Воспитание у ребёнка навыков правильного звукопроизношения. Рекомендации для родителей. Консультация для родителей "Что надо знать родителям о неправильном звукопроизношении детей?" Рекомендации для родителей по звукопроизношению

Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказыва-ются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении пись-му на начальном этапе. Более того, недостатки устной речи в будущем при обучении в школе, отрицательно сказыва-ются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении пись-му на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время за-крывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефек-ты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года тре-буют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следу-ет знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет пра-во произносить неправильно!

Это важно знать!

  1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас-ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
  2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
  3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву-ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

  1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;
  2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
    на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
  3. Искажение звука, проявляющееся например:

В межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу-бами);

  • в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
  • в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст-венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти

нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультаци-ей к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за кон-сультацией.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального фи-зического слуха и интеллекта):

  • плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
  • недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе-ния сложных звуков;
  • дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое» нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
  • отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).

Обследование речи.

Это обследование поможет установить, какие нарушения речи есть у ребенка. Иногда при повторе-нии за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать предметы, изображенные на картинках (см. в конце) и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, опреде-лите, к какой группе нарушений это можно отнести.

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для это-го предложите малышу выполнить несколько движений.

  1. 1 . Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.
    Вас должно насторожить, если:
  • ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, по-дёргивается;
  • кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;
  • язык отклоняется в ту или иную сторону;
  • отмечается повышенное слюноотделение.
  1. 2 . Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Должно насторожить, если:

— язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение;

  1. 3 . Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если;
  • ребёнок не может вообще поднять язык;
  • поднимает язык при помощи нижней губы.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима кон-сультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобят-ся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправле- нию звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

  1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз-душной струи для произнесения многих звуков.
  2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью спе-циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
  3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре-чи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и на-выков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, используя специальную литературу по коррекции звукопроизношения.

Логопед и воспитатели желают удачи вам и вашему ребенку!

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. В этой связи предлагаем родителям следующие рекомендации :

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;

Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза;

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата

В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный подготовительный комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.

— «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.
— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
— «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
— «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

— «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

— «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Организация работы по развитию речевого дыхания

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного произношения и т.д.

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
— Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).
— Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

— При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

— Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

— Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раз).

— Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5—6 раз).
— Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься.
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Материал подготовлен Ириной Ереминой по материалам сайтов:

Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Гладкая Дарья Александровна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: г. Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: высшее образование

Дегальцева Валентина Александровна – старший преподаватель,

Гладкая Дарья Александровна – студент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, задача большой

общественной

значимости,

серьезность

осознавать

родители, и педагоги.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5

годам. Однако данный процесс происходит не самостоятельно, а под влиянием

окружающих

педагогического

воздействия.

благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, и как результат начинает

испытывать

правильной,

окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. и родители, и

воспитатели говорили правильно.

Т.Б. Филичева указывает на то, что родители, а иногда даже воспитатели,

подлаживаясь к языку ребенка, лепечут, сюсюкают с ним, разговаривают с

ребенком на таком языке («Вовочке бо-бо»; «давай наденем колготоськи» т.п.),

ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком.

Стоит отметить, что подобное общение не стимулирует ребенка к овладению

правильным звукопроизношением, а надолго закрепляет его недостатки.

родителям

подобного плана:

обращаясь

достаточно

отчетливо

торопясь произносить каждый звук в слове с соответствующей интонацией,

четко выделяя ударный слог;

понятным

обращайте

внимание ребенка на тот предмет, действие или явление, о котором идет речь;

неправильно произнесенное ребенком слово нужно ласково и спокойно

повторить два-три раза, а добровольное правильное повторение слова ребенком,

следует поощрить;

чрезмерная

настойчивость

требованию

произношения,

(которое ребенку еще не дается), вместо стремления говорить может вызвать у

него отвращение к речи.

Парамоновой,

основной

причиной

нарушения

звукопроизношения

дошкольного

возраста

становится

точность

движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим

этапом в профилактике нарушений звукопроизношения считается работа по

подготовке артикуляционного аппарата.

Проведение

артикуляционной

гимнастики

каждодневным,

чтобы двигательные навыки лучше закреплялись, становились более прочными,

совершенствовались и уточнялись основные движения органов артикуляции.

Длительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в

игровой форме и повторяется 6-8 раз. Комплекс упражнений:

«Лопаточка»:

расслабленный

нижней губе. Язык в таком положении удерживать 5 секунд;

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого

языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в

таком положении удерживать 5 секунд;

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться

сначала к носу, затем к подбородку.

«Сердитая

упирается

коренным

«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно

и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем

от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не

шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю

губу и убрать язык в глубь рта.

отмечает

Т.В. Волосовец,

выполнение

обозначенного

комплекса

упражнений в течение 2-3 месяцев способствует не только укреплению мышц

языка, но и растяжению укороченной подъязычной уздечки, что приводит к

эффективному и быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.

направление,

формирование

правильного звукопроизношения – формирование речевого дыхания. Родителям

и воспитателям следует уделять внимание развитию речевого дыхания у детей,

как базе для правильного развития звукопроизношения и всей речи в целом.

Полезным

считается

ежедневно

выполнять

дыхательные упражнения и игры:

дуть на бумажные полоски, легкие шарики;

играть на детских музыкальных духовых инструментах;

дуть на привязанные к ниточке бумажные фигурки, ватные шарики;

пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

бумажные

определенном

направлении;

дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение данных дыхательных упражнений влияет на формирование

правильного речевого дыхания и способствует профилактике заболеваний ЛОР-

хронический

риносинусит,

искривление

перегородки,

причиной

нарушений

звукопроизношения

становятся

заболевания.

ухудшают

процесс правильного речевого дыхания, вызывают изменения в строении нёба,

языка, прикуса.

Своевременно

проводимая

профилактике

нарушения

звукопроизношения, начиная с дошкольного возраста, значительно сокращает

количество детей, состояние речи которых в более старшем возрасте потребует

проведения коррекционных мероприятий.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!


Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения .

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.

2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).