Что делать с детской агрессией. Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность? Признаки агрессии у детей

Здравствуйте, дорогие родители! Детишки в возрасте около трех лет часто ставят в тупик даже опытных родителей. Милой создание вдруг изменилось до неузнаваемости? Перестали действовать обычные просьбы, а указания вызывают вспышки злости, ярости и громкие крики. Это случается во многих семьях, но если знать, что делать, то все проходит без следа и уж точно более мирно и гладко.

Вы же не начинаете раздражаться на ровном месте, всему есть какие-то причины, иногда не всегда очевидные. Так и у детишек. Они еще не умеют все объяснить и правильно сформулировать. Отсюда и вспышки: у кого-то упрямства, у кого-то сразу включается агрессивное поведение. А агрессия у ребенка 3 лет выглядит, как нечто чрезвычайное.

Кажется, еще вчера ребенок был тихим и послушным ангелом, а теперь вдруг стал грубить, обзываться и драться со сверстниками. Бывает и того хуже – с раннего возраста малыш отличался своенравием, теперь же он становится все старше, и его удары и укусы уже становятся совсем не безобидными. Так что же делать, если малыш кричит, ругается, замахивается и дерется?

Причины проявления детской агрессии

  • Формирование характера не происходит сразу. Поэтому, когда начинаются проблемы не нужно паниковать. Стоит понять своего карапуза и выяснить для себя истинные причины его изменившегося поведения.
  • Понимание поможет контролировать создавшуюся ситуацию и сделать все, чтобы такое поведение не закрепилось и не стало частью проявлений личности на долгие годы.
  • Одной из возможных причин является собственный темперамент ребенка и особенности его нервной системы. Одни люди терпеливы, другим нужно реализовать все и сразу. Дети здесь не исключение. Только терпения у них еще меньше, чем у взрослого.
  • Неверное воспитание и ошибки родителей. Иногда наше умиление и поощрение малыша приводит к закреплению нежелательных реакций. У меня в группе детского сада была девочка Настя трех с половиной лет. Нормальный, вполне адекватный ребенок. Если вечером за ней приходила мама, то все было нормально. При папе же она мгновенно превращалась в маленькую капризную женщину, которая может требовать все, что угодно. Ну и кто в этом виноват?
  • Страхи, стрессы, которые приводят к неуверенности в себе, тоже провоцируют не всегда зажатость со стороны детей.
  • Копирование поведения окружающих. Здесь не всегда причина в родителях. Стоит обратить внимание на все окружение малыша: бабушки-дедушки, детский сад или няни на дому. Иногда даже соседи на улице.
  • Телевизионные программы и постоянные компьютерные игры тоже вносят свой вклад. Так, что лучше тщательно контролировать, что происходит в помещении, где находится ребенок. «Он не смотрит» — здесь не аргумент. Он все равно слышит, иногда и видит, а значит и реагирует.
  • И конечно возросшие желания самого малыша, и неумение добиться их реализации быстро и самостоятельно.

Не стоит насмехаться и подшучивать над проявлениями приступов злости малыша. Кстати у детей этого возраста еще не развито чувство юмора, подобное поведение взрослых вызовет еще более сильную ответную реакцию. Юмору нужно учить весело и в хорошем настроении.

Как выражается детский негатив

Часто вспышки злости возникает как защитная реакция, неумение справиться с ситуацией. Помните общеизвестный тост: «Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями?» Так у детей это противоречие еще сильнее.

Виды проявления агрессивного поведения

Психологи советуют родителям не доводить ситуацию до крайности. Не стоит ждать, когда раздражение перерастет и начнет выплескиваться агрессией. Никто лучше вас не знает вашего сына или дочь. Зная, как ваш сын или дочь реагирует на конкретную ситуацию, вы можете своевременно вмешаться и направить настроение ребенка в правильное русло. Зная проявления злости легче проанализировать и взять под контроль ситуацию.

Приступы агрессии выражающиеся физически. Это выражается в непосредственном нападении на ровесника или взрослого с целью причинить боль или что-то разрушить. Здесь же могут использоваться угрозы и неприличные жесты, которые свойственны или более старшему возрасту или используются в окружении ребенка и копируются им в определенных ситуациях. Часто это бывает очень «к месту».

Бывает реакция, которая выражается вербально, то есть в виде ругани и угроз. Часто это вызывается чувством страха, болью, насмешками.

Направленная агрессия всегда направлена к другим детям или взрослым. Проявляется она в виде злых насмешек, сплетен, злых шуток. И хоть проявляется она в более позднем возрасте, ее формирование начинается уже в возрасте 3-4 лет и мотив этой агрессии формируется постепенно, потом выражаясь, как своеобразная месть.

Недовольство чужим поведением приводит к ненаправленной враждебности. Это недовольство отсутствием чего-то материального: игрушки, сладости или неисполнения обещания.

Иногда случается недовольство самим собой — так называемая — аутоагрессия. Чаще это характерно для подростков, но очень редко случается и у маленьких деток. Видела я даже такие случаи в 4-5 лет у мальчика из очень хорошей семьи, где родители много занимались и посвящали свое время своим ребятам. Повышенная требовательность самого мальчишки к себе умело перенаправлялась родителями в русло достижений и радости своим успехам.

Как родителям избежать ошибок

Прежде всего, родителям не стоит паниковать и понимать, что сама по себе агрессия – явление вполне нормальное. Ведь для постоянной борьбы с трудностями, отстаивания своего «места под солнцем», защиты себя и своих близких определенная настороженная реакция просто необходима! И такого рода агрессия в обществе является не только социально приемлемой, но и поощряемой! Главное, чтобы дошкольник умел контролировать свои проявления, а пока он этого не умеет, то научить его этому — .

Противоположностью является агрессия, которая приводит к конфликтам и служит причиной ухудшения отношений с родными и окружающими. Именно с такой враждебностью и необходимо… нет, не бороться – а помочь ребенку понять как справиться с ней, перевести в форму, которая приводит к достижениям и поможет найти свое место в любом коллективе.

  • Прежде всего, нужно научить ребенка различным способам «разрядки». Ведь накопившееся раздражение все равно найдет выход – но это может быть драка с ровесником, а может быть игра в футбол.

Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.

Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.

Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».

  • Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.

Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».

Трудности «маски приличия»

Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.

И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».

И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.

  • Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?

Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?

Спокойная атмосфера дома

Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.

Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

Уже в 6-7 лет дети вполне могут осознанно контролировать свои поступки и вызывать улыбку гордости у своих родителей. Побольше внимания и любви, тогда дети не доставят особых хлопот. Помните старую пословицу: воспитывать человека нужно, пока он поперек лавки лежит, потом будет поздно.

А как вы справлялись с негативными проявлениями вашего чада? Иногда они способны вывести из себя кого угодно. Поделитесь своим опытом в комментариях. Буду рада вашему отклику!

С уважением, Мария Якушева

Детская агрессия - явление вполне закономерное и естественное. Американский психолог Паренс считает, что принципиально невраждебная форма поведения обнаруживается уже со второго месяца жизни ребёнка. Ребёнок ведёт себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать свой опыт. Такой тип агрессии является важной мотивировкой для самоутверждения и побуждает к необходимой конкуренции в мире, что изначально не является деструктивным.

Годовалый малыш может в сердцах ударить по ложке каши, которую ему не хочется есть. А полуторагодовалый - шлёпнуть по лицу мать, если та настаивает на прогулке, а малыш увлечённо возится на ковре с машинкой. И в данном случае надо уметь уже изначально правильно отреагировать на первые вспышки агрессии, гнева и насилия со стороны ребёнка. Если во время не пресечь попытки деструктивной агрессии, то практически в 100 % случаев родители этим создают дополнительные проблемы, как себе, так и ребёнку.

Часто родителям кажется, что учить сдерживать эмоции трехлетнего карапуза бессмысленно. Это - более чем странная позиция, так как основы поведения в обществе должны закладываться изначально, а не спускаться с неба накануне школы. Недаром на Руси говорили, что «учить надо, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль вытянулся - уже поздно».

Дети-агрессоры, как правило, оказываются изгоями в детском саду, а потом - и в младших классах. В поисках общения они либо начинают навязывать дружбы силой (а такие взаимоотношения изначально непрочны, так как основаны на страхе) или же объединяются с детьми с аналогичным темпераментом и эмоциональным миром, что приводит к асоциальному поведению. Ведь для того, чтобы иметь авторитет в такой компании, нужно постоянно доказывать, что ты - сильнее и безрассуднее остальных.

Непонятно почему многих мамочек умиляет, когда двухлетний малыш в попытке самоутверждения лупит маму кулачками по рукам и ногам. Они считают, что с возрастом такое поведение само собой нейтрализуется. Но само собой никогда ничего не происходит. Усвоив в детстве опыт, что маму можно бить, ребёнок переносит эту модель на девочек-одноклассниц, на подругу, позже - на жену и детей.

Причины детской агрессивности условно можно подразделить на несколько групп:

- причиной выступает модель деструктивного поведения родителей.
- причиной выступает стрессовая ситуация
- причиной выступает неправильная реакция родителей на проявления деструктивной агрессии или неправильное отношения родителей к ребёнку.
- причиной выступает психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики.
Итак, если вы решили бороться с агрессией ребёнка, обратите, прежде всего, внимание на собственное поведение и поведение домочадцев. Ведь первая причина агрессии у детей лежит в природе социализации, когда ребёнок копирует поведение взрослых. Агрессивность в данном случае - это не свойство психики ребёнка, а перенятая у взрослых модель поведения. Как лично вы справляетесь с собственной агрессией? Как ребёнок узнаёт, что вы разозлились или расстроились? Если он часто наблюдает, как мама проявляет своё отношение к чему-либо, хлопая дверью или бросая в стену тапочки - то он будет считать агрессивную модель поведения нормой. Если папа бьёт маму, а мама считает само собой разумеющимся за любой проступок шлёпать ребёнка - то вам нужно сначала научиться справляться с собственной агрессией, нормализовать обстановку в семье.

Дайте ребёнку понять, что все имеют право на плохие эмоции, но для выражения злости нельзя бросаться на человека с кулаками. Научите ребёнка проявлять своё недовольство словами. Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен и зол. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение. Если часто повторять такое упражнение, то постепенно для ребёнка станет нормой словесное выражение отрицательных эмоций.

Часто родители говорят: он не понимает слова, а всыпишь, как следует, становится как шёлковый. Странно, что в 21 веке приходится пояснять взрослым образованным людям, что физическое наказание порочно по своей природе. Давайте признаемся, что шлёпают ребёнка не для воспитательных целей, а потому что взрослый умный человек не смог справиться с всплеском эмоций. Разве мало способов ненасильственного решения проблем? Метод конкуренции, переключения внимания, метод естественных последствий, лишения его каких-то привилегий (прогулки, просмотра мультфильма), метод тайм-аута или «стула наказания», метод традиционного общения и пояснения, в конце концов. Если же вы чаще всего в ответ на непослушание шлёпаете ребёнка, то этим вы подписываетесь с том, что не смогли найти слов, чтобы объяснить ребёнку, как надо правильно поступать.

История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.

Не стоит утрировать, что от малейшего физического наказания у ребёнка нарушится психика, это не так. Нет ничего особенного, если раз в два месяца вы не смогли сдержаться и легко шлёпнули по попе ребёнка. Страшно, когда битьё становится нормой воспитания. Так закрепляется, что сильный имеет право лупить слабого.

Научитесь сами выражать свои эмоции не пинками и шлепками. Научитесь сами вслух говорить: «я недовольна твоим поведением, ты очень меня разозлил непослушанием, я просто вне себя от гнева. Поэтому, скорее всего, мне не захочется вечером читать тебе сказку». Кстати, отмечено, что для агрессивных людей выразить своё отношение в словах очень сложно, особенно в разговоре с детьми.

Но часто родители не видят, что показывают детям модель агрессивного поведения. Мол, мы же не бьём ребёнка, не бьём друг друга. Почему это, наше поведение считается агрессивным? Понятие агрессии гораздо шире, чем представляется изначально. Вот, например, бегает по улице с палкой двухлетний малыш - он гоняет голубей, а бабушка благосклонно смотрит на это. Почему? Потому что все равно не догонит? А если в следующий раз ребёнок так побежит на бабушку?

Если на этапе раннего развития, до 2-2,5 лет агрессивное поведение детей не пресечь и не переключить внимание к иным способам проявления своей уникальности, то агрессивная модель переходит в область осознанной реакции. Это и есть третья причина детской агрессивности.

Родители могут «запустить» механизм агрессивности ребёнка, постоянно принижая его. Если ребёнок подвергается в семье систематическим унижениям, то в стремлении к преодолению чувства собственной неполноценности, он рано или поздно попытается любыми путями доказать взрослым, что достоин иного. Через агрессию прольётся желание продемонстрировать, что его положение с системе социерархии выше, что он достоин иного отношения, большей степени доверия либо самостоятельности. Агрессия подобного рода похожа на извержение вулкана: она тихо клокочет в глубине детской души, а потом от какого-то небольшого толчка лавинообразно прорывается. Такая агрессия свойственна детям, которые долгое время пребывали в авторитарном обществе, где их мнение не учитывалось.

Бывает, что в семье ребёнка нет агрессивных родственников, но малыш при этом становится настоящим деспотом. Наиболее частая причина такой «непонятной» агрессии - это «грозовая» атмосфера в доме. Например, когда родители находятся в ссоре и практически не общаются. Или когда в гости приезжает свекровь, у которой натянутые отношения с мамой ребёнка. Хотя очевидного проявления негативных эмоций в семье нет, дети, как радары, чувствуют напряжённость между родственниками и разряжают её собственным деструктивным поведением.

Стрессовая ситуация часто провоцирует агрессию детей. Например, причиной агрессии может послужить резкая разница в воспитательных мерах. Так после воскресных посещений бабушки и дедушки трёхлетняя Алиса всегда становилась капризной и раздражительной. Причиной этого была, как ни странно, большая любовь бабушки и дедушки. Родители воспитывали дочку более строго, а у деда и бабы девочке позволялось то, что было категорически нельзя дома: она смотрела часами мультики, ела много шоколада, ложилась спать, когда хотела, получала бесконечные подарки и т.д. Дома девочка начинала неделю с того, что перестраивалась с вольготного житья у бабушки. А недовольство выражалось в виде вспышек агрессии.

У большого количества детей вспышки агрессии совпадают с началом посещения детского сада или школы. Мама первоклассника Дениса жалуется:

Он у нас был всегда милым домашним мальчиком, не скандалил, никаких проблем не было. В садик не ходили, нам были не нужны эти инфекции и уравниловка. А вот пошли в школу - как подменили! Учительница жалуется: скандалит, постоянно противоречит, не слушает, на переменах дерётся. А недавно сильно побил из-за какого-то пустяка одноклассницу, которая на голову его ниже!

В домашней обстановке ребёнок - царь и Бог, ему могут пойти на уступки и пожалеть. В школе ребёнок перестаёт быть центром маленького мирка. И это задевает, особенно если преуспеть в знаниях не удаётся. Если не удаётся достичь уважения умственными достижениями, то остаётся только один способ самоутверждения: с помощью кулаков заставить с собой считаться.

Здесь агрессия используется как механизм самозащиты, когда ребёнок видит реальную угрозу в свой адрес. Отметим, что такая реакция свойственна для неуверенных детей с несколько заниженной самооценкой, так как для них агрессия подменяет собой смелость. Как правило, через повышенную форму агрессии выражаются дети, недополучившие в раннем детстве материнской ласки или не чувствующие за своей спиной реальную помощь со стороны взрослых.

Психологи настоятельно рекомендуют, даже если есть возможность не водить ребёнка в детский сад, обязательно отдать его туда хотя бы полгода до школы. Опыт социализации должен быть приобретён ещё до школы, причём посещения спортивной секции или двухчасовых занятий в развивающем клубе - недостаточно. Нужны полноценные игры в среде сверстников под присмотром взрослых, тогда у ребёнка есть возможность приобрести опыт выяснения отношений в различных комбинациях.

Часто малыш становится агрессором, если происходит в семье что-то непонятное для него, на что ребёнок не может повлиять или просто не знает, как реагировать. Например, рождается второй ребёнок. Обычно уже 2-хлетка отлично понимает, что причина изменений в семье - это появление новорожденного. К сожалению, мне приходилось сталкиваться со случаями невиданной агрессии в сторону младенца со стороны старшего ребёнка: старшие дети били малыша по голове игрушками, скидывали на пол с дивана, пытались ударить лыжной палкой…Увы, был и ужасающий случай, когда шестилетняя девочка выбросила новорожденного братика из окна. Бороться с такого рода агрессией очень тяжело, её необходимо гасить ещё до явного проявления.

У вас не возникнет сильных проблем с ревностью, если вы заранее расскажите старшенькому, как хорошо, когда в семье есть много детишек. Хорошо, если вы покажите ребёнку картинки с малышами, сходите вместе покупать какие-то вещи, привлечёте ребёнка к выбору имени для «лялечки» или установке малышковой кроватки. Если же новый малыш сваливается на старшего ребёнка как снег на голову, то старший ребёнок обязательно начинает борьбу за внимание мамы.

Зачастую, выяснить, не является ли причиной агрессии стрессовая ситуация, в состоянии только специалист. И, конечно, только специалист поможет, если у ребёнка специфические отклонения в психике.

Признайте, что ваш ребёнок - полноправный член семьи. И его мнение надо учитывать при любых масштабных переменах.

Что же делать маме на начальном моменте борьбы с детской агрессивностью, как реагировать на вспышки ярости?

Если ребёнок поднимает на вас руку, перехватите её и строго скажите, глядя прямо в глаза: «мне очень не нравится, когда меня бьют, поэтому я никому не разрешаю так со мной поступать и тебе тоже не разрешу». Не факт, что ребёнок поймёт это с первого раза, особенно если раньше ему позволялось всех бить. Но раза с 10 начнёт происходить осознание.

Если ребёнок швыряет в гневе игрушку, поднимите её, верните ребёнку и строго скажите, что игрушкам не нравится такое обращение, что она может сломаться. Если ребёнок вторично швыряет игрушку - изымите её на день-два. Скажите, что игрушка на него обиделась и попросила её убрать от мальчика, который делает ей больно. Если ребёнку года два-три, попросите тут же погладить игрушку, а то она больше не будет играть со своим хозяином. Как вариант: ой-ой, кукле больно, её Катя на пол бросила! Теперь куклу надо лечить, у неё большой синяк на руке, Ну-ка, Катя, неси вату, бинты и крем - будем нашу куклу лечить. Заверни её в простынку, покачай…

Такой приём переключает ребёнка с деструктивной модели поведения на позитивную - пожалеть, проявить сострадание.

Если ребёнок замахивается на младшую сестричку, остановите его руку, потом строго скажите детям, что раз они не умеют играть друг с другом, то будут играть отдельно. Разведите детей по разным комнатам. Если спор был из-за игрушки - уберите её. Не начинайте выяснение, кто первый начал, так как это приводит к зарождению ябедничания.

Накажите строгостью тона и изыманием игрушки обоих провинившихся - за то, что они оба не смогли найти компромисс. Точно также надо разряжать ситуацию, когда виноват младший ребёнок. Часто младшие дети, видя, что в основном виноватым во всех конфликтах считают старшего ребёнка, специально провоцируют старшего на скандалы и проказы. Именно поэтому не говорите старшему ребёнку «ты старше, должен понимать» или «ты старший, обязательно уступи малышу».

Если ребёнок постоянно грубит бабушке, ограничьте их общение на некоторое время. Ребёнку спокойно объясните, что так как он огорчил бабушку, вёл себя грубо, обзывался и т.д., то больше с бабушкой общаться не получится. Очень жалко, потому что только бабушка покупает своему внуку киндер-сюрпризы, а ещё бабушка собиралась повести своего любимого малыша в парк покататься на аттракционах… Ну, раз вы дружить с бабушкой не умеете, то бабушка будет дома у себя сидеть, а ты - у себя.

Постоянно показывайте ребёнку неагрессивную модель поведения, учите состраданию. Представьте, что ребёнок хочет погладить уличного котёнка. Неправильная, агрессивная модель поведения в этой ситуации - закричать «не трогай, он заразный», отпихнуть котёнка, утащить силком за руку ребёнка в сторону. Правильная модель поведения заключается в том, что надо пожалеть котёнка: «смотри, какой он несчастный, как ему плохо. Давай, сходим домой и принесём ему кусочек колбаски! Но трогать котёнка или уносить его отсюда мы не будем. Представь, тебя начнёт трогать и уносить куда-то чужая тётя! Ты ведь испугаешься. Вот и котёнок испугается, если мы его будем трогать. К тому же, это может не понравиться его маме-кошке! Мы же не хотим огорчать маму-кошку!»

Учите ребёнка выражать свои эмоции в словах: «я недоволен», «мне грустно», « я разозлился», «мне неприятно» и т.д. Если ребёнок ещё мал, озвучьте это за него: «я тебя понимаю, Саша, эта машинка очень красивая, и тебе очень хочется эту машинку. Но я не могу тебе её купить, потому что забыла деньги дома (показываете пустой кошель). Я вижу, тебе грустно, что я не куплю эту машинку, ты даже на меня разозлился. Мне тоже жалко, что мы не сможем купить эту машинку, зато я тебе предлагаю пойти покататься на качелях.»

В этом случае, правда, вам придётся до конца прогулки никому и ничего не покупать, чтобы не получилось, что вы обманули ребёнка.

Агрессивность свойственна человеку. В этилологическом подходе (К.Лоренц) утверждается, что агрессия - это неотъемлемая часть человеческой сущности, её природа - во врождённом инстинкте борьбы за выживание. Однако это не означает, что человек не может научиться управлять своей агрессивностью. И учить этому должны ещё в детстве самые близкие люди.

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.).

Биологические предпосылки агрессивности

Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека. В одной теории ученые утверждают, что во всем виноваты гены. Человек будто бы ведет себя агрессивно с теми людьми, с кем он не состоит в родстве, и, напротив, содействует тем, с кем имеет схожие гены. Другая известная теория — теория влечений — принадлежит 3. Фрейду. В ней он пишет о врожденных предпосылках агрессии. Согласно теории влечений, у человека существует два противоположных инстинкта: «инстинкт жизни» (созидательный, связанный с любовью и заботой, он обеспечивается либидо) и «инстинкт смерти» (разрушительный, деструктивный, выражающийся в злобе и ненависти, в страсти к уничтожению). От того, какой инстинкт преобладает в человеке, зависит его поведение. Причем психоаналитики считали, что агрессией сложно управлять, ее невозможно преодолеть, а можно лишь временно сдерживать и сублимировать (переводить в творческую деятельность, например). Известный австрийский этолог К. Лоренц (этология — наука о поведении животных и человека), считает, что агрессия является основой доминирования и определяет иерархию отношений, выстраивающуюся в борьбе за власть. Это природный инстинкт, который служит сохранению жизни и вида.

В отечественной психологии известна теория Б. Теплова о типах темперамента. От типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический) напрямую зависит, какие свойства характера будут у ребенка. И, несмотря на то, что «чистых» типов темперамента не встречается, всегда есть ведущий, основной тип, определяющий характер эмоционального реагирования и поведения.

Дети-флегматики менее всего склонны к проявлению агрессии. Они эмоционально уравновешенны, спокойны, практически ничто и никто не может их вывести из себя. Такие дети медлительны, долго все обдумывают, и только потом начинают действовать, ведут себя рассудительно. Единственное, что вызывает у них стрессовое состояние, это дефицит времени, а также изменения в привычной для них обстановке.

Флегматики очень ригидны (консервативны, предпочитают одни и те же способы мышления и поведения). В крайне редких случаях флегматика можно довести до бешенства. Если регулярно требовать от него невозможного («Одевайся быстрее!», «Ешь скорее, мы опаздываем!», «Ну что ты такой капуша!»), то даже мирный флегматик может «вскипеть».

Дети-меланхолики также считаются неагрессивными. Они очень эмоционально чувствительны, любая мелочь может расстроить их или напугать. Такие дети плохо переносят любые новшества, резкую смену обстановки, шумные игры и соревнования с другими детьми. Все это вызывает у них острое стрессовое состояние. В стрессе меланхолик замыкается, уходит в себя и практически становится не способен к какой-либо продуктивной деятельности. Склонный во всем винить себя, именно меланхолик подвержен приступам аутоагрессии (агрессия, направленная на самого себя). Типичный монолог первоклассницы-меланхолика: «Я одна во всем виновата, все записали домашнее задание, а я забыла, пусть мне поставят двойку! Или выгонят навсегда из класса! Ведь я хуже всех!» Заканчивается все бурными слезами. Попытки суицида в подростковом возрасте свойственны именно меланхоликам.

Дети-сангвиники жизнерадостны, оптимистичны, легко заводят новые знакомства, общительны, являются инициаторами различных игр. Сангвиники любят смену деятельности, быстро увлекаются и так же быстро могут бросить надоевшее занятие. В стрессовой ситуации ведут себя активно, смело защищая свои или чужие интересы. Эмоционально сангвиники уравновешенны, а потому редко открыто проявляют агрессию, стараясь решить все мирным путем с помощью компромисса. Только когда спокойно разрешить трудную ситуацию не удается, сангвиник может проявить агрессию.

Дети-холерики являются самыми активными, эмоционально неуравновешенными, а потому, естественно, более других склонны к агрессии. По природе своей они раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены частым сменам настроения, им трудно долго заниматься одним делом, они быстро утомляются. Плохо переносят ситуацию ожидания.

Холерики быстро ориентируются в новой обстановке, мгновенно принимают решения. Однако, как правило, они вначале действуют, а потом думают. Отсюда возникает немало конфликтных ситуаций, которые холерики пытаются разрешить с помощью крика или драки. Агрессивное поведение у холериков обусловлено их высокой эмоциональной неустойчивостью.

Девочка, которая мечтала профессионально заниматься балетом, перед поступлением в Вагановское училище получила серьезную травму колена. Приговор врачей стал для девочки потрясением: ей никогда нельзя больше заниматься любимым делом.

Придя домой, она в ярости разорвала все свои балетные костюмы, выбросила пуанты, все вещи раскидала по комнате и наотрез отказалась ходить в школу.

В состоянии аффекта подростки-холерики могут совершить самоубийство или правонарушение.

Социальные предпосылки агрессивности

Агрессивное поведение родителей . Мы редко отдаем себе отчет в том, что стараемся воспитывать своих детей так, как нас самих воспитывали в детстве. Поэтому, если отца (или мать) ребенка в детстве били, то, естественно, что он будет считать физическое наказание необходимым.

Один мужчина рассказывал со смехом, что в школе учительница била их линейкой по рукам. Не выучил урок — за волосы и головой об доску! Он до сих пор уверен, что это правильно, и поддерживает стремление некоторых стран вернуться к физическим наказаниям в школах. Своего сына он нередко поколачивает. Мальчик озлобился не только на отца, но и на весь мир.

Рассмотрим другую ситуацию, когда у родителей накопилось много нерешенных проблем, жизнь не сложилась, как хотелось, и они выплескивают все раздражение и негативизм на ребенка. Ребенку тогда достается ежедневно, любая мелочь выводит такого родителя из себя.

Одна мама после рождения второго ребенка была вынуждена оставить любимую высокооплачиваемую работу и сидеть с двумя маленькими детьми дома. Старший ребенок был очень подвижен, любознателен, ни минуты не сидел на месте. Однажды он, выйдя погулять в новом дорогом костюмчике, поскользнулся и упал в лужу, ударившись больно коленкой. Одежда была вся в грязи. Мама тут же выругалась, накричала на сына, а когда он заплакал, стукнула его сильно по лицу, разбив губу. Эта женщина имеет высшее образование и любящего мужа. Я знала этого мальчика с рождения и видела, что чем старше он становится, тем больше в его поведении проявляется агрессивность, как к людям, так и к животным.

Родители, которые унижают своих детей, публично оскорбляя их, формируют у ребенка низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах. Помните: впоследствии своей агрессивностью ребенок будет компенсировать это.

Грубые слова, резкий тон, раздражительность и рукоприкладство в отношении своего ребенка озлобляют его. Ребенок усваивает такую модель поведения родителей как единственно возможную и правильную.

Авторитарный стиль воспитания . Некоторые родители считают, что ребенок — беспомощное существо, и поэтому его надо все время контролировать и направлять. Ребенка загоняют в рамки жестких правил и норм, не допуская ни одного самостоятельного шага. Все это делается во благо ребенка, как думают родители. В действительности ребенка лишают возможности быть самим собой, проявлять инициативу. Часть детей реагирует на подобный диктат пассивно, такие дети обычно пугливые, робкие, неуверенные в себе, выбирающие в качестве друзей (потом — партнера по браку) сильных личностей. Другая часть детей реагирует активно, накапливая неудовольствие и гнев, выплескивает его в виде вспышек агрессии и протестного поведения. Именно такие дети могут совершать впоследствии правонарушения, убегают из дома назло родителям, которые их притесняли и подавляли.

Конфликты в семье. В каждой семье, даже самой счастливой и гармоничной, иногда возникают конфликтные ситуации. В таких случаях очень большое значение имеет то, как они разрешаются и какую роль при этом играет малыш. К сожалению, нередко причиной семейных ссор так или иначе является ребенок (взрослые придерживаются разных взглядов на воспитание, или малыш служит орудием достижения одним из родителей своих целей). В семье, где конфликты между родителями происходят регулярно, дети не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в напряжении. Они становятся нервными, боязливыми или агрессивными, раздражительными. Самым сильным потрясением для психики ребенка является развод родителей. Рушится привычный для него мир, он теряет чувство защищенности и доверия к близким людям.

Родители Сережи развелись чуть больше месяца назад. Раньше это был спокойный, рассудительный ребенок, который активно общался с ребятами в детском саду. После развода воспитатели стали постоянно жаловаться на внезапные вспышки агрессии по отношению к другим детям. Мальчик нередко проявляет раздражительность и упрямство, отказывается от участия в играх.

Развод . Это очень сильный стресс для ребенка. Родители должны помочь ребенку адаптироваться к произошедшим переменам, на деле доказав малышу, что, несмотря на сложившуюся ситуацию в их семье, он остается любимым и значимым в жизни каждого из них. Печально, что большинство родителей не в состоянии справиться со своими эмоциональными переживаниями. Находясь в нервном напряжении, они решают только свои проблемы и не могут уделять внимание сыну или дочери. Продолжая выяснять отношения в присутствии малыша и обвиняя друг друга в сложившейся ситуации, родители нередко пытаются привлечь ребенка на свою сторону, а тот, пытаясь обратить внимание на себя, зачастую ведет себя вызывающе, агрессивно. Бывает, что родители выплескивают на малыша свое раздражение, указывая на те негативные черты характера или внешности, которыми обладает виновник разрыва отношений: «Ты такой же неряшливый, как отец!», «Ты такая же глупая, как мать!» и т. д. При этом дети в большинстве случаев склонны винить в происходящем себя. «Родители разошлись потому, что я плохо себя вел», — делает предположение малыш. В этом случае у ребенка могут наблюдаться вспышки аутоагрессии. Родители должны объяснить малышу главное: несмотря на то, что папа и мама будут жить отдельно, они любят его, и будут общаться с ним так же, как и раньше. Стоит иметь в виду, что реакции девочек и мальчиков на развод родителей иногда различаются: девочкам больше свойственны внутренние переживания, страхи, раздражительность и повышенная тревожность, мальчики становятся агрессивными и конфликтными.

Нежеланный ребенок . К сожалению, если родители (особенно мать) были внутренне против рождения ребенка, то в будущем у ребенка всегда будут эмоциональные проблемы. Чувствуя себя нежеланным, ребенок всеми силами будет пытаться доказать, что он хороший, что он многое умеет. Обычно такие дети, чувствуя, что попытки завоевать родительскую любовь тщетны, становятся нервными, озлобленными и легко совершают агрессивные действия.

Недостаток внимания со стороны родителей . Современные, вечно занятые родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют достаточно рано столкнуться с проблемой детской агрессивности. Не желая оставаться незамеченным и брошенным, ребенок всеми доступными способами привлекает недостающее ему внимание.

Загруженные работой и своими проблемами родители обычно реагируют на ребенка только тогда, когда он «что-то натворил». Ребенок рассуждает так: «Лучше пусть они меня отругают, чем вообще не обратят внимания», и ведет себя агрессивно, протестуя против безразличия родителей.

Кстати, агрессивность у детей может проявляться и в обратной ситуации, т. е. при избытке внимания. Если родители внушают ребенку, что он — «центр вселенной», предугадывают любое его желание, ублажают и балуют сверх всякой меры, то ребенок, в один прекрасный момент лишенный этого, выдает вспышку агрессии. Тяжелее всего таким детям приходится в детском коллективе. Не получая желаемого, дети могут упасть на пол и начать истошно орать, размахивая руками и ногами. Эта ситуация прекрасно описана у А. Куприна в рассказе «Белый пудель»: «На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны <...> Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».

Ограничения и запреты . Если дома или в детском саду ребенка постоянно ограничивают в движении или в самовыражении, то к концу дня вполне закономерным будет неуправляемое агрессивное поведение. Если ребенку запрещают бегать, прыгать и шуметь дома, он будет это делать в детском саду, и наоборот. Вот почему он в одном месте будет «ангелом», а в другом «наказаньем божьим» для взрослых. Энергия должна находить выход. Противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее. «Сиди тихо, не мешай, почитай, порисуй, угомонись, наконец!» Всех этих окриков активный, подвижный ребенок просто не слышит. Если вы не дали ребенку возможность сбросить напряжение естественным способом, он будет нервным, раздражительным и агрессивным.

Мы так подробно рассмотрели причины агрессивности ребенка, связанные с семьей, только потому, что в раннем и дошкольном детстве именно семья определяет, каким будет характер и поведение ребенка. При этом нельзя отрицать, что детская агрессивность зависит также от других причин. На формирование агрессивности оказывает влияние поведение сверстников и педагогов в детском саду (школе), средства массовой информации (в современном обществе воздействие СМИ на психику ребенка очень велико), компьютерная зависимость, шумовой фон (доказано, что у людей, живущих вблизи оживленных автомобильных дорог, аэропортов и пр., уровень агрессивности значительно выше, чем у жителей тихих районов), утомление (особенно хроническое), отсутствие своего личного пространства (например, когда в маленькой квартире проживают сразу несколько поколений, и у ребенка нет возможности уединиться) и мн. др.

Компьютерные игры . Хотелось бы уделить особое внимание наиболее актуальной на сегодня проблеме — «Ребенок и компьютер». Эта тема не сходит со страниц газет и журналов, об этом говорят на радио и по телевидению. Никто уже не сомневается, что компьютер — не только полезная развивающая вещь, но и система, которая при неправильном использовании наносит непоправимый вред здоровью. Компьютерная зависимость уже давно включена в МКБ-10 (Международная классификация болезней) как одна из болезней.

Сын моих знакомых с 7—8 лет начал подолгу сидеть за компьютером, со временем начал хорошо в нем разбираться. Когда-то он много читал, общался с друзьями, но постепенно компьютер вытеснил всех и все. Теперь, когда ему 13 лет, он готов проводить за компьютером 24 часа в сутки. Естественно, родители пытаются регламентировать этот процесс. Однако если родители запрещают сидеть за компьютером более часа, у подростка наблюдаются вспышки ярости и гнева, он может начать крушить все в квартире и делает все наперекор.

Эта проблема, с которой сталкивается, как минимум, каждый второй родитель. Но ростки этой проблемы начинают созревать уже в дошкольном возрасте. Родители часто спрашивают, надо ли покупать пяти-шестилетнему ребенку компьютер, сколько времени в день можно проводить за ним ребенку-дошкольнику и что можно делать малышу за компьютером? Это не праздные вопросы. К сожалению, ответы на них немногое могут изменить в современной, насыщенной различной электронной техникой жизни. Уставшему после работы родителю удобно (кто же будет с этим спорить!), когда их чадо смотрит мультфильмы на компьютере 1—3 часа и более. Это дает родителям свободу и покой после напряженного рабочего дня. Любопытно, что такой «счастливой» возможностью занять ребенка пользуются даже родители полуторагодовалых детей!

Считается, что покупать дошкольнику компьютер еще рано: у него высока потребность в движении, в общении со сверстниками, не лишайте его этих ценностей. Дошкольнику можно проводить за компьютером не более 30 минут в день. И чем младше ребенок, тем меньше времени он должен сидеть перед экраном.

Не могу понять, почему авторы стремятся наделить отрицательного персонажа клыками, острыми зубами, рогами и прочими атрибутами агрессии? Почему внешнее превалирует над внутренним? Например, в старом советском мультике «Серая Шейка» есть отрицательный герой — Лиса. В этом образе иные акценты: дети боятся ее не за угрожающую внешность, а за хитрость и коварство, интонации голоса и недобрые намерения. «Маша и Медведь» — остроумный, забавный современный мультик, который интересно смотреть как взрослым, так и детям. В нем, кстати, прекрасно отражена психология ребенка.

Не пренебрегайте классикой. Посмотрите вместе с ребенком добрые, красивые, светлые мультики, которые учат добру: «Цапля и журавль» Ю. Норштейна, «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «38 попугаев», «Ушастик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения домовенка Кузи», «Трям! Здравствуйте!», «Бременские музыканты» и мн. др.

Родители и сами устали от агрессивного, бессмысленного телевидения для детей. С появлением Интернета у них появилась замечательная возможность выбирать, что будут смотреть и слушать их дети.

Не гонитесь за модой, не бойтесь отстать от времени, ведь главное, что должен видеть с экранов компьютеров и телевизоров ваш ребенок — это доброта и красота.

Зарубежные ученые подсчитали, что в среднем на телеэкранах каждые 4 минуты возникает физическая или словесная агрессия. Также российскими учеными было установлено, что дети, смотрящие телевизор свыше 3 часов в день, более агрессивны и более уязвимы для агрессии со стороны других, чем те, кто проводит у телевизора менее 2 часов. Вам решать и выбирать, как лучше ребенку проводить свое свободное время, но забывать о связи агрессивности вашего ребенка с содержанием продукции СМИ не стоит.

Возрастные кризисы

Всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребенок. Если у взрослого возрастные кризисы случаются каждые 8—10 лет, то ребенок переживает их чаще. Пик агрессивного поведения можно наблюдать в 3—4 года и в 6—7 лет. Это естественные и проходящие моменты. Как протекают кризисы и как на них реагировать?

Кризис 3 лет

У меня на приеме мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по ней, — говорит мама, — сразу бросается на пол и кричит, на все говорит „не хочу “ и „не буду“».

Мама не знает, что это нормально. Капризы и вспышки агрессии в 3 года — это показатель того, что ребенок растет, развивается и делает попытки самоутвердиться. И наказывать за это его не надо, ему надо помочь.

Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется по поводу неудовлетворенности непосредственных желаний. Чем больше встречается трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент малышу особо нужна эмоциональная поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции: это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя.

Кризис 3 лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет, или же около 4 лет.

Кризис 3 лет начинается с ростом самостоятельности ребенка («я уже многое могу сам»), когда он старается утвердить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. Вот в это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять агрессивность в поведении ребенка. Не забывайте хвалить ребенка пусть за маленькие, но самостоятельные попытки достичь результата в каком-либо деле — это залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и поведение ребенка выровняется.

При неблагоприятном течении кризиса, связанном, например, с неправильным поведением родителей, у ребенка могут закрепиться нежелательные черты характера и агрессивность, что приведет к осложнению отношений с ребенком.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет — это сложный период в жизни ребенка, когда меняются все его стереотипы, все его представления о мире, сформировавшиеся ранее. Ребенок, который прежде вел себя наивно и непосредственно, начинает осмысливать свои поступки, предварительно их обдумывать, привычная импульсивность сменяется внутренним сосредоточением и стремлением к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих всю деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на поведение ребенка. Поэтому нередко он может проявлять агрессивность в ответ на непонимание со стороны взрослых, неудачу в какой-либо деятельности и пр.

Что делать?

Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он многое может сделать сам.

Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.

Необходимо совместно обсуждать причины и последствия тех или иных поступков, ошибки и пути их исправления.

Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.

Больше времени занимайтесь вместе творчеством, чтением и пр.

Не акцентируйте внимания на негативных проявлениях — и ребенку станет неинтересно их демонстрировать.

Самое главное — старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него, когда не вместе.

По материалам книги Е. И. Шапиро

Малыш всегда ассоциируется с маленьким доброжелательным, который охотно идет на контакт с окружающими. Каково же бывает удивление родителей, когда на их дитя поступают многочисленные жалобы, а в один прекрасный день мама и папа видят агрессию ребенка по отношению к другим детям. Почему происходят такие колоссальны изменения?

Агрессия у детей требует обязательной коррекции

Определение агрессивности у детей

Агрессия – деструктивное поведение, направленное на других людей, которое приносит физические и моральные страдания. От этого состояния страдают не только окружающие родители, но и сам ребенок, окружение отторгается от него, малыш начинает чувствовать обиду. Негативные эмоции растут, как снежный ком, непонимание окружающих порождает новые приступы агрессивного поведения.


Виды агрессии у детей

Отмечено, что агрессия активизируется, когда ребенок попадает в детский коллектив. Когда он находился в кругу семьи с мамой и папой он был центром внимания. В детском саду один воспитатель и минимум двадцать человек таких же, как он.

При агрессивном поведении следует исключить заболевания нервной системы. В общем количестве случаев агрессивного поведения эти причины занимают небольшой процент. Трудность состоит в том, что для работы с такими детьми без комплексного обследования и медикаментозного лечения.

Почему важно раннее воспитание?

В остальных случаях большинство проблем можно решить при помощи воспитания. Процесс взаимодействия с ребенком необходимо начинать с первой встречи. Доказано, что ребенок запоминает обращение с родителями с первых дней жизни. Когда у ребенка появятся собственные дети, он копирует поведение родителей.


Агрессивность может проявляться уже в раннем детстве

Замечено, почему дети, которых мало кормили грудным молоком, часто агрессивны. В истории развития агрессивного ребенка встречается ранее отлучение ребенка от груди.

Тесный контакт с матерью дарит ребенку ощущение защищенности и нежности, ребенок проносит их через все детские годы.

Возраст до года - агрессивный ребенок что делать?

Многие взрослые, считают агрессию врожденным качеством, ведь многие дети часто плачут и устраивают истерику. Но такая реакция новорожденного ни что иное, как умение выражать свои эмоции. Криком малыш выражает различные эмоции и потребности.


Агрессивность родителей передается детям

С возраста одного года ребенок начинает проявлять сильные эмоции. Малыш осваивает сидение, ползание, ходьбу, говорит свои первые слова. Если ребенок не получает желаемого, то выражает свое недовольство волной протеста. Если малыш стремится получить это от взрослого человека, то по отношению к нему может возникнуть злость, ребенок может больно ударить, ущипнуть, закатить истерику. В этот момент старшие родственники стараются переключить внимание ребенка, поначалу это удается.

Почему нельзя ограничивать ребенка в желаниях и стремлениях?

Необходимо подготовить безопасное пространство для малыша, где он мог бы осуществить. Например, ребенку нравится доставать вещи с полки в комоде. Для его безопасности можно закрыть все остальные полки, а на самую нижнюю положить мягкие вещи без опасной фурнитуры. Так малыш осуществит свое желание, останется в безопасности.

Протест и недовольство ребенка – это еще не истинная агрессия, проблему могут появиться позже. Важно с ранних лет не расшатывать психику ребенка и не убивать в нем стремления к познанию мира.

Дети в промежутке от 2 – до 3 лет

Каждый ребенок развивается индивидуально, конкретно на этот возраст не стоит. Ваш ребенок может приблизиться к этому кризисному этапу с полугодовалым опоздание или наоборот раньше. Необходимо четко отследить признаки агрессии в поведении ребенка.

С этого момента ребенок отличается себя от других людей, формируется его личность. Малыш начинает говорить: «Я сам, мое, дай!». Ребенок проявляет самостоятельность, пытается сделать все действия в одиночку. Нельзя пресекать желания ребенка в этом случае вы столкнетесь с сопротивлением и непониманием.

Агрессия может проявляться к вещам, родителям, посторонним людям

Проявление негодования могут начаться из-за незначительного события. Агрессивный ребенок потянулся за игрушкой, не сумел ухватить, вначале раздается громкий плач, все попытки успокоить чадо сталкиваются с непримиримым сопротивлением.

Почему ребенок реагирует на слова агрессией?

Приступы агрессии могут быть вызваны не только в ответ на действия, но и на слова. Зачатки этого состояния можно наблюдать, когда у малыша скудный словарный запас. При попытке объяснить свои желания и стремления он сталкивается с непониманием и смехом. Очень важно относиться с пониманием к любому вербальному выражению чувств ребенком, в противном случае у ребенка появиться злоба и обида.


Агрессия может проявляться словесно, в действиях и в истерике

Дети от 4 лет – до школьного возраста

С ростом и развитием малыша совершенствуется речь и чувство контроля над своими эмоциями и действиями. К этому возрасту дети умело начинают управлять своими действиями, как правило, реже дерутся, хотя некоторые дети продолжают физической силой выяснять отношения. Хотя некоторые продолжают отбирать игрушки, драться и кусать сверстников.


Агрессия у школьников часто направлена на сверстников

К возрасту 4-5 лет дети начинают вести активную полемику. Они пытаются унизить достоинство непонравившего ребенка при помощи слов, начинают обзываться и ругаться. Почему из уст маленького человечка можно услышать нецензурную брань? Такое поведение обычно ребенок впитывает из семейного общения. Очень важно не выяснять отношения при ребенке.

Если ваш ребенок замечен в таком виде агрессии, стоит с ним серьезно поговорить и изменить отношения в семье. Лучший пример – собственное доброжелательное отношение. Говорите ребенку, что нельзя унижать достоинство других детей.


Агрессивное поведение ребенка говорит об избытке эмоций и энергии. Возможно, есть смысл устроить чадо в секцию или кружок, где он будет физически и эмоционально задействован. Очень полезны в этом плане занятия на основе соревнования, единоборств, состязаний.

Подросток и агрессия

Почему трудно работать с этой возрастной группой?

Самый трагичный этап развития агрессии в возрасте 11-14 лет, если с ребенком работать проще, больший положительный отклик. То в случае агрессии подросшего отпрыска все намного сложнее. Корни проблемы по-прежнему в семье. Многие родители очень занятые люди, им не хватает времени сесть и просто поговорить с ребенком, все общение ограничивается дежурными фразами.


Справиться с подростковой агрессией очень не просто, здесь нужна консультация психолога. Необходим обстоятельная беседа о важности вашей работы, ребенок еще не работает, уровень жизни всех членов семьи напрямую зависит от вашей занятости.

Борьба предстоит нелегкая, но нужно стараться и верить в успех. Не существует безвыходных ситуаций, если не знаете, что делать ищите опыт других людей и специалистов.

Причины возникновения детской агрессии:

Пагубное влияние человеческого общества . Человек не может существовать в отрыве от социума. Однако люди, с которыми мы и наши дети взаимодействуют не всегда наполнены добром и позитивом. Ребенка в силу возраста и отсутствия опыта легко ввести в заблуждение.


Причина агрессии - отношение к ребенку

Проблемы в общении в семье с детских лет . Часто причина агрессии ребенка кроется в разладах в семье. Агрессивные дети часто копируют поведение взрослых членов семьи. Некоторые родители при детях выясняют отношения, может дойти до ругани и драки. Необходимо научиться контролировать свои эмоции и учить этому ребенка. В человеческом обществе есть множество способов решения проблем, агрессия ни в физическом, ни в психологическом виде не приветствуется.


Дискомфорт в обществе - одна из причин агрессии

Средства массовой информации . Этот источник примера для поведения преследует ребенка постоянно. Так агрессивные дети постепенно превращаются в подростков. С экранов телевизоров льется много сцен насилия, ругани, драк. Ребенок с ранних лет ни чем не защищен от воздействия. Если бы между ребенком и компьютером, телевизором находился взрослый, но родителям постоянно некогда. Общение с любимым чадом они оставляют на потом. Так ребенок средних лет усваивает уроки из средств массовой информации, как прописную истину. На сегодняшний день даже детские мультфильмы поменяли приоритеты. Уже в моде добрые мультфильмы, которые учили прописным истинам. Сегодня молодежь делает ставку на бойкость и дерзость. Такой способ решения конфликтов до добра не доводит.


Психологи считают. интернет приводит к детской агрессивности

Методы борьбы с детской агрессией


Наказывайте ребенка, если он только действительно этого заслужил. Все проступки не должны оставаться без вашей оценки, ребенок не должен чувствовать безнаказанность. Если ребенок проявил себя с положительной стороны, то не оставляйте это без внимания, ваша любовь и забота найдут отклик.


Что делать с агрессивным ребенком

Какие ошибки не стоит допускать при борьбе с детской агрессией


Заведите домашнее животное. Дети, которые ненавидят весь мир, могут привязаться к щенку или котенку. Через это общение будет проще достучаться до сердца ребенка.

Похожие материалы

С моим активным и темпераментным младшеньким я очень рано столкнулась с проблемой детской агрессивности. Когда Глеб выходит во двор, дети разбегаются, и их мамы тоже не слишком-то рады. Пережив непростое «дворовое» лето и трудности привыкания к детсадовскому коллективу по осени, мы вместе пришли к важным выводам, которые, надеюсь, помогут другим родителям.

1. Агрессивное поведение ребенка – это не свойство личности

Агрессия в три года – это не совсем агрессия. Малыши только учатся общаться, контролировать себя, различать добро и зло. Обиженный малыш может крикнуть: «Я тебя убью!», не понимая до конца смысла сказанных слов. Это не значит, что он плохой, просто он где-то успел услышать эти слова и пока не умеет контролировать свои импульсы. Более темпераментные дети громче кричат и сильнее толкаются, в то время как более тихие терпят, плачут или бегут жаловаться. Все дети разные, но все они хорошие и достойны любви.

2. Терпение – главное оружие мамы «кошмарного» ребенка

Если мы кричим, ребенок мотает на ус. Если мы бьем ребенка, он понимает, что ТАК МОЖНО. Криками и насилием нельзя добиться от малыша НИЧЕГО, кроме хорошего усвоения им этого нашего поведения. В самые тяжелые времена мы с мужем вообще перестали повышать голос и шлепать ребенка. Если дерется, просто молча отнимаем оружие и идем дальше по своим делам. Если распускает руки, слегка хлопаем ему по рукам в ответ и напоминаем, что бить других нельзя. Если скандалист уже охрип и устал от плача, предлагаем ему «помириться и пожалеть сыночка». Иногда приходится делать так по двадцать раз кряду. Рано или поздно (иногда через 10 минут, иногда через полтора часа) он идет на мировую.

3. Четкие правила

Вообще у нас в семье очень мало запретов для детей, но есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах (обижать других, например), иначе наступят конкретные негативные последствия. Если ребенок устроил драку во дворе, немедленно уходим домой. Если вздумал расшвырять товар в магазине, уходим. Упирается и орет – закидываем на плечо и уходим. Укусил маму – игра в Лего отменяется. Швырнул чашку с чаем – знаешь, где тряпка. Снять в песочнице сандалии и закопать ножки в песок – можно. Бросаться песком в других - нельзя, иначе – домой.

4.Энергию – в мирное русло

Этот совет требует только одного – внимания родителей и готовности тратить, тратить, тратить время и силы на свое чадо. Уже понятно, что посидеть и поболтать с другими мамочками на скамейке, пока твое дитя выдирает игрушку у годовасика и пытается дать ему ведерком по голове, все равно не получится. Значит, садимся с детьми в песочницу и начинаем играть все вместе, организовывая взаимодействие и попутно гася начинающиеся конфликты. Вовремя разводим детей по разные стороны двора, отвлекаем, ищем жучков, собираем листочки, устраиваем игры и соревнования. Дома разрешаем малышу, к примеру, рисовать акварелью в ванне, готовить собственный омлет или катать пластилин на паркете (все отмоем). Ребенку, энергия которого перехлестывает через край, это очень нужно. Каждая копейка времени и сил, вложенная в него сейчас, в будущем превратится в рубль.

5. Утверждаем ценность добра и бесперспективность зла

Доказывать две эти вещи ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно постоянно, много раз в день, но без скучных нотаций. Читаем добрые сказки, моделируем игровые ситуации, где добро побеждает зло, спасаем и лечим игрушки, учимся говорить вежливые и добрые слова, жалеть, просить прощения. Злых персонажей ругаем, а потом прощаем, мы же добрые. Много разговариваем «за жизнь», про дела в детском садике, про хорошие и плохие поступки. Я пытаюсь анализировать его поведение, подсказывать, как поступить. Очень хорошо на сына влияют разговоры о том, что он уже большой и сильный, а сила нужна для того, чтобы помогать слабым.

6. Ситуация когда-нибудь изменится

Это чистая правда. Ребенок развивается, и в один прекрасный момент он становится немножко другим. Лучше или хуже – во многом зависит от того, как мы решали проблемы предыдущего периода. Если в два года сын в силу возрастных особенностей плохо понимал, что от него хотят, то сейчас, в три года, намного легче соглашается принять правила общества, а случаи драк, укусов и прочих ЧП постепенно сходят на нет. На радость родителям, воспитателям и всем окружающим.