Сын не хочет ни учиться, ни работать. Что делать маме

Привет всем. Я уже незнаю что делать. я ничего нехочу. ни учится, ни работать, ни жить. смысла жизни нет. я учусь в 10 классе но хожу в школу как в ад. мне кажется что во мне сидит бес, демон либо еще чтото. эта дрянь сводит меня с ума. неделю назад я до 2х ночи седел один дома один. и гдето с 9 часов начался ад в прямом смысле этого слова. сначала начались шаги в коридоре, затем страшное дыхание и шепот на непонятном языке. в это время в голове у меня стоял образ беса. он смеялся будто издевался надомной. он часто мне угрожает смертью. но недавно он сказал "ты у меня еще повесишься(угрожал и другими способами суицида). я любым способом затащю тебя в ад!" я верю в Бога. я нехочу в ад. да, я хочю умереть, но не так! я прошу у Господа помочь мне разобраться во всем этом. я незнаю что делать. этот бес играет со мной. Я занимаюсь онанизмом. причем не простым. я смотрю еще жестокое порно. я извращенец. это еще хуже вгоняет меня в депрессию.немогу никак бросить это. он словно заставляет меня. Но самое страшное что с каждым разом его влияние на меня увиличивается. мне страшно если он полностью начнет контролировать меня. он словно бьет меня сзади, либо мышцы сокращаются, и у меня получается такой странный жест. я словно вытягиваясь, но при этом зубы скалятся. в последнее время мне хочется убивать. именно сделать чтото с горлом. когда злит ктото хочется бросится и перегрызть глотку зубами, либо вырвать кадык. я нехочу причинять никому боль! сегодня учитель ругал меня за плохую учебу(да, я очень плохо учюсь) у меня было сильное желание убить ее. слава Богу я сдержался. еще одна вещь. раньше гдето пол года назад я был толстым. сейчас более менее нормально. но при том что я стал жрать как три медведя за раз. иногда бывает что чтото требует пищю или воду. я нехочу больше. желудок полон. но чтото заставляет жрать дальше. внутри дикий голод. я стал слушать тяжелую музыку (хотябы пока что христианскую) но боюсь что скоро перейду на сатанинскую, чего я очень нехочу. у меня дикая депрессия. мысли что я никому ненужен. мне ничего нехочется. друзей которым можно это все рассказать нет.помогите мне пожалуйста.
Поддержите сайт:

Черный ворон, возраст: 16 / 23.04.2015

Отклики:

Привет, Черный ворон. Мне кажется ты хороший парень и тебе надо просто обратиться к специалисту. Есть хорошие люди, лекарства и они тебе обязательно помогут. А еще лучше расскажи родителям, если их у тебя нет, то позвони по телефону доверия и спроси, где принимает врач-психиатр. Я верю в тебя, что ты справишься. Ты сильный. У меня сын тоже слышал голоса и шорохи и очень боялся. Но пил лекарства и все прошло. Так что ничего не бойся и сходи к доктору-психиатру. Напиши, какие у тебя успехи. Буду ждать.

Лариса, возраст: 44 / 23.04.2015

И тебе привет, дорогой! Насчет черных мыслей почитай-ка эти материалы:
Ну а как в твоем случае быть, мне кажется что тебе хороший совет уже дали: обратиться к доктору, стоит последовать этому совету. И еще один совет есть. На днях возвращалась с воскресной службы в церкви, идти нужно было по пустынному месту, вот мы с одной незнакомой женщиной и познакомились: вместе идти веселее было. По дороге она мне рассказала историю, похожую на твою. Ее тоже голоса мучают. Как она с ними борется? Во-первых, лечится у доктора, а, во-вторых, что считает особенно важным, часто исповедуется и Причащается. Разве какая-то нечисть устоит против Самого Бога? Так и живет. Глаза у нее ясные, радостные, лицо хорошее, доброе, спокойное. Мне она очень понравилась. Вот я прочитала твое письмо и подумала: "Может быть, и тебе последовать такому ее примеру?"

Елена, возраст: 58 / 23.04.2015

Друг, иди в храм. Надеюсь, что ты крещен. Тебе надо попасть на исповедь. В интернете есть информация как подготовиться к исповеди. Все расскажешь священнику, потом причастишься. К причастию надо тоже готовиться.
Видео эти надо перестать смотреть срочно. ты же сам понимаешь, что прямая связь есть между твоими состояниями и тем, что ты смотришь.
Батюшка тебе обязательно посоветует, что делать. Ничего не бойся, и не затягивай с этим.
Будет, может быть, трудно, но ты настройся трудности эти потерпеть. Господь тебе поможет обязательно, даже не сомневайся!

Оля, возраст: 42 / 23.04.2015

Молодой человек, проблему можно решить, главное, чтобы ты сам это захотел. В этом деле помощник один - Господь. Обратись к нему за помощью через покаяние. Нужно четко осознать свои грехи, сердечно раскаяться, отказаться от них, обещать ни при каких обстоятельствах не возвращаться к ним, исповедоваться и причаститься Святых Даров (обязательно правильно подготовься). Если делать все искренне, с желанием, почаще, Господь поможет тебе. Страсти утихнут, мучители отстанут. Вместо сомнительных занятий почитай псалтырь, он сильно чистит от грехов.
Я сама через это прошла, результат ошеломил - с меня как будто невидимая грязь сошла, исчезли голоса, плохие мысли, ушло недовольство людьми.
Будет очень тяжело заставить сделать все это, но за душу нужно бороться!
От всего сердца Бог тебе в помощь!

Наталья, возраст: 32 / 24.04.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
21.04.2019
С рождением ребёнка моя жизнь закончилась....
21.04.2019
В моей голове идет “граждаская война”. Я устал от неё. Мне хочется убежать, чтобы все было как раньше или просто убить себя.
20.04.2019
Меня бросила девушка. Она мне ничего не объяснила. Очень сильно хочу умереть. В голове всё время суицидальные мысли и как покончить с собой.
Читать другие просьбы

Проблемы с учебой были всегда. Сын инфантилен, не хочет становиться взрослым. Целыми днями играет в компьютер. Раньше удавалось вытаскивать его на мероприятия, в совместные поездки. Сейчас совсем никуда не ходит. Пытаюсь его чем-то заинтересовать, ничего не получается. Пыталась думать за него, кем ему быть, находила тесты про профориентации. Сам он думать не хочет. Сейчас учится по вечерам три раза в неделю, и то прогуливает. Работать не хочет. Честно сказал, что хочет просто сидеть дома, и чтобы я его кормила. Строит из себя крутого мужика, женщин не уважает, с взрослыми не умеет выстраивать отношения, грубит, не идет на контакт. Вспыльчив. Очень переживаю за его будущее. С таким характером ему придется сложно. Никто, кроме меня, ему помогать не будет. Как заинтересовать сына, помочь найти свой путь?

Ирина, 41 год

Похоже, у вашего сына сформировалась компьютерная зависимость. Как любая зависимость, она восполняет что-то очень важное.

Вы описываете сына как инфантильного, не умеющего выстраивать отношения с другими. Но в виртуальном мире он всемогущий и успешный, или, как вы пишете, «крутой мужик». Судя по всему, такая ситуация устраивает вашего сына, он не видит необходимости что-то менять. Помочь же можно лишь тому, кто осознает наличие проблемы и необходимость оказания помощи. Словом, без личной мотивации избавиться от зависимости невозможно.

Компьютерные игры стали образом жизни вашего сына, который его полностью устраивает. Но в виртуальном мире не поешь и не оденешься. Для этого сейчас есть вы. Так, может, пора изменить ваши взаимоотношения? Пусть юноша столкнется с необходимостью что-то делать самостоятельно.

Конечно, сын нуждается в поддержке. Но поддерживать - не значит потакать прихотям. Все-таки у восемнадцатилетнего человека должны быть какие-то обязательства перед семьей, и он должен их исполнять.

В первую очередь измените собственное отношение к проблеме. Перестаньте предлагать сыну готовые решения, подавать ему все готовое «на блюдечке с голубой каемочкой». Он, в конце концов, уже взрослый. Сосредоточьтесь на своей жизни, своих интересах. Родитель, живущий увлеченно, вызывает куда больше желания приблизиться, да и становится хорошим примером для ребенка.

Мне знакомо подобное чувство, правда в несколько ином контексте, депрессии, эмоциональном выгорании, когда у тебя многое не получается, а результаты твоих трудов никто не оценивает по достоинству. К сожалению никакого спасительного заклинания от таких вещей не придумали. Взрослая жизнь чем хороша, тем же и плоха - уходя от одной зависимости (школы, родителей, учителей), попадаешь в другую - работа, начальник, супруг. Нужно быть морально готовым к такому повороту и пораньше сбросить розовые очки.

Теперь ближе к теме. Каждому человеку что-то интересно. Иного не знаю и никогда не наблюдал. Ваши чувства, я считаю, что временные и могут пройти сами собой через месяц/год, но надеяться на это я бы не стал, как и сидеть сложа руки. Вы только знакомитесь с понятием "надо". Это ключевое слово всей взрослой жизни. На втором месте - "нужда".

Идеализированный совет. Выберите то, что вам наиболее нравится из всего того, что знаете. И овладейте получше этим навыком/профессией. Чем лучше вы будете уметь что-то, тем большая вероятность того, что в этой сфере вы добьётесь успеха, в т.ч. и денежного.

Совет от реалиста. В жизни всё далеко от идеала, поэтому первый совет может с лёгкостью не сработать. К этому нужно быть готовым заранее. Поэтому, если хотите быстрый реальный совет - становитесь врачом или выбирайте смежную профессию - фельдшер, ветеринар, биолог (физиология, биохимия, микробиология). То, что у вас сейчас уже есть некий к этому интерес - это хорошо. Пускай вы выбираете почти что "лучшее из всех зол", но поверьте мне, человеку, имеющему опыт работы в приёмной комиссии - нередко бывают вещи и похуже. Многие абитуриенты вообще не знают, что они хотят, сдают кучу предметов скопом, а потом методом тыка выбирают то, куда они смогли пройти по баллам. Про случаи, когда мама и папа всё решают за ребёнка - я вообще молчу. Я, когда поступал в вуз, имел конкретные предпочтения, но тоже далеко не так, как некоторые, что с ума сходят по физике, например, или не видят себя никем кроме архитектора. В итоге, я доволен выбором своей профессии, во многом, оказалось, что это моё призвание, но у меня довольно широкий круг интересов, и подобное я бы мог сказать, если бы выбрал и что-то совсем иное. И я не вижу в этом никакой проблемы. Выбор вуза и направления очень важен, но помните, что у вас есть возможность сменить направление или даже вуз, если сильно захотите и поймёте, в чём ваша страсть.

Почему вам ничего не хочется и не нравится сейчас? Смею предположить, что это от:

а) Некоего уровня инфантильности (пофигизм, "ни рыба, ни мясо"), что присущ вам как личности. Не скажу, что прямо это плохо, но потакать таким чувствам чревато.

б) Вполне типичная картина для человека вашего возраста. Вы многого ещё не знаете о мире, отчасти и поэтому у вас и выбор интересов скуден. Старайтесь постоянно расширять свой кругозор, узнавать много нового, а то будете, как некоторые мои знакомые, что в ответ на моё утверждение, что я не пью чай и кофе, удивлённо хлопают глазами и говорят - а что же ты пьёшь? Воду? Вот они знают только 3 вида безалкогольных напитков, на этом "словарный запас их исчерпан"... Прямо, как у Найка Борзова))) Есть простой, пускай и муторный совет - берите книгу абитуриента (скачать можно в интернете, или купить в книжном) и айда листать подряд профессии с их описанием и указанием вузов, в которых можно им обучиться. Уж точно узнаете что-то новенькое, о чём может и не думали даже.

в) От того, что вы ещё не познакомились со словами "надо" и "нужда" на практике. Это основной двигатель человеческой деятельности. Проще говоря, у вас пока ещё нет соответствующей мотивации. Вероятно, вас всё ещё обеспечивают деньгами родители/родственники, и вопрос "а где взять деньги, чтобы завтра не побираться у перехода" вам пока что абсолютно чужд. А иначе вы бы делали, что нужно, пускай даже и "через немогу" Из этого вытекает совет прожжённого циника и пессимиста - если всё вышеуказанное вам не помощник, то обозначьте круг направлений, на которые вы можете поступить в силу своих знаний, а потом сократите его до минимума по принципу, где в будущем можно больше денег заработать. Не удивлюсь, если в этом списке снова будет фигурировать "врач".

Все мы, разумеется, хотим быть успешными и счастливыми, но откуда-то берутся дворники, работники колл-центров, продавцы в магазинах и т.д. Неприятно осознавать, что ты нифига не особенный, и может никогда не добьёшься ничего значимого в глазах общества, но, давайте будем честны сами с собой: оглянитесь - таких людей миллионы по всему миру. Хотите быть НЕ таким? Забудьте о инфантильности, лени и начинайте действовать на благо своего будущего.

P. S . Можете влюбить в себя какого-нибудь богатого мужика (можно даже и красивого) - и проблема решена годы, а то и на десятилетия вперёд. Может это кому-то покажется смешным или обидным, но такие люди есть, их не так уж и мало, в т.ч. и среди моих знакомых. Жизнь интересная штука, бывает по-всякому.

Их почти 2 млн по данным Росстата. Они не учатся и не работают. И еще — очень молоды. За рубежом их называют NEET (Not in Education, Employment or Training), или — еще — поколение "ни-ни". "Огонек" разбирался, как и почему у нас появились "лишние люди"


Владимиру 24 года. В 2015-м он окончил Московский государственный университет пищевых производств по направлению "прикладная информатика". Получил квалификацию "специалист технической поддержки". Сразу после диплома искал работу больше года — на Superjob, HeadHunter и других сайтах... Полсотни раз ходил на собеседования. Ему казалось, работодатели были чем-то недовольны. Пообещают сообщить результат — и молчат. Ни отказа, ни объяснений.

"В сентябре 16-го,— рассказывает Владимир,— удалось устроиться в компанию, которая занималась архивированием документов. Работа была интересной, начальник меня хвалил. Чуть больше года прошло, началось сокращение штатов, и меня уволили — опыт был самый маленький. С января 18-го опять начал искать работу. Прошел уже десяток собеседований — все то же. Знаете, я давно понял, что во время учебы не получил никаких практических навыков. Конечно, на меня очень давит, что я один в семье не работаю. Ужасное состояние".

Приятель и однокурсник Владимира Георгий через год безуспешных поисков работы пошел получать второе образование. Мама Георгия работает в Минобрнауки, и молодой человек рассчитывал, что проблем с трудоустройством не будет, а вышло по-другому.

А вот что пишут подростки в соцсетях. Анна: "Мне 17 лет. Я нигде не учусь и не работаю. Сижу дома с 9-летним братиком уже второй год. Он не ходит в школу, потому что сильно отстает в развитии, и я вынуждена с ним нянчиться. Мама содержит нашу семью. Я с нею говорила, она ни в какую: если она будет сидеть дома, некому будет зарабатывать. Я устала от всего этого. Пыталась записаться на онлайн-курсы в интернете, не получилось. Не могу найти что-то для себя. Хочу работать консультантом в магазине, но у меня нет среднего образования. Иногда кажется, так и буду вечно с братом сидеть. И превращусь в овощ. Это замкнутый круг. И я не знаю, как выйти из него".

Василий, 24 года: "Жизнь давно превратилась в каторгу. Отец умер, без него настал завал полный, мать алкоголичка, психопат... С утра и до вечера сижу в интернете, больше интересов никаких... Друзей нет, подруги нет, квартиры нет своей... С родственниками давно не общаюсь, считают меня за дурака и нищеброда... Мать кричит, что-то требует с меня, сама тоже не работает, но я уже не могу жить... Детство было несладкое, в школе издевались как могли, ушел оттуда подавленный... Прошло уже 10 лет, а я все безработный и озабоченный. Суицидом не могу закончить — очень страшно, но и жить так невозможно. Противно все. Если бы умереть во сне. Кому-то все в жизни, а кому-то ничего и медленное гниение".

Ни на учебу, ни на работу


Поколение NEET — по-английски Not in Education, Employment or Training; по-испански La generacion Ni-Ni: los que ni estudian ni trabajan. По-русски — не учатся и не работают.

Кто они? Тунеядцы-бездельники, которых надо отправлять за 101-й километр в Петушки? Или несчастные, от которых отказалась школа? Или смогли окончить техникум, либо вуз, но не сумели найти работу? И чем живут? И почему соглашаются с такой жизнью?

Если перефразировать классика, все счастливые похожи друг на друга, но каждый несчастный несчастлив по-своему. Российских исследований этой проблемы очень мало. В других странах неработающей и не учащейся молодежи уделяют больше внимания. С 2015 года показатель NEET стал появляться даже в докладах ООН об устойчивом развитии, хотя межстрановые сравнения проводить сложно, потому что в каждой стране критерии NEET различаются. Эксперты пока говорят очень обобщенно: в России уровень NEET выше, чем в развитых странах Европы (17 процентов от общего числа молодежи этого возраста против 9-12 процентов), но ниже, чем в Испании, Греции и Португалии (более 20 процентов).

В российской статистике поколение "ни-ни" обычно разделяют по возрасту на две группы: 15-19 лет и 20-24 года. Среди них выделяют группы с высшим образованием, со средним профессиональным (специалисты среднего звена и квалифицированные рабочие), подростки с полным общим средним, с 9-летним образованием и не окончившие 9 классов. Эти группы включают безработную молодежь (по методике МОТ), тех, кто занят в домашнем хозяйстве, и инвалидов. Наконец, их делят на тех, кто активно ищет работу, и тех, кто ее не ищет (экономически неактивные).

Как попасть в 10-й класс?


Группы 15-19 и 20-24 года очень разные. Младшие, как правило,— это те, кто плохо учился в школе. Или кого плохо учили. Елена Авраамова, заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, рассказывала об опросе учителей в рамках ежегодного мониторинга, проводимого Центром экономики непрерывного образования.

— По оценкам школьных педагогов, примерно 15-20 процентов детей в средних классах — неуспешные. Они плохо учатся еще в начальных классах. А дальше все хуже и хуже, к 9-му классу переходят в разряд безнадежных.

Большинство после этого уходит из школы, какая-то часть все же остается, родители находят способы дотянуть детей до ЕГЭ. Но о поступлении в вуз речь не идет.

Это относится в основном к небольшим городам и сельской местности. Елена Авраамова обращает внимание на то, что подростки оказываются в замкнутом круге. Они не могут никуда уехать из своего городка, где суженный рынок труда. Это значит, что работы для них нет или она будет малооплачиваемой, без перспектив, без вертикальной мобильности. И подростки думают так: зачем вообще работать за маленькую зарплату, которой не хватает на самую непритязательную жизнь?

На что может рассчитывать недоучившийся подросток, или окончивший 9 классов, или даже сдавший ЕГЭ? Эксперты говорят: ни на что. Рабочие места, не требующие квалификации, заняты мигрантами.

— Ситуация просто безвыходная,— продолжает Елена Авраамова.— Нет в малых городах и селах никаких программ поддержки неработающей молодежи и подростков, никто не направляет их на учебу в специальные учебные заведения, где они могли бы получить профессию. Никто ими не занимается. Раньше, в советские времена, были крупные проекты — БАМ, целина. Это были именно социальные проекты, в них участвовали молодые люди, они там находили себя. Сейчас таких проектов просто нет.

Многие семьи, особенно в городах, сейчас сталкиваются с проблемой перехода детей из 9-го класса в 10-й. Вот что пишут родители: "Подходит к концу обучение в 9-м классе. В школе учителя организовали массовую травлю учеников: "Мы вас не переведем в 10-й класс!" В школе из трех 9-х классов формируют два 10-х. Ученики в трансе. Разговоры у них только на эту тему. Ходят как в воду опущенные. Законно ли будет решение о непереводе в следующий класс? Что делать?"

"Наша школа — обычная общеобразовательная, расположена в Новой Москве. Из четырех 9-х хотят сделать два 10-х класса. И говорят: "Кто получит тройку хотя бы по одному из предметов ОГЭ, приглашаются на собеседование, где будут решать, может ли человек учиться в 10-м классе". У нас работает новая команда, которой нужны только рейтинги. Теперь все напуганы, что ребенка не возьмут в 10-й из-за одной тройки".

"Моей дочери (а она учится на 5/4, занимается спортом, совершенно не конфликтная девочка) в 9-м классе внезапно заявили, что она учится не по месту жительства (с 1-го класса, кстати), поэтому должна перейти в новую школу, построенную в нашем микрорайоне. А в нашей школе 10-й класс сформировали один. "Углубленка" — математика-физика, которые нам и не нужны, дочь хочет сдавать ЕГЭ по химии-биологии, но школ нужного профиля в городе нашем нет".

Вроде бы по закону об образовании у нас основная школа — обязательная (хотя есть дети, которые уходят из школы и раньше 9-го класса). Но нигде не написано, что в 10-й надо брать только отличников. И даже если есть "углубленка", общеобразовательный класс должен оставаться. В школах же это правило просто игнорируют. Юристы советуют родителям в таких случаях писать в прокуратуру. Говорят, может помочь. Но значит, может и не помочь?

Фактически сейчас в 10-е классы переходит только половина 9-классников. По данным Минобрнауки, в текущем учебном году в 9-х классах учатся 1370,8 тысячи детей. В 10-х — 693,8. Если цифры не изменятся до лета (а это вряд ли случится), то 677 тысяч 9-классников должны уйти из школы. Куда? Ответ напрашивается — например, в колледжи, учиться на квалифицированных рабочих. Но там прием в 2017-м, по данным Росстата, составил 219 тысяч человек (сокращение к 2016-му на 2 процента). По данным Минобрнауки, в 2017 году в России рабочим профессиям обучались 338 513 человек (цифры двух ведомств плохо согласуются друг с другом). Да, есть еще музыкальные, художественные, педагогические и прочие колледжи. Но там с прошлого года введено платное обучение. В Москве, например, бюджетных мест в педколледжах с этого учебного года — ноль. И, как ни считай, все равно остаются подростки, которые нигде не учатся. Росстат насчитал в 2017 году 263 тысячи таких ребят, окончивших 9-й класс и оказавшихся... нигде.

Эксперты убеждены: это прямое следствие "профилизации" старшей школы. Директора очень озабочены высокими баллами ЕГЭ, которые обеспечивают рейтинги, а значит, и повышенное финансирование. А для этого создают так называемые профильные классы, или "углубленку" (об этой проблеме "Огонек" писал в N 8 за 2018 год).

Детская комната


Многие из этой "ничейной" категории взяты на учет в подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) при управлениях внутренних дел (полиция) — то, что раньше называлось детской комнатой милиции. Подполковник полиции Ольга Данилина, начальник подразделения ПДН УВД Северо-Западного округа Москвы, говорит, что ПДН сегодня — ключевая структура, занимающаяся юными "ни-ни".

На учет в ПДН попадают подростки, уже совершившие административные правонарушения. Их выявляют в основном сотрудники патрульно-постовой службы во время своих дежурств: то выпивающих в подъездах, то дерущихся на улице, то одурманенных наркотой. Именно таким образом ставят на учет 90 процентов подопечных Ольги Данилиной. Еще 10 процентов — подростки, которые попадают в поле зрения полиции по ходатайству образовательных учреждений (школы жалуются, что с ними нет никакого сладу, направляют их в ПДН). В Северо-Западном округе столицы (одном из самых небольших в Москве) из общего числа стоящих на учете 28 человек не учатся и не работают, 25 из них окончили 9-й класс, 3 — не получили основного общего образования.

"Эти подростки,— говорит подполковник Данилина — из разных семей. Есть неблагополучные, где родители пьют и сами не работают, есть из вполне состоятельных семей — и среднего достатка, и выше. Но общая черта у всех: родители, ссылаясь на занятость, личные проблемы, тяжелое материальное положение, не хотят, не могут, не умеют заниматься своими детьми. И почти все считают, что воспитывать должны школа и полиция".

Ольга Данилина рассказала историю одного такого подростка. Саша числится в 9-м классе одной из школ. С прошлого учебного года в школу не ходит. Объясняет это тем, что учиться не хочет, ничего на уроках не понимает. Он постоянно конфликтует с учителями и с одноклассниками. Сидит дома, присматривает за малолетними детьми старшей сестры, вечерами гоняет в футбол или играет в компьютерные игры. Говорит, что хочет устроиться на работу. Сотрудники ПДН предлагали ему много вариантов, давали направления, но он всегда отказывался.

О ребятах, стоящих на учете, рассказывает Ольга Данилина, ПДН сообщает в районные комиссии по делам несовершеннолетних при муниципалитетах. Вместе с полицией члены комиссий пытаются помочь подросткам, например ищут возможности трудоустройства, перевода в другие школы и т.д. Но это не всегда удается. Раньше было проще перенаправить ребят в колледжи, где они получали рабочие профессии. Сейчас там требуется документ о сдаче ОГЭ. Сдавать же надо 4 предмета — это далеко не каждый из "контингента" потянет. Но главное — у большинства уже нет охоты учиться. Бывали случаи, когда сотрудники ПДН устраивали такого в колледж, он все равно на занятия не ходил, а потом забирал документы.

Некоторые подростки просто тянут время до призыва в армию — и для кого-то это хороший выход. Ольга Данилина утверждает, что знает одного такого парня: после 11-го класса не поступил ни в вуз, ни в колледж, пошел в армию и, отслужив, пришел в УВД СЗАО, попросился на работу, состоял в патрульно-постовой службе, сдал ЕГЭ, поступил и окончил Институт МВД, сейчас служит в полиции.

Что на это сказать? Да только одно: очень хочется Ольге Данилиной верить.

Плоды "массовизации"


У старшей группы "лишних людей" другие проблемы. Константин Лайкам, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики, считает, что проблема кроется в образовании, не ориентированном на рынок труда (см. "Прямую речь").

Казалось бы, человек поступает в техникум или вуз, учится, получает профессию и диплом, который должен защитить его, обеспечить дальнейшую карьеру. Не тут-то было. Среди тех, кто не учится и не работает, 534 тысячи человек имеют среднее профессиональное образование. 292 тысяча — люди с вузовскими дипломами (это данные Росстата за 2017 год).

Эксперты отмечают, что в развитых странах профессия — гарантия уверенного будущего. У нас тоже так было, когда российская экономика росла на нефтяных доходах. И считалось, если человек получил диплом — он не пропадет. В те тучные времена число вузов росло как на дрожжах. Произошла, как говорят эксперты, "массовизация" высшего образования. Когда наша экономика прекратила расти, дипломированные молодые специалисты оказались не нужны. Но машина профессионального образования продолжает ковать кадры.

Анна Зудина, научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, объясняет:

— Сегодня диплом колледжа или вуза не защищает молодых людей, напротив, увеличивает вероятность их попадания в категорию "ни-ни". Все больше молодых специалистов испытывают трудности с поиском рабочего места.

К сожалению, статистические исследования не позволяют отделить влияние качества образования от собственных способностей молодых людей. Но очевидно, что сейчас вузовский диплом перестал быть для работодателей сигналом, обеспечивающим успешный прием на работу выпускника колледжа или вуза.

В последние годы Рособрнадзор серьезно почистил систему высшего образования, многие вузы-помойки, выдававшие фальшивые дипломы, ликвидированы. Но, видимо, качество подготовки специалистов даже в государственных вузах оставляет желать лучшего. Так считает, например, Елена Авраамова:

— В докризисные времена у нас бурно развивалась сеть вузовских филиалов. Бум высшего образования проявился не в качестве подготовки кадров, а в их количестве. Абитуриенты поступали в филиалы госвузов, но выходили с неконкурентоспособным образованием. Представьте, в небольших городах учили на менеджеров, социологов, конфликтологов... Не нужны там такие специалисты, нет для них рабочих мест. Но это обеспечивало заработки преподавателям. Между тем, по нашим наблюдениям, сейчас в моногородах нет спроса даже на инженерные дипломы — производства сворачиваются. Что уж говорить о гуманитариях...

По словам Елены Авраамовой, выходы для молодых людей из этой ситуации возможны, но сильно ограничены. Например, можно поменять профессию: у нас в начале нулевых была создана система дополнительного профессионального образования. Правда, сейчас из-за резкого падения спроса она сворачивается. К тому же услуги дополнительного образования, как известно, платные. И не ясно, кто будет платить за переквалификацию людей, недавно окончивших вузы: у работодателей денег нет, у неработающей молодежи — тем более.

В службу занятости молодежь идет неохотно. Зарегистрироваться — значит сесть на пособие по безработице. Сейчас это от 720 до 4900 рублей. Ходить туда, отмечаться регулярно, а то и ехать в райцентр — да ну его! Так, глядишь, где-то найдется разовая подработка, где-то временная работа без договора. Как-нибудь проживут...

Невидимая армия


По данным зарубежных исследователей, в ЕС расходы на молодежь "ни-ни" составляют около 1 процента европейского ВВП, или 200 млрд евро. Это и содержание специальных служб, и пособия по безработице, и обучение, и переобучение... Конечно, полностью с проблемой не справляются нигде. И всегда найдутся те, кто просто не хочет ни учиться, ни работать, хотя их не так много.

Эксперты, с которыми говорил "Огонек", не знают, сколько наше государство тратит на "лишних людей" — никто этого и не считает. "Ни-ни" не нужны стагнирующей экономике. Нужны ли они цифровой, роботизированной? Вопрос, похоже, риторический. Сейчас у нас никто не может толком сказать, сколько вакансий на рынке труда. Мы гордимся нашей низкой безработицей — "каких-то" 4 млн человек, по данным Минтруда. Почти 2 млн людей из категории "ни-ни" в этой ведомственной статистике никак не отражены — они не считаются. И значит, государство их просто не видит.

Это легко: нет людей — нет проблемы...

Александр Трушин


Образование не связано с рынком труда

Прямая речь

Константин Лайкам, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ

Экономическая активность молодежи — важнейшее условие ее полноценной самореализации в жизни. В статистике обычно используются показатели молодежной безработицы, прежде всего "Численность безработных в возрасте 15-29 лет". Этот показатель многие годы уверенно сокращается (за последние 5 лет — почти на 15 процентов, или на 266 тысяч человек). Но говорит ли это об успехах в решении этой важнейшей проблемы? Увы...

Во-первых, снижение этого показателя объясняется сокращением численности рабочей силы среди 15-24-летних. Во-вторых, число молодых безработных все еще очень велико — более 1,5 млн человек. В-третьих, показатель "Уровень молодежной безработицы" (рассчитываемый как доля безработных в численности рабочей силы в возрасте 15-29 лет) за этот период изменился не существенно (в 2017 году он составил 9,2 процента) и значительно превышает уровень безработицы в более старших возрастных группах. В-четвертых, безработица особенно остро проявляется в самой молодой возрастной когорте (15-19 лет), где она имеет запредельный уровень (28,4 процента) и за 5 лет даже несколько увеличилась.

Ситуация, в которой находится молодежь на рынке труда, не описывается лишь показателями безработицы. Напомню, что по методике Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лишь те люди, которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имели работы или другого доходного занятия, искали работу и были готовы к ней приступить. Те незанятые, кто желает работать, но не искали работу в течение последних 4 недель или не были готовы немедленно приступить к ней, относятся статистикой к потенциальной рабочей силе. Этот показатель также ежегодно публикуется Росстатом, но он редко используется в анализе рынка труда. А жаль!.. К слову, в самой молодой возрастной когорте его значение (98 тысяч) сопоставимо с численностью безработных (152 тысячи человек).

Более того, статистика выделяет еще одну группу незанятых лиц (близкую по смыслу к предыдущей), которая включает в себя тех, кто в принципе хотят работать, но вообще не ищут работу и не готовы к ней приступить. Таких в возрасте 15-24 года насчитывалось в прошедшем году еще 219 тысяч человек, а это более четверти к числу безработных в этой когорте. А среди обучающейся молодежи этого возраста число таких людей особенно велико и составляет еще 1,2 млн человек.

По рекомендации МОТ в рамках системы показателей достойного труда мы ввели в статистическую практику (начиная с 2013 года) еще один показатель — "Доля молодежи, которая не учится и не работает в возрасте 15-24 лет, в общей численности молодежи этого возраста". Ретроспективно, на основе имевшихся в Росстате баз данных, мы рассчитали значения этого показателя с 2001 года. Но и этот показатель почему-то, как мне кажется, мало интересует нашу общественность. А ведь и его величина (почти 13 процентов, или почти 2 млн человек), а также нарастающая динамика (в 2017 году он достиг максимума за последние 7 лет) внушают серьезное беспокойство. Кроме безработных (711 тысяч человек) в этой группе можно выделить молодых людей, занятых в домашнем хозяйстве (в том числе воспитанием детей) — таких около 390 тысяч. Еще 249 тысяч — неработающие студенты заочной формы обучения и 110 тысяч — люди, получающие государственные пособия по инвалидности.

При этом в сельской местности доля такой молодежи (18 процентов) в 1,5 раза выше, чем в городе, и, что важно, это соотношение постоянно увеличивается. Значение этого показателя среди женщин 15 процентов, среди мужчин — 11 процентов. Если посмотреть по регионам России, хуже всего положение в республиках Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Дагестан — 26-32 процента). Лучше — в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) и в Республике Татарстан (6-7 процентов).

Думаю, главная проблема неэффективной занятости молодежи кроется в качестве образования, которое она получает в школе, в колледжах и вузах. Либо человек плохо учится, либо его плохо учат. В 2016 году мы впервые провели обследование трудоустройства выпускников образовательных организаций. Почти четверть выпускников, получивших высшее и среднее профессиональное образование в 2015 году, не трудоустроились в течение 12 месяцев с момента окончания образовательного учреждения. Более трети выпускников устроились на первую работу не по полученной специальности. Это свидетельство того, что наша образовательная система слабо ориентирована на рынок труда.

Опыт других стран показывает: социальная и экономическая апатия молодежи опасна, она повышает социальное напряжение в обществе, вызывает агрессивность, религиозную и национальную нетерпимость.

«Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь сыну 19 лет. Он кожно-зрительный, есть анальность, оральник. На сегодняшний момент не окончил 9 класс, нет аттестата, не может пойти дальше учиться и получить специальность. Пытается сейчас учиться уже второй раз в вечерней школе, на вечернее не взяли – сказали, только на самообразовании, работу ищет сам, но, видимо, без особого желания. У меня еще дети – дочь самостоятельная материально, близка со мной, младший сын еще школьник, 9 класс, нужна моя поддержка. Он анально-зрительный, есть немного кожи, но, видимо, не так развита, мышечность. Мы с ним ладим, хоть и есть отголоски переходного возраста. Со старшим совсем беда. Практически сидит на иждивении и при этом еще умудряется портить отношения не только со мной, и с остальными тоже. Друзья есть, но он их не уважает, считает, так – погонять. Мечты? Не говорит, и планами не делится. Что делать, уже просто не знаю. Пока говорит, что будет сдавать экзамены и работать. Второй год слова и дела – только для отмазки. Понимаю, что я сама это все создала, но простите, совсем запуталась. Заранее благодарю».

Отвечает Свиридова Наталия, педагог:

Здравствуйте, Валерия!

Очень вас понимаю, потому что тоже мама двоих детей, 18 и 15 лет. И знаю, что такое, когда самый любимый и дорогой человечек, который еще недавно был улыбчивым и ласковым малышом, становится угрюмым, упрямым и не желающим ничего слышать подростком. Материнское сердце разрывается: и помочь хочется, и в то же время своим поведением он вызывает неприязнь. И нет уже покоя. Хочется, чтобы наши дети были счастливы, тогда и у нас на душе спокойно и светло.

Страшное слово «пубертат»

Все дети проходят пубертат, но переносят его по-разному. От чего это зависит?

В этот сложный период они отрываются от родительской опеки, им приходится брать ответственность на себя, реализовываться в жизни, опираясь на свои свойства (вектора). Как правило, серьезные проблемы в подростковом возрасте говорят о каких-то нарушениях в воспитании в детстве, если родители не брали во внимание индивидуальные особенности своего ребенка, воспитывали «через себя», оказывая тем самым сверхдавление на психику.

В таком случае настоящие желания ребенка подавляются или не развиваются, а те, которые пытаются ему привить взрослые, все равно не приживаются, ведь они противоречат его природе. Человек вырастает дезориентированным – не понимает, чем ему нужно заниматься, на кого учиться. Создается впечатление, что он вообще ничего не хочет. Но это не так.

Не бывает людей без желаний

Что с ним происходит

Валерия, ваш сын страдает. Тяжело не только вам с ним, но и ему с самим собой. Он не понимает, чего он хочет, не знает, как найти свое место в жизни. От этого у него может возникать агрессия и упрямство, которые у окружающих вызывают неприязнь. А ему в этот период, наоборот, нужна поддержка. И она может прийти только от вас, самого близкого и родного человека. Чтобы ваша помощь была на 100% действенной, вам необходимо пройти полный тренинг.

Понимая сына изнутри – как движется его мысль, как он чувствует и видит мир – вы даже своим присутствием дадите ему огромную поддержку и ощущение, что его понимают и у него обязательно все получится.

Начать проходить тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрируйтесь .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

26 Сен, 2016