Рекомендации для родителей ребенок зпр 4 года. Рекомендации для родителей, имеющих детей с зпр консультация на тему. Поставили диагноз ЗПР, что делать

    Помните, что Ваш ребенок будет обучаться медленнее других детей.

    Не проявляйте сверх критичность к ребенку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Не думайте за ребёнка.

    Обращайте внимание на любые трудности ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя и родителей.

    Помогайте ребенку развивать уверенность в своих силах.

    Систематически общайтесь с ребенком. Это самый важный фактор для успешного старта в школе.

    Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

    Чередуйте занятия. Непрерывное чтение не должно превышать 8 - 10 мин, письмо 4 - 5 мин. После этого- сменить деятельность. Через 30 - 40 минут сделать большой перерыв.

    Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в школу. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

    Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

    Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

    Общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями.

    Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

    Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

    Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные.

    Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха.

    Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка.

    Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

    Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения.

    Будьте сдержанными, спокойными, радуйтесь успехам ребенка.

Задержка психического развития - это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Еще до поступления в школу родители могут заметить , что их ребенок отличается от своих сверстников : он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна - ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы , невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности - запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над» , а «рядом» .

Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому , что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Развивайте навыки постепенно , начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию , концентрацию, внимание.

Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.

Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения : интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

Физическое развитие . Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР .

Публикации по теме:

Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности.

ИКТ, как средство развития речи детей с задержкой психического развития Видео «ИКТ как средство развития речи детей с задержкой психического развития».Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием.

Макет «Лес» изготовлен для детей с задержкой психического развития с целью познавательного развития, развития игровой деятельности, экологического.

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития 1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития. 1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях,.

Развитие умения общения с детьми:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
Изменение психологического микроклимата в семье:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
- избегайте по возможности больших скоплений людей
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Что нужно знать родителям о задержке психического развития.
Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?
Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.
Что такое ЗПР?
Педагогический диагноз «ЗПР» ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».
1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом
2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее
3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников
4. Специалисты, которые могут Вам помочь:
- врач-невролог, психоневролог
- учитель-дефектолог
- педагог-психолог
- учитель-логопед.
5. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения.
6. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-педагогического сопровождения (ЦПМПС).

Причины задержки психического развития:
Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.
Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:
патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации) внутриутробная гипоксия плода преждевременные роды травма или асфиксия плода во время родов инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте наследственная предрасположенность.
Социальными причинами ЗПР могут быть такие:
длительная изолированность ребенка от общества неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.
В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:
конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции) соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.) психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.) церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или заторможенность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?
Посещать специализированные детские сады, школы или группы Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.) Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями
А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Шестакова А.В. учитель-логопед

ЗПР, означает задержку психического развития. Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как , мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка.

В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5,5-6 лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника. Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса. Становится очевидной ограниченность знаний и представлений, низкий уровень интеллекта, незрелость мышления. У таких детей преобладают чисто детские игровые интересы. Причины данного заболевания в каждом случае абсолютно разные, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Психологические особенности детей с ЗПР

Умственная отсталость и задержка психического развития существенно различаются между собой. В первом случае наблюдается непосредственное нарушение мыслительных функций, которое проявляется в неспособности нормально анализировать, сравнивать и обобщать события и явления окружающей действительности. Во втором случае страдает интеллектуальная сфера. Таких детей отличает невнимательность, невосприимчивость, нарушение фонематического слуха и другие отклонения.

Если детям с ЗПР создать достаточно комфортные условия, обеспечить правильное обучение и воспитание, то они вполне охотно идут на контакт и положительно воспринимают любую помощь от взрослых. Эта помощь и поддержка дает более высокий эффект, когда она осуществляется в игровой форме и способна вызвать у малыша настоящую заинтересованность каким-то полезным делом. Большую роль играет эмоциональная составляющая, которая проявляется в ярких формах. За счет этого ребенок может выполнять интересное задание в течение довольно продолжительного времени. Такой интерес напрямую связан с конечными результатами, получаемыми по окончании задания или теста.

Многие дети, имеющие задержку в психическом развитии, хорошо рисуют и могут в понятной форме отобразить на бумаге окружающую действительность. Умственно отсталый ребенок может только черкать и рисовать самые примитивные изображения. Существуют различия и в неврологической области. У детей с ЗПР видимые симптомы заболевания проявляются в легкой форме и на первый взгляд почти незаметны, в отличие от настоящей умственной отсталости.

Существует много других особенностей и признаков, позволяющих точно разграничить задержку психического развития и умственную отсталость. В любом случае окончательное заключение о состоянии малыша может сделать только квалифицированный специалист.

Причины ЗПР

Задержка психического развития может возникнуть по самым разным причинам. В основном она появляется в результате воздействия биологических или социальных факторов.

Биологические причины ЗПР:

  • Возникновение проблем закладывается еще в период беременности. Патология начинает развиваться под действием сильных токсикозов, из-за инфекционных болезней будущей матери, приема сильнодействующих лекарственных препаратов и других факторов.
  • Проблемы во время родов, связанные с гипоксией, а также с необходимостью применения щипцов или кесарева сечения.
  • Ребенок рождается недоношенным, ослабленным и болезненным с минимальной мозговой дисфункцией.
  • Предрасположенность на генном уровне. Как правило, у матерей таких детей во многих случаях наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность.

Социальные причины ЗПР:

  • Наибольшее распространение этот диагноз получил в детских домах.
  • На детскую психику отрицательно влияет неблагополучная семья, где очень низкий материальный и интеллектуальный уровень. Слабое воспитание ребенка, отсутствие каких-либо занятий с ним.
  • В детских садах с большим количеством детей в группе одна воспитательница просто не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Все причины могут проявляться комплексно, в результате начинается значительное отставание, которое окончательно выявляется перед началом учебы в школе.

Виды ЗПР

Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования. При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы. Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.

Основные виды ЗПР:

  • Конституциональная форма полностью зависит и определяется наследственностью. У таких детей наблюдается отставание не только в психическом, но и в физическом развитии. В большинстве случаев у них всегда хорошее настроение, а полученные обиды быстро забываются. Однако, слабая эмоционально-волевая составляющая не позволяет до конца сформировать положительную учебную мотивацию. Это основная причина неуспеваемости, поскольку малыш выполняет лишь то, что представляет какой-то интерес. В целом, прогноз такой задержки благоприятный, при условии целенаправленного педагогического воздействия.
  • Соматогенная задержка происходит у малышей, рожденных здоровыми родителями. Ее основной причиной являются перенесенные заболевания, оказывающие негативное влияние на функции мозга. При наличии нормального интеллекта, малыш становится рассеянным и не может нормально сосредоточиться на учебном процессе. Адаптация в коллективе происходит с большим трудом. Такие дети всегда проявляют вежливость, адекватно реагируют на окружающую обстановку. Однако, сами они не проявляют инициативы, отличаются пассивностью и бездеятельностью, требуют постоянного руководства и подталкивания к действию со стороны взрослых. Нередко ребенок чувствует сильное утомление, сопровождающееся головной болью и снижением аппетита. Из-за этого он может отказаться от выполнения заданий. Такие малыши нуждаются в постоянной лечебно-педагогической помощи. Как правило, они обучаются в специализированных школах санаторного типа или в классах, где создан соответствующий режим.
  • При психогенной форме у детей наблюдается нормальное физическое развитие. Единственным серьезным недостатком является мозговая дисфункция. В основном она возникает из-за неблагоприятных социально-психологических факторов. Поэтому интеллект постепенно снижается, поведение несамостоятельное, отношение к окружающим безразличное, эмоции носят поверхностный характер. К такому ребенку требуется индивидуальный подход и специфические приемы обучения. В большинстве случаев ситуацию удается выправить и вывести успеваемость на нормальный уровень.

Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться. Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий. Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.

Особенности развития детей с ЗПР

В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам.

Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:

  • Невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка.
  • Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом.
  • Частые эмоциональные расстройства, выражающиеся в страхе, и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта.
  • Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий.

В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.

Работа с детьми с ЗПР

Отклонения, связанные с задержкой психического развития, о которых уже упоминалось, считаются временным явлением. Они вполне могут быть компенсированы методами специального обучения и воспитания. При условии своевременного начала занятий, ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и достигает уровня обычных детей. При этом, нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому заболеванию. В случае необходимости проводится специальное лечение.

Наибольшие трудности приходится преодолевать, когда ЗПР связана с поражением части клеток головного мозга, которые выпадают из мыслительного процесса. Такие клетки могут частично пробудиться и вновь начать работать. Одновременно к работе привлекаются соседние здоровые клетки. Для этого существуют специальные методики, используемые врачами-дефектологами. Такая работа требует больших усилий и длительного времени.

Задержку в развитии невозможно заметить сразу. Она проявляется постепенно, когда ребенок начинает взрослеть и к нему предъявляются повышенные требования. Если появились какие-то сомнения по поводу развития малыша, нужно обязательно записаться на прием к неврологу. Окончательные выводы можно сделать только на основании результатов специальных обследований, назначаемых врачом.

В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько ответственно они отнесутся к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.

Как правильно общаться с детьми с ЗПР:

  • В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание. Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категорических форм. Все устные указания подкрепляются зрительной стимуляцией. Следует помнить, что отклонения в поведении ребенка неумышленные, поэтому надо стараться избегать наказания.
  • В семье должен быть создан нормальный психологический микроклимат. Желательно проведение совместного досуга. Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием. Не допускать семейных ссор при нем.
  • Большую роль играет установление твердого распорядка. При выполнении заданий нужно следить, чтобы малыш отвлекался как можно меньше и не переутомлялся. Чрезмерное переутомление снижает самоконтроль и увеличивает гиперактивность.

Уважаемые родители! Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка.

Обращайтесь за психологической помощью, получите индивидуальные, семейные консультации, поучаствуйте в специальных тренингах для родителей и детей с ОВЗ.

Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог, социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Общайтесь с родителями, у которых такие же дети, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.

Общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.

Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность детей, делает их самостоятельными и менее зависимыми. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником, а не «запретителем». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко. Для детей с ЗПР-это важное условие.

Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.

Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей.

Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.

Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребенок развивается, что необходимо еще делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.

Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других–это стимулирует развитие.

Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение–основа качества жизни вашей семьи. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, ребенок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями.

Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.

Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребенку в присутствии незнакомых людей и вашего ребенка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.