Как наладить отношения с одноклассниками: решение проблем. Проблемы в общении. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками

Ваш ребенок учится в школе и для него очень важно найти общий язык с одноклассниками. Если родители замечают, что их ребенок идет в школу без желания, не говорит ни маме, ни папе как проходят его учебные дни, ничего не рассказывает про то, что происходит в классе, то, возможно, он чувствует себя там одиноким. В этом случае взрослым нужно обратиться за помощью к классному руководителю. Он расскажет родителям о том, как ребенок ведет себя в школе, как общается со сверстниками, и тогда станет ясно, не напрасны ли были эти опасения. Если проблема становится очевидной, родители должны задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку. Будет ошибкой, если они решат срочно посетить школу, чтобы разобраться с недружелюбными одноклассниками. Также нельзя обвинять своего ребенка и давить на него. Некоторые родители твердо уверены, что должны перевести ребенка в другой класс или другую школу. Из сложившейся ситуации нужно найти достойный выход и решить, как правильно поступить.

Каких детей больше всего не любят в школе?

В школе дети проводят очень много времени, здесь они не только получают знания, но и общаются со сверстниками и учителями. Отношения в любом, даже дружном коллективе, складываются по-разному: бывают ссоры, недопонимания, конфликты. В классе всегда есть ребята, которых недолюбливают. С такими учениками одноклассники почти не общаются, с ними редко разговаривают и не дружат. Таких детей чаще всего дразнят и обижают. Ребенку очень важно не стать отверженным, а помочь ему в этом должны родители.

Все родители любят своего ребенка таким, какой он есть, и ребенок привыкает к тому, что его любят просто за то, что он есть. В школьной среде встречаются разные ребята и вашему малышу нужно уметь найти с ними общий язык. Неординарная внешность выделяет ребенка из общепринятых стандартов, и он сразу отличается от своих сверстников. Одноклассники могут недружелюбно относиться к детям с нетипичной внешностью, например, лопоухим, излишне полным. Сверстники могут невзлюбить тех детей, которые чем-то сильно отличаются от всех остальных, в этом случае такие дети могут стать изгоями, или им начинают давать разные прозвища. Прозвище может быть и безобидным, но иногда так прилипает к человеку, что его перестают называть по имени. Есть в классе ученики, которые на уроках веселят всех ребят, передразнивают учителя, строят различные гримасы. Над таким поведением ребенка все смеются на уроках, но после занятий такого шутника обходят стороной и дружить с ним никто не станет. Если у ребенка неустойчивая психика, с ним случаются приступы гнева, он начинает кидать книги и тетради, на замечания учителя или неудовлетворительную отметку может выбежать из класса или расплакаться, с ним не захочет общаться никто из ребят. Также одноклассники чаще всего не любят тех, кого называют зубрилами. К таким детям сразу проявляют негативное отношение. Дети, например, хорошо учатся, даже на переменах читают учебники, всегда выполняют домашнюю работу, могут ответить на вопрос учителя, на который никто из ребят в классе ответить не смог. В любом классе всегда есть ребята-подлизы, которые всегда стараются услужить учителю. Особенно плохо, когда такие ученики заискивают перед учителями и доносят на других. В классе подлиз всегда не любят. Если родители слишком опекают своего ребенка, одноклассники могут назвать его маменькиным сынком. Такого ребенка часто унижают и обижают и с ним никто не хочет общаться.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Взрослые должны помочь своему ребенку найти свое место в школьном коллективе. Есть несколько простых правил поведения, которые ребенок должен выполнять, особенно если не знает, как себя вести. Родители должны научить ребенка быть добрым, отзывчивым, искренним, помогать другим, если им нужна помощь. Ребенка никогда не назовут жадным, если он даст однокласснику тетрадь или ручку, когда тот забыл их дома, или угостит конфетой. Людей нужно принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками. Не нужно пытаться переделать других ребят, нельзя осуждать одноклассника, если тот рассеянный или невнимательный. Любой человек - это уникальная личность, поэтому относиться к нему нужно с уважением. Ваш ребенок должен уметь говорить правду. Если одноклассники знают, что кто-то из ребят врет родителям и учителям, они не захотят дружить с таким человеком, так как ему нельзя верить.

Есть дети, которых очень волнует чужое мнение, они становятся зависимыми от этого, таким образом они постепенно отдаляются от коллектива. Неуверенный в себе ребенок непрерывно вынужден контролировать свое поведение и речь. Это мешает ему раскрепоститься и без затруднений контактировать с одноклассниками. Сложность формирования коммуникативных навыков испытывают дети с эмоциональными проблемами, это связанно с особенностями их характера. Существуют задиристые дети, обидчивые, быстро поддающиеся на провокации. Если у ребенка нет опыта общения, одноклассники его могут просто не замечать, он отстраняется от них, так как не знает, как начать и поддержать беседу. Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить ребенка вести себя в обществе. Проблема трудностей общения может также возникать, если ребенок часто пропускает занятия в школе.

Главная роль в процессе становления личности ребенка принадлежит родителям. В семье закладывается фундамент для формирования у ребенка оценки его собственной значимости, умений и возможностей, здесь ему прививают основные жизненные ценности. Особое значение имеет привлечение ребенка к общественной жизни. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок принимал участие в разных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Хорошо, если ребенок занимается рисованием, музыкой, танцами. Общественная деятельность поможет найти единомышленников и друзей. Общение ребенка с одноклассниками должно продолжаться и вне школы, поэтому родители должны постараться создать для этого условия. В свободное от занятий время ребенок сможет наладить отношения с товарищами по классу. Для того чтобы обеспечить ему общение с одноклассниками после уроков, можно устроить праздник, разрешить пригласить сверстников в гости. Также родители могут придумать, как всячески поощрять совместное общение детей. Важно научить своего ребенка быть ответственным за свои слова и поступки. Он должен исправлять ошибки сам, а не просить помощи у мамы с папой. Умение относиться к проблемам с юмором также поможет ребенку наладить отношения в классе.

Родителям важно доверительно беседовать со своим ребенком. Когда ребенок приходит из школы, интересуйтесь не только его оценками, но и тем, что он узнал полезного и нового, с кем общался, есть ли у него друг. Так как обучение в школе является важнейшим этапом в жизни любого ребенка, родители должны внимательнее отнестись ко всему, что с этим связано.

После окончания школы многими овладевало чувство растерянности и одиночества, взрослая жизнь не такая предсказуемая, как беззаботные школьные годы. Расходятся пути с мальчишками и девчонками, с которыми каждый день мы решали учебные и жизненные задачи, веселились и озорничали. Недаром самая крепкая дружба начинается со школьной скамьи.

Поэтому многие с нетерпением ожидают встреч одноклассников. И чем больше срок, прошедший после окончания школы, тем интересней повидать своих товарищей. Но всё же чувство волнения и множество вопросов, связанных с этой встречей, возникают практически у всех. Женщины больше волнуются по поводу одежды на этот вечер и о внешнем виде, а мужчины продумывают свой стиль поведения – ведь теперь это взрослые люди, со своими победами и разочарованиями.

Итак, давайте подготовимся к вечеру выпускников, спустя годы.

Вопросы организации

В первую очередь необходимо правильно спланировать эту встречу. Ниже перечисленные советы помогут подготовить действительно интересный вечер.

Подготовку лучше начать заранее. Первым делом предупреждаем одноклассников о предстоящем событии и согласовываем удобную для большинства дату проведения. Занятие это довольно непростое и, чтобы определить удачный день и отыскать затерявшихся друзей, потребуется около 3-х месяцев.

Во-вторых, привлеките помощников для организации встречи. Поэтому в первую очередь стоит позвонить тем самым активистам и заводилам, которые в школьные годы могли легко и быстро организовать и увлечь людей. Теперь Вы можете разделить весь круг обязанностей на несколько частей.

Следующим этапом будет составление плана проведения встречи. Пущенные на самотёк сценарии вечера довольно редко заканчиваются хорошими воспоминаниями и весёлым времяпровождением, больше вероятности, что будет просто скучно. Нужна программа, которая «расшевелит» всех пришедших. Ведь учтите: несмотря на то, что Вы все хорошо знакомы, Вы не виделись кучу лет и необходимы «толчки» для открытого общения, шуток и весёлых конкурсов. О сценарии поговорим позже, а пока составим план вечера. Выбираем место встречи, от которого будет зависеть и стиль проведения. Вариантов несколько: от столовой родной школы – до двух дней на базе отдыха, в живописном уголке. Можно заказать зал в ресторане или кафе, в которых Вы бывали ещё в учебные годы, это создаст нужную атмосферу.

Здесь коснёмся вопроса детей. Наверняка у большинства приглашённых есть дети, и вариант отдыха на природе может подходить многим. Ведь можно взять детей с собой и организовать для них комплекс весёлых мероприятий на время, пока взрослые будут заняты вкусным фуршетом и общением. Это ещё и прекрасная возможность для последующей «дружбы семьями» – можно передружить детей. Только такие мероприятия должны обсуждаться тщательно: стоит назначить ответственных за досуг детей.

А чтобы «класс» не разбивался на маленькие группы, запланируйте коллективные мероприятия, конкурсы и сценки, в которых могут участвовать все.

Правила поведения

Всем, кому в скором будущем предстоит побывать на встрече одноклассников, будет не лишним продумать стиль своего поведения, для избегания казусов и неловких ситуаций. Помните, что перед Вами уже не те ребята из класса, а взрослые люди, которые повзрослели, как и Вы, впрочем. И поэтому заявления типа «Валька, как ты растолстела, а в школе была такой худышкой», или «а ты Петров таким маленьким и остался» – вряд ли создадут хорошее настроение. Для встречи через много лет тон панибратства не совсем уместен. Продумайте, что можно рассказать о себе, а чего лучше не рассказывать даже после нескольких рюмочек. Идеальный вариант – это поддержание обще кампанейского настроения и добродушного отношения ко всем.

Сценарий вечера

Сценарий встречи будет, прежде всего, зависеть от того, сколько лет пробежало после окончания школы. Если прошло 5-10 лет, то можно выяснить, кто какое образование получил и в какой сфере трудится: сколько имеется врачей, юристов, механиков, экономистов в классе. Можно сформировать команды «по профессиям» и провести конкурсы.

Но допустим, что Вы собираетесь спустя 10 и более лет после выпуска, так что уже даже трудно узнать друг друга в лицо. В этом случае было бы не лишним вручать каждому у входа корону с его именем или наградную медаль с фотографией из выпускного альбома. Первым конкурсом может быть поочерёдные рассказы каждого пришедшего о себе, так сказать, перекличка. И одновременно не нужно будет по десять раз рассказывать, сколько у тебя детей, где работаешь и как живёшь.

Заранее соберите немного информации о каждом присутствующем и подготовьте на классной доске таблицу с самыми знаковыми достижениями каждого. У кого-то это будет смена должностей или рождение нескольких детей.

После можно окунуться в атмосферу воспоминаний. Для этого подберите:

Фото- и видео - презентации с задействованием школьных фотографий. Можно записать такие кадры хроники на ДВД-диск, и после коллективного просмотра подарить одноклассникам на память о юности.

После всех конкурсов и забав не забудьте о танцах – без них не бывает полноценного школьного вечера! Вспомните свои школьные симпатии и почувствуйте себя беззаботными школьниками, стопроцентно верящими в светлое будущее!

​Перейдя в новый класс или в школу, ты стал объектом не только недобрых взглядов, но и насмешек со стороны ребят? Твои одноклассники доброжелательно относятся друг к другу, но только не к тебе? Что делать, если именно против тебя объединился весь класс или несколько человек, которые пользуются там авторитетом?

Перейдя в новый класс или в школу, ты стал объектом не только недобрых взглядов, но и насмешек со стороны ребят? Твои одноклассники доброжелательно относятся друг к другу, но только не к тебе? Что делать, если именно против тебя объединился весь класс или несколько человек, которые пользуются там авторитетом?

Увы, от такого явления, как травля, не застрахован никто. И, к сожалению, в современном обществе оно встречается все чаще и чаще. Но, если в глобальном масштабе с данной проблемой лично ты не в силах справиться, то защитить себя в рамках школы или класса школьнику вполне по силам. Несколько простых советов, с которыми мы предлагаем ознакомиться, помогут тебе найти выход из конфликтной ситуации. И хотя не все способы можно назвать универсальными, многие из них помогут тебе не только выжить в классе, но и завоевать к себе уважение.

Почему это происходит


Для многих необходимость ходить в школу становиться нудной обязанностью. Ведь изучать обязательную школьную программу , по большому счету никому не интересно, даже отличникам. Хорошо учиться их заставляют родители или желание поступить в престижный ВУЗ. Более пяти часов дневного времени, когда ничего интересного не происходит вокруг, приводят к тому, что подростки начинают сами себя развлекать и одним из таких развлечений является травля того, кто неинтересен, непонятен или слишком выделяется из общей массы.

Специалисты уверяют, что вопреки распространенному мнению, подростки издеваются над своими жертвами не для того, чтобы поднять свою самооценку, а чтобы прогнуть скуку. Доводя кого-то до слез и истерик, они начинают чувствовать себя центром событий. Им становится интересно, что будет дальше, и, чем больше это задевает жертву, тем с большим азартом обидчик начинает над ней издеваться. Доведя до слез человека, они чувствуют свою значимость и радуются тому, что могут, как им кажется, кем-то управлять.

Другой причиной насмешек в школе является отсутствие у обидчика жизненных проблем или насыщенной и интересной жизни. Те, кто занят реализацией своих способностей или личной жизнью, не будут тратить на травлю одноклассника свое время и силы – им просто некогда. Те же, кому большую часть времени нечем заняться, не могут придумать ничего интереснее, чем начать смеяться над кем-то в классе. Для них это является источником адреналина, способом прогнать скуку и сделать школьную жизнь более интересной.

Обычно все меняется в старших классах, когда родители начинают нанимать репетиторов или уделять повышенное внимание подготовке своих детей к поступлению в ВУЗы. Тогда у старшеклассников банально не остается времени и сил на травлю своих одноклассников. Забыть о желании обижать других ребят может и сильный интерес вне школы, например, любовь или серьезные отношения. Но иногда напряженные отношения в классе могут сохраняться вплоть до окончания школы. Как правило, это происходит в том случае, если за детей, которые выступают зачинщиками травли, уже заранее все распланировали родители, и они просто убивают время в школе.

Еще одной причиной издевательств в школе над жертвами является отсутствие серьезных проблем и переживаний. Обычно родители стараются оградить своих детей от бед и создают им тепличные условия, в то время как у их жертвы жизнь может быть сложной и проблемной. Не понимая различных проблем и недостатков, с которыми в раннем возрасте сталкиваются другие люди, забияки начинают смеяться и издеваться над теми кто, по их мнению, не достиг того, чего достигли они, считая их неудачниками и занудами.

Но иногда лидер класса, осознавая свое ничтожество и то, что он сам ничего из себя не представляет, выбирает жертву, чтобы показать на ней свою силу и значимость. И, если видит, что жертву это задевает, то начинает еще больше смеяться и издеваться над ней.

Кто чаще всего подвергается насмешкам


Тот, кто кажется странным и непонятным общей массе или чем-то выделяется не в лучшую сторону из толпы. Часто подвергаются насмешкам те, кто страдает сильной полнотой или худобой, носит брекеты или заикается, а также жертвы слишком строгих родителей.

По правде говоря, белой вороной в классе может стать каждая девочка или мальчик, если он нарушает правила класса. Поэтому от этой печальной роли не застрахован никто. И здесь очень многое зависит от той системы ценностей, которая формируется педагогами в той или иной школе или классе. Если педагогический коллектив в школе состоит из настоящих профессионалов, то, школьники дружелюбно настроены даже к тем, у кого есть странности во внешности и поведении. Ну а при чисто формальном подходе педагогов к своей работе, дети в классах не прощают своим одноклассникам даже самых простых ошибок, которые может допустить каждый.

Нередко причиной издевательств становиться зависть. Особенно если ты явно превосходишь в чем-то остальных.

Как же не стать белой вороной в классе? Существует несколько общих правил, которые помогут тебе этого избежать.

Простые правила, как не стать жертвой в классе

1. Уверенность в себе и принятие своих недостатков и особенностей

Хорошо известно, что обидчик старается ударить туда, куда больнее. Ему это дает уверенность в себе, эмоциональную разрядку и чувство превосходства, а также возможность и дальше издеваться над жертвой. Забияки чувствуют комплексы и переживания жертвы и точно знают, куда надавить. Поэтому тебе нужно принять свои недостатки хотя бы для видимости, даже если ты в глубине души мечтаешь от них избавиться. Помни, что успешность в учебе и жизни не всегда зависит от того, толстый ты или худой, красивый или нет. Главное, что ты не стараешься быть кем-то другим и играть роль, которой не соответствуешь.

2. В самом начале постарайся не выделяться из общей массы

Ты еще не знаешь, что цениться в классе, в который ты собираешься перейти. Бывает, что девушка, которая одевается ярко и красиво, в одном классе может стать лидером, в другом – объектом зависти, насмешек и даже открытых издевательств. Поэтому скромные джинсы и свитер, сдержанные платья и юбки, неброский макияж и маникюр – то, что поможет тебе не только не стать объектом насмешек, но и присмотреться к своему классу, чтобы понять, как там принято одеваться и вести себя.

3. Не реагируй на колкости и насмешки, если они, конечно же, не заходят слишком далеко

Случается, что обидчик специально провоцирует потенциальную жертву для того, чтобы вызвать скандал. Твоя реакция может вызвать у него чувство удовлетворения («я все-таки вывел ее/его из себя, посмотрим, что будет дальше») или втянуть тебя в игру, которая может привести к плохому для тебя результату. Например, обидчик может оказаться сыном директора школы , которому все сходит с рук и любой твой отпор может обернуться против тебя. Поэтому колкости стоит в самом начале игнорировать, если только они не могут послужить поводом для дальнейших насмешек.

4. Постарайся показать свои достоинства и относиться доброжелательно к тем, кто тебя не обижает

Демонстрируя доброжелательность и проявляя свои достоинства ты быстрее найдешь общий язык с классом, приобретешь новых друзей и заручишься их поддержкой. И при возникновении конфликтных ситуаций тебе проще будет дать отпор обидчикам. Класс сам поставит их на место. В этой ситуации, главное - не врать, не доносить учителям и родителям на всех и относиться доброжелательно к тем, кто тебя не обижает.

5. Купируй конфликтные ситуации "по-взрослому"

Если кто-то начинает тебя задевать и обижать, остановить его можно взглядом взрослого и уверенного в себе человека. Обидчик должен сам почувствовать, что ведет себя глупо. Ведь не будет же он так себя вести при авторитетном для него человеке, взрослом и умном?

6. Главное, спокойствие, уверенность в себе и сообразительность

Бывает, что ты помимо своей воли с первых же дней чем-то выделился из класса. Например, ты красивая девушка, одеваешься исключительно в брендовую одежду или претендуешь на золотую медаль. Уже определившийся лидер класса не может тебя в чем-то превзойти, поэтому начинает унижать тебя, стараться снизить твою самооценку и настроить против тебя одноклассников.

Если такое произошло, нужно постараться поставить его на место. Помни, его злость и недоброжелательность – комплимент тебе, а не ему. Поэтому нужно меткой фразой поставить его на место, например, усомниться в его психической полноценности, намекнуть на зависть при всех и т. д. Увидев, что его разоблачили, он не будет больше над тобой смеяться, и ты сможешь спокойно учиться.

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 20 031 раз(a).

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

  • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
  • неопрятная или нестандартная внешность;
  • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
  • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
  • отсутствие навыков общения;
  • неблагополучная семья;
  • чувство превосходства над другими одноклассниками.

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», - спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

  • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
  • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
  • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
  • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
  • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

Что делать в таких случаях

Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника - проверено, действует!

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи . Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей - предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

Второй навык - умение говорить «нет» . Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.