Формирование гражданственности и патриотизма. Воспитание гражданственности. Материал на тему: Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма"

Выступление на ШМО классных руководителей по теме:

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»

Заместитель директора по УВР Москотельникова Н.В.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа .

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.

Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами

член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные

интересы.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Частные цели гражданского воспитания можно классифицировать (по признаку воздействия на сферы личности) на три группы: цели формирования гражданского сознания личности – представлений, взглядов, убеждений, идеалов; цели формирования эмоциональной сферы – чувств, переживаний, отношений; цели формирования поведения и участия в деятельности.

1) Цели формирования гражданского сознания личности – это философско-мировоззренческое самоопределение человека, убежденность в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей; готовность к социальному и профессиональному самоопределению, национальное самосознание; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей. Это развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельность и независимость мышления.

2) Цели формирования эмоциональной сферы гражданина: развитое чувство верности и преданности Родине, дому, семье, уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, чувства ответственности перед государством, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование эстетической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.

3) Цели формирования гражданского поведения – это направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, национализма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков общения, социальной мобильности, трудолюбия, готовности к службе в армии.

В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг. Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков… Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».

Гражданский долг - признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.

Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие государства. Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймёт. Что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм .

Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .

В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:

1-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека .

2-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации .

Главная цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнѐрские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, совместные дела. Только при этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения.

В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», «Историческое краеведение», новый предмет в 4-5 классах «Основы религиозных культур и светской этики». Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.

Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся, а так же внеурочная воспитательная деятельность в рамках школьной воспитательной программы и системы дополнительного образования.

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

Умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

Способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

Умение устанавливать контакты с другими людьми;

Готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

Неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

Умение любить свою Родину.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

Необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

Следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

Надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

Гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность;

Нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.


В новых политических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россия сегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания. Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств».

Цель гражданского воспитания: воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к , стремление к миру. Личность приобретает гражданские качества в семье, школе, социальной среде, вузе. Особенно важно продолжать прививать гражданственность во время обучения в вузе, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее .

Академик РАО Г.Н. Филонов утверждал, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи актуальнапедагогическая деятельность А.С. Макаренко .

А.С. Макаренко считал, что для формирования гражданственности необходимо воспитание таких качеств личности, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга. Процесс воспитания – сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, растут кражи, убийства, самоубийства.

Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды патриотизма, трудолюбия, нравственности, дисциплинированности. Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и, в общем, вся политика университета.

В нашем исследовании приняли участие студенты-технологи, юноши (20 %) и девушки (80 %), всего 20 человек. Студентам была предложена анкета, в которой предлагались следующие вопросы: «Вы считаете себя воспитанным человеком?», «Есть ли у вас качество гражданственности?», «Какое из качеств, составляющих гражданственность, у вас присутствует?», «Что такое, гражданственность?», «Как вы считаете, что в большей степени влияет на вашу гражданственность?», «Как вы думаете, воспитывает ли Вуз и преподавательский состав гражданственность в студентах?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Если вы патриот, то вы знаете гимн, конституцию, заботитесь об экологии своей страны?», «Хотите ли вы иметь такое качество, какгражданственность?» Анализ анкетирования показал следующее .

Большая часть студентов (80 %) считают себе вполне воспитанными людьми. Естественно, никто не хочет называть себя невоспитанным человеком. Но 15 % все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают о воспитании. 5 % затруднились дать ответ на этот вопрос. 2 % респондентов не знают, что такое гражданственность. 44 % отвечают, что им привили это в детстве и 44 % ответили, что занимаются самовоспитанием. Большинство из респондентов отметили, что из качеств, составляющих гражданственность, у них присутствует трудолюбие, ответственность и честность, а именно около 70 %. Еще 15 % отметили наличие патриотизма и честности, и остальные 15 % выбрали всё, кроме дисциплинированности.

Я считаю, что это очень важные качества для самореализации в жизни человека. На вопрос «Что такое, гражданственность?» 65 % респондентов ответили, что гражданственность – это любовь к родине, 30 %, что это патриотизм и 5 % ответили, что не знают. Большинство респондентов считают, что на их гражданственность повлияли семья и СМИ (90 %) и учебное заведение (10 %). Хотя армия является мощным фактором развития гражданственности, в нашем исследовании никто из молодых людей ее не назвал. 85 % студентов считают, что вуз и преподаватели способствуют воспитанию гражданственности у студентов. Студенты считают, что в вузе тоже идет процесс воспитания таких гражданственных качеств, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм. 87 % студентов считают себя патриотами своей страны. По мнению студентов, патриот знает гимн, конституцию, заботится об экологии своей страны. На вопрос «Хотите ли вы иметь такое качество какгражданственность?» 80 % опрошенных ответили, что имеют такое качество и 19 % хотели бы его приобрести. В заключение хочется отметить, что проблема воспитания гражданственности очень актуальна в настоящее время, среди студентов мы наблюдаем падение нравственности, общей культуры, многие молодые люди не знают своего Отечества, гимн страны. Среди юношей есть такие, которые не хотят служить в армии. «Гражданственность» и «патриотизм» для них пустые слова.

Поэтому мероприятия, проводимые в вузах, должны способствовать воспитанию у студентов нравственных качеств: чувства патриотизма, ответственности за свои поступки. По результатам теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Гражданственность – это культура, которая проявляется в дисциплинированности, уважении, доверии к другим людям и государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. 2. Вуз как социальный институт выполняет свою воспитательную роль. Вуз помогает накопить нравственный опыт, способствует формированию нравственного поведения, таких качеств, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.

Список использованных литературных источников

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология, – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.

2. Лихачев Б.Т. Социальная экология личности о творчестве Макаренко А.С. - М.: 1993. – 190 с. 3 Криворученко В.К. Единство нравственного и гражданского воспитания. – М. – 1990. – № 1. – С. 36–41.

Гох А. А.
Кубанский государственный технологический университет
Краснодар, Россия

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать также об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, классиках «серебряного» и «золотого» века, все это дает учащимся представление о патриоте, носителе передовой идеи.

Заключение

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:

педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;

на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;

школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить;

Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В.Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Дата: 09.01.2015

Воспитание гражданственности и патриотизма

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности.

К сожалению, события последнего времени подтверждают очевидность заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Нужно показывать все достижения - Руси -России - - Советского Союза - Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство - княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда дети смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Отказ от воспитания патриотических чувств у учащихся ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.

Впервые слово «патриот» (патриотизм (греч. Patris - отечество) появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:

«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Основные черты патриотизма:

1. почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области;

2. уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного, благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству";

3. конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своем доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Непатриотом являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм непатриотизма в России.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества, - писал А. Н. Радищев, - есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…». «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», - писал В. Г. Белинский. Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

В воспитании патриотизма значительное место имеет формирование у подрастающего поколения политического сознания. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей.

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании;

умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно- гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе

представить Россию и мое отношение к ней».

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского

и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать также о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном

преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, классиках «Серебряного и Золотого века», все это дает учащимся представление о

патриоте, носителе передовой идеи.

Воспитание гражданина в современной школе.

Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. У молодых людей возникает масса вопросов, например: « Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина?». Это сложные вопросы. Но истинный гражданин переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Учащиеся

пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по

телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится

обидно за свою страну (Лина Ц.)"; ": я берегу природу, не бросаю мусор,

покупаю отечественную продукцию (Марина К.); "чувство патриотизма

проявляется у меня на общегородских субботниках, работе на пришкольном

участке (Таня П.); "любить свою Родину - это значит помогать в решении

проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Наташа К.)"; "Я думаю,

что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за

Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает

характер, отвечает за нас (ЕвгенийВ.)".

Чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, иобщество. С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 55-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить».

Итак, задача поставлена верно. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию.

Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;

2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;

3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

1.Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам политических репрессий.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда былиярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, -писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 с лишним лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков, однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных там судеб.

Отсюда целями данного мероприятия должны быть:

1. Воспитание уважения к опыту прошлого.

2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным.

3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной

жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.

Сценарий разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Все

действие строится на основе местного материала. Форма мероприятия _ литературно- документальная композиция.

«Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей, поэтов, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как родная мать, Любит правду горькую в споре принимать».

Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Человек подрастает, становится старше, но где бы он ни был воспоминания об отчем доме, его уюте он пронесет через всю жизнь.

Цели мероприятия:

2. Формирования чувства любви к Родине через материнскую любовь.

3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому.

3. Классный час «Письма Президенту» (для 5-6 кл.).

Цели:

1. Познакомиться с ветвью государственной власти – Институтом

Президентства.

2.Показать систему работы Президента Р.Ф.

3.Показать, что основной задачей Президента является: уважение прав и

свобод человека и гражданина, соблюдение законов России, сохранение

целостности государства и служение своему народу.

4.Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у

школьников.

Выбранная тема, вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы очень легко понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу, разговаривают ли с ними родители на политические темы. Здесь можно поговорить: о сроке Президентства, гербе, гимне, о присяге и конституции, а так же о правах и обязанностях Президента.

Можно задать им различные вопросы:

Ребята, ваши родители говорят на тему выборов? Как они оценивают политику нашего президента, что говорят о нем, как о человеке?

А, на сколько сроков избирается наш президент?

Ответы будут абсолютно разными и неординарными. Итогом разговора, станут письма, которые ребята адресуют Президенту: «Очень хотелось бы, чтобы вы выразили свои самые сокровенные желания и надежды в письме новому Президенту. Предлагайте, спрашивайте, желайте!». Я думаю, эти письма будут говорить сами за себя.

4.Классный час или беседа «Наш бело-сине-красный». Цель этого мероприятия:

1)Познакомить с историей российского флага.

2)Показать символическое обозначение цветов флага.

3) Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у

школьников.

Результатом мероприятия может стать конкурс на лучшего знатока российской символики.

Заключение

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

4.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Главная цель в нравственном воспитании - воспитание гражданственности, которая выступает в роли обобщающей характеристики социально-политических, нравственных и правовых качеств личности. Ее измеритель - степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей и определение в их рамках своего поведения.

Гражданственность -это совокупность качеств личности, которая определяет ее способность и готовность отражать в своём сознании правовые и нравственные требования общества (понимать и отстаивать их, руководствоваться в общественно-значимой деятельности мотивами ответственности).

Гражданская ответственность, при этом, проявляется в способности личности в различных ситуациях принимать правильные с точки зрения общества решения, уметь отвечать за последствия своих поступков.

Кроме того, человек должен руководствоваться гражданской убежденностью, вершиной которой становится активная гражданская позиция личности, её целенаправленная деятельность, включающая в себя 2 стороны:

  • а) познавательную - заключается в формировании у учеников понятий и представлений о правах и обязанностях гражданина и человека;
  • б) практическую - носит деятельностный характер (реализация прав и обязанностей), для формирования которого необходимы реальные действия, а не только словесное начало, рождающее стремление к положительному поступку, но не вырабатывающее характер и волю. А значит, гражданственность мотивов должна слиться с общественно - полезными результатами практической деятельности.
  • 1. Правовое воспитание, как уже отмечалось, направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей. При этом правосознание - это совокупность распространённых в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а также к поведению людей, к ценности общественных отношений (с точки зрения этих представлений о праве). Правосознание личности может меняться в связи с экономическими, социальными и иными изменениями общественной жизни.

При этом оно имеет и неизменные элементы, такие как:

Знание права. Непосредственное ознакомление ученика с правовыми актами (чтение законов, прослушивание их текстов) из рассказов окружающих, практического ознакомления в жизненных ситуациях (составление протокола, ведение допроса). Правовые знания должны сочетаться с анализом соответствующих жизненных обстоятельств. Ученики должны знать необходимые им сегодня и в будущем правовые нормы, правовые акты, адресованные им: Устав школы, правила поведения, содержание Конвенции «О правах ребёнка» (1989 г.). Учитель права также должен своевременно информировать учеников о новых правовых актах, оперативно откликаться на различные события, имеющие правовое значение, корректировать правовоспитательную деятельность с учётом особенностей фактического положения дел. Ученик должен иметь знания и представления, помогающие ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях: о месте государства в общей политической системе гражданского общества, о роли политических партий, общественных движений. При этом эффективно будет разграничить общие правовые положения (теория государства и права) и нормы права, регулирующие отдельные виды правоотношения.

Представления о праве. То есть о том, что является правомерным и противоправным вообще и в данном конкретном случае, каковы последствия определённого деяния и т. п. Самостоятельное значение имеет информированность несовершеннолетних об ответственности за неисполнение правовых предписаний, уяснению того, что нарушитель закона неизбежно «встречается» с государственным принуждением. Формирование представлений о моральных, политических и правовых требованиях (нормах), о праве в целом - повышают культурный уровень субъекта образования. В формировании представлений по конкретным правовым вопросам существенную роль играет знание отдельных общих положений закона, его правовых принципов, в соответствии с которыми решаются более частные вопросы. Представления о праве формируются также под влиянием жизненного опыта людей, в рамках закона, обычаев и традиций.

Отношение к праву и к исполнению правовых предписаний. Отношение к закону и отношение к его исполнению взаимосвязаны, так непонимание закона часто приводит к его неисполнению. Например, родители не исполняют обязанности по надлежащему воспитанию своих детей. Иногда, правда, люди могут с уважением относиться к закону, но при этом не исполнять отдельные его нормы. А поэтому, правовое отношение населения к исполнению закона, понимание значимости законных путей, реагирование на его нарушения и предупреждение подобных нарушений - гарантия совершенствования и права, и охраны порядка. Кроме того, общее понимание правовых положений должно сочетаться с готовностью и умением следовать им на практике в конкретных ситуациях.

Требования, предъявляемые к праву (ужесточить или смягчить его нормы). Формируются под совокупным влиянием политических, моральных и других взглядов, социальной практики людей, их осведомлённости, об общих правовых принципах и конкретных правовых нормах. Должна быть информированность граждан о социальной роли права, о том, как создаются его нормы, что они могут, каковы пределы правового регулирования и т. д.

Правовые убеждения и взгляды - это стимул для правомерного поведения, готовность действовать в соответствии с ними. А, таким образом, элементы правосознания необходимо формировать на уровне убеждений, взглядов, которые являются важнейшими компонентами их складывающегося мировоззрения.