В какое время ребенку 1 год. Что ребенку кушать можно, а что нельзя! советы педиатра

Малыш ежедневно растет, меняется его уровень развития, режим дня и рацион. Питание ребенка в 1 год заметно отличается от питания новорожденного малыша и становится более похожим на взрослую еду. Однако и сейчас малыш нуждается в продуманном рационе, который должен содержать все необходимые микроэлементы и полезные вещества.

Многие дети в 1 год еще находятся на грудном вскармливании, но, несмотря на это, малышу необходимо дополнительное питание, способное восполнить запас энергии.

Дети после года уже проявляют физическую активность – бегают, ползают и прыгают. Не меньше энергии забирает у малыша и его умственная активность. Поскольку идет стремительными темпами, родители должны непременно учитывать данный факт и при составлении меню.

Зависимость питания от физиологического развития

Ближе к полугоду у ребенка прорезываются первые зубки. Поэтому его жевательный аппарат тоже начинает активно развиваться. Зачастую многие родители считают это самым подходящим временем для и знакомства малыша с новой пищей. На втором году жизни малыш должен употреблять около 1200 мл пищи в сутки. В процентном соотношении прием пищи можно разделить следующим образом – по 25% на завтрак и ужин, 35% на обед и 15% составляет полдник. Таким образом ребенок после года должен есть минимум 4 раза в день. Если вы чувствуете, что кроха не доедает, то между завтраком и обедом можете предложить ему выпить кефира или съесть грушу или яблоко, это не нарушит режим и поможет малышу продолжать свои исследовательские занятия.

Пока ребенок не достаточно освоил навыки пережевывания пищи, его блюда должны быть в основном кашеобразной консистенции. Но многие родители стараются вводить прикорм и небольшими кусочками. В независимости от формы подачи блюд, рацион малыша в год должны составлять следующие продукты:

  1. Молочные продукты и молоко.
  2. Каши.
  3. Яйцо.
  4. Мясо птицы.
  5. Фрукты и овощи.
  6. Достаточное количество жидкости.

Несмотря на ранний возраст, малыши могут уже высказывать свои вкусовые предпочтения, относительно составленного вами меню. Поэтому родителям стоит учитывать тот факт, что формирование вкусовых пристрастий начинается именно в момент введения прикорма. От того, что вы будете давать есть ребенку в год, будет зависеть его отношение к питанию в последующем .

Ежедневное меню

Рацион питания годовалого малыша должен непременно содержать суточную норму витаминов для роста и всех необходимых питательных веществ. Многие считают, что составление ежедневного сбалансированного меню для годовалого ребенка – это задача, которая посильна лишь узкоквалифицированному специалисту. На самом деле, это лишь заблуждение. В представленном ниже семидневном меню собраны все необходимые продукты для питания ребенка. В последующем, поняв принцип составления суточного рациона, вы сможете самостоятельно заменять продукты, исходя из предпочтений и потребностей вашего крохи.

Меню на 7 дней

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша овсяная на молоке, омлет, пшеничный хлеб, молоко Суп куриный с вермишелью, рыбная фрикаделька, картофельное пюре с зеленым горошком, пшеничный хлеб, компот Кефир и печенье Пюре из брокколи, творог сладкий, чай с добавлением молока, пшеничный хлеб
Вторник Вермишель молочная, пшеничный хлеб с печеночным паштетом, цикорий с молоком Гороховый суп, отварная куриная грудка с гречкой, компот и пшеничный хлеб Кипяченое молоко и пряник Кабачки запеченные, картофельное пюре, сладкий чай и хлеб
Среда Каша манная, хлеб пшеничный, сырный пудинг, чай с молоком Пюре из картофеля, суп из цветной капусты, ржаной хлеб, салат из рыбы с овощами, компот Йогурт и печенье Творог с молоком, пюре из моркови, молоко, пшеничный хлеб
Четверг Омлет с капустой, пирог с яблоками, кефир Суп рыбный, ленивые голубцы, хлеб пшеничный, цикорий с молоком. Пудинг творожный, яблоко Гречневая каша, суфле из печени, хлеб, молоко
Пятница Пудинг рисовый, сладкий чай с молоком, хлеб с маслом Щи из капусты, картофельное пюре, котлета из говядины, компот из сухофруктов, хлеб Банан, печенье, ряженка Творог, пюре из фруктов, кефир
Суббота Каша рисовая, чай с молоком, булка с маслом Суп с фрикадельками, кабачковое пюре, хлеб, цикорий с молоком Груша, йогурт, печенье Гречка с молоком, яблоко, чай с медом
Воскресенье Сырники, чай сладкий, банан Суп с домашней лапшой, рыбные нагетсы, компот, хлеб Сухари с теплым молоком Оладьи, ряженка

Чем кормить ночью

Поскольку рацион годовалого малыша еще подразумевает наличие грудного молока или молочной смеси, ребенку требуются ночные перекусы. Некоторые родители, отработав определенный режим кормления, дают крохе перекусить не только перед сном, но и во время ночного пробуждения. Если малыш находится на грудном вскармливании, то ему будет достаточно подкрепиться лишь маминым молочком. Если малыш питается искусственной смесью, то в его ночной рацион отлично впишется не только адаптированная смесь, но и кефир и компот.

Неподходящий рацион или вред общего стола

Несмотря на то, что малыш уже подрос, изменился его режим питания, а рацион стал более разнообразным, мамы должны помнить о том, что крохе пока еще рано питаться «взрослой» пищей. Многие родители уверены, что как только ребенок научился жевать кусочки, ему пора есть с общего стола. Это убеждение в корне не верно. Малыш на протяжении нескольких лет, а лучше всю жизнь, должен соблюдать не только определенный режим, но и правильно питаться.

Необходимо исключить из рациона следующие продукты:

  • жареное и копченое;
  • соленое и очень сладкое;
  • жирные сорта мяса;
  • кофе и газированные напитки;
  • острые блюда;
  • грибы (до 6 лет).

Режим питания малыша

Поскольку у ребенка в год появляется больше «свободного» времени на исследования окружающего мира, он может постоянно что-то требовать на перекус. Нарушать режим питания не рекомендуется. Поскольку это не только снизит качество потребление пищи, но и сделает его адаптацию к детскому саду более тяжелой. Уже в раннем возрасте стоит приучать кроху соблюдать режим дошкольного учреждения, чтобы снизить нагрузку на психику в дальнейшем . Ребенок растет с каждым днем, меняется меню, режим дня, появляются новые потребности организма. Поэтому мама должна знать о том, как грамотно составить рацион своего малыша, чтобы он рос сильным и здоровым.

После 1 года жизни переваривающая способность желудочно-кишечного тракта возрастает. Дети начинают самостоятельно есть, лучше различать вкус, им не все нравится из того, что предлагают взрослые.

Подход в питании, как и в воспитании. Понимать и любить, предлагать, не заставлять... а если кратко, то...

Молоко и молочное, яйца, мясо - говядина, птица, кролик..

Если мясо и яйца не хочет, есть еще варианты. Например, кедровые орешки содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются на 95 %, как и белок яйца

Овощи, фрукты - процентов на 50 в свежем виде.

Каши, лучше не вязкие, а жидкие, мед, а не сахар, и как средство успокаивающее нервную систему - с теплым молоком перед сном - почти снотворный эффект, и как источник макро и микроэлементов. Темный мед содержит больше меди, марганца и железа, чем светлый. А у 100% деток к году - анемия той или иной степени выраженности, и усваивается железо очень трудно...

Дети очень любят йогурты. Любой йогурт готовится на основе йогуртовой закваски - болгарской палочки и термофильного стрептококка. Именно эти молочнокислые культуры делают вкусный продукт еще и полезным. Однако целебные свойства этих бактерий сохраняются только в "живых" или "коротких" йогуртах, не прошедших тепловую обработку. Срок хранения таких йогуртов не превышает 30 дней при температуре от +2 до +8 градусов по Цельсию. "Долгие" йогурты могут храниться более трех месяцев даже не в холодильнике. Продлить им жизнь удается либо с помощью консервантов, либо благодаря тепловой обработке. Все полезные минеральные вещества и при этом сохраняются, но бактерии погибают. В состав большинства йогуртов входят натуральные фрукты, вкус фруктов в некоторых случаях компенсирует отсутствие сахара или его заменителей.

Годовалый малыш может получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов. Такие йогурты производятся на заводах детского питания, они имеют ограниченный срок годности (несколько дней) и продаются в отделах детского питания. Их можно давать детям с 8-12 мес.

Еще такой важный момент.

У годовалого ребенка емкость желудка - 250 мл. К 3 годам она увеличивается до 350-400 мл.

Вместимость желудка всегда следует учитывать при составлении меню, так как большие объемы могут растягивать стенки желудка и формировать повышенную количественную потребность в еде, что не всегда соответствует истинным потребностям.

Освобождение желудка от пищи в среднем происходит через 4 часа.

В кишечнике пища задерживается до 24-48 часов.

Печень и поджелудочная в полную силу заработают к 8-10 годам. Поэтому сейчас их нужно щадить и ограничивать острое, жареное, жирное...

Пища для детей от 1 года до 1,5 лет по степени механического измельчения должна быть не очень крупной, до 2 см. Блюда типа пюре, суфле, пудингов, паровых котлет. В то же время, у ребенка уже есть 8-10 зубов, которыми можно жевать черствый хлеб, сухарь, печенье, мягкие яблоки.

Дети старше 1,5 лет с появлением коренных зубов могут активно жевать, причем почти как как для взрослых - овощи кусочками, котлеты, овощное рагу.

Режим питания в 1-1,5 года

Для детей данного возраста, как правило, устанавливается режим питания с 4-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 — 4 часа. Некоторым детям до 1,5 года оставляют (по их желанию) еще одно — пятое ночное кормление. Если в возрасте 1,5 года здоров, хорошо развивается, не страдает плохим аппетитом, его следует отучить есть ночью, так как это нарушает ночной сон и создает определенные трудности для родителей.

Независимо от числа кормлений, часы приема пищи должны быть постоянными. Отклонения от установленного времени каждого кормления не должны превышать 15 — 20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какие-либо блюда или продукты, в том числе и фрукты, соки, молочные продукты, не говоря уже о разных сладостях (исключение - питье: настои трав, вода, чаи, настой шиповника). Все это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи малыш может отказаться от более полезных белковых блюд.

Суточные нормы

Молочные продукты

. молоко в любом виде до 500-600 мл (в том числе кефир/йогурт - до 200 мл, любой 1% кефир, кефир 3,2% жирности с указанием возрастной категории)

Творог в среднем 50 г

Сливки или сметана 5-10 г

Сыр - неострые, мягкие сорта (жирность до 40%) 3 г в день или 21 в неделю

Творог (йогурт без фруктовых добавок!) увеличивается до объема 70 г и может даваться не только в чистом виде, но и в виде творожной запеканки (можно и с изюмом), сырников (до 3-х лет - паровые). Детям до двух лет лучше давать йогурты специально предназначенные для детского питания.

Творог, сливки, сметану можно давать через 1-2 дня, но в соответствующем количестве. Также можно давать творог по 140 г в день, но тогда на следующий день этого продукта в рационе не будет. Сметана дается с обязательной тепловой обработкой. Например, ее можно положить в суп за несколько минут до готовности.

Для детей с нормальной массой тела неприемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10% жирности.

Мясо, рыба
Наряду с говядиной - мясо кур, цыплят, индейка, говядина, мясо кролика, нежирная свинина и баранина, различные субпродукты. Блюда: паровая котлета, фрикадельки, отварное, запеченное в духовке.

В среднем ребенку от 1 года до 3 лет требуется

85 г мяса

25 г рыбы (белая морская (отварная или запеченная в духовке))

В течение недели он может получать 4-5 дней мясо (по 100-120 г) и 2-3 дня рыбу (по 70-100 г)

Яйца
. 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное

Ребенку старше года можно давать целое яйцо (через день, либо по половине ежедневно), а не только желток. Однако делать это надо с осторожностью, так как у некоторых детей белок куриного яйца может вызвать аллергическую реакцию. В таких случаях от белка следует отказаться и какое-то время давать только желток.

Жиры
. 12-17 г сливочного масла

8-10 г растительного масла (в сыром виде добавлять в супы, салаты)

Крупы, хлеб
. 15-20 г крупы

5 г макаронных изделий

Около 100 г хлеба (в том числе 30-40 г ржаного)

Годятся и хлебобулочные изделия (сухарики, баранки, булочки) при соответствующем уменьшении количества хлеба. Чем меньше возраст, тем больше доля пшеничного хлеба. Можно давать печенье, булочки (без крема). Детям до 1,5 лет лучше давать белый хлеб, так как он легче переваривается.

Наиболее полезны крупы

Овсяная

Гречневая

разрешается ячневая, перловая, пшеничная.

Можно использовать и специально обогащенные крупы.

. Каши могут быть использованы и быстрорастворимые для детей первого года жизни (до 1 ВЅ лет), а также каши самостоятельного приготовления: рисовая, овсяная, гречневая, пшенная. Каша варится на молоке или молоке пополам с водой, молоко 3,2% (с обязательным указанием возрастной категории).

. Макаронные изделия дают нечасто, так как они бедны витаминами и содержат избыток углеводов. До 1,5 лет не стоит предлагать. Суп-лапша на овощном бульоне (не чаще 1 раза в неделю).

. Бобовые (горох, фасоль, соя) даются в ограниченном количестве детям старше 1,5 лет в виде протертых супов.

Сахар, кондизделия
. Общее количество кондитерских изделий не должно превышать 10-15 г в сутки.

До 3 лет требуется от 35 до 50 г сахара (лучше использовать фруктозу)

Из кондитерских изделий разрешаются пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, мед (при хорошей переносимости).

Овощи, фрукты
. 120-150 г картофеля

До 200 г других овощей

Свежие фрукты, ягоды (до 200 г): 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод.

Отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. соки (100-150 мл)

Овощи можно давать самые разнообразные, включая

Редис, редьку, зеленый лук, чеснок

Листовую зелень (укроп, петрушку, щавель, шпинат, салат, крапиву)

Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

Из пряной зелени на первом году жизни можно укроп, после года - петрушку, лук.

Винегрет , естественно не включает в себя соленый огурец и майонез, зеленый горошек используется только свежий или замороженный, а заправляется винегрет растительным маслом или, не часто, нежирной сметаной.

Гарнир к мясу, рыбе : картофельное пюре, овощи тушеные или отварные, кабачки тушеные с помидорами и морковью, баклажаны тушеные с помидорами (при желании можно добавить немного репчатого лука).

Супы : борщ вегетарианский, овощной вегетарианский, щи вегетарианские.

Питье
. морсы

Компоты

Неподслащенные настои трав

Объем пищи

От 1 года до 1,5 лет - 1000-1200 мл

От 1,5 до 3 лет- 1400-1500 мл

(соки, отвары и другое питье в этот объем не входят)

Осторожно!

Мед. Содержащиеся в этом продукте бактериальные споры могут вызвать ботулизм. Мед также легко вызывает аллергию.

Консерванты и красители , а также продукты, их содержащие, не приемлемы к употреблению маленькими детьми.

Не давайте детям сухофрукты , так как многие виды содержат в большом количестве сульфиты. Это может привести к развитию астмы

Киви может вызывать сложную аллергическую реакцию у ребенка. Исследования показывают, что у детей в возрасте до 5 лет из-за киви могут возникать следующие аллергические реакции: распухание языка, зуд в ротовой полости, затрудненное дыхание.

Избегайте следующих продуктов, так как может ими подавиться: орехи, попкорн, чипсы, кукуруза, виноград, изюм.

Не давайте ребенку конфеты и напитки, содержащие сахар, это поспособствует развитию а.

Не давайте газированные напитки, кофе, чай, шоколад .

Сырую капусту лучше не использовать в питании детей до 3-х лет.

Не используются в питании детей до 3-х лет орехи, грибы, цитрусовые, шоколад, какао, супы на мясном бульоне, колбасы и сосиски.

Виноград обладает способностью усиливать процессы брожения в кишечнике. Кроме того, он перенасыщает рацион ребенка углеводами. В сочетании с относительно малым содержанием витаминов, это делает его продуктом, предназначенным для детей более старшего возраста.

Кефир, йогурт - следует помнить, что кисломолочные продукты отличаются высокой кислотностью и в больших количествах не слишком полезны для организма ребенка. Проведенные исследования Института питания Российской академии медицинских наук (РАМН) показали, что употребление кефира в количестве 400 мл детьми 6-8 месяцев может приводить к мелкоточечным кровоизлияниям в кишечнике (сопровождающимся потерей гемоглобина и железа). Не нужно забывать об этом и вводить кефир в рацион 6-7месячных малышей. По новым рекомендациям Института питания РАМН, данный продукт можно давать детям с 9-12 месяцев в количестве, не превышающем 200 мл. К кисломолочным продуктам относятся и йогурты.

Кулинарная обработка пищи. Плотность

До 1,5 лет - пюре, жидкая каша и т. п., но при этом ребенка надо приучать есть более плотную пищу

Старше 1,5 лет - разваренные (но уже не протертые) каши, овощные и крупяные запеканки, тушеные овощи, нарезанные мелкими кусочками, мясные и рыбные котлеты

После 2 лет мясо можно давать в виде жареных котлет, мелко нарезанного рагу, рыбу - вареную и жареную, освобожденную от костей

Салаты из сырых овощей можно давать не только на обед, но и на завтрак и ужин.

До 1,5 лет - натертые на крупной терке

После 1,5 - мелко нарезанные

С года ребенку предлагаются паровые котлеты, детям старше года можно дать тушеные и печеные блюда. В 2-3 года переходит на кусочковое . Жареное не дается детям до трех лет.

Примерный разовый объем пищи в 1-1,5 года

Завтрак:

Каша или овощное блюдо (150 г);

Мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г);

Молоко (100 мл).

Суп (50 г);

Мясное или рыбное блюдо (50 г);

Гарнир (70 г);

Фруктовый сок (100 мл).

Кефир или молоко (150 мл);

Печенье (15 г);

Фрукты (100 г).

Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г);

Молоко или кефир (150 мл).

Образец меню

Завтрак:

1. Каша любая (200 г), вермишель с молоком + омлет (150/50) или пюре картофельное с рыбным паштетом (150/50).

2. Кофе-суррогат, то есть не настоящий, а "злаковый", или чай с молоком и сахаром (150 г).

3. Хлеб пшеничный с маслом и сыром (15/5/5).

1. Борщ вегетарианский или на мясном бульоне, или суп-пюре овощной на мясном бульоне

2. Мясное пюре, мясо молотое, суфле мясное (100 г), суфле рыбное, или фрикадельки с овощным гарниром (50/100).

3. Сок, фруктовый напиток или настой шиповника (100 мл).

4. Хлеб пшеничный и ржаной (10/10).

5. Кофе ("злаковый")

1. Кефир (150 г).

2. Печенье, сухарики домашние, булочка (15 г).

3. Яблоко или другие фрукты (35 г).

1. Овощное пюре, картофельная запеканка или каша гречневая с молоком (120 г).

2. Творог с молоком или кефиром (40/20).

3. Хлеб пшеничный (15 г).

4. Кефир (дополнительный (100 мл)).

Примерное 4-дневное меню

День первый:
Завтрак:

Каша овсяная — 200 г.

Чай с сахаром 100 мл.

Сыр — 10 г

Щи вегетарианские — 100 мл

Мясная котлета — 80 г.

Картофельное пюре — 80 г.

Компот 100 мл.

Хлеб 10 г.

Молоко 150 мл

Творог 70 г.

Свежие фрукты.

Винегрет 150 г.

Свежие фрукты

Чай с сахаром 100 мл.

Кефир 200 мл.

День второй.
Завтрак:

Омлет 50 г

Каша пшеничная 150 г.

Чай с сахаром 100 мл.

Борщ вегетарианский 100 мл.

Фрикадельки из курицы — 80 г.

Макароны 80 г с сыром 10 г.

Сок 100 мл.

Хлеб 10 г.

Кефир 150 мл.

Булочка 20 г

Свежие фрукты.

Сырники 140 г со сметаной 10 г.

Свежие фрукты.

Чай с сахаром 100 мл

Кефир 200 мл.

День третий.
Завтрак:

Каша из 4-х злаков 200 г.

Чай с сахаром 100 мл.

Суп овощной вегетарианский 100 г.

Рыба отварная 80 г.

Картофельное пюре 80 г.

Чай с сахаром 100 мл.

Хлеб 10 г.

Кефир 150 мл.

Печенье 20 г.

Свежие фрукты.

Каша гречневая с молоком 150 г.

Свежие фрукты.

Сок 100 мл.

Кефир 200 г.

День четвертый.
Завтрак:

Каша рисовая 200 г.

Чай с сахаром 100 мл.

Суп лапша на овощном бульоне 100 мл.

Индейка, запеченная в духовке 80 г

Отварные овощи 80 г.

Сок 100 мл.

Хлеб 10 г.

Молоко 150 мл.

Творог 70 г.

Свежие фрукты.

Йогурт 70 г.

Кабачки тушеные с помидорами и морковью — 150 г.

Компот 100 мл.

Вашему малышу исполнился годик, у него растут зубки, он старательно учится пережевывать пищу, у него появляются первые вкусовые пристрастия. Однако общий стол ему пока противопоказан. Чем же можно кормить ребенка, чтобы не нанести вред его здоровью? Давайте определимся с основными требованиями, предъявляемыми к детскому питанию.

Правила здорового питания для детей до 3 лет: чем кормить ребенка с 1-3 лет?

У нормально развивающегося малыша к 2 годам должны прорезаться около двадцати зубов. А это означает, что ребенок может уже не только откусывать, но и пережевывать пищу. Не секрет, что пережевывание пищи способствует выработке пепсина и соляной кислоты в желудочном соке, что существенно облегчает процесс ее переваривания.

Родители прекрасно знают, что от 1 года до 1,5 лет ребенка необходимо кормить пять раз в сутки. Некоторые малыши после года сами отказываются от пятого кормления и переходят к четырехразовому питанию. Беспокоиться по этому поводу не стоит, здоровый малыш сам в состоянии регулировать количество кормлений. В этот период родители должны стараться постепенно заменять полужидкие блюда на более плотные. Новые блюда малыш должен есть с ложечки. От соски и бутылочки нужно постепенно отказываться.

  • Питание полуторагодовалого крохи необходимо сбалансировать, желательно с помощью диетолога. Основой питания в этом возрасте становятся продукты, содержащие животный белок.
  • Для детей от 1,5 до 2-х лет объем пищи составляет примерно 1300 граммов в сутки.
  • На 3-м году жизни малыш может съедать в сутки около 1500 граммов пищи.

Как составить меню для ребенка 1,5 - 3 лет: таблица

Продукты Нормы потребления продуктов для детей 1,5-2 лет/примеры блюд Нормы потребления продуктов для детей 2-3 лет/примеры блюд
Молоко/м. продукты Суточное количество: 500 мл.

5% -творог – 50 грамм.

5 грамм – сливок 10%.

5 грамм – сметаны 10%.

биолакт, йогурт – 2,5%

Блюда: каши, запеканки творожные, десерты.

Суточное количество: не менее 600 мл.

100 граммов творога 5-10%.

10 грамм сливок 10-20%.

10 грамм сметаны – 20%.

кефир, йогурт до 4%.

После 2 лет допускается более жирное молоко от 2,5 до 3,2%.

Блюда: каши, сырники, вареники, десерты.

Мясные Норма: 85-100 граммов в сутки.

Говядина.

Крольчатина.

Телятина.

В меню могут быть включены печень, язык.

Блюда: паровые тефтельки, тушеные котлетки, мясное и печеночное пюре и т.д.

Норма: 110-120 граммов в сутки.

Говядина.

Телятина.

Крольчатина.

Мясо ягненка.

Субпродукты.

Блюда: котлеты паровые, тефтели, мелко порубленное тушеное мясо, рагу, мясное и печеночное пюре.

Рыбные Суточная норма до 3 лет – 30 граммов 1 раз в неделю. Рекомендуется – морская, белая рыба. Можно готовить блюда из минтая, трески, хека, тунца. Допускается речная рыба – форель.

Красная рыба не желательна, часто вызывает аллергические реакции.

Можно приготовить: рыбный супчик с морковью, тушеную рыбу, котлетки, тефтельки и т.д.

Суточная норма: 50 грамм три-четыре раза в неделю.
Блюда из птицы Детям до 2-х лет рекомендуется включать в меню мясо куры, индейки.

Куриное мясо считается более аллергенным, поэтому его рекомендуется давать не чаще двух раз в неделю.

Можно начать давать куриное мясо 3 раза в неделю. Желательно использовать только грудку — белое мясо. Из нее можно приготовить тушеные биточки, котлетки, тефтельки.

Крупяные гарниры и каши

Диетологи рекомендуют включать в детское меню: гречку, овсянку, пшено, ячневую крупу, перловку. Детям до трех лет в среднем можно употреблять до двадцати граммов крупы.
Хлебобулочная продукция Можно использовать лапшу и вермишель в качестве гарнира к мясным блюдам. Из них также можно готовить молочные супы. Однако эти продукты очень калорийны и об этом не следует забывать. В сутки можно съедать не более 50 граммов хлебобулочной продукции.
Овощи Отлично стимулируют работу кишечника, усиливают аппетит, снабжают детский организм витаминами и минералами.

Суточная норма не менее 200 граммов овощей.

Из овощей можно приготовить: биточки из капусты, морковные котлетки, рагу овощное и т.д.

В суточном рационе 3-х летнего ребенка должно быть не менее 250 граммов овощей. Добавляются: томаты, патиссоны, зеленый лук и чеснок (в маленьких количествах). Дети охотно едят редис, репу, редьку. Многим нравится шпинат, щавель.

Детишки охотно грызут сырые овощи и любят самые разные овощные салаты.

Фрукты

Норма — не менее 200 граммов. Вводить новые фрукты и ягоды нужно минимальными порциями, чтобы была возможность своевременно заметить возможные аллергические проявления. В меню также можно включать сезонные ягоды: бруснику, малину, клубнику, клюкву, ежевику, черноплодную рябину, крыжовник. (Понемногу). В трехлетнем возрасте можно постепенно увеличивать количество фруктов и ягод (если на них нет аллергии).

Родители должны знать, что: черноплодка, черная смородина и черника – могут закрепить стул.

Киви, абрикосы, сливы действуют как слабительное.

Из ягод и фруктов можно готовить кисели, соки, компоты, морсы, добавлять их в кашу и десерты.

Полезные сладости и десерты Десерт должен вводиться в меню только в два года – не раньше! Десерты должны быть максимально легкими для усвоения. Педиатры настоятельно рекомендуют родителям особо не торопиться пичкать детишек сладостями. И все же, полезные сладости для детей этого возраста есть. Например: печеное яблочко, мусс из ягод, кисели, творожно-банановое суфле. В меню «сладкоежки» в 3 года можно добавить суфле из яблок, моркови и манной крупы.

Дети охотно едят клюквенно-манный мусс, сливовое суфле и яблочную пастилу. Рецепты этих десертов любая мамочка без труда найдет в интернете.

Что нельзя есть детям до 3 лет: список, распространенные ошибки родителей

10 основных продуктов, которые противопоказаны маленьким детям:

  • Любые колбасные изделия. Практически все производители добавляют в свою продукцию консерванты, ароматизаторы и красители.
  • Морепродукты, а именно: креветки, крабы, мидии. Эти морепродукты в 80% случаев вызывают у детей раннего возраста аллергические реакции.
  • Свинина, баранина, утиное и гусиное мясо. Тугоплавкие жиры, содержащиеся в этих продуктах, плохо перевариваются и негативно сказываются на работе ЖКТ. Могут вызывать боли, метеоризм, запоры.
  • Виноград и дыня. Эти фрукты плохо влияют на ПЖ и увеличивают газообразование.
  • Мороженое. Высокий уровень жирности негативно сказывается на работе ПЖ. Обожаемое детьми лакомство очень часто становится .
  • Мед. Полезный продукт, но, к сожалению, довольно часто вызывающий аллергию.
  • Жирное молоко, провоцирует проблемы с обменом веществ.
  • Торты, шоколад, пирожные, печенье. Эти «вкусняшки» содержат в себе огромное количество вредных пищевых добавок.
  • Какао. В этом напитке содержится теобромин – алкалоид. Кроме того, какао очень жирный напиток.
  • Все газированные напитки — они раздражают ЖКТ.
  • Диетологи не рекомендуют трехлеткам готовить супы на любы мясных бульонах.
  • Детям категорически запрещается давать любой фастфуд, чипсы, соленые сухарики.
  • До двух лет малышам нельзя есть квашеную капусту, любые соленья, сельдерей, орехи.
  • Красную и черную икру можно давать в маленьких дозах лишь после 5 лет.
  • Грибы (в любом виде) не рекомендуется давать детям до восьми лет, а кофе не раньше 12 лет.
  • Большинство педиатров считают, что ни в одно блюдо детям до 3 лет нельзя добавлять сахар.

А. Мосов, врач по гигиене питания детей и подростков:

Ребенку не стоит давать соль и сахар так долго, как это возможно, в идеале - до трех лет обходиться без них. К сожалению, традиции таковы, что мы сами приучаем ребенка к сладкому и соленому. Поэтому придя в детский сад, он неизбежно столкнется со сладкой кашей, сладким чаем или какао и солью, которая добавляется почти во все блюда. Преодолеть эту традицию непросто, поэтому лучше, если ребенок будет готов к этому и перед детским садом привыкнет к слегка подсоленной пище. Проблем со сладкой кашей и сладким какао, думаю, не будет, поскольку все мы имеем врожденное предпочтение к сладкому вкусу.

Мед по сути представляет собой тот же насыщенный раствор сахаров, хотя его употребление вместо сахара более предпочтительно, поскольку мед содержит целый ряд микроэлементов и других биологически активных веществ. Впрочем, полезные свойства меда в значительной степени - преувеличение. И давать его ребенку надо с осторожностью - у детей этот продукт нередко вызывает аллергию.

С 1,5 до 3 лет дети постепенно переводятся на 4-х разовое кормление. Суточный объем пищи у детишек этого возраста составляет от 1200 до 1500 мл.

Примерный режим кормления малыша 2-3 летнего возраста

Завтрак – 8.00.

Обед – 12.00.

Полдник – 15.30.

Длительность кормления не должна превышать 30-40 минут.

Рацион ребенка дополняется новыми продуктами постепенно и обязательно строго индивидуально. Объем воды для детей этого возраста, по мнению Союза педиатров, строго не устанавливается. Все зависит от климатических условий, активности малыша, от жидкости, поступающей в его организм в ходе основного приема пищи. Родители должны ориентироваться на потребности малыша.

Главные требования, которые предъявляют педиатры к питанию детей от 1,5 и до 3 лет – это сбалансированность и разнообразие.

Можно ли детям есть манную кашу?

Еще не так давно манная каша была «главным» блюдом на детском столе. Наверное, многие помнят рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным», в котором несчастный Дениска выливает тарелку манной каши на шляпу гражданину, идущему фотографироваться. Жалко и пострадавшую шляпу гражданина и Дениску, организм которого никак не соглашался съесть кашу. И был в некоторой степени прав. Современная медицина утверждает, что манная крупа на 2/3 состоит из углеводов, а именно крахмала. Поэтому манка довольно плохо переваривается. Глюкен, содержащийся в манке, очень часто вызывает аллергические реакции у детей. Манная каша отличается высокой энергетической ценностью, но полезными витаминами она не богата. Кроме того, фитин, входящий в ее состав, мешает полноценно усваиваться кальцию, железу и витамину D. Педиатры не рекомендуют давать манную кашу детям до года. Конечно, жаль шляпу гражданина из «Денискиных рассказов», но, по мнению большинства педиатров, поступок главного героя вполне оправдан. Хотя, лучше бы кашей накормить маму или папу. Взрослый организм прекрасно воспринимает манку, ведь она очищает кишечник от слизи и благотворно влияет на выведение лишнего жира. Но детский организм устроен по-другому.

Советы специалистов

По мнению педиатра-иммунолога М.А. Хачатуровой – у детей довольно чуткая природная реакция на пищу. Если ребенок по какой-то причине наотрез отказывается от определенного продукта – не стоит кормить его им насильно. Скорее всего, данный продукт просто не подходит ребенку и его следует заменить на другой. А , читайте на нашем сайте в другой статье.

Врач М.А Хачатурова предупреждает родителей — если у ребенка тусклые волосы, плохо растут ногти (ломаются и крошатся), его нужно срочно показать педиатру и диетологу. Скорее всего, у малыша имеются проблемы с кишечником и ему необходимо восстановить нормальную микрофлору. После чего, нужно скорректировать рацион его питания, и сбалансировать количество витаминов и минералов в организме.

Врач-педиатр А. Парецкая:

При составлении меню нужно учитывать нормы ежедневного употребления продуктов - то есть, какие продукты обязательно надо давать малышу каждый день, а какие - с определенной периодичностью. Будем для простоты составлять расчет на неделю - поэтому распределим продукты по дням. Ежедневные продукты рассчитываем, исходя из суточной нормы, умножив ее на 7 дней недели, остальные - исходя из количества приемов.

Ежедневно малыш получает молоко и молочные продукты, масло, хлеб, овощи, крупы, на некоторые дни недели распределяют, например, творог, сыр, рыбу, сметану, яйца. Мясо и рыбу рекомендуется давать 5-6 раз в неделю минимум - то есть 4 раза мясо и 1-2 раза рыбу.

Иногда бывает так, что невозможно приготовить все продукты, запланированные в меню. Тогда приходится прибегать к замене продукта на примерно равноценный. При замене надо учитывать калорийность и питательную ценность продукта - то есть углеводистые продукты заменять на них же, жиры - на другие жиры, белки - на другие белки. Например, взаимозаменяемыми углеводами являются хлеб, хлебобулочные продукты, макароны, крупы. Из белков заменимы молоко, творог, мясо, рыба, сыр. Из овощей - картофель, свекла, капуста, морковь и т.д. Жиры заменимы и растительные, и животные. Однако к концу недели все количества заменяемых продуктов выравниваются.

Правильно сформированное пищевое поведение – залог будущего здоровья вашего малыша.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем координацию и зрение

Игра 1. «Делаем бусы»

Игра направлена на развитие координации движений обеих рук, а также совершенствование зрительно-моторной координации.

Вам понадобятся

10 крупных бусин (колёсиков от пирамидки или любых других деталей со сквозным отверстием), толстая леска или проволока, непрозрачный пакет.

План игры

1. Сложите бусины в пакет и сядьте рядом с ребёнком, положив пакет за собой. 2. Покажите малышу леску, достаньте одну из бусин и медленно нанижите её на леску. 3. Достаньте из пакета вторую бусину и предложите ребёнку сделать то же самое. 4. Когда все бусины окажутся на леске, завяжите концы узлом и наденьте на шею ребёнка. Выразите своё восхищение получившимся украшением.

Родителям на заметку

1. Если ребёнку понравится игра, можно постепенно уменьшать размер бусин для развития ловкости рук. 2. Не оставляйте малыша без присмотра с готовыми бусами, чтобы он не причинил себе вред, пытаясь надеть или снять их. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Позади первый день рожденья малыша. Всего за 12 месяцев кроха из беспомощного свертка, который принесли из роддома, превратился во вполне самостоятельного человека со своим характером и привычками.

В этот период дети растут и набирают вес неравномерно, приблизительно 100-300 г и 1,0-1,2 см в месяц. К полутора годам мальчики весят 9,8-12,2 кг при росте 79,6-85,0 см, соответствующие показатели для девочек: 9,1-11,6 кг и 77,8-83,6 см*. Меняются пропорции детского тела: ручки и ножки постепенно становятся длиннее, живот становится более плоским. Все дети разные: высокие и не очень, пухленькие и худые. Главным показателем физического здоровья ребенка в этом возрасте является не количество набранных килограммов и сантиметров, а стабильное развитие.

В возрасте одного года большинство детей уверенно передвигаются по дому, держась за опору, многие начинают ходить самостоятельно. К полутора годам малыши начнут бегать и даже играть в «футбол»: катать мяч, пинать его ногами и бросать вперед или вверх.

Ребенок продолжает с интересом исследовать окружающий мир, особенно теперь, когда для этого появилось больше возможностей. Он может забраться на ранее недоступные вершины с помощью стула или кресла.

Игры с предметами становятся сложнее. Теперь маленькому экспериментатору необходимо узнать, можно ли разделить предмет на составные части Если не получиться разделить на части игрушку руками, он может бросить ее на пол - так она точно развалится на куски. Разбирать пирамиду из кубиков на части, а потом пытаться снова собрать ее в одно целое, - одно из любимых занятий малыша в этом возрасте.

Развиваются детское зрение и слух: дети хорошо различают мелкие предметы и лучше видят вдаль. Повышается глубина восприятия - способность воспринимать предметы «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития всех органов чувств детям необходима смена впечатлений.

К одному году многие дети уже умело подражали речи взрослых, теперь этот навык продолжает совершенствоваться: малыши более свободно владеют интонацией, активно помогают себе жестами, произносят практически все звуки по отдельности, а некоторые по слогам. Растет словарный запас ребенка – то есть количество тех слов, значение которых он хорошо понимает. Ребенок этого возраста уже способен выполнять сложные просьбы, состоящие из нескольких этапов: «Подойди к папе, возьми у него книжку, принеси ее маме». Он знает всех членов семьи по имени и может найти их на фотографии.

В полтора года малыш активно использует для общения несколько слов и правильно отвечает на простые вопросы, указывая на части тела, предметы и людей вокруг. Однако связной и понятной взрослому человеку речи еще нет: малыши продолжают «лопотать» на особом детском языке, понять который способны только любящие родители и близкие. А вот выражать свои эмоции мимикой и жестами малыш умеет в совершенстве, так, что каждому станет понятно, что именно в данный момент хочет ваш ребенок.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Годовалые дети активно стремятся к самостоятельности: они сами решают, куда им отправиться и какую игрушку взять. При этом, малыши стараются проявить независимость, поступая наперекор пожеланиям и просьбам взрослых. Слово «нет» в этот период может вызвать у малыша негативную реакцию, вплоть до истерики. Придется маме с папой запастись терпением и позволить малышу «самоутвердиться» и расширить личные границы.

Новые «неприятные» особенности в поведении малышей в этом возрасте часто связывают с «кризисом первого года». Научившись ходить и говорить (хоть и на своем, особенном, языке) ребенок пытается осознать свое место в мире и уже не чувствует такой неразрывной связи с родителями, как раньше. Быть самостоятельным не так-то легко: малыш хочет достать игрушку с полки, но не может до нее дотянуться; он хочет сказать, что ему не нравятся эти штанишки, но не может подобрать слова; он хочет добежать до горки без помощи мамы, но не слушаются его и он падает. Стоит ли удивляться тому, что столкнувшийся с таким несоответствием своих желаний и возможностей ребенок начинает капризничать, может неожиданно закричать или повести себя агрессивно.

Проявляя «характер», дети в этом возрасте все же остаются «малышами». Им по-прежнему необходимо чувствовать опеку и защиту родителей, чтобы ощущать себя в безопасности. Прикосновения и объятия помогут повзрослевшему малышу почувствовать родительскую любовь и заботу. Всегда будьте готовы поддержать ребенка: малыш может заниматься «строительством» или «наведением порядка» в своем ящике с игрушками в одиночестве, но ему необходимо знать, что мама недалеко и сразу придет на помощь, если он испугается или упадет.

Для того, чтобы добиться желаемого от взрослых, в арсенале ребенка постепенно накапливается множество способов, от улыбки и объятий, до хныканья, крика и плача. Малыш постоянно экспериментирует, пытаясь понять, как лучше привлечь к себе внимание, и какие способы поведения вызывают позитивную реакцию у мамы и папы. Например, ребенок быстро понимает, что в общении с родителями плач «делу не поможет», а бабушка или дедушка скорее выполнят просьбу, если громко заплакать.

Ближе к полутора годам дети с удовольствием копируют сложное поведение взрослых, в том числе выполнение обычной домашней работы. Хотя гудение пылесоса может вызывать у малыша тревогу (громкие звуки в этом возрасте начинают ассоциироваться с опасностью), он скоро забудет о своем страхе, помогая маме водить щеткой по ковру. А мытье посуды и вовсе станет его заветной мечтой, ведь большинство детей обожают возиться с водой.

В этом возрасте большинство детей не сразу готовы к активной социализации. Поначалу им не нравится находиться в компании незнакомых взрослых или играть с другими детьми. Малыш активно отстаивает свою территорию, не желая делить внимание родителей и свои игрушки с посторонними. Постепенно кроха учится взаимодействовать с окружающим миром, проявляя особенности своего характера и поведения. Ребенку будет интересно поиграть с детьми постарше, которым можно подражать. Они возьмут на себя роль лидера и на собственном примере продемонстрируют, как лучше играть в компании. Общение с ровесниками проходит по другому сценарию: вначале малыши могут просто играть рядом, потом начинают повторять определенные действия друг за другом. Привыкнув, они могут обменяться игрушками, или отнимать их друг у друга, внимательно наблюдая за реакцией ровесника.

Питание

Детям в этом возрасте нравится находиться за общим столом в компании мамы и папы. Старайтесь чаще устраивать «семейные» приемы пищи: подражая взрослым, ребенок быстрее учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и «взрослой» посудой. Для безопасности и удобства малыша, обязательно сажайте его на специальный стульчик.

Темпы роста детей к полутора годам замедляются, что может привести к снижению аппетита и интереса к новой пище. Могут измениться и вкусовые предпочтения вашего малыша, о чем он вполне убедительно сообщит вам жестами и мимикой. Не стоит игнорировать его пожелания. Если какие-либо продукты и блюда ему совсем не по вкусу, попробуйте заменить их другими, содержащими те же витамины и полезные вещества. Детские предпочтения в еде могут меняться. Если в год ребенок отказывался даже попробовать рыбу, то в полтора рыбные котлеты могут стать его любимым лакомством.

К полутора годам малыш обычно привыкает к «взрослому» режиму питания, который включает завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно кормить ребенка в одно и то же время, чтобы промежутки между приемами пищи были примерно одинаковыми.

На втором году жизни дети могут есть практически любую взрослую пищу, однако, ее обязательно нужно измельчать. Домашнюю еду можно сочетать с детским питанием промышленного производства. По возможности, продолжайте грудное вскармливание. Материнское молоко помогает пищеварительной системе малыша.

Подвижных детей нельзя ограничивать в питье. Для утоления жажды отлично подойдет кипяченая вода или некрепкий чай. Травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, успокаивают и способствуют нормализации пищеварения.

Чтобы предотвратить появление аллергии, ограничивайте количество натуральных специй в пище малыша и избегайте искусственных добавок. Какао или другие напитки на основе шоколада включать в рацион ребенка пока рано. Булочки, печенья, пироги из дрожжевого теста, вафли и мороженное также не лучшее угощение для детей младше 18 месяцев. Идеальный десерт для маленького сластены – фруктовый салат, заправленный йогуртом, или мусс на основе манной крупы с фруктами и ягодами.

Супы и вторые блюда для годовалых детей лучше готовить на пару или варить.

Уход за ребенком

В этом возрасте детям необходима большая физическая нагрузка, чем прежде. Предоставьте ребенку возможность ползать, ходить, бегать и прыгать до тех пор, пока он не устанет.

Вам придется чаще купать малыша, ведь он активно исследует мир: с удовольствием стоит в луже, пробует на вкус землю и старается погладить любое животное, которое попадется ему на пути. Обратите внимание на состояние кожи после купания. При необходимости воспользуйтесь увлажняющими средствами или средствами против потницы.

Пока ребенок учится ходить и бегать, будьте готовы к синякам и ссадинам: запаситесь пластырем с веселыми «детскими» картинками, дезинфицирующими средствами и гелем от ушибов. Не переживайте, совсем скоро ваш малыш научится твердо стоять на ногах!

Превратите уход за волосами в веселую игру. Причешите вместе с малышом куклу. Поняв, как обращаться с расческой, ребенок охотно причешет и куклу, и папу, и маму. Если, именно мама - главный детский стилист, пощелкайте ножницами рядом с волосами куклы, чтобы доказать, что это совсем не больно. Поход в парикмахерскую для мальчика может стать частью особого “мужского” ритуала, ведь папа тоже должен стричь волосы.

Отправляясь на плановый осмотр к врачу, заранее подготовьте список вопросов, по которым хотите получить консультацию: режим сна, развитие речи, рост и вес, особенности поведения и т.д.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В период от года до полутора лет малыши стремительно расширяют границы своего мира, совершенствуя двигательные навыки. Поощряйте стремление ребенка к физической активности и исследованиям. Обеспечьте ему безопасное пространство для игр и возможность самостоятельно его трансформировать. Для хранения игрушек можно использовать легкие ящики на колесиках, корзинки и коробки, которые легко можно подвинуть или перевернуть.

Ваш малыш учится продумывать свои действия наперед, чтобы добиться желаемого: например использовать подручные предметы, чтобы залезть повыше и достать интересную игрушку. Поставьте в его комнате стульчик, скамеечку или маленькую лесенку с двумя ступеньками, чтобы он мог сам пододвинуть их к комоду, на котором лежит интересная книжка или сидит плюшевый медведь.

Для развития зрения ребенку необходима цветовая стимуляция. Используйте разноцветные игрушки и книжки с картинками, цветные детали в интерьере детской комнаты и детскую одежду ярких цветов. Развитию цветного зрения также способствуют регулярные прогулки на улице.

Малыш с удовольствием будет собирать кубики в коробку, стараясь придать им правильную форму, а потом высыплет все на пол, чтобы начать процесс заново.

Игра в «матрешку» надолго увлечет маленького исследователя. Вместо куклы-матрешки можно использовать картонные коробки разного размера. В самую маленькую коробочку положите приз - кусочек печенья или виноградину без косточек.

Мягкие цветные карандаши или мелки - великолепный подарок для будущего художника. Малыш с удовольствием будет изучать интересное свойство предметов - способность оставлять цветные следы на бумаге (или одежде и обоях).

Старый дедушкин бумажник, ненужная связка ключей и мамина сумочка могут стать спасением для родителей в дождливый день. Активный малыш охотно попытается вести себя «как взрослый» и использовать эти «сокровища» по назначению: вставить ключ в замочную скважину, проверить, сколько отделений в бумажнике, поместиться ли он в сумочку и т.д.

Песок - отличный объект для изучения. Если погода не позволяет поиграть в песочнице - не беда. Постелите на пол клеенку, приготовьте пластмассовое сито и песок. Покажите малышу, что если поднимать сито на разную высоту, то лучше видно, как сквозь дырочки сыпется песок. Вместо песка можно воспользоваться обыкновенной манной крупой.

Знакомьте малыша с новыми словами и понятиями не только в процессе игры, но и во время еды, одевания, купания и других ежедневных совместных действий. Пробуя новые блюда и продукты, описывайте вслух вкусы и запахи. Собираясь на прогулку, спросите малыша, какие носки он предпочитает - синие или красные, хочет ли взять с собой лопатку или другую игрушку. Если вы зашли в магазин, четко проговаривайте названия всех покупаемых товаров и «советуйтесь» с ребенком, выбирая яблоки или сорт молока. Поднимаясь с малышом по лестнице, не забывайте вслух считать ступеньки, а на прогулке каждый раз обсуждайте погоду и явления природы.

Не огорчайтесь, если занятия с ребенком не дают мгновенного результата. Самое главное, чтобы вам с малышом было весело и интересно. Ребенок, как губка, впитывает всю полученную информацию и однажды удивит маму тем, что в нужном месте произнесет слово “гуси”, слушая любимый стишок.

Сон

Полноценный сон необходим для физического и эмоционального здоровья ребенка. Режим и количество дневных снов могут быть разными и зависят от активности малыша, однако, важно соблюдать распорядок дня. Примерный режим сна для малышей от года до полутора лет: ночной сон - 10-11 часов, первый дневной сон – около 2-2,5 часов, второй дневной сон – 1,5 часа*. Дети легче соглашаются поспать днем и быстрее успокаиваются вечером, если укладывать их в одно и то же время каждый день, соблюдая определенный ритуал. Как бы вы ни укутывали малыша перед сном, ночью он обязательно скинет с себя одеяльце. Оденьте на маленького непоседу теплую пижаму.

Даже если уставший за день малыш быстро успокоился и заснул вечером, это не значит, что родителям можно расслабиться до утра. В этом возрасте дети часто просыпаются ночью и не могут заснуть снова без помощи мамы или папы. Какой бы способ вы ни выбрали, чтобы усыпить ребенка, не забывайте, что он должен быть достаточно универсален. Малыш наверняка потребует повторения в следующий раз, когда не сможет заснуть. Получив от мамы глоточек воды и кусочек печенья, он вряд ли успокоится, пока не подкрепится, проснувшись в очередной раз среди ночи.

Ребенок чувствует себя в безопасности, если знает, чего ожидать. Неутомимый исследователь всего нового в течение дня, вечером он превращается в завзятого консерватора, сопротивляясь любым изменениям в привычном порядке вещей. Поэтому, хотя годовалые дети еще не испытывают страха перед темнотой, они не смогут спокойно заснуть в темной комнате, если привыкли к свету ночника. Если малыш привык засыпать под тихую музыку, то ночная тишина только смутит его сон.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Дом, в котором растет ребенок, меняется вместе с малышом. Хрупкие и опасные предметы спрятаны в труднодоступных местах, двери и ящики в шкафах и комодах теперь могут открыть только взрослые, а в комнате, где живет и играет малыш, нет острых углов.

К году дети начинают самостоятельно перемещаться по всему дому. Поставьте специальные дверки-решетки, преграждая ребенку путь к опасному месту – лестнице, двери в чулан или на балкон. Проверьте ручки и задвижки на окнах: они должны быть снабжены защитным механизмом, чтобы ребенок не смог открыть окно самостоятельно.

Годовалые дети уже умеют поднимать и бросать достаточно большие и тяжелые предметы, а к полутора годам сооружают лесенки из любых подручных материалов, чтобы забраться повыше. Обязательно проверьте на прочность ящики и коробки для игрушек, а также все крупные игрушки.

Если вы регулярно путешествуете с малышом на автомобиле, позаботьтесь о том, чтобы размер и тип детского автокресла соответствовал росту и весу вашего ребенка.

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

  • подползает под препятствие;
  • вползает по наклонной поверхности, сползает;
  • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
  • стоит без опоры;
  • приседает, выпрямляется, наклоняется;
  • ходит, держась одной рукой;
  • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
  • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
  • подражает знакомым движениям взрослого;
  • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 1 года

Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого,
  • самостоятельно.

Открывает и закрывает крышечки:

  • по подражанию,
  • в самостоятельной игре.

Ставит один кубик на другой (по подражанию).

Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

Недоволен:

  • при слове "нельзя",
  • резким тоном голоса взрослого,
  • при неумении выполнить желаемое действие.

Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: "Покажи то-то".
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: "положи", "отдай", "отнеси", "закрой", "открой".
Подчиняется словам "нельзя", "можно".
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого "до свидания":

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово "нет".

По просьбе взрослого:

  • играет в "ладушки",
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в "ку-ку",
  • "вытирает" нос платком,
  • "вытирает" лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: "Кто это?".
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, "говорит" по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки ребенка 1 года

Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, "вытирается" полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).