Профилактика дислексии и дисграфии в детском саду. А. Н. Корпев Профилактика дислексии и дисграфии. Первичная профилактика дислексии и дисграфии. Прогноз и меры профилактики

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

(по А. Н. Корневу):

1. Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к I школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии:

Её основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга.

Вторичная профилактика дисграфий

1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа:

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма по описанной выше методике.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Т. Б. Чивилёвавидит взаимосвязь между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения.

Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. Основные направления логопедической работы:

- Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора

- Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. В таких случаях следует отрабатывать более четкую (почти утрированную) артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по развитию навыков звукового анализа проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

- Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

Детей учат разным способам образования новых слов, например образованию слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел) с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.). Другой вид словарной работы — подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов. На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

- Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.- Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи.

Для Г. В. Чиркинойхарактерно объединение психолого-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) критериев.

В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода в обучении и воспитании.

На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы.

К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.

Степень выраженности нарушения чтения у детей неодинакова и зависит от природы первичного нарушения, структуры дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением. Все это и определяет основы коррекционного воздействия. Р.Е. Левина отмечала, что в отличие от письма, которое в определенном смысле является процессом воспроизводящим, конструирующим, для акта чтения характерным является узнавание. Такое узнавание имеет место при чтении слов, предложений, иногда целых отрывков, а также при чтении букв и частей слова.

Так, если звуко-буквенный образ слова у ребенка неполноценный, то обнаруживается невозможность узнавания или неготовность к узнаванию звуковых словесных образов, известных ребенку из устного общения в звуко-буквенном их выражении. Отсутствие четкого звуко-буквенного анализа приводит к большим затруднениям в узнавании правильного образа слова. Поскольку нарушения чтения и письма есть вторичное проявление недоразвития устной речи, то в зависимости от структуры дефекта различают 2 уровня (по тяжести нарушения чтения и письма):

I уровень — нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием звуковой стороны речи (ФФН). Если дефект проявляется только в недоразвитии фонематических процессов, то в этом случае нарушения чтения и письма обусловлены только им. Типичными для данного контингента детей являются нарушения чтения и письма.

II уровень — нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием как звуковой стороны речи, так и смысловой (ОНР). В связи с этим у детей с ОНР в письменных работах наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательное учреждение, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за дефектов в речевой деятельности.

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дислексии и дисграфии

(практические приемы)

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Первичная профилактика дислексии и дисграфии заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Охрана здоровья беременных, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода новорожденного;

Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни;

Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии;

Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей;

Индивидуальная помощь детям, сменившим язык обучения.

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. В логопедии: "частичное нарушение расстройства письма, проявляющееся в стойких ошибках на письме" обусловленных недоразвитием высших психических функций". Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Исследователи применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации, как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:

Ошибки на уровне буквы и слова;

Ошибки на уровне слова;

Ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Принципы логопедического воздействия

При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими ОНР, за основу были положены следующие принципы:

1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с ОНР.

2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи, на компоненты:

3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.

4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.

5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.

Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам перед поступлением в школу.

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.

Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»

Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Поиск букв, наложенных друг на друга

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

- Придумываем слова с данным слогом : УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М. Т. С. О - мост; Ы, 3, Б, У - зубы.

Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д. М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. - дуб, дух, душ; Д. М - дым, дом, дам, дум.

Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

Составление предложений по схемам:

Зима. ______ ______. Наступила зима.

Наступила холодная зима.

Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью...

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.

Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра "Назови звуки, которые слышишь"

Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

Игра "Путешествие".

Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра "Отгадай" что я делаю?"

Дети сидят полукругом. Логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком, хлопает в ладоши. (Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).

Игра "Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра "Кто живет у Саши в деревне?"

Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро? Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра "Оркестр"

Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Логопед предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игры "Отгадай, кто сказал слово"

Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их (вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Логопед: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Логопед: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Логопед раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Логопед: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Логопед: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра "Письмо от Незнайки "

Логопед: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. "Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Логопед: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,

Игра "Цепочка слов"

Логопед: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра "Найди парные картинки"

Логопед: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые по своему названию с той, которую я назвала.

сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.

Игра "Назовите лишнее слово"

Логопед: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Логопед: кто запомнил, какие слова были лишними? Логопед выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).

2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. Сом - дом - ком – мак.

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра "Назовите, какой слог лишний"

Логопед: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний?

На - но - на; ка - ко - ка; па - ба - па.

Игра "Телефон"

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Логопед произносит слог на ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку и т.д. Логопед уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА).

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра "Отгадай, какой звук я произнесла?"

Логопед: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Логопед: какой звук вы бы услышали сейчас? (логопед вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Логопед: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].

Игра "Назови звук"

Логопед: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать какие звуки обозначают эти символы? [А У И О] У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И. Дети вместе с логопедом поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса.

Игра "Посмотри и запомни"

Логопед предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Логопед предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].

Игра "Я назову слова, а вы покажите символы"

Логопед: я назову слова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]

2 вариант.

Логопед: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Логопед показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Логопед контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].

Игра "Волшебный кубик"

Логопед показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Логопед предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра "Рулетка"

Логопед предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, логопед учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра "Читаем слова"

Логопед: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (логопед рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Логопед: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Логопед: а второй звук? Дети: [У]. Логопед: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Логопед предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).


Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов

Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: в данной методической разработке представлены дидактические игры и игровые упражнения по профилактике у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов.
Задачи: совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, развивать фонематическое восприятие.

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Выделяются три группы специфических ошибок у детей:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.
В играх «Цепочка слов», «Прицепи вагончик» дети учатся выделять звук из начала и конца слова. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова. Т.о. составляется цепочка.


Умение определять позиции звука в слове формируется в игре «Найди место звука в слове» .


В игре «Что получится?» по картинкам дети выделяют первые звуки и составляют слог. Например: даны картинки, на которых изображены утка, конфета. Составить слог по первым звукам: УК. Что получится, если поменять картинки местами? Слог составляется из последних звуков.


В игре «Расшифруй слово» слова составляются по первым звукам (буквам) других слов. Например: жираф, ананас, Буратино, акула (жаба).


Слова можно составлять по конечным звукам. Например: кенгуру, ананас, часы (усы).
В зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по второму, третьему, по четвертому звуку. Эта работа проводится с использованием картинок, а при более усложненном задании - по памяти.

Игровые упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза.
В игре «Подбери словечко» детям предлагается: определить по звуковой схеме, какое слово предложено или для данного слова выбрать одну из предложенных звуковых схем.


Игровые упражнения на образование нового слова путём замены, прибавления какого-либо звука.
Например: заменить в слове первый звук на какой-либо другой: ложки – рожки.


В слове БЫК заменить звук [Ы] на звук [А] – БАК; в слове КОТ заменить второй звук звуком [И] - КИТ; добавить к слову РОТ звук [К] КРОТ.
В игровых упражнениях для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов дети делят слова на слоги, считают количество слогов.
В игре «Поезд» детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.
В игре «Телеграф» ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).
В играх «Составь слоговую схему слова», «Подбери схему к слову» к словам дети составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам.
Дети знакомятся с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов.


Игровые упражнения на подбор слов на заданный слог в определённой позиции. Например: РО - роза, ров и т.д.


В игре «Собери слово из слогов» дети читают слоги и составляют слова.


Недоразвитие звуко-слогового синтеза приводит к нарушению понимания прочитанного. Ребёнок не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово.
Используются следующие задания:
- Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);
- Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма - ши - на);
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка).
В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово печатают, выкладывают буквами). Например: М, Т, С, О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.


Отгадывание разнообразных ребусов, изографов, чтение слов в обратном порядке, по полубукве.


С целью формирования осмысленного чтения используются следующие игры и задания:
1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
3. Объяснить значение прочитанного слова.


Для уяснения лексического значения слова используются игры «Подбери слово»
1. Подобрать нужное слово к смысловому ряду:
а) по опорным признакам. Например: белое, теплое, парное (что?) (Молоко).
Хищный, серый, злой, клыкастый (кто?) (Волк);
б) на обобщающие понятия:
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - транспорт)
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,..)
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда, лето)
2. Подбор родственных слов в игре «Назови семейку» (Снег – снеговик, снежный, снегурочка, подснежник)
3. Подбор синонимов к существительным в игре «Подбери слова приятели» (добрый, ласковый, нежный).
4. Подбор антонимов к данным словам в игре «Скажи наоборот» (высокий - низкий; день - ночь; строить - ломать; далеко – близко).
В результате использования игр у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс на тему:

« Практическое использование эффективных методов при коррекции дислексии»

Учитель-логопед Морозова О.В.

Практическое использование эффективных методов обучения при коррекции дислексии

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость проведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма с дошкольниками очевидна сегодня для всех.

Система работы по предупреждению нарушений чтения: складывается из нескольких направлений:

– развитие глазодвигательного анализатора;
– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
– развитие слухового восприятия;
– и работа над техникой чтения.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения должна проводиться с детьми 5-7-летнего возраста как с различной речевой патологией, так и без нее.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Итак, нами была поставлена проблемная задача: эффективное обучение чтению, повышение скорости чтения, эффективная коррекция нарушения процесса чтения.

Нами в план работы по профилактике дислексии с младшими школьниками и в план по обучению грамоте дошколят кроме традиционно используемых методик были включены новые методы эффективного обучения С.Г. Зотова . В процессе работы уже были видны реальные сдвиги в чтении у школьников и дошколят. Так как вновь применяемые средства оказывали влияние не только на скорость чтения, но и положительно повлияли на процессы, которые являются базисом: внимание, восприятие, зрительная память, скорость скольжения взгляда по строке, объем зрительной памяти, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Процесс запоминания стал улучшаться, постепенно начал возрастать объем запоминаемого материала, уменьшилось время, за которое ребенок воспроизводит печатный материал. А так же постепенно нормализовывался вектор восприятия (в направлении слева направо). То есть стал осуществляться комплексный подход к проблеме, как и рекомендуется учеными-нейропсихологами .

Применив на практике вышеназванную методику, улучшились результаты:

1. По обучению чтению (у детей, не желающих заниматься чтением, появился интерес, стали более активны, у вялочитающих детей скорость чтения возросла с 12 до 23 слов в минуту).
2.По профилактике дислексии (у школьников, имеющих трудности с чтением, занятия приобрели соревновательный характер, легко справлялись с большими объемами, реально повысилась скорость чтения – с 23 до 64 слов в минуту).

Объединив накопленный опыт, нами выделены основные пути повышения эффективности при обучении чтению и преодолении дислексии:

1) Самое главное – замотивировать ребенка таким образом, чтобы ему самому захотелось улучшить свой результат. С этой целью используются контрольные замеры с указанием времени и построение графика после прохождения очередного этапа. Тогда становятся наглядно видными результаты на каждом этапе.
2) Развитие глазодвигательного анализатора (серия специальных упражнений на слежение, вычленение заданной формы, движение в заданном направлении (слева направо) через упражнения: «Ноты», «Кольца», таблицы Шультэ, лабиринты).
3) Развитие зрительного восприятия через упражнения, направленные на сокращение времени для запоминания образов: «Прятки», «Титры», «Лифт», «Окошечки».
4) Использование слоговых таблиц (слоги и набор букв в виде слов, чтобы избежать «угадывания» знакомых слов).
5) Использование специальных символов-помощников для слитного чтения и изолированного чтения букв (по Калининой ).
6) Постепенное нарастание объема для воспроизведения прочитанного по памяти.

Названные способы использовались в нашей профессиональной деятельности и имели ощутимый результат. В результате целенаправленных упражнений у детей:

– повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие – дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
– увеличивается объем оперативной памяти, а следовательно и запоминаемого материала, пробуждается интерес к процессу чтения, снимается эмоциональное напряжение и тревожность, формируется правильное, осмысленное чтение;
– развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Таким образом, применение на практике эффективных методик ведет к реальному результату: процессы обучения чтению и профилактике нарушений чтения становятся более эффективными и результативными. Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

    Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем);

    Чтение слов наоборот;

    Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з»);

    Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»);

    Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»);

    Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ);

    «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух;

    «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух;

    «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс;

    «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.

    «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух, про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами);

    «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились;

    «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»);

    «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун);

    «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ) или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).

    «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.

    «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторик у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Игры для профилактики дислексии

    Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.

    Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.

    Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

 Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.

 Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.

 Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.

 Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.

 Упражнение «Буксир». Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.

 Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Приложение 1

    «Лабиринт» для упражнений на движение глазодвигательного анализатора без помощи рук.

    Таблицы Шультэ для увеличения скорости движения глазодвигательного анализатора и расширения поля зрения.

Упражнение «Кольца» для увеличения скорости скольжения по строке и внимания.

3.Упражнение «Слоговые таблицы» с символами, помогающими правильно сливать буквы в слово.

    Упражнение для чтения столбиком

А) «Прятки» - Читаемое слово показывается на несколько секунд, затем закрывается весь столбец, ребенок воспроизводит слово по памяти; и так далее с каждым словом в столбце;

Б) «Лифт» - Столбец постепенно сверху вниз закрываются слова, что стимулирует к быстрому прочтению слов до того, как они исчезнут.

А) Без бич баш бра

Вез вид виз вий

Все выю вяз год

Див дик для душ

Жен зги Зея зол

Йоа йог Йом Йорк

Лба лез лет лещ

Лют меж мер мея

НЭП оба ого ода

Пан пар пас пик

Пущ пэр пят рев

Тер ТЭЦ ужи уле

Б) Бокс борт борщ бюст

Гонг диск Ейск зубр

Лувр люфт лязг марш

Нерп порт пост пунш

Факт форт фунт цапф

Акт акр барс болт

Герб горд горн ГОСТ

Зонд зонт корт морж

Пуст путч ринг ромб

Фонд форт цинк шарф

Писк мест лист гимн

Недр Берг пинг понг

Рубль темп тесть Фонд

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ
И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА

Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» - чтению глазами, без внешних речедвижений. Практика показывает, что педагоги предлагая такое чтение учащимся, не всегда учат детей правильно читать молча. Между тем, чтение вслух, которому долгое время уделялось в школе первостепенное значение, это значение постепенно утрачивает. И это не удивительно, ведь чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка.

Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации, так как снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча.

На самом деле, учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать молча можно начинать с первого года обучения (второго полугодия), используя для работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения рекомендуется использовать упражнение «Губы». По указанию учителя читать беззвучно дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Работа проводится на фронтально до тех пор, пока шевеление губами у большей части детей не прекратится. В будущем упражнение может проводиться индивидуально, с отдельными учащимися.

Если педагог сразу попробует добиться от детей быстрого чтения молча, это может вызвать ошибки в усвоении содержания прочитанного. Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над развитием у детей внимания во время чтения, предложите детям задания следующего типа:

1.Прочитайте молча. Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а что – нет. Почему?

ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.

    Прочитайте задание еще раз, вслух называя только слова. Задание выполняется учениками еще раз, а учитель указкой задает детям темп чтения (вслух и молча).

2. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей.

Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.

3. Прочитайте слова молча.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, лиса, рак, медведь, уж, ежик, ерш, лещ, синица, овца, окунь, петух, утка, корова, коза, тюлень, олень, щука, индюк, змея.

    Прочитайте задание еще раз молча, вслух произнося только названия домашних животных.

    Прочитайте слова молча, вслух назовите (посчитайте) только тех, кто живет в воде.


4. Прочитайте молча.

Кузов, кабина, листья, колеса, руль, сиденье, клюв, туловище, нога, крылья, фары, голова, шея, сучок, хвост, ствол, корни, мотор, плоды.

    На сколько групп можно разбить данные слова? Объясните.

    Найдите и прочитайте вслух только слова о машине (деревьях, птицах).

5. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком вы прочитали.

Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает, каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет, мычит.

    О ком вы прочитали?

    Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) и т. д.

На следующем уроке педагог может использовать в работе более сложное задание типа: прочитайте текст молча, найдите в нем ошибки и исправьте их.

«Запутался»

    Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.

Ворона гогочет, воробей поет, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.

Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай» , которое возможно для использования в работе с учащимися первого и второго года обучения.

Упражнение может быть проведено в различных вариантах:

При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.

2.Помогите буквам встретиться (найти себе друзей).
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.

3. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:

¶алва, ¶рава, ¶олодец, уче¶ник, доро¶а, каранда¶, ступ嶶ка, мага綶, желт¶¶ лист, труслиⶶ зබ.

В дальнейшем детям могут предлагаться задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста. Например :


Сережа

Ах, как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?

Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.

«Помогите Чебурашке»

Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.

Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.

Лада

Лада зGболелG. ЧGшка с молGкGм стоялG возGе ее нGGа, она отворачиGGлась. ПозGGли меня.
– Лада, – скGзал я, – наGо поестG.
Она подGяла головG и забиGа хвостоG.
Я погладиG ее. От ласGи жизнь заигралG в ее глазGG.
– Кушай, ЛGда, – повторил я и подвинGG блюдце поблGже.
Она потяGула нGс к молокG и заплакалG.
Значит, через мою лаGку ей силы прибавиGось. Может быть, именно эти несколGкG глоткоG молоGа спаслG ее жизнь?

М. Пришвин

Белка

У непосеGG белки подошGG к концG осеннGG припасG – ореGG, шиGGG, да желуGG. Сидит она на суGG, пушистGG хвостGGG укрылGGG, призадумалGGG...
Вдруг под деревGG что-то чмокнуло. ГлянуGG белGG вниз, а на поляGG, из-под палогG листGG сморчGG показалGG.
БелGG уши навостриGG и скореG к гриGG: как бы кто не опередGG. СхватиGG сморчок острыGG зубGGG и снова на сук забралGGG. Только ест грGG, не торопитGG, как будто хвастаетGG: «СмотрG-ка, дятGG, какой мне подарGG весGG приготовиGG!»

А. Барков

Лягушонок

данном тексте затушевывается или закрывается вся нижняя часть)

Вылезла из-под камня зеленая лягушка. Огляделась по сторонам и обрадовалась: комары-толкунцы в воздухе в воздухе пляшут. Будет чем поживиться!
Довольно квакнула и прыг-скок к озеру. Посидела на берегу, а потом бултых в воду. Нырнула под корягу - и снова наверх. Высунула из тины лупоглазую голову, солнышку улыбнулась и забормотала, запела от удовольствия: «Хороши по весне комарики!»

1.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами.

Сережа

Ах, как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?

«Помогите Чебурашке»

Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной -
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.