Конспект по развитию речи лексико грамматические. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБОУ «Федоровская СОШ №1», п. Федоровский, ХМАО-Югра

Конспект логопедического занятия по развитию

лексико-грамматического строя речи у младших школьников

Тема «Домашние животные и птицы»

Цель: Развить лексико-грамматический строй речи, расширить и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Задачи:

    Активизация и расширение словаря по теме «Домашние птицы и животные»: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, развитие связной речи.

    Использование детьми в речи грамматических конструкций.

    Развитие речевого дыхания, орального праксиса, просодии.

    Совершенствование координации движений в сочетании их с речью.

    Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

    Совершенствование зрительного восприятия и речевого слуха.

    Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

    Обучение приёмам массажа.

    Воспитание чуткости и бережного отношения к животным.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных,

игрушки («говорящая» собака, петушок, курица, цыплёнок), схема описательного рассказа, изображения леса и скотного двора, крупа, аудиозапись голосов домашних птиц и животных, дидактическая игра «Семья», индивидуальные зеркала, презентация к занятию.

1.Перед занятием дети говорят фразу:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат такие же изображения животных»:

Зайца, медведя, волка, лисы – (ребёнок делает обобщение) дикие животные

Огурца, помидора, моркови, капусты – овощи

Яблока, груши, винограда, ананаса – фрукты

Гуся, петуха, кошки, собаки – домашние животные и птицы.

Это и будет темой сегодняшнего нашего занятия «Домашние птицы и животные» . Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? А у кого из вас дома есть домашние питомцы? Какие? Как вы за ними ухаживаете?

Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц.

Дети просматривают видеоролик с аудиозаписью «Кто пасётся на лугу?»

2. Отгадайте загадки, о каких животных идёт речь?:

Му-му-му, молока кому? корова

Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». козёл

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком. собака

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Всё время умывается, а с водой не знается. кошка

Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок. Конь

3. Упражнения для развития орального праксиса: артикуляционная и мимическая гимнастика:

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись,

Звонко цокать научись.

На лошадке прокатились,

Звонко цокать научились.

Остановить её пора.

Тпру-тпру, слезай-ка, детвора!

Упражнение «Лопаточка» , (собака высунула язык)

Целый день щенок играл,

И, конечно же, устал.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка)

Вы попробуйте, ребята

Как весёлые утята

Губы потянуть вперёд.

Никто из вас не устаёт?

Даже если мы устанем,

Их тянуть не перестанем.

Будем долго так держать,

Свои губы укреплять.

Упражнение «Улыбка»

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится зверушкам.

Упражнение «Киска лакает молоко»

Производить лакательные движения языком.

Посмотрите как легко

Кот лакает молоко.

«Болтушка», (индюк болбочет)

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

А индюк наш есть не хочет,

Ходит он и всё болбочет.

«Злой пёс»

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Пёс оскалился сейчас,

Может укусить он нас.

«Толстый и худой поросёнок»

Надувать и сдувать щёки.

Один поросёнок толстячок,

А другой – худышка.

Цель: развитие речевого слуха, воспроизведение различных по высоте звукокомплексов.

5.Физкультминутка, упражнение по развитию речевого дыхания

«Петушок – золотой гребешок»

Петушок, петушок – золотой гребешок.

На окошечке сидел, песни петь он не хотел.

Пришёл бычок – петушок молчок.

Прибежала овечка – петушок ни словечка.

Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.

Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.

6. Дидактическая игра «У кого – кто?»

Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.

Образование множественного числа имён существительных.

7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Цель: Образование творительного падежа имён существительных.

8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: Образование предложного падежа имён существительных.

10. Составить описательный рассказ о домашнем животном или птице по схеме.

У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут? Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.

Придумайте клички: для кошки, для собаки, коровы.

11. Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование относительных прилагательных.

12. Логоритмическое упражнение «Купим мы бабушка себе курочку»

Купим мы, бабушка, себе курочку. Курочка по зёрнышкам, кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка та-та-та-та.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка. Индюшонок фолды-болды.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку. Кисонька мяу-мяу.

Купим мы, бабушка, себе собачонку. Собачонка гав-гав.

Купим мы, бабушка, себе поросёнка. Поросёнок хрюки-хрюки.

Купим мы, бабушка, себе коровёнку. Коровёнка муки-муки.

Купим мы, бабушка, себе лошадёнку. Лошадёнка нуки-нуки.

Логопед: Купим мы, бабушка, себе бегемота.

Дети: Бегемота? Так играть нам неохота.

Логопед: Отчего же? Почему ничего я не пойму?

Дети: Потому что Вы всё перепутали, ведь это же не домашнее животное.

Логопед: А тогда скажите, каких домашних птиц и животных вы встретили в этой шуточной песенке?

13. Дидактическая игра «Отгадай, кто это»

Сторожит, грызёт, лает - собака

Хрюкает, роет - поросёнок

Ржёт, бегает, скачет - лошадь

Мяукает, лакает, царапается - кошка

Мычит, жуёт, ходит – корова

Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок

Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами - петух

14. Логоритмическое упражнение «Игра в стадо»

Дети:

Мы вчера играли в стадо, (идут по кругу, взявшись за руки)

И рычать нам было надо.

Мы рычали (рычат)

И мычали, (мычат)

По-собачьи лаяли. (лают)

Не слыхали замечаний

Елены Николаевны.

А она сказала строго:

Логопед:

Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких вижу в первый раз.

Дети:

Мы сказали ей в ответ:

Никаких детей здесь нет! (отрицательно кивают головой)

Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на обеих руках)

Мы собаки и коровы.

А она в ответ:

Логопед:

Да что вы!

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

И прошу иметь в виду: (дети идут друг за другом)

Я коров домой веду.

15. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

На магнитной доске укреплены изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.

Логопед: Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

- За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

- Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.

16. Рассказывание логопедом сказки «Как гусь всем завидовал».

Логопед ставит иллюстрации на наборное полотно по мере рассказывания.

Логопед : Эту сказку рассказал нашей знакомой девочке аист, который жил в деревне у бабушки на крыше ее дома.

Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел...

Появился как-то на птичьем дворе индюк. Толстый и важный, хвост веером. «Вот бы мне такой хвост!» - подумал гусь и просит индюка;

- Давай меняться! Тебе - мой хвост, мне - твой.

Подумал индюк и согласился. Увидел с крыши гуся аист и стал смеяться:

- Ты не гусь, не индюк! Ха-ха-ха!

Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг увидел у аиста длинные красные ноги. «Вот бы мне такие!» - подумал гусь и говорит аисту:

- Давай меняться. Тебе - мои короткие ноги, а мне - твои длинные.

Посмеялся аист и согласился. Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья на ее маленькие пестрые выменял. У петуха свой большой пестрый клюв обменял на острый петушиный. Добрый петух подарил гусю заодно и гребешок, и бородку, и «кукареку» в придачу.

Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистиных ногах, маленькими куриными крылышками без толку машет, индюшиный хвост веером распускает, петушиной бородкой трясет. Навстречу ему стадо гусей.

- Га-га-га! Это что за птица?

- Я гусь! - крикнул гусь и захлопал куриными крылышками: - Ку-ку-ре-ку! Я лучше всех!

- Ну, если ты гусь, идем с нами, - сказали гуси.

Пошли гуси на лужок, и «гусь» с ними. Все гуси траву щиплют, а «гусю» петушиная бородка мешает. Пошли гуси на пруд купаться, и «гусь» с ними. Все гуси в пруду плавают, а «гусь» по берегу бегает, аистиные ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись, лиса. Все гуси загоготали и полетели. Один «гусь» остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы, да индюшиным хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай ее щипать со всех сторон. Бросила «гуся» лиса и убежала.

- Спасибо, гуси, спасли вы меня! - сказал «гусь». - Теперь я знаю, что мне надо делать.

Пошел он к индюку и вернул хвост веером, аисту - длинные ноги, курице - пестрые крылышки, петуху - острый клюв, бородку, гребешок и «кукареку».

И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый.

Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!

Беседа по сказке.

Логопед: Как называется сказка, которую я вам рассказала?

Дети: Сказка называется «Как гусь всем завидовал».

Логопед: Кому завидовал гусь? Почему? Перечислите по порядку.

Дети: Гусь завидовал индюку, потому что у индюка хвост веером.

Еще гусь завидовал аисту, потому, что у аиста длинные красные ноги.

Гусь завидовал курице, потому что у нее пестрые крылышки.

Гусь завидовал петуху, потому что у петуха есть гребешок, бородка, острый клюв и «кукареку».

Логопед: Как выдумаете, кто из перечисленных птиц лишний и почему?

Дети: Лишний аист, потому что он - перелетная птица, а все остальные птицы - домашние.

Логопед : Что произошло с завистливым гусем?

Дети: Его чуть не утащила лиса.

Логопед: Кто его спас?

Дети : Его спасли другие гуси.

Логопед : Как они поступили?

Дети: Они поступили как настоящие друзья, потому что помогли тому, кто попал в беду.

Логопед: А вы всегда помогаете своим друзьям?

Дети: Да! Конечно!

17. Обучение приёмам массажа.

Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём

И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.

Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.

Вот поймали червячка, ухватили за бочка.

Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.

Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает.

18. Рефлексия

19. Домашнее задание.

Предложить детям вырезать и раскрасить дома контурные изображения домашних животных и птиц. На следующем занятии мы приклеим их на макет скотного двора и птичника, всё это подарим детям младшей группы.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

– Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

– Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме)

– Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

– О большом доме? (домище)

– Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

– Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

– Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

– Кто строит дома? (строители)

– Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

– Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

– Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

– Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

– Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

– В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

– Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

– Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. – Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

– Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

– Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из камня – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –

9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Первый период обучения (сентябрь – ноябрь). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Научить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать слуховую память.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: стакан с водой, банка, тарелка, пустые чашки, компот в банке, молоко в банке, вода в банке, картинки (врач, лекарство, шофёр, канистра, девочка Маша, сок, дедушка, чайник, садовник, цветы на клумбе, папа, вода), лейка, вода, цветы на подоконнике, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед беседует с детьми по вопросам:

Кто в детском саду готовит для детей?

Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник ).

А что пьёте на третье? (компот, кисель, чай, молоко ).

Логопед : Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:

Чай, кисель, компот.

Сок, кофе, какао.

Молоко, кефир, кофе.

Борщ, щи, свекольник.

Какао, сок, кисель.

Сообщение цели занятия.

Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Кто хочет с завязанными глазками попробовать напиток и определить, что это был за напиток? Я завяжу тебе глазки, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпил(а)? (ребёнку предлагается выпить глоток из стаканчика с водой).

Ребёнок: Воду.

Логопед: А теперь вылей воду. (Ребёнок выливает воду).

Маша выливает воду.

Дети: Маша выливает воду. (Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе).

Логопед: Подойди ко мне, Ира. Налей воду. Дети, что делает Ира? Ира наливает воду.

Дети: Ира наливает воду. (Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе).

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Маша и Ира?

Дети: Разные.

Логопед: Правильно. Налить – можно во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить – можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что ещё можно налить? Иди, Миша, налей молока. А ты, Максим, налей компота.

Дети составляют предложения про Мишу и Максима.

Логопед: Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Дети: Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т.д..

Логопед: А что наливает шофёр в бензобак своей машины?

Дети: Шофёр наливает бензин.

Логопед: Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Давайте представим, что у нас вот в этой тарелочке прокисший суп, а в этой чашечке совсем холодный чай. Кто выльет прокисший суп и чай и расскажет нам о своих действиях?

Дети: Дима выливает суп (чай).

Физкультминутка.

Логопед: Дети, посмотрите-ка на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли и цвели, их надо поливать. Давайте возьмём лейку и польём их.

Дети поливают по цветочку, остальные комментируют действия товарища: Маша поливает цветок.

Логопед: А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения: Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поливает дорожку, улицу.

Логопед ещё раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» часть слова по- , выражающая другое действие.

  1. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед: А сейчас мы поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова (на, налить, по, полить, по, вы, вылить, на ).

А теперь исправьте ошибки. В предложениях части слова на-, по-, вы- перепутались между собой.

Мама поливает суп.

Садовник наливает клумбу.

Паша поливает молоко.

Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действием и интонационно выделяют префиксы глаголов.

  1. Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложения по картинкам : врач – лекарство, шофёр – канистра, девочка Маша – сок, дедушка – чай, садовник – цветы, папа – вода .

Логопед: У вас на столе конверты с картинками. На счёт «раз» возьмите конверты. На счёт «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счёт «три» составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-действий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофёр наливает бензин.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы выполняли разные действия и составляли предложения. Назовите, какие действия вы выполняли? (С префиксами на-, по-, вы-).

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Транспорт

Третий год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

ЗАДАЧИ:

1) обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

2) закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

3) активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

4) закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

5) закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с.

6) закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

7) закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

8) познакомить детей с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

проектор или экран; презентация в программе Power Point к занятию; видеоролик про автомобили; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся правильно говорить»; «водительское удостоверение» на каждого ребенка; игрушечные автомобили; картинки на тему «транспорт»; опорная схема для описательных рассказов; листы бархатной бумаги с контурами разных машин; клубки ниток на каждого ребенка; мяч; сигнальный кружок на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание детей на экран. Дети смотрят видеоролик про автомобили.

Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

Логопед: Правильно, о транспорте.

Логопед : Ребята, посмотрите на экран.

А как вы думаете, какой бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Логопед: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. Индивидуальные ответы детей

Логопед обращает внимание детей на экран

Проводится игра «Дружит или не дружит».

На экране по три картинки.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем, какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить».

Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.

Артикуляционная гимнастика

«Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море», «Гребем веслом».

«Лодочка», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз».

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мостовой».Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

На экране картинки.

Логопед: Обратите внимание на экран, что вы видите на картинке?

Дети : Хвост самолета и лисий хвост.

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?

Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Логопед: Как вы думаете для чего крыло самолета? крыло птицы?

Как вы думаете для чего нос теплохода? нос волка? нос человека?

Упражнение «Из чего-какой?» закончи предложения.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран.

Дверца из металла (какая?)

Дети: Металлическая.

Логопед: Руль из пластмассы (какой?)

Дети: Пластмассовая.

Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)

Дети : Кожаное.

Логопед: Колесо из резины (какое?)

Дети: Резиновое.

Дети стоят около логопеда полукругом

Логопед: Ребята, давайте поиграем в

игру «Летит, едет, плывет».

Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

Упражнение «Что на что похоже»

На ковре размещены две группы картинок.

Первая группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.

Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.

Дети : Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.

Физкультминутка

«Шофер» (проводит один из детей)

Едем, едем на машине,

(движения рулем)

Нажимаем на педаль,

(сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли:

Влево, вправо - чистота.

(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер.

(шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда!

(поднять большой палец)

Логопед: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?

Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Повторение шуточного стихотворения.

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),

Во двор... (заехали), вот и... (приехали).

Логопед проводит

игру с мячом «Один-много».

На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).

На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).

На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).

На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).

На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).

На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).

Упражнение «Расскажи-ка»

Логопед: Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.

Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.

Логопед: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.

Итог занятия.

Логопед : Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: …

Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.

Дети прижимают кулачок к уху.

Ответы детей.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать общую моторику.
  2. Учить согласовывать движения с речью.
  3. Развивать мыслительную деятельность.
  4. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
  5. Учить имитировать голосом особенности зверей.

ОБОРУДОВАНИЕ: маски зверей (лисы, белки, медведя, зайца, волка), картинки (лисы, волка, зайца, медведя, белки, части тела этих животных, жилища этих животных).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Логопед : Отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу, на старом дубе,

Орешки я грызу. (Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь).

Рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Каким словом можно назвать всех этих зверей?

Дети: дикие животные, лесные звери.

Логопед: У каждого большого зверя есть детёныши. Давайте назовём их.

Дети называют детёнышей зверей.

  1. Игра «Найди свою маму».

Логопед раздаёт детям маски животных. Каждый ребёнок надевает на себя маску и зовёт своего детёныша голосом, имитирующим особенность зверя, чья маска на нём надета.

Дети: Я лиса. Где мой лисёнок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? И т.д.

  1. Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок-скок-скок.

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идёт ли серый волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, подтянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Игра «Чей хвост, чьи уши?»

Выставляются картинки с изображением зверей.

Логопед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у всех этих зверей? (морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий. Чьи лапы? – Волчьи, лисьи.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.п..

Детям раздаются картинки с изображениями животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки.

  1. Игра «Найди свой домик».

Логопед: Все звери живут в домах, которые по-разному называются: конура, нора, гнездо, берлога. Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных.

Дети: Это лисий хвост. Мой зверь – лиса. Она живёт в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живёт в дупле. И т.д.

  1. Итог занятия.

Логопед выставляет 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она лишняя.

(лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

Беличья морда, медвежьи лапы, вол, заячьи уши).

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗИМА.

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи.

ЦЕЛЬ: Учить детей составлять рассказ по теме «Зима».

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать слуховую память.
  2. Учить образовывать прилагательные от наречий и наоборот.
  3. Учить составлять простые распространённые предложения.
  4. Учить согласовывать движения с речью.
  5. Развивать мыслительную деятельность.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, картинки для составления предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Логопед : Сядет тот, кто запомнит и повторит слова:

Холодная, морозная, снежная зима.

Белый, пушистый снег.

Холодные, крупные снежинки.

Прозрачный, гладкий, ровный лёд.

Холодный, сильный ветер.

Снегири, воробьи, синицы.

  1. Беседа о зиме.

Логопед: Я вам загадаю загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Какая погода стоит зимой?

Дети: Холодная.

Логопед: Если зимой холод, то какая это зима?

Дети: Холодная.

Логопед: Что выпадает зимой?

Дети: снег.

Логопед: Если зимой снежно, то значит зима какая?

Дети: Снежная.

Логопед: А если зимой морозно, то какая зима?

Дети: Морозная.

Аналогично от наречий: рано, поздно, метельно – ранняя, поздняя, метельная.

Логопед: Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним всё, что мы рассказали. Какая зима?

Дети: Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная.

Логопед: А если зимой очень-очень холодно, дуют сильные ветры, то такую зиму называют «студёная».

А сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.

Дети составляют предложения о зиме, разглядывая картинки (снег, дом, деревья и т.п.).

Логопед: Вы говорили, что зимой падает снег. А какой он, снег?

Дети: Белый, пушистый, лёгкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый, скрипучий.

Логопед: Какие бывают сугробы?

Дети: Большие, высокие, пушистые, мохнатые.

Логопед: Давайте составим предложение о сугробах.

Дети: Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед: Что происходит с реками, озёрами, прудами зимой?

Дети: Они замерзают. Покрываются льдом.

Логопед: Какой бывает лёд?

Дети: Твёрдый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Логопед: Значит реки и озёра покрываются прозрачным, скользким льдом.

  1. Физкультминутка.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом),

  1. Помогите птицам.

Логопед: А птицы зимой есть? Какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, синицы, вороны и т.д.

Логопед: Если эти птицы у нас зимуют, то как их называют?

Дети: Зимующими.

Логопед: Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

Дети: Холодно. Голодно.

Логопед: Давайте составим предложения о том, как птицам зимой.

Дети: Зимующим птицам холодно и голодно.

Логопед: А как можно помочь птицам зимой?

Дети: Сделать кормушку.

  1. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ.

У каждого ребёнка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой.

Логопед предлагает каждому ребёнку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ.

Например: Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились мягкие сугробы. Реки и озёра покрылись прозрачным твёрдым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети повесили птицам кормшку.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы составляли предложения о зиме и рассказы. А кто помнит, какое новое слово мы узнали о зиме? Какая она бывает, когда очень-очень холодно и дуют сильные ветры?

Вам хочется помочь птицам зимой? Тогда вы тоже можете сделать кормушки и насыпать в них птичкам корм.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Наш дом.

Третий год обучения (подготовительная группа). Второй период обучения.

Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи.

ЦЕЛЬ: Обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать развивать связную речь.
  2. Продолжать развивать внимание, мышление.
  3. Продолжать учить сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
  4. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

ОБОРУДОВАНИЕ: игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

  1. Образование родственных слов.

– А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

  1. Расширение словаря за счёт пассивного словарного запаса.

– В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке).

Кто строит дома? (строители)

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник).

  1. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия.

Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

  1. Физкультминутка.

Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

  1. Образование прилагательных.

– Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

– Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы - из бумаги -

из камня – из металла - изо льда -

из глины - из стекла - из дерева –

– Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

  1. Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось? Логопед отмечает, что у детей получилось на занятии, а что не очень. И подводит итог.


Разделы: Начальная школа

Пояснительная записка

В настоящее время существенно увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Среди таких детей наибольшую численность составляют дети с речевой патологией.

Общее недоразвитие речи – очень распространённый вид речевой патологии. В современной логопедии под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.

Опыт работы в национальной школе с детьми тундровиков КМНС убеждает, что дети, воспитывающиеся в условиях ограниченного количества речевых партнеров, приходят в школу с общим недоразвитием речи, со сниженным фонематическим слухом, недостаточной сформированностью лексико-грамматических конструкций и недоразвитием связной речи.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида – учебной деятельности – залог успеха в логопедической работе.

Актуальность представленного цикла логопедических занятий заключается в том, что система учителя-логопеда направлена на становление и развитие речи детей тундровиков КМНС поступающих в первый класс. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

Новизна в практическом плане представляет определение содержания выбранных понятий с выделением не только названий предметов, входящих в это понятие, но связанных с ним качеств и грамматических категорий. Серия логопедических занятий построена по тематическому принципу в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении всего младшего школьного возраста.

Логопедические занятия – часть системы коррекционно-образовательного процесса в группе учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Представленный материал включает 7 конспектов занятий, в ходе которых у учащихся обеспечивается закрепление лексико-грамматических навыков, осуществляется коррекция недостатков познавательных процессов.

Содержание конспектов соответствует требованиям программы коррекционного обучения и воспитания детей с недоразвитием речи. При составлении конспектов учитывались как общедидактические, так и специфические принципы логопедического воздействия. Речевой материал, используемый на занятиях, подобран с учётом высокой частотности слов словаря 6-7 летнего ребенка, а также с учетом звуковой и слоговой наполняемости этих слов.

Использование различных дидактических игр и игровых приёмов в процессе занятий пробуждает у детей познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, стимулирует развитие памяти, внимания.

Для коррекционного воздействия всегда важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлечённой лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств или отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без неё они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия. Постепенно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи слов в предложении.

Данная серия занятий представляет собой опыт работы с детьми-логопатами по активизации и обогащению словаря и логико-грамматических категорий.

Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий.

Юлия Роднова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение и активизация словаря по теме «семья»

Продолжать работу по обучению образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Учить образовывать сравнительные степени прилагательных

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение подбора прилагательных

Развивать умение образования притяжательных прилагательных

Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление

Воспитательные:

Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким, стремление заботится о них;

Создание позитивного микроклимата в группе;

Привитие любви и уважения к мамам;

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие»;

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»

Ход работы

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте пожелаем все вместе друг другу доброго утра. 3,4

Теперь садитесь, пожалуйста, за свои места.

2. Объявление темы

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Верно. О семье. Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех (полным предложением)

3. Кто кем приходится?

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра с мячом.

Я буду называть членов семьи. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать ласково.

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

5. Подбор прилагательных

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы скоро будем отмечать?

Международный женский день – это светлый праздник - праздник наших бабушек, мам, праздник всех женщин и девочек. Традиционно каждый год 8-го марта в нашей стране все мужчины поздравляют женщин с праздником. Дарят им подарки и цветы, помогают по хозяйству.

Скажите, какими качествами обладает мама? Какая она? (красивая, терпеливая, нарядная, нежная, ласковая, скромная, заботливая, веселая, умная, щедрая)

6. Динамическая пауза

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три – в ладоши три хлопка,

(Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Игра на развитие слухового внимания

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дворника, сестру…

8. Выберите предмет. Подумайте, кто и что может делать этим предметом?

Детям предлагаются предметные картинки.

9. Образование притяжательных прилагательных

Платок мамы

Фартук бабушки

Инструменты папы

Шляпа дедушки

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

10. Образование сравнительной степени прилагательных

заботливая

трудолюбивая

здоровая

счастливая

11. Заключительная часть

Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.