Ребенок не ест в саду советы. Почему ребенок не ест в саду и что с этим делать? Ребенок не ест в саду – что делать

Период адаптации в детском садике проходит у детей по-разному. Родители сталкиваются с различными проблемами, одна из которых – ребёнок отказывается есть в садике. Чем это вызвано? А главное, что делать родителям в такой ситуации?

Растерянность – главный враг детской адаптации

Новые вкусовые ощущения, запахи и звуки могут вызвать у малыша чувство тревожности и растерянности. Все непривычное настораживает, а если добавить к этому тот факт, что принимать поданную пищу надо на виду у всей группы – получим в итоге не только растерянность, но и крайнее смущение.

Так же нужно учитывать и личностные факторы, например низкую социальную адаптацию ребёнка, из-за которой он отказывается посещать детский сад. Такие психологические особенности являются первопричиной определенного дискомфорта, в состоянии которого еда уже не является первостепенной потребностью.

Заставляя ребёнка есть, родители лишь усиливают давление на малыша, а значит, усугубляют проблему. Вспомните, ведь у многих взрослых пропадает аппетит, когда они испытывают нервное напряжение, а период адаптации в детском саду – это всегда стресс для ребенка. Поэтому не стоит зацикливаться на проблеме питания – когда ребенок адаптируется, он будет кушать нормально.

Поиск причин – первый шаг к решению проблемы

Но если время идёт, а ребёнок так и начинает есть? Причин для этого может быть множество. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • Отказ от еды как способ манипулирования . Ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. Обычно это происходит в тех случаях, когда кто-то из членов семьи, например, бабушка, имеет возможность сидеть с ребенком дома. Единственный выход – не идти «на поводу» у ребёнка. Ведь пока родители позволяют собой манипулировать, ребёнок так и не начнет кушать в детском саду. Зачастую это заканчивается отказом от садика и переходом на домашнее воспитание.
  • Завтрак дома . Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате, ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду. Поэтому лучше отказаться от плотного домашнего завтрака и, тем более, от сладких перекусов перед садиком. Если очень хочется покормить малыша дома, дайте ему йогурт или фрукты.
  • Непривычное питание . Многие дети консервативны в еде, а меню детского сада часто сильно отличается от того, что малыш привык есть дома. Чтобы сгладить эту разницу, старайтесь и дома кормить его кашами, супами, овощными блюдами. Если малыш категорически не ест какой-либо продукт (например, молочку), попросите воспитателей не заставлять его есть блюда, содержащие данный продукт. Со временем в садике, подражая другим детям, ребёнок начнёт есть больше разнообразных блюд.

Отказ от еды после периода адаптации

Бывает, что у ребёнка пропадает аппетит уже после периода адаптации. Первое, что надо сделать в такой ситуации, это постараться минимизировать тревогу. Нужно понять, что нежелание есть далеко не всегда связано с реальной проблемой. Наблюдая за поведением ребенка можно устранить те объективные причины, которые мешают ему расслабиться и чувствовать себя в безопасности. Обратите внимание на общее состояние здоровья маленького человечка, может аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная от шатающегося зуба десна. Причиной может оказаться и другая, невидимая внешне, проблема. Поэтому нелишним будет показать ребенка терапевту - в целях профилактики.

Вторичной причиной может оказаться банальное нежелание кушать, так как малыш просто очень мало ест, вне зависимости от того места, где его кормят. Потребность в насыщении индивидуальна для каждого, и то, что родителям кажется капризами, для ребёнка может быть собственной условной нормой. Также на аппетит влияет генетическая предрасположенность человека к интенсивному или, наоборот, угнетенному росту, то есть физиология.

Не стоит исключать и сезонности этого явления. У многих людей пропадает аппетит летом во время жары. Зимой недостаточный аппетит может быть вызван замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша. Чем он активнее и игривее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы, а для этого, соответственно, больше кушать.

Чем помочь маленькому Нехочухе?

В первую очередь обратите внимание воспитателей детского сада на необходимость физических упражнений для детей. Да и сами не забывайте следить за физической активностью ребёнка. Это могут быть гимнастика, закаливание, танцы или детская йога. Для этих целей также прекрасно подойдет и прогулка на свежем воздухе. Дождик или снег не могут являться причиной для отмены дневного моциона и пассивных игр в стенах группы.

Старайтесь приучать ребенка к разнообразной пище, чтобы в условиях детского сада для него не было неожиданностей. Лучше всего заранее узнать, чем кормят группу, и если в меню есть продукты, которые ваш малыш не любит – просто попросите их заменить или полностью исключить из индивидуального рациона. Проведите ему небольшую экскурсию по столовой, познакомьте с поварами и прочим персоналом, это поможет снять стресс и настороженность по отношению к чужим людям. Настаивайте на том, чтобы воспитатели ни в коем случае не заставляли ребенка доедать, угрожая ему при этом или ругая при всех. Такие методы недопустимы и только усугубят ситуацию.

Только совместными усилиями родителей и воспитателей можно создать такие условия в столовой, при которых прием пищи будет восприниматься малышом как часть ежедневной жизни в детском саду, как приятный процесс, который не вызывает психологического напряжения и дискомфорта.

Столовая – это общественное место, которое сильно отличается от домашней атмосферы. Ведь в столовой он получает «нейтральную» пищу, приготовленную неизвестными ему людьми. Там существует свой собственный распорядок, к которому, возможно, ребенку нелегко привыкнуть. Следует также учитывать, что, как правило, меню в саду сильно отличается от блюд, которые предлагаются ребенку дома. Многие мамы редко готовят, например, рыбные котлеты или какао. Быть может, для ребенка все эти блюда новые и непривычные, он чувствует себя растерянным, столкнувшись с неизвестными вкусами и запахами. Часто в столовую приводят одновременно несколько групп, и большое количество незнакомых детей и чужих воспитательниц повергает малыша в смущение. Самые маленькие иногда взволнованы присутствием самых старших. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. И это приводит к растерянности родителей, потому что питание, по их мнению, очень важно для развития ребенка. Знать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он сыт, – первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Но тут первое, что могут сделать родители, – это избавиться от тревоги.

Ребенок отказывается от еды: ищем причину

Постарайтесь понять, что отказ малыша от пищи не всегда является бедой, а точнее, почти всегда не является такой серьезной проблемой, как это представляется родителям. Спросите себя: почему малыш не ест – потому что не может или не хочет? Ест ли он дома или также отказывается от пищи? Бывает, что малыш всем своим поведением демонстрирует готовность поесть: охотно усаживается за стол, но непосредственно после начала процесса поглощения пищи начинает капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Важно исключить те причины, по которым ребенок хочет, но не может принимать пищу. Причиной тому может быть какая-то болезнь, например заложенный нос, больной или шатающийся зуб, проблема с кишечником или воспалительный процесс во рту. В этом случае надо обратиться за медицинской помощью.

Другой проблемой может оказаться отсутствие аппетита, которое тревожит маму и папу, но не связано с болезнью малыша. Он просто не хочет кушать или очень мало ест.

От чего же зависит аппетит? Не только от нашего понимания того, каким он должен быть у здорового малыша. В первую очередь нужно помнить, что потребность в пище у каждого человека, в том числе у ребенка, сугубо индивидуальна. Другой фактор, влияющий на аппетит, – интенсивность роста, которая зависит от генетических особенностей человека. Если мама и папа невысокого роста, то ребенок, скорее всего, будет есть меньше, чем его товарищ по группе, чьи родители могли бы играть в местной баскетбольной команде. Существуют и сезонные закономерности: зимой, как правило, малыши растут медленней, чем летом, соответственно, и кушают не так много. Ну и, конечно, стоит учитывать уровень энергозатрат маленького едока. Чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше он кушает. А что взять с малыша, который днем из-за дождя или мороза просидел весь день в группе, играя на коврике, а вечером пролежал на диване перед телевизором? Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, что надо использовать, это гимнастику, прохладную воду, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – вот великолепные помощники в борьбе с плохим аппетитом.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

Накормить «любой ценой» - плохой метод

Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть – пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.

Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка – главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, – первое, второе или и то и другое.

Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.

Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.

Дети лучше едят, когда все сидят за обеденным столом. Можно привлечь к обеду других деток (сестренок, братишек, друзей). Можно заменить детей большими игрушками, чтобы приучать кушать в коллективе, как в саду. Покажите, как нужно это делать, чтобы не мешать соседу за столом.

Поменяйте отношение ребенка к еде

Посвятите малышу время утром, приготовив вместе вкусный завтрак. Вечером и на выходных уделяйте приему пищи особое внимание, делая любимые блюда малыша.

Кормите ребенка разнообразной пищей, чтобы он привык есть все. Узнайте вместе с ребенком, чем кормят детей в саду. Спросите, что ему понравилось, предложите приготовить те же блюда дома.

Приучите малыша относиться с уважением к труду тех, кто старался, с любовью готовя это блюдо. Отказаться от пищи – значит проявить неуважение; съесть хоть немного – значит выразить благодарность. Участие в приготовлении пищи самого ребенка поможет этому. Есть то, что приготовил сам, намного интереснее и вкуснее. Не забывайте благодарить малыша за помощь, которую он оказывает вам на кухне.

Вместе с ребенком познакомьтесь с персоналом столовой и, если это возможно, узнайте, как проходит прием пищи. Если на следующий день ребенок отказывается идти в столовую, спросите, не поссорился ли он со своими друзьями. Может быть, ему не нравится еда? Условия питания? Его ругают? Заставляют доедать?

Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. При этом не нужно потакать всем капризам малыша – лучше предложите ему возможность выбора из сбалансированных здоровых продуктов.

Спрашивать ребенка, что он хочет на обед или ужин, - не ошибка, это разумно и даже необходимо. Еда должна предлагаться, а не навязываться (для детей питание – фактор, который легко может стать негативным).

Разговаривайте с малышом, не отмахивайтесь от его проблем, узнайте, что его волнует. Предложите крохе теплый успокаивающий чай (с валерианой, зверобоем, ромашкой, медом). После разговора за чашечкой чая у малыша снимется напряжение, и аппетит появится сам собой.

И если кроха игнорирует обед в детском саду, не стоит паниковать: довольно скоро он решится попробовать то, что ему предлагают. Педиатры сходятся во мнении, что со временем дети начинают есть почти все, что им дают в детском саду, то есть сбалансированную еду. Правила детского сада следует уважать: они ненавязчиво приглашают детей попробовать разные блюда. Это надо поддерживать и в семейном кругу.

Полезные советы родителям ребенка с плохим аппетитом:

  • Исключите во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны.
  • Во время приема пищи избегайте любых неприятных переживаний, особенно тревоги.
  • Создавайте такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.
  • Проявите понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки. Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей или белочек. Можно придумать и обыграть историю про щенка или котенка, который не любил кушать. Во время игры постарайтесь научить малыша правилам поведения за столом, помогите почувствовать, что прием пищи может приносить удовольствие, объясните, как важно для человека полноценно питаться.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Привередливый малыш за столом», возьмите роль такого ребенка на себя, а малыш пусть будет мамой. При этом не говорите: «Я буду капризничать за столом, так же как это делаешь ты». Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз.
  • Попробуйте сломать стандартный стереотип приема пищи. Предложите ребенку сесть на место папы и кушать, как папа. При этом независимо от того, сколько ребенок съел, хвалите малыша и говорите, что «это место волшебное, и тот, кто на нем сидит, всегда хорошо кушает». Можно повторить известную игру «Собираемся в космос». Пусть ребенок представит, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи . Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы – за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Прием пищи должен быть приятной процедурой, но не перегните палку: обеденная трапеза не должна превращаться в «шоу», когда малыша развлекают, выплясывая перед ним вприсядку, используют хитрости с ложками-самолетами или невообразимыми скульптурами из каши. Помните: воспитатель в детском саду не будет уделять столько внимания вашему ребенку и придумывать различные уловки, лишь бы только он поел. Также не устраивайте из домашнего обеда конкурс рестораторов или соревнование в изысках. Так вы окажете медвежью услугу своему крохе: утонченный гурман вряд ли снизойдет до неприхотливой детсадовской еды.

«Ребенок ничего не ест» — это одна из самых частых жалоб, которые предъявляет воспитатель детского сада растерянным родителям, особенно в период адаптации малыша к яслям. Почему кроха «объявляет голодовку» и как этого избежать?

Почему ребенок отказывается в саду от еды

Дети, которым подошла очередь идти в детский сад, отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по темпераменту, уровню психического и речевого развития, степени освоения и пользования навыками самообслуживания. Немаловажное значение имеют и особенности воспитания в семье. Поэтому педагоги-психологи выделяют несколько групп причин, объясняющих, почему ребенок плохо ест:

  1. Физиологическая (то есть не выходящая за границы нормы) адаптация малыша к детскому саду.
  2. Ошибки взрослых: родителей и воспитателей.
  3. Тяжелая (патологическая) адаптация ребенка.

Как правило, в каждом дошкольном учреждении существует выработанная и годами поддерживаемая схема постепенного увеличения времени пребывания ребенка в группе. Начиная с нескольких часов, в течение 3-10 дней основная масса детей уже остается в саду на весь день. Нам, взрослым, кажется, что это достаточный период для адаптации. Но, вопреки ожиданиям, многие родители вынуждены решать внезапно возникшие проблемы, связанные с нарушением поведения своего чада. Это и беспричинные (на наш взгляд) капризы и истерики, и ночные пробуждения с безутешным плачем, и будто ниоткуда возникающие простуды. А тут еще воспитатель, провожая карапуза в раздевалку, с тяжким вздохом говорит: «Ребенок перестал совсем есть». И мы растерянно смотрим на свое дитя, не зная, что предпринять. Попробуем вместе найти ответ.

Взглянем на детский сад глазами своего малыша

Дети, которые начинают посещать детский сад, еще не умеют формулировать свои мысли, а тем более ощущения. Но попробуем поставить себя на их место и представить, что они могут думать. А вариантов может быть много. Выбирайте:

1. Я пришел только поиграть!

Первые дни малыши приходят в садик после того, как мама дома накормит их завтраком. Пробыв пару часов в помещении или на площадке, они уходят домой обедать. Многие матери, желая помочь своему стеснительному чаду получше адаптироваться среди шумной ватаги ребятишек, затягивают этот период на несколько недель. А в итоге у него закрепляется представление, что детский сад – это место, где можно весело поиграть. Что же тогда мы удивляемся, когда он сопротивляется предложению покушать и даже не подходит к обеденному столу?

2. Меня только что разбудили. Я хочу спать, а не есть.

Комментарии излишни, не правда ли? А всего лишь и надо – еще до начала посещения детского сада построить и придерживаться такого режима дня, при котором ребенок просыпался бы сам к тому времени, когда пора вставать.

3. Зачем мне ваша каша? Меня мама дома накормила любимыми макаронами с сосиской. И в кармашек положила пару конфет.

Маме так хочется, чтобы ненаглядное чадо не погибло от голода в ожидании завтрака в саду. А в результате, перекусив рано утром или «заморив червячка» сладеньким, он рискует слушать требовательное урчание в желудке до самого обеда.

4. Как много разных игрушек! Если отвлекусь на еду – не успею со всеми поиграть.

Как правило, это мысли малыша, который ходит в садик только несколько дней. Все так ново и интересно, что отвлекаться на набившую оскомину процедуру принятия пищи просто некогда.

5. Пока кушать не хочется. Может быть, через семь минут… А потом еще через двадцать две…

Это говорит вредная привычка перекусывать. Дома ведь мама не оставит голодным, если отказаться пообедать. Пряник, чашка молока, банан (нужное подчеркнуть и добавить) найдутся всегда и по первому требованию. Зачем же наедаться за один обед?!

6. Как же я устал…

Чем младше ребенок, тем больше он устает от посещения детского сада, пока не привыкнет к новой обстановке. При этом то, что холерику приходится себя сдерживать (с тетей-воспитательницей не пошалишь так, как дома), напрягает его так же сильно, как флегматика – необходимость себя подгонять, чтобы успевать за остальными детьми. За несколько часов совершенно обессилевший малыш может только тихо сидеть на стульчике, плакать или громко рыдать, вспоминая маму, а то и заснуть прямо над тарелкой супа с ложкой в руке. Особенно тяжело приходится детям, которые легли накануне поздно спать, а утром были вырваны из объятий теплой постельки еще не проснувшимися.

7. Мама ушла?! Насовсем!!!

Даже если мама бесконечно повторяет, что она сейчас вернется, ребенок расстается с ней НАВСЕГДА. Это особенность детской психики ясельного возраста. От переживаемого горя аппетит пропадает! Требуется время, прежде чем малыш привыкнет к ежедневным уходам родителей и перестанет переживать ужас потери. И здесь все зависит от его способности понимать речь и объяснения, от доверчивости и общительности. Психологи рекомендуют начинать заранее приучать ребенка не бояться ухода мамы или папы, оставаясь ненадолго одному в гостях у родственников или знакомых.

8. Я слушаюсь только маму, а чужие тети пусть не пристают!

Крохе необходимо объяснить, что воспитательница – это не тетя с улицы, ей надо доверять и обязательно слушаться. Если не удастся уговорить, ему придется дойти до этого самому, подсматривая за другими детьми. А пока это не произойдет, уговорить его безропотно сесть за стол и покушать будет трудно.

9. Какая злая тетя, заставляющая меня кушать. Прямо тошнит от страха.

В период адаптации обиды родителей на воспитателей, «оставляющих детей голодными», безосновательны. Пусть ребенок и не доел, но зато его не вырвало. Поверьте, через несколько дней ребенок будет есть охотнее, а с привычной рвотой справиться бывает очень трудно.

10. Сейчас откажусь кушать – тетя позвонит маме, и она заберет меня домой.

Подобные ситуации встречаются достаточно часто. Казалось бы, маме, еще не вышедшей на работу из декретного отпуска, не трудно забрать малыша домой в обед. Но к хорошему дети так быстро привыкают…

11. Кушать нельзя – мамина вкуснятина не влезет.

Какое первое желание приходит вам на ум, когда воспитатель жалуется на плохой аппетит ребенка? Правильно: бежать домой и кормить в один присест за весь прошедший день. И обязательно теми блюдами, которые малыш любит больше всего. Ему ведь так много надо съесть! А что случается дальше – смотри выше фразу с многоточием.

Интересно, сможете ли вместо этого прогуляться не менее часа по улице, не дав своему чаду даже чупа-чупс? А на его просьбу покушать эмоционально удивиться: «Как, ты не ел в саду такую вкусную запеканку с киселем? Ай-яй-яй! Смотри, завтра сразу после сада запланирован поход в парк – хорошо поешь, если хочешь покататься на машинке».

12. Я дома сижу за большим столом в высоком стульчике один!

Вам же тоже плохо спится у родственников на их кровати.

13. Это не моя любимая тарелка!

Да, но ребенок привыкнет быстро.

14. Не хочу пить из чашки — где мой поильник?! (еще хуже – бутылочка)

Вы намного облегчите не только ребенку, но и себе, период адаптации к саду, если вовремя смените соску на чашку и научите его пользоваться «взрослой» посудой.

15. Интересно, а что там ест сосед справа? И что в кармашке у девочки слева?

Любопытство – прекрасное качество детей, способствующее их гармоничному психическому развитию, но очень мешающее спокойно и аккуратно принимать пищу. Подождем, когда подрастут, а слишком шустрых «приструнит» воспитательница.

16. А что: меня никто не покормит?

Думаете, только взрослые любят лениться? Даже если малыш умеет пользоваться ложкой лучше, чем его родители, он все равно должен проверить: а вдруг, если он откажется есть, воспитательница покормит его сама? Мама же дома так делает?

17. Без «Спокойной ночи, малыши» или «Ментов» есть не буду! Нет телевизора? – расскажите сказку.

Даже в садике мудрые воспитатели какое-то время вводят в процесс приема пищи игровые элементы. Понаблюдайте, как они приговаривают: «ложку за маму», или «посмотрим, кто сегодня самый первый съест суп», или «цветочки польёт тот, у кого будет чистая чашка». Но во всем нужна мера. А одновременный просмотр телевизора вместе с приемом пищи ухудшает ее пережевывание, что повышает вероятность несварения желудка.

18. ЭТО в тарелке совсем не похоже на мамину еду!

Малыш прав! В домашнем меню должны присутствовать блюда, которые он будет регулярно кушать в саду. Причем по вкусу они тоже должны совпадать. Не поленитесь, сходите и изучите технологию их приготовления. Поверьте – именно эта еда, а не колбаса с жареной картошкой, поддерживает и укрепляет здоровье детей.

19. Мало соли! Несладко! Гадкая морковка! Запеканка? Лук?! – НИКОГДА!

Как бы обидно это ни звучало, но причина излишней переборчивости в пище в подавляющем большинстве случаев кроется в недостатках воспитания. Наверняка ребенок, сидя за столом, регулярно слышит от домочадцев «не люблю», «не готовь», «специй побольше», «кетчупа хочу», «зелень – это для козликов», «пенка на молоке – фуу» (список можете дополнить сами). Особенно сложно объяснить маме, что даже если она не любит молоко, она ОБЯЗАНА давать его своему дитяти, потому что только так он сможет вырасти здоровым. И делать это не скривившись от отвращения, а со счастливой улыбкой на лице и с похвалами в адрес этого самого молока. У вас получится – ведь любящие родители готовы на все, даже отдать свою почку. А тут всего лишь улыбнуться (искренне!) молоку…

20. Как мама классно отчитывает тетю заведующую: повара готовить не умеют, любимую колбасу и газировку не дают, воспитательница покормить меня ложкой ленится. Значит, я прав, что отказываюсь от их салатов, суфле и пудингов. А дома она еще и папе все расскажет. Уж он им покажет!

Дети в поведении и отношении к другим людям копируют своих родителей. И у них всегда «ушки на макушке». Нельзя в их присутствии конфликтовать с работниками сада или обсуждать их с другими! При выяснении отношений ребенок присутствовать не должен. Как он сможет доверять тете, о которой мама отзывается так плохо? Почему он должен с радостью идти к ней играть? А вдруг это еще и обидит маму?

Хотите помочь своему малышу? В его присутствии детский сад надо только хвалить с тем же выражением лица, которое припасено для молока. А все недовольство высказывать на родительском собрании.

Ну что? Нашли среди двадцати пунктов мысли своего ребенка? Поздравляю: вы замечательные родители! Вам очень хочется, чтобы солнышко росло здоровым и счастливым. Найдя, в чем вы искренне ошибались, вы сможете без труда исправить положение. Если адаптация к саду будет протекать тяжело, вы мудро сможете с благодарностью принять помощь методиста и психолога детского сада. Все будет хорошо!

Такая ситуация встречается сплошь и рядом. Понятно, что это вызывает у родителей озабоченность и даже тревогу. Хотя – особо тревожиться не стоит. Во-первых, отказ малыша от еды в детском саду обычно не вызывает никаких серьезных последствий для самочувствия ребенка. Во-вторых, такой «детский бунт» всегда имеет свои причины, о которых родителям необходимо иметь четкое и ясное представление.

Психологические причины, из-за которых ребенок отказывается от еды

Мало какой малыш с удовольствием кушает в первые дни своего пребывания в садике. Вначале ему необходимо привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, которые его окружают. Иначе говоря, адаптироваться. Адаптация – одна из главных причин отказа ребенка кушать. Родители должны понимать, что резкая смена обстановки – это всегда стресс для малыша. Основные причины детского стресса в данном случае таковы:

  • Ранний подъем. В домашней обстановке ребенок мог просыпаться тогда, когда он выспался. В детсад его будят насильно и очень рано. Понятно, что детский организм и психика должны приспособиться к новому для него режиму. Пока же этого не произошло, малыш будет капризничать и отказываться от еды;
  • В детском саду много новых игрушек, которые могут быть интересны малышу. И пока он такими игрушками «не наиграется», ребенок, скорее всего, будет отказываться от еды, считая, что детсадовские завтраки и обеды мешают ему играть;
  • Слишком много ровесников. Дома малыш большей частью общался лишь с родителями, братом или сестрой, бабушкой и дедушкой или двумя-тремя ровесниками в песочнице во дворе. В детсаду круг его общения значительно расширился. Теперь его окружает множество сверстников. В первые дни своего пребывания в садике ребенок будет пытаться установить с ними отношения и, что называется, найти свое место в коллективе. Это – сложный психологический процесс, требующий много сил, и потому малыш может отказываться от еды;
  • Обычно, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ребенку кажется, что его мама ушла и больше никогда не вернется. При этом никакие уверения, что мама обязательно его вечером заберет, на малыша не действуют. Так устроена детская психика. Ясно, что в таком состоянии малыш просто не может кушать, как следует;
  • Ребенок привык слушать только маму, и не желает слушаться воспитательницу. По этой причине он также может отказываться от еды в садике;
  • Будучи дома, малыш привык, что перед началом приема пмщи ему всегда рассказывают сказку, читают книжку или показывают мультфильм. По понятным причинам никто в детском саду специально для него этого делать не будет. В результате ребенок, не дождавшись сказки или любимого мультика, может отказаться есть;
  • Отказываясь кушать, малыш тем самым пытается манипулировать родителями. Он прекрасно осознает, что отказ от еды заставит родителей переживать и тревожиться, и они постараются забрать его как можно раньше, а то и вовсе не приводить больше в детсад. Такое проявление далеко не единственное в данной ситуации. Другими эгоистическими проявлениями могут быть ежеутренние детские истерики, попытки бежать вслед за мамой, когда она оставляет ребенка в детском саду и т. д.

Это – лишь основной и самый общий перечень психологических причин, из-за которых малыш может отказываться кушать. Поскольку всякий ребенок – личность, то у каждого из малышей могут быть индивидуальные причины для отказа. Об индивидуальных особенностях характера ребенка родители должны уведомить воспитателей. Что касается воспитателей, то, соответственно, они обязаны учесть эту важную родительскую информацию, и постараться по мере возможности учитывать ее в процессе общения с ребенком.

Другие причины, из-за которых ребенок может оказываться от еды

Помимо психологических моментов и нюансов, дети могут оставаться голодными в детском саду и по другим причинам. Вот лишь самые распространенные из таких причин:


  • Ребенок очень избирателен в еде, и ему не нравятся детсадовские блюда. Сюда же можно отнести и то, что ребенок просто боится пробовать ту еду, которая ему не знакома. Если малышу исполнилось 2-3 года, то в силу возраста у него еще не успели сформироваться какие-то предпочтения в еде. В этом случае через несколько дней он привыкнет к новым для него блюдам. Если же ребенок впервые попал в детсад в 4-5-летнем возрасте, то привыкать к незнакомой пище он будет дольше и тяжелее;
  • Отказываясь есть, ребенок таким образом выражает протест. Такой детский «бунт» обычно бывает в нескольких случаях: малыш недавно поступил в садик, у него поменялась воспитательница, к которой он успел привыкнуть, его перевели в другую группу, ему не разрешили играть любимой игрушкой и т. д.;
  • Малыш оказывается от еды, потому что плохо себя чувствует: у него простудное заболевание, болит живот, и т. д.;
  • У ребенка врожденная аллергия на те или иные продукты. Об этом родители обязательно должны предупредить воспитателей перед тем, как отдавать малыша в детский сад;
  • Малыш мало ест по причине своих врожденных особенностей, и потому не в состоянии съесть все то, что ему предлагают в детском саду. Особенно это присуще детям, у которых маленький рост и вес, а также спокойный характер;
  • Будучи дома, ребенок привык к другому, чем в садике, режиму питания. Другими словами, в детсаду он не хочет кушать, когда ему предлагают, и хочет – когда это невозможно. Сюда же можно отнести и то обстоятельство, когда в домашних условиях малыша кормят не по режиму, а тогда, когда он попросит или когда это удобнее родителям;
  • Ребенок не умеет самостоятельно кушать ложкой. Прежде чем определить малыша в детский сад, родители в обязательном порядке должны и другими столовыми приборами. Если по каким-то причинам этого сделано не было, то почти наверняка малыш будет в садике голодать. Может так случиться, что воспитательница, занятая другими детьми, просто не обратит внимания на малыша-неумеху, чтобы его покормить;
  • Ребенка кормят перед тем, как отвести в садик. Понятно, что в этом случае малыш вряд ли станет кушать детсадовские блюда. Точно так же он не будет есть и тогда, когда родители набивают его карманы печеньями и конфетами «для перекуса»;
  • Ребенок плохо ест потому, что на него влияет время года. Известно, что летом дети растут быстрее, чем в зимнее время, а потому и кушают они летом с большим аппетитом, так как им необходимо больше энергии для роста;
  • Малыш чрезмерно подвержен природным биоритмам. Подверженность природным биоритмам – особенность многих людей, как взрослых, так и детей. По этой причине некоторые люди (в том числе и дети) могут не испытывать голода утром или вечером или – в это время кушать лишь какую-то определенную пищу, а не все, что им предлагают;
  • Ребенок может быть не голоден в силу своего спокойного характера и, как следствие, малой физической активности;
  • Процесс, связанный с едой, вызывает у малыша неприятные ассоциации. Это может быть в тех случаях, когда дома его часто ругают за то, что он не умеет вести себя за столом, плохо ест, роняет пищу на стол или на пол и т. д. В этом случае в саду ребенок также подспудно будет ожидать строгих замечаний и упреков, и, соответственно, мало кушать;
  • Малыш может плохо кушать из-за непоседливости и любопытства. Дети-непоседы не могут сидеть за столом долгое время, часто отвлекаются, шалят, что называется, заглядывают в чужие тарелки. Из-за этого они часто остаются голодными не только сами, но и мешают кушать другим;
  • Может случиться и так, кто кроха элементарно не наедается детсадовской едой. Причины здесь могут быть разными: некалорийная или плохо приготовленная еда, маленькие порции и пр.;

Опять-таки следует еще раз отметить, что это – далеко не все причины, из-за которых дети могут отказываться от еды в садике. Очень многое зависит от психологии, характера и физических особенностей каждого конкретного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Что делать, чтобы малыш кушал

Если говорить в общем, то ответ на этот вопрос очевиден. Чтобы ребенок не отказывался в садике от еды, необходимо выявить и устранить причины, по которым он не хочет (или не может) кушать. О причинах уже было сказано. Поговорим о том, как их можно устранить:


  • Перед тем, как отдать ребенка в садик, надо научить его самостоятельно пользоваться ложкой и другим предметами, которые применяются за столом. Ребенок, наученный пользоваться столовыми приборами, в психологическом плане чувствует себя намного уверенней, а потому и кушать он будет охотнее. ;
  • Необходимо постараться, чтобы дома у малыша был примерно такой же режим дня, как и в саду. Другими словами, кормить и укладывать спать малыша надо в то же самое время, что и в садике. Приспособившись к одинаковому режиму, ребенок приобретет привычку завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время, в результате чего он охотней станет кушать в детсаду;
  • В домашнее детское меню следует вносить разнообразие, стараясь, чтобы некоторые блюда были похожи на те, которыми малыша кормят в детском саду. Привыкнув к разнообразию блюд, ребенок перестанет бояться незнакомой еды, и в результате начнет кушать не только дома;
  • Следует всячески стараться, чтобы завтраки, обеды, полдники и ужины вызывали в малыше приятные ассоциации. Ни в коем случае не надо торопить ребенка во время еды и, тем более, критиковать его за неловкость и неумение. Наоборот, каждый детский успех надо стараться хвалить. Это выработает в ребенке уверенность в том, что он все делает правильно. Давно известно, что уверенный в себе человек ест гораздо больше и с большей охотой, чем неуверенный, запуганный и закомплексованный. Однако в данном случае надо соблюдать меру в том смысле, чтобы не превратить процесс еды в развлекательный аттракцион, иначе ребенок может это воспринять как должное, и в дальнейшем не захочет есть без развлечений;
  • Если малыш «бунтует» (отказывается от еды), чтобы вызвать у родителей жалость с тем, чтобы они не отводили его в детсад, то в этом случае убедить его, что детсад – это его работа (как и у мамы с папой);
  • Уважительное отношение к чужому труду – еще один способ убедить малыша в том, что ему обязательно надо кушать. Крохе следует объяснить, что тетя повар готовила еду именно для него, и если он откажется кушать, то тем самым ее обидит. Очень полезно время от времени показывать ребенку, как готовится то или иное блюдо;
  • Не надо кормить малыша перед тем, как отправлять его в детский сад;
  • Когда ребенок находится в садике, полезно сажать его за стол с теми детьми, которые не отказываются от еды. Малыш будет брать с них пример, и в результате очень скоро научится есть так же, как и другие дети;
  • Не следует забирать малыша домой раньше с тем, чтобы он обедал или ужинал дома. Пускай он привыкает кушать в коллективе, беря пример с тех сверстников, которые едят хорошо;
  • Если ребенок не захотел кушать в садике, то не надо на этом зацикливаться и делать трагедию, ругая малыша. Лучше сделать вид, что ничего страшного не произошло. Пока малыш не привыкнет кушать в детсаду, полезно беседовать с ним на темы о том, чем их сегодня кормили и что из еды ему понравилось;
  • Если малыш не наедается детсадовской пищей, то в этом случае необходимо кормить его завтраком перед тем, как отвести в детский сад, также кормить после детсада. Следует также поговорить с заведующей и поваром о том, чтобы какие-то блюда заменить другими. В настоящее время во многих детсадах родителям разрешается приносить в детсад домашнюю, дополнительную еду;
  • В случае детского «бунта» (отказа от еды) ребенку необходимо уделять как можно больше внимания, задавать ему всяческие вопросы о том, как обстоят дела в садике, внимательно выслушивать его ответы, старясь таким образом определить, из-за чего именно малыш отказывается от еды. В случае, если ситуация вам покажется серьезной, разумно будет проконсультироваться с детским психологом.
  • Если выяснится, что малыш, в силу своих психологических особенностей, не сможет привыкнуть к детсадовской обстановке, следует подумать о том, чтобы забрать его из детсада, и отвести его обратно лишь через год-полтора. Либо – ;

Как помочь ребенку адаптироваться

Чтобы малыш начал нормально кушать в детском саду, ему надо привыкнуть к новой для него обстановке. Иначе говоря, адаптироваться. Разумеется, многое зависит от самого малыша, его психологии, состояния здоровья и т. д. Но, вместе с тем, существует немало общих правил, учитывая которые, родители помогут своему ребенку быстрее и безболезненней пройти период адаптации.


  1. Во-первых: к детсаду малыша необходимо заблаговременно готовить. В данном случае речь идет не столько материальной подготовке (покупке новой одежды, коляски, на которой малыша будут возить в садик и пр.), сколько моральной помощи крохе. Ребенку надо заранее объяснить, что скоро в его жизни произойдут изменения, то есть, он пойдет в детский сад. При этом малыша всячески надо убеждать, что никто там его надолго не оставит и обязательно заберет домой, что там будет много интересных игрушек, новых друзей и т. д. Поверив вам, ребенок с большей охотой пойдет в детский сад, и намного быстрее привыкнет к новой для него обстановке и новым людям.
  2. Во-вторых, самим родителям также необходимо привыкнуть к тому, что их кроха какое-то время будет от них далеко. К этому родителям также надо готовиться заранее. Кроме того, родителям, прежде чем отдать своего малыша в садик, необходимо как можно ближе познакомиться с воспитателями, директором, поваром и другими людьми, которые работают в садике. И если случится так, что кто-то из этих людей родителям по каким-то причинам не понравится, то лучше будет поискать другой детсад. Почему так – понятно: та нервозность, которую мама и папа всякий раз будут испытывать, каждодневно отдавая своего малыша в руки людей, которым они не доверяют, обязательно передастся ребенку, и тогда ему адаптироваться будет намного сложнее.
  3. В-третьих, собственно сама адаптация. Вначале малыша нужно оставлять в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Затем – на час или два больше. Затем, в зависимости от того, как ребенок чувствует, можно оставлять уже на весь день. Каких-то конкретных сроков здесь не существует: многое зависит от самого малыша. Если позволяют условия, то в первые дни маме можно оставаться в садике вместе с малышом.

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно запастись терпением. Ни в коем случае не следует оказывать на кроху давление и стараться ускорить процесс адаптации. Обычно дети, в зависимости от особенностей характера, привыкают к детскому саду, начиная от срока в две-три недели и заканчивая месяцем-двумя. Очень важно, чтобы в период адаптации дома была благожелательная и спокойная атмосфера. В этом случае малыш, набравшись за день новых для него впечатлений, дома сможет спокойно отдохнуть, что поможет ему привыкнуть к новой для него обстановке.

Если ребенку не нравится детсадовская еда

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище – в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • Каши молочные: геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.

Слова воспитательницы «А ваш опять ничего не ел» или «Поклевала, но что толку!» могут довести любую маму до нервного срыва. Что делать с маленьким бунтарем, который отказывается от детсадовских разносолов?

Прежде чем впадать в депрессию и угрожать вылить остатки супа ребенку за шиворот, нужно разобраться в причинах такого поведения. Вот самые распространенные из них:

1. Малышу не нравится садовская еда.

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище - в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • : геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.
  • Ужин: запеканки, тушеные овощи (свекла, тыква).
  • Напитки: чай, компот, какао с молоком, напиток лимонный, кефир, цикорий.

Конечно, полюбить все вышеперечисленные блюда не сможет ни один ребенок. Ничего страшного, если он откажется от горохового супа, но с удовольствием съест котлету и пюре.

2. Малыш - малоежка от природы, и он физически не может съесть все, что предлагают в саду.

На самом деле, по словам педиатров, это абсолютная норма. Особенно если малыш небольшого роста и обладает спокойным характером. Обычно с возрастом это проходит - к 6-7 годам начинают есть даже самые убежденные «неедяки». Обязательно попросите воспитательницу не заставлять малыша доедать подчистую все, что лежит на тарелках.

3. Отказ от еды - это бунт.

Такое часто встречается, когда ребенок только-только пошел в детский сад, у него сменилась группа или воспитательница. Ему некомфортно, и он выражает этот протест голодовкой. Ругать такого ребенка значит ухудшить его состояние. Вот правильный порядок действий:
  1. Окружите его лаской и вниманием, уделяйте больше времени;
  2. Попробуйте поиграть «в детский сад» с помощью кукол и различных фигурок. Позвольте ребенку играть роль воспитателя, и возможно, вы узнаете что-то новое об их отношениях.
  3. Разговаривайте с малышом - ему важно знать, что его любят, понимают и слышат. При необходимости вместе посетите .
  4. В самом крайнем случае подумайте о том, чтобы забрать малыша из детского сада хотя бы на полгода-год, пока кроха не дорастет до коллектива. Ведь страдает не только его здоровье, но и психика.

4. Ребенку не подходит садовский режим питания.

Конечно, если малыш привык есть в другие часы, ему будет трудно перестроиться. Вот что можно сделать:

  • немного поменять режим питания, которого вы придерживаетесь дома - кормить в выходные и праздничные дни по времени, близкому к садовскому (в 9 утра - завтрак, в 12:30 - обед, в 16:00 - полдник), без перекусов;
  • вовремя класть малыша на дневной и ночной сон и обязательно гулять;
  • не кормить ребенка перед детским садом (подумайте, а вы сами хотели бы утром съесть две тарелки каши - одну дома, а другую - на работе?);
  • выходить в садик чуть раньше и не спеша, чтобы малыш мог нагулять аппетит.
Не давайте малышу с собой конфеты или печенье. Ребенок будет знать, что у него перекус, и точно откажется от садовской еды.

5. Ребенок ест, но не наедается.

К сожалению, сегодня и это реальность, ведь на питании в детских садах экономят. Как результат - низкокалорийные продукты, маленькие порции. Поэтому если ваш кроха уже по дороге из детского сада просит есть, не думайте, что он сознательно голодает в течение дня. Возможно, он просто не наедается «садовским» меню. В таком случае все надо делать наоборот:

  • кормите ребенка перед выходом в детский сад;
  • кормите его сразу после сада;
  • готовьте питательную, калорийную пищу;
  • вместе с другими родителями поговорите с заведующей сада и поварами -возможно, какие-то блюда можно заменить. К примеру, овощное рагу на картофельное пюре, отварную тыкву - на котлету.

Подумайте о том, как организовать дополнительный прием пищи в группе. В некоторых садах разрешается приносить еду из дома в ланч-боксах, а там, где это запрещено, родители могут «скидываться» печеньем или пряниками в упаковках.