Воспитание и обучение

В истории педагогики давно уже существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Хотя, например, А.С. Макаренко отмечал: «...я считаю, что воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания» . Л.С. Выготский считал, что обучение идет на несколько шагов впереди развития, но и само развитие является основной предпосылкой для быстрого и эффективного обучения, как и воспитания. Именно развитие становится следствием совокупности данных процессов и, в то же самое время, предпосылкой действия всего педагогического процесса. Происходит взаимное «замыкание» этих функций и процессов друг на друге, что доказывает их неделимость и неэффективность по отдельности .

Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности, при условии их значимости для личности, развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание, в любом его смысле, означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать прекрасное, творить его и формировать отношения к нему как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, восприимчивую к воздействиям или отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя! Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся, развивает, углубляет ее. Обучение воспитывает человека в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы (например, по химии, физике или математике) не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке (например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу) стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности. И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности . Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности. Подобно тому, как целостна и едина личность, так един и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности (учебной, трудовой, эстетической и др.).

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  • 1) воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение ;
  • 2) воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и, в свою очередь, оно должно действовать на воспитание;
  • 3) воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение;
  • 4) воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением 1 .

В психологической литературе объектом внимания часто является именно процесс становления человека в деятельности. Об этом писал С.Л. Рубинштейн: «Подлинным достижением человека считается не только то, что откладывается вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-либо значительное, человек и сам растет, в творческих доблестных делах человека важнейший источник его роста» . Накопленные исследователями педагогические, философские и психологические знания о внутренних, т.е. воспитательных результатах человеческой, и не только человеческой, деятельности, вынуждают рассматривать воспитание как процесс возникновения результатов человеческой деятельности в виде личностных изменений. Во всех видах деятельности человека функционирует этот процесс независимо от желания ее организатора. Это является объективно-закономерным процессом. Он или управляется или не управляется организаторами деятельности, дает положительный или отрицательный продукт в виде качеств личности, но всегда существует. Об этом свидетельствует деятельностный подход, распространенный в отечественной психологии.

Значит, нет деятельности, в которой не функционировал бы механизм воспитания, т.е. становления человека, и нет воспитания без деятельности, т.е. не существует воспитание вне деятельности человека. Все это вынуждает полагать: все виды деятельности фактически являются воспитанием человека, следовательно, воспитание не процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям или специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие педагогов или воспитателей на воспитуемого с определенной целью, и не целенаправленная деятельность педагога, как утверждается во всех учебниках и учебных пособиях (такое утверждение объясняется и тем, что во всех подобных характеристиках воспитание считается лишь организованным процессом с положительным содержанием и развивающим для человека значением. Кроме того, считается, что воспитывают только старшие младших). На самом деле, воспитание - это процесс многосодержательного изменения в духовном и физическом мире человека, его облике в результате всей мыслительной и практической деятельности. Посредством деятельности человек вносит заметные и незаметные изменения во внешний мир, тем самым этим процессом произвольно или непроизвольно вносятся определенные изменения в духовный и физический мир личности.

УДК 78.91 ББК 67.9

Старикова Людмила Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра профессиональной педагогики Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Starikova Lyudmila Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Department of Professional Pedagogics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»

About Relationship Between «Education» and «Training» Concepts

В статье рассматриваются вопрос о соотношении понятий «обучение» и «воспитание» в историческом аспекте.

The article deals with the question of the relationship between the concepts of «education» and «training» in the historical aspect.

Ключевые слова: Обучение, воспитание, теория и практика воспитания, педагогический процесс.

Key words: education, training, theory and practice of education, pedagogical process.

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

Проблема соотношения воспитания и обучения волновала педагогическую мысль издревле. Так, еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать - искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» . При этом под воспитанием он понимал формирование у обучающегося позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.

В последующие столетия многократно делались попытки дать определение воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи . Положение о неразрывности воспи-

тания и обучения в процессе обучения подчеркивалось в трудах ученых и педагогов XIX и XX вв. (И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Ф., Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др.).

Обычно в теории и практике воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения. Первым, кто обстоятельно обосновал и ввел в педагогику принцип «воспитывающего обучения» и поставил его в один ряд с другими важнейшими педагогическими понятиями, был немецкий ученый Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841).

Исходным пунктом теоретических построений этого ученого служило положение о «восприимчивости к воспитанию, присущей ребенку» .

И. Ф. Гербарт считал, что человек не определен природой полностью, а открыт миру и духовно самостоятелен, т.е. ему изначально присуща «восприимчивость к воспитанию воли в нравственных целях». Через понятие восприимчивости он утверждал, во-первых, возможность воспитания как перехода в состояние взрослого, являющегося устойчиво разумным и моральным существом; во-вторых, необходимость воспитания, которое является единственным средством организации различных внешних формирующих сил в направлении достижения единой цели - образования человека, в котором «виден чистый и неискаженный отпечаток личности, семьи, происхождения и народности» .

П.Ф. Каптерев на рубеже XIX-XX вв. рассматривал воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса.

В конце 80-90-х годов XX века отечественные ученые И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Петровский, Б. М. Бим-Бад и др. признают, что воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной психолого-педагогической литературе все чаще интерпретируется как образование.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три

элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание.

В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения.

В последние десятилетия прошлого века из-за сложившейся социальноэкономической и политической ситуации в российском образовательном процессе ведущее место «заняло» обучение, как «передача кому-нибудь каких-нибудь знаний, навыков». Сколько бы не говорилось красивых слов о единстве (или необходимости единства) обучения и воспитания, по сути, и в их единстве, и в каждом в отдельности, «высшей ценностью, критерием достижений остается механическая сумма знаний» . Весь процесс обучения сводится к одному показателю - успеваемости, а работа педагога - к максимуму этого показателя . Школьная, а зачастую и студенческая, жизнь вращается только вокруг знаний, будто этим исчерпывается жизнь. Сегодня очевидно, что попытка отказа от целенаправленной воспитательной работы в системе высшего образования в девяностые годы ХХ в. была ошибочной.

В 2002 г. вышло в свет письмо Министерства образования Российской Федерации (№ 13-51-28/13 от 02.04.2002), в котором цели и задачи российской образовательной политики XXI в. были определены следующим образом: «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания».

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

Это особенно важно в связи с тем, что российское общество живет в постоянно изменяющихся условиях: социальных, экономических, правовых и т.д.,

жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи радикально изменились.

Вместе с тем в последние годы к воспитательной работе вузов ослабло внимание со стороны органов государственной власти, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров. Раздел «Воспитательная деятельность» отсутствует в макете Устава вуза и в Целевых показателях деятельности высших учебных заведений (приказ Федерального агентства по образованию от 28.11.2008 № 1770).

Воспитание должно ориентировано на формирование мотивации поведения, способности к самоопределению и сопротивлению внешнему насилию в любых его проявлениях. Человека создать нельзя - он создает себя сам. Но педагоги могут участвовать в этом процессе своим присутствием, играя роль среды.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный «фон» личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится лично-стно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

И.А. Зимняя выделяет следующие типы взаимосвязи между обучением и воспитанием .

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

В философском аспекте педагогика - это путь к истине. Человек - единственное и уникальное звено в цепи мироздания, которое служит для создания истины, красоты и добра. Если есть предназначение человека, то оно как раз в этом. Педагогика и должна быть ориентирована на то, чтобы вывести человека на путь наивысшей истинности судьбы .

Особенностью педагогики является то, что она имеет дело с конкретными людьми. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.

Педагогика принимает во внимание внешне обусловленные характеристики личности, к которым относятся, прежде всего, ее социальная и групповая принадлежность, целостность и стадиальность развития.

Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности. Особенностью педагогики является то, что она рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста, рассматривает и изучает явления, происходящие с человеком на протяжении всей жизни. То, что педагогикой закладывается и учитывается в детском возрасте, развивается и совершенствуется впоследствии.

Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы, что обусловлено тем содержанием, которое предлагается обучающимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании личности. Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения преобладает формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития.

На формирование и развитие человека оказывают влияние не только внешние условия, но и внутренние, определяющиеся особенностями организма человека. При этом педагогика исходит из того, что у человека в процессе обучения и воспитания должна формироваться активная жизненная позиция, представляющая собой обусловленную конкретными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.

Активная жизненная позиция вырабатывается в течении продолжительного времени в процессе обучения и воспитания человека, в результате преодоления повседневных трудностей, овладение человеком социальным опытом, профессиональным мастерством.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам обучающихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения.

При проектировании педагогического процесса надо исходить из того, что обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.

Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими особенностями, к которым обычно относят своеобразие национального сознания и самосознания, особенности национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Человек, который связал свою жизнь с воспитанием и обучением подрастающего поколения, прекрасно осознает, что педагогический процесс должен содержать в себе две противоположные тенденции: строиться с учетом природы обучающегося, законов его внутреннего развития и отвечать запросам общества.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Асадуллин, Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе [Текст] / Р.М. Асадуллин. - Казань: Дом печати, 1997. - 140 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Логос», 2001. - 384 с.

3. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издат. центр «Логос», 2000. - 272 с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. центр «Логос», 2000. 272 с.

1. Asadullin, R.M. In the Mazes of Pedagogy. Reflections About the Waldorf School / R.M. Asadullin. - Kazan: Printing House, 1997. - 140 p.

2. Readings on the History of Foreign Pedagogy : Textbook for Students of Ped. Institutes / Comp. by A.I. Piskunov. - 2-e Publ., Rev. - M.: Prosveshchenie, 1981. - 436 p.

3. Serikov, V.V. Education and Identity: Theory and Practice of Educational Systems Designing / V.V. Serikov. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2000. - 272 p.

4. Zimnyaya, I.A. Educational Psychology : Textbook for Universities / I.A. Zimnyaya. - 2-e Publ. Rev. and Enl. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2001. - 384 p.

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Педагогика: образование, воспитание, обучение.
Образование и Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Образование – это формирование определенного образа (идеальная форма отражения объективной действительности) человека, его личности. Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение этого понятия. Надо выявить содержание, смысл, назначение понятия через соотнесение его с релевантными понятиями (например, социализация). Человек – общественное существо, но практика доказывает, что сразу он не становится общественным существом. Каждый проходит социализацию. Это процесс вхождения в общество, который может продолжаться всю жизнь, процесс освоения индивидом норм и ролей, принятых в данном обществе посредством собственной и чужой активности. Данный процесс протекает как стихийно, так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации, так как без этого института вообще нет эффективной социализации. Образование применительно к каждому отдельному человеку это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Можно сказать, что образование – это творение образа человека в индивиде, который необходим конкретному обществу, формирование его личности, неких общественно значимых и индивидуальных качеств. Понятно, что образование предполагает наличие некой цели, в соответствии с которой выстраивается весь соответствующий процесс. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке.
Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д. воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Но интересно, что не во всех культурах так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека, а только выявляется природа человека. В любом случае для избежания ошибок нельзя представлять, что воспитуемый это пассивное существо, глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором задействованы воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке. И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образование очень велики и прописаны в официальных государственных документах (ФЗ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства).
Деятельность по воспитанию и обучению отражается в науке педагогика. Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях и способах образования, воспитания и обучения. Все науки делятся на две группы – науки теоретические и науки практические.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.

Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование-воспитание-обучение-развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также фомирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм. Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся. Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.

Определение

Обучение – целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.

Воспитание процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.

Сравнение

Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.

Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности – в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.

Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта. Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу. Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период – в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.

Выводы сайт

  1. Целью обучения является освоение определенных знаний, навыков и умений, тогда как воспитание направлено на привитие норм поведения и этических принципов.
  2. Обучение требует высокой степени организованности и выполнения конкретных программ и планов. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели не считаются постоянными в любом обществе.
  3. Обучение ограничивается временными промежутками, воспитание же является непрерывным процессом.
  4. Воспитание, в отличие от обучения, не может дать мгновенного эффекта. Его результат проявляется по прошествии какого-либо временного промежутка.

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.