Путешествие по экологической тропе летом в доу. Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада. Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Конспект «Экологическая тропа»

4 группа

Воспитатели:

Дуброва Н.Н

Пантелеева М.Н.

Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи:

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой;
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Остановками экологической тропы являются:
1. «Берёзка»

2. «Елочки – красавицы»
3. «Веселый скворечник»

4. «Терем-теремок»

5. «Зеленая аптека»

6.«Цветик – семицветик»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.

Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.

Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!

1 Станция: «Берёзка»


Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.
- Вы согласны? (Да)
Письмо берёзы:

« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками , погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она - шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)
- Спасибо, ребятки. Вы молодцы. А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, - это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки?
Молодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне»

2 Станция: «Ёлочки – красавицы»


Стройная красавица
В хвою наряжается,
Летом жарким и в метель
Любит цвет зеленый ель .

Воспитатель: - Ребята давайте рассмотрим ель , ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус (треугольник).
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень
приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.

Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?
Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

Вопросы:
– Каким деревом является ель? (хвойным)
– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
- Как называется лес, где растут только ели? (ельник)
Какую пользу приносит ель?
- снабжает диких животных и птиц шишками с семенами ;
- очищает воздух от вредных веществ и примесей;

- выделяет кислород круглый год;
- летом служит источником прохлады и тени;


- Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Пока мы идем дальше,давайте поиграем?!

Дидактическая игра «Овощи- фрукты»

Кто тут ловкий, погляжу…
Руки выше поднимаем
Если овощ вам скажу.
Если фрукт я назову,
Руки быстро на траву!

(картофель, абрикос, морковь, капуста, яблоко, перец, груша, огурец, кабачок, лук, виноград, свекла, персик, слива, редька).

3 Станция: «Веселый скворечник»


Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Вопросы:
- Что такое скворечник? (ответы детей)
- Откуда он взялся на нашем участке? (ответы детей)
- Для кого человек сделал скворечник? (ответы детей)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице? (ответы детей)
- Ребята, а когда можно услышать голоса скворцов? (ответы детей)
-Да, пенье скворца можно услышать летом. А почему скворца нельзя услышать зимой? (ответы детей).
-Да, скворцы на зиму улетают в теплые края, потому что они не могут переносить такие сильные морозы которые бываю у нас зимой. Перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.
- Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)
- После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички) .

Воспитатель: Молодцы! А пока мы идем дальше попробуйте отгадать мои загадки об овощах:

1.Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка –

2.Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту –

3.Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь –

4.Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла –

5.Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
- лук –

6. Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок –

7. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
- помидоры –

8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец –

4 Станция: «Терем-теремок»

Воспитатель : Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Дети рассматривают пень.

5 Станция: «Зелёная аптека»


Воспитатель: - Сегодня ребята я приглашаю вас посетить «Зелёную аптеку».
- Ребята, а что такое аптека? (Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату …)
- Правильно! А что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете?
Дети: Наверное, там продаются лекарственные травы.
- Правильно! И сегодня я вам расскажу, какие лекарственные растения могут находиться в зеленой аптеке!
- Первое растение, о котором я хочу вам рассказать, называется Мать и Мачеха.

Ребята, давайте посмотрим это растение внимательней. Какие части есть у этого растения? (корень, стебель). Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (легким пушком). Как вы думаете, зачем растению нужен пушок? (защищает растение от холода). Какие части еще есть у растения? (листья). Приложите ладонь к листу, посмотрите, ребята, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (большие, крупные).


- А почему это растение называется мать-и-мачеха? (Ответы детей.)
-Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете? (мягко, тепло). Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (гладкая, холодная). В народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать-и-мачеха.

Это растение поможет вылечить бронхит и пневмонию у больных пациентов, лечит кашель. Для того, чтобы приготовить из этого растения лекарство нужно сорвать листья, помыть их и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больного.

Следующее растение,о котором мне хочется вам рассказать называется – Подорожник.

Давайте посмотрим, вы знаете это растение? Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (упругие, с прочными, словно, капроновыми жилками). Какие листья по форме? (овальные).

Подорожник, ребята, заживляет ранки.
- Отвар подорожника лечит болезни горла.
- Болезни горла лечит ещё и Ромашка , послушайте стихотворение:
Когда моё горлышко болит
Ромашка поможет, она исцелит
Я ею горлышко пополощу
Станет все в порядке,
И в садик я пойду.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней ? (Ромашка растет везде: на лугу, на полянке, около речки, у нее не высокий прямой стебель, тонкий, ветвистый, листья похожи на укроп, цветочки маленькие и их много, белые лепестки и желтая середина.)
-Люди собирают цветы ромашки, сушат их и готовят из них отвар, которым поласкают горло при ангине, стоматите и т.д.

Последнее растение, о котором я вам сегодня расскажу, называется Клевер .

Му, - мычит с утра теленок, -
Клевер мне дает силенок.
Без него я на лугу
И денечка не могу.

Люди используют траву, цветки, корни растения, которые заготавливают летом , во время его цветения. Цветы листья срезают, а затем сушат в тенечке, после чего используют для приготовления целебных настоев и отваров которые используют наружно при кожных заболеваниях, например, псориазе, экземе (детской), диатеза. Внутрь принимают при комплексном лечении малярии, ревматизма. Применяют при мочекаменной болезни, кровотечениях, анемии.

Ребята мы сегодня с вами познакомились с некоторыми растениями «Зелёной аптеки», какие это растения? (ответы детей)

На самом деле в «Зелёной аптеке» ещё много разных растений.

6 Станция: «Цветик – семицветик» (клумба)


Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(цветы)

Какое сейчас время года?
- Что происходит с растениями летом (осенью)? - Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля, насекомые и люди .)
- Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
-Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.)
- Как нужно ухаживать за клумбой,чтобы она всегда радовала красивыми цветами ? (Прополка, рыхление, подкормка, правильный полив. Ни в коем случае нельзя поливать цветы под палящим солнцем, поскольку это может вызвать у них появление ожогов, это лучше делать утром или вечером.). Можно ли их срывать с клумбы?
- Ребята, цветы бывают однолетними и многолетними.
- Однолетними называют те цветы, которые живут от весны до осени, например, астры и бархатцы; многолетними называют те цветы , которые живут и цветут больше двух лет, например: роза, астильба, нарцисс,хоста, лилия.

Много стихов написано и о цветах. Послушайте стихотворение: «Анютины глазки - цветочки из сказки, в зелененькой травке пестреют они. Анютины глазки - цветочки-раскраски, и солнечной ласки их глазки полны». - О каком цветочке говорится в стихотворении?

- «Анютины глазки» растут и на нашей клумбе, давайте рассмотрим их, какого цвета и формы лепесточек, листочки, стебель, стебель короткий или длинный.

На нашей клумбе растут ещё петунии(однолетнее), бархатцы(однолетнее), декоративная трава осока(многолетнее), хоста(многолетнее ). Воспитатель вместе с детьми рассматривает знакомые цветы на клумбе.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Консультация для родителей на тему:

«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая , ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся , - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

«Путешествие по экологической тропе»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:

Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Организация экологической тропы на участке детского сада.

  • Изучаем литературу для разработки экологической тропы
  • Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года.
  • Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.
  • Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.
  • Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой – «Синьор - мухомор», который предлагает детям задания из корзинки:
  • Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

Стоянками экологической тропы являются:

  1. «Волшебный цветник»
  2. «Яблонька»
  3. «Чудесный огород»
  4. «Веселый скворечник»
  5. «Зелёная аптека»

Создаем игровую ситуацию.

Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется и предлагает детям поразмышлять и высказать своё мнение о том, как эта корзина могла оказаться в нашей приемной. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то мог её оставить или просто забыть, вместе с детьми осматривают корзинку.

В группу заходит сказочный герой «Синьор-мухомор»

Здравствуйте, ребята! Вы не находили мою корзинку? Я не помню где её оставил. (Ответы детей )

Спасибо вам большое. (Берёт корзинку )

- А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная. (Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема )

Ой, посмотрите, что это в корзиночке?

Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.

Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.

Воспитатель и сказочный герой проводят путешествие.

Стоянки экологической тропы:

  1. Стоянка: «Волшебный цветник»

Наблюдение за цветником

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Осень наступила, высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Туча небо красит, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Вопросы для беседы:

  • Какое сейчас время года?
  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)

Вы стоите рядом с этим чудесным цветником.

  • Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.)
  • Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,

Радуют жителей.)

  • Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)

Стихи о цветах:

Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано

И о цветах. Послушайте строчки из стихотворений.

Одуванчик Гвоздика

Одуванчик золотой Погляди-ка, погляди-ка,

Был красивый, молодой, Что за красный огонёк?

Не боялся никого, Это дикая гвоздика

Даже ветра самого! Жаркий празднует денёк.

Одуванчик золотой А когда настанет вечер,

Постарел и стал седой, Лепестки свернёт цветок,

А как только поседел, «До утра! До новой встречи!» -

Вместе с ветром улетел. И погаснет огонёк.

Колокольчик

О чём колокольчик звенит на лугу?

Ответить на это, я вам не могу.

Но думаю так: зазвенит он с утра

И слышат цветы – просыпаться пора.

Ромашки Подсолнух

Эй, ромашки, дайте мне ответ: Днём подсолнух в огороде улыбается погоде.

Вы откуда, если не секрет? По орбите круговой, вертит рыжей головой.

Не секрет, - ответили ромашки - Я, - хвалился он пырею, -

Нас носило солнышко в кармашке! Вместе с Солнцем землю грею!

Исследовательская деятельность:

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Д/и «Превратись в цветочек»

«Покружись, покружись

И в цветочек превратись»

Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а сказочный герой угадывает цветочки.

  1. Стоянка: «Яблонька»

Рассматривание яблони

Цели: вызвать интерес к конкретному дереву – яблоне, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Само с кулачок, румяный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)

Вопросы для беседы:

  • Это фрукт или овощ?
  • А где растет яблоко?
  • Дети, как рождается яблоко?

Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас бело-розовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.

  • А кто знает, от чего зависит вкус яблочка?

Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным.

  • Но как нужно заботиться о яблоне?

Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.

В Сибири не растут южные сорта яблонь, потому что не выдерживают суровой зимы. Садоводы вывели множество сортов, которые хорошо растут в Сибири; такие, как ранет. Он хорошо переносит зиму, правда яблочки у них мелкие, но не менее вкусные. Наша яблонька тоже называется ранеткой.

Есть у яблонь и заслуги в лечении человека. В английской пословице говориться: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.

  • Кто из лесных жителей любит полакомиться яблочками?
  • Едят ли яблоки домашние животные? Каким образом?
  • Как человек использует яблоню?
  • Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
  • Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?

Вспомним сказки:

Вы знаете много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из них встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня».

Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»

Дети пытаются найти яблочко в мешочке среди других фруктов, не видя его.

Подвижная игра «Яблоко».

Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.

Завертелось, закружилось, и по кругу покатилось.

Где остановилось, с тем и подружилось.

Выходи, не зевай, с вою пляску начинай!

Ребенок, у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).

  1. Стоянка: «Чудесный огород»

Наблюдение за огородом

Цели: формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

Вопросы:

  • Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей).
  • Как всё это назвать одним словом?
  • Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
  • А кто выращивает овощи?
  • Расскажите, зачем люди выращивают овощи?
  • А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

  • Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей).
  • Что они там делали?

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой ) помогает растениям - оно ест тлю.

Подвижная игра: «Вершки и корешки».

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).

Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.

Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам.

Загадки об овощах:

*** *** ***

Я – и свежий, и соленый. Золотистый и полезный, Как на грядке под листок

Весь пупырчатый, зеленый. Витаминный, хотя резкий, Закатился чурбачок -

Не забудь меня, дружок, Горький вкус имеет он… Зеленец удаленький,

Запасай здоровье впрок. Обжигает… Не лимон. Вкусный овощ маленький.

(Огурец) (Лук) (Огурец)

*** *** ***

Огородная краля Зелёная толстуха Красный, детки, но не мак.

Скрылась в подвале, Надела уйму юбок. В огороде - не бурак.

Ярко-жёлтая на цвет, Стоит как балерина, Сочный лакомый синьор.

А коса-то, как букет. Из листьев пелерина. Угадали?

(Морковь) (Капуста) (Помидор)

*** *** ***

В огороде - жёлтый мяч. В зелёной палатке Что это за рысачок

Только не бежит он вскачь, Колобки спят сладко. Завалился на бочок?

Он как полная луна. Много круглых крошек! Сам упитанный, салатный.

Вкусные в нём семена. Что это? Верно, это…

(Тыква) (Горошек) (Кабачок)

Хороводная игра: «Огород»

Дети под музыку водят хоровод, изображая овощ по тексту.

  1. Стоянка: «Веселый скворечник»

Наблюдаем за скворечником.

Цели: уточнить представления детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Вопросы:

  • Что такое скворечник?
  • Откуда он взялся на нашем участке?
  • Для кого человек сделал скворечник?

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.

  • Ребята, почему мы не слышим голоса скворцов осенью? (ответы детей)

Перед отлетом в тёплые края, скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню. Так он прощается со своим домиком.

  • Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)
  • Он так и будет пустовать всю зиму?

После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать - воробьи или синички.

Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.

  1. Стоянка: «Зелёная аптека»

Рассматривание лекарственных растений.

Цели: уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений; закреплять знания об их строении; формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

Вопросы:

  • Что такое «Аптека»?
  • А как вы думаете, что значит «Зелёная аптека»?

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Ещё давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Лечение травами давно известно в народе. В далёкие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли «травниками».

  • Какие лекарственные травы вы знаете?
  • Спрячу-ка в карманчик бывший…(одуванчик)

В листьях одуванчика много витаминов, их используют для салата. Настои из него пьют, чтобы улучшить аппетит, память, работу пищеварительной системы. Корень одуванчика используют для приготовления масла от ожогов.

  • Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

Ромашка – лучший доктор при воспалительных заболеваниях. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы. Ромашка поможет и больному животику.

  • Семена, как коготки, Желто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает? (календула)

С помощью календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине,
так же лечат желудок, печень и кожу.

  • Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. Лечит ранки и ожоги, этот лекарь у дороги? (подорожник)

Подорожник исцеляет раны человека, ссадины, царапины, останавливает кровь, помогает при укусах насекомых.

  • Растение видное, а прозвище обидное (лопух)

Изумрудно-зелёные листья лопухов заживляют раны. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. Если у вас повысилась температура – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

  • Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит (крапива)

Крапиву используют для остановки кровотечения, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. Из листьев крапивы готовят щи и салаты.

Игра: «Узнай и собери растение»

Детям нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Сказочный герой «Синьор-мухомор»

Ну что, мои милые ребята, понравилось вам путешествие? Сумел я раскрыть небольшие тайны природы? Я приготовил для вас угощение. (сказочный герой раздаёт угощение, прощается с детьми)


расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, об общественной жизни муравьиного семейства, о ролях в их семействе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Путешествие по экологической тропинке.

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально-развивающее

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Программное содержание: расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, об общественной жизни муравьиного семейства, о ролях в их семействе; развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства; учить ориентироваться по плану экологической тропы; рассмотреть муравьиные дорожки, ходы, процесс поиска и перетаскивания пищи, показывая роль муравьев как санитаров природы и уничтожителей вредных насекомых; формировать правила поведения детей вблизи муравейника, понимание недопустимости разорения муравейника и уничтожения его жителей, привычку оберегать этих маленьких тружеников, вызывая у детей восхищение и удивление поведением муравьев и жизнью муравейника.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «имеющий первичные представления о себе семье, обществе, государстве, мире и природе», «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Словарная работа: корневище, органы растений.

Материал: красная книга растений области, живые экземпляры растений, бумажный «цветик - семицветик», лопата.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, вы любите путешествовать?

Дети: да

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Посмотрите на этот стенд

Обращает внимание детей на листовку – призов

«Дорогие друзья! Мы дарим вам тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного 21 века. Мы не можем вам рассказать сразу обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней».

Вы знаете, что такое тропа?

Дети: пешеходная тропинка

Воспитатель: правильно – тропа, тропинка – это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка?

Дети: на экологической тропинке живут природные существа.

Воспитатель: конечно экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа – растения: травы, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать осенью, зимой, весной и летом и узнаем много интересного и удивительного. Сегодня наше путешествие мы посвятим изучению природных жителей только двух станций нашей экологической тропы.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родной, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим,

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

(Л. Савчук)

Сегодня мы торжественно откроем нашу тропинку для всех, кто захочет поближе узнать природу, увидеть ее многообразие и красоту.

Воспитатель вместе с ребенком разрезают ленточку, звучит музыка.

Ребята, хотите узнать, кто нам сегодня поможет путешествовать по нашей тропинке?

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала,

В цветке, лепестках есть огромная сила,

Их девочка Женя о чем-то спросила.

Что нужно спросить, лепестки отрывая?

Как называется сказка такая?

Дети: цветик - семицветик

Воспитатель: правильно. Вот этот цветик – семицветик и поможет нам сегодня путешествовать. Давайте все вместе скажем волшебные слова и окажемся на одной из остановок нашей экологической тропинки.

Дети: Лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на одной из станций экологической тропинки. Посмотрите, ребята, вот мы и попали на станцию «Зеленая аптека», кто же нас здесь встречает?

Дети вместе с воспитателем подходят к станции «Зеленая аптека», рядом с полянкой лекарственных растений за столом сидит «Доктор Айболит»

Дети: Доктор Айболит

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?

Доктор Айболит: У меня в Африке заболели ребята,

У них ангина, скарлатина и бронхит,

И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл….

Воспитатель: о чем ты забыл, Доктор Айболит?

Доктор Айболит: Забыл, какие лекарственные растения мне нужны, чтобы помочь моим пациентам!!

Воспитатель: Не расстраивайся, Доктор Айболит! Наши ребята помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать для них твоих пациентов.

Доктор Айболит: я буду вам очень благодарен.

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем доктору?

Дети: да

Воспитатель: смотри, доктор, лекарство растет прямо у тебя под ногами, смотри. Ребята, вы знаете, как называется это растение?

Дети: мать – и – мачеха

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим это растение повнимательней. Какие части есть у этого растения?

Дети: корень, стебель.

Воспитатель: аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт?

Дети: легким пушком

Воспитатель: как вы думаете, зачем растению нужен пушок?

Дети: он защищает растение от холода

Воспитатель: какие части еще есть у растения?

Дети: листья

Воспитатель: ребята, приложите ладонь к листу, посмотрите, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения?

Дети: большие

Доктор Айболит: а почему это растение называется мать – и – мачеха?

Воспитатель: сейчас, Доктор Айболит, ты увидишь и все сразу поймешь. Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете?

Дети: мягко, тепло

Воспитатель: словно матушка приласкала. А теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она?

Дети: гладкая, холодная

Воспитатель: в народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать – и – мачеха.

Доктор Айболит: А как мать – и – мачеха может помочь моим больным?

Воспитатель: ребята, подскажите доктору, каким больным может помочь это растение?

Дети: которые кашляют

Воспитатель: верно, значит, поможет вылечить бронхит у больных пациентов Доктора Айболита. Давайте, ребята, подскажем, как доктору лечить пациентов с помощью мать – и – мачехи.

Дети: собрать листья, помыть и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больных.

Доктор Айболит: обращает внимание детей на растущий одуванчик. Ребята, посмотрите какое чудо!

Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.

Что это такое?

Дети: одуванчик

Воспитатель: давайте его рассмотрим. Как вы его узнали?

Дети: по цвету

Воспитатель: ребята, ярко-желтые мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве?

Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву с корня.

Что это?

Дети: корень

Воспитатель: чего от него отходит?

Дети: множество отростков, которые называются корневище.

Воспитатель: для чего корневище?

Дети: в нем запасаются питательные вещества

Воспитатель: правильно, корневище у одуванчика – мощное. Еще что есть?

Дети: листья

Воспитатель: какие они?

Дети: резные

Воспитатель: есть стебель?

Дети: да

Воспитатель: потрогайте его. На что он похож?

Дети: на дудочку

Воспитатель: давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нам нужно сделать?

Дети: выкопать ямку, посадить одуванчик, и закопать корень.

Воспитатель: а что мы сейчас должны сделать?

Дети: полить

Воспитатель: правильно. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

Дети: когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после полива на стеблях и листьях, собирают лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение при этом может получить ожог.

Воспитатель: давайте польем растение

Берут лейку и поливают

Зачем нужно поливать растение?

Дети: мы с вами пьем, когда нам хочется, а растение нужно поливать, ведь оно также хочет пить.

Воспитатель: а если не поливать растение, что произойдет?

Дети: оно погибнет

Доктор Айболит: какие болезни лечит одуванчик?

Дети: если мама или папа не могут уснуть ночью – у них бессонница, о им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память, и они о чем-то забывают. Улучшить память им поможет настой из корня одуванчика.

Воспитатель: молодые листья одуванчика содержат много витаминов и используются в салате. Перед применением мы должны сначала подержать листья одуванчика в соленой воде 30 минут, и только после этого делать салат. Как вы думаете, для чего это нужно сделать?

Дети: чтобы удалить горечь

Воспитатель: правильно, это необходимо делать, чтобы удалить горечь, которая в небольшом количестве содержится в листьях одуванчика.

Доктор Айболит: ребята, а кто из вас знает стихотворение об одуванчике? Расскажите мне, пожалуйста.

Дети: глазок золотой, умный росой,

В небе синее глядит и за солнышком следит!

Стоит солнышку нахмуриться –

Золотой глазок прищурится.

Доктор Айболит: смотрите, а я еще какое-то растение нашел. Что это?

Воспитатель: давайте посмотрим. Ребята, вы знаете это растение?

Дети: подорожник

Воспитатель: как вы его узнали?

Дети: по листьям

Воспитатель: потрогайте их, какие они на ощупь?

Дети: упругие, с прочными, словно капроновыми, жилками

Воспитатель: какие листья по форме?

Дети: овальные

Воспитатель: давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве?

Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву с корня

Что это?

Дети: корень

Воспитатель: верно, ребята, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмем в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как делать гербарий, я расскажу вам в группе.

Доктор Айболит: каким больным поможет подорожник, что он лечит?

Дети: заживляет ранки

Воспитатель: правильно, ребята. Давайте сорвем листик подорожника и проведем аккуратно салфеткой по листику. Что осталось на салфетке?

Дети: пыль

Воспитатель: верно, на салфетке пыль, значит, наш листочек тоже пыльный. Сможем ли мы приложить его к ранке?

Дети: нет, он грязный

Воспитатель: что мы должны сделать?

Дети: помыть лист, смыть с него пыль.

Доктор Айболит: ну, в этом я вам смогу помочь. Вот здесь у меня на столике ест вода и соль. Сейчас мы сделаем, одну столовую ложку соли на два литра воды, растворяем соль в воде. Затем надо дать постоять воде 15-20 минут.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем нужен раствор?

Дети: чтобы убрать микробы

Воспитатель: моем листья подорожника. Ребята, что будем делать дальше?

Дети: потрем его и приложим к ране.

Доктор Айболит: какие еще болезни можно вылечить подорожником?

Дети: отвар подорожника лечит болезни горла

Воспитатель: ребята, посмотрите на это растение, кто из вас знает, как оно называется?

Дети: мята

Воспитатель: верно, мята, как вы это определили?

Дети: по маленьким листьям

Воспитатель: скажите, какие листочки по форме?

Дети: овальные

Воспитатель: сорвите аккуратно листик мяты, вначале помоем его, а потом потрем в ладошке. Понюхайте, что вы почувствовали?

Дети: аромат

Воспитатель: верно, ребята, мята имеет приятный запах, так и хочется чай пить с мятой

Доктор Айболит: а это растение сможет помочь моим больным?

Дети: если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты, сразу почувствуете облегчение. Если у дедушке болит печень – мята поможет снять боль. Папа пришел расстроенный с работы, и у него вдруг заболело сердце – мята и здесь поможет – улучшит сердечную деятельность и успокоит. Если выпить перед сном чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый.

Доктор Айболит: как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки неблизкий.

Воспитатель: ребята, давайте поможем Доктору Айболиту и подскажем ему, как можно сохранить эти растения и расскажем о правилах сбора и хранения лекарственных растений.

Дети: травы и цветущие растения собирают в лесу, на лугах и полях. Есть они и на нашей экологической тропе. Высушивают и хранят в сухом теплом месте.

Воспитатель: ребята, расскажите Доктору Айболиту, где нельзя собирать растения

Дети: нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города.

Воспитатель: почему, знаете?

Дети: нет

Воспитатель: тогда я вам расскажу. Как мы с вами дышим, так и растения дышат, поэтому впитывают в себя то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом, они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека. Запомнили?

Дети: да

Доктор Айболит: какие вы молодцы!

Воспитатель: Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?

Доктор Айболит: Спасибо большое, помогли все вспомнить я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться в путь.

Дети прощаются, Доктор Айболит уходит

Воспитатель: сейчас мы с вами превратимся в красивый одуванчик

Прямо к солнцу, на восток. «растут», тянутся к солнышку

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, стряхивают руки

Как упавшая слеза. Руки к глазам и в стороны

Листик ярок и зелен, качают руками

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям руки вперед – назад

Он согнется тут и там. Наклоны в стороны

Даже буря не сломает, круговые вращения

Лишь немного помотает. Раскачиваются из стороны в сторону

Всех приветствует головкой, Ладошки под подбородком

Улыбается, звенит, «фонарики»

Свежесть дарит, наслажденье, повороты

Береги его, малыш!

Воспитатель: нам пора отправляться в путешествие. Давайте скажем волшебные слова и окажемся на другой остановке нашей экологической тропинки.

Дети: лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на следующей остановке нашей тропинки, которая называется «Муравейник». Давайте посмотрим на наш план, туда ли мы попали?

Дети работают с планом.

Ребята, посмотрите, здесь кто-то плачет. Кто это?

Дети: муравей

Воспитатель: что же с ним случилось, почему он плачет? Давайте, ребята, узнаем об этом.

Муравей: беда, муравейник мой разорили

Воспитатель: кто такое сотворил? Муравейник разорил?

Муравьишки, бедные, остались без жилья.

Многолетняя работа их пропала зря!

Кто же это здесь не знает,

Что без муравейника

Лес здоровым не бывает!

Воспитатель приглашает подойти детей поближе к муравейнику.

Давайте посмотрим с вами на муравейник. Кто в нем живет?

Дети: муравьи

Воспитатель: посмотрите на них, какие они?

Дети: маленькие

Воспитатель: ребята, послушайте поговорку: «Трудолюбив, как муравей». О ком так говорят?

Дети: о людях, которые много работают.

Воспитатель: верно, муравьи и в самом деле труженики. Из чего они строят свои дома?

Дети: из маленьких веточек, кусочков коры, из крупной хвои, укрепляют все это почвой, смоченной слюной.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательней, может, мы с вами увидим муравья, который несет на себе какую-нибудь веточку или жучка.

Рассматривают.

Что вы можете сказать о муравьях, какие они?

Дети: сильные, выносливые

Воспитатель: Какая семья у муравьев, посмотрите, сколько их здесь?

Дети: много, большая семья.

Воспитатель: да, ребята, семь у муравья действительно очень большая, несколько миллионов особей. Вы знаете, кто главный в муравьиной семье?

Дети: самка

Воспитатель: кто заботится о потомстве?

Дети: муравьи-самки

Воспитатель: каких муравьев называют пастухами?

Дети: муравьи, которые выводят из подземелья перезимовавших тлей, потом собирают капельки, которые выделяют тли, и несут их в муравейник для голодных муравьев.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, в каком домике-муравейнике муравьи чувствуют себя спокойнее – в лесном или городском?

Дети: лесном

Воспитатель: почему?

Дети: безопасней, меньше людей

Воспитатель: почему муравьев называют санитарами леса?

Дети:

Воспитатель: давайте рядом с нашим муравейником повесим знак. Кто из вас догадался, что он обозначает?

Дети: нельзя убивать муравьев и разорять их муравейники

Воспитатель: муравьишка, теперь тебе нечего бояться. Наш ребята, юные друзья природы, всегда будут защищать и оберегать вас. Верно, ребята?

Дети: да

Воспитатель: ребята, на скольких стоянках мы с вами сегодня побывали?

Дети: на двух

Воспитатель: как называлась первая стоянка?

Дети: «Зеленая аптека»

Воспитатель: с какими лекарственными растениями на ней мы встретились?

Дети: мать – и – мачеха, подорожник, одуванчик, мята

Воспитатель: Как называлась вторая станция?

Дети: «муравейник»

Воспитатель: что нового мы узнали здесь? Почему муравьев назвали «санитарами леса»?

Дети: они защищают лес от всяких вредных насекомых, которые поедают листья и кору деревьев; стаскивают в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек

Воспитатель: показывает цветик – семицветик.

Посмотрите у нас с вами еще остались лепестки, они помогут нам с вами в следующем путешествии по экологической тропинке. Сегодня мы с вами стали юными друзьями природы, природы родной, - знатоками и любителями. В память о нашем сегодняшнем путешествии я дарю вам вот эти эмблемы

Вручает детям эмблемы

А наши маленькие малыши подготовили для вас музыкальный подарок.

Дети в костюмах исполняют «Танец цветов»

Список использованной литературы:

  1. Л.П. Магомедова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»
  4. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
  5. Л. Савчук «Наша планета Земля»

Елена Повтарь
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада»

Занятие проводится на территории сада .

Ребята, а вы любите путешествовать ? Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие по экологической тропе детского сада . Экология , т. е. природа, а природа – это реки, леса, растения, животные, солнце, облака. И я предлагаю навестить некоторых представителей природы, которые живут на территории нашего участка. Согласны?

Ребята, на нашем пути возникли некоторые препятствия :

1. Ходьба по кочкам

2. По мостику

1 пункт «Травушка-муравушка»

Ребята, посмотрите, а что это у нас под ногами? (трава)

Правильно. Мы с вами каждый день здесь ходим, играем, бегаем, но не обращаем никакого внимания на травку. А она, как ковер, застилает большую часть нашего участка, радуя нас своей зеленью.

Как вы думаете, каким был бы наш участок без травы? (скучным, унылым, серым)

Наклонитесь, потрогайте ее ручками.

Какая травка на ощупь? (мягкая, прохладная, нежная) . Как приятно в жаркий денек посидеть и поваляться на ковре из травы. Давайте и мы присядем.

Как называется вот эта травка? (подорожник)

Почему она так называется? (растет у дороги)

Кто из вас знает, почему она растет вдоль дорог? Существует легенда, что слово подорожник означает «след человека» . В давние времена, когда еще не было транспорта, люди передвигались пешком. К одежде человека цеплялись семена растения. Таким образом, не догадываясь, человек расселял семена. Осыпаясь, они прорастали, вдоль тропинки , дорожки. Отсюда и название подорожник.

Ребята, а ведь подорожник обладает лечебными свойствами.

Кто знает, чем он полезен? (прикладывают к ранкам, отвар пьют при болезни желудка)

Давайте соберем немного подорожника в корзинку, высушим его, он нам еще пригодиться на занятиях .

2 пункт «Божья коровка»

Ребята, приглядитесь внимательнее, кого вы тут видите? (божьи коровки)

Да это божья коровка. Этот жучок совсем маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих у него семь красных точек. Чуть тронешь его, испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Ни движим, ни с места. И если никто и ни что его не беспокоит, жучок опомниться и дальше поползет.

Ребята, а чем полезна божья коровка? Она прилежно охотиться за тлями. Тли очень маленькие насекомые, меньше булавочной головки, слабенькие, но очень вредные. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях плодовых деревьев и портят их. Тли делают дырочки в плодах и листьях. Много овощей и фруктов испортили бы тли, если бы не божья коровка.

Наши предки славяне называли «божью коровку» - «солнышком» . Современное название появилось гораздо позже. Эти насекомые выделяют «молочко» , правда, не белое, а оранжевое. Конечно на самом деле это вещество, не какое не молочко, а едкая и неприятно пахнущая жидкость.

Кто знает, почему коровка имеет ярко красную окраску? Дело в том, что насекомым здорово достается от пернатых. Поэтому некоторые из них имеют яркую окраску, отпугивающую хищников. Они как бы предупреждают «не ешь меня, я ядовитый» . Вот почему спокойно ползет по растению божья коровка

Чтение стихотворения ребенком :

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый день знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

3 пункт «Кустарники»

Как называется это растение? (черноплодная рябина)

Почему она так называется? Покажите плоды. Какого они цвета?

Кто пробовал эти ягоды? Какие они на вкус?

Что из них можно делать?

Эти ягоды очень полезны, в них много витамин, рекомендуются употреблять людям с повышенным давлением.

Черноплодная рябина-это куст или дерево? Почему вы так думаете?

Эти кусты еще являются украшением нашего участка.

Назовите условия, при которых растение хорошо себя чувствует? (тепло, солнце, рыхление, уничтожение сорняков, полив) .

-Трудовая деятельность : дети поливают кустарники из леечек.

-Преодоление препятствий : спуск по лестнице

ходьба «змейкой» между игровым оборудованием.

4 пункт «Муравейник»

Узнайте, из загадки с кем состоится наша следующая встреча.

В лесу у пня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

Что это за дерево? (ель)

А что под елью? (муравейник)

Кто знает, что представляет собой муравейник?

Жилище муравьев- это сложное, многоэтажное сооружение. Муравейник постоянно улучшается и совершенствуется (высота его нередко достигает одного метра) . В нем много различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки, куколки муравьев и живут взрослые особи, несущие различные обязанности (рабочий, солдат, нянька и т. д.) . Муравьи трудятся, подобно маленьким человечкам.

Какую роль выполняют в природе муравьи?

Дети, иногда можно увидеть такую картину, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол и не полюбоваться великим муравьиным переполохом.

Представьте, что станется с муравьями? Такие развлечения губительны для насекомых. Если муравьи не успеют до первого дождя отремонтировать поврежденный купол, на ремонт требуется 2-3 дня, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи. Бывает случайно, не заметив, человек наступает на муравейник и тем самым наносит вред жилищу насекомых. Как мы можем в таких случаях уберечь муравейник на нашем участке?

-Трудовая деятельность : вместе с детьми делаем ограждение, ставим табличку «Осторожно муравейник» .

5 пункт «Березка»

Ребята, посмотрите на этот пень. Это не простой пень, он может многое нам рассказать Например, сколько лет было дереву, когда его спилили.

Кто знает, как определить возраст дерева по пню? (по годичным кольцам)

А еще мы можем определить, что за дерево здесь росло. Кто сможет ответить на этот вопрос, ведь у нас нет ни листочков, ни плодов? (березка, по коре)

Правильно береза. Это стройное, красивое дерево. Много стихов и песен сложено о нем. Одну из песен знаем и мы с вами.

Исполнение песни «А я в лесе был, березку рубил»

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Прогулка по экологической тропе» Программное содержание: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать). Учить делать простейшие.

Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми Цель: формирование представлений.

Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». (подготовительная к школе группа) Программные задачи: ОО «Познавательное.

Планирование работы по экологической тропе на территории детского сада 5–6 лет Детский сад №7 Г. Нелидово Перспективное планирование работы по экологической тропе на территории детского сада. Старшая группа..

Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры. Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры и развитию исследовательской активности.