Рекомендации для детей дошкольного возраста. Рекомендации по развитию дошкольников для родителей. Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему

Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что зная первоначальные азы знаний, ребёнок встречает на школьном пути, определённые трудности. Причина-недостаточное развитие словестно-логического мышления. Чтобы уровень знаний был высоким, необходимо как можно раньше начать развивать логическое мышление у дошкольников от меньшего к большему. Каждая такая игра будет требовать от ребёнка развернутые речевые высказывания, что немаловажно при выполнении некоторых заданий.

Развивающие игры на сообразительность

"Говори наоборот"

Вы называете слово, и ребёнок называет слово, но только наоборот, например:большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов: весёлый -грустный, быстрый-медленный, тяжёлый-лёгкий, высокий-низкий, трусливый-храбрый и т. д.

"Бывает-не бывает"

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Он должен поймать мячик, только в случае, если это бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Например:"Собака стирает бельё"- и бросаете мяч. Он его не ловит. Затем ребёнок уже придумывает, что-то сам и бросает Вам мяч.

Игры на развитие зрительного воображения

Нужно приготовить для ребёнка незаконченный рисунок, и попросить его дорисовать, затем, чтобы он рассказал, что он нарисовал.

"Точки"

На примере покажите ребёнку, как можно соединить точки, чтобы получился рисунок, а затем предложите самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Все точки каждый раз использовать не обязательно.

"Комбинирование"

Предложите ребёнку, используя как можно больше геометрических фигур придумать и нарисовать как можно больше предметов. Основное правило в этой игре-нельзя добавлять произвольные фигуры.

Игра на развитие гибкости ума.

Нужно предложить ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают какое-либо понятие. Например:- транспорт (автобус, машина, мотоцикл и т. д., посуда (бокал, чашка, сковорода и т. д.) ;звери;одежда;мебель и т. д.

Игры на развитие мыслительных процессов

"Найди лишнее слово"

Нужно предложить ребёнку определить слово, которое оказывается здесь лишним:

Сковорода, кувшин, половник, портфель.

Кефир, йогурт, сыр, булочка.

Банан, персик, огурец, мандарин.

Специальных условий при проведении таких игр не требуется, достаточно наглядного пособия в виде картинок и. желания родителей.

Используемая литература: Кутявина Н. Л. "Логика. Учимся самостоятельно думать,

сравнивать, рассуждать. "-М., 2001.

Масару Ибука. "После трёх уже поздно".-М., 1991.

www.maam.ru

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста

Проявите терпение и дайте возможность ребёнку самому выполнить запланированное действие (например, надеть и застегнуть кофточку, помочь взрослым сделать что-либо). Оказывайте помощь только там, где ребёнок не может справиться сам. Подчеркните незаменимость ребёнка, похвалите. Радость от полученного самостоятельно результата станет залогом будущих активных действий.

Продумайте и следуйте определённому режиму и распорядку дня.

Создайте внешние опоры, условные сигналы, которые бы помогали ребёнку осуществлять саморегуляцию (например, ритуалы перед сном) .

Наделите функциями контролёра, носителя норм и требований любимую игрушку.

Выдвигайте промежуточные цели и добивайтесь их реализации ребёнком.

Установите единый подход к ребёнку, единство требований окружающих взрослых. Обратная ситуация может способствовать двойственности поведения ребёнка, развитию хитрости.

Соблюдайте принцип последовательности – не разрешайте ребёнку то, что было запрещено до этого. Необходимо постепенно воспитывать в ребёнке умение овладевать своими желаниями, сдерживаться.

www.maam.ru

Рекомендации родителям по развитию математических способностей у ребенка дошкольного возраста в домашних условиях

Развитие математических способностей, умения анализировать поставленную задачу, искать пути решения, общее развитие интеллекта у ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Почему одни детки с легкостью определяют, сколько яблок осталось у Оли, если она купила 10 и съела 3, а другие долго пыхтят над простыми примерами и все же выдают неправильный ответ?

Возможно, с ними не играли в правильные игры.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Что же отличает математически одаренного ребенка от крохи-гуманитария? Малыш с математическим складом ума способен на лету схватывать структуру материала (или учебной задачи, делать логические выводы из исходных данных.

Прежде всего следует ознакомить родителей с различными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением, что позволяет детям легче воспринимать школьную программу, побеждать на математических олимпиадах, успешно решать нестандартные задачи. Но все это потом, когда они поступят в школу. Самые маленькие учатся, играя. Воспитатель на конкретных примерах знакомит родителей с педагогическим положением о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Математические способности, как и многие другие, развиваются в дошкольном возрасте. Но объяснять трехлетке, что цифра 9 на четыре единицы больше цифры 5, бессмысленно.

А вот отправиться в увлекательное путешествие по удивительной математической стране, решая по пути сложные задачи, которые предлагают Мыслитель, Кляксич и Ластик, самое время.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели-составить фигуру, модель, дать правильный ответ, получить результат- стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее:

Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж. Ж. Руссо писал: «… чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».

Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумать, догадаться.

Математика- наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить х с условием, оценивать полученный результат) . Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творческих способностей (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок, блоков, фигур-силуэтов из спец. наборов «Танграм» и т. д.) .

Правильные игры

Они не только развлекут кроху, но и помогут развить математический интеллект.

«Домики»

Вырежьте несколько разноцветных кружков из цветного картона. Предложите малышу выбрать кружок любимого цвета. Это будет его домик (положите кружок на стол). Ваш домик, к примеру, синего цвета. Пусть кроха поместит его правее своего домика. А папин, зеленый, левее.

Желтый, бабушкин дом, построили слева от маминого дома. Куда надо положить желтый кружок?

Спросите, чей дом находится между папиным и бабушкиным, чей дом - после бабушкиного. Обязательно хвалите, подбадривайте малыша в ходе игры.

Игра хороша для формирования пространственных представлений, развития логического мышления, внимания, памяти.

«Найди отличия»

Простейшая игра, которую очень любят дети, тоже является отличным средством развития математического интеллекта, ведь она тренирует внимание, усидчивость.

Хорошо, если картинки, которые вы предложите ребенку для этой игры, будут отличаться именно по количеству предметов. Например, в руках у девочки на одной картинке 5 цветочков, на другой - 7, на одной картинке на ветке 3 птицы, а на другой - 4. Нарисовать такие развивающие карточки легко самим.

«Считаем все подряд»

Для формирования и закрепления понятия числа полезно считать вместе с крохой все, что попадает в его поле зрения. Можно считать ступеньки на лестнице, красные машины по пути в садик, количество героев в книжке.

Предлагайте ребенку показать число, которое у него получилось, на пальчиках, а если пальчиков не хватает - на счетных палочках, пуговицах или любых других предметах. Задавайте крохе отвлеченные вопросы на сравнение количества, например: «Чего в комнате больше - полок с книгами или ящиков с игрушками? Деревянных кубиков или карандашей? »

Геометрия на ладони

Во время приготовления ужина можно познакомить малыша с геометрическими фигурами. Вам понадобятся обыкновенные спички или сухие макароны. Покажите ребенку, как можно сложить из этих «палочек» треугольник, ромб, квадрат, трапецию. Вместе посчитайте углы и стороны у этих фигур. Когда кроха достаточно натренируется в выкладывании простых фигур, усложните задачу, предлагая ему сложить треугольник со стороной в 2 спички, квадрат со стороной в 4 спички, треугольник со сторонами в 3 вермишелинки. Пусть ребенок попробует из одного и того же количества спичек сложить несколько разных фигур, например ромб и квадрат.

Загадки и логические игры

Развивать интеллект маленького математика можно не только на занятиях дома, но и, скажем, по дороге в детский сад.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, настоятельного сопоставления цели с полученным результатом.

Работу с родителями и детьми нужно вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребенка, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа и решения.

Использованные материалы:

1. Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»;

2. Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки»,

3. И. Я. Депмана «Рассказы о математике»;

4. Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»;

5. Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»;

6. А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»

а так же различные занимательные сайты:

http://pochemu4ka.ru - Почемучка

http://udivit-matem.narod.ru/str2.html - Занимательная математика

http://children.kulichki.net - Математические задачи

http://funnymath.ru/ - Занимательная математика

http://www.math-on-line.com - Математика оn-line

http://matemka.ucoz.ru/ - Занимательная математика

http://develop-kinder.com - Развивающие заданий, игры и конкрусы по математике

www.math-on-line.com - каталог развивающих программ по математике.

http://udivit-matem.narod.ru/ - удивительная математика. Большой обзор занимательных задач по математике.

http://www.turgor.ru - занимательная математика для начинающих

http://childmath.ru - интересная Математика в младшем дошкольном возрасте

http://smartkids.ru - занимательная математика

http://www.books4all.ru - книги по занимательной математике и арифметике

www.kindereducation.com - Занимательная математика и счет для дошкольников

Помогут вашим детям развить интерес к математике.

Математика математикой, но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти психическим состоянием: «всё из рук валится», «руки опускаются», «с лёгкой руки» и т. д. Однако, большинство у нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл заложен в них.

Всю глубину народной мудрости осознаёшь тогда, когда знакомишься с результатами проведённых психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребёнка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников, за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное состояние у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики.

В результате то что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Ну, например, в современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку… В результате в жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения кисти, развитие речи, можно существенно ускорить, т. к., по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорить созревание областей. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» - писал Сухомлинский В. А. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями в первую очередь пальцев рук. Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной (разговорной) речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняйте с ребёнком простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Например, вы можете поговорить с малышом о транспорте, вспомнить правила дорожного движения, рассмотреть рисунки и заучить пальчиковую гимнастику, соответствующую возрасту вашего ребёнка.

Уважаемые, родители! Ежеминутно, ежесекундно дарите своим детям радость общения, радость открытия нового для них мира. Развивайте умение и интеллект ваших детей и, поверьте, это не пройдёт даром. Ваш ребёнок уникален, одарён просто ему надо немного помочь найти себя в этом мире!

www.maam.ru

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Вот некоторые упражнения и игры, которые помогут развить речевые навыки ребенка.

1. Подберите эпитеты к словам:

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

2. Рассказывайте, читайте детям сказки. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие.

Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

3. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Массируя пальцы можно активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Материал nsportal.ru

младшего дошкольного

возраста

РЕЧЬ- один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

жизни человека. С ее помощью выражаются

мысли, желания, передают свой жизненный

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей) , т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому

так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью

не уверены в себе, неохотно вступают в общение

со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша) , научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

По теме:

Источник nsportal.ru

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут.

Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих.

Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания ипредложения.

Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?») . Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и беседс ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка) . Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?».

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Орел на горе, перо на орле.

Наш Полкан попал в капкан.

    «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки) ;

    «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка) ;

    «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая) ;

    «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги) ;

    «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – , кошка –) ;

    «Придумай слово на звук »: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;

    «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционнаягимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильностьсвоих движений.

Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие.

Все упражнениянадо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Сделать трубочку

Лопаточка

Киска сердится

Вкусное варенье

Маляр

Чашечка

Качели

Пощелкать кончиком языка

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы.

У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Новости

Материал с сайта detsad85orel.ru

ИГРЫ

«Цепочка примеров»

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметиче­ ский пример: 3 + 2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы.

Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо про­ извести действие с числом, являющимся ответом в первом приме- . частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше иг­ роков.

«Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок.

При деле­нии детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

«Назови число»

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отга­ дать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к резуль­ тату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

«Сколько взять конфет?»

Цель, Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результа­ том.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке ле­ жат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет.

Какое наи­меньшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказа­ лись хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3) . Задача реша­ ется путем логического размышления.

«Цепочка примеров»

Цель, Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10.

При этом каждому из детей дается определенное количество кар­точек с цифрами (например, до 13) . Некоторые из цифр встречают­ ся в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности бе­ рет" карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой.

Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначен­ное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее.

Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на ме­ сто, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе!

Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут.Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего,займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи.Дети болтают без умолку, ещё когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».

Чтобы подобного не случилось,объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания ипредложения. Не забудьте и о частях речи.

Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?») . Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед сребенком. В лесу или в паркестарайтесь максимально точно называть цветалистьев, пней, веток.

Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки) . Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенкаопределить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенкунайти два совершенно одинаковых листка(цветка, камешка) . Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком вигру«Что, на что похоже и почему?».Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?».

Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие:придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений –скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Орел на горе, перо на орле.

Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»:взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки) ;
  • «Назови ласково»:взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка) ;
  • «Какой? Какая? Какое?»:взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая) ;
  • «Четвертый лишний»:взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги) ;
  • «Угадай первый звук в слове»:взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – , кошка –) ;
  • «Придумай слово на звук »:взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук и топнуть ногой, если он услышит звук ;
  • «Я к вам пишу…»:в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия.Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры.

Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролироватьправильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие.

Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у) . Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звукомд-д-дсначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Материал с сайта nsportal.ru

Дошкольный возраст детейявляется наиважнейшим, потому что за этот период они учатся большему, чем за всю жизнь. Эти знания будут основой для каждого ребенка и послужат в дальнейшей жизни.

  • Подготовить ребенка к школе.

Обучайте ребенка в интересной игровой форме: нужно овладеть речевыми навыками, развить логику, мышление. Для этого пользуйтесь развивающими играми: пазлы, раскраски, лепка, рисование, музыка.

Эти навыки ребенку пригодятся в будущем. В детском саду ребенка научат многому, но нужно помнить, что образование – это двусторонний процесс, в котором сообща участвуют родители и педагоги. Не оставляйте образовательную функцию на плечи педагогов, занимайтесь детьми сами.

  • Форма обучения - игровая.

Не рубите на корню стремление ребенка к новым знаниям. Обучайте ребенка так, словно вы с ним играете. Не учите его тому, что учиться надо, должен. Пусть он учиться, познает не с позиции «надо», а с позиции «интересно».

Развивайте в нем тягу к обучению, пусть ему будет интересно, для этого найдите такую форму, чтобы у него было желание учиться и демонстрировать свои умения.

  • Уделите внимание речи .

Не останавливайтесь на том, что ребенок говорит. Обратите внимание, как он говорит. Оцените роль речи в жизни человека.

Ребенок должен не только говорить, но и уметь выражать свои мысли точно, словарный запас должен быть расширенным. Играйте с ним в различные игры, где нужно воображение, и знакомство с новыми словами или воспользуйтесь играми развивающими речь ребенка. Не останавливайтесь на том, что ребенок знает базовые слова, расширяйте словарный запас слов. Если вы думайте, что всему этому он научится в школе, то обратите внимание на тот факт, что есть много людей, которые не могут выражать мысли, и у них скудный словарный запас, то есть не оставляйте эту задачу школе.

Советы логопеда: обследовать процесс формирования речевого аппарата. В последнее время чаще встречаются дети, которым требуется подрезание уздечки языка. Нужно, чтобы логопед обследовал артикуляционный аппарат, и дал рекомендации ребенку.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике.

Говорите с ребенком правильной речью, не нужно подражать детям и использовать детские выражения. Наоборот, дети, услышав речь взрослого, будут подражать ему. Когда родители говорят с дошкольниками «детским» языком, это приводит к проблемам с речью и мышлением.

Чем лучше речь, тем лучше будет письмо.

Родители должны привить в ребенке желание быть здоровым и сильным. Для этого нужно культивировать здоровый образ жизни, дать понять, что здоровье и сила взаимосвязаны. Этим самым ребенок должен научиться бережно относится к здоровью.

Зная, что здоровье ребенка – бесценное богатство, нужно беречь и укреплять его физическое и психическое здоровье.

В дошкольном возрасте родители должны обратить внимание на:

  • Психическое здоровье (благоприятная обстановка в семье, исключение стрессовых ситуаций) ;
  • Очень важен и режим дня дошкольника - ведь если его не установить в этом возрасте, позже ребенку будет еще тяжелее.
  • В этом возрасте слабо развиты мышцы, поэтому нельзя долго находиться в статической позе. Активная деятельность поможет избежать такого диагноза, как гиподинамия.
  • Ребенок должен быть ознакомлен с правилами гигиены, которые должны соблюдаться. Гигиена – основа здоровья.

Возраст дошкольника является важным. Ведь, в этот период он научится тому, чему сложно обучиться в старшем возрасте. Например, если по какой-то причине ребенок до 6 лет не научился говорить, то с каждым годом шансы на то, что он научиться, уменьшаются.

И чем ребенок взрослее, тем труднее его научить навыкам, которые он приобретает до школы. Используйте период, когда он впитывает информацию как губка, и заложите в него знания и навыки, которые будут инструментом для его обучения в школьный период.

Время летит крайне быстро, и скоро ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника? Что важнее: знания или психологическая готовность? Вопросов – море!

Все дети дошкольники разные. Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога. Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых. Третьи, не посещая детский сад, успевают заниматься в различных центрах раннего развития, кружках и секциях. К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!

Психологический аспект

Рекомендации психологов родителям дошкольников очень часто сводятся к тому, что главные критерии – это умение концентрировать внимание более 30 минут, а также усидчивость. Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, просидеть за партой более 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут. Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе. Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку, к примеру, нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования он не отвлекался и сидел на одном месте. Еще один совет родителям дошкольников: во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.

Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.

Важные умения

Эти качества для дошкольника не менее важны, чем знание букв и цифр. Ребенок должен уметь обслуживать самого себя: причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. Кроме того, в таком возрасте дети владеют информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы, временах года, возрасте.

Перед школой родители должны позаботиться о . Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей, а дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел. Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и тд.).

В памятке для родителей дошкольников следует уделить внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними (овощ среди фруктов или живое существо среди предметов).

В наши дни рекомендации для родителей дошкольников поступают из самых различных источников, однако только некоторые советы могут помочь. Большинство родителей серьезно воспринимают мнения, рекомендации друзей и родственников, совершенно не факт что при этом они не авторитетны в таких вопросах. Основная сложность заключается даже не в том, что человек берет некорректную, слабо действенную информацию. Даже если родители получили необходимые эффективные сведения, они не используют их в жизни на регулярной основе.

Специалисты в вопросах психологии решили исследовать более подробно существующие проблемы родителей, детей, дабы в результате презентовать исключительно эффективные и полезные рекомендации, что были не раз протестированы семьями. Главная задача каждого родителя – скрупулезно применять освоенные познания в своей жизни, которые поданы в этом материале.

Перечень существующих проблем

Изначально, дабы рекомендации для родителей малышей дошкольного возраста начали работать, стоит решить для себя, какие сложности возникли конкретно у вас. Все потому, что бессмысленно бороться с такими проблемами, которых нет. Все мы разные, а потому у каждого свои трудности в жизни, и все же существует определенный базис, некое сходство, что объединяет различные проблемы, а также содействует их максимально быстрому разрешению.

Дабы это понять, отгородите себя от лишнего шума, лишних дел, по крайней мере на пару часов. Приведите свои мысли в спокойное состояние, сосредоточьтесь только на таких сложностях, которые сейчас существуют в вашей жизни. В обязательном порядке выпишите все проблемы на листик, дабы о ней помнить. В течении одного месяца таким образом выписывайте все проблемы, которые только придут на ум, а также которые ранее забывали выписать. Естественно, обыкновенный перечень проблем, не способен глобально помочь вам с ними попрощаться, и все же, такой метод многократно упрощает эту задачу,а также поможет разрешить любые вопросы проще и скорее. Важно запомнить, проблемы – это нормально, это одна из частей нашей жизни, по этой причине приучите себя их не только фиксировать, а их мгновенно разрешать, сразу же после возникновения.

Слова благодарности

Естественно, рекомендации для родителей весьма полезны, и все же, то, что хочет слышать любой из них от своего чада – это благодарственные слова. В реальности это не обыкновенные речи, поскольку у них таится сильнейший энергетический заряд, они помогают человеку выполнить намного больше, в итоге получив невероятный положительный энергетический заряд. Запомните, благодарность родителям необходимо для начала воспитать в малыше. Сделать это могут сами родители. И это не должно проявляться в форме обыкновенных угроз, либо в максимально строгом воспитании малыша, с той единственной целью, дабы он в любой ситуации говорил благодарственные речи.

С этой целью родители своим примером должны демонстрировать как это работает, дабы ребенок понимал, его папа и мама в каждой ситуации говорят людям спасибо за помощь, поддержку и прочее. Малыша можно воспитать в разы быстрее, если ему постоянно демонстрировать все наставления и поучения в жизни, наводить максимально конкретные примеры. Только так с полной уверенностью допустимо получить то, что ваш малыш при любых обстоятельствах станет благодарить и родителей, и всех окружающих за проявленное внимание, любовь, заботу и помощь.

Воспитание чада

В целом, родительские рекомендации базируются конкретно на воспитании чада, и все же в действительности тут нет ничего архисложного. Большинство родителей имеют такой стереотип – дабы воспитать малыша счастливым, мудрым и сильным, необходимо очень много внимания и времени ему уделять, в реальности дела обстоят иначе. От того, чем больше внимания уделяется чаду, более медленно он развивается. Многим ученым удалось доказать тот факт, что малыш учиться более скоро тогда, если он допустил определенную ошибку, после чего самостоятельно ее нашел и исправил. И все же, родители, как правило, изначально отчитают его за допущенный промах, при этом даже не рассказав в чем же суть проблемы, после чего самостоятельно данный промах поправляют. Ваше чадо, даже не осознав, что произошло, станет допускать аналогичную оплошность многократно, пока родители наконец то не поймут и не предоставят ребенку возможность получить свои познания, опыт от допущенных ошибок.

Не возникает сомнений, что родители, являются весьма опытными и разумными людьми, однако для чего это постоянно демонстрировать своему чаду, поскольку все мы начинали свой жизненный путь с таких моментов. Вот почему не стоит тратить время на лишние вопросы, оптимальнее всего взять и предоставить свой шанс малышу на саморазвитие. Естественно, стоит уделять внимание ребенку, и все же не излишне, таким образом вы сами скоро увидите, насколько ваш малыш ускорится в развитии.

Правильный образ жизни

Кроме того, рекомендации для родителей дошкольников, касаются и правильного образа жизни. Любой желает, дабы его малыши были умными, счастливыми, крепкими и здоровыми, и все же при этом родители продолжают вести нездоровый и неправильный стиль жизни, обучая свое чаду здоровью. Малыш не воспринимает ваши слова, он берет во внимание ваши поступки, копируя вашу модель поведения, поскольку он тоже желает быть взрослым. И если малыш видит — родители ругаются, курят, пьют, он осознает для себя следующее – дабы скорее повзрослеть, необходимо вести себя аналогичным образом. Такой вывод сделали разные психологи, ученые, при этом родители по прежнему сталкиваются с одинаковой ошибкой. Прямо сейчас начинайте самостоятельно вести правильную, здоровую жизнь, вот тогда-то ваши детки осознают, что необходимо расти здоровыми, быть активными, заниматься спортом, дабы быть полноценными, счастливыми, такими же взрослыми, как и папа с мамой. Совместно с ребенком запишитесь в любую спортивную секцию, это принесет пользу и вам, и вашему малышу. Поскольку у здоровых и сильных родителей, детки тоже будут самыми успешными, счастливыми и сильными.

Развивайте силу воли и характера малыша

Вряд ли рекомендации родителям когда либо закончатся, поскольку каждый имеет свое мнение на эту тему, и все же существуют определенные базовые истины, они объединяют большинство спорных вопросов, возникающих у родителей. Как правило, это касается характера ребенка, поскольку именно он определяет все дальнейшее воспитание и развитие индивидуума. Вы должны понимать единственный момент, независимо от того какой характер имеет ваше чадо, вы должны его уважать, не пытаясь при этом как-нибудь его поменять, потому что это нереально, вы только потратите время впустую. Допустимо направлять, улучшать, развивать характер, именно это многие воспринимают как смена характера.

Юркевич Маргарита Игоревна

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад № 40 «Дружба»,

Ставропольский край, г. Пятигорск

    Составьте и повесьте на видном месте правила поведения в вашей семье. Выработайте их вместе с другими членами семьи и вашим ребенком. Правила могут быть абстрактными («вести себя хорошо»), но лучше, если они будут конкретными (напр., «не произносить плохих слов»). Ознакомьте ребенка с правилами.

    При несоблюдении правил следует наказание. Наказание не должно быть физическим! Это может быть лишение ребенка определенных благ или хорошо действует «правило тайм – аута». Если вы видите, что ребенок «выходит из берегов», то сначала следует предупреждение. Если он нарушает правило(а), то его отводят на «место для шалунов», и объясняют почему он наказан и сколько он здесь пробудет. Если ребенок кричит, плюет и т.п., игнорируйте его. Не надо лишних слов! Сохраняйте спокойствие и невозмутимость. По истечении времени наказания подойдите к ребенку и спросите: «Знает ли он, почему здесь оказался?» (ответ). «Я бы хотела, чтобы ты извинился».

    Соблюдение правил неукоснительно для всех членов семьи. Лучший способ научить чему – либо, это показать на собственном примере.

    Наказание следует сразу после проступка. Не используйте слов: «Вот я тебе сейчас покажу…» за которыми ничего не следует.

    Соблюдайте всегда четкий режим и распорядок дня в будни и в выходные, при любых обстоятельствах.

    Если ребенок обзывает вас, то это должно быть занесено в правила – запреты, при нарушении->наказание или игнорируйте ребенка, сказав ему, что если он так говорит или считает, то «я не желаю с тобой общаться».

    Если ребенок капризничает и закатывает истерику, то:

а) обнимите его, прижав к себе и успокоив, вербализовав его эмоции («Я знаю, ты злишься, потому что…»)

б) оставьте ребенка в безопасном месте, лишив его зрителей.

8. Не ругайте, а критикуйте ребенка! Это значит сказать на проступок ребенка не «ты плохой мальчик (девочка)», а «ты хороший(ая), но сейчас ты поступил(а) плохо».

9. Хвалите своего ребенка при любой возможности, поощряйте его хорошее поведение.

10. Приучайте ребенка к самостоятельности. Распределяйте обязанности в семье. Пусть у каждого будет свой «фронт работы». И ребенок выполняет то, что ему по силам, участвует в обсуждении семейных проблем.

11. Давайте своему ребенку право выбора и прислушивайтесь к его мнению.

12. Придерживайтесь в семье единого стиля воспитания.

13. Не давайте ребенку «лазейки» в воспитании. Он не должен видеть:

а) что мама, папа говорит и требует одно, а делает другое;

б) что мама и папа придерживаются разных взглядов на воспитание или в процесс вмешивается бабушка, дедушка;

в) что сегодня это нельзя, а завтра можно;

г) сегодня за этим следует наказание, а завтра нет;

д) сегодня есть режим, а завтра вдруг нет.

14. Проводите время с ребенком плодотворно – в чтении, в обсуждении мультфильма, игре, совместной деятельности.

15. Если ребенок проявляет агрессивность, то ищите корни проблемы. Чаще проблем кроется в подражании нашему поведению или поведению героев мультфильма, игры. Корректируйте эту сферу. Никакого насилия ни в жизни, ни на экране. Учите добру, заменяйте игры, мультфильмы на альтернативные виды деятельности: чтение, лепка, игры, рисование.

16. Дайте выход агрессии в виде подвижных игр, спорта, искусства.

17. Не выясняйте отношения при ребенке!

18. Всегда озвучивайте свои эмоции («Я сержусь на тебя», «Я недовольна тобой», «Я обижена», «Я горжусь тобой») и учите ребенка этому же.

19. Знайте «острые углы» в общении с ребенком и старайтесь их сглаживать. Предвосхищайте «момент взрыва». Пресекайте плохое поведение на корню.

20. Если чувствуете, что сами готовы взорваться, остановитесь и посчитайте до 10. Умейте признавать свои ошибки, умейте извиниться перед ребенком и он научиться признавать, где он был не прав. Говорите друг с другом обо всем и чаще повторяйте, что вы любите своего ребенка.


У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного из родителей. Поэтому неразумно требовать от него реализации придуманной родителями программы жизни и достижения поставленных ими же целей. Пусть ребёнок сам проживёт свою жизнь, найдёт в ней своё место, станет собой со всеми своими достоинствами и недостатками. Его нужно принимать таким, каков он есть, и больше смотреть на его сильные стороны.

Что родителям нужно и не нужно делать в воспитании детей?

  • Не стоит скрывать от ребёнка свою любовь к нему, он должен понять, что родительская любовь будет сопровождать его при любых обстоятельствах.
  • Малыша можно смело брать на колени, обнимать, целовать и заглядывать ему в глаза, когда бы он этого ни захотел. Ласка является хорошим поощрением.
  • Но любовь не должна превратиться в бесконтрольную вседозволенность. Поэтому нужно обозначить чёткие рамки и табу, но при этом их не должно быть слишком много. Зато установленным запретам нужно следовать неукоснительно.
  • Нельзя торопиться с наказаниями, а лучше воздействовать на ребёнка с помощью просьб. Если проявлено неповиновение, то следует прежде убедиться, что просьба соответствует возможностям и возрасту ребёнка.
  • Если же ребёнок открыто демонстрирует неповиновение, то впору подумать о наказании, строгость которого должна соответствовать тяжести проступка, при этом ребёнок должен понимать, за что несёт наказание.
  • Проще всего подобрать ключик к ребёнку через игру, когда ему можно передать знания, навыки и понятия о многих ценностях. В игре взрослым и детям проще понять друг друга.
  • С ребёнком нужно чаще разговаривать и объяснять причины ограничений и запретов. Пусть он учится выражать свои переживания словесно, анализировать своё поведение и поведение других людей.
  • Используя свою любовь, такт и мудрость родители лучше всего сохранят психическое здоровье ребёнка.
  • Общению с людьми ребёнок учится у взрослых, которые являются для него масштабом, мерой, критериями оценки себя и прочих. Вступая в мир сверстников и взрослых, ребёнок начинает с того, что судит мир с оглядкой на законы, преподанные ему взрослыми людьми.
  • Важно понять, что манера обращения взрослых с ребёнком не только влияет на поведение последнего, но и на его психическое здоровье . Если малыш не уверен в положительном отношении взрослого к себе или даже уверен в негативной оценке тем своей личности, то это вызывает подавленную агрессию.
  • Воспитанием ребёнка нельзя заниматься, пребывая в плохом настроении.
  • Воспитывая ребёнка, нужно предоставлять ему самостоятельность, а не контролировать каждый его шаг. Воспитание нельзя подменять плотной опекой. Ведь взрослые сами не любят, когда в их дела вмешиваются, копаются в мелочах, навязывают готовые решения, таковы и дети. Однако у них ещё не достаёт опыта, поэтому, когда они до всего пытаются дойти сами, то им всё-таки нужна помощь взрослых, но ненавязчивая, тактичная и умеренная.
  • Ребёнку следует доходчиво объяснить, что от него требуется и одновременно спросить, что он сам об этом думает. Поскольку у детей неизбежно будет свой жизненный путь, отличный от судьбы родителей, то они необязательно должны хотеть того же, что и их предки.
  • Важнее оценивать не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьёзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребёнка.
  • Вернее будет показать путь решения задачи, а не подсказывать самого решения. Периодически вместе с ребёнком нужно анализировать его ложные и верные пути к достижению цели.

Создание в семье благоприятной атмосферы

Воспитание трудолюбия

Ребёнка нужно чаще поощрять за инициативу, самостоятельность, хорошо проделанную работу, а при неудаче - не раздражаться, а ещё раз терпеливо объяснить. Его полезно привлекать к семейным делам и приучать доводить до конца начатую работу. В семье все, в том числе и дети должны иметь свои обязанности. Труд не должен служить мерой наказания.

Воспитание доброты

Жизнь человека проходит в общении. Чтобы ребёнок вырос добрым, в его общении со взрослыми, в совместном труде, игре, отдыхе, познании должно быть много радости. Доброта начинается с любви к природе в целом и ко всему живому в частности. Ребёнка нужно научить не быть равнодушным и злым. К ребёнку нужно одновременно проявлять любовь и требовательность. Взрослые сами должны совершать хорошие поступки и уметь владеть собой, ведь дети всему этому учатся у них.
Взрослые должны помнить, что у детей под влиянием опыта общения с ними формируются самооценка и оценка других людей, при этом появляется и ещё одна важная черта - сочувствие другим людям, умение переживать чужие радости и горести как свои собственные. Общаясь со взрослыми, малыш впервые понимает, что помимо собственной важно учитывать и точку зрения других людей. Проявление при неформальном общении с детьми педагогической авторитарности порождает у них нехватку самостоятельности, неспособность выразить своё мнение и отстоять его. При общении с ребёнком нужно забыть о том, что только в словах взрослых содержится истина, ведь в процессе общения нужно понять оппонента и отождествить себя с ним.

В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:

  • Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
  • Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
  • Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
  • Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
  • У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
  • Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
  • Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
  • Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем - естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.
  • Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
  • Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
  • Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
  • Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
  • Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
  • Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
  • Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях - это ответственность и уважение.

Тревожность родителей - хорошо или плохо?

Тревожность - это особенность человеческой психики, когда в разных жизненных ситуациях человек склонен испытывать беспокойство.