Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами творчества в старшей группе. Конспекты занятий по развитию связной речи Конспекты логопедических занятий по формированию связной речи

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недо­развитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

· конспекты фронтальных занятий I, II, III перио­дов обучения;

· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению гра­моте»;

· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;

· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлага­ется перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обу­чения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

Составление описательного рассказа с опорой на схему;

Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной карти­не с образцом-рассказом логопеда и без него;

Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с измене­нием главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

Составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевы­ми умениями и навыками для составления переска­зов и самостоятельных монологических высказыва­ний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания
Октябрь
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сиг­налов
Ноябрь
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помо­щью сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Составление описательного рассказа с опо­рой на схему

Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)

недели Темы № зан.
Декабрь
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ лого­педа)
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
Январь
1-2 Каникулы
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Февраль
Пересказ сказки «Две косы»
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыб­ка»
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Все хорошо, что хоро­шо кончается» по сюжетной картине с приду­мыванием предшествующих и последующих событий

III период обучения (март, апрель, май)

недели Темы № зан.
Март
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием пред­шествующих и последующих событий
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
Апрель
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных дейс­твующих лиц и добавлением последующих событий
Составление рассказа «Кто кормит нас вкус­но и полезно» (из коллективного опыта)
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумывани­ем предшествующих событий
Май
Составление рассказа «Человек» по серии картин
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Занятие 1.

Рассказывание по теме «Осень»

Цели:

коррекиионно-образовательная:

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к сезонным изме­нениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка уро­жая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), кор­зина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

О каком времени года говорилось в стихотво­рении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) - желтеют, опа­дают и т.д.

Дождь осенью - моросит, идет и т.д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) - холодный, морося­щий.

Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождли­вая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) - ранней - с разно­цветными листьями, поздней - голые.

5. Физкильтминитка.

6. Чтение письма.

Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет кор­зинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям при­дется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч). Деревья надели... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик... (моросит) и заставля­ет прятаться... (по домам). Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

8. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Занятие 2.


Похожая информация.


Подгрупповые занятия по развитию связной речи про­водятся в первом периоде обучения три раза в неделю, во втором и третьем периодах - два раза в неделю. В первом периоде обучения длительность подгруппового занятия со­ставляет 15 минут, во втором и третьем периоде - 20 ми­нут. Это связано с тем, что четырех-пятилетним детям с ОНР трудно сразу войти в предлагаемый в логопедиче­ской группе ритм занятий, им сложно общаться не только с педагогом, но и друг с другом.

Как уже говорилось выше, у детей данной группы, поми­мо нарушений звукопроизношения, отмечается неумение понять обращенную к ним речь и правильно ответить на во­просы, маленький словарный запас, трудности при состав­лении даже простых предложений, аграмматизм в речи. Из-за ограниченности словарного запаса дети широко поль­зуются в своей речи мимикой и жестами. Фразовая речь де­тей непонятна как окружающим, так и их родственникам.

Также большинство детей отличаются эмоциональной неуравновешенностью, снижением внимания, памяти, ре­чевой активности, быстрой утомляемостью.

Логопед делит группу детей на две-три подгруппы, учи­тывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Основная задача логопеда и воспитателей на начальном этапе обучения - создать благоприятную атмосферу на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт и смогут раскрыть свои творческие, а параллельно и рече­вые возможности. Пока логопед проводит занятия с первой подгруппой, дети другой подгруппы (подгрупп) находятся на занятии воспитателя.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи, помимо пополнения и активизации словарного запаса по каждой лексической теме, логопед учит детей:

Вслушиваться в обращенную к ним речь;

Правильно выполнять простые инструкции;

Отвечать на вопросы по ходу занятия и по содержа­нию прочитанного текста;

Навыкам правильного словообразования и словоиз­менения;



Использовать в речи различные грамматические кон­струкции;

Составлять и распространять простые предложения по следам выполняемых действий, предметным, опорным и сюжетным картинкам;

Объединять простые предложения в короткий рас­сказ;

Составлять линейные пересказы по простым текстам, опорным картинкам;

Составлять пересказы по сериям сюжетных картин;

Составлять рассказы-описания различных предметов с опорой на картинный план.

На подгрупповых занятиях логопед регулярно проводит разнообразные игры на развитие координации движений детей, речевого дыхания и мелкой моторики, а также учит детей работать в группе друг с другом. Проведение специ­альных игр способствует развитию длительного речевого выдоха, точных, четких и синхронных движений пальцев рук, обогащению и активизации словарного запаса детей, а также поддерживает их эмоциональную и речевую ак­тивность.

Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лек­сическим темам фронтальных занятий во втором и третьем периодах обучения.

В зависимости от задачи, которую ставит логопед на подгрупповом занятии по развитию связной речи, все за­нятия условно можно отнести к следующим видам:

Составление и распространение простых предложе­ний по предметным и сюжетным картинкам;

Обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначения­ми и предметным картинкам;

Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;

Составление пересказа текста по опорным картин­кам;

Составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;

Составление рассказа по опорным картинкам;

Составление рассказа по сюжетной картине;

Составление рассказа по схематичному рисуночному плану;

Составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуноч­ный план.

Несмотря на разнообразие проводимых подгрупповых занятий по развитию связной речи по конспектам данного пособия, их структура одинакова. Она включает три базовые части:

I. Оргмомент

Эта часть занятия помогает логопеду настроить детей на занятие, активизировать их внимание. Для этих целей ча­сто используются игры с мягким мячом среднего размера. Помимо развития внимания к обращенной речи, дети при­обретают умение ловить мяч, понимать вопросы логопеда и быстро отвечать на них.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия является самой информативной. Она состоит из нескольких подчастей (от трех до пяти - в за­висимости от вида проводимого занятия).

Можно выделить следующие подчасти:

Введение в тему занятия

Логопед сообщает детям тему занятия и рассказывает о предстоящей работе.

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха ( В первом периоде обучения)

В первом периоде обучения логопеду важно развивать у детей длительный речевой выдох. Упражнения по разви­тию речевого выдоха проводятся на каждом подгрупповом занятии. Логопед следит за тем, чтобы в момент выполне­ния упражнений дети не спешили, не раздували щеки и не поднимали плечи.

Упражнения пальчиковой гимнастики традиционно проводятся с параллельным использованием потешек и не­больших стихотворений. Как правило, упражнения вы­полняются сначала пальцами правой руки, затем - левой руки и двумя руками вместе. Логопед следит за четким, точным и правильным выполнением движений.

3. Пальчиковая гимиастика и кинезиологические* упражнения**

Для развития тонких движений пальцев рук, а также развития координации движений, помимо упражнений пальчиковой гимнастики, во втором и третьем периодах обучения используются кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения помогают развить у детей межполушарное взаимодействие, что способству­ет активизации моторных, речевых и творческих способ­ностей детей. Кинезиологические упражнения на заняти­ях с детьми проводятся с одновременным использованием пальцев обеих рук. Логопед должен следить за четким рит­мом, плавностью и координированностью выполняемых движений.

Все предлагаемые упражнения разучиваются в течение одной недели и периодически повторяются как на логопе­дических занятиях, так и на занятиях воспитателей по за­даниям логопеда.

* Кинезиология - наука к аазвитии умствснных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения по­зволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

** Во втором и третьем периодах обучения.

Составление предложений

В этой подчасти занятия логопед знакомит детей с содер­жанием различных текстов, сюжетными и предметными картинами, а также учит составлять различные модели предложений по следам выполняемых действий, по вопро­сам, по предметным и сюжетным картинкам.

Физкультминутка

Логопед проводит физкультминутку на свое усмотре­ние, особенно в случаях повышенной утомляемости и ис­тощаемое™ внимания у детей подгруппы.

6. Составление различных видов пересказов и рассказов

В этой подчасти занятия логопед стремится активизи­ровать полученные детьми на занятии знания и умения. Предлагает составить самостоятельное связное высказы­вание, пересказ или рассказ, с обязательной опорой на кар­тины, картинные или рисуночные планы.

Большая часть подгрупповых логопедических занятий проводится по индивидуальным альбомам по развитию связной речи. После выполнения заданий логопед благода­рит всех детей за старание и выставляет детям в альбомы оценки.

Если ребенок правильно выполнил все задания, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные - си­ним цветом (оценка «хорошо»).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по развитию связной речи с детьми с ТНР

(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),

а так же имеющих диагноз F-83.

Тема: Домик для зайца.

(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Составил: учитель-логопед Шамина Л.Н.

09.04.14.г.

Мышкин

Цель : Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.

2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.

Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.

Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока,

На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов.

В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом.

В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.

По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.

Ход занятия

    Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.

    Сядь поудобнее, закрой глаза. Слушай внимательно.

Говорим всегда красиво:

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Громко, чётко говорим.

Никуда мы не спешим.

1,2,3,4,5 – глаза можно открывать.

Проснулся? Потянулся. И улыбнулся.

Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.

Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.

3. Артикуляционная гимнастика. Давай и язычок разбудим. («Балаболка», «лошадка», «часики», «качели»).

4.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.

А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.

Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)

А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).

Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.

5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Весна

Весна, весна, приходи!

Весна, весна – погляди!

(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)

Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)

Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)

Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)

Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)

6.Элементы театрализации-драматизации. ( далее на протяжении всего занятия ребёнок в образе Зайца )

А теперь давай поиграем: ты будешь зайчиком, а я лисой (одеть шапочки)

Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.

Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.

7.Развитие мимики и эмоций.

Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.

Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.

Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.

Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.

    Объявление темы занятия.

Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.

Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.

1. Активизация коммуникативной функции речи .

Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

а когда придёт весна,

просыпается от сна.

Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.

МЕДВЕДЬ:

«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.

2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.

Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.

Получи детали от домика. (лего)

На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.

3.Разрезная картинка Белка.

БЕЛКА:

«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с овощами. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.

4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи.

5. Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.

Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.

Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)

Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.

Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.

ЁЖИК

«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»

6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

Слова

Действия

Наш волшебный мудрый ёжик

Не нашёл в лесу дорожек.

Прокатываем по левой руке.

Вертикально.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

По ладошке.

Вертикально.

Только, ёжик, не шали!

Сильно ручки не коли!

Катаем между ладоней.

Вертикально.

Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.

7. Работа в тетради Н. Е. Арбековой (альбом № 1) –стр.5.

По символам угадать и рассказать про фрукты.

Молодец! Получи детали от домика.

Ребёнок достраивает домик.

8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Вот построен новый дом,

Поселился зайка в нем.

Очень зайкин дом большой,

Он и с печкой, и с трубой.

Что мы построили? (Дом).

Кто поселился в доме? (Зайка).

Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).

    Итог.

Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.

Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.

Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».

До свидания, друзья, надо в группу идти.

I период обучения

Занятие 13

Тема: Пересказ рассказа, составленного

По демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышле­ние детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (ро­бот, кукла, пирамидка; луноход, кон­структор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произой­дет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходи­мо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике.

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девоч­кой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отве­чать полно и точно:

Кто вошел в группу?

Что взял Алеша?

Что взяла Катя?

Что строил Алеша?

Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)



3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш­
ню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений
детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по раз­
меру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услы­шат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они виде­ли. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашива­ются трое-пятеро ребят. .... .

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность
детей.

Занятие № 15

Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Цели : Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объе­динять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свой­ствами и качествами, действий с ними. Развивать внима­ние и словесно-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед предлагает детям взять свои

стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчи­ки перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повто­рить за ним по три-четыре определе­ния. Признаки называются к предме­там, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, лег­кая. (При затруднениях подбираются более простые определения и ко­личество их уменьшается.)

1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступ­ление трех «артистов».

Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой - моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.

Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, на­поминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:

Что взял Петя?

Что взял Витя?

Что взяла Лена?

На что Петя выдавил пасту?
- Что намылил Витя?

Что расчесывала Лена?

Чем Лена расчесывала волосы?

(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)

2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно
использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физ­культурной паузе.

3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую - вперед, затем правую руку к плечу, левую - вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться,
но и положительно влияют на развитие их внимания.)

4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети - соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)

причесываться... (расческой) и т.п.

Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочета­ниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.

5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстра­ции объекта.

В качестве объекта, к которому нужно подобрать определе­ния, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помо­щью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5-6 определений. (Мыло - гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)

Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, ве­шать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жес­тами, словами.

6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант
связного, полного рассказа.

Занятие № 17

Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием

Фланелеграфа.

Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуй­ста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, са­дись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.

/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объяс­няет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнасти­ку в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.

2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно.
Вопросы:

Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на
этом этапе не дается.)

1где сидит мама?

Что мама делает?

Где сидит папа?

Что читает папа?

Что делает папа?

Где папа читает газету?

Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)

3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их пол­ным предложением: «Что может делать мама? Что может делать
Наташа? Что может делать Тишка?»

За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездоч­ку или фишку.

4. Для уточнения родственных отношений и развития мыш­ления проводится игра «Кто - кому». Логопед задает вопросы:
«Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для бра­та Алеши? и т.п.

5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить
действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.

6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.

После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за до­бавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

II период обучения

Занятие №8

Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Цели: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих после­довательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, ко­торые вспомнят, какие животные и птицы могут жить в наших кварти­рах. Дети называют собаку, кошку, попугая, рыбок, хомяка, канарейку и т. п.

1. Логопед выставляет перед детьми серию сюжетных карти­нок о девочке, у которой в доме жили кошка и попугай.

Объяснение содержания картинок дается в такой последова­тельности: вот что случилось вначале, вот что потом и вот что в самом конце. Так как, возможно, это первая серия картинок, увиденная некоторыми детьми, логопед дает им время рассмот­реть изображение и предлагает послушать рассказ о девочке Маше, ее кошке и попугайчике:

- Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла в ком­нату - и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит
несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша - хороший, Петруша - хороший!» Подняла Маша
голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»

2. После эмоциональной паузы, завершающей чтение расска­за, логопед проводит традиционный разбор по вопросам:

Кто жил у Маши в доме?

Как звали кота?

Как звали попугая?

Почему попугай вылетел из клетки? (На этом этапе уже можно задавать несложные вопросы, начинающиеся со слова «почему».)

Что увидела Маша, когда вошла в комнату?

Почему Маша решила, что кот съел попугая?

Что лежало рядом с котом?

Откуда взялись перышки? и т. п. (Отрабатываются вари­анты ответов.)

3. С целью развития словесно-логического мышления можно провести игру «Кто лишний?» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями кота, собаки, хомяка, попу­
гая. Просит найти «лишнее» живое существо и объяснить ход своих мыслей. Когда сообща выясняется, что «лишний» - попугай, логопед убирает картинку с его изображением и вновь
предлагает найти «лишнего». При затруднениях детей логопед объясняет, что хомячок очень маленький и поэтому отличается от кошки и собаки.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как попугай взлетел на лампу, как кот прыгнул на попу­гая, как кот умывается лапкой, спит на диване, как попугай
клюет зернышки и т. п.

5. Логопед возвращает внимание детей к картинкам, вновь выразительно, немного другими словами, рассказывает историю о Маше и попугае, просит детей пересказать услышанное.

(Количество детей, занятых в пересказе, определяется време­нем, оставшимся до конца занятия.)

III период обучения

Занятие № 11

Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной

Картинке.

Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сю­жетной картинке. Уточнить и активизировать словарь де­тей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу.

Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шиш­ки, цветы, веточки, листья, орехи й т.п.)».

1 . Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изоб­ражена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке.

После рассматривания картинки логопед рассказывает исто­рию о заботливой девочке, которая помогла собаке:

Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около
разбитой бутылки, а из ее лапы текла кровь. Оля расплела косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы:

Когда это было?

С кем Оля пошла в лес?

Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки.)

Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого гла­гола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.

3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагает­ся выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами.)

4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет?»

Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его воп­рос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)?»

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.

Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рас­сказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».

6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 13

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой - конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словес­но-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к на­зываемым им:


отнимать - давать;

опускать - поднимать;

падать - вставать;

ссориться - мириться;

смеяться - плакать;

кричать - молчать;

открывать - закрывать и т. п.

Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.

1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб.

Логопед задает ребятам вопросы до картинке:

Когда это было?

Куда пошли мальчик и девочка?

Что они собирали?

Почему мальчик заплакал?

Что сделала девочка?

Что сказал ей мальчик?

Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.)
На этом этапе обучения желательно уделить внимание со­ставлению предложений с включением нескольких определений:

Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)

Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, кра­сивые, белые и т. п.)

Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая).

Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внима­ние на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.

2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).

Для развития словесно-логического мышления проводит­ся игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».

При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сы­рым и что только после варки и жаренья?» и т. п.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:

Лена с Витей в лес пошли,

Всю поляну обошли,

К старой елке подошли

И огромный гриб нашли.

После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их
рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»

6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ

Цель:

Обучение детей связной речи по теме: «Домашние животные».

Инсценировка сказки.

Программное содержание:

Коррекционные:

1. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.

2. Развитие речевого дыхания, общей и пальчиковой моторики.

3. Обогащение и активизация глагольного словаря детей.

Образовательные:

1.Уточнение знаний детей о домашних животных и их характерных признаках.

2. Развитие связной речи. Обучение инсценированию сказки.

3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.

Оборудование:

1. Маски животных.

2. Предметные картинки с изображением домашних животных для детей.

3. Игрушка щенок.

4. Кукла Таня.

5. Демонстрационные картинки с изображением домашних животных для логопеда.

6. Массажный мячик.

7. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних животных.

3. Изготовление масок для инсценировки.

4. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

5. Подбор музыкального сопровождения.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Дидактическая игра «Вспомни и назови».

3. Загадки.

4. Физминутка «Кошка».

5. Вводная беседа.

6. Чтение сказки.

7. Вопросы к детям после чтения сказки.

8. Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие».

9. Повторное чтение сказки.

10. Инсценировка сказки.

11. Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент .

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

(Звучит негромкая лирическая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название домашнего животного. Слушайте внимательно.

ЖИРАФ, ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА.

Георгий, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название домашнего животного.)

1. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - уточнять знания детей по теме «Домашние животные».

Каких еще домашних животных вы знаете? (Перечисление.)

(КОРОВА, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КРОЛИК, КОЗА, ОВЦА.)

2. Загадки – упражнять детей в составлении описательных загадок, активизация глагольного словаря детей по теме, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев.

Чтобы вспомнить всех домашних животных, давайте будем загадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки буду не я, а вы друг другу. У каждого из вас на столах лежат картинки с изображением домашнего животного. Один из вас, кого я назову, должен будет взять свою картинку, встать и рассказать нам, что умеет делать животное, изображенное на вашей картинке, а остальные дети должны внимательно слушать и стараться отгадать. Например: это домашнее животное умеет бегать, мяукать, лакать, прыгать, царапаться. Кто это? (Кошка.)

(Один ребенок загадывает загадку, а остальные отгадывают, логопед на правильный ответ выставляет картинку + пальчиковая гимнастика.)

  • Собака + изображение собаки из пальцев: ладонь вытянута влево, все пальцы прямые, кроме указательного пальца – он согнут.
  • Корова + изображение коровы из пальцев: большой палец и мизинчик прямые, остальные пальцы согнуты в кулак.
  • Лошадь + изображение лошади из пальцев: указательный и средний пальцы прямые бегают по столу, остальные собраны в кулак.
  • Свинья + изображение свиньи из пальцев: поочередное соединение большого пальца со всеми пальцами по порядку, образуя круг.
  • Овца + изображение овцы из пальцев: изображение спирали каждым пальцем по очереди.
  • Кролик + изображение кролика из пальцев: ушки над головой двумя руками и одной.
  • Кошка + изображение кошки из пальцев: упражнение «коготки».

3. Физминутка «Кошка» - координация речи с движением, развитие обей моторики.

Осторожно, словно кошка

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

4. Вводная беседа – ввести детей в тему занятия.

- Ребята, давайте вспомним, для чего человек заводит домашних животных? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно сказали. А как вы думаете, какое домашнее животное, по вашему мнению, самое нужное и почему? (Ответы детей.) Каждый из вас высказал свое мнение и все ваши ответы можно считать абсолютно правильными. Но, чтобы узнать точный ответ на этот непростой вопрос, я предлагаю вам послушать небольшую сказку.

5. Чтение сказки.

6 . Вопросы к детям после чтения сказки – уточнить полученные знания детей.

О чем эта сказка? (Ответы детей.) Да, правильно, эта сказка рассказывает нам о споре домашних животных, которые никак не могли решить, какое же домашнее животное самое нужное. Кто приехал к бабушке в деревню? Какое животное Таня увидела первым во дворе? (Собака.) Почему собака считала себя самым нужным домашним животным? Что собака сказала? (Я – самое нужное домашнее животное.) Кто затем вступил в спор? (Кошка.) Кошка тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кто следующий вступил в спор? (Корова.) А почему же корова считала себя самым нужным домашним животным? Кто еще считал себя самым нужным домашним животным? (Коза.) Почему коза считала именно себя самым нужным домашним животным? Кто затем вступил в спор? (Кролик.) Почему он считал себя самым нужным домашним животным? Кто еще вступил в спор? (Овца.) Овца тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кого еще мы не назвали? (Свинья.) А почему же свинья считала себя самым нужным домашним животным? Кто же разрешил спор домашних животных? (Конь.) Что он сказал животным? Как вы думаете, конь прав? Животные с ним согласились?

Понравилась вам эта сказка? А хотите стать главными героями этой сказки и показать небольшой спектакль для наших гостей?

Георгий, у тебя будет роль коня. Кем ты будешь? (Конем.)

Лиза, у тебя будет роль кошки. Кем ты будешь? (Кошкой.)

Маша, у тебя будет роль собаки. Кем ты будешь? (Собакой.)

Максим, у тебя будет роль кролика. Кем ты будешь? (Кроликом.)

Антон, у тебя будет роль овцы. Кем ты будешь? (Овцой.)

Владик, у тебя будет роль козы. Кем ты будешь? (Козой.)

Маша, у тебя будет роль коровы. Кем ты будешь? (Коровой.)

Таня, у тебя будет роль свиньи. Кем ты будешь? (Свиньей.)

7.Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие»: дети стоят с закрытыми глазами, логопед называет домашних животных. Если логопед назвал взрослое домашнее животное – дети встают на носочки, руки вверх. Если логопед назвал детеныша - дети приседают. (Сначала ведущий – логопед, затем один из детей.)

Запомнили, кем вы будете? Я предлагаю каждому из вас взять маску своего героя и снова сесть на места.

8. Повторное чтение сказки.

А сейчас вновь послушайте внимательно сказку и запоминайте слова, которые вы должны будете сказать, как главные герои этой сказки.

(Повторное чтение сказки.)

9. Инсценировка сказки.

- Выготовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу. Я буду сказительницей, а вы не забывайте вовремя вступать.

Уважаемые зрители! Перед вами выступают актеры подготовительной компенсирующей группы «Непоседы», предлагая вашему вниманию «Сказку про домашних животных».

(Инсценирование.)

10 . Итог.

Что интересного вы узнали? Понравилось ли вам выступать в роли актеров? Ответьте на вопрос: кто же самое нужное домашнее животное? Спасибо, нашим гостям за внимание и терпение. Спасибо актерам за замечательный спектакль. Большое всем спасибо. Занятие закончено.

Сказка про домашних животных.

Летом Таня поехала к бабушке в деревню. Однажды утром она выглянула из окна. И вот что она увидела и услышала.

Около будки сидела собака и говорила своему щенку:

Я иду на работу, а ты будь послушным и некуда не уходи от дома.

А какая у тебя работа? – спросил щенок.

Самая важная, - ответила собака. – Я охраняю дом, двор, хозяйку и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы плохие мальчишки не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Ничего подобного, - не согласилась кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока, сливок, творога, сметаны и маслица? Я – самое нужное домашнее животное.

Между прочим, мое молоко и полезнее и жирнее. А еще и шерсть я даю и козий пух, - возмутилась коза. - Я – самое нужное домашнее животное.

Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. - А еще я даю мясо, и из моих шкурок шьют шубы и шапки. Я – самое нужное домашнее животное.

Я тоже даю шкуру и много шерсти, – заблеяла овца. – И мясо у меня жирное и вкусное. Я – самое нужное домашнее животное.

Какое свинство, - послышалось хрюканье из свинарника. – Я даю больше всех и мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел конь.

Ну, что скажешь, что ты самое нужное животное? – спросила кошка.

Нет, я думаю, что все мы нужны людям, мы все приносим пользу. За это люди и держат нас, и кормят, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, а маленький щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.
  2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.