Дизартрия при спастической форме дцп. Лфк при атонически-астатической форме дцп

Носит также название «вялой» формы. Характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса. Ребенок не может контролировать движения головы, конечностей, туловища. Имеются также нарушения координации движений и равновесия, но это симптомы не являются доминирующими. Другая особенность этой формы заключается в том, что двигательные нарушения непременно сочетаются с резкой задержкой развития речи и психики.

В положении на спине ребенок вялый, малоподвижный. Тонус мышц снижен, причем в руках меньше, чем в ногах. Движения рук более активны.

Голову ребенок начинает держать только после 6 месяцев Если его взять под мышки, он не может удержать вертикальную позу, голова и туловище наклонены вперед. В положении на животе — не в состоянии держать голову в течение длительного времени и опираться на руки.

Сидеть ребенок начинает в полтора-два года. В этом положении ноги широко разведены, повернуты (ротированы) наружу. Выражен кифоз грудного отдела позвоночника. Поза неустойчива, туловище раскачивается из стороны в сторону. Устойчивость появляется в 4-6 лет.


Стоять ребенок начинает с 4— 8 лет, широко расставляя ноги и держась за руку взрослого или опору. Без поддержки он падает под действием силы тяжести, при этом защитная реакция рук и компенсаторные движения туловища, направленные на сохранение равновесия, отсутствуют. Удержание туловища у больного происходит с опорой на пятки при рекурвации (переразгибании) коленных суставов. Голова и туловище наклонены вперед, тазобедренные суставы находятся в состоянии сгибания, голени отклонены назад, стопы плосковальгусные. Поза в значительной степени обусловлена выраженной слабостью четырехглавой мышцы бедра.

Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет, и только на небольшие расстояния. Походка характеризуется неустойчивостью, неритмичностью. Дети часто падают. Ноги при ходьбе широко расставлены.

У 80-90 % детей отмечается выраженное снижение интеллекта, нарушение речи. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться.

Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.

А.С. Левин, В.В. Николаева, Н.А. Усакова

В нашей стране уже много лет действует классификация ДЦП , принятая еще известным во всем мире неврологом Ксенией Александровной Семеновой. Четкая градация симптомов и проявлений заболевания помогает логопедам, психологам и врачам подбирать оптимальные варианты лечения. К примеру, атонически-астатическая форма ДЦП отличается определенными двигательными, речевыми и психическими отклонениями. Она возникает при патологиях мозжечка и лобных долей головного мозга. Такая форма недомогания считается очень тяжелой, она крайне сложно поддается лечению.

Симптомы

Еще на первом году жизни малыша родители могут увидеть снижение темпов психомоторного развития. Убедиться или разувериться в своих опасениях сегодня помогают сайты самодиагностики в Интернете. Родители отвечают на ряд вопросов, заполняя поля в электронной форме, а затем получают вероятный диагноз. Это лишь приблизительный итог, подтвердить его или опровергнуть должен специалист в медицинском учреждении.

Специалист ставит диагноз, основываясь на таких симптомах атонически-астатической формы ДЦП:

Лит.: Большая медицинская энциклопедия г. 1956

Родители могут заметить отклонения от нормы в поведении ребенка еще на первом году жизни. Как правило, малыш не может держать равновесие, координация движений у него нарушена, явно заметен тремор, движения чрезмерные. К таким последствиям приводят следующие причины атонически-астатической формы ДЦП:

  • Поражение только мозжечка. В этом случае дети не проявляют инициативу, плохо читают и пишут.
  • Поражение мозжечка и лобных долей. Тогда у ребенка могут проявиться агрессивность, недоразвитость познавательной деятельности.

Согласно исследованиям Екатерины Семеновой, у детей с этой формой ДЦП также наблюдается умственная отсталость, причем в тяжелой стадии. Врач рекомендовала направлять больных в учреждения Министерства социальной защиты. Это связано с тем, что в большинстве случаев при такой форме ДЦП ребенок не может себя самостоятельно обслуживать, а также посещать дошкольные и школьные учреждения.

Родители обычно обращаются к терапевту, когда хотят выяснить, как помочь ребенку. На вопрос, какой врач лечит ДЦП в атонически-астатической форме, можно дать такой ответ:

Во время первого визита к специалисту ребенок будет осмотрен, а родители должны будут ответить на следующие вопросы:

  1. Как давно у ребенка наблюдаются изменения в поведении?
  2. Замечали ли родители ранее отклонения в физической активности малыша?
  3. Во время вынашивания ребенка было ли диагностировано кислородное голодание?
  4. Малыш появился на свет раньше срока или согласно ПДР?
  5. Роды прошли нормально, или у ребенка была травма?
  6. Болела ли мать малыша во время беременности краснухой, сифилисом, гриппом, различные хроническими недомоганиями, в том числе, пневмонией и туберкулезом?
  7. Применялись ли средства для стимуляции во время родов?
  8. С какой массой тела малыш появился на свет?

Лечение атонической формы ДЦП

Более 80 % детей с таким видом церебрального паралича имеют сниженный интеллект. Обычно они агрессивные, негативно реагируют даже на стандартные ситуации. Кроме того, у многих больных лечение атонической формы ДЦП затруднено еще и потому, что ребенок не инициативен, подавлен, отказывается от любых манипуляций. Также у 50 % детей наблюдаются судороги, атрофируются зрительные нервы. В целом, атонически-астатическая форма ДЦП имеет крайне неблагоприятный прогноз. Однако для улучшения состояния больного, тем не менее, назначаются.

Атонически-астатическая форма проявляется мышечной гипотонией, динамической и статической атаксией, мозжечковой дизартрией и как правило сохраненном или негрубо нарушенном интеллекте.

Атонически-астатическая форма возникает в результате либо грубых нарушений лобно-мосто-мозжечкового пути, либо внутриутробного заболевания мозга с преимущественным поражением мозжечка. У детей с этой формой ДЦП в начальной резидуальной стадии на фоне общей мышечной гипотонии постепенно развивается пронаторная установка предплечий и кистей рук, возрастает напряжение аддукторов бедер и супинаторов стоп. При этом может иметь место задержка редукции шейных тонических и лабиринтных рефлексов, лишь к 1,5-3-ем годам начинают развиваться установочные рефлексы. Сухожильные и периостальные рефлексы всегда высокие. Мозжечковые нарушения проявляются с раннего возраста - вначале возникают атаксия и тремор рук, затем, когда ребенок начинает стоять, развиваются туловищная атаксия, а также дис- и гиперметрия. Этим объясняется атактическая походка. Психическое и речевое развитие при поражении преимущественно мозжечка могут быть в той или иной степени задержаны. Выявляется мозжечковая дизартрия.

В случае поражения всего лобно-мосто-мозжечкового пути или преимущественно лобных долей мозга контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развиваются (астазия, абазия) или формируются очень медленно. Локомоторная атаксия хотя и имеется, но не является доминирующим синдромом. Другой непременный клинический признак - глубокая задержка психического и речевого развития, или олигофрения, чаще в степени имбецильности. Судорожный и гипертензионный синдром наблюдаются у 15-20% детей.



Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных с мозжечковой формой ДЦП благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук. Прогноз в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации при поражении лобно-мосто-мозжечкового пути - неблагоприятный.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

Гиперкинезы часто наблюдаются при различных формах детских церебральных параличей. Однако в некоторых случаях они являются клинически ведущими и тогда говорят о гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинетическая форма характеризуется наличием гиперкинезов (хореоатетоза, хореических, торсионной дистонии и др.), экстрапирамидной (гиперкинетической или спастико-гиперкинетической) дизартрии, при сохраненном, как правило, интеллекте.

Патологоанатомические изменения обнаруживаются в стриопаллидарной системе, причиной которых могут быть - несовместимость крови матери и плода по факторам Rh или ABO, внутричерепная родовая травма и др.

Клиническая картина складывается из гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса, чаще в сторону его диффузного повышения (экстрапирамидная ригидность). В некоторых случаях в состоянии покоя мышечный тонус нормальный или даже снижен, однако он резко повышается во время активных движений. У детей в начальной резидуальной стадии болезни уже в первые месяцы жизни можно наблюдать гипотонию мышц туловища и конечностей, позже дистонию. В мышцах языка гиперкинезы обычно появляются на 4-5-м месяце жизни. После 6-12 месяцев непроизвольные движения возникают и в других мышцах лица, туловища и конечностях. Наиболее частой формой детских церебральных гиперкинезов является двойной атетоз, при котором гиперкинезы атетозного (червеобразного) характера локализуются в области мимической мускулатуры лица, верхних и нижних конечностей, преимущественно в дистальных отделах, захватывая нередко и туловище. Хореический или хореоатетоидный, гиперкинез проявляется в форме более быстрых, распространенных, проксимальных, высокоамплитудных, нестереотипных движений. Торсионная дистония - гиперкинез в виде медленного сокращения мышц туловища, приводящего к его вращению, повороту головы и другим изменениям позы. Гиперкинезы минимальны в покое, исчезают во сне, усиливаются при произвольных движениях, провоцируются эмоциями, более выражены в положении на спине и стоя. Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу. Произвольные движения дискоординированные, скачкообразные, размашистые.

В 60-70% случаев выявляется псевдобульбарная симптоматика (слюнотечение, трудности жевания, глотания), в 10-15% судороги. Становление реакций выпрямления и равновесия резко задержано и неполноценно. Со стороны интеллекта изменения обнаруживаются значительно реже (5-8%), чем при других формах детских церебральных параличей. У большинства больных речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии.

Прогноз развития двигательных функций и социальной адаптации зависит от тяжести поражения нервной системы. В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушена. При умеренных двигательных нарушениях дети могут научиться писать и рисовать. Больные с охранным интеллектом заканчивают общеобразовательные школы, средние специальные, а иногда и высшие учебные заведения.

ДИАГНОСТИКА

Детский церебральный паралич в хронически-резидуальной и поздней резидуальной стадиях диагностируется на основании выявления:

1) патологии внутриутробного развития и родов, либо заболевания центральной нервной системы в первые дни или недели жизни, до того пока главные структуры, пути и центры мозга еще не сформировались;

2) характерных двигательных расстройств;

3) нарушений речи и интеллекта.

Перечень патологических признаков, указывающих на угрозу развития церебрального паралича у детей грудного возраста.

I. Анамнез:

1. Жалобы родителей на задержку развития.

2. Большое число факторов риска во внутриутробном и интранатальном периодах.

3. Неврологические нарушения в периоде новорожденности.

II. Неврологическое обследование:

1. Нарушение мышечного тонуса: гипертония, гипотония, дистония.

2. Врожденные рефлекторные реакции:

а) наличие безусловных рефлексов после 3-4 мес. (в норме должны быть заторможены),

б) активизация тонических шейных и лабиринтных рефлексов во всех положениях.

3. Нарушение позы и произвольных движений:

а) голова: запрокидывание в положении на спине, постоянный поворот в одну сторону, чрезмерное запрокидывание в положении на животе, трудности удержания при тракции, вертикально, на животе, сидя,

б) прижаты к туловищу, не приводятся к средней линии, ребенок не тянет их в рот, не отводит в стороны, не тянется к игрушке, кисти сжаты в кулак, отсутствует оптическая опора рук,

в) ноги: чрезмерное разгибание и приведение в положении на спине, вертикально на опоре, ходьба на носках, плохая опора, прогибание в коленных суставах,

г) задержка глобальных двигательных реакций: ребенок не поворачивается на бок, не поворачивается на живот, поворачивается боком, самостоятельно не сидит, не опирается на руки в положении на животе, не встает на четвереньки, самостоятельно не садится и не встает, самостоятельно не стоит, стоит на полусогнутых и приведенных ногах, не ходит, ходит на носках, асимметрия позы и произвольных движений.

4. Задержка речевого и психического развития.

5. Данные нейросонографии: вентрикуломегалия, перивентрикулярная лейкомаляция, интра- и перивентрикулярные кровоизлияния, поликистоз, поренцефалия и др..

ЛЕЧЕНИЕ

Выделение детских церебральных параличей в отдельную группу обусловлено незрелостью мозга новорожденного, как в анатомическом, так и в функциональном отношении. В этом периоде различные вредные причины могут вызвать аналогичные клинические изменения со стороны нервной системы. При детских церебральных параличах поражается незрелый, развивающийся мозг, который имеет большие компенсаторные возможности.

Детские церебральные параличи - это фактическиостаточные явления уже перенесенного патологического процесса, при этом двигательные и другие нарушения имеют тенденцию к обратному развитию. Цель врача - направить этот спонтанный регресс симптомов по правильному пути, управлять им, не дать развиться контрактурам, различным порочным позам и движениям.

В связи со сложностью патогенеза и многообразием клинических форм детских церебральных параличей необходимо участие в процессе лечения таких специалистов, как невропатолог, психиатр, ортопед, врач по лечебной физкультуре, логопед и др.

Чтобы правильно спланировать лечение больного церебральным параличом, необходимо предварительно, определить: 1) какие показатели моторного развития (контроль головы, повороты, сидение, вставание, стояние, ходьба, манипуляция рукой и кистью) сравнительно нормальные, но отстают от хронологического возраста; 2) какому периоду соответствуют те или иные статические и локомоторные функции, мозаичны ли они; 3) почему ребенок выполняет одни движения и не может выполнить другие; 4) какие элементы движения отсутствуют в каждом навыке и мешают его развитию; 5) оказывает ли влияние тоническая рефлекторная активность на позу и движения; 6) степень спастичности в покое, при попытке к движению, в каких позах она ярче выражена; 7) наличие контрактур и деформаций или их ранних признаков; 8) уровень психического и речевого развития, характер сочетанных расстройств.

Задачи лечения: 1) выработать у ребенка образцы движений, способствующие нормализации мышечного тонуса, противодействию силе тяжести, сохранению равновесия, и создать возможность самостоятельного передвижения, приобрести навыки самообслуживания; 2) предупредить формирование патологических поз, аномального мышечного тонуса и движений, развитие контрактур и деформаций; 3) обучить родителей методам лечебного ухода и доступным лечебно-коррекционным мероприятиям.

Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, непосредственно связанную с проведением уроков физической культуры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные моменты.

Построение реабилитационной программы должно исходить из основных принципов:

1. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

2. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными (имеется в виду единство биологических и психосоциальных методов воздействия).

3. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого ребенка в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста и пр.

4. Заключительным этапом реабилитационной программы должна быть возможно более полная социальная адаптация.

Первый этап реабилитации - восстановительное лечение в стационаре. В зависимости от характера патологического про­цесса продолжительность его различна.

Второй этап - реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функций. Этот этап печения лучше начинать в местном санатории. Особенно эффективно лечение детей с последствиями заболеваний нервной системы на бальнеологических и грязевых курортах. Природные факторы - радоновые, сульфидные воды, лечебные грязи - вызывают гуморальные и гемодинамические сдвиги в организме, влияют на состояние нервной и эндокринной систем, обмен веществ, улучшают трофические функции организма. Использование на втором этапе реабилитации курортного лечения, имеющего длительный период последействия, значительно увеличивает объем восстановительных реакций ребенка.

Третий этап - собственно реабилитация, возвращение к обычной деятельности, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап преследует полную ликвидацию дефекта, возвращение в среду сверстников. На этом этапе значительное место в реабилитационной программе отводится социальным, психологическим, учебно-воспитательным воздействиям.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Лечебная физическая культура - один из ведущих компонен­тов комплексного лечения больных с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата.

Основные задачи лечебной физкультуры при ДЦП следующие: 1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений; 2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем; 3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного; 4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий дви­гательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных сис­тем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций. Лечебная гимнастика направлена на: 1. нормализацию тонуса мышц; 2. нормализацию либо становление ослабленных или отсутствующих врожденных двигательных рефлексов (шагового, защитного, ползания, рефлекса с головы на туловище, с туловища на голову, рефлекса опоры, Переса, Робинсона и др.); 3. подавление не редуцировавшихся к сроку, а, наоборот, нарастающих примитивных тонических рефлексов (асимметричного и симметричного шейных, лабиринтных, хватательного и др.); 4. стимулирование с 3-4-й недели жизни развития рефлекса с головы на шею (первый установочный рефлекс, свидетельствующий о развитии адекватной деятельности антигравитационных механизмов), а также механической, затем оптической реакций опоры верхних конечностей, правильного захвата предметов, зрительно-моторной координации; 5. коррегирование положения пальцев рук; предупреждение мышечных атрофии, ограничений подвижности в суставах; 6. восстановление активных и пассивных движений и общей статики и кинематики больного.

Для решения этих задач отечественные и зарубежные исследователи разработали ряд методов, Среди которых в первую очередь следует назвать метод К.И.Бобат, с помощью которого нормализуется мышечный тонус (в позе эмбриона), с применением специальных упражнений на мяче, валиках, приемов для гашения тонических и становления врожденных двигательных рефлексов. И.Войт (1970), С.А.Бортфельд (1986). К.А.Семенова (1979) усовершенствовали систему К. и Б.Бобат и предложили свои приемы.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение ха­рактера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания.

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают ди­намику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Конечная цель ЛФК - развитие новых двигательных актов, обучение ребенка самообслуживанию и самостоятельному передвижению.

МАССАЖ

Широкое применение при нарушениях опорно-двигательного аппарата находитмассаж. Механически воздействуя на ткани, он вызывает реакцию в первую очередь со стороны сосудистой и нервной систем. Под влиянием массажа усиливается лимфо- и кровообращение, газообмен между кровью и тканями. Возникающие в коже и глубжележащих тканях афферентные импульсы оказывают стимулирующее влияние на деятельность центральной нервной системы. Регулярное проведение массажа способствует повышению сократительной способности мышц, их эластичности и ускоряет восстановление их после утомления или длительной иммобилизации. Поскольку ортопедические больные требуют длительного применения массажа, то целесообразно обучать основным приемам массажа родителей и близких бального.

С массажа начинается комплекс занятий лечебной физкультурой, Обычный физиологический массаж в большинстве случаев не пригоден, поскольку к работе с каждой мышечной группой следует подходить избирательно, с учетом ее тонуса, а также его влияния на группу мышц-синергистов, чтобы не вызвать патологическое повышение их тонуса. К.А.Семенова (1974) разработала специальный системный точечный массаж, с помощью которого можно учитывать особенности физиологических и патологических синергий.

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Медикаментозное печение зависит от стадии течения заболевания, структуры дефекта, психического и соматического статуса ребенка и направлено на:

1. прекращение внутриутробно начавшихся воспалительных первичных и вторичных аутоиммунных процессов, если они имели место;

2. предотвращение рубцово-спаечных процессов, возникающих вследствие воспаления, механической родовой травмы и кровоизлияний; последствий асфиксии, в том числе и хронического метаболического ацидоза;

3. интенсификацию обменных процессов в нервной ткани, прежде всего окислительно-восстановительного и белкового обмена;

4. обеспечение энергетических процессов в мозге;

5. устранение первично или вторично возникших гипертензионного и судорожного синдромов;

6. нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе;

7. стимуляцию психического и речевого развития.

Применение лекарственных препаратов при детских церебральных параличах преследует цель создать благоприятные условия для более успешного проведения лечебной физкультуры. Медикаментозная терапия в резидуальном периоде включает в себя назначение средств понижающих мышечный тонус, улучшающих проведение нервных импульсов в синапсах, уменьшающих гиперкинезы, нормализующих течение обменных процессов в нервной ткани, а также противосудорожные (при наличии припадков), дегидратирующие (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме) и общеукрепляющие средства.

Препараты снижающие мышечный тонус (угнетают клетки ретикулярной формации, блокируют моно- и постсинаптические спинномозговые рефлексы, оказывают центральное и периферическое холинолитическое действие): мидокалм, баклофен, сурдолит, амедин, норакин, циклодол, тропацин, скутамил Ц, леводопа, наком, синимет и др. Данные препараты назначаются в постепенно нарастающей дозировке. Установлено, что через 40-60 минут после приема одного из перечисленных средств наступает снижение мышечного тонуса и в это время рекомендуется проводить ЛФК.

Препараты, улучшающие нервно-мышечную проводимость: прозерин, галантамин, нивалин, калимин, оксазил дибазол. Они не действуют на погибшие нервные клетки, а только на те участки нервной ткани, которые длительное время находятся в состоянии угнетения. Необходимо помнить, что в отношении нервно-мышечной передачи возбуждения прозерин и его аналоги являются антагонистами тропацина и других препаратов из группы атропина, поэтому их нельзя назначать одновременно.

Для уменьшения гиперкинезов наиболее часто применяют транквилизаторы (элениум, амизил, фенибут, ноофен, реланиум, феназепам и др.), нейролептики, реже - атропинсодержащие препараты (циклодол, ортан, тропацин), а так же пиридоксин. В некоторых случаях при неэффективности консервативного лечения прибегают к так называемым стереотоксическим операциям на базальных ганглиях головного мозга. При этом в область бледного шара или некоторых ядер зрительного бугра вводится невролитическая смесь (обычно спирт с майодилом). По литературным данным при этом в 70% случаев прекращаются гиперкинезы и в 80% случаев снижается мышечный тонус. Хемопаллидэктомия проводится только нейрохирургами в специализированных отделениях.

При мозжечковых формах ДЦП, когда мышечный тонус бывает сниженным, назначаются дуплекс, секуринин, эхинопсин, стимуляторы медиаторного ряда.

Препараты стимулирующие обменные процессы в нервной системе (активируют белковый и углеводный обмен, одновременно удаляя токсические продукты распада, повышают дыхательную активность, энергетические процессы в ткани мозга, улучшают кровоснабжение, способствуют дифференциации нервных клеток, миелинизации проводящих путей, улучшают функциональные возможности мозга): глютаминовая кислота, аминалон, ноотропил, пирацетам, энцефабол, церебролизин, диавитол, липоевая кислота, когитум, префизон, карнитин, пантогам, пиридоксин, цианкоболамин, нейромедин и др.. При судорогах стимулирующие препараты следует вводить осторожно, постепенно повышая дозу, в сочетании с противосудорожными и седативными средствами.

Препараты, улучшающие микроциркуляцию (усиливают мозговое и периферическое кровообращение, улучшают реологические свойства крови, активируют обменные процессы): теоникол, ксантинол, трентал, кавинтон, актовегин, эмоксипин.

Препараты, обладающие рассасывающим действием и стимулирующие регенерацию (уменьшают продуктивные и стимулируют регенеративные процессы в нервной системе, увеличивают проницаемость тканей и улучшают их трофику): алоэ, лидаза, пирогенал, пропермил.

Дегитратирующие препараты (усиливают диурез, уменьшают продукцию ликвора): магния сульфат, диакарб, триампур, гипотиазит, фуросемид, лазикс, глицерин и др..

Наличие эпилептических припадков в обязательном порядке требует назначения противосудорожных средств (фенобарбитал, дифенин, антелепсин, карбамазепин, производные вальпроевой кислоты – депакин, конвульсофин и др.). Противосудорожную терапию больным церебральными параличами назначают индивидуально с учетом особенностей основного заболевания, характера эпилептических пароксизмов, их частоты, времени возникновения в течение суток. Противосудорожные препараты необходимо принимать непрерывно, длительно (3-5 лет эффективной терапии), с последующей постепенной отменой.

Кроме такого дифференцированного медикаментозного лечения рекомендуется периодически принимать фармакологические средства, регулирующие обмен веществ в нервной ткани и повышающей сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Это препараты фосфора и кальция, АТФ, витамины группы В, Е, С, тималин и др.

ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

В комплексной терапии детских церебральных параличей значительное место занимают физические методы лечения (электросветолечение, водолечение, электрофорез, ультразвук, магнитотерапия, электростимуляция мышц и нервов, грязелечение, парафино-иозокеритолечение, ИРТ и др.), направленные на уменьшение спастичности, улучшения кровообращения в мышцах.

Ниже приводится краткое описаниенекоторых физиотерапевтических процедур.

Так, с лечебной целью можно использовать гальванический ток. Предложены различные методики его применения (гальванический воротник по А.Е.Щербаку, гальванизация шейных симпатических узлов, трансцеребральная гальванизация и др.). Во время процедуры больной не должен испытывать неприятных ощущений (начальная сила тока 4-5 ма, постепенно доводится до 10-12 ма), лечение проводится ежедневно или через день, всего 20-25 сеансов. С помощью гальванического тока можно вводить различные лекарственные вещества (электрофорез), которые создают в глубоких слоях кожи депо длительного действия. При детских церебральных параличах наиболее часто применяется гальванический воротник с хлористым кальцием, йодистым калием, сернокислой магнезией, новокаином, бромом. При этом улучшается трофика и кровоснабжение мышц, снижается их тонус, нормализуется деятельность высших вегетативных центров, уменьшаются гиперкинезы. С целью рассасывания глиозных рубцов в центральной нервной системе, можно применять трансцеребральный электрофорез по Бургиньону с иодистым калием. Для снижения мышечного тонуса этим же способом можно вводить экстракт из корня белладонны (берется 1-2 мл. 0,2% водного раствора корня белладонны, растворяется в 100 мл воды и смачиваются две прокладки, которые накладываются на сомкнутые веки), для улучшения обмена - глютаминовую кислоту, для снятия возбуждения - ГОМК.

При повышенном мышечном тонусе рекомендуется назначать паравертебральное ультрафиолетовое облучение, так называемые "ползучие" ДУФ и КУФ-эритемы. Можно также применять местно электротепловые процедуры (облучение лампой "Соллюкс", диатер­мия, индуктотермия). После таких процедур, способствующих расширению кровеносных сосудов и снижению мышечного тонуса можно применять рациональную электростимуляцию мышц с помощью аппаратов АСМ-2 или АСМ-3. По мнению И.М. Левина, таким путем можно начать обучение ребенка активному сокращению мышц.

В 1957 году К.А.Семенова предложила лечение детских церебральных параличей низкочастотным импульсным током, источником которого является аппарат АСУ-2, АСМ-3. Методика данной процедуры следующая: на дистальные отделы кистей и стоп накла­дываются узкие электроды. Сила тока, длительность импульса должны быть индивидуально подобраны в зависимости от возраста ребенка, его переносимости к току и клинических проявлений заболевания. Время воздействия тока 5-8 минут с последующей заменой полярности тока на такое же время. На курс лечения 20-25 сеансов. Можно проводить до 10 курсов с перерывом 1,5-3 месяца. По данным К.А.Семеновой эти процедуры улучшают общее состояние ре­бенка, снижают мышечный тонус, увеличивают объем активных движений. И.М.Левин предлагает при дистальном расположении электродов на конечностях проводить электрофорез новокаина с адреналином (к 40 мл. 2% раствора новокаина добавляется 8 капель 0,1% раствора адреналина). Салфетки, смоченные таким раствором, накладываются на дистальные отделы кистей или стоп и присоединяются к раздвоенному аноду. Катод накладывается на среднюю треть предплечья или голени. Всего курс лечения 10-20 процедур.

С целью воздействия на общее состояние организма, а также для снижения мышечного тонуса широко применяются водные процедуры: общие теплые ванны, соленые ванны (1-2 кг поваренной соли на 200 литров воды), хвойные ванны (на одну ванну 50-60 грамм жидкого экстракта хвои), а также рапные и морские ванны. Температура воды 35-38°, через день по 10-15 минут, на курс лечения 10-15 ванн. Водные процедуры необходимо сочетать с лечебной гимнастикой. При высоком мышечном тонусе можно проводить изби­рательный подводный душ-массаж.

В комплексном лечении детских церебральных параличей широко можно использовать органические и неорганические грязи и грязеподобные вещества: сапропели, глину, песок, торф, озокерит и парафин. Грязевые процедуры проводятся преимущественно в виде аппликации ("воротник", "трусы", "шаровары" и др.) при температуре 40-42° через день по 15-20 минут. Всего на курс лечения 15-20 процедур. При лечении парафином и озокеритом длительность процедуры увеличивается до 30-40 минут. В домашних условиях можно также проводить лечение просеянным речным песком, который при температуре 45-50° насыпается в деревянные ящики или полотняные мешочки, и туда помещается пораженная конечность. Летом можно засыпать верхние и нижние конечности больного слоем песка толщиной 5-6 см и использовать естественное солнечное нагревание. Все эти тепловые процедуры вызывают гиперемию и улучшают питание мышц, снижают мышечный тонус, уменьшают контрактуры.

Климатотерапия - воздействие на организм естественных природных факторов - воздуха, солнечного излучения, воды. Их особенно успешно используют на специализированных климатических курортах - в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике.

ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Ортопедическое печение направлено на предупреждение и исправление деформаций, восстановление опорности и активной подвижности пораженных конечностей и их внешнего вида. В травматологии и ортопедии применяются как разнообразные консервативные, так и оперативные методы лечения. К ортопедическим средствам, с помощью которых можно придать части тела физиологическое положение, относятся шины, шинки-штанишки, лонгеты, туторы, воротники, валики. Ортопедический режим должен разрабатываться для каждого больного индивидуально и неукоснительно соблюдаться.

Ортопедические способы лечения детских церебральных параличей (как консервативные, так и хирургические) подлежат компетенции ортопедов, хирургов, а поэтому в настоящей брошюре не рассматриваются.

ВОСПИТАНИЕ

Наряду с проведением необходимого лечения для больных детскими церебральными параличами не менее важна правильная организация воспитательной работы. Нужно учитывать, что у 70-80% этих больных имеются нарушения психики. Умственную неполноценность следует расценивать не как что-то статическое, постоянное, а как положение, которое в принципе можно изменить, с тем чтобы было проводить соответствующие воспитательные и лечебные меры. При наличии выраженной умственной отсталости больных необходимо помещать в дома инвалидов. Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью должны заниматься в специальных детских садах и школах. При сохранности интеллекта или небольшой задержке умственного развития больные могут посещать общие школы или (лучше) специализированные детские сады и школы интернаты, где создаются необходимые условия для учебно-воспитательной работа. Эти условия определяют своеобразие методического подхода к воспитанию:

1. создание малых групп, с учетом уровня развития;

2. для каждой группы составляется план на одну неделю, с разработкой индивидуального плана активации каждого ребенка;

3. следует сокращать продолжительность занятий, чтобы не перегружать способность к сосредоточению;

4. необходимы более частые упражнения для закрепления знаний и специальное время для повторения;

5. время отдыха должно быть более длительным, чем у здоровых детей;

6. важный элемент воспитания – выработка гигиенических навыков и обучение определенным социальным обязанностям;

7. особое внимание необходимо уделять развитию моторики и речи с участием физиотерапевта и логопеда;

8. в связи с повышенной отвлекаемостью необходимо более жестко руководить игрой, раскрыть возможности организации ее, активизировать игры.

Задачи в первый год жизни: 1) воспитание привычки к контакту и потребности в нем – обращение к ребенку, привлечение его внимания к окружающим предметам; 2) развитие зрительного восприятия и сосредоточения с применением световых раздражений, а также показа предметов с простыми и четкими формами (мяч, погремушка); 3) развитие слухового восприятия и сосредоточения с применением голоса, колокольчика тамбурина и др. Использование звуков разного направления тональности, последовательности, Побуждение ребенка к извлечению звуков («ладушки», погремушка и т.п.); 4) развитие движений губ – сосание, жевание (постепенный переход на твердое питание), побуждение ребенка дуть, выдувать воздух; 5) тренировка осязания – соприкосновение с разнообразными предметами, на первых порах путем коррегирования движения руки ребенка; 6) упражнения для рук – стимуляция хватания («дай ручку»), «ладушки», удары руками, катание мяча, игры с кубиками, с водой, бросание, игры пальчиками т. д.; 7) тренировка общей моторики – переход от спонтанных движений к заданному ритму под пение, бубен и т. д., ползание, кувыркание, вставание, ходьба за ручку. Особое значение имеет выполнение ритмичных гимнастических упражнений; 8) обучение простейшим движениям; 9) стимуляция участия в воспроизведении ритма, звуков, мелодий; 10) побуждение называния определенным словом своих желаний и предметов путем неоднократного повторения; 11) развитие эмоциональных реакций – радости, доверия, хорошего самочувствия и т. д. Путем демонстрации эмоций, рассказов, соответствующих игр и подкрепления реакции ребенка; 12) в процессе воспитания следует избегать запугивания и изнеженности. Не все особенности поведения ребенка связаны с его умственной отсталостью; 13) наряду с целенаправленными воспитательными воздействиями необходимо представлять ребенку возможность самостоятельной игры и занятий.

Следует облегчать процесс социальной адаптации таких детей путем улучшения межличностных отношений.

Привлечение родителей к процессу воспитания детей может стать более действенным, если их постоянно информировать о текущих педагогических задачах и часть учебных заданий переносить домой.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Меняющийся непостоянный характер нарушений мышечного тонуса в речевой мускулатуре, большая его зависимость от внеш­них влияний, эмоционального состояния ребенка, положения его тела и головы в пространстве обуславливают особенности звукопроизношения у этих детей. Отсутствие стабильности артикуляционных нарушений приводит к непостоянству нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии наблюдается дистония речевой мускулатуры, то при попытке к речи наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Появление гиперкинезов речевой мускулатуры резко искажает речь, делает ее малопонятной, а иногда и невозможной. Кроме того, могут отмечаться и гиперкинезы диафрагмы, межреберных мышц, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению насильственных криков или стонов.

Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия, которая характеризуется нарушением мышечного тонуса. Для этого речевого нарушения характерна ограниченная подвижность артикуляционных мышц; особенно страдают наиболее тонкие изолированные движения, повышено слюноотделение, нарушено дыхание, голосообразование.

Основными задачами стимуляции и коррекции предречевого развития в ранней стадии болезни являются:

1. специальная дыхательная гимнастика, направленная на выработку голосовых реакций;

2. точечный системный массаж, с помощью которого стимулируется развитие оральных рефлексов, устраняются оральные синкинезии, корригируется положение языка и тонус его мышц;

3. массаж мимических мышц (особенно мышц губ), подъязычных мышц, и мышц шеи, обеспечивающих возможность произношения;

4. развитие зрительного бинокулярного фиксационного рефлекса, координации движений руки и взора, на базе которых формируются ориентировочные, затем ориентировочно-познавательные реакции и, наконец, внутренняя речь, первые элементы ее понимания.

Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений строится на основе учета данных патогенетического анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефекта, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реакций. Работа должна быть направлена на развитие всех сторон речевой деятельности ребенка. В систему логопедических мероприятий входит не только развитие артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи, но также и формирование ее лексико-грамматической стороны, создание условий, необходимых для овладения ребенком письменной речью.

При осложненных формах дизартрии работа логопеда предполагает обогащение слухового опыта, развитие слухового внимания, навыков локализации звука в пространстве, слуховой памяти, фонематического слуха, семантической стороны речи ребенка. Работа строится с опорой, главным образом, на зрительное восприятие. При проведении логопедических занятий необходимо уделять внимание предупреждению и преодолению различных синкинезий в скелетной мускулатуре и, особенно в пальцах рук, а также в мимической мускулатуре.

Работа над артикуляционной моторикой проводится в единстве с занятиями лечебной физкультурой на фоне строго индивидуализированной медикаментозной терапии.

ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА

Прогноз при детских церебральных параличах зависит от времени патологии мозга и степени ее выраженности. При антенатальных повреждениях прогноз тем серьезнее, чем на более ранней стадии развился патологический процесс. Распространенные деструктивные поражения мозга прогностически хуже, чем очаговые. Значительно утяжеляют прогноз сочетанные расстройства - снижение зрения, слуха, психические нарушения, судороги, гидроцефальный синдром, соматические, инфекционные заболевания.

Прогноз двигательных, психических и речевых нарушений зависит от времени установления диагноза, начала лечения и его преемственности в различные возрастные периоды.

Прогноз социальной адаптации более благоприятный при спастической геми- и диплегии, и неблагоприятен при двусторонней гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Для профилактики пре- и перинатальных поражений мозга необходимо комплексное решение широкого круга вопросов, касающихся предупреждения как непосредственных влияний вредных факторов на плод, так и опосредованного организмом матери, усовершенствования методов диагностики патологических состояний плода и новорожденного, коррегируюшей и восстановительной терапии, санитарного просвещения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.-«Здоровья», Киев, 1988.- 327 с.

2. Перинатальная патология /Под общ. ред. М.Я.Студеникина (СССР), Ю.Кюльца, Г.Эггерса (ГДР). СССР-ГДР.-М.: Медицина, 1984.- 267 с.

3. Семенова К.А. Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом.- Ташкент: Медицина, 1979.- 487 с.

4. Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С., Фрейдков В.И. и др. Неврология детского возраста: болезни нервной системы новорожденных и детей раннего возраста, эпилепсия, травматические и сосудистые поражения: Учеб. пособие для ин-тов.- Мн.: Выш. шк., 1990.- 495 с.

5. Шухова Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М.: Медицина, 1979.- 255 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской , но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная .

Значимость ЛФК при ДЦП

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать , которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный эспандер . Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео — Необычное упражнение для детей с ДЦП

С момента рождения выявляются несостоятельность врожденных двигательных рефлексов: отсутствуют рефлексы опоры, автоматической походки, ползания, слабо выражены или отсутствуют защитный и хватательный рефлексы. Снижен тонус мышц (гипотония). Установочный рефлекс на голову и цепные установочные рефлексы значительно задерживаются в своем развитии. Такие больные начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить - 6 годам. Как правило, при этой форме поражается лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Характерными симптомами являются атаксия, гиперметрия, интенционный тремор. У 60-70% детей наблюдаются речевые расстройства и задержка психического развития. При поражении лобных долей наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность.

Нарушения вегетативной нервной системы

Поражения мозга при ДЦП обуславливает и нарушение вегетативной нервной системы. У детей младшего возраста нарушения вегетативной нервной системы могут проявляться снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, общим беспокойствием, периодическим повышением температуры тела, срыгиванием, рвотой, жаждой, запорами, поносами. У детей более старшего возраста может наблюдаться повышенное потоотделение, особенно ладонных поверхностей кистей рук и подошвенных поверхностей стоп (гипергидроз), похолодание и синюшность кистей рук и стоп ног (акроцианоз), желудочно-кишечные расстройства, нарушения регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, трофические расстройства. При нарушении вегетативной нервной системы может также наблюдаться извращение иммунологической реактивности, что сопровождается частыми простудными заболеваниями и возникновением хронических воспалительных процессов.

Нарушения речи

После первого вдоха, новорожденный кричит, как бы возвещая мир о своей первой победе над силами земного притяжения. В последующем на протяжении первого месяца жизни крик будет единственным сигналом внешнему миру о дискомфорте, который испытывает организм новорожденного.

На базе крика и рефлексов орального автоматизма (сосательного, глотательного, хоботкового, поискового) при условии сохранности слуха будет формироваться речь ребенка.

Выделяют следующие формы речевых расстройств:

Дизартрии

Для дизартрий характерно нарушение звукопроизношение и голоса. В зависимости от причин нарушения звукопроизношения и голоса выделяют следующие дизартрии:

а) псевдобульбарная.

При псевдобульбарной дизартрии повышение тонуса мышц языка, круговой мышцы рта, лица, шеи приводит к ограничению произвольных движений в артикуляционном аппарате. Характер повышения тонуса в большей степени зависит от влияния тонических рефлексов. Поражения корково - ядерных путей и черепных нервов приводят к несостоятельности функции языкоглоточного нервов, при этом возникает нарушение голосообразования, дыхания, затруднение жевания, поперхивание во время приема пищи, повышенное слюнотечение и т. д. (псевдобульбарные и бульбарные синдромы).

Присутствие различных синкинезий в артикуляционных и скелетных мышцах еще в большей степени затрудняет звуко - и словопроизношение.

Псевдобульбарная дизартрия наблюдается при спастических формах ДЦП (двойной гемиплегии, спастической диплегии и гемипарезах).

б) мозжечковая.

При мозжечковой дизартриии в результате гипотонии артикуляционных мышц губы оказываются вялыми, язык - тонким, распластанным в полости рта. Гипотония артикуляционных мышц и дисхронизация дыхания, фонации, артикуляции (в связи с мозжечковым расстройствами) приводят к тому, что речь оказывается замедленной, толчкообразной, затухающей к концу фразы (скандированная речь).

Мозжечковая дизартрия наблюдается при атоническо-астатической форме ДЦП.

в) экстрапирамидная.

Экстрапирамидная дизартрия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинзы при этой форме заболевания распространяются на мышцы языка, губ, лица, диафрагмы, межреберных мышц, что приводит к значительному затруднению плавности и соразмеренности последовательных речевых артикуляций.

Тонус артикуляционных мышц нарушен по типу дистониии, который может резко меняться под влиянием тонических рефлексов, эмоциональных состояний ребенка и различных внешних факторов.

Анартрия.

В связи с резким нарушением тонуса в артикуляционных мышцах, выраженным поражением корково - ядерных путей наблюдается полное или почти полное отсутствие звукопроизношения. Анартрия может встречаться чаще - при двойной гемиплегии.

Алалия.

Это системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон. В отличии от дизартрии речедвигательный аппарат при алалии оказывается сохранным.

В зависимости от поражения той или иной корковой зоны речи выделяют следующие алалии:

а) Моторную (экспрессивную).

При этой форме алалии наблюдается затруднение в переключении с одного слова на другое или недоразвитие навыков правильной артикуляции.

в) Сенсорную.

При этой форме алалии нарушено понимание обращенной речи.

Нарушение слуха

Еще до рождения плод отвечает движением на звуковой раздражитель. После рождения на резкий звук новорожденный реагирует смыканием век, двигательным беспокойством, изменением дыхательного ритма, поворотом головы. В два месяца ребенок начинает поворачивать голову или глаза на звук, реагировать на голос матери, в 3-4 месяца эта реакция становится постоянной.

У 6-25% детей с ДЦП наблюдается поражение слуха от незначительной степени снижения до полной глухоты. Наиболее часто страдает слух у больных с гиперкинетической формой ДЦП (у 30% детей).

При незначительной степени поражения слуха, как правило, страдает слух на высокие тона, при этом нарушается звукопроизношение высокой частоты. Ребенок такие звуки как - в, к, с, ф, ш просто не употребляет в своей речи. У некоторых больных оказывается недоразвитым фонематический слух с нарушением дифференцировки близких фонем (ба - па, ва - фа и т.д.). У такой категории больных возникают трудности в обучении чтению, письму. В письме под диктовку такие больные делают много ошибок. В ряде случаев отмечается колебание слухового восприятия: больные в какие - то периоды жизни начинают лучше слышать, в какие - то - хуже. Колебание степени снижения слуха чаще всего зависят от колебания внутричерепного давления.

В некоторых случаях отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям, которая сопровождается повышением тонуса мышц, усилением гиперкинезов и речевых расстройств.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития, а при резком снижении слуха речь совсем не формируется.

Клинические данные о нарушении слуха можно подтвердить уже в первые месяцы жизни ребенка путем исследования медленных корковых слуховых вызванных потенциалов, а с 5-6 лет - с помощью аудиометрии.

Нарушение зрения

Новорожденный на источник света реагирует рефлекторным смыканием век и легким отбрасыванием головы назад. К двум месяцам жизни появляется мигательный рефлекс, который возникает при приближении предмета к глазам, к трем месяцам - фиксирует взор на предмете, следит за предметами, к 4 месяцам - тянется к игрушке и захватывает ее, к 6 месяцам - переводит взгляд с предмета на предмет, осматривает игрушку.

У детей с ДЦП могут наблюдаться снижение остроты зрения, нарушения полей зрения, аномалии рефракции, косоглазия (сходящееся, расходящееся, одностороннее, двустороннее), парез взора, изменения глазного дна, оптико - гностические нарушения.

Психические нарушения

Генетическим кодом запрограммирована последовательность формирования двигательной, речевой и психической функции человека. Формирование двигательной, психической и речевой функции является результатом развития мозга. Свидетельством этого является то, что в 1-й год жизни ребенка масса мозга увеличивается в 3,5 - 4 раза.

В последовательности развития человеческих функций заложена программа саморазвивающейся системы: развитие речи, психики, движений стимулирует развитие мозга. В свою очередь развитие мозга является основой для дальнейшего развития психических, речевых и двигательных функций. Этим и обуславливаются огромные потенциальные возможности психических функций, речи, движений человека.

В своем развитии все важнейшие человеческие функции взаимосвязаны друг с другом: развитие или задержка формирования одной из них стимулирует или тормозит функциональную активность других. Так дети - олигофрены без казалось бы нарушений двигательного анализатора значительно позже овладевают статикой и локомицией, т. е. позже начинают сидеть, стоять, ходить. Все движения у них оказываются неловкими, лишенными возможностями для дальнейшего совершенствования. При казалось бы сохраненности речедвигательного аппарата речь также формируется с запаздыванием и остается элементарной и невыразительной.

Ребенок рождается с абсолютным незнанием о себе, своем теле и окружающем мире. Для того, чтобы появились знания необходим соответствующий опыт, который будет обрабатываться мозгом и проявляться в виде тех или иных психических функций. Этот опыт ребенок может приобретать с помощью информации, которую получает мозг из окружающего мира через систему анализаторов: слуха, зрения, осязания, обоняния, проприоцептивную афферентацию.

Уже в первые месяцы жизни ребенок, касаясь руками груди, лица, рта, а затем и других частей тела, благодаря осязательному, кинестетическому, зрительному анализаторам развивает восприятие своего тела. С помощью кинестетического, зрительного, вестибулярного анализаторов - формирует знания о частях тела. В последующем ребенок берет игрушки в руки, тянет их в рот, манипулирует ими при этом формируются знания об окружающих предметах, их форме, консистенции и т. д.

Освоение самостоятельной ходьбы оказывает качественное влияние на психическое развитие, так как намного раздвигает границы знакомства с пространством и окружающим миром и позволяет общаться со сверстниками и взрослыми на другом уровне. Известно, что если ребенок впервые приобретает способность самостоятельно ходить в более старшем возрасте (даже в возрасте 8-15 лет), у него также намного улучшается психические характеристики.

Поражение мозга в период внутриутробного развития плода и в период родов может вызвать та или иные психические нарушения. Причем характер психического дефекта зависит от степени поражения мозга и от времени действия вредных факторов. При поражении мозга в первую половину беременности, как правило, возникает грубое недоразвитие интеллекта. При поражении мозга во вторую половину беременности матери или в период родов психические нарушения носят мозаичный характер. Известно, что после рождения мозг ребенка интенсивно развивается и в связи с этим ряд нарушений функций мозга мог бы компенсироваться. Однако, у детей с ДЦП уже с первых месяцев жизни развитие мозга может значительно нарушаться из - за двигательных расстройств, нарушения зрительного, звукового, кинестетического восприятия, задержки формирования зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-кинестетических и др. связей, т.е. ребенок, страдающий ДЦП уже на первом году жизни лишается многих важных стимулов и потребностей, запрограммированных генетическим кодом (т.е. подвергается воздействию различных деприваций):

1. Нарушения проприоцептивной афферентации, зрения, слуха приводят к сенсорной депривации, что оказывает существенное отрицательное влияние на развитие мозга ребенка и, следовательно, и на развитие его психических функций.

2. Речевые, двигательные, сенсорные нарушения приводят к снижению контакта ребенка со сверстниками, с родителями и взрослыми людьми, в связи с чем ребенок подвергается эмоциональной и социальной депривации.

Таким образом, дефицит стимулов у ребенка, страдающего ДЦП, приводит к недоразвитию корковых и подкорковых структур мозга, отражением которых является ряд психических нарушений: нарушение пространственного восприятия, схемы тела, эмоционально-волевой сферы, конструктивного праксиса, развития личности, перцепции, снижения запаса сведений и представлений (задержка психического развития).

Коррекционно-педагогическая работа при обучении детей с церебральными параличами .

Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воз­действие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическо-орто­педическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, не­посредственно связанную с проведением уроков физической культу­ры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные мо­менты,

Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений стро­ится на основе учета данных патогенетического анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефек­та, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реак­ций ребенка. Работа всегда нацелена на развитие всех сторон ре­чевой деятельности ребенка.

Работа над артикуляционной моторикой проводится в тесном единстве с занятиями по лечебной физкультуре на фоне строго ин­дивидуализированной медикаментозной терапии.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. В эти школы принимаются дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего воз­раста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы,

По мере восстановления здоровья, на основании заключения психолого-ме­дико- педагогической консультаци, учащиеся могут переводиться в об­щеобразовательную школу или школу-интернат общего типа.

По окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы педагоги­ческий совет дает выпускникам соответствующие рекомендации по трудоустройству. Трудоустройство выпускников школы, которые к окончанию являются инвалидами 1-II группы, проводится органами социального обеспечения.