Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников. Реферат: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошк

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Ирина Алейник
Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4» ,структурное подразделение №1

Консультация

Тема : «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей дошкольников ».

Выполнила : воспитатель Алейник И. А.

Ефремов 2018 г.

«Театр – волшебный край ,

в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир»,

С. И. Мерзлякова

Человек без коммуникации не может жить среди людей , развиваться и творить . Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями .

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр . Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр . Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство , ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду . Вопросы, связанные с организацией и методикой , широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, является эффективным средством гармоничного развития ребенка , в том числе его творческих способностей .

По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду » Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка , а именно :

1. в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. развиваются психические процессы : внимание, память, восприятие, воображение;

3. происходит развитие различных анализаторов : зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. развивается эмоционально - волевая сфера;

7. происходит коррекция поведения;

8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. стимулируется развитие творческой , поисковой активности, самостоятельности;

10. участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Театрализованные игры делятся на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят : настольный, теневой театр , театр на фланелеграфе . Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребёнок манипулирует, как режиссер : сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребёнок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссёрской работой состоит в том, что ребёнок сам придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы, куклы

би-ба-бо, «шапочки» героев произведения, маски и т. д. и соответствует определению : «Драматизировать, значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только, как вид игровой деятельности , но и как средство всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениям, знаниями, развивают интерес к литературе и театру .

Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности : самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи . Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства , использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность, Игра-драматизация способствует освоению элементов общения .

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, а это - искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Театрализованная деятельность включает в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры - драматизации;

Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Отдельные упражнения по этике;

Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей .

Строится по единой схеме :

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал ;

Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности .

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей , когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы :

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание ролей в парах.

Во время театрализованной деятельности необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

В заключение различными способами вызывать у детей радость.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра . Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления , где одни дети – артисты, другие – зрители.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные :

С художественным образованием и воспитанием детей;

С формированием эстетического вкуса;

С нравственным воспитанием;

С развитием коммуникативных качеств личности;

С развитием памяти , воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога) ;

С созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения , методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка , при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает :

Снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

Раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности ;

развитие реальных мотивов :

1. игра и обучение не должны быть из-под палки;

2. внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

3. внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится!» )

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности – пением , движением под музыку, слушанием, песенным и танцевальным творчеством . Музыка и театрализация увеличивают заинтересованность и обостряют впечатления детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру .

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр . У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий :

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям , в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности , создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретении театральных игрушек , изготовлении игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников ;

Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений

для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей ;

Коррекционно-развивающие игры ;

Упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения;

Ритмические минутки (логоритмика) ;

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук ;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

театральные этюды ;

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации : жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т. д.

Большую роль в развитии дошкольников играет кукольный театр .

Очень хочется упомянуть о таком виде деятельности театрализации , как театр кукол ! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса : веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников , корректируют их поведение. «Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, лёгкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что с театрализованной деятельностью тесно связано и развитие общения , совершенствование речи. В театрализованной игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Список используемой литературы :

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников .

М., КНОРУС", 2003 г.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду.

(пособие для работников дошкольных учреждений) – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

Проект

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (С фото)

Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

ЗАТО Видяево

ВВЕДЕНИЕ

  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..........................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель проекта…......................................................................................3
  2. Задачи проекта......................................................................................3
  3. Актуальность........................................................................................3
    1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
    2. Формы работы над проектом…………………………………………6
    3. Научно-методическая работа...............................................................7
    4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
    5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
-познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
-совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
  3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

Актуальность

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

Этапы реализации проек та

I . Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта («Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»).

3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

4. Чтение и разучивание сказки «Теремок» по ролям.

II . Практический этап:

В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

  • Л. Выготского,
  • М. Каменской,
  • А. Брянского,
  • С. Рубинштейна.
  • О. Дьяченко,
  • Н. Ветлугиной и др.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

Парциальные программы по театрализованной деятельности дошкольников: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой,«Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой.

Проведение мероприятий:

В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

Спортивное развлечение «В гостях у сказки»

Для детей 1 младшей группы (Костырко Н.Н.), детей 2 младшей группы (Горшкова Е.К.) была показана сказка «Теремок».

Под руководством музыкального руководителя Зайцевой С.А. инсценирована музыкальная сказка «Репка».

III Презентационный этап :

Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

Формы рабо ты над проектом

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью куклы (Волк, Лиса,) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества;

3) Развитие творческих способностей;

4) Социально-эмоциональное развитие.

Научно-методическая работа

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых - Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

Интерес для практических работников представляют и методические

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» , Т. Н. Дороновой «Играем в театр» , М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Материально-техническое обеспечени е

Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

Результаты проектной деятельности

Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н . Ф. Сорокиной)

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Исследования показали следующие результаты :

  • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
  • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень - 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад - 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
  • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

Мои воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе «Творчество без границ» и в областном конкурсе чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с

МБДОУ №27, г. Полысаево, Кемеровская обл.

Редькина Л.В. Театральная деятельность - как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030066.html (дата обращения: 21.02.2019).

Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки - чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: " Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ". Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. "Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место", - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Исходя из этого основная цель моей деятельности:
Вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае - я, воспитатель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
  5. Обогащать и активизировать словарь детей.
  6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
  9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  11. Воспитывать желание играть театральными куклами.
  12. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Формы, методы и приемы работы:

  • Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях;
  • Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
  • Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Игры драматизации.
  • Упражнения для социально - эмоционального развития детей.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры - превращения ("учись владеть своим телом"), образные упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Свою работу я начала с изучения и анализа литературы. Книги Т. Н. Караманенко "Кукольный театр в детском саду"; Т. Н. Петрова "Театрализованные игры"; Л. Б. Баряева "Театрализованные игры".

Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
На основе наблюдений составила перспективный план работы театрального кружка "Скоморошки".
В рамках деятельности театрализованного кружка я занимаюсь с детьми с октября по май по утвержденному администрацией ДОУ перспективному плану. Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников.
В процессе проектирования предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

  • индивидуальные социально - психологические особенности ребёнка;
  • особенности его эмоционально - личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

В группе оборудовала театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
В результате проведенной мною диагностики выявила классификацию игровых позиций детей.

  1. Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет "сцену", руководит игрой и ее развитием)
  2. Ребенок - "актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
  3. Ребенок - "зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
  4. Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

При наличии необходимого условия - активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому - "спрятаться" за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Моя работа как руководителя кружка "Скоморошки" строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.

Занятия ведутся по развитию:

  • Активности - от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  • Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной в речи-доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  • Творчества - от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  • Эмоциональности - от эмоционального заряжения художественными образами - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
  • Произвольности - от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
  • Связной речи - от продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.

Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.

Для занятий театрализованной деятельностью подобран и систематизирован материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи ("Мыльные пузыри", "Удивлённый бегемот", "Раздумье"). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции ("Солнышко и паровозик", "Чудесные превращения", "Вкусные конфетки").
Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: "Волшебный сон", "Раздумья", "Сон на берегу моря".
Я реализую принцип современной педагогики - принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  • основы домашнего театра;
  • мастерство руководства игрой;
  • обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
  • театральная гостиная;
  • творческая мастерская;
  • совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
  • консультации по вопросам творческого развития детей;
  • родительские собрания;
  • фотоотчёт.

Наш кружок мы называем "семейным", потому что на одной сцене играют дети, воспитатели и родители. Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. А с какой гордостью они играют роли вместе с воспитателями и родителями. Ведь они чувствуют себя рядом с ними более раскрепощёнными, более эмоциональными, более свободными. Всем представлениям предшествует кропотливая работа: тренинги, этюды, упражнения, превращения, музыкально - пластические импровизации. Богата театральная зона набором декораций, костюмов, кукол разных видов, масок и шапочек, которые изготовлены руками детей, воспитателей и родителей. Хотя игрушки для кукольного театра имеются в продаже, по опыту, наиболее выразительны и востребованы самодельные игрушки.
Результаты моей работы по театрализованной деятельности меня радуют: ребята стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей появился интерес к театрализованной игре.

Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть детям возможности и способности и укрепляют детско-родительские отношения.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS" EDUCATION

Т.Ю. Артюхова, Т.И. Петрова

Воспитание, воспитательная работа, театрализованная деятельность, системно-деятельностный подход. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое место занимает внеучебная работа со школьниками. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся рассматривается через призму системно-деятельностного подхода. Обсуждаются возможности театрализованной деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов. Сформированные личностные новообразования позволяют школьникам осознать свою значимость и неповторимость и, как следствие, приводят к новому качеству общественной и повседневной жизни.

T.Yu. Artyukhova, T.I. Petrova

Education, educational work, theatrical activity, system-activity approach. As part of the implementation of the federal state educational standards of general education extracurricular activities with pupils hold a specific place. Theatrical activity as a means of pupils" education is considered in terms of the system-activity approach. The possibilities of theatrical activity in the formation of personal and metasubject results are described. Formed personal growths allow pupils to realize their importance and originality, and, as a result, lead to a new quality of social and everyday life.

Все прогрессивные теории обучения были направлены на осознание проблем детства и формирование целостной личности (IIIА Амонашвили,В.А. Сухомлинский,К.Д. Ушинс-кий, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци и др.).

Не является исключением и XXI век.

В рамках реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС) большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая в различных формах организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [ФГОС].

В то же время остро стоит вопрос о том, какими педагогическими средствами, формами воспитательной работы могут оперировать педагоги и другие специалисты образовательных организаций для достижения поставленных целей и реализации указанного содержания, ведь жизнь современного ребенка наполнена многими событиями, большим количеством информационных источников, порою расписана по минутам, или, напротив, свободное время детей никак не

организовано, школьники после занятий бесцельно проводят время у телевизора, компьютера, во дворе и т. п. Как отмечают В.А. Ковалевский, O.A. Карлова, среди множества проблем детей Красноярского края выделяются, в частности, «неподготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, отсутствие благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, привлекательность ухода от реальных проблем, от необходимости выстраивать диалог с окружающими в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки; несфор-мированность социально направленной активной жизненной позиции юного поколения, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной и повседневной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно» [Ковалевский, Карлова, 2014, с. 11].

В подобных условиях необходимо выявить такие средства воспитания, которые интегрируют личностные потенциальные возможности с возрастными особенностями детей. Опираясь на имеющийся опыт, мы предлагаем рассмо-

треть театрализованную деятельность как средство внеучебной работы со школьниками.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей различного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, H.A. Островский, К.Д. Ушинский и др. В советское время: A.B. Луначарский, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, К.С. Станиславский и др.

Применительно к школьному возрасту целесообразно применять термин «театрализованная игра», «театрализованная деятельность». Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность (Л.Я. Дорфман, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Не-верович и др.). В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И. Борисович, A.B. Запорожец, Я.З. Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина мира, с другой - интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

В рамках театрализованной деятельности важное место занимают образы, которые неразрывно связаны с эмоциями. Как отмечает Л.Е. Смирнова, познавательный образ включен в сложный процесс духовного овладения действительностью, а эмоции представляют собой одну из форм существования личностного смысла [Смирнова, 2011, с. 50]. Следовательно, в процессе работы над постановкой «включаются» образно-эмоциональные механизмы открытия личностных смыслов. Эта образно-эмоциональная ситуация способствует возникновению и раскрытию личностного смысла, что впоследствии приводит к творчеству. Возникновение этого смысла подчинено сформулирован-

ному Л.С. Выготским закону развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. По мысли Л.С. Выготского, искусство «работает» с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются [Выготский, 1986, с. 8].

Театрализованная деятельность в общей структуре театрального искусства определяется специфической особенностью - синтетичностью, объединяя в себе различные виды искусства. Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, который включает пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие целепола-гания, планирование решения, решение задач, рефлексивно-оценочные действия.

Деятельность, связанная с подготовкой театрализованного представления, включает именно эти компоненты.

Работа над театральной постановкой всегда начинается с выбора и изучения материала, затем произведение обсуждается, анализируется. Когда «рабочий» материал подобран, происходит осознание смыслов. Выбор произведения -важный момент, сточки зрения создания воспитательной ситуации он должен быть связан с реальными жизненными ситуациями.

Организация постановки связана с различными обслуживающими театральными процессами: костюмерным, звуковым, декорационным, осветительным и др. В школьном театральном коллективе эти обязанности выполняют все участники: подготавливаются костюмы и реквизит, выставляется декорация для спектакля, настраиваются свет и звук, а потом они выходят на сцену в качестве актеров. Поэтому театрализованная деятельность становится доступной формой самовыражения, развития фантазии и на-

блюдателы-юсти, творческого потенциала, развития и совершенствования правильной речи, снятия психологических и мышечных зажимов, умения взаимодействовать в коллективе.

Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок открывает более широкие возможности знакомства с окружающим миром, используя свою фантазию, образы, знакомясь с новой литературой, музыкой, учится наблюдать, анализировать, делать выводы и обобщать информацию.

Работа над полученной ролью дополняет словарный запас ребенка, совершенствует его речь, неизбежно ставит его перед необходимостью говорить понятно, четко, интонационно разнообразно.

Театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей разного возраста видов деятельности, в ходе которой учащиеся знакомятся с миром прекрасного, пробуждается способность к состраданию, сопереживанию, активизируется мышление, воображение, она способствует социализации - процессу формирования личности в определенных социальных условиях, процессу усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе.

В рамках театрализованной деятельности складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности, как отмечает Л.С. Выготский [Выготский, 1997]. Процесс подготовки к постановке и собственно ее осуществления связан у учащегося любого возраста с «рождением» индивидуализации. Используя терминологию A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, через поиск средств, способов обозначения своей индивидуальности, непохожести ребенок вырабатывает собственные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Воедино сливается процесс «интериоризации-экстериоризации» собственного опыта. Рождаются новое понимание своей значимости, осознание возможности инте-

грации личности в общество. Собственно, все это представляет собой механизмы личностного развития [Петровский, Ярошевский, 1998].

В процессе театрализованной деятельности учащемуся приходится увидеть, «примерить» и проиграть различные роли. По мнению А. Бандуры, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого, которое выступает способом регуляции поведения ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образам.

Автор констатирует, что для усиления и сохранения поведения, сформированного благодаря подражанию, важно подкрепление. В нашем случае подкреплением выступят слова учителя о качестве сыгранной роли, аплодисменты, восторженные отклики зрителей.

Отечественными психологами П.Ф. Каптере-вым, И.М. Сеченовым, К.Д. Ушинским, а также зарубежными исследователями Дж. Болдуином, А. Валлоном, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом было установлено, что подражание - такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни.

Неотъемлемым компонентом театрализованной деятельности является эстетическое восприятие детей. Восприятие театра не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. В онтогенезе уже ребенку дошкольного возраста доступны внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стремкова и др.). Начиная с младшего дошкольного возраста возникает способность понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П. Бочкарева, А.И. Берлычева, Л.Г. Стрелкова), и это позволяет рассматривать театрализованную игру как механизм нравственного воспитания. Разнополяр-ные эталоны становятся для ребенка значимыми при соотнесении себя как с положительными персонажами, так и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, С.Г. Якобсон).

Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (A.A. Бо-далев, Я.З. Неверович), это, собственно, эмпа-тия или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И. Божович, Т. Рибо, Л.Г. Стрелкова) [Мухина, 1999]. Далее эти особенности усложняются, окультуриваются и становятся личностными образованиями.

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К. Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса (Л.Я. Дорфман, К.С. Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л. Рубинштейн).

Театрализованная игра-деятельность привлекательна для детей ввиду ее эмоциональной насыщенности. Участие в театрализованной деятельности приносит ребенку радость и удивление, в ней заложены истоки творчества, охвачены психические процессы и личностные особенности; происходят процесс перевоплощения и возникновение веры в себя, совершенствуется психомоторика и т. д. В процессе со-деятельности учащиеся принимают руководство взрослого, не замечая его. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

«...Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка, к его душе» (Л.С. Выготский). Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, в ней самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Театр позволяет ребенку использовать навыки общения по своему усмотрению, в то же время корректирует

линию поведения, межличностные отношения рамками роли.

Воспитательные и развивающие возможности театра в процессе социализации детей огромны: его тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, учатся анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться [Эстетическое воспитание и развитие, 2002].

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии, которая проявляется в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Театральное представление, включающее народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи-«вредители», аккумулирует в себе богатый материал, на основе которого дети способны усвоить типичные образы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар-птицей, Василису Прекрасную похищает Кощей, Баба Яга помогает царевичу и т. д.), но и характером персонажа. В жизни человеку приходится несколько раз за день менять свои социальные роли сообразно с теми ролями, которые берут на себя другие люди. Среди многообразных форм взаимодействия модели типа «хищник-жертва», «вредитель-герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекват-

ный способ общения и взаимодействия с другим ребенком-персонажем. Театральная игра предлагает творческую свободу ребенка, его как бы «отстранение» от роли: ребенок понимает, что он не Иванушка, а Саша, который в Иванушку только играет и волен выйти из роли в любой момент, чтобы, например, принять роль Кощея [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].

Учитель активно включается в такую деятельность как партнер, но чтобы организовать подобное действо, недостаточно выбрать сказку и смоделировать сюжет по желанию детей. Этим можно достичь лишь поверхностного усвоения фабулы, без проникновения в суть конфликта и без поиска оптимального поведения персонажей в игре-драматизации. Опыт показывает, что продуктивный процесс воспитания в целях социализации ребенка должен начинаться с его комплексного включения в мир фольклора. Под этим имеется в виду систематическая работа над какой-либо темой в подготовке непосредственно театрализованного представления.

Кроме того, театр привлекателен потому, что в работе можно часто обращаться к сказке. Если рассмотреть сказку с различных точек зрения, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуаций - так и останется в пассиве. И очень важно, чтобы дети осознавали смысл сказочных событий и их взаимосвязь с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас научила сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробо-

вать-я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам -на этом и основывается высокая педагогическая эффективность театрализованной деятельности школьников.

Вовлечение (включение) ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию когнитивных процессов, его эмоциональному, психомоторному, коммуникативному, художественному и нравственному становлению, что отражается в личностных и метапредмет-ных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования, с одной стороны, и с другой - создаются эффективные условия для осознания своей значимости, неповторимости, «рождения» новых социальных контактов и пр. Эти личностные новообразования позволят школьникам качественно проявить себя в общественной и повседневной жизни.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкоте-рапии. СПб.: Речь, 2007. 176 с.

4. Ковалевский В.А., Карлова O.A. Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник К ГПУ. 2014. № 2(28). С. 6-18.

5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 1999. 456 с.

6. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. 528 с.

7. Смирнова Л.Е. Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой // Aima mater. 2011. № 6. С. 49-54.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: http:// мин-обрнауки.рф/документы/2365 (открытый доступ).

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской. М.: Академия, 2002.

о ^ о о ^ h О Й