не для них.

Постараюсь написать свою точку зрения, критика и комментарии приветствуются.

1. Итак, что такое патриархат? Патриарха́т (букв. власть отца, тж. андрархия, андрократия) - форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы в семьях обладают властью над женщинами и детьми. Для патриархата характерно наличие институтов мужской власти и мужских привилегий, а также подчинённое положение женщин. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными, то есть собственность и социальный статус наследуются в них по отцовской линии. (via wiki)

Патриархат как устройство семьи является традиционной формой ячейки общества на протяжении всего существования человечества, он свойственен практически всему населению земли, основным религиям и государственным устройствам. Но на данный момент мы живем в мире, с широкими правами женщин и институт патриархата теряет свои позиции. Безусловно в классическом его варианте он практически не возможен в цивилизованных странах – в том числе и в России. Поэтому, его нужно адаптировать к современным реалиям.

2. Выбор женщины. Если вы понимаете, что патриархальное устройство семьи единственное, которое вас устроит, то подбирать женщину нужно умом, а не сердцем.

Для молодого человека, конечно, хочется видеть рядом с собой шикарную порно звезду, ну а кто-то может решить, что ему нужна серая мышка – это не так. Все достаточно просто, нужно искать девушку, готовую жить с вами в семье по вашим правилам. Обычно, очень красивые дамочки – сильно избалованы уже к 18-20 годам и пытаются использовать свои дырочки вместо visa gold, а их самомнение размером с галактику не позволит вам создать из нее достойную жену. Таких - в лес. Забитых барышень с нулевой самооценкой тоже отметаем, т.к. они рядом с сильным мужчиной превращаются в беспомощного ребенка, а это нас не устраивает. Мы ищем хранительницу очага и мать своих детей, а не безгласное существо с правами собаки. Нужно искать золотую середину.

Вам нужно четко представлять что для вас важно в женщине и составить список. Но для создания семьи по принципу патриархата она должна обязательно обладать следующими качествами:

1) Желание быть домохозяйкой (может не уметь готовить – главное само желание)
2) Быть самостоятельной (никаких дружб до гроба с мамой)
3) Не должна быть очень умной (живой ум не даст ей заниматься только домом и семьей)
4) Она должна вас очень сильно любить (для вас это не обязательно)
5) Она должна быть девушкой с большой буквы, никаких пацанских замашек.

Тот список, который составите вы, должен быть соблюден на 51%+, остальное можно со временем исправить, добавить, развить, купить.

3. Как выглядит жизнь внутри патриархальной семьи? Основа семьи – мужчина. Вы добытчик, вы впахиваете, как вол и главное, постоянно качественно растете, постоянно увеличиваете доход семьи. Деньги в семью даете вы, распоряжается ими женщина (вы должны ей доверять и она должна научиться ими пользоваться), но вы контролируете расход денег. Если деньги кончились раньше времени или траты не разумны – она получает по шапке. Деньги отдаете все до копейки, никаких заначек – это удел подкаблучников. Доверяйте своей жене. Если вам нужны деньги на встречу с друзьями или новые снасти для рыбалки – вы согласуете это с женой, но на уровне «мы посовещались и я решил». Можете оставлять для себя процентов 10-20 от дохода на подобные вещи, но эти деньги должны быть известны жене – никаких заначек. Доверие должно быть 100%-м.

Распорядок для примера таков. Утро. Жена встает на 25-30 минут раньше мужа – готовит завтрак, гуляет с собакой, занимается ребенком. Вы встаете, завтракаете, обязательно 5 минут уделяете жене и топаете на работу. Вечером вас ждет ужин и ваше время (нужно договориться с женой, что у вас есть час-полтора после работы, когда вы разгружаете негатив или усталость после рабочего дня) после этого обязательно посвятить время супруге и детям. Такая схема позволит избежать нежелательных конфликтов с женой, а вы, не забываем, глава семьи и любая раздражительность или истеричность здорово подрывает ваш авторитет в ее глазах. Иногда стоит поднять голос или отчитать супругу за явные косяки, но это редкие исключения и этим нужно пользоваться только в те моменты, когда она действительно этого заслуживает. Если частить с этим, то рано или поздно это будет не эффективно. А если сорваться по причине плохого настроения или неудач на работе, то жена затаит на вас заслуженную обиду.

4. Как воспитывать жену? Какие методы и шаги предпринять, чтобы воспитать хранительницу очага?

А) Друзья. Нужно контролировать ее круг общения. Желательно отгонять от нее незамужних трясогузок и холостых «друзей детства». Трясогузки из зависти могут нашептать феминистические «ценности». Были случаи, когда эти шлюшки разбивали семьи, а потом предлагали свои услуги в качестве замены. Женской дружбы не бывает – пускай дружит с женами ваших друзей и точка! А «друзья детства» могут увести у вас вашу жену под эгидой романтики и т.п. ереси. После чего она, конечно, приползет обратно, но простить такое уже не реально. Тоже не редкие случаи. Сделать это очень просто. Стоит только намекнуть, что «трясогузка» очень ничего и она исчезнит из поля зрения Постарайтесь создать ее социум для нее сами. Интересуйтесь, кто из подруг друзей ей больше нравится и встречайтесь с этим товарищем чаще. Это большая, но очень важная работа.

Б) Теща. Теща-теще рознь, но все таки теща. Сделайте свою семью максимально независимой от семьи жены.

В) Насилие в семье. Никакого насилия! Ни сметь поднимать руку на жену – обратного пути не будет. Иногда стоит поднимать голос, но редко и по делу. Никаких долгих разборов взаимоотношений. Не чаще чем раз в 3-4 месяца можно поговорить по душам. А вот подростковые разборки – оставить подросткам. Если начинает зудеть – игнорируйте. Она женщина и зудеть по всякой херне в ее природе – не реагируйте. Не забывайте, что вы на много сильнее и умнее – не реагируйте – иначе потеря авторитета. Зудеть она будет всегда – вырабатывайте иммунитет.

Г) Наполнение жизни. Проводите с ней время вдвоем. Хотя бы раз в неделю интересуйтесь ее жизнью, проблемами. Организуйте ее хобби или подработку. Но контролируйте это, не позволяйте увлекаться через чур сильно, иначе полуфабрикаты и немытые дети ждут вас. Раз в неделю совместно выходите в свет. Контролируйте ее качественный рост – он должен быть. Вы должны расти вместе. Не позволяйте ей превращаться в тетю-тумбу. Акцентируйте внимание на ее внешности. Тратьте деньги на ее внешность. Она должна быть довольна и горда собой. Платите ей зарплату – привлеките ее на маленькую часть своей зарплаты для выполнения простых функций своей работы. Курьерские функции, напечатать документ, дозвониться кому-то. У нее должны быть СВОИ деньги. Цените ее труд - всегда хвалите за успехи. Некоторые решения отдавайте полностью на откуп жене – пусть почувствует по чем «фунт лиха».

5. Как воспитывать себя? Держите марку, будьте львом, каменной стеной и отцом семьи. Линейка ценностей: Семья->работа->друзья-> Родина-> увлечения. Занимайтесь спортом, держите себя в форме. Пейте в меру. Учитесь принимать решения не только за себя, но и за всю семью и будьте готовы нести ответственность. Никогда не делитесь своими проблемами с женой – для этого есть друзья или держите проблемы в себе. Самосовершенствуйтесь, читайте книги. Чем быстрее и качественней вы будете расти, тем быстрее будет делать это ваша жена. Учитесь потакать ее капризам, но при этом не прогибаясь. Иногда, когда у нее сложные моменты – помогите ей с ее сектором ответственности. Будьте снисходительны – воспитывайте в себе это качество. Имейте свое время – рыбалка, походы с друзьями в бар и т.п. (Это даже не обсуждается женой), просто ставьте ее в известность, но не злоупотребляйте.

6. Ну и наконец, хотелось бы отметить. Быть главой патриархального семейства это не привилегии и абсолютная власть, а обязанности и ответственность. Я, лично, нахожусь в начале этого сложного пути (стаж всего 10 лет), но ни разу не пожалел о своем выборе.

В современном обществе патриархальный брак становится «атавизмом». Обусловлено это особенностями подобной . Узнаем подробнее, что собой представляет такая форма брака.

Что такое патриархальный брак?

Термин «патриархальный брак» наделен особой смысловой нагрузкой.

Основной составляющей является «патриархат» или «власть отца». Это означает:

  • доминирующее превосходство мужчины в семье;
  • его главенствующая роль в рамках «ячейки общества»;
  • высокий авторитет.

Бесспорно, мужчина в семье является главой, в семейных отношениях он играет ведущую роль, вокруг которой строится семейная жизнь. Такой «царь» обладает беспрекословной властью и может принимать решения, не обсуждая их с кем-либо.

В тот же момент именно на мужчине лежит ответственность в большей степени за:

  • благополучие детей и супруги;
  • обеспечение семьи ;
  • разумное ведение хозяйства;
  • накопление финансовых средств;
  • пожилое поколение.

Веками патриархальные семьи составляли прочную основу общества. В них сохранялись традиции, которых придерживались новые поколения. Семейные отношения в наше время все менее похожи на данную форму семейного уклада.

История

Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.

Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.

Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.

Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается , уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.

Основные характеристики

Для классического патриархального брака присуще:

  • патрилинейность . осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
  • моногамия . В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
  • многопоколенные семьи . Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.

В патриархальной семье мужчина является:

  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • главным распорядителем денежных средств;
  • хозяином.

Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.

Плюсы и минусы

В патриархальных семьях жена полностью посвящает себя дому, детям и мужу. Решать совместно с супругом семейные вопросы у нее нет права. Мужчина один принимает все решения, не интересуясь мнением супруги.

В семьях с таким укладом женщины не могут даже и думать о работе или карьере, а это в наше время очень важно, ведь таким способом женщина показывает свои личностные качества, общается с интересными для нее людьми и занимается любимым делом.

Занимаясь домашним бытом и детьми, женщина не может получить должного образования. Она не имеет возможность расширять свои знания и жить полноценной жизнью. Финансово женщина полностью зависима от мужа, у нее не может быть личных денег и все совершаемые покупки она обязана обсуждать с мужем.

Если ответственность в семье лежит на муже, то жена и дети должны быть спокойны за свое финансовое благополучие, женщине не приходится думать о том, чем накормить мужа и детей. Дети, которые растут в патриархальных семьях, видя как глава семьи заботится о них, берут пример ответственности за своих близких.

Настоящие мужчины вырастают именно в патриархальных брачных союзах.

Патриархальный брак в астрологии

Согласно структурному гороскопу, есть пять типов брака: патриархальный, романтический, векторный и равный. Порой, именно патриархальный брак называют «детским браком», поскольку основным его предназначением считается рождение детей и их воспитание. Есть и другая цель – обретение свободы.

Вычислить патриархальный брак несложно, супруги или рождены в один год, или же разница в возрасте кратна 4, 8, 12 и т.д.

Существуют идеологические тройки знаков, определяющих патриархальный брак:

  • Лошадь, Тигр, Собака;
  • Петух, Змея, Бык;
  • Кабан, Кот, Коза;
  • Крыса, Обезьяна, Дракон.

Для патриархального типа брака характерны заповеди:

  • обоюдное желание продлить род считается идеальной ситуацией для заключения союза. Дети – цель и смысл подобного брака. В патриархальном союзе дети являются всем. Очень важно сохранить атмосферу детскости даже при отсутствии детей. Необходимо быть простодушными, наивными и чистыми как дети, в то же время это не означает, что нужно быть бестолковым;
  • хозяйственность. Большие доходы и наличие обслуги не избавляют от желания и возможности творить своими руками. Именно это и ценится высоко в таком союзе;
  • постоянные хлопоты по хозяйству отбирают слишком много времени, что не дает возможности для интеллектуального общения. Даже если такая возможность появилась, ею стоит пренебречь. Такой брак не приемлет обсуждений мировой политики, не стоит говорить о политических взглядах и не обсуждать взгляды своего мужа;
  • разделение территории семьи на мужскую и женскую. На практике это выглядит так: женщина занимается бытом, готовит, стирает, а мужу достается огород, сад, машина и добыча денег;
  • в споре может родиться истина. Возможно, так это и происходит, но только не в патриархальном браке. Споры и ссоры в этом браке немыслимы;
  • не проявлять любви. Свои чувства нужно держать при себе. Заменить любовь можно нежностью, дружбой, благодарностью за предоставленные блага;
  • не стоит ничего менять, касается это не только перестановки мебели, но и распорядка и обязанностей в доме;
  • не нужно укреплять и совершенствовать отношения. Чем меньше уделять внимание качеству отношений, тем лучше. Пусть будет так, как должно быть.

Становление общества как социальной среды, в которой могут жить и трудится все его члены проходило несколько этапов развития, одним из которых была патриархальная семья. Термин патриархат уходит корнями в глубокое прошлое, во времена, когда от добытчика, хозяина, воина, мужа зависели не просто достаток, но и все существование семьи.

Небольшие семьи в условиях постоянной нехватки ресурсов, войн и насилия, выжить просто не могли, потому было принято селиться одной большой семьей. Сыновья не покидали родительского дома, а приводили в него своих жен, дочери в свою очередь уходили в чужую семью. Женщина при патриархальном укладе ценилась куда меньше, чем мужчина, в связи со своим полом и положением в обществе, она не могла охотиться, рыбачить, воевать, что делало ее менее полезной для семьи.

Рождение мальчика в патриархальной семье рассматривалось как большое счастье, девочка была обузой, от которой спешили избавиться по достижению брачного возраста.

Естественно, что в современных условиях существования патриархальная семья давно изжила себя, и все же на Востоке – в странах Азии и Африки, обычай превозносить мужчину и ставить именно его на первое место в семье, сохранился.

Взаимоотношения в семье

Патриархальная семья

Современная семья

В настоящее время не пользуется интересом, но является объектом исторического исследования.

Итак, для патриархальной семьи ведущее отношение – кровнородственное, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

Данный вид семьи, характеризуется равноправием супругов и детей. Для создании такой семьи требуется только согласие вступающих в брак, регистрированный брак подразумевает возникновения определенных прав и обязанностей.

Каждый пытается навязать свое мнение супругу, в данной семье часто используют диктат, и меры давления, запрещенные законам.

Благополучие семьи выражается не только в материальном достатке, хотя играет не последнюю роль. Нет навязывания свои интересов и пренебрежение желаниями другого. Отношение друг к другу в первую очередь как к человеку равному

В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца.

Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства

Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Дети – еще одна причина взаимоуважения друг к другу

Создание семьи – не личное дело.

Но для современной семьи характерно, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин.

И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто сегодня заключение брака обуславливается собственной выгодой, собственными желаниями

Условия существования, достаток

Родители – основная финансовая поддержка, обеспечивающая стабильную жизнь супругов. Семья имеет необходимые средства для удовлетворения основных потребностей.

Финансовая обеспеченность семьи зависит от каждого супруга в частности,

Зачастую расходы семьи превышают доходы. Достаток нестабильный, в значительной мере зависит от каждого члена семьи.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу. Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов . Грубость, нетерпимость, диктат, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи, к разрушению того целостного, тех частей без которых семья, словно сломанный механизм перестает функционировать.

Мне кажется, что проблемы распада семьи , обусловлены негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших моральных затрат.