Какой ребенок по характеру. Откуда берётся характер ребёнка

Характер – это проявление эмоциональной реакции в поведении человека в различных отношениях и специфических ситуациях. Характер определённого лица и все его особенности проявления качеств – это следствие воспитания и условий проживания в социальном обществе.

Разумеется, индивидуальная корректировка и различные жизненные обстоятельства влияют на психологию человека, но формирование и развитие высших психических функций и генетических особенностей закладывается и формируется в утробе, поэтому когда человек рождается, практически с первых дней проявляет свои индивидуальные особенности. Любого человека можно охарактеризовать и присвоить ему определенный тип личности.

Также, можно обратить внимание, на проявление характерных типичных признаков разных народов, т.е. существуют общие определения конкретных национальностей. Например, характер русского явно отличается от других национальных менталитетов.

Темперамент русского человека :

  • «Широта и щедрость души», что отсутствует у большинства народов.
  • Терпеливость, стойкость и выносливость.
  • Тяга к справедливости и сострадание.
  • Из отрицательных: лень пессимизм, лицемерие и сквернословие.

Определить русского человека легко по темпераменту, иностранные нации ассоциируют русского человека, как любящего погулять «на широкую ногу», их всегда удивляла щедрость, стойкость и самоотверженность русского народа. Только у русского человека присутствует оригинальное чувство юмора, которое приводит в недоумение заграничных собратьев. Многие иностранные мужчины считают, что русская женщина лучшая спутница для жизни, так как обладает отзывчивостью, человечностью, верностью и состраданием.

Также приличный барьер для иностранцев – это изучение русского языка, он считается самым трудным из-за чрезмерной эмоциональности и двойного смысла одинаковых слов. Качества в людях русского склада, их отношение к другим людям социального окружения в большей степени имеют склонность почитать религиозные традиции. Отношение к христианству, соблюдение религиозных обрядов начинается с истоков образования славянской расы.

8 ПРИЗНАКОВ, ЧТО ВАМ ВРУТ! Как распознать ложь?

Индивидуальные особенности в людях, выявление их признаков показатель истинного лица русского человека, какие качества и способности могут проявиться в нестандартных ситуациях социального общества. Психология русского человека, гибкость ума, необыкновенная выносливость, самоотверженность, любовь к отчизне, проявление сострадания ни раз убеждала противников в своей силе и непоколебимости.

Классификация черт характера

Черты характера
Эмоциональные Волевые Моральные Интеллектуальные
Эмоциональность Настойчивость Честность Любознательность
Жизнерадостность Самостоятельность Отзывчивость Сообразительность
Впечатлительность Неуверенность Доброта Находчивость
Решительность Жестокость Легкомысленность
Смелость Вдумчивость

Психология различной степени проявления характера каждого человека индивидуальна и формируется в течении всей жизни, меняется в зависимости от социальной среды. Существует определённая классификация, к группе которой можно отнести того или иного человека.

Список проявлений в поведении людей и оценка качеств в социальных ситуациях .

  1. Волевые качества – это особенности свойств конкретного лица, которые проявляются в нестандартных ситуациях (выдержка, терпеливость, упрямство, смелость, трусость, мужество, дисциплинированность и т.п.)
  2. Эмоциональные проявления – это продолжительность психических процессов у определённого лица в специфических ситуациях (негативное, позитивное, динамичное, нейтральное, статистическое, нетрадиционное).
  3. Интеллектуальные особенности индивидуального лица, качество мышления человека (широта, глубина, гибкость, критичность, глупость и т.п.)

Список проявлений качеств людей

Отношение к окружающему миру, подразделяется на четыре типа :

  • Я хороший – все хорошие.
  • Я хороший – все плохие.
  • Я плохой – все хорошие.
  • Я плохой – все плохие.
  • Отношение к своей личности (самоуважение, самокритичность, высокомерие, чувство собственного достоинства и т.п.).
  • Отношение к труду (леность, трудолюбие, аккуратность, толерантность, небрежность, пунктуальность, ответственность и т.п.).
  • Отношение в группах социального окружения (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, вежливость, грубость и т.п.).

Типы темперамента человека

Темперамент – это постоянные особенности индивидуального поведения конкретного лица, которые одинаково проявляются в различной деятельности. Бывают четыре типа определениями которых являются:

  1. Сангвиник, отличается повышенной подвижностью, работоспособностью имеет ярко выраженные мимические эмоциональные проявления в выражении лица, отзывчивость, общительность, уравновешенность, оптимизм, весёлый нрав, быстрая утомляемость от напряжённой работы, беззаботность.
  2. Холерик – резкие смены настроения, вспыльчивость, истеричность, быстрая отходчивость, порывистость, вспышки гнева.
  3. Меланхолик – тревожность, пессимизм, ранимость, излишние переживания по любому поводу, сдержанность, самообладание, не доверие к другим.
  4. Флегматик – хладнокровность, низкая активность, благоразумие, создаёт впечатление мудрого человека, всегда доводит дело до конца.

Темпераменты человека. 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Проявления черт характера у мужчин и женщин

Проявление черт характера у мужчин

Одна и та же черта характера у мужчин и женщин, их отношение к действиям проявляется в различных эмоциональных реакциях, вызывая при этом абсолютно разные чувства.

Например, обидчивость женщины проявляется у мужчины в виде гневных вспышек.

  • Женщинам свойственны проявления излишней эмоциональности, чувствительности, понимания и сострадания, практичность они более подвержены к резким сменам настроения. Психология мужчин, отношение к ценностям, основаны на сдержанности и стремлению к власти и лидерству. Каждые периоды эпохи характеризуют наличие определённых качеств у мужчин и женщин.

Проявление черт характера у женщин

  • Так, например качества в современных людях имеют незначительные отличия, всё больше формируются объединения мужских и женских профессий. Сегодня не редко можно встретить прекрасную половину человечества за рулём, а мужчину стилиста парикмахера или кондуктора, что несколько десятков лет назад очень удивило бы их самих.

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.

Отрицательные и положительные черты характера человека

Психология любого человека это беспрерывное формирование качества характера, в зависимости от того какие условия, поэтому ему свойственно проявлять отрицательные черты, они могут меняться в зависимости от того какие условия, в худшую или лучшую сторону.

Также есть и постоянные отрицательные качества, проявляющиеся у индивидуального лица, которые не меняются в течении жизни.

Негативные черты характера не всегда можно расценивать как отрицательные их особенности и качества могут подчеркивать достоинства :

  1. Самоуверенность – довольство собой, может спровоцировать тягу к работоспособности и улучшению производительности, для реализации самоудовлетворения.
  2. Упрямство, провоцирует достижение поставленных перед собой целей.
  3. Эгоистичность – игнорировать других это плохо, но и стараться угодить другим не всегда приносит пользу. Иногда нужно думать о себе, чтобы быть в состоянии помочь другим.
  4. Зависть, некоторых людей может спровоцировать их на желание достичь лучшего результата, чем у других.

Бывают такие черты характера в людях как жестокость, лживость, лицемерие, леность, скупость, грубость, угрюмость и т.п., которые никогда не спровоцируют их на хорошие поступки.

Положительные и отрицательные черты характера их качества в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. Позитивные могут прикрывать негативные черты характера индивидуального лица. Например, люди бывают ленивыми, но добродушными или эгоистичными, но аккуратными и трудолюбивыми, грубыми, но отзывчивыми и щедрыми и т.д.

Список положительных качеств их признаки :

  1. Выносливость и терпеливость.
  2. Благодарность и нравственность.
  3. Инициативность и незаурядность.
  4. Жизнерадостность и одаренность.
  5. Чуткость и оптимизм и др.

Главные черты характера у женщин

Список преобладающих качеств и их отличительные свойства :

Главные черты характера у мужчин

Список преобладающих качеств и их свойства:

4 основных психотипа личности. Как определять и распознавать характер человека?

В соответствии с теорией С. Гринспана определяюся как основные и наиболее распространённые следующие типы поведения, отражающие темперамент и характер ребёнка:

- Застенчивый

- Вспыльчивый

- Избегающий контактов

- Обидчивый

- Неуправляемый


Проведя с нашей помощью анализ поведения Вашего ребенка, Вы сможете разобраться в том, почему, например, он капризен или неуравновешен, какие черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде сверстников. Поняв, какой же он, что им движет и что мешает, Вы одновременно при этом открываете путь к коррекции поведения ребёнка для более эффективного его развития и воспитания, что значительно облегчит жизнь ребёнка и сделает Ваше общение с ним более легким и приятным.

Пока мы остановимся на описании и анализе особенностей двух типов поведения детей - застенчивого ребёнка и вспыльчивого ребёнка.

Застенчивые дети

Для застенчивых детей характерно следующее:

- они ощущают на себе взгляд другого человека;

- чувствительны к еле слышимым или очень высоким звукам;

- не переносят прямых физических контактов с другими людьми и могут на них отреагировать даже шоковым состоянием;

- многолюдье и человеческая суета их очень утомляют;

- они очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению.

Многим педагогам знакомы дети, которые впервые заходят в класс как бы напуганными. Проходит несколько месяцев и ребёнок начинает привыкать к классу: больше двигается, играет, активнее обращается к учителю за помощью. Такому ребёнку значительно легче адаптироваться к новой среде в общении с кем-нибудь один-на-один и, желательно, на «защищённой» территории-в укромном уголке.

Некоторые общие советы для облегчения адаптации застенчивых детей:

1. Родители или педагог должны настроить (мотивировать) окружающих на общение с ребёнком.

2. Важно показать и сказать малышу, что Вы понимаете его и что знаете о его особенностях и предпочтениях, что Вам близок язык его мыслей и общения.

3. Полезно поощрять ребёнка рассказывать о том, как он ощущает новую для него ситуацию, играя сдетьми, рисуя новый вид рисунка или слушая новую музыку.

4. Надо дать ему понять, что не важно как долго он идет к тому, к чему он так стремится. Важно, что он достигает цели и делает успехи!

5. Надо почаще использовать невербальные приёмы общения-улыбки, физические контакты, язык жестов (указывание пальцем или взглядом). При этом необходимо контролировать уровень комфортности у ребёнка и все изменения в настроении для того, чтобы шумовой фон и количество физических контактов не оказывали на него травмирующего влияния.

6. Поощрять его самостоятельную игру с куклами или машинками, но не играть вместо него.

7. Помочь ему придумать или организовать игру с агрессивным мотивом (что очень трудно для таких детей) такую, чтобы волк, например, напал на трёх поросят, а солдаты - на вражеских солдат.

8. Помочь ему с помощью игр и Вашего повседневного общения научиться отстаивать своё мнение и быть настойчивым и даже в меру упрямым.

9. Если Ваш ребёнок испытывает чувство страха, например, перед расставанием с близкими, то нужно использовать такие случаи и попытаться помочь ему справиться со страхом, почувствовать опору и поддержку в лице взрослых, а, главное, уверенность в себе.

10. Поощрять проявления инициативы и способности контролировать ситуацию.

11. Большой ошибкой со стороны родителей или воспитателей было бы «бросить его в воду», чтобы он «выплывал» сам - он может быть испуган и даже подавлен, а также потеряет доверие к своим близким.

12. Не оставлять ребёнка без внимания. Не следует ждать, когда он «созреет» сам. Он же, как страус, предпочтёт зарыться с головой в песок.

Итак, ключом для развития застенчивого и сверхчувствительного ребёнка должны быть располагающее понимание и поддержка со стороны близких, а, также, с учётом его сверхосторожности и фокусирования внимания на деталях, очень постепенная коррекция его поведения.

Вспыльчивые дети

Вспыльчивых детей характеризует:

- Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придётся много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.

- Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребёнка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.

- Ребёнок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения. Он ведёт себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки.

- Ребёнок любит эксперименты. Он «прыгает в воду» первым, а затем смотрит куда прыгнул. Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворён своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.

- Если игра не работает, он захочет её сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнёт. Может отобрать у другого ребёнка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.

- Ребёнок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.

- Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.

Часто родители ребёнка опускают руки, прощают и разрешают ребёнку всё, боясь показаться ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребёнка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чувством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.

Некоторые рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребёнка:

1. Родители должны очень чётко обозначить рамки дозволенного для ребёнка, и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребёнка.

2. Чем старше ребёнок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше - физические ограничения и преграды.

3. Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придётся потом бороться с отрицательными формами поведения ребёнка для коррекции его характера.

4. Родитель должен удерживать ситуации под контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребёнка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.

5. Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь.

6. В возрасте 2,5 года ребёнок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.

7. Частая ошибка, которую допускают родители ребёнка-это его «изоляция» с требованиями «замолчать» и «сидеть тихо». Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом - через речь и идеи.

8. Необходимо сглаживать агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.

9. У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.

Стеснительность, это плохо?

Обычно взрослые считают стеснительность недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут воспринимать это качество в плохом свете. Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники.

Одна женщина рассказала, что в детстве была скромным ребенком, но ее родители никогда не говорили ей, что скромность - недостаток. В результате она выросла осторожной, но уверенно идущей по жизни личностью. А другая женщина пожаловалась, что ее постоянно критиковали за стеснительность. Родители все время пытались ее изменить: "Почему ты не ведешь себя как другие дети?", "Почему ты такая необщительная?" С тех пор она частенько сомневается в себе, и в такие моменты ей мерещится прикрикивающая мать: "Ну, давай! Подойди к ним и начни разговор!"

То, как ребенок воспринимает свою стеснительность, целиком зависит от родителей. Если они относятся к ребенку как личности и принимают его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если родители станут слишком много внимания уделять скромности ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток - две большие разницы. Когда родители думают, что скромность - недостаток, ребенок считает себя неполноценным.

Стеснительность - черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его зажатости не останется и следа. Он начинает стесняться только из-за чрезмерного внимания окружающих.

Обычно дети никогда не страдают от своей скромности, гораздо чаще эта черта раздражает родителей. Они чувствуют себя неловко, когда их ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми.

Родители могут помочь себе и ребенку избегать неловких ситуаций и защитить его от критики посторонних. К примеру, многие скромные дети стесняются говорить "здравствуйте" или отвечать на вопросы взрослых. Пусть родители сделают это за них и сами непринужденно заведут разговор, чтобы отвлечь внимание собеседника от ребенка. Попытка разговорить ребенка приведет к худшему результату, он может совсем замкнуться в себе и замолчать.

В тоже время необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (например, деньги - продавцу). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Преодолеть неловкие ситуации помогают ролевые игры. Поиграйте с ребенком: "Давай представим, что ты встречаешь Джеки в коридоре школы. Как ты с ней поздороваешься?", "Представь, что я тетушка Карен и спрашиваю у тебя: "Как дела в школе?". Практика ролевых игр бывает очень полезной.

Но не стоит ждать от ребенка раскованного поведения в некомфортной для него обстановке.

Если родители ждут гостей, они должны подготовить к этому ребенка. Хорошо, если и к нему придет кто-нибудь из друзей. Или он может помочь приготовить квартиру к приему гостей, а потом уйти в свою комнату. В любом случае, если родители создадут такую ситуацию, когда никто не будет фиксировать внимание на ребенке, всем от этого будет легче.

Родителям всегда интересно знать, как ребенок может преодолеть застенчивость в школе. Если и вас волнует эта проблема, понаблюдайте, как ваш ребенок чувствует себя среди одноклассников. Не нужно в самом начале учебного года говорить учителю о том, что ваш ребенок стеснительный. Учитель может относиться к нему иначе, чем к другим детям, и тем самым обострить проблему. Со временем ребенок начнет увереннее общаться с одноклассниками. Поднимите вопрос о скромности вашего ребенка на родительском собрании. Объясните учителям, что они не должны говорить ему, что стеснительность - недостаток. Кроме того, им не стоит брать на себя ответственность изменить характер ребенка.

Многие учителя любят тихих учеников. Поэтому ваш скромный сын или дочь в конце концов будут вознаграждены за свое примерное поведение, возможно, даже больше, чем вы того желали. К примеру, одна девочка получила поощрительную грамоту за то, что вела себя тихо. Потом во время родительского собрания учительница объявила родителям девочки, что та чересчур стеснительная. На что родители в недоумении ответили: "Но ведь вы сами хвалили ее за то, что она ведет себя тихо!" и попросили учительницу, чтобы та прекратила обращать внимание на скромность девочки и поощряла ее не за поведение, а за успехи в учебе и за участие во внеклассных мероприятиях.

Иногда ваш стеснительный ребенок будет возвращаться из школы расстроенным оттого, что ему трудно участвовать в общих мероприятиях, а дома вдруг станет активным и требовательным. Не ругайтесь на него, ведь ему нужно где-то выплескивать свои эмоции. Если ребенок будет чувствовать себя дома уверенно, он расскажет вам, почему стесняется участвовать во внеклассных мероприятиях. Разумеется, по мере взросления ему будет легче "открывать душу" перед родителями, если те создадут дома атмосферу комфорта.

Иногда вам будет казаться, что ваш ребенок навсегда останется "скромнягой", но на самом деле трудно предсказать заранее, как со временем изменится его характер. Многие дети, очень стеснительные в период начальной школы, потом становятся боевыми. В любом случае, ваша основная обязанность воспринимать стеснительность ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.

Медлительные дети

Расстройство - недостаточно сильное слово, чтобы описать ваши чувства, когда дошкольник целых полчаса ищет свои ботинки, или вашему семилетнему сыну не удается приступить к выполнению домашнего задания, потому что он никак не может отыскать свой карандаш и тетрадь, и, наконец, одиннадцатилетний ребенок заставляет ждать весь школьный автобус, каждое утро, независимо от того, сколько раз вы сказали ему: "Сегодня ты выйдешь из дома вовремя".

И, тем не менее, приступы ярости, мольбы и напоминания не решают эту проблему - приходят к выводу специалисты. Обычно за медленными, похожими на черепашьи, движениями вашего ребенка скрывается какой-то смысл. Догадайтесь, что он хочет сказать, - проблема наполовину решена. Вот некоторые предложения, которыми можно воспользоваться.

Признайте, что такое поведение может быть нормальным. Бесцельное времяпрепровождение является нормальным периодом в развитии ребенка. Так что иногда вам лучше всего успокоиться и принять это как должное. Поведение ребенка, наверное, изменится по мере того, как он повзрослеет. Но даже старшие дети нуждаются в напоминаниях или побудительном мотиве.

* Научите ребенка следить за часами. Дошкольники не совсем считаются со временем, поэтому бессмысленно подгонять их, потому что вам нужно быть где-то вовремя. Как только дети узнают в первом или втором классе, как определять время, становится проще убедить их делать все вовремя. Нужно научить ребенка определять время по часам, затем проверить вместе правильность определения, и после этого он будет лучше понимать, к какому времени вам нужно, чтобы что-то было сделано.

* Прерывайте ребенка лишь в том случае, когда это необходимо. Никто на нашей планете не любит, чтобы его прерывали, и тем не менее, целый день мы прерываем игры детей, чтобы заставить их сделать то, что мы считаем нужным. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, мы ошибочно называем это копанием. Вместо того, чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: "Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать".

* Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Говорите: "Вот хорошо!" - когда ребенок делает что-то быстро. Хвалите ребенка за все, что он делает эффективно и без копания. К тому времени, когда ребенку исполняется девять или десять лет, он понимает значение того. как быть организованным, и тогда вы можете начать хвалить его и за это. Некоторые дети хорошо реагируют, когда вы говорите: "Отлично задумано!".

* Применяйте систему звездочек. Купите цветные звездочки и календарь с большими рамками. Затем используйте эти звездочки как награду за хорошее поведение. Если ваш ребенок регулярно копается со своей домашней работой, объясните ему, например, что отныне за каждый день, когда он делает свою домашнюю работу быстро, на календаре будет ставиться звездочка. Договоритесь, что после того, как наберется определенное количество звездочек, ребенок получит награду.

* Нарисуйте счастливые лица. Для дошкольников, которые еще не умеют читать, нарисуйте или вырежьте картинки заданий, которые нужно выполнить. Затем приклейте "улыбающуюся рожицу" рядом с картинкой, соответствующей выполненной задаче. Позитивный подход действует лучше всего.

* Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий. Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным, считает он. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность. Иными словами, если вы скажете: "Смотри-ка, ты пришел домой вовремя", это всего троечка по шкале внимания (хотя и позитивного). Однако, если вы кричите на ребенка: "Мне надоело, что ты всегда опаздываешь!", - это уже восьмерка по шкале внимания (хотя на этот раз негативного). Вот почему так важно выражать много позитивного внимания.

Может быть, ваш ребенок пытается что-то сказать вам. Если ваш ребенок школьного возраста постоянно копается, может создаться впечатление, что он делает это намеренно, чтобы вызвать у вас раздражение. Не исключено, что именно таким и является намерение ребенка. Вам следует подумать о смысле такого поведения. Может быть, вашему ребенку не нравится какое-то занятие и он пытается как-то оттянуть его? И своим поведением объяснить вам это?

Мы принимаем массу решений за наших детей и в результате они часто чувствуют себя беспомощными. Если происходят частые стычки, где испытывается, чья воля одержит верх - ваша или ребенка - подумайте о том, может ли он принимать решения самостоятельно в других областях жизни. Если он решил. что какое-то конкретное дело ему не по душе, может быть, лучше всего позволить ему отказаться от него, чем принуждать продолжать его выполнение, когда он настойчиво копается.

Пусть это будет ясно. Выясните, может быть, вашему ребенку непонятно, что он должен делать. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него. С более взрослым ребенком вы можете сесть и прямо написать расписание на неделю. Таким образом, как вы сами, так и ребенок, будете точно знать, когда нужно выполнить какое задание.

* Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы делаете такие заявления как: "Ты никогда не бываешь готов вовремя" или "Ты всегда опаздываешь". Такие штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

* Давайте только одно указание за один раз. Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в огромный монолог. Сделайте короткое и ясное заявление, такое как: "Пойди возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше".

Когда может помочь психолог. Обратиться к профессиональному психологу необходимо, если вы натолкнулись на такое: ваш ребенок упрям, сопротивляется и не хочет делать практически ничего, а в семье все кричат и ругаются друг на друга. Профессиональный психолог может предложить лечение, чтобы помочь вернуть семью обратно в нормальное русло. Другая ситуация, требующая помощи психолога, когда ребенок не в состоянии делать то, что вообще-то в его интересах. Такое копание может быть стремлением отложить исполнение задач, которые пугают его или кажутся слишком трудными. Может быть, нагрузка в школе слишком велика, или он беспокоится относительно участия в танцах или спортивном соревновании. Кроме того, если копание носит упорный характер и приведенные советы не помогают, вам следует подумать о том, чтобы показать ребенка педиатру. Если ваш ребенок не идет, когда его зовут, следует убедиться, что у него все в порядке со слухом и что он правильно истолковывает полученную информацию. Не исключена возможность того, что у вашего ребенка имеется нарушение в приеме слов и их расшифровке, или какая-нибудь другая форма нарушения способности к обучению.

* Устанавливайте визуальный контакт. У некоторых детей развивается "иммунитет" на указания, которые издалека выкрикивают родители. Необходимо чтобы сначала вы подозвали ребенка или сами подошли к нему, вместо того, чтобы кричать на весь дом. Затем посмотрите ему прямо в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой.

* Угомонитесь сами. Родителям следует посмотреть на то, какой ритм жизни они выбрали для себя. Вы работаете слишком много? Вы принадлежите к типу "личность "А"? Вы все время спешите? Если дело обстоит именно так, считайте копание своего ребенка знаком того, что вам следует замедлить ритм собственной жизни.

* Обсуждайте намечающиеся события. Спросите своего ребенка школьного возраста: "Какие у тебя планы? Сегодня по телевидению показывают передачу, которую ты любишь, и тебе нужно выполнить домашнее задание. Как ты собираешься справиться со всем этим?". Это помогает ребенку более ответственно относиться к делам, и он будет более заинтересован в том, чтобы побыстрее справиться с заданием, и затем заняться делами, которые ему нравятся.

* Приготовиться... на старт... достаньте секундомер. Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: "Я засеку время", или "Давай посмотрим, как быстро ты справишься". Пользуйтесь при этом секундомером или секундной стрелкой часов. Обязательно похвалите его в случае успеха: "Ого, десять секунд - как быстро!" В крайнем случае используйте время таким образом: "Сейчас я сосчитаю до трех, и ты должен побежать и принести свои ботинки".

Психология тихони

Тише воды, ниже травы, родителям послушного малыша многие завидуют. Еще бы -умница, чуткий, внимательный! А к маме с папой как привязан!

Умиление, однако, частенько сменяется недовольством, особенно, если речь идет о мальчике: с ровесниками не общается, за себя постоять не умеет, как же он будет жить! Конечно, у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Это относится не только к сорванцам, но и к тихоням. У послушных детей есть свои проблемы, решить которые самостоятельно ребенку очень трудно. Как же мы можем помочь малышу?

Не такой, как все

"Все дети как дети - играют, шумят, дерутся, только мой сидит в сторонке и каких-то букашек разглядывает", - возмущается одна из мам на детской площадке. Есть малыши, которые не любят шумных игр, а обществу ровесников предпочитают разглядывание камешков или цветов. И, если вы пытаетесь заставить ребенка играть вместе с остальными, он сопротивляется и плачет.



Как быть родителям?


Предоставьте малышу свободу выбора. Каждый из нас чем-то отличается от других. Это важно понять родителям и объяснить ребенку. Ему необходимо чувствовать свою уникальность и неповторимость. Не менее важно, чтобы это было оценено окружающими. Малыш и сам знает, что он "не такой как все". Но если вы приучите его к мысли, что все люди разные и что именно в его "непохожести" - основа его будущих успехов в жизни, ребенок не создаст себе комплекса неполноценности. Ведь часто бывает, что, даже добившись всего, о чем мечтали, некоторые люди в глубине души так и остаются несчастными и недовольными собой, а причина - детские комплексы.

Не забывайте, что тихони обычно критически относятся к себе. Поэтому, воспитывая ребенка, не "перегните палку", старайтесь меньше обращать внимание на недостатки, но чаще подчеркивать его достоинства.

Не сравнивайте малыша с другими детьми. Пользы от этого никакой, а комплексы приобрести можно.

. Позволяя ребенку исследовать мир, не торопясь, вы даете ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе.

. Малышу необходимо дать время для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых. Но и пользы от таких занятий будет значительно больше.

. Искренняя похвала поможет крохе чувствовать себя уверенно. Фальшивые восторги могут принести только вред.

. Поощряйте стремление ребенка помогать вам по хозяйству. Но при этом давайте только те задания, с которыми он справится сам (разложить за столом ложки или салфетки, выложить на тарелку печенье). Малышу важно чувствовать свою значимость для семьи.

. В совместных делах оставляйте за ним "последнее слово" (нажать кнопку на стиральной машинке, поставить верхушку в игрушечной пирамиде). Ничто так не укрепляет веру в себя, как радость от успехов. Чаще спрашивайте его мнение. Малышу важно знать, что вы относитесь к нему как к равному, это поднимает его авторитет в собственных глазах.

. Старайтесь взглянуть на действия малыша с нескольких точек зрения. Иногда эти рассуждения полезно "озвучить", например: "Меня огорчило, что ты уронил со стола чашку, но, наверное, ты очень спешил, если ее не заметил..." Малыш это обязательно оценит.

О самостоятельности

Не секрет, что тихони обычно сильно привязаны к родителям и не спешат выбираться из-под маминого крылышка. Нам кажется, что малыш еще мало знает и умеет, чтобы быть самостоятельным, и мы стараемся дать ему как можно больше знаний "на все случаи жизни".

Такие дети обычно рано начинают читать и писать, запросто первенствуют в интеллектуальных играх - опыт собственных проб и ошибок, побед и набитых шишек. Поэтому часто бывает так, что умный, внимательный и аккуратный ребенок, попадая в непривычную для него ситуацию, чувствует себя растерянным и беспомощным. А секрет прост - малыш привык четко следовать указаниям взрослых и не умеет проявить самостоятельность.

Родители должны понять, что, приучая ребенка к беспрекословному повиновению, они убивают в нем творческую личность. А ведь во взрослой жизни не будет "готовых рецептов", там придется самому принимать решения в сложных ситуациях. И легче будет тому, кто привык надеяться на себя, кто умеет найти свое, нестандартное решение.

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно, а если малыш просит вас о помощи, сделайте вместе, но не вместо него!

. Малыш тоже имеет право на ошибки - не старайтесь предостеречь его от каждой возможной неудачи.

. Купите малышу развивающие игры - это прекрасный способ научиться решать творческие задачи.

. Больше путешествуйте, ходите в гости, общайтесь с другими семьями. Иногда месяц, проведенный в деревне у бабушки, становится для ребенка настоящей "школой жизни". Цените чувство взаимной привязанности, но не забывайте о том, что ребенку тоже иногда нужно побыть одному. Объясните малышу, что даже когда вы далеко от него, то по-прежнему его любите.

Неспортивные дети

О том, что ребенку необходимо физическое развитие, уже никто не спорит: и мальчику и девочке важно быть сильным и здоровым. Но не стоит ради этой благой цели чуть ли не насильно записывать ребенка в спортивные секции, ведь не все дети приходят в восторг от спортивных игр. И далеко не каждому малышу приятно соревноваться с другими. Некоторые из них с гораздо большим удовольствием будут копаться в песочнице или раскрашивать картинки, чем гонять мяч во дворе.

Если ваш ребенок именно такой, нет смысла ломать его характер. Просто подберите для него такой вид занятий, чтобы он не чувствовал себя "белой вороной" и не только набирался сил, но и получал удовольствие.

Возьмите за правило вместе с ребенком делать по утрам зарядку. Это полезно и малышу, и вам. Так вы не только укрепляете здоровье, но и получаете возможность общаться.

. Берите ребенка с собой за город, в турпоходы. Малышу очень понравится, а заодно он окрепнет физически.

. Эмоциональный фон занятий очень важен. Дайте малышу почувствовать, что не так важен результат, как удовольствие от самих занятий.

. Для того чтобы развиваться физически, не обязательно заниматься спортом. Одни дети с удовольствием будут учиться танцевать, другим больше по душе занятия в фитнесс-клубе, а третьих вполне устроит "обезьянье лазание" по домашнему спорткомплексу. Выбор за вами и вашим ребенком.

Не дай себя в обиду

Большинство родителей беспокоятся о безопасности ребенка. А если малыш небольшого роста, худенький да еще спокойный по характеру, кажется, что его может обидеть каждый. Думая так, мы забываем о главном, что умение постоять за себя зависит в большей степени от поведения, чем от физической силы или огромного роста. Часто маленькие и даже слабенькие на первый взгляд ребятишки "командуют" на детской площадке, а крупные "силачи" им беспрекословно подчиняются.

Чем раньше малыш начнет общаться с другими детьми, тем легче он будет осваиваться в любом детском коллективе.

. Научите ребенка организовывать игры (вспомните, во что вы сами играли, когда были малышами), тогда ему легче будет стать лидером (а кто же обижает лидера?).

. Постарайтесь сделать так, чтобы у вашего ребенка был "слабый товарищ" - собака или кошка, любое игрушечное существо, которого необходимо защищать. Тогда он привыкнет чувствовать себя сильным и не давать в обиду не только себя, но и другого.

. Вместо привычного "уступи" научите малыша искусству компромисса. Например, когда один ребенок у другого отнимает игрушку, предложите поменяться игрушками или играть по очереди.

. Не говорите, что драться - это всегда плохо. Иногда это бывает даже необходимо.

Идем в детский сад

Тихие и послушные дети легко находят общий язык с воспитателями, у них не бывает проблем с соблюдением режима. Но все-таки есть моменты, на которые стоит обратить внимание. Чтобы малыш легче освоился в группе, несколько дней погуляйте на площадке детсада, познакомьтесь с ребятами.

Расскажите крохе, что скоро он станет большим и сможет ходить в сад, как мама и папа ходят на работу. Тогда и расставание с вами не будет восприниматься как трагедия. Забирая малыша из садика, интересуйтесь, как прошел день. Теперь, сделав шаг во взрослый мир, кроха особенно нуждается в вашей поддержке. Сохраняйте в семье теплую обстановку, учитесь вместе радоваться жизни.

Если ребенок слишком активный

В молодой семье родился сын. Желанный, долгожданный. Родители в восторге буквально от каждого движения крохи. В самом деле, он такой подвижный, такой бойкий, - даже пелёнок не терпит, то и дело ухитряется выворачиваться из них и, как ни посмотришь, лежит не как все детки - завернутым, а по-своему - голой попой кверху на ворохе скомканного тряпья, которое только что было так тщательно выглаженным…

Время бежит, и вот уже бойкое дитя покидает пределы кроватки. Тут-то и начинается «веселье». В доме, кажется, не остается ничего, что бы не падало, ломалось, разбивалось, проливалось. Спрятать что-либо становится проблемой, - а ведь сын-то пока ещё «ползунок», передвигается на четвереньках. Дальше - больше.

В три года это уже не ребенок, а «ураган». Удержать его на месте больше нескольких секунд невозможно ничем - ни уговорами, ни «интересом», включая книжки и сказки, ни шлепками и криком - на это он вообще не обращает внимания. Покой в доме теперь возможен только во время детского сна.

Новые игрушки заинтересовывают малыша ровно до того момента, когда оказываются поломанными, а момент этот наступает очень скоро и как-то сам собой. Гулять с ним на улице - очень непросто: не раз уже он убегал, в считанные мгновенья исчезал с глаз, однажды потерялся надолго… В детском саду воспитатели просто не справляются с ним, и естественно, что никто там не получает столько окриков, шлепков и наказаний, сколько их достается вашему сыну. И, главное, он вроде бы все понимает, тут же просит прощения, но через пять минут всё повторяется…

Постепенно родители начинают понимать, что происходящее явно выходит за пределы нормы. Что дело далеко не только в дисциплине и недостатках воспитания. Что их жизнь явно не выдерживает сравнения с жизнью других знакомых семей, где есть дети. И, наконец, приходит осознание того, что надо бы обратиться к специалистам-медикам.

А медики - невропатологи и психологи - без труда ставят диагноз: гипердинамический синдром. Что такое, откуда?! Оказывается, не малыш и не родительское воспитание виноваты, - причина совсем в другом. Точно объяснить эту причину медицина пока не может, но доказано, что связана она с очень маленькими, но очень многочисленными микроорганическими поражениями головного мозга. А возникают они оттого, что плод в утробе матери либо в процессе родов получил маленькую, микроскопическую родовую травму или же просто испытал кислородное голодание.

Подобные травмы чаще всего случаются при слишком стремительных или, наоборот, при затяжных родах, особенно если плод крупный. Согласно статистике, такие нарушения сегодня встречаются у каждого пятого-шестого ребенка. А возникающий на их основе гипердинамический синдром фиксируется примерно у каждого двадцатого ребенка, причем значительно, в 3-4 раза, чаще именно у мальчиков.

Вот так-то. А вы шлепали, наказывали бедного малыша… Вывод однозначен: терпение, терпение и еще раз терпение. И еще - повышенное внимание и ваша собственная грамотность, знание того, что происходит, и того, что же, собственно, вам делать, поскольку здоровье ребенка, в первую очередь психическое, теперь будет полностью зависеть от вашего поведения.

Перечислим основные признаки гипердинамического синдрома.

Это в первую очередь чрезмерно активное, неуправляемое поведение при полном отсутствии внимания. Такие дети чаще других попадают в несчастные случаи, поскольку им не свойственна хоть какая-то осторожность, они всегда бывают злостными нарушителями дисциплины, абсолютно того не желая, «нечаянно». Им недоступны настойчивость, усидчивость, умение хоть что-то доводить до конца. Они расторможены в отношениях со взрослыми, не умеют играть со сверстниками. На уроках такой первоклашка (а их всегда бывает два-три на класс) то сползает под парту, то не может найти ручку или тетрадь, а чаще всего вообще смотрит в окно и уж никак не на учителя. А на перемене, естественно, очередная «куча-мала» с ребенком-«ураганом» в центре...

Гипердинамичные дети не ходят, а бегают, при общении часто срываются на крик, особенно в споре. Ссорятся они часто, впрочем, тут же мирятся. Наказывать их абсолютно бесполезно: они тут же легко дают всевозможные обещания («Больше не буду», «Я не хотел»…) и моментально так же легко их нарушают. Любые «отлучения» и другие формы наказания переносят легко, тут же забывая о них, и вообще никакое уныние им не свойственно. Они очень общительны и контактны, и потому у них много приятелей и знакомых, но с настоящими друзьями - проблема, прочные отношения не складываются.

Так как же вам вести себя с вашим трудным ребенком?

Первое правило, от которого будет зависеть очень многое: оценивая любые, самые ужасные поступки сына, никак не связывайте это с оценкой его личности. Ведь иногда за гипердинамическими особенностями трудно разглядеть подлинные личностные качества ребенка. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель - невнимательного ученика, мешающего остальным, отовсюду на беднягу сыплются окрики и шлепки, - и в результате маленький человек начинает считать, что он хуже всех, что ничего хорошего в нем нет, - а ведь идет становление личности, - ну и какой же она будет?

Нет, всё должно быть не так. Ругайте ребенка за поступок, и только за него. Не говорите, даже в запальчивости: «Ты такой-сякой, нормальные дети так не делают», а говорите: «Ты сделал это плохо, не делай этого больше, я же знаю, что ты всё можешь делать хорошо». Например, так: «Ты опять вбежал в квартиру в грязных ботинках, ты же знаешь, что так нельзя!» Но не так: «Ты вбежал в ботинках, ты неисправимый грязнуля и неряха!»

В самом деле, в характере вашего малыша немало достоинств: незлобивость и отходчивость, общительность и щедрость, легкость на подъем и неистощимый оптимизм. Вот на эти качества и опирайтесь. Не уставайте повторять сыну (и помните сами), что все его проступки - это еще не личность, что в нем есть достоинства, которые помогут ему стать таким, как нужно.

Если кто-то из окружающих ругает вашего ребенка именно за личностные качества, никогда не присоединяйтесь к такой оценке, тем более при ребенке. Ваш сын должен твердо знать, что вы в него верите и надеетесь на перемены к лучшему. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита, вы знаете его подлинные качества, видите в нем личность, по-своему страдающую от не зависящих от него причин. И пока ребенок будет это знать, у него будет сохраняться стремление к самовоспитанию.

Обязательно предоставьте сыну как можно больше возможностей для реализации его физической активности. В доме должна быть хотя бы перекладина-турник с висящими на ней кольцами, лесенкой или канатом. Пусть ваш «ураган» до изнеможения бегает во дворе, пусть будут дворовые футбол, хоккей, горка, а как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию. Какую - сразу определить не получится, ведь малыш быстро ко всему остывает. Вот уж тут будьте настойчивы: не одно, так другое, третье, - но организованные занятия подвижным спортом должны быть непременно. И не забывайте хвалить его по самым незначительным поводам.

Поверхностность - одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Важно знать, что это относится и к эмоциональной сфере. То есть, если не обратить на это внимание, то способность испытывать какое-либо чувство для него останется недоступной. В этом вам тоже предстоит ему помочь. Побольше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.

Бесполезны в вашем случае обычные рекомендации «неустанно и как можно раньше приучать ребенка к усидчивости и внимательности». Напрямую, «в лоб», с вашим ребенком это неосуществимо. Конечно, исподволь, например, с помощью игр, чего-то, можно достичь, но главное - ваше терпение, правильное поведение и время.

Если в пять - семь лет гипердинамический синдром проявляется особенно остро, вплоть до того, что у вас просто опускаются руки и вам самим начинает казаться, что мальчик просто в принципе невоспитуем, то с возрастом, при благоприятных обстоятельствах, ситуация сглаживается, и к 15-16 годам гипердинамичные дети практически ничем не отличаются от сверстников. Их подвижность и повышенная отвлекаемость не будут выходить за пределы нормы. Подвижные занятия - спорт, турпоходы, дискотеки - будут для них, конечно, всегда предпочтительнее «сидячего» времяпровождения, но это уже будут управляемые особенности личности, которые, впрочем, нужно будет учесть при выборе профессии.

И в заключение - самый главный совет родителям гипердинамичных детей (возможно, он покажется неожиданным): не пытайтесь сдерживать в себе свои чувства. Никакого, даже самого олимпийского спокойствия на такого ребенка не хватит. Единственное, чего вы добьетесь, пытаясь годами сдерживать себя, это возникновения у вас самих глубокого невроза, который, как известно, возникает, когда подобные эмоции загоняются вглубь.

Помните: вам абсолютно необходимо сохранять собственное здоровье хотя бы ради вашего трудного чада. Если вы в ярости - скажите или даже крикните об этом, если в отчаянии - пусть ребенок это видит. Только, повторим, не переходите на личность, и если малыш хоть в чем-то порадовал вас, радуйтесь вслух и от души.

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая чертанизкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

Наследственность;
воспитание;
поведение родителей;
окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.

Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.

Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.

Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, этово многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!