Правовое регулирование брака и семьи. Правовое регулирование института брака в современной россии Правовое регулирование брака в рф

С древних времен семья занимает важнейшее место в жизни каждого человека, ведь именно здесь закладываются основы нравственности, терпимости, духовности, происходит становление личности. Слово «брак» имеет древнеславянское происхождение и буквально означает «борочити» (то есть отбирать лучшее).

Известный отечественный правовед А.И. Загоровский в начале ХХ века определил брак как институт особого рода, учитывая сложность данной правовой категории. Достаточно распространенным в доктрине семейного права является определение Г.Ф. Шершеневича, согласно которому брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме.

Разделяя в целом подход Г.Ф. Шершеневича, О.С. Иоффе считает необходимым при определении брака указывать его цель – создание семьи, рождение и воспитание детей. А.М. Нечаева полагает, что рассматривая понятие «брак» следует указать на те правовые последствия, которые влечет за собой данный союз.

Отметим, что с течением времени сущность брака еще более усложнилась. Возникло большое количество «гражданских» браков (далее мы докажем, что такое наименование данных отношений юридически некорректно), в некоторых странах разрешено заключать однополые союзы и проч.

На сегодняшний день в законодательстве отсутствует понятие «брак» и, учитывая вышеизложенное, возникают сомнения по поводу необходимости его закрепления. У каждого человека существует свое представление о браке как союзе двух людей, однако общим является то, во-первых, это добровольный союз мужчины и женщины, во-вторых, данный союз оформляется регистрацией брака. Таким образом, законодатель не закрепляет понятие «брак», но закрепляет условия, при которых данный союз мужчины и женщины будет иметь правовое значение.

Обратимся к процедуре заключения брака. В доктрине семейного права отношения по регистрации актов гражданского состояния относят к процедурным. Федеральный Закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ «Об актах гражданского состояния») предусматривает следующие этапы данной процедуры:

1. подача и принятие заявления;

2. составление актовой записи;

3. выдача свидетельства о регистрации акта гражданского состояния.

С точки зрения процедуры заключения брака именно первый этап – подача заявления – представляется наиболее важным. Во-первых, в момент подачи заявления подтверждается взаимное добровольное согласие на вступление в брак. Во-вторых, устанавливается отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак (близкое родство, недееспособность одного из потенциальных супругов, один из супругов уже находится в официально зарегистрированном союзе). В-третьих, сообщаются необходимые для составления актовой записи сведения о лицах, вступающих в брак. Наконец, назначается дата и время регистрации акта гражданского состояния.

Анализируя данный этап процедуры регистрации брака, отметим его несовершенство. Так, ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает отказ в регистрации брака, однако не предусматривает обстоятельства для отказа в принятии заявления, что может явиться причиной нарушения прав и законных интересов лиц, вступающих в брак.

В соответствии с п. 9 ст. 27 ФЗ «Об актах гражданского состояния», если есть доказательства, которые подтверждают обстоятельства, препятствующие заключению брака, то при государственной регистрации заключения брака допускается отказ.

Между этапом подачи заявления и составлением актовой записи о регистрации брака существует определенный временной промежуток, который может быть как сокращен, так и продлен. На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в законе на этапе подачи заявления о регистрации брака случаи для отказа в принятии данного заявления.

В обзоре судебной практики по делам из семейных правоотношений приводится пример, который как нельзя лучше доказывает необходимость вышеуказанного изменения. «Н. обратилась в суд с жалобой на действия органа загса, отказавшего в регистрации брака в связи с тем, что лицо, вступающее в брак, не по доброй воле подало заявление о регистрации брака. Суд счел, что, несмотря на то, что В. Указывал, что родители несовершеннолетней Н. понудили его к заключению брака, то, что он являлся совершеннолетним в период подачи заявления, отсутствовали заболевания, которые могли повлиять на его волю, свидетельствует о том, что загс должен был зарегистрировать брак».

То есть с одной стороны, добровольное согласие выступает необходимым условием заключения брака, с другой стороны, его отсутствие не является основанием для отказа в регистрации брака. Данное противоречие необходимо устранить.

Кроме того, при подаче заявления о регистрации брака у одного из лиц, подающих заявление, может быть выявлен порок воли в виде невладения русским языком. Ни Семейный кодекс (далее – СК РФ), ни ФЗ «Об актах гражданского состояния» не регулируют вопрос об участии переводчика при регистрации актов гражданского состояния. Получается, что нарушаются права лиц, не владеющих русским языком. На наш взгляд, необходимо предусмотреть участие переводчика при подаче заявления на регистрации брака, что позволит точно установить взаимное добровольное согласие на вступление в брак.

Ещё одним серьезным упущением является отсутствие в перечне документов для регистрации брака результатов медицинского обследования. Получается, что лица, вступающие в брак, могут скрыть наличие психических, генетических и прочих серьезных заболеваний. На наш взгляд, отсутствие данного требования является серьезным пробелом в законодательстве, которые необходимо устранить. Прежде всего, это могло бы дать право выбора будущим супругам, возможно, знай они заранее о заболеваниях или предрасположенности к ним своего потенциального супруга/супруги, они бы тщательнее обдумали свое решение о вступлении в брак. Вступая в брак, человек имеет право знать о состоянии здоровья своего супруга, это, на наш взгляд, сократит как число семейных конфликтов, так и число разводов.

Далее обратимся к вопросу сроков регистрации брака. Согласно ст. 10 СК РФ брак заключается в органах ЗАГСа при личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечению месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При этом при наличии уважительных причин, как мы уже указывали, данный срок может быть как продлен, так и сокращен.

Ст. 11 СК РФ содержит открытый перечень обстоятельств для сокращения или увеличения сроков регистрации брака. По мнению С.А. Никогосяна, которое мы разделяем, наличие открытого перечня позволяет органам ЗАГСа по своему усмотрению и не всегда обосновано определять наличие или отсутствие обстоятельств, которые не отражены законодателем.

Во избежание подобной ситуации, целесообразно дополнить абз. 3 п. 1 ст. 11 СК РФ и изложить его в следующей редакции: «При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, призыва на военную службу, скорого переезда одного из брачующихся на постоянное место жительства в другой город, страну, непосредственной угрозы жизни одной из сторон, а также в случаях, если лица, вступающие в брак, желают совместить регистрацию брака с его заключением по религиозному обряду) брак может быть заключен в день подачи заявления».

Отметим ещё одно обстоятельство, имеющее значение для сроков регистрации брака, на наш взгляд, его также можно было бы внести в вышеуказанный перечень, однако, полагаем, именно данное обстоятельство может стать предметом дискуссий. Несмотря на то, что Российская Федерация – светское государство, многие граждане соблюдают правила, продиктованные своей религией. Как известно, запрещается вступать в брак в период поста или уразы. Такие ситуации достаточно часто встречаются на практике и чаще всего они решаются в пользу лиц, вступающих в брак, как уважение к их религиозным убеждениям. Так, в центральный ЗАГС г. Казани лица, желающие вступить в брак, обратились с просьбой о сокращении срока со дня подачи заявления до дня регистрации брака, обосновывая свою просьбу тем, что с назначенной органами ЗАГСа даты у православных начинается пост. Сотрудники ЗАГСа пошли навстречу брачующимся, зарегистрировав их брак через полторы недели со дня подачи ими заявления.

В целом же, следует признать эффективность ст. 11 СК РФ. Закрепленный в ней императивный порядок заключения брака дает возможность выявить законность брачного союза, а обязанность личного присутствия лиц, вступающих в брак, дает возможность мужчине и женщине лично выразить свое добровольное и осознанное намерение создать семью.

В завершении хочется сказать несколько слов о так называемом фактическом браке, при котором отношения между мужчиной и женщиной не оформлены юридически. Данный вопрос в последние годы приобретает все большую актуальность, которая прямо пропорциональна случаям свободного сожительства без обязательств.

В обществе подобная форма отношений получила название «гражданский брак», что неверно с точки зрения терминологии. Гражданский брак – это законный, то есть юридический оформленный брак, что фиксирует запись акта гражданского состояния. То есть в данном случае гражданский брак – антоним церковного, но ни в коем случае не синоним сожительства.

Возникает вопрос: стоит ли вносить изменения в законодательства в связи с тем, что все большее количество людей выбирает такую форму отношений. Ведь в сожительстве рождаются дети, появляется совместно нажитое имущество, возникают вопросы наследства и так далее. Мы придерживаемся мнения, что это делать нецелесообразно: признание за сожителями каких-либо прав или обязательств нивелирует ценность законного брака как социального института.

1 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: в 2-х т. Т. 2. – М.: Статут, 2005. С. 28.

2 Иоффе О.С. Советское гражданское право. - М.: Юрид. лит., 1967. С. 130.

3 Нечаева А.М. Семейное право: курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. С. 22.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об актах гражданского состояния» // URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (дата обращения 24.04.2017).

5 Федеральный закон Российской Федерации от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об актах гражданского состояния» // URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (дата обращения 24.04.2017).

6 Беспалов Ю. Ф., Гордеюк Д. В. Комментарий к судебной практике по семейным делам. – М.: Ось-89, 2006. – С. 16.

7 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 22.04.2017).

8 Никогосян С.А. Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан: автореф. дис. … канд. юрид. Наук: - Казань, 2014. С. 7.

9 Яковлева Е.А. Заключение брака как основание возникновения личных неимущественных прав супругов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 217.

Список литературы и источников

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 22.04.2017).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об актах гражданского состояния» // URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (дата обращения 24.04.2017).

3. Беспалов Ю. Ф., Гордеюк Д. В. Комментарий к судебной практике по семейным делам. – М.: Ось-89, 2006. – 128 с.

4. Иоффе О.С. Советское гражданское право. - М.: Юрид. лит., 1967. 494 с.

5. Нечаева А.М. Семейное право: курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. 332 с.

6. Никогосян С.А. Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан: автореф. дис. … канд. юрид. Наук: - Казань, 2014. 28 с.

7. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: в 2-х т. Т. 2. – М.: Статут, 2005. 462 с.

8. Яковлева Е.А. Заключение брака как основание возникновения личных неимущественных прав супругов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 214–220.

Брак – юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи. Условия заключения брака определены в ст.12 СК РФ. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Обстоятельства, препятствующие заключению брака, сформулированы в ст. 14 СК РФ. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками, т.е. родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признанно судом недееспособным вследствие психического расстройства. Брачным возрастом в Российской Федерации признается 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ (ст. 13 СК РФ).

Основания прекращения брака являются:

Смерть или объявление умершим одного из супругов;

Расторжение брака по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы свыше трех лет;

Расторжение брака при взаимном согласии супругов;

Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов;

Расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанным судом недееспособным;

Признание брака недействительным.

Расторжение брака производится в судебном порядке в следующих случаях: - при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев признания одного из супругов безвестно отсутствующим, недееспособным, осуждения за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ).

Основания признания брака недействительным:

Нарушение условий заключения брака;

Наличие препятствий к заключению брака (близкое родство супругов, отношение усыновления между ними, наличие другого зарегистрированного брака, недееспособность одного или обоих супругов);

Сокрытие одним из супругов от другого наличия у него ВИЧ - инфекции или венерического заболевания;

Фиктивность брака.

3. Личные имущественные отношения супругов

Права и обязанности супругов возникают в результате регистрации брака, они неотчуждаемы и непередаваемы. К личным неимущественным правам супругов относятся:

Право на свободный выбор занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

Право на совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов жизни семьи;

Право на выбор фамилии при заключении брака.

В соответствии с Семейным кодексом РФ супруги обязаны:

Строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

Содействовать благополучию и укреплению семьи;

Заботиться о благосостоянии и развитии своих детей;

Не препятствовать супругу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства; - считаться с мнением супруга при решении вопросов семейной жизни; - не препятствовать супругу в выборе фамилии при заключении брака.

Согласно ст. 33 Семейного кодекса РФ, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатом интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из них оно приобретено, на чье имя или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял введение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Согласно ст. 36 Семейного кодекса РФ, имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из них во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в их общем имуществе. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между ними. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Изменение законного режима совместной собственности; установление режима совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого супруга;

Права и обязанности супругов по взаимному содержанию; способы участия супругов в доходах друг друга;

Порядок несения каждым из супругов семейных расходов;

Определение имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;

Иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Брачный договор не может ограничивать:

Правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав;

Регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей;

Предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;

У.Р. Асанов*, Ж.Ч. Тегизбекова**

Правовое регулирование института брака по нормам обычного права кыргызов во второй половине XIX - начале XX вв.

В данной статье рассматривается институт брака согласно нормам обычного права кыргызов, анализируются различные формы заключения и порядок заключения брака, а также вопросы прекращения и недействительности брака, анализируются традиционные патриархально-родовые отношения кыргызской семьи.

Ключевые слова: кыргызы, обычай, брак, семья.

Ulan Asanov*, Zhyldyz Tegizbekova**. Legal regulation of marriage according to Kyrgyz customary law in the second half of XIX - early XX centuries.

In this article we consider the institution of marriage under the Hyrgyz customary law examine the various forms of marriage, the procedure of marriage, as well as termination and invalidation of marriage. The basis of the Kyrgyz families relied on the patriarchal tribal relations.

Keywords: Hyrgyz, custom, marriage, family.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса Кыргызской Республики, брак - это равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий иущественные и личные неимущественные отношения между супругами. Понимание института брака по сегодняшнему законодательству страны и существовавшее ранее по кыргызскому адату - совершенно разные. Согласно архивным источникам от 1886 года, «киргизский брак представляет собой институт, в котором отдельные исторические наслоения, образовавшиеся в значительной части под влиянием внешних обстоятельств, до настоящего времени не успели слиться в одно целое» . Именно по этой причине в тот период институт брака представлял собой сложное правовое явление.

Кыргызский брак на ранних этапах развития общества понимался как союз двух семей, а не двух граждан, как это мы понимаем сегодня. Порой брак рассматривался как выгодная сделка, поскольку женщина рассматривалась в большей степени как объект купли-продажи, и основной целью создания семьи было продолжение рода. Об этом свидетельствуют ст. 1-4 «Сборника обычного права киргизов» . Так, ст. 1 предусматривала, что «Брак есть договор, имеющий целью приобретение женщины для брачного с нею сожительства». Патриархальный строй очень жестко регламентировал семейно-брачные отношения.

Брак у кыргызов регулировался, как правило, нормами обычного права - адатом . Г.А. Мукамбаева отмечает: «Как таковая отрасль семейного права дифференцировалась от гражданского в середине 70-х годов, а в те времена семейные отношения регулировались больше, видимо, правовыми обычаями. Среди правовых институтов, как мы определили бы по современным критериям, больше были развиты такие, как институт сватовства и заключения брака, институт имущественных отношений

* Асанов, Улан Рустамбекович, адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. Тел: 741-70-41. Почтовый адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. e-mail: [email protected].

** Тегизбекова, Жылдыз Чынарбековна, аспирант кафедры теории и истории государства и права, юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета. Почтовый адрес: Кыргызская Республика, Бишкек, проспект Чуй, 42, каб 103. email: [email protected].

* Asanov, Ulan Rustambekovich, postgraduate student of the civil law department of St.-Petersburg university of MIA of Russia. St. Petersburg, Pilot Pilytov-street, 1. E-mail: [email protected] .

** Tegizbekova, Zhyldyz, postgraduate student of the theory and history of state and law department, law faculty of the Kyrgyz-Russian Slavic university. Address: Bishkek, Kyrgyz Republic, 42 Chui prospect, room 103. E-mail: [email protected].

© Асанов У.Р., Тегизбекова Ж.Ч., 2011

семьи, институт воспитания детей, институт содержания и заботы о нетрудоспособных членах семьи и рода» .

Традиционно у кыргызов существовало несколько форм заключения брака:

1) «калымный брак» - брак с уплатой определенной цены за невесту;

2) «бел-куда» - брак по сватовству, который заключался по предварительному договору двух семей;

3) «бешик-куда» - помолвка малолетних детей, находившихся еще в колыбели;

4) «кайчы-куда» - брак путем обмена невестами;

5) «левиратный брак» - форма брака, при которой холостяк или вдовец женился на вдове своего покойного брата для того, чтобы не потерять выплаченный за нее калым;

6) «сороратный брак» - брак, при котором вдовец женился на младшей сестре умершей жены или невесты;

7) «сёёк куда» - форма брака для поддержания родственной связи «сваты одной кости»;

8) «кыз ала качуу (умыкание)» - тайные браки, осуществляемые путем насильственного или мнимого похищения невесты;

9) «куч куйё», то есть зять, взятый на отработку.

Брак с уплатой калыма-основная форма брака по нормам обычного права кыргызов. Она существовала у тюркоязычных народов еще до принятия ислама. Затем мусульманскими идеологами калымный брак был закреплен как разновидность покупного. Калым стал выполнять ту же роль, что и уплата махра у арабов. Брак считался юридически состоявшимся после уплаты калыма - выкупа за невесту. Договор о браке заключался родителями. Так, к примеру, в кыргызском эпосе «Манас» Атемир просит за свою дочь у Джакыпа, отца Манаса, калым в 500 лошадей, 60 верблюдов, 200 коров, 2000 баранов и 40 тысяч деньгами . По соглашению сторон брак мог быть расторгнут при условии возврата полученного калыма.

Одной из распространенных форм брака у кыргызов был обычай соглашения родителей о браке их детей еще до рождения, т.е. тогда когда еще ребенок находился в утробе - бел куда. Основной целью такого брака было желание родителей породниться друг с другом. За нарушение данных обещаний о женитьбе детей провинившаяся сторона могла понести ответственность в виде штрафа. Так, 5 февраля 1870 г. волостным управителем Дикамбаем решено было взыскать с кыргыза Каратая 18 лошадей за невыполнение его дедом условий обещанного брака . В Эреже населений Иссык-Кульского и Джаркентского уездов от 20 мая 1889 г. и от 2 июля 1890 г. предусматривается, что если кто-либо выдаст замуж свою дочь, просватанную за другого, то возвращается калым первому жениху, в случае отрицания виновного, должен присягать один человек с волости, без отвода со штрафом 19 лошадей и 1 верблюд .

Весьма распространенной в прошлом формой заключения брака было просватывание малолетних детей, часто находившихся еще в колыбели, их родителями, между которыми в таких случаях, возникали отношения бешик куда (отношения колыбельных сватов). В этом случае отец мальчика преподносил отцу девочки подарок, который впоследствии рассматривался как часть калыма. В знак заключения такого брака родители детей давали своим детям бата - благословение и устраивали небольшой той, которым скреплялся будущий брак. В случае если отец впоследствии принимал решение не отдавать дочь за нареченного жениха, он должен был возвратить полученный им калым. «Так, лицо, состоящее в сватовстве, если выдаст свою просватанную дочь за чужого, то обязан, если имеет, вторую дочь выдать за первого свата, а если это невозможно, то сверх калыма обязан уплатить 9 голов разного скота» . Если у ответчика не хватало собственного скота, то взыскание было обращено сначала на его родственников в ауле, а при их несостоятельности - на родственников в волости, только в случае недостатка средств у родственников взыскание обращалось на десяток, потом на пятидесяток, а затем на весь аул . В Эреже чрезвычайного съезда народных судей Аулиеатинского уезда 1907 г. устанавливались также следующие нормы: «Если у кого-либо из состоящих между собою в сватовстве до наступления совершеннолетия умрет невеста или жених, то присуждается только лишь уплаченный калым. Если же кто-либо из числа этих нареченных по достижении совершеннолетия будут встречаться между собою и до совершения обряда брака кто-либо из них умрет, то калым не присуждается» .

Особую форму заключения брака представлял обменный брак, т.е. обмен родственницами, носивший название кайчы куда («перекрестные» сваты) . В таких случаях или семьи обменивались дочерьми, выдавая их замуж за сыновей другой стороны, или возможны были другие комбинации, например один человек отдавал дочь за сына другого, а тот отдавал свою сестру за брата первого. Точно так же обменивались и сестрами . Данный обычай у кыргызов именовался «кызга-кыз». По мнению Г.П. Васильевой, «это явление, возможно, берет свое начало в дуальной экзогамии. В дальнейшем, под влиянием патриархально-феодальных отношений, содержание этой формы брака изменилось, обмен девушками происходил уже с целью уменьшить или свести на нет материальные затраты на свадьбу и прежде всего на уплату калыма» .

У кыргызов, как и у других народов Центральной Азии, существовали пережитки группового брака, одним из которых был такой обычай, как левират (от лат. 1еук - деверь, брат мужа). Считается, что левират является пережитком дуальной экзогамии . Данная форма брака заключалась в том, что ближайший родственник умершего обязан был жениться на его вдове. «На вдове женился преимущественно младший брат умершего» . Правда, у вдовы, имеющей детей, было право не выходить замуж и распоряжаться имуществом до достижения сыновьями совершеннолетия при условии проживания среди родичей мужа. Эреже Токмокского чрезвычайного съезда 1893 г. устанавливало: «После смерти всякого киргиза жена его по истечении года должна выйти замуж за одного из братьев умершего. Если она вместо братьев предпочтет родственника или одноаульца, то отпускается к новому

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Теория и история государства и права

мужу, а имущество и дети остаются у братьев умершего, и, кроме того, с нового мужа приговариваются наследникам подарки. Если же жена выйдет помимо своего рода за чужого человека, то новый муж должен уплатить братьям умершего мужа, смотря по состоянию, от одной лошади с халатом до 15 голов скота от верблюда. Если женщина убежала тайно и унесла с собой часть имущества, то с нового мужа или с нее присуждается похищенное до тройной стоимости» .

Другой формой брака был сорорат. Так, в случае смерти жены, муж обязан был жениться на ее сестре при условии, что она была моложе покойной . Сорорат позволял вдовцу получить без затрат жену и мать для детей, привязанную к ним в силу родственных чувств.

Форма заключения брака «куч куйё.» считалась среди кыргызов унизительной, так как кыргыз должен был отработать калым, который не мог уплатить родителям невесты. «Такого мужчину брал к себе в дом и делал зятем (его называли куч куйё, т.е. зять, взятый на отработку) человек, не имевший собственного сына и нуждавшийся в рабочей силе для своего хозяйства. Прожив два-три года и «отработав» жену, бедняк получал право забрать ее» . Для поддержания родственной связи существовала форма брака сёёк куда - «сваты одной кости». Например, сын женится на дочери брата своей бабушки. Обычно кыргызы говорили «соок туштум» - это означало породниться через брак с кем-нибудь из своих, стать сватами .

Умыкание (кыз ала качуу) как форма заключения брака встречалась и у кыргызов. А.И. Першиц в своих первоначальных работах указывал, что форма брака путем похищения была древнейшей, предшествовавшей договорной форме брака. Похищение производилось как с согласия невесты, так и без него (насильственное похищение) .

Эреже чрезвычайного съезда Атбашинского участка биев от 18 сентября 1905 г. указывало, что в случае если жених похитит свою невесту и по своему благосостоянию окажется не в состоянии выплатить калым в установленные сроки, то должен перед судом, переговорив с тестем, войти с последним в согласие . Похищение женщин считалось преступлением только в тех случаях, когда это совершалось без согласия родителей. «Никто не имеет прав,а не уплативши по договору калыма и обычных подарков, брать к себе невесту» . В случае похищения девушки без уплаты калыма похититель подвергался айыпу, в зависимости от сословной принадлежности и влиятельности родителей невесты. «Если кто-либо увезет свою невесту у почетного лица - айып 20 голов скота во главе 1 верблюда, у среднего - 10 голов скота во главе 1 верблюда и у низшего сословия - 5 голов во главе 1 верблюда» . Эреже чрезвычайного съезда Атбашинского участка биев от 18 сентября 1905 г. предусматривала иные размеры штрафа: «За похищение непросватанной дочери «хорошего» киргиза виновный приговаривается к уплате аипа в 50 голов скота (начиная с верблюда), а за похищение у бедного (бичера) - к уплате 9 голов скота» . Ст. 28 Эреже Токмакского чрезвычайного съезда от 1893 г. по этому поводу указывала: «За увоз невесты или похищение непросватанной девицы с ее согласия, по иску родителей взыскивается с жениха сверх калыма по состоянию родителей штраф до девяти голов скота с верблюдом. Если же увоз учинен без согласия девицы и с насилием, тогда невеста возвращается родителям по их желанию, а похититель приговаривается к штрафу, который равняется калыму похищенной девицы. Если же родители откажутся от похищенной девицы, то, кроме штрафа, присуждается калым» .

Условиями заключения брака по нормам обычного права кыргызов являлись согласие родителей и уплата калыма. В свою очередь, близкая родственная связь по мужской линии, различие в вероисповедании, психическая или другая неизлечимая болезнь, неравенство в происхождении, социальном положении, имущественном состоянии препятствовали заключению брака. Бедняки, не имея возможности уплатить калым, с трудом могли жениться один раз, причем в более старшем возрасте. Им приходилось очень долго трудиться, испытывая значительные лишения, чтобы жениться. Вступающие в брак должны были быть равными друг другу по имущественному состоянию, по происхождению и по званию. Возраст и состояние здоровья при определении такого равенства во внимание не принимались. Мужчина из бедной семьи, какие бы ни были у него личные качества, не мог жениться на богатой невесте .

Одним из важных и обязательных условий вступления в брак было согласие родителей. Сам брак был лишен религиозного значения, нравственно-моральной стороне брака между женихом и невестой придавалось мало значения, при заключении брака порой не требовалось согласия молодоженов, поскольку вопрос решался их родителями, а дети не могли противоречить им и не исполнять их решения. «Брачный торг» со стороны родителей был нормой жизни в кыргызском обществе. Данное положение отражало состояние быта кыргызского общества, когда свойства отдельной личности не учитывались, а учитывались интересы целой семьи.

Вступление в брак у кыргызов, по обычному праву, было немыслимо без калыма, поскольку порой получение калыма было основной целью заключения брака. Так, в № 26, 27 Эреже Токмакского чрезвычайного съезда, открытого для кыргызов Токмакского уезда с 1 по 15 мая 1893 г. у Биркулакского моста устанавливалось: «Никто не имеет права не уплативши по договору калыма и обычных подарков, брать к себе невесту» .

Поступал калым непосредственно в распоряжение отца невесты, затем сливался с остальным имуществом и переходил после его смерти его наследникам, как и все имущество. Сама же невеста не могла претендовать ни на какую часть калыма. Калым мог быть уплачен одновременно, либо постепенно. Размер калыма был различным. Он зависел от социального положения, от состоятельности жениха и невесты и их родителей, а также от достоинства невесты. Так, к примеру, «за девицу со вдовцов требуют гораздо больше калыма, чем с людей холостых, так как считается даже унижением для киргиза, если дочь его сватает вдовец» .

Жених мог ежегодно вносить калым частями. Невеста же ждала окончательной его уплаты, если же жених не был в состоянии уплатить весь калым, тогда ему или прощали оставшуюся часть и выдавали дочь, либо же прочили за него другую - помоложе, которая могла еще подождать, а старшую выдавали за другого. В крайнем случае родители невесты отдавали жениху обратно то, что от него было получено, хотя на практике такие случаи были весьма редки. Так, в заявлении по иску о возврате калыма говорится, что некий Шамбет Кадыков в 1916 г. от имени своего брата сделал предложение дочери Будака Бокомбаева, жителя аила № 3 Каракаиинской волости. В счет калыма он отдал Б. Бокомбаеву 17 коров и 4 лошади. Но Будак, взяв калым от Шамбета Кыдыкова выдал свою дочь замуж за другого, получив от последнего в виде калыма 20 баранов, 2 коровы с телками и 1 лошадь . В деле Усубалы Таласпаева о возврате калыма говорилось: «Я, Усубалы Таласпаев, засватал за своего сына сестру граждан Канаевской волости Какчаке Давлеткалдиевой и Орозалы Уметалина по имени Кулсун. При этом братья Кулсун взяли с меня за свою сестру калым в количестве 11 голов крупного рогатого скота и 1000 рублей старыми деньгами еще в 1915 году. Братья продали ее за другого, а мне возвращают забранный калым» .

После уплаты калыма, в случае смерти жениха невеста переходила к одному из его братьев, близкому родственнику, а в случае смерти невесты за жениха отдавали ее младшую сестру .

Размер калыма зависел от многих обстоятельств: во внимание принимались социальное и имущественное положение обеих сторон, личные качества невесты, и т.д.: размер калыма «зависел от богатства, характера отца невесты и от качества того имущества, которое приготовлено в приданое» . Калым имел в основном натуральный характер. Состав калыма изменялся в зависимости от изменений в социальном отношении и в характере хозяйства. До вхождения Кыргызстана в состав России состав калыма у богатых, наряду с крупным скотом, входили также рабы . Начиная со второй половины XIX в., кыргызы платили калым крупным и мелким скотом, т.к. основным видом деятельности было скотоводство. Так, например, в начале XX в. в Иссьж-Кульской области чон бай (большой калым) составлял 100 голов крупного скота (лошади, коровы, верблюды), которых считали девятками (тогуз), и 1000 баранов. Средний калым - орто насчитывал 50 голов крупного скота и 100 баранов. Айак, или бедный калым - 25 голов крупного скота и 50 баранов . Позднее, примерно в конце XIX - начале XX вв., в период широкого развития земледелия, в состав калыма добавляли и зерно. С дальнейшим развитием товарно-денежных отношений, хотя и в относительно редких случаях, в состав калыма входили и деньги .

Также одним из условий вступления в брак было вероисповедание. Брак по нормам обычного права в кыргызском обществе как мужчины, так и женщины с неединоверцем рассматривался как незаконное сожитие. Такой брак с самого начала считался недействительным. Г. Загряжский указывал: «Киргиз не может вступать в брак с неединоверкою. Киргизка не может выйти замуж за неединоверца» . Уже после вступления Кыргызстана в состав Российской империи кыргызские мужчины могли жениться на невесте другой веры, т.к. считалось, что влияние мужа будет способствовать вовлечению ее из одной новообращеной в ряды правоверных, а женщинам запрещалось выходить замуж за человека другой веры .

Ъозраст являлся следующим условием заключения брака, хотя на практике данное положение часто нарушалось. Совершеннолетие, по адату, наступало при достижении определенного возраста. По данным Г. Загряжского, совершеннолетие для вступления в брак наступало для юношей и девушек с пятнадцатилетнего возраста . Согласно ст. 5 Сборника обычного права киргизов, жених был праве требовать себе невесту после уплаты калыма и по достижении 15 лет . Выдел сына бывает не ранее того, как сыну минует пятнадцать лет. «В пятнадцать лет - хозяин кибитки», - говорит кыргызская пословица. Однако в разных регионах Кыргызстана совершеннолетними могли считаться девочки 13-15 лет, юноши - 16-18 лет , или «с четырнадцати лет для юношей, смотря по уму даже и с тринадцати лет» . Родители старались выдать своих дочерей замуж в раннем возрасте. Старая кыргызкая пословица гласила: «Тузду коп сактаба - суу болор, кызды коп кармаба - кун болор> («Не держи долго соль - превратится в воду, не держи долго дочь - превратится в рабыню»). Девушка, достигшая 17-18 лет и не выданная замуж, считалась засидевшейся невестой (карадаяы) и становилась предметом насмешек и порицания. Юноша же женился в зависимости не от возраста, а от материального положения семьи.

К общим условиям вступления в брак относилось отсутствие родства в определенных степенях между женихом и невестой. В брачных запретах кыргызов отражались пережитки экзогамии. Система родства и свойства у кыргызов имела до определенного периода важное значение.

По кыргызскому адату запрещалось вступать в брак с невестой из семьи родственника по мужской линии до седьмого колена, но, несмотря на такие запреты, браки заключались и до 4-й, и до 3-й степени, по женской же линии в брак вступали и во 2-м колене, так что можно было жениться и на своей двоюродной сестре, двоюродной тете и пр. по женской линии. Г. Загряжский пишет, что было неприличным вступать в брак людям, находившимся в степени родства от четвертого до седьмого колена. Люди, вступившие в брак, находясь в таких степенях родства, не могли быть разведены, но подвергались презрению своих родичей .

Вступившие в брак в трех первых степенях родства по мужской линии по немедленному расторжению брака подвергались посрамлению. Свидетели, бывшие при браке и знавшие о его незаконности, подвергались телесному наказанию - от 30 до 70 ударов нагайкою. Муллы, незаконно венчавшие такую пару, лишались звания муллы и также подвергались наказанию - от 75 до 90 ударов нагайкою или палками . Прежде правила о родстве были весьма строги: брак запрещался до седьмого колена включительно. Однако со временем строгость данных правил ослабла и даже начала отмирать .

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Теория и история государства и права

Поскольку брак являлся делом всего кыргызского общества и был важным событием двух семей, то устанавливался и определенный порядок заключения брака, который четко регламентировался нормами адата. Брачное соглашение достигалось двумя способами: во-первых, путем договора между родителями той и другой стороны (кудага тушуу); во-вторых, сторона жениха могла выкрасть невесту (кыз ала качуу). Согласно кыргызскому адату, заключение брака состояло из следующих этапов: сватовство (куда тушуу); уплата выкупа за невесту (выплата калыма); добрачные свидания жениха и невесты (кюйёёлёё или кюйёёлёп баруу); проведение свадебного праздника в доме отца невесты (кыз узатуу той) и венчание (нике кыйуу); приезд невесты в дом жениха (келин алып келуу); обычай посвящения огню (отко киргизуу).

Прекращения брака по обычному праву кыргызов могло быть осуществлено лишь по следующим основаниям: развод; смерть одного из супругов.

Одним из оснований прекращения брака являлся развод, т.е. расторжение действительного брака компетентной гражданской властью - судом аксакалов. Однако необходимо отметить, что семейные отношения кыргызов основывались прежде всего на принципе нерасторжимости брачного союза. Кыргызское общество строго относилось к возможности расторгнуть брак. Об этом говорит тот факт, что суд, рассматривавший жалобы на супругов, не сразу расторгал брак, предоставив возможность семье примириться. Основными причинами для развода были бездетность, прелюбодеяние, неспособность к брачному сожительству, длительная разлука, систематические побои со стороны мужа и др. Право на развод могло быть как обоюдным, т.е. по взаимному согласию сторон, так и односторонним, но в большинстве случаев в пользу мужчины. Развод по одностороннему желанию мужа не требовал от жены каких-либо провинностей, достаточно было его желание, но на практике случаи немотивированного развода были редки, большей частью муж отсылал жену за дурное поведение, за бездетность и т.д. Женщина же лишь в крайних случаях решалась на развод, прежде всего потому, что должна была вернуть мужу уплаченный за нее калым, а этого, за редким исключением, она сделать не могла. Кроме того, на практике суд обычно становился на сторону мужчины, и женщина не решалась обращаться в суд. Разведенная же по требованию мужа женщина не получала от него ни принесенного ею в дом имущества, ни прижитых с мужем детей. В связи с этим, будучи и так ограниченными в правах, женщины боялись остаться совершенно без имущества и тем более без права на детей, поэтому случаи развода по инициативе жены были единичными. Действовавшие основания для расторжения брака по инициативе жены не подлежали расширительному толкованию; число их было небольшим и они не отражали всех жизненных нюансов. Для того, чтобы развестись должны были быть веские причины, хотя иногда случались и безосновательные разводы. Адат допускал развод по инициативе жены только при явной неспособности мужа к половой жизни, систематических истязаниях ее мужем или при безвестном отсутствии мужа в течение семи лет. Лишь после создания российских судебных учреждений на территории Кыргызстана в связи вступлением в состав России увеличилось количество разводов по инициативе женщин.

В кыргызском обществе также имел свое место институт недействительности брака. Кыргызский адат устанавливал, что в случае незаконности брака такой брак считался недействительным. Однако институт недействительности брака был несовершенен, иногда он совершенно не действовал. Основания для признания брака недействительным по нормам кыргызского адата были следующие: несогласие родителей; возраст; родство; вероисповедание. Относительно недействительности брака в силу его незаконности можно привести следующий пример: «Одна молодая киргизка 15-16 лет обратилась к уездному начальнику с просьбой о разводе, ссылаясь на то, что ее муж не в состоянии в полной мере исполнять супружеский долг. Когда привели ее мужа, им оказался мальчик 11-12 лет. В связи с этим уездный начальник передал это дело народному судье, который, в свою очередь, воспользовавшись своими широкими полномочиями, принял решение о разводе» .

В настоящее время институт брака регулируется законодательными нормами, в частности Семейным кодексом, однако заключение брака согласно нормам кыргызского адата до сих пор остается актуальным. Бесспорно, древние кыргызские обычаи ослабли и предстают в ином ракурсе в соотношении с экономическим развитием общества, но говорить о вымирании обычных норм среди кыргызов также невозможно. «Некоторые из традиций и обычаев кочевых киргизских племен остались в далеком прошлом, сохранившись лишь в памяти народной (в преданиях и эпосах), другие в неизменном или же трансформированном виде продолжают бытовать среди киргизов и поныне» . Так, к примеру, положение калыма и сегодня являются действующим при заключении брака между кыргызами, однако уплата калыма женихом родителям невесты является более данью кыргызским традициям и обычаем, нежели средством обогащения, как было ранее в кыргызском обществе.

Таким образом, брак среди кыргызов модернизировался в связи с изменением приоритетов ценностей в обществе, однако обычаи и обряды при заключении брака в видоизмененном виде действуют и по сей день.

Список литературы

1. ЦГА Казах. ССР. - Ф. 44. - Оп. 2. - Д. 20. - Л. 12-21 об.

2. Нурбеков, К. История государства и права Кыргызской ССР. - Бишкек, 1999. - 129 с.

3. Щкамбаева, Г. Л. Манас и право (К 2200-летию кыргызской государственности). - Бишкек, 2003. - 325 с.

4. Кадыров, В. Кыргызстан. Традиции и обычаи киргизов. - Б.: Раритет, 2005. - 56 с.

5. ЦГА РК. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 1901. - Л. 52-53.

6. Эреже, составленное на чрезвычайном съезде народных судей Горного участка Аулиетинского уезда 1906 года. - ЦГИАЛ СССР. - Ф. 1396. - Оп. 1, 1907-1908 гг. - Д. 400. - Л. 90 об.

7. Эреже Токмокского чрезвычайного съезда 1893 г. // Материалы по истории государства и права Казахстана. - Алматы, 1994.

8. Кожоналиев, С. К Обычное право кыргызов. - Бишкек, 2000. - С. 291-292.

9. Аыренкова, Н. П. Брак, термины родства и психические запреты у кыргызов // Сборник этнографических материалов по семейно-родовому быту народов СССР. - № 2. - Л., 1927. - С. 112-115.

10. Лбрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Бишкек, 1990. - 480 с.

11. Толстов, С. П. Пережитки тотемизма и дуальной организации туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. - 1935. - № 9-10.

12. Хрестоматия по истории государства и права Кыргызстана: учебное пособие. - Том 1. / сост. Б.И. Борубашов. - Бишкек, 2008. - 657 с.

13. Лжумагулов, А. Семья и брак у кыргызов Чуйской долины / АН Кырг ССР. Ин-т истории. -Фрунзе, 1960. - 96 с.

14. Фиельструп, Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. - М., 2002. - 300 с.

15. Першиц, А. И. Похищение невест: правило или исключение? // Сов. этнография. - 1982. -

№ 4 - С. 121-127.

16. Ельницкий, К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. Этнографические очерки. - 2-е изд. - СПб., 1908. - 136 с.

17. Малышев, Н. Обычное семейное право киргизов. - Ярославль: Типография Губернского правления, 1902. - 104 с.

18. ЦГА Кирг. ССР. - Ф. 258. - Оп. 1. - Д.26.

19. ЦГА Кирг. ССР. - Ф. 255. - Оп. 1. - Д. 5.

20. Сборник обычного права киргизов. Материалы по казахскому обычному праву. - Алматы, 1948.

21. Загряжский, Г. Кара-киргизы. - 1874. - № 41.

22. Загряжский, Г. Юридические обычаи киргизов. / Древний мир казахов. Материалы, документы и исследования. - Т.6. - Алматы, 2005. - № 43.

23. Талызин, А. Пишпекский уезд. Исторический очерк (1853-1868). Памятная книга Семиреченского обл. стат. комитета. - Верный, 1893.

24. Гродеков, Н. И. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской области. - Т. I (Юридический быт). - Ташкент, 1889. - 503 с.

25. Загряжский, Г. Очерки Токмакского уезда // Туркестанские ведомости. - 1873. - № 10.

УДК 340.154 Н.А. Бурданова*

Правовое регулирование отношений в сфере семьи и брака как предмет исследований ученых Российской империи в XVIII-XIX вв.

дипломная работа

1.2 Правовое регулирование и правовая природа брака в современном российском праве

Основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.

По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей.

В семейном законе выделена специальная глава 3 (ст.ст.10-15) Условия и порядок заключения брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям применимы нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

Семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;

Применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака. Оно дается в теории семейного права.

Понятие брака в отечественном правоведении издавна несет в себе правовое начало. Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права связана с историей его развития.

Первоначально для российского правоведения характерны традиционные для восточно-христианских государств подходы к пониманию брака, где брак однозначно трактуется как оформленный в установленном порядке союз мужчины и женщины, единство особого социального содержания этого союза и его канонической формы, необходимость соблюдения которой предписана государством. Достаточно упомянуть о широко известном определении брака профессора Г.Ф.Шершеневича. Он писал: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме».

Такой подход к пониманию брака был сохранен и развит в работах правоведов советского периода. Н.В.Орлова, например, определяла брак как «..добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов..». Аналогичные определения брака были сформулированы и в учебной литературе. Принятие нового Семейного кодекса РФ в принципе не изменило, да в своей основе и не могло изменить традиционных взглядов на брак как явление, единое в своей социальной сущности и правовой форме, -- «союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия».

Однако отсутствие легального определения брака, несмотря, казалось бы, на однозначность его трактовки иногда порождает проблемы на практике. В связи с чем, отдельные исследователи предлагают дополнить ст.1 СК РФ определением брака. «Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее -- «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

В настоящее время признается только зарегистрированный брак. Тем не менее, в настоящее время существенно возрастает количество незарегистрированных (гражданских) браков.

По данным последней переписи населения, в гражданском браке живет более шести с половиной миллионов российских граждан. То есть каждый десятый союз - это союз незарегистрированный. Причем среди тех, кому нет еще тридцати, это уже не каждый десятый, а каждый шестой союз.

В истории российского семейного законодательства был период, когда фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака. Этого требовала ситуация, сложившаяся в обществе после революции.

Сейчас законодательство оперирует понятием «фактические брачные отношения» и данный брак не порождает правовых последствий.

Таким образом, если гражданский брак, это не семья, как решается вопрос с общим имуществом, ведь порой в таких отношениях люди состоят годами и даже десятками лет.

Здесь применяется общий принцип российского семейного законодательства: права и обязанности супругов, в том числе в отношении имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни.

Приведем такой пример из судебной практики: Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.

Комментируя данную ситуацию, можно сказать, что основной аргумент ст. 34 семейного кодекса РФ гласит: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Закон определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном законом порядке в органах загса. По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены ст. 5 СК РФ для супругов. Фактическая семейная жизнь, даже длительная, но без соответствующей регистрации брака не создает совместной собственности на имущество. В подобных случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-то имущество. Их имущественные отношения будут регулироваться не семейным, а только гражданским законодательством. Имущество фактических супругов находится в долевой, а не в совместной собственности.

Признание имущества, приобретенного фактическими супругами, их долевой, а не совместной собственностью, разумеется, невыгодно тому, кто после прекращения совместной жизни заявляет требования об этом имуществе, причем невыгодно по целому ряду причин. Во-первых, при разделе имущества между фактическими супругами их доли определяются исходя из размера средств или труда, вложенных каждым из них в приобретение либо создание той или иной вещи, и необходимо доказать сам факт и размер этого вложения (степень участия). При этом из-за отсутствия регистрации брака труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке, а заработная плата и иные доходы фактических супругов от трудовой, предпринимательской, интеллектуальной деятельности не являются их общим имуществом. Во-вторых, для признания имущества находящимся в общей (хотя бы долевой) собственности требуется доказать не сам факт состояния в фактических брачных отношениях, а приобретение данного конкретного имущества на средства или при трудовом участии обоих фактических супругов. Само по себе совместное проживание без регистрации брака не имеет юридического значения и не создает общности имущества.

Данные отношения регулируются нормами гражданского, а не семейного права. По этому вопросу Пленум ВС РФ разъяснил, что спор о разделе имущества лиц, проживающих семейной жизнью без регистрации брака, должен разрешаться не по правилам семейного кодекса, а по нормам Гражданского кодекса об общей собственности, если между ними не установлен иной режим этого имущества. При этом должна учитываться степень участия этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества, поскольку общей совместной собственностью супругов является лишь то имущество, которое нажито ими во время брака, заключенного в установленном законом порядке.

Сложно в юридическом плане и в отношении неимущественных прав членов фактической семьи, в отношении принадлежности детей.

Когда рождается ребенок в зарегистрированном браке, то муж роженицы автоматически записывается отцом ребенка. В гражданском же браке все сложнее. Отцу ребенка нужно будет прийти лично в органы ЗАГСа и заявить, что он действительно имеет отношение к матери ребенка и ребенок это его.

Семейный кодекс регулирует личные неимущественные отношения супругов. Отношения фактических супругов, законом не урегулированы.

Таким образом, с юридической точки зрения, гражданский брак- форма организации семьи, не урегулированная правом. В данном случае, фактические супруги не могу рассчитывать на закон в прямом и полном смысле этого слова.

Говоря о регистрации брака, необходимо выделить еще один ключевой нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака - Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В отдельных случаях условия и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются по законодательству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами РФ. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории РФ по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при этом следует учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак или даже не исключающего возможности многоженства (полигамии).

В этой связи для защиты законных прав и интересов граждан РФ существенное значение имеют положения СЧК РФ об условиях, форме и порядке заключения браков с иностранными гражданами на территории РФ.

Статья 156 СК РФ закрепляет, что «.. форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

3. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства…».

Таким образом, условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются, в отличие от ранее действовавшего законодательства, для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Например, при заключении брака российской гражданки с гражданином Бельгии в отношении последнего должны быть соблюдены требования бельгийского законодательства о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российской гражданки - требования Семейного кодекса РФ.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы: брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Исторически брак прошел длительный многовековой путь развития и смены одних его форм другими.

В настоящее время институт брака регулируется в основном нормами Семейного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Гражданская правосубъектность индивидуального предпринимателя

Индивидуальным предпринимателем по российскому законодательству может быть гражданин. В гражданских правоотношениях в качестве физических лиц выступают не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды)...

Договор возмездного оказания услуг

Договор возмездного оказания услуг был впервые выделен в качестве самостоятельного вида договора в новом Гражданском кодексе Российской Федерации. Своеобразие указанного вида договора заключается в том...

Договор ссуды. Условия заключения брака в римском праве

Виды условий Римское право Современное семейное право РФ Условия вступления в брак 1) соглашение между домовладыками; 2) согласие вступающих в брак; 3) наличие у лиц, заключивших брак...

В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей...

Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь...

Правовое регулирование заключения и расторжения брака по российскому законодательству

Принцип полного возмещения убытков и его реализация в российском гражданском праве

Проблемы применения мер поощрения и дисциплинарного взыскания в отношении осужденных к лишению свободы

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ содержится ряд статей, посвященных мерам поощрения. Так, в статьях 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167 УИК РФ определяются конкретные виды поощрений для различных категорий осужденных: сокращение объема запретов...

Условие и порядок заключения брака в РФ

Функционирование и современное состояние гражданско-правового института исковой давности в Российской Федерации

Итак, как было указано выше, основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 1996 года.

Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей. Третья глава кодекса посвящена условиям и порядку заключения брака(ст.ст.10-15).

Так же к данным правоотношениям применимы и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 СК РФ, гражданское законодательство применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака, как уже говорилось ранее.

«Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее -- «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

Как уже указывалось, в настоящее время признается только брак, зарегистрированный в законном порядке.

Права и обязанности супругов, в том числе в отношении имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни.

Приведем такой пример из судебной практики. Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.

Комментируя данную ситуацию, можно сказать, что основной аргумент ст. 34 семейного кодекса РФ гласит: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Закон определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном законом порядке в органах загса.

Поэтому в рассматриваемом случае не применимы нормы семейного права.

В таких случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-либо имущество. Их имущественные отношения при этом будут регулироваться гражданским законодательством, а не семейным.

Сложности возникают так же в отношении неимущественных прав членов такой семьи, в отношении принадлежности детей.

Когда рождается ребенок в зарегистрированном браке, то муж роженицы автоматически записывается отцом ребенка. В гражданском же браке все сложнее. Отцу ребенка нужно будет прийти лично в органы Загса и заявить, это его ребенок.

Необходимо так же выделить еще один нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака -это ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В отдельных случаях условия и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются по законодательству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению, как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами РФ. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории РФ по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при этом надо учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак.

Увеличение числа браков с иностранцами влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и родителей.

В 1928 г. появился универсальный унифицированный источник международных норм, это Конвенция по международному частному праву - Кодекс Бустаманте.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со ст. 6 Семейного кодекса Российской Федерации в случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, применяются правила, установленные этим договором или международными нормами.

Среди международных договоров России, содержащих нормы, предназначенные специально для регулирования семейных отношений с иностранным элементом, наиболее значимой является заключенная в Минске в 1993 г. Конвенция стран Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Минская конвенция).

"Ее положения в области коллизионного семейного права, - пишет Н.И. Марышева, - без серьезных изменений были воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции с таким же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию".

Положения Кишиневской конвенции похожи на положения Минской конвенции, основные изменения коснулись правовой помощи по уголовным делам, тем самым документ стал представлять собой дополненный и уточненный вариант Минской конвенции.

Относительно заключения брака ст. 26 Минской конвенции определяет, что условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства.

В отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Сложнее обстоит дело касательно расторжения брака.

В настоящее время Российской Федерацией заключен ряд двусторонних договоров (продолжают действовать договоры СССР) о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Албанией, Болгарией, Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Молдовой, Литвой, Эстонией, Латвией, Кыргызстаном, Вьетнамом, КНДР и ряд консульских конвенций с КНР, Кипром, Турцией, США, Кубой, Финляндией и другими государствами.

Статья 156 СК РФ гласит, что «.. форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Если лицо, вступающее в брак, вместе с иностранным гражданством государства имеет гражданство РФ, тогда к заключению брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, где оно имеет постоянное место жительства.

Таким образом, условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого они является.

Так, при заключении брака гражданки России с гражданином Франции в отношении мужчины должны быть соблюдены требования законодательства Франции, в отношении гражданки России применимы требования Семейного кодекса РФ. Сюда относятся и брачный возраст, и условия заключения брака, и препятствия к заключению брака.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы: брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям, регулируемая законодательством. Исторически институт брака прошел длительную эволюцию развития.

В настоящее время институт брака регулируется в основном нормами Семейного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.