Летние подвижные игры для детей на улице. Игры с детьми на природе Игра «Веселые соревнования»

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Ж. Руссо

Игры и занятия мы решили дать с привязкой к возрасту. Хотя привязка весьма условна. Достаточно немного упростить или, напротив, усложнить задание, и возрастной диапазон существенно расширится. Придумывайте свои игры, вносите что-нибудь новенькое в уже предложенное. Постарайтесь быть в постоянном творческом поиске. А главное, игра должна быть "по-честному" интересна не только вашему ребенку, но и вам. Только это гарантирует отличное настроение и взаимное удовольствие от общения.

Игра по дороге в парк (2-7)

Если долго идти по улице, волей-неволей останавливаешь взгляд на проезжающих машинах. Папа предлагает игру: "Выбирай, какого цвета твои легковушки?" У папы за время пути набралось всего 4 синих машины, а у малыша - 8 красных. Часть их подарим маме и даже бабушке останется. С ребенком постарше можно играть по-другому. "Решай, кому отдашь машину, которая сейчас появится из-за поворота?" Папе достался грузовик, и он будет возить кирпич, чтобы строить дачу. Малышу - красивая голубая машина, а маме - целый автобус. Мама довольна - поедем в лес за грибами большой компанией. Или к бабушке в деревню. Там хорошо. А вот кого приглашать - пусть решает малыш, ему виднее. Ребенок сам перечислит, кого из родных он возьмет с собой в деревню, кого там встретит.

Настроение (2-7)

В парке настройтесь на гармоничный контакт с окружающей природой. Ребенок тут же чутко перестроится вслед за вами. Не спешите. Постойте, послушайте пение птиц. Спросите, как он думает, о чем поют птицы. Выскажитесь и сами. Ребенку будет интересно ваше мнение. Может, птицы радостно приветствуют именно вас, вашу дружную семью. А может?..

К кустику беги! (1,5-4)

Устройте перебежки. Мама командует: "Раз, два, три - к березе беги!" Папа и малыш бегут, взявшись за руки (чтобы ребенок не упал, ненароком зацепившись за ветку). Добежав, папа может спросить:

"А как ты узнал, что это береза?" Можно сбегать и к дубу, и к кустам.

А можно с мамой спрятаться от папы за кустом и кричать: "Ау! Ищи нас, мы спрятались за кустом!"

В прятках и перебежках малыш привыкает активно двигаться. Ориентировка в пространстве сочетается с яркими голосовыми реакциями, ребенок незаметно для себя точно называет объекты, определяет свое местоположение: около куста, за дубом, под березой.

Кто чей родственник? (4-7)

Предложите малышу найти как можно больше родственников березы (дуба, яблони и т.д.) - "бабушку", "дедушку" (старые деревья), "сестер", "детей" и объяснить свой выбор. Выполняя ваше задание, ребенок сначала объединяет деревья по сходству (в данном случае - все они березы), а затем среди похожих находит отличия (старые-молодые, большие-маленькие, толстые-тонкие).

Прятки с деревом (4-7)

Выберите дерево, которое больше всего понравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем отведите малыша в сторону, завяжите ему глаза, подведите к другому дереву и попросите найти несоответствие и объяснить его.

Кто бы это мог быть? (3-7)

О чем думает дерево (4-7)

На протяжении всех времен года наблюдайте за одними и теми же объектами: поляной, деревом, кустарником, птицами. Как они меняются? Предложите ребенку зарисовывать все изменения в альбоме. Важно, чтобы при помощи карандашей или красок дети не только фиксировали свои наблюдения, но и выражали эмоции. Попробуйте, например, определить "настроение" дерева, кустарника в разную погоду. О чем "думает" дерево? Как мы можем с ним пообщаться?

Привал (1,5-5)

Не предлагайте ребенку напрямую отдохнуть. Вы же знаете - он запротестует, ему хочется двигаться вместе с вами все дальше и дальше, где непременно ждет неизведанное. Лучше скажите: "А теперь усядемся все дружно, откинем головы на спинку скамейки и посмотрим вверх". В пронзительно синем небе медленно плывут легкие белые облачка. На что они похожи?

Одни скамейки в тени - другие на солнце. Почему мы сели в тени? Какая скамейка на ощупь? А та, которая на солнце? Малышу интересно ощущать тепловые различия. Понравилось? Тогда приложи руку к стволам деревьев: где прохладно, где горячо? Почему?

Угадай, что это? (1,5-7)

Можно расстелить легкое одеяльце, посидеть или полежать под дубом. А папа опять задает вопрос: "Угадай, это лист березы или дуба? А теперь сложи руки лодочкой, я что-то вложу в них, а ты пощупаешь и скажешь: камешек я тебе вложил или желудь?" Оба гладкие, только камешек круглый, а желудь продолговатый. Так обогащаются тактильные ощущения ребенка, а с ними и его речь, память, внимание.

Ближе к осени попадаются и шишки. Проведи пальцем по камешку, шишке, желудю. Приобретая опыт, ребенок точно определяет качество предмета словом: гладкая, колкая.

Вы можете завязать ребенку глаза (это активизирует другие органы чувств) и предложить ему угадать, к какому предмету он прикасается. Развяжите глаза - пусть ребенок укажет те предметы, к которым он прикасался.

Что исчезло? (3-7)

Разложите на земле несколько разных камешков, шишки, сухие листья и другой подобный материал. Предложите ребенку их запомнить, а затем отвернуться или закрыть глаза. В это время вы уберете один из предметов или поменяете их местами. Задача ребенка - определить, что именно убрано или что изменилось. Чем больше предметов, чем меньше они различаются, тем сложнее задача.

А что у вас? (4-7)

Простые задания позволяют развивать наблюдательность ребенка. Предложите ему найти во время прогулки в лесу или на берегу реки несколько предметов сначала по одному признаку (например, отыскать несколько предметов зеленого цвета), затем по двум и по трем признакам.

Когда предметы будут найдены, вы можете сыграть в игру "А что у вас?": нужно угадать, какой предмет нашел один из игроков. При этом все играющие по очереди задают ведущему вопросы, на которые он может ответить только "да" или "нет" (Например: "Это движется?" - "Нет"; "Это зеленое?" - "Да" и т.д.). Угадавший сам становится ведущим.

Театр пантомимы (4-7)

Развивать наблюдательность ребенка, его воображение, пластику движений поможет простая игра, которая похожа на всем хорошо известные "Живые картины". Ребенок (или дети, если их собралось на отдыхе несколько) изображает какое-то животное или растение, а зрители отгадывают, что он задумал. Если ваша компания состоит только из вашего чада и вас, изображайте картины по очереди. Возможные варианты приведены ниже.

  1. Дует слабый ветерок - дерево слегка шелестит листьями. Дует сильный ветер - дерево раскачивается и гнётся.
  2. Семечко прорастает, прокладывая себе путь через почву. Постепенно оно превращается во взрослое растение; на нём распускаются цветы.
  3. Ползают муравьи, "совещаются", помогают друг другу тащить груз: например, все вместе тащат упирающуюся гусеницу.
  4. Прожорливая гусеница бабочки грызет зеленые листья. Затем она становится неподвижно спящей куколкой. Наконец из куколки вылетает бабочка.
  5. Лесная птица перелетает с дерева на дерево и с помощью клюва и коготков достает насекомых из трещинок в коре деревьев, с веток или листьев.

Листья и медведь (1,5-4)

Осенью можно побродить, пошуршать листьями, подбрасывать их вверх, наблюдая, как они сыплются разноцветным дождем. Оглянитесь: медленно падают листья - это листопад.

Почему листья кружатся и медленно летят? - вопрос к ребенку 4 лет. Они легкие. Как узнал? Положи на скамейку и подуй. (Дыхательные упражнения нужны для укрепления здоровья).

А теперь вместе с папой соберем целый ворох сухих осенних листьев. Пусть медведь заберет их в берлогу, мягко ему будет зимовать, тепло на листьях. Предложите поиграть в какую-нибудь интересную игру. Вот под кустом берлога медведя (пусть медведем будет папа), а мы пришли в лес по ягоды:

У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь сидит и на нас рычит: "Р-р-р!"

И вся компания с визгом бежит от "берлоги". Можно взбираться на пенек и прыгать на ворох листьев. Это так интересно! Или даже поползать по этому пестрому шуршащему ковру на земле, если разрешит мама. Ползание, лазание, прыжки - это те упражнения, которые укрепляют тело ребенка, а их так не хватает в его жизни. Так что воспользуйтесь возможностью.

Эксперимент (4-7)

Расскажите, что каждое дерево, каждый куст - это "дом" и "столовая" для многих животных, в первую очередь, птиц, насекомых. Вы можете познакомиться с ними. Для этого понадобится большой лист белой бумаги или простыня, подойдет даже зонтик светлого цвета. В ясный теплый день поместите этот зонтик (простыню) в перевернутом виде под кустом. Аккуратно встряхните ветку куста над ним. При этом на раскрытом зонтике окажется много мелких насекомых, паучков. Пусть ребенок внимательно их рассмотрит. Лучше всего это сделать при помощи лупы, которая помогает открыть другой мир, существующий рядом с нами, но совершенно незнакомый. Не забудьте вернуть всех жителей в их дом, стряхнув ткань над кустом!

Красный шарфик (1,5-4)

У мамы красный шарфик - для нее найдется красивый красный лист; у малыша желтая курточка, у папы коричневые брюки - им тоже подберем листья по цвету. Собрав ворох самых ярких листьев, можно всем вместе выкладывать пестрый коврик, раскладывать разноцветные узоры. Мама для малыша смастерит из листьев шапочку, сумочку, пояс, венок. Самые красивые листья - в букет для бабушки. Каков букет? Пышный, роскошный, пестрый осенний букет. Пусть малышка повторяет эти эпитеты, запоминает их. Так исподволь обогащается словарный запас младшего дошкольника.

Какое все зеленое (4-7)

Игра развивает наблюдательность, учит отличать оттенки цветов, видеть многообразие природы, считать. Спросите ребенка: какого цвета листья березы, яблони, дуба, хвоинки ели (сосны)? Наверняка он скажет: "Зеленого". А всегда ли зеленый цвет одинаков? Можно проверить это утверждение. Возьмите на прогулку как можно больше карандашей (фломастеров) разных оттенков, предварительно сравнив их. Чем они отличаются? Пусть ребенок постарается найти такие же оттенки этого цвета в природе. Посчитайте, сколько оттенков зеленого вы обнаружили.

Коллекционируем (4-7)

Соберите совместными усилиями коллекцию перьев. Такая коллекция дает возможность внимательно рассмотреть, потрогать руками перья различных размеров, цветов, форм, строения. Птицы меняют оперение дважды в год, поэтому найти перья вы можете повсюду: как в естественных условиях - во время прогулок с ребенком в лесу, на берегу пруда, в городском парке, так и вокруг вольеров в зоопарках, около клеток в зоомагазинах. Например, интересные экземпляры для нашей домашней коллекции мы нашли на выставке декоративных пород кур.

Чтобы коллекция выглядела аккуратной и имела к тому же познавательную ценность, мы советуем найденные "экспонаты" прикреплять к обычным палочкам от мороженого. Особенно это касается мелких перышек и пуховых перьев. Делается это следующим образом. Напишите от руки или наберите на компьютере название птицы, которой принадлежит перо, дату и место находки. Размер этикетки должен быть таков, чтобы она свободно размещалась на палочке. Приложите очин пера и этикетку к палочке и прикрепите прозрачным скотчем. Такую коллекцию вам будет удобно хранить в обычном стакане для карандашей или в красивом глиняном горшочке.

О чем рассказала река (4-7)

Если вы отдыхаете на берегу реки, обратите внимание ребенка на то, что вода в ней постоянно движется, течет. Мы говорим: "Речка бежит". Сочините рассказ об этой речке - откуда она прибежала к вам, куда бежит, что и кого повстречала на своем пути? Послушайте шум воды - о чем речка может рассказать?

Из варяг в греки (4-7)

Все дети любят возиться в лужах, пускать в ручейках кораблики. Предложите им своеобразное путешествие - из маленького ручейка в большое "море". Дело в том, что текущие после дождя ручьи, лужи могут служить отличной моделью реки со всеми ее притоками. Опустите спичку (веточку) в ручей и проследите весь ее путь к большой луже. Маленькие ручейки сливаются, образуя ручьи побольше, те в свою очередь, - еще больше и т.д. Большой ручей можно сравнить с рекой, которая впадает в "море" (океан) - большую лужу. Предложите ребенку попробовать воспроизвести всю эту систему путем рисования или моделирования "речной системы" из голубых полосок бумаги или ткани. Рассмотрите реки, моря, океаны на карте.

Здравствуйте, дорогие родители. Летняя пора – время каникул, игр и веселья. Современных детей сложно оторвать от гаджетов, поэтому они растут замкнутыми, вялыми и необщительными. Это может пагубно отобразиться на их умении общаться и работать в команде в будущем.

Бывало ли так, что вы едете на природу с детьми, а они ноют, что им скучно, берут планшет и играют в майнкрафт? У меня такое было, когда мы с подругой и ее семьей поехали на отдых в лесу. У нее ребенок — подросток, у меня четырехлетка. Найти интересную игру для такого разного возраста было сложно, но мы все же выкрутились, позже расскажу как. После этой прогулки я решила вооружится запасом летних игр, которые будут нескучными для детей и взрослых.

Итак, делюсь с вами информацией о летних играх, которые разовьют в ваших ребятишках командные и лидерские качества .

Многие родители думают, что играть с детьми необязательно, что это пустая трата времени. В итоге ребёнок растёт нелюдимым, он не умеет делиться своими радостями и помогать ближним. А вы спросите мнение воспитателей в детском саду, и они вам скажут, что малыши должны постигать жизнь в игровой форме, ведь так легче для их восприятия. Особенно большое значение имеют летние игры для детей на свежем воздухе, которые учат :

  • быть частью команды;
  • проявлять лидерские качества;
  • общаться и находить компромисс;
  • поддерживать здоровый образ жизни.

Хотите, чтобы ваши дети не скучали летом, а веселились и при этом развивались? Тогда устройте им незабываемые каникулы с конкурсами и подвижными играми!

Как организовать игровую деятельность?

Школьники способны самостоятельно придумывать себе развлечения. Ребятишки 7-10 лет любят, когда родители принимают участие в их забавах. Вы можете подкинуть им интересную идею, немного с ними поиграть, чтобы они усвоили правила, а потом отойти в сторонку. А вот ребята 11 лет и старше не нуждаются в присутствии взрослых, более того, их может это раздражать. Поэтому не навязывайте детям своё общество, они и сами способны весело провести время.

По-другому картина выглядит с ребятами 5-6 лет . В этом возрасте они ещё слишком эгоцентричны, не всегда умеют найти компромисс. Задача взрослого – организовать для них отдых на летней площадке: растолковать правила, распределить роли и понаблюдать за тем, как они играют. Родители или педагоги должны выполнять и судейскую функцию – разрешать споры и конфликты. При этом будьте непредвзятыми, иначе дети перестанут вам доверять.

С ролью взрослых мы разобрались, теперь давайте узнаем, какие летние развлечения можно придумать для детворы.

Игры на меткость

Такие игры нравятся детям от 3 до 100 лет. Фото идеи игр попадания в цель

Игры для маленьких детей на улице летом

Помните, что у маленьких деток (2-4 года) ещё плохая координация движений, играя в групповые активные игры, они могут получить травму. Поэтому обратите внимание на установление тактильного контакта между детьми. В детском саду часто играют и в развивающие игры. Вот примеры развлечений:

Хороводы

Крохи охотно водят хороводы и играют в змейку. Но для такой забавы требуется участок с ровной поверхностью, чтобы карапузы не запнулись и не ушиблись. Постройте маленьких участников в ряд и попросите взяться за руки. Встаньте в начало «змейки» и ведите «хвост» за собой, меняя направление движения. А если ещё и музыку включить, то будет вдвойне веселее!

«Передай другому»

Игра весёлая, вырабатывает соревновательный дух. Дети 4-5 лет делятся на группы по 4 человека, встают друг за другом. Передаваемым предметом может быть картонный градусник под мышкой или плюшевая игрушка, зажатая между коленками, мяч или даже вода (для подростков)! Палку, мяч или градусник, а чтобы было сложнее можно носить яйцо на ложке во рту, которое надо отдать товарищу. Усложнить можно также передавая предмет не используя рук. Побеждают самые быстрые и ловкие!

Если детишек очень много, то можно проводить целые турниры с помощью этой игры. Например, сначала участвуют 4 команды, а остальные болеют. Затем участники и болельщики меняются местами.

«Море волнуется – раз!»

Для детей средней группы можно, и даже нужно устраивать подвижные игры на улице. Начать можно с любимой игры «Море волнуется», которая развивает координацию движений у играющих и внимательность у водящего.

Правила очень просты: один игрок отворачивается и произносит всем известную считалочку, а участники в это время могут бегать и резвиться. После фразы «Морская фигура, замри!» все должны застыть на месте в замысловатых позах. Водящий обходит фигуры и смотрит, кто пошевелится. Ребёнок, который не устоял на месте, становится «вадой». Кстати, вы можете сделать игру ещё веселее, пообещав детям приз за самую красивую фигуру.

«Музыкальный стул»

Стулья поставьте в кружок сиденьями наружу, их количество – на 1 меньше, чем ребят. Звучит весёлая музыка, детки свободно двигаются. Когда музыка затихает, надо успеть сесть.

Участник, оставшийся без стула, выбывает.

Музыкальные игры развивают внимательность и скорость реакции. Вместо стульев можно использовать камушки, подушки или что-то другое. Вместо музыки можно рассказывать стишок, хлопать, петь.

«Сложный светофор»

Игра подойдёт для детей старшей группы. Она поможет не только совершенствовать знание цветов, но и отработать навыки счёта. Основные позиции – «вада» поворачивается спиной к участникам, расстояние между ними не менее 5 метров. Ведущий называет цвет и назначает цену, например:

  • 2 лилипута (2 маленьких шажка, пяточка приставлена к носочку);
  • 3 великана (3 больших шага, насколько позволяет растяжка ребёнка );
  • 1 кастрюлька (1 шаг с разворотом вокруг себя);
  • 5 утят (тут имеется в виду шаги в присядке).

Дети, у которых в одежде есть названный цвет, проходят указанный маршрут. Победит тот, кто первым дойдёт до водящего. Как видите, эта игра не только развивающая, но и спортивная . Кстати, ребятам нравится придумывать собственные элементы для «светофора».

Для детей дошкольного возраста вы можете организовать полосу препятствий. Эта полоса препятствий может быть любая — из покрышек, канатов, пеньков, лент, резинок и прочего. Нас в тот день, о котором я рассказывала спасла именно такая игра — мы натянули веревку между деревьями. Для подростка и взрослых была задача пролезть не задев веревки, а для малышни можно было и держаться за нее и задевать.

Такие спортивные игры развивают в них стремление быть первым, укрепляют мышцы ребёнка, делают его ловким. А со стороны наблюдать за такими соревнованиями – одно удовольствие! Лучше полосу препятствий устраивать на улице под весёлую музыку.

Командные игры для детей на улице летом

Не знаете, чем занять летом ораву школьников? Предлагаем несколько вариантов:

  1. Футбол.
  2. Различные командные эстафеты.
  3. Волейбол.
  4. Уличные игры.

Давно забытой дворовой игрой является «казаки-разбойники» . Чем больше мальчишек и девчонок принимает участие, тем веселее. Цель команды разбойников – получше спрятаться, а если их нашли, то убежать. Казаки же должны переловить всех разбойников и заключить под стражу. Причём, из темницы можно сбегать!

Отдельное внимание хочу уделить командным эстафетам. Их можно устраивать в лагере, на даче или на специальных площадках для игр. Эстафета включает несколько этапов, за каждый начисляются баллы. Побеждает команда, набравшая больше очков. Вот самые весёлые элементы эстафет:

  • прыжки в мешках;
  • бег на трёх ногах (задание для 2 детей);
  • тачка (один ребёнок идёт на руках, второй держит его ноги);
  • перетягивание каната.

Вариаций для эстафет можно придумать великое множество. Главное – подключите фантазию, и уличные игры навсегда запомнятся детворе!

Игры с надувными шарами

Существует много летних игр с надувными шарами. Довольно интересные и эмоциональные игры бывают с воздушными шариками, наполненными водой.

Дети очень любят играть в подвижные игры. Но больше всего им нравятся игры со стихами и песенками. Правила этих игр похожи. Меняются лишь персонажи. Напевайте слова на любой понравившийся вам мотив и показывайте детям движения, а затем повторите их вместе.

Вот так!

❀ Если, выйдя на детскую площадку, вы встретите маленьких друзей своего ребенка, проведите с ними эту веселую игру. Движения и вопросы могут быть любыми.

❀ Вы задаете вопросы и показываете движения, а дети повторяют за вами и говорят «Вот так!». Можно задавать вопросы от имени какой-нибудь игрушки.

Вы: Как дела?

Дети (показывают большой пальчик): Вот так!

Вы: Как идете?

Дети (изображают ходьбу на месте): Вот так!

Вы: Как ползаете?

Дети (встают на четвереньки и ползут): Вот так!

Вы: Как бегаете?

Дети (изображают, как они бегают): Вот так!

Вы: Как смеетесь?

Дети (схватившись за живот, смеются): Вот так!

Вы: Как плачете?

Дети (трут кулачками глаза, изображают плач): Вот так!

Вы: А как шалите?

Дети (надув щеки, хлопнуть по ним): Вот так!

Я тучка, тучка, тучка

Вам понадобятся: зонт и игрушечный медвежонок.

❀ Сообщите, что к вам на прогулку пришел Винни-Пух и он очень хочет поиграть с детишками. Первый раз роль медвежонка возьмите на себя. Наденьте медвежьи ушки, возьмите в руки медвежонка или просто его изобразите. В следующий раз можно отдать эту роль ребенку.

❀ Дети вместе с Винни-Пухом свободно двигаются по площадке — бегают, танцуют, прыгают. Винни-Пух поет песенку: «Я тучка, тучка, тучка. Я вовсе не медведь. И как приятно тучке по небу лететь!». Затем посмотрите на небо, скажите: «Кажется, дождик начинается!» и раскройте зонт. Предложите деткам спрятаться под ним. Дождитесь, пока все спрячутся, затем спросите: никто не промок, никто не попал под дождь? Потом посмотрите на небо и скажите, что вышло солнышко и приглашает всех опять спеть песенку и потанцевать.

❀ Игра повторяется. Для того чтобы дети лучше ориентировались в пространстве, а заодно и развивали внимание, каждый раз меняйте место, где можно спрятатьс под зонтиком.

Веселая сороконожка

❀ Если на площадке несколько детей, проведите с ними эту незатейливую и веселую игру. Постройте их в «паровозик», а вернее сказать — в «сороконожку». Сами же встаньте в начало — вы будете ее головой «сороконожки». А затем со словами и движениями отправляйтесь в путь:

Вот идет сороконожка

Да по маленькой дорожке,

Ручками хлопает

(остановитесь, дважды хлопните в ладоши),

Ножками топает

(дважды топните ножками),

Хвостиком виляет

(повиляйте хвостиком),

Песню распевает:

— Ля-ля, тру-ля-ля,

Каждый меня знает.

❀ Если детишки совсем маленькие, на этом игра и заканчивается. Но можете повторить ее еще несколько раз. Если же детки постарше или уже хорошо знакомы с игрой, игру можно продолжить:

Раз случилась с ней беда,

Ушли ножки кто куда.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду их догонять!

❀ После этих слов дети разбегаются, а вы их догоняете.

❀ Игра повторяется несколько раз.

Мы делили апельсин

❀ Каждый ребенок знает мультик, в котором звери делят апельсин и поют веселую песенку А. В. Зубковой «Апельсин». А мы с вами будем играть в игру, напевая слова этой песенки и добавляя несколько несложных движений.

❀ Вместе с детьми встаньте в круг. Попросите, чтобы для начала все они, не расцепляя рук, сошлись в серединке круга. Затем, отходя назад, все говорят слова:

Мы делили апельсин,

Эта долька — для ежа

(присядьте и скажите: «Пых-пых!»).

Эта долька — для чижа

(помашите руками: «Чив-чив!»).

Эта долька — для утят

(наклонитесь, вытяните шею: «Кря-кря!»).

Эта долька — для котят

(изобразите, как кошка умывает лапкой ушко: «Мур-мур!»).

Эта долька — для бобра

(изобразить, как бобр грызет палочку: «Хрум-хрум!»).

А для волка — кожура

(приставьте ладошку к носу и подразните волка).

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда!

❀ Дети разбегаются, а вы их ловите. Если детки совсем маленькие, только изобразите, что вы их догоняете. Детей постарше можно и поймать.

❀ Игра повторяется 2—3 раза.

По широкой по дорожке

❀ В эту игру можно играть как вдвоем со своим малышом, так и с группой детей. Если в игре участвуют несколько детей, можно построить их друг за другом. Сами встаньте впереди.

❀ Дети идут обычным шагом и говорят:

— По широкой по дорожке

Зашагали наши ножки.

❀ Идут маленькими шагами:

— А по скользкой по дорожке

Потихоньку ходят ножки.

❀ Идут, высоко поднимая колени:

— По высоким по сугробам

Так шагают наши ноги.

❀ Шагают широкими шагами:

— А на лыжах и коньках

Едем широко, вот так.

Рыбаки и рыбки

❀ Если на площадке, на которой вы гуляете, есть лесенка, вы сможете поиграть в эту игру. Лестница будет сетью рыбаков, а дети — рыбками. Рыбки плавают в пруду — дети бегают по площадке.

Взрослый:

Рыбки плавают в пруду,

Хвостиком виляют

И веселым рыбакам

Песни распевают.

Берегитесь-ка, плутовки!

Вас поймают очень ловко!

Нужно в оба вам смотреть,

Рыбаки расставят сеть!

❀ После этих слов вы ловите детей, а они пролезают между перекладинами лестницы (ячейками сети) и оказываются в безопасном месте.

Взрослый: Ни с чем ушли рыбаки. Ни одной рыбки не поймали.

❀ Дети снова разбегаются по площадке, игра повторяется.

Зайчишкина игра

❀ Дети очень любят играть с игрушечными зайчиками, любят слушать про них сказки и смотреть мультики, поэтому и игр с этим полюбившимся персонажем очень много.

❀ Ведущий игру поет песенку и показывает детям-зайчишкам движения:

Зайки весело живут,

Дружно песенки поют:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Дружно песенки поют.

(Дети качают головой из стороны в сторону и хлопают в ладоши.)

Зайки прыгают с утра,

Веселится детвора:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Веселится детвора.

(Дeти прыгают по площадке, поджав «лапки», как зайки.)

Ну-ка, зайчики, молчок!

К нам сюда идет волчок!

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам сюда идет волчок!

(Дети приседают, закрывают глаза ладошками.)

А мы в домик скок-поскок.

Не найдет нас серый волк!

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не найдет нас серый волк.

(Дети скачут в домик — садятся на скамейку или качели)

❀ Ведущий говорит, что сердитый волк ушел и зайки снова могут играть на лужайке: «Выбегайте, зайчишки, девчонки и мальчишки!».

❀ Игра проводится 2-3 раза.

Зайцы и волк

❀ Эта игра является вариантом предыдущей.

❀ Ведущий прыгает вместе с детьми и читает стишок:

Вышли зайчики с утра,

Поиграть пришла пора.

По полянке прыг да скок,

Скок да скок, да кувырок.

Слышат зайчики, беда —

Серый волк идет сюда.

Все в домишки прыг да скок.

Не боимся тебя, волк.

❀ После этого выбегает волк (ведущий или один из детей), ловит детей. Дети убегают и прячутся от волка.

❀ Игра повторяется 3-4 раза.

Лиса и зайчата

❀ Ведущий прыгает вместе с зайчишками-детишками и поет на любой понравившийся ему мотив:

На лесной лужайке

Жили-были зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

(Дети под песенку скачут, поджав «лапки», как зайки)

Вот проснулась детвора,

Моет носики с утра.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

(Дети присели, показывают, как зайки моют, носик)

Дружно зайчики живут

И морковочку грызут.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

(Дети показывают, как зайки грызут морковку.)

Вот Лисичка к ним пришла,

А зайчишек не нашла.

Спрятались все зайки,

Зайки-попрыгайки.

(Дети закрывают ладошками глаза — спрятались от Лисички.)

❀ Роль Лисички также исполняет ведущий или один из детей. Лисичка ходит, ищет зайчишек.

Лисичка: Куда это зайчики подевались? Ни одного нет (оглядывается по сторонам, заглядывает под скамеечки, за песочницу... делает вид, что не видит детишек). И здесь их нет. И здесь тоже. А чьи это ушки? Чьи это хвостики торчат? Ах, вот вы где, зайки! Вот я вас поймаю!

❀ Лисичка пытается догнать зайчиков, но никого не может поймать.

❀ Игра повторяется 2-3 раза.

Разбуди Филю

❀ Дети выстраиваются на одной стороне площадки. На противоположной стороне спит Филя. Можно взять в руки игрушечную собаку или просто сказать, что вы будете Филей. Когда дети хорошо познакомятся с игрой, эту роль можно дать ребенку.

❀ Филя спит, сложив лапки у щечки. Дети под стихи идут к нему:

Филя наш устал и спит,

Растянулся и храпит,

Ну-ка, Филенька, вставай

И ребяток догоняй!

❀ Пес просыпается, догоняет детей.

❀ Игра повторяется 2-3 раза.

Как поем, так и шагаем

❀ Возможно, вашему ребенку будет интереснее гулять, если, шагая, вы будете вместе с ним петь. Для начала вспомните, какие песни вы оба знаете. Иногда дети знают гораздо больше нас. И неудивительно, ведь они смотрят мультфильмы и кино, ходят в детский сад и школу.

❀ Заметьте, как песня влияет на ваш шаг. Если вы поете марш, можно шагать, высоко поднимая колени, совсем как на параде. А что происходит, если вы переходите на колыбельную песню? Придумайте сами.

❀ Пойте все, что придет в голову. А может быть, вы сочините свои песенки? Игра станет еще веселей.

Собери грибочки

Вам понадобятся: 2 корзинки или маленьких ведерка, мелкие грибочки или другой раздаточный материал — каштаны, формочки для песка, листочки. (Название игры может меняться в соответствии с тем, что будет собирать ребенок.)

❀ Играют двое — взрослый и ребенок или два ребенка. Если вы принимаете участие в игре, то завяжите себе глаза, чтобы все было по-честному. Сосчитайте вместе: «Раз, два, три. Все грибочки собери!». После этого начинайте собирать грибочки в корзиночки. Можно собирать, не завязывая глаз, а просто не спеша, попутно читая стишок:

Во лесочек мы пойдем

И грибочков наберем.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полон кузовок.

❀ Игра повторяется 2-3 раза.

Лиса в курятнике

❀ Игра проводится на детской площадке, либо там, где есть какое-нибудь возвышение, на которое ребенок сможет запрыгнуть: скамейка, бордюр, камень и т. п.

❀ Дети будут курочками. Вы же сначала исполняете роль Лисы сами, а затем, когда дети запомнят правила игры, эту роль может играть кто-нибудь из детей. Если же вы играете вдвоем со своим ребенком, то просто меняйтесь ролями.

❀ Игра начинается: курочки гуляют по площадке — клюют зернышки, машут крылышками, кудахчут. Неожиданно приходит Лиса.

Лиса:

Я лисичка хоть куда,

Я хожу неслышно.

Ну-ка, курочки, сюда!

Вас поймает хищник!

❀ «Курочки» убегают и запрыгивают на бордюр, скамейку или любое другое возвышение. Лиса догоняет кур. Если дети еще маленькие, то вы только делаете вид, что догоняете.

❀ Игра повторяется 3-4 раза.

Жучка и воробьи

❀ Начертите на песке или асфальте круг. В центре круга — Жучка. Роль Жучки возьмите на себя. В кругу разложите небольшие предметы, можно крышечки от соков, формочки для песка и т. д. Жучка охраняет вещи своего хозяина от любопытных воробьев — детей.

❀ Игра начинается с того, что Жучка проходит вдоль круга со словами:

Я — собачка Жучка,

Хвостик закорючка.

Я хозяину служу,

Его вещи сторожу.

На воришек громко лаю.

Берегитесь, вас поймаю!

❀ Воробьи прыгают за кругом, машут крылышками, стараются утащить вещи из круга, когда Жучка не видит.

❀ Если дети старше 4-х лет, роль Жучки можно поручить одному из них. Как только Жучка поймает трех воробьев, роль отдают другому ребенку.

День и ночь

❀ Ведущий громко говорит: «День!». Дети начинают бегать, прыгать, порхать, как бабочки, танцевать. Как только ведущий скажет: «Ночь пришла. Сова прилетела. Всем ребятам спрятаться велела!», дети приседают и закрывают глаза ладошками.

❀ Теперь ведущий (сначала вы, а потом один из детей) играет роль Совы. Сова «летает», ищет, кто еще не спрятался. Затем опять наступает день, и Сова улетает.

❀ Игра повторяется 3-4 раза.

Детки в клетке

❀ Игра проводится на детской площадке, желательно на песке или траве. Можете играть вдвоем со своим малышом и с несколькими детьми.

❀ Перед началом игры спросите, были ли дети в зоопарке. Предложите вспомнить, каких животных они там видели, и то, как они передвигаются: зайки прыгают (попрыгайте вприсядку, поджав «лапки»), львята ходят (походите на четвереньках), медвежата косолапят (походите вперевалочку), кенгуру прыгают (попрыгайте вприсядку, прыжки делайте как можно длиннее) и т. д.

❀ Постройте детей на одной стороне площадки. Сами встаньте на другой. Объясните, что сейчас вы будете называть животных, а дети — их изображать. Во время игры дети могут не только двигаться, но и озвучивать названных животных.

❀ Можно предложить детям другой вариант игры — наоборот. Дети по очереди проходят площадку, изображая какое-нибудь животное, а вы вместе с остальными ребятами угадываете, кого изобразил тот или иной ребенок.

Непослушные поросята

❀ В эту игру можно играть вдвоем со своим малышом или с несколькими детьми. Дети будут веселыми и непослушными поросятами, а вы хозяюшкой. Натяните на площадке веревку либо положите палку на такую высоту, чтобы дети могли под ней пролезть. Сначала веревка должна быть натянута достаточно высоко. Пусть для начала дети под ней проходят в полный рост. Затем вы будете опускать ее все ниже и ниже.

❀ Расскажите детям, что поросята очень озорные и непослушные, они любят забираться туда, куда нельзя. Покажите, что с той стороны, где играют поросята, — двор, а за веревкой — огород, на который хозяйка не разрешает поросятам ходить. Но очень часто, когда хозяйка не видит, непослушные поросята убегают на огород и там весело шалят.

❀ Теперь можно начинать играть. Скажите: «Поросята, идите гулять. Только смотрите, на огород не ходите!». Поросята бегают по площадке и за веревку не заходят. Но, как только вы отворачиваетесь, они сразу перебегают на другую сторону. Им нужно стараться не задеть веревку. Неожиданно хозяйка поворачивается и говорит: «Ах вы, маленькие озорники! Вот я вас сейчас поймаю!». Поросята быстро перебегают обратно.

❀ Вы перевязываете веревку ниже, и игра повторяется. Когда дети не смогут больше пролезать под ней, они будут через нее перепрыгивать.

❀ Игра повторяется столько раз, сколько захотят дети.

Кошка и воробьи

❀ Начертите на песке или асфальте круг. В центре круга — Кошка. Эту роль возьмите на себя. Дети (или ваш малыш) — воробьи. Они прыгают за кругом, дразнятся, запрыгивают в круг, когда Кошка их не видит, и стараются, что бы она их не поймала.

❀ Если дети старше 4-х лет, роль Кошки можно поручить им. Как только Кошка поймает трех воробьев, роль Кошки переходит к другому ребенку.

Кто быстрее добежит?

❀ В эту игру можно играть вдвоем с ребенком. Но если к вам присоединятся другие дети, она станет похожа на небольшие соревнования, и играть будет веселей. Если вы играете с вдвоем, то соревноваться в беге малыш будет с вами.

❀ Выберите любой предмет на детской площадке. Это может быть песочница, куст сирени, скамейка и т. д. Спросите: «Кто быстрее добежит до песочницы? Раз, два, три, до песочницы беги!». После этих слов вы бежите до названного предмета. Тот, кто добежал первым, победил.

❀ Можно изменить задание: допрыгать на двух ногах, как воробышки; доскакать приставным шагом, как лошадки; допрыгать вприсядку, как зайчики. В этих случаях не стоит выбирать далеко расположенные предметы. Пусть расстояние будет не больше 10 метров. Если ребенок еще мал, не старайтесь его перегнать, иначе у него пропадет интерес к игре.

Мыльная феерия

Вам понадобятся: флакончик с мыльными пузырями или мыльный раствор и ножницы.

❀ Если у вас дома нет готовых мыльных пузырей, сделать для них раствор проще простого — разведите в воде немного шампуня. Можно использовать и обычное мыло. Сильно вспенивать его не нужно!

❀ Возьмите обычные ножницы и окуните их в мыльный раствор. А теперь можно начать выдувать мыльные пузыри и даже устроить мыльное соревнование.

❀ Задания для соревнования могут быть следующими:

♦ выдуть как можно больше пузырей (кто больше, тот и победил);

♦ надуть один, но самый большой пузырь. Оба участника дуют одновременно (побеждает тот, чей пузырь больше);

♦ один участник выдувает пузыри, а другой их ловит, затем поменяться ролями (побеждает тот, кто поймает больше пузырей).

Урожай весёлых лопаток

Вам понадобится: флакончик с мыльными пузырями.

❀ Расскажите своему малышу о том, что в чудной стране Пузырляндии поспевает урожай забавных фруктов. Предложите вырастить эти фантастические фрукты — веселые лопалки. Как их выращивать? Очень просто. Объясните, что нужно выдуть и отпустить один пузырь, затем постараться поймать его обратно на трубочку для выдувания пузырей и продолжить игру. Лопалки созревают, и вот на трубочке уже не одна лопалка, а две. Отпустите их полетать, но ненадолго. Опять поймайте и вырастите еще одну так, чтобы на трубочке было уже три лопалки. И так пока у вас не получится целая гроздь воздушных лопалок. Учтите, фрукты назвали лопалками не просто так. Они могут совершенно не вовремя взять и просто лопнуть, уменьшив ваш урожай.

❀ Можно даже устроить соревнование, чей урожай больше. Что удивительно, игра незатейливая, но дети, независимо от возраста, с удовольствием ловят мыльные пузыри.

❀ Кстати, игры с мыльными пузырями прекрасно вписываются в сценарии детских дней рождений.

Волшебные круги

Самые обычные на первый взгляд круги, нарисованные на асфальте мелом, могут сослужить вам и вашему малышу хорошую службу: помогут выучить (или повторить) цвета, поупражняться в счете, закрепить знания о круге, как геометрической фигуре. И все это во время игры.

Угадай, чей круг?

Вам понадобится : набор разноцветных мелков.

❀ Нарисуйте сами или вместе с ребенком на асфальте несколько кругов разного цвета. Каждый круг — это домик для какого-нибудь животного. Например, круг, нарисованный зеленым мелком, — это домик для лягушки, желтым — домик бабочки, голубым — рыбки. Домиков может быть и больше. Все зависит от возраста вашего малыша.

❀ Играть можно вдвоем или с группой детей. Перед началом игры расскажите о том, что у каждого домика есть свой житель. И когда вы будете рассказывать стишок про то или иное животное, дети должны будут занять соответствующий круг. Одновременно вспомните с детьми цвета: зеленый, красный, желтый, синий. И выучите движения: лягушка прыгает вприсядку на зеленый лист кувшинки, бабочка летит на желтый одуванчик, взмахивая крыльями, рыбка плывет по реке.

❀ А вот и стишки, которые помогут вам в игре. Но вы и сами можете сочинить свои.

♦ Лягушка:

Вот лягушка, прыг да скок

На зеленый на листок.

И мы тоже прыгаем

И ногами дрыгаем.

♦ Бабочка:

К одуванчику летим,

Крылышками машем.

Бабочками посидим,

На цветочке нашем.

Рыбка плавает в пруду.

Я скорее к ней пойду,

Словно рыбка, стану

Двигать плавниками.

❀ Как только малыш услышит стишок, он должен будет сделать нужное движение и переместиться в соответствующий кружок.

❀ Другой вариант игры. Рисуем помимо круга другие геометрические фигуры, например квадрат, прямоугольник и овал. Вы называете геометрическую фигуру, а дети должны быстро отыскать и занять ее.

Кто где живёт?

Вам понадобится: набор цветных мелков.

❀ А вот и еще одна игра, в которой ваши детки не только закрепят знание цветов, но и научатся находить эти цвета в окружающем мире. Ну и, конечно, в этой игре можно сколько угодно рисовать.

❀ Нарисуйте несколько кругов разного цвета. Затем предложите ребенку выбрать понравившийся цвет и в этом кругу нарисовать жителя такого же цвета. Так, в желтом кругу можно нарисовать одуванчик и солнышко, в зеленом — травку и лягушку, в синем — рыбку и т. д.

❀ В игре могут принимать участие и несколько детей.

Играем с цифрами

Вам понадобится : набор цветных мелков.

❀ С теми же самыми кругами можно поиграть еще в одну игру, которая поможет вашему малышу закрепить знание цифр.

❀ Напишите в каждом кругу по одной цифре. Сколько их должно быть? Столько, сколько цифр знает ваш малыш, а может быть, на одну больше. Для чего? Конечно, чтобы познакомить его с новой цифрой.

❀ Вы называете цифру, а дети занимают домик (круг), в котором она «живет».

❀ Для детей постарше можно ввести и еще одно правило: тот, кто последним займет круг, выбывает из игры. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока не останется самый внимательный игрок. Но это усложнение можно вводить для игры с детьми не младше 5 лет.

Пчёлы и медведь

❀ Если на площадке много детишек, можно поиграть в эту игру. Детки будут пчелками. Они очень берегут свой мед от сладкоежки-медведя. Вы же будете медведем. Позже, когда вы сыграете в игру несколько раз, роль медведя можно будет поручить кому-нибудь из детей.

❀ Дети бегают (летают) по площадке, машут «крылышками». Время от времени ведущий говорит: «Пчелки, пчелки, в улей летите, мед от медведя берегите!». Как только «пчелки» услышат эти слова, они должны быстро убежать от медведя и залететь в улей (круг). Медведь догоняет пчелок. После того как пчелки залетели в улей, они поворачиваются к медведю и сердито на него жужжат. Игра повторяется.

❀ В том случае, если вы играете роль медведя, догоняйте пчелок понарошку Если же дети старше 4 лет, то можно устроить настоящие догонялки.

Спокойные игры летом для малышей

Волшебное ведёрко

Вам понадобятся: ведерко для игр с песком, мелкие предметы — совочек, формочка для песка, маленькая погремушка.

❀ Для малышей на прогулку всегда берут ведерко и совочек, давайте поиграем с ними не только в песочек.

❀ Дети по очереди подходят, закрывают глаза, достают один предмет из волшебного горшочка, на ощупь узнают, что за предмет они достали, называют. Все, кто угадал, получают «чупа-чупс» или небольшой приз.

Собери цветок

Вам понадобятся: разноцветные лепестки и кружочки - сердцевинки, вырезанные из картона.

❀ Вы раздаете детям по кружочку-сердцевинке и рассыпаете по площадке лепестки. Затем объясняете, что каждому нужно из лепестков собрать цветок такого же цвета, как сердцевина. Игра начинается по команде: «Раз, два, три, цветочек собери!».

❀ Если дети совсем маленькие, то немного помогите им; если постарше, предоставьте им возможность справиться с заданием самостоятельно

Живые браслеты

❀ Соберите немного цветов. Хорошо, если они будут разными. Сплетите небольшой веночек и оберните запястье вашего малыша. Закрепите концы браслета ниткой или травинкой. Живое украшение готово.

❀ Можно так же сплести венок на голову. Используйте не только цветы, но и траву. Теперь, когда вы превратились в настоящих фей цветов или леса, поиграйте в сказочную страну.

Прятки с игрушкой

Вам понадобится: любая игрушка, желательно не очень маленькая (например, кукла или машинка).

❀ Для начала обыграйте ситуацию: посмотрите на куклу и скажите, что у нее грустный вид. Наклонитесь к кукле, сделайте вид, что слушаете, что она говорит. Затем скажите, что она загрустила, потому что ей очень хочется поиграть в прятки.

❀ Предложите вашему малышу найти куклу. Попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. В это время спрячьте неподалеку куклу и предложите ее отыскать. Спрячьте так, чтобы ребенок все же мог ее найти, например, чтобы из-за дерева выглядывало платьице куклы или торчали из-за песочницы ее косички. Ребенок будет в восторге, когда найдет свою куклу.

❀ Обязательно в конце игры обратите внимание на то, что кукла теперь повеселела и говорит малышу спасибо за то, что он с ней поиграл в ее любимую игру.

Чудная башенка

Вам понадобятся: формочки для песка, ведерко, пластиковые бутылочки и т. д.

❀ Для начала расскажите вашему малышу, что во многих странах есть высокие и красивые башни. Скажите, что каждая из них чем-то примечательна. Затем предложите ребенку соорудить свою необыкновенную башню из всего того, что он вынес на прогулку. Таких башен уж точно нет ни в одной стране мира.

❀ Поясните, что для того чтобы башня была устойчивой, нужно маленькие предметы ставить на предметы большего размера. Ребенок с удовольствием займется этим веселым и, поверьте, полезным занятием.

❀ Когда он закончит, посчитайте вместе или попросите его самого сосчитать, сколько элементов в его замечательной башне. Пусть расскажет, из чего сделана его чудная башня, как это сделал бы экскурсовод во время экскурсии.

Попадайка!

Вам понадобятся: всевозможные формочки, ведерки и шарики (можно заменить их крышками от пластиковых бутылок или камушками).

❀ Расставьте ведерки и формочки на полу таким образом, чтобы одни располагались дальше, а другие ближе. Приготовьте в отдельном ведерке шарики. Скажите, что сегодня вы устроите соревнования на меткость. Нужно будет попасть шариком в расставленные ведерки. Чем дальше находится ведерко, тем труднее в него попасть. Не скупитесь на похвалу.

❀ Играть можно вдвоем с вашим малышом и целой компанией. Выигравший становится главным попадайкой!

Дворовый боулинг

Вам понадобятся: 5-7 кеглей или пластиковых бутылочек, маленький мячик.

❀ Скажите малышу, что сегодня к вам приехал веселый дворовый боулинг. Мячиком нужно сбить все кегли. Каждая сбитая кегля или пластиковая бутылочка принесет сбившему ее игроку определенное количество баллов или ваши бурные овации.

❀ Победитель становится главным попадайкой двора.

Летние игры

Обычно лето – это то время года, когда ребята наибольшее количество времени проводят вне дома, играя со своими друзьями.

Игры с мячом на природе с детьми

«Мяч и змейка» Эта игра для самых маленьких. Она дает навык толкания, улучшает координацию движений и помогает развить внимание. Детей необходимо посадить на травку парами друг напротив друга. Расстояние между ребятами должно быть примерно один метр. Дети перекатывают мячик друг другу по очереди змейкой. Усложненный вариант: просим детей поменять положение, сначала они прокатили мячик, сидя на попе, затем, сидя на корточках, потом, стоя на ногах.

«Скачущий мяч» Эта игра учит детей ловить мяч, даже если он изменил направление полета. Нужно найти более-менее ровную стенку, поставить ребенка примерно в 2-3 метрах от этой стенки и сказать ему, чтобы он бросал мячик таким образом, чтобы мяч ударился о стенку и отскочил обратно. Ребенок должен поймать отскочивший мяч. Игру можно усложнить: можно сказать, чтоб ребенок ловил мяч, отскочивший от пола / земли / асфальта или чтобы ребенок не ловил мяч, а перепрыгивал через него.

«Вышибала» Это активная командная игра для детей на природе. Два игрок стоят по краям площадки, остальные дети находятся в центре площадки. Задача ребят в центре площадки увернуться от мяча, который кидают два игрока, стоящие по краям площадки. Тот, в кого попадает мяч, выбывает. Тот, кто дольше всех уворачивается от мяча, побеждает.

Подвижные развлекательные игры для детей на природе

«Догонялки» - одна из самых известных детских игр. Догонялки – это игра, которая подходит и для похода, и для пикника, и для игры в лесу на природе для веселой компании детей. Один водит, остальные убегают. Тот, до кого водящий дотрагивается, сам становится водой.

«Классики» Цветными мелками на асфальте рисуются классики – клеточки с цифрами от 0 до 10 включительно. Ребенок кладет камешек на цифру ноль, прыгает на одной ноге в этот квадратик и пробует передвинуть камешек на следующую, по правилам счета, цифру. Причем это нужно сделать таким образом, чтобы ни нога, ни камешек не попали на линию нарисованных классиков. Побеждает ребенок, который безошибочно пропрыгает все 10 классов.

Игры-соревнования и детские игры на природе для веселой компании детей

«Зайка» Дети встают в рядочек на прочерченной линии, каждый ребенок должен сделать по три прыжка. Тот, кто из детей прыгнет дальше всех за эти три прыжка, выигрывает.

«Цапля - ласточка» Выбирается ведущий. Он придумывает задания, а ребята должны эти задания выполнить. Например, одно из заданий может быть – максимально долго простоять на одной ноге в позе ласточки, или изобразить цаплю.

Весенне - осенние игры

Слякоть, холодный ветер и моросящий дождик не очень-то располагают к прогулкам на свежем воздухе. Несмотря на это с детьми необходимо гулять в любую погоду. Так что даже грязь и мелкий дождик не должны вас пугать. Вот несколько игр, в которые можно поиграть с детьми.

«Птицы в гнездах» На асфальте или на земле необходимо нарисовать круги. Это как будто гнезда. Таких гнезд-кругов должно быть на одно меньше, чем играющих детей. Ведущий говорит: «Все птицы в гнездах», и дети должны встать каждый в свой круг. Когда ведущий говорит: «Птицы вылетают на волю!», дети выбегают из кругов, бегают, играют. Но как только ведущий снова говорит: «Птицы в гнездах!», все должны вернуться в свой круг. Ведущий же тоже занимает какой-нибудь из кругов. Ребенок, оставшийся без круга, становится ведущим.

«Кораблики» Часто папа, отправившись с ребенком гулять, совершенно не представляет, чем же можно с ребенком заняться и во что поиграть. Игра «Кораблики» - самая простая и при этом очень интересная игра как для ребенка, так и для взрослого. Можно сделать кораблик из бумаги при помощи оригами. А можно взять любую щепочку или просто спичку, найти ручеек и запустить импровизированные кораблики.

«Личное дерево» На улице, в лесу, в походе – где угодно всегда можно поговорить с ребенком о том, что окружающий нас мир нужно любить и беречь. Любой ребенок с удовольствием согласится помочь посадить, например, дерево или кустарник. А потом будет навещать свое дерево или куст, наблюдать за тем, как растение растет и с удовольствием говорить своим друзьям, что это его личное дерево.

Зимние игры для детей и родителей

Много разных интересных игр можно придумать для абсолютно любого времени года, но, пожалуй, зима, несмотря на снег и холод, предлагает просто невероятное количество всевозможных увеселений.

«Строим замок» Все мальчишки и девчонки мечтают построить свой собственный замок. Покажите им, как это можно сделать из снега. Например, можно вырыть подснежный ход в сугробе!

«Знаю – не знаю» Даже зимой всегда можно взять с собой на улицу мяч и поиграть в игру «Знаю – не знаю». Конечно, предварительно необходимо рассказать ребенку, что есть птицы зимующие, которые остаются на зиму здесь, а есть птички перелетные – это те, которые на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. А потом, по принципу игры «Съедобное – несъедобное», задаете ребенку вопрос - зимующая или перелетная птица, и кидаете мяч, ловит – зимующая птица, отбил – перелетная.

Как видите, игры с детьми на свежем воздухе – это всегда интересно, познавательно и увлекательно не только для самих детей, но и для взрослых. Играйте с вашими детьми! Ведь самое главное – это то, что вы вместе.

По дороге в парк обсуждайте с малышом все, что увидите. Поговорите о временах года, о том, какие явления природы случаются летом, зимой, весной. Расскажите, что огорчатся из-за плохой погоды не стоит. Пусть осенью идет дождик, зато в парке много красивых опавших листьев, а совсем скоро придет зима, и можно будет кататься на санках и играть в снежки. Порассуждайте вместе о том, какие природные явления украшают времена года: например, лето - бабочки, цветы, солнышко, осень - опавшие листья, зиму - снежные сугробы, а весну - ручейки, в которых можно пускать кораблики.

Инопланетянин

Скажите малышу, что вы сегодня не мама или папа, а герой любимой сказки или приезжий из далеких стран. Вы никогда не были на улице и совсем не знаете, как здесь все устроено. Задавайте малышу заведомо простые и смешные вопросы, просите называть каждый предмет появляющийся у вас на дороге. Пусть он вам расскажет, зачем он нужен, и что с ним делать. Таким способом малыш будет учиться формулировать свои мысли, описывать предметы, ориентироваться в пространстве.

Облака

Вначале выясните у малыша, знает ли он что такое облака, откуда они берутся. Теперь спросите, на что похожа та или иная тучка или их скопление. Понаблюдайте вместе, как облака в небе все время меняют форму, двигаются. Можно придумать целую историю со своими героями. Эта игра замечательно развивает воображение и фантазию.

Листики

Соберите вместе с малышом листья разных деревьев, обязательно называя дерево, от которого берете лист. Задача малыша -- найти дерево в парке, сравнивая собранные листья с теми, которые еще остались на деревьях, и вспомнить, как оно называется. Можно слегка усложнить игру, добавив шишки, орехи, желуди.

Запутывалки

Взрослый и малыш становятся друг против друга. Один из игроков - ведущий. "Мы сегодня дровосеки" -- объявляет взрослый. Он показывает движения и называет их: "Идем в лес, несем топор, рубим дерево, отрубаем сучки, катим бревно, и т.д.". Задача маленького дровосека - точно повторить движение. Когда движения запомнятся, взрослый начинает намеренно запутывать малыша, говорит одно, а показывает совсем другое. Задача ребенка - не сбиться и показать названное движение. Освоившись, малыш тоже может попробовать себя в роли ведущего. Дровосеков можно заменить на рыбаков, садовников, плотников, и т.д. Для этой игры используйте ветки деревьев, игрушечные инструменты. Она станет еще интереснее, если в ней будет участвовать целая компания.

Полезные наблюдения

Кормушка для птиц

Вспомните с малышом, какие птицы живут в вашем городе, чем они питаются. Расскажите ему, что осенью и зимой пернатым бывает трудно найти еду, поэтому можно сделать для них кормушку. Покажите ребенку как ее можно вырезать из молочного пакета. Затем предложите ему вырезать кормушку самостоятельно. Предложите юному натуралисту периодически брать с собой на прогулку хлебные крошки, крупу и пополнять кормушку. Пусть это станет одним из первых уроков, воспитывающих любовь к живой природе. Насыпав корма птицам, посмотрите, кто прилетит в вашу "столовую". Пусть ребенок попробует сам назвать птичек.

Игры на развитие движений

Прогулка на улице для ребенка - прежде всего великолепная возможность вдоволь подвигаться, что в условиях городской квартиры не всегда получается. А ведь движение напрямую связано с развитием интеллекта, речи, пространственных представлений, эмоциональной сферы навыка взаимодействия с окружающими. Обеспечьте малышу максимум естественной двигательной активности. Пусть он бегает, прыгает, ходит по лестницам, бордюрам, стволам деревьев, играет в подвижные игры с другими детьми. Кроме испачканной одежды вы получите колоссальную пользу для его развития.

Кто как ходит?

Взрослый называет известных малышу животных, птиц, предметы. Задача ребенка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: "Зайка" -- малыш должен прыгать вперед, "Мишка" - идти, косолапя и вразвалочку, "самолет" -- бежать с расставленными руками, "Солдат на параде" -- идти, высоко поднимая ноги и чеканя шаг. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.

Помоги зайке!

Возьмите из дома игрушечного зайца. На прогулке вспомните вместе с малышом стихотворение А. Барто "Зайка" (Зайку бросила хозяйка…) и предложите поиграть. Для этого надо научить зайку прыгать. Ребенок берет зайца на руки и встает на бортик песочницы. "Не бойся, зайка, ты больше не будешь мокнуть на скамейке!" А теперь, оттолкнувшись и согнув обе ножки, прыгаем вниз.

Широкая речка

Взрослый кладет две палки параллельно друг другу. Это - берега реки. Нужно перепрыгнуть с одного на другой и "не намокнуть". Сначала пусть малыш прыгает с места. Позднее можно расширить "берега" и предложить ему прыгать с разбегу.

Идем по кочкам

Возьмите с собой на улицу пачку одноразовых бумажных тарелок. Разбросайте их по земле, но так, чтобы малыш смог шагать по ним. Попросите ребенка представить, что земля - это болото, которое надо перейти, чтобы попасть к царевне-лягушке (в ее роли может выступить игрушечная лягушка) или любому другому сказочному персонажу. Идти надо по кочкам-тарелкам, и ни в коем случае не шагнуть в "болото". Малыш будет учиться удерживать равновесие, планировать, как лучше поставить ногу.

Игры с мячом

Возьмите на прогулку мячик средних размеров (18--20 см. в диаметре) и предложите ребенку с ним поиграть в разные игры.

Лови мячик!

Эта игра подходит для самых маленьких, тех, кто только учится удерживать мяч в руках. Встаньте напротив ребенка, назовите его по имени и скажите: "Лови мячик!", затем бросьте малышу. Он должен поймать его и бросить вам. Бросать нужно двумя руками снизу, а ловить, вытягивая руки вперед и хватая мяч кистями, не прижимая его к груди. Можно усложнить игру, бросая мяч в выше или ниже и одновременно предупреждая малыша. Эта игра развивает быстроту реакции и координацию движений.

"Съедобное -- несъедобное"

Можно поиграть в знакомую многим с детства игру - "Съедобное -- несъедобное". Водящий бросает мяч и одновременно называет предмет. Если его можно съесть - ребенок должен поймать мячик, если нет -- ловить мяч не следует. Если в игре принимают участие несколько детей, то расположите их немного подальше от себя. Пусть ребенок, поймавший "съедобный мяч", делает шаг вперед. Кто первым дойдет до водящего, сам становиться водящим.

Веселые соревнования

Если с вами гуляют другие дети, устройте между ними веселые состязания. У кого из малышей лучше получится:

  • бросить мяч о землю так, чтобы он отскочил как можно выше;
  • бросить мяч высоко вверх и поймать двумя руками;
  • покатить мяч вперед и постараться догнать;
  • бросить мяч в цель с разного расстояния правой, а затем левой рукой;
  • бросать мяч друг другу без предупреждения - кто поймает;
  • ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится;
  • положить два камушка на дорожке и попытаться прокатить мяч между ними, постепенно сужая расстояние;

Если вы гуляете вдвоем с малышом, пусть он соревнуется с вами, только не забывайте иногда проигрывать маленькому спортсмену.

Игры в лужах

Лужа - несомненный источник радости для любого малыша, а для мамы - бесконечное огорчение. Не пускать ребенка в лужу бесполезно, он все равно там окажется быстрее, чем его успеют поймать. В подобных случаях дети гораздо проворнее родителей. Сладок, как известно, именно запретный плод. Позволив малышу вдоволь наиграться в лужах на прогулке, можно надеяться, что он не полезет в воду, идя в новых ботинках в гости к бабушке. Игры в осенней воде не так страшны, как кажется большинству родителей. Это нормальное проявление детской познавательной активности, так зачем же лишать ребенка этого удовольствия. Для взрослых, игры с ребенком в лужах - прекрасный повод вспомнить собственное детство и чуть-чуть подурачится. Главное, позаботьтесь о подходящей обуви. Штаны также лучше выбрать непромокаемые. Конечно, новую куртку надевать не стоит, да и запасной комплект перчаток не будет лишним. Лужи желательно находить различной формы и глубины, но недалеко от дома. Долгая дорога обратно домой мокрому ребенку все же нежелательна.

Измеряем лужи

Начнем с периметра. Считайте шаги хором с малышом, идя по границе лужи. Переходите к следующей, изучая ее тем же способом. Взрослый спрашивает, какая лужа больше, а какая меньше, малыш сравнивает. Теперь глубина. Мерить ее лучше все же палкой, в противном случае есть риск зачерпнуть воду сапогами. При безопасной глубине разрешите ребенку ходить по луже, топая ногами и поднимая потоки брызг, но так, чтобы вокруг не было случайных прохожих. Если на прогулке вы встретили приятелей малыша с такими же демократичными мамами, можно устроить соревнования у кого брызг будет больше. Удовольствие всей детской компании и стирка для мамы - гарантированы! Лужи можно просто считать по дороге в парк, наступая и измеряя каждую встречающуюся на пути, а потом вместе с мамой вспоминать, сколько было больших, сколько маленьких, а какая была самая глубокая. Имея велосипед, ребенок не упустит возможности проехаться на нем через все лужи, оставляя потом на асфальте извилистый след, по которому родители смогут догнать свое чадо.

Первые уроки физики

В следующий раз можно освоить не менее увлекательную игру "тонет-не-тонет". Для нее понадобятся пластмассовые игрушки, пластиковые бутылки, которые можно захватить из дома и найденные на улице деревяшки всех калибров, камушки, листочки. В процессе игры малыш познакомится со свойствами предметов и сделает много открытий. Вторым этапом игры будет поиск и доставание морских кладов при помощи палки, - надо же выловить все те формочки и совочки, которые все же затонули.

Кораблики

Найдя в парке ручеек или канавку, обязательно отправьте по нему в плавание кораблик! Его можно сделать на месте из щепки или пластиковой бутылки, но лучше изготовить дома заранее. Для этой цели прекрасно подойдет кусок пенопласта. Не забудьте изготовить парус из пакета или бумаги. Пусть малыш нарисует иллюминаторы и якорь, придумает кораблю название и с вашей помощью напишет его на борту. Спуск на воду желательно произвести торжественно, сказав речь. Если корабль уплыл дальше, чем предполагалось, или вы его потеряли, переключившись на другие игры, ребенок может расстроиться. Придумайте вместе с малышом историю о дальних странствиях и приключениях вашего отважного кораблика, и расставание с ним пройдет значительно легче.

Игры для веселой компании

Хорошо, когда у человека есть друзья. А у маленького человека они должны быть обязательно, ведь существует столько интересных игр для веселой стайки гуляющих малышей!

Солнышко и дождик

Дети стоят в кругу. По сигналу взрослого "Солнышко" все идут гулять, прыгают и бегают. По сигналу "Дождик" взрослый открывает большой зонт и малыши должны быстро забежать под него, чтобы не намокнуть. Место, куда надо бежать все время меняется, если взрослых несколько, зонт они открывают по очереди. Малыши таким способом будут учиться быстро реагировать и станут развивать слуховое внимание.

Волк и гуси

На одной стороне площадки чертится, либо отделяется палкой, линия - это "дом". На другом обозначается круг, - это "волчье логово". Один из взрослых - "волк", другой - "хозяйка гусей", а все малыши - "гуси". "Волк" находится в своем "логове", "гуси" - за линией своего "дома", "хозяйка" - посередине площадки. Хозяйка: "Гуси! Гуси!" Гуси: "Га-га-га!" Хозяйка: "Есть хотите?" Гуси: "Да, да, да!" Хозяйка: "Ну, летите!" "Гуси" "вылетают в поле", на площадку, и бегают, пока их не позовет хозяйка: "Гуси, домой!". Они останавливаются и говорят: "Серый волк под горой, не пускает нас домой!" Хозяйка: "Летите скорее!" "Гуси" летят к себе в "дом", а "волк" в это время выбегает из своего "логова" и старается поймать кого-нибудь из убегающих.

Спящий пес

Один из взрослых объявляется спящей собачкой. Он стоит или сидит на скамейке с закрытыми глазами. Дети находятся за чертой - в "доме". Они тихо подкрадываются к собаке, стараясь ее не разбудить. Второй взрослый говорит: "Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит - Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет?!" Собака "просыпается", начинает "лаять" и пытается поймать одного из малышей. Дети убегают в "дом". Играя в эту игру, малыши учатся слушать и слышать текст, ходить на носочках, быстро реагировать на словесный сигнал.

Цвет

Дети встают в линеечку, а взрослый в нескольких метрах перед ними. Он отворачивается, называет какой-либо цвет, считает до десяти и поворачивается. Пока взрослый считает, малыши находят названный цвет у себя на одежде, обуви и хватаются за него руками. Если цвет есть вокруг, например зеленый - листочки на дереве, красный - полоски на коляске, то можно подбежать и схватится за найденный предмет или показать на него.

Змейка

Дети встают друг за другом, держась за руки. Взрослый в цепочке первый. Он ведет всю "змейку", но не прямо, а делая неожиданные повороты, огибая деревья, и т.д. Задача малышей - остаться в цепочке, не расцепив рук. Веселой вам прогулки!