Занятие: «Предметы-помощники». Познание. Возрастная группа: старшая

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Домашние помощники" (бытовая техника)

Группа детей по направлению работы: подготовительная общеразвивающей направленности, старшая коррекционной направленности, подготовительная коррекционной направленности
Оборудование:
Для детей:
задание «Лабиринт» - одно на двоих, матрица «Бытовая техника».
Для педагога-психолога
Ноутбук, презентация «Бытовая техника», наглядный материал «Бытовая техника», «Посуда», стрелки с загадками о бытовой технике и посуде, игра «Собери семью»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Цели и задачи: Актуализация знаний о бытовых приборах и посуде.
- расширять и обобщать знания детей о бытовой технике, о ее назначении, пользе для человека и об истории ее создания;
- формировать умение пользоваться бытовой техникой;
- активизировать словарь по данной теме.
Планируемые результаты (предпосылки УУД):
Личностные
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
Регулятивные
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (– сформированность мелкой моторики рук.
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
Познавательные
навыки сформированности сенсорных эталонов;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
умение выделять существенные признаки объектов;
Коммуникативные
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

План-конспект коррекционного занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: мотивировать детей на включение в деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).
1. Приветствие «Здравствуй друг»
2. Введение в игровую ситуацию с использованием ИКТ
-появление героя занятия Незнайки (презентация)
Проблемная ситуация: Знайка и другие жители Цветочного города дали задание Незнайке найти все бытовые приборы для ремонта, но Незнайка не знает что такое бытовые приборы.
- презентация «Бытовые приборы»
II. Актуализация знаний
Задача этапа: формирование умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания.
1. «Мыслительная гимнастика»
- отгадывание загадок по теме «Бытовая техника»
- дидактическая игра «Собери семью»
-дидактическая игра «Лабиринт»
2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы.
- мнемотаблица «Расскажи о…»

Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.
1. Выдвижение гипотезы (предположения), определение истины и проверки суждений на практике;
- графический диктант «Бытовая техника», «Посуда»
-физминутка «Пылесос»
2. Фиксирование нового алгоритма (способа действий) в речи детей, в знаковой форме, пред¬метной модели и т.д.
- матрица «Посуда»
IV. Рефлексия (итог).
Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.
1. Оценка занятия детьми и педагогом.
-уголок настроения
2. Прощание.
-ритуал прощания

Ход занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент)
Приветствие «Здравствуй друг!»
Здравствуй правая рука (вытягивают вперед правую руку)
Здравствуй левая рука (вытягивают вперед левую руку)
Здравствуй друг (берут за руку соседа справа)
Здравствуй друг (берут за руку соседа слева)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (взявшись за руки взмахнуть)
Мы стоим рука в руке (крепко сжать руки друг друга)
Вместе мы – большая лента (расширить круг)
Можем маленькими быть (сесть на корточки)
Можем мы большими быть (встать на носочки)
Но один никто не будет (собраться в кругу соединив руки)
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня ко мне в гости приходил Незнайке с весьма необычной просьбой. Давайте посмотрим, чего же он хотел?
Презентация «О чем просил Незнайка»
Психолог: Ребята, вы согласны помочь Незнайке? Но прежде чем отправиться на помощь, давайте с вами повторим, что, же такое – бытовые предметы?
Презентация «Бытовые предметы»
II. Актуализация знаний
Психолог: Ну что? Готовы? Тогда отправляемся с вами в Цветочный город, на помощь Незнайке. Посмотрите, Незнайка даже оставил нам следы, указывающие путь (стрелки с загадками). Стрелки то необычные, посмотрите, тут что-то написано.
Психолог загадывает загадки, с каждой отгаданной загадкой дети продвигаются вперед.
Психолог с детьми подходит к столу с разбросанными картинками.
Психолог: Ребята, посмотрите, Незнайка, наверное, так бежал-торопился домой, что растерял все указания к своему заданию. Давайте разложим все группам и отнесем Незнайке.
Дидактическая игра «Собери семью»
Психолог: Задание мы выполнили, пора двигаться дальше.
Психолог с детьми подходит к столу с разложенными лабиринтами (один на двоих)
Психолог: Ребята, а что же Незнайка оставил нам здесь? Интересное задание, что же тут нужно сделать? (Психолог дает возможность детям самим догадаться о задании).
Правильно, нужно пройти лабиринт только по специальным значкам. Посмотрите, здесь одно задание на двоих, как вы поступите? (Ответы детей).
д/и игра "Лабиринт"
Психолог: Мы почти добрались до Цветочного города, посмотрите, кто нас встречает (на слайде Тетушка Сова)
Тетушка Сова: Куда же вы милые детки так спешите?
Дети: Незнайке на помощь! Рассказать ему все-все о бытовых приборах!
Тетушка Сова: Охохох, какие молодцы, а сами вы-то много знаете о бытовых приборах?
Дети: Да!
Тетушка Сова: А вот это мы сейчас проверим! Есть у меня карты волшебные, мнемотаблицы называются. Вот вы по ней мне и расскажете, что же вы знаете о бытовых приборах?
На слайде появляется мнемотаблица «Бытовые приборы». Дети составляют рассказ.
Психолог: Ну что, Тетушка Сова, справились мы с твоим заданием?
Тетушка Сова: какие вы ребятки умницы и умники! Раз вы задание мое выполнили, можете дальше идти в цветочный город, а я вам дорогу покажу! (на слайде появляется направление в Цветочный город» (коврограф))
III. Открытие детьми нового знания.
Психолог: Наконец-то ребята, мы с вами добрались до Цветочного города. А вот и Незнайка! Здравствуй Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Я тут совсем один запутался! Знайка этот вредный, задание мне дал, сначала головоломки решить, а я даже не пойму, что это?
Психолог: Не переживай Незнайка, мы тебе в этом поможем, правда, ребята. Я знаю что это, это графический диктант. Я буду читать задание, а вы повторять его на бумаге. Приступим?
Графический диктант «Бытовая техника» (схема на слайде)
Психолог: Вот видишь, Незнайка, ничего сложного! А теперь мы готовы тебе помогать разбираться с сортировкой бытовой техники, только давайте немного отдохнем.
Физминутка «Мамины помощники»
Психолог: Отдохнули и размялись, пришла пора обещание свое выполнять. Показывай, Незнайка, что у тебя там за задание?
На слайде появляются матрица «Бытовая техника». Психолог объясняет правила работы с матрицей. На экране телевизора матрица для психолога, у каждого ребенка индивидуальная матрица.
Психолог: Вот мы и выполнили задание, Незнайка, зови Знайку, будем ему сдавать работу.
На слайде появляется Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?
Психолог: Мы пришли к вам в гости, помочь Незнайке. Мы рассказали ему о бытовой технике и применении ее в быту.
Знайка: Молодцы какие! Незнайка, много нового ты узнал? Расскажешь всем жителям Цветочного города, что ты узнал, хорошо?
Незнайка: Конечно, расскажу! Спасибо вам ребята за помощь! Побежал я к уроку готовиться, до свидания!
Знайка и Незнайка уходят.
Психолог: Пора нам ребята, в детский садик возвращаться, а чтобы было быстрее, предлагаю отправиться на автобусе.
Физминутка «Веселая поездка»
IV. Рефлексия (итог)
Психолог: Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие? Расскажите, какое задание было самым трудным? А самым легким? Предлагаю вам оценить наше занятие в уголке настроения, если вам понравилось – повесьте солнышко, если нет – тучку, если вы не можете сказать точно – цветочек.
Теперь пришла пора нам прощаться, до свидания, до новых встреч!
Ритуал прощания
Посмотри в глаза друзьям!
Как приятно было нам!
Нам понравилась играть!
Мы придем сюда опять!
P.S. Уважаемые коллеги, презентация к занятию сделана мной самостоятельно, игры "Матрица" и "Лабиринт" придумана и сделана так же мной на основе идеи педагогов детского сада № 40, г. Томска: Островзоровой Т.В., педагога-психолога и Шипуля Н.В.,воспитателя. Все материалы во вложении.

Задачи:

  • учить детей определять назначение и функцию предметов, облегчающих труд в быту и делающих жизнь человека более удобной; устанавливать связь между предметом и пользой его использования, развивать ретроспективный взгляд на предметы.
  • познакомить с составом теста, его ингредиентами, что тесто изготавливают из муки
  • продолжать знакомить с разными видами тканей (бархат, плащевка), выяснить отдельное свойство (впитываемость), помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления через опытническую деятельность.

Ход НОД:

В гости к нам пришла Золушка. Мачеха велела к ее возвращению навести порядок в доме. У Золушки есть много предметов-помощников: веник для уборки помещения, корыто для стирки белья, игла для штопанья белья, печь для приготовления пищи и др.

Но золушка тоже хочет поехать на бал. Как ей быстро справиться с домашней работой? Как ей успеть на бал? Что можно предложить в помощь Золушке? (ответы детей) Ребята, вы знаете, что люди изменили вещи, сделали их более удобными и полезными.

В наше время человек придумал предметы, облегчающие труд человека в быту и сокращающий время на домашние дела, чтобы оставалось время для любимых занятий и развлечений. Вы знаете такие предметы? (ответы детей)

Узнать предметы -помощники вам помогут загадки:

То назад, то вперед Он охотно пыль глотает,
ходит- бродит пароход. Не болеет, не чихает.

Остановишь- горе, (пылесос)

продырявит море (Утюг)

Только я, только я, Он мгновенно без проблем

Я на кухне главная нам собьет на кухне крем

Без меня, как не трудитесь (миксер)

Без обеда насидитесь…. (плита) .

Дело главное мое Застрочит как пулемет,

Чисто выстирать белье. Платье новое сошьет

Я не только умею стирать, (швейная машина)

Я могу полоскать, отжимать

(стиральная машина)

Правильно вы отгадали

Но во времена Золушки этих предметов-помощников не было. Давайте расскажем Золушке, как преобразовались предметы в наши дни. Игра "Подбери предметы с одним назначением": каждый ребенок берет набор парных картинок и выкладывает пары на большую карту с расположенными в два ряда ячейками для выкладывания парных картинок.

Итак, мы объяснили Золушке, что постирать белье можно с помощью стиральной машины, погладить его утюгом, навести чистоту, воспользовавшись пылесосом, испечь пирог на плите.

Что объединяет все эти предметы - помощники? Они работают от электричества. Это электрические приборы. Давайте на примере миксера поможем Золушке взбить тесто для пирога.

Какой основной ингредиент для приготовления теста? Назовите все продукты для приготовления пирога: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло. Воспитатель с помощью миксера замешивает тесто. Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто. Делают вывод, что тесто замешивают из муки.

Пока пирог будет печься, мы поиграем с Золушкой (физкультминутка под песню из к/ф "Золушка") :

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня,

Силы не жалея

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Оттого что я добра,

Надрываюсь я с утра

До глубокой ночи.

Всякий может приказать,

А спасибо мне сказать

Ни один не хочет..

Ну вот, мы помогли золушке выполнить домашние дела гораздо быстрее, используя предметы- помощники, и она может теперь поехать на бал потанцевать.

Но на улице идет дождь. Чтобы не промокло праздничное платье у Золушки, давайте поможем ей выбрать непромокаемую накидку.

Посмотрите. из каких тканей сшита эта накидка? Это ткань- вельвет, накидка - вельветовая, а эта накидка сшита из плащевки. (плащевая)

Дети проводят эксперимент: опускают кусочки ткани в емкость с водой и определяют скорость намокания тканей.

делают вывод, что от воды защищает плащевая ткань, а из вельвета лучше сшить красивое платье.

Ну что ж, Золушка вас благодарит за помощь. Чем вы занимались? Что вам было интересно? Что показалось трудным? А сейчас Золушка приглашает вас тоже на бал потанцевать. В заключении дети танцуют под пеню "Встаньте дети, встаньте в круг.."

Используемая литература:

1. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Мозаика- синтез 2014 г.

2. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Издательство "Учитель" 2012 год.

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Пояснительная записка. Это занятие – итоговое. В нем я хочу отследить знания детей о функции и защите органов чувств с помощью опытов и путем экспериментирования. Считаю, что тема актуальна, т.к. в современном обществе большое значение уделяется формированию привычки к здоровому образу жизни.

Цели: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека: глаза, уши, нос, язык, кожа; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования; воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать и анализировать.

Предварительная работа. Чтение: Ю. Тувим “Где очки”, А.Барто “Очки”, Ю.Мориц “В очках и без очков”, И. Токмакова “Гном”, Г.Лагздынь “Страшный загар”, Д. Хармс “Очень, очень вкусный пирог”, С. Михалков “Сашина каша”, И. Демьянов “Замарашка”, Э. Успенский “Страшная история”, А. Барто “Наступили холода” . Игры на развитие зрительного внимания, памяти, цветоощущения, “Кто как видит”, “Что мы можем с помощью глаз”, “Скок-скок-скок, угадай, чей голосок”, “Чьи уши?”, “Чей нос?”, “Какой вкус?”, “Что чувствует мой язык?”, “Определи, какая кожа”. Сюжетно – ролевые игры: “Семья”, “Больница”. Беседы с детьми: “Как нужно заботиться об органах чувств?”, “Что чувствует кожа”, “Самые грязные места на моем теле”. Знакомство с детской энциклопедией “Человеческое тело”. Использование элементов самомассажа, гимнастики для глаз, упражнений дыхательной гимнастики. Приложение 1.

Материалы

  • ноутбук, фонограмма записей различных звуков;
  • бумажные воронки по количеству детей;
  • банан, огурец, апельсин, лук, чеснок;
  • 3 стакана с водой;
  • соль, сахар, лимон;
  • палочки для мороженого;
  • перышки, счетные палочки по количеству детей;
  • шоколад;
  • по одной бутылке с холодной и теплой водой;
  • стойка с листочками;
  • шарф, пирамидка, матрешка, кукла, кубик, картонный квадрат и треугольник;
  • разные очки, картинки для гимнастики для глаз.

Организация детей: на ковре, сидя на стульчиках.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, наше сегодняшнее занятие называется “Мои верные помощники” и посвящено пяти органам чувств. Но прежде, чем мы его начнем, давайте поздороваемся с нашими гостями (встают, поворачиваются к гостям лицом):

Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам! (снова садятся на стульчики).

Итак, начинаем. Назовите мне, пожалуйста, 5 органов чувств (орган слуха – уши, орган зрения – глаза, орган вкуса – язык, орган обоняния – нос, орган осязания – кожа). Правильно!

Скажите, пожалуйста, чем мы слышим? (Ушами). Правильно, ухо – орган слуха. Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце слухового прохода есть тоненькая пленочка, как она называется? (Перепонка). Да, звук ударяется о нее и мы его слышим.Давайте попробуем определить какие звуки прозвучат (фонограмма: свист, едет поезд, шумит лес, бубенцы, метель). А сейчас проведем такой эксперимент: возьмем бумажные воронки, поднесем к уху и еще раз прослушаем те же звуки. Когда звуки были громче? (во второй раз). Звук не рассеивается вокруг нас и поэтому лучше поступает в ухо. Человек должен заботиться об ушах? (да). Что мы должны делать? (мыть, чистить только с помощью взрослых, закрывать уши в холодную и ветреную погоду, не толкать в уши мелкие предметы). Правильно!

Как называется орган обоняния? (нос). Что может нос? (дышать, улавливать запахи). Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания, Стенки внутри носа покрыты чем? (ресничками), Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадает что? (пылинки), и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем – пылинки вылетают обратно. А что происходит с самим воздухом? (он нагревается и поступает в организм теплый). Давайте послушаем стихотворение, которое расскажут Миша и Карина. Называется оно “Зачем носик малышам?”

Есть прямые носики, есть носики - курносики…
Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику, в грядке – спелую клубнику.
В огороде чует нос где чеснок и лук подрос.
В доме, может так случиться, носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки, или сок в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес? Все унюхает наш нос!
Даже помнит он каков запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен, нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы, сон когда придет, крепко спать закрывши рот.
Еще можно пожелать: пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть – носик может обгореть.
А зимой в большой мороз не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам зачем носик малышам?

Сейчас скажем, как нужно заботиться о носе (не засовывать пальцы и разные мелкие предметы, не ударять по нему (почему?), всегда пользоваться платком, закапывать капли, если появился насморк). Все ли сегодня позаботились о своих носиках? Сейчас узнаем, выполнив дыхательное упражнение “Дровосеки”.

Как вы думаете, у какого живого существа самый чуткий нос? (у собаки). Правильно, нос собаки помнит 1000000 запахов. Но и наш нос тоже может определить много запахов. Сейчас в этом убедимся. Вы закроете глаза и будете определять чем пахнет только с помощью носа (поочередно поднести тарелочки с нарезанными бананом, огурцом, апельсином, луком, чесноком). Молодцы, справились и вы и ваши носы!

Итак, мы поговорили об органе слуха, органе обоняния. На очереди орган вкуса. Что это? (язык). Для чего человеку язык? (помогает жевать, перемешивать пищу, говорить, определять вкус еды). Если бы на языке не располагались специальные маленькие точки, то вся пища была бы безвкусной, одинаковой на вкус. Давайте сейчас с помощью этих точек и определим, какая вода в стаканах. На цвет она вся какая? (прозрачная, бесцветная). На запах? (одинаковая, нечем не пахнет). А на вкус? (определяют с помощью палочек для мороженого, что вода в стаканах сладкая (сахар), соленая (соль), кислая (лимон).

Теперь закройте глаза и определите с помощью языка, что я вам на него положу. Только сразу не говорите, я скажу когда можно…Что это? (шоколад). Вкусно? (да).Какой орган помог вам определить вкус? (язык). Прожуйте и становитесь на разминку.

Физкультминутка.

Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед.
(наклоны с поворотом вокруг себя).
В той избушке есть старушка, бабушка Яга живет.
(приседания с хлопками).
Нос крючком (руки вперед себя),
Глаза большие (круговые вращения кистями),
Словно искорки горят (сжимать и разжимать пальцы).
Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.
(наклоны вправо – влево с выставлением ладоней возле ушей).
А под печкою кузнечики куют – куют – куют,
Словно песенку веселую поют – поют – поют.
(удары кулачками по кругу перед собой).
Хлоп – туда, хлоп – сюда (хлопки вправо – влево).
Нет особого труда (прыжки на месте, руки на поясе).

Молодцы! Идем дальше. Орган осязания, это что? (кожа). Кожей покрыто все тело человека. И мы с вами говорили о том, что население Земли может иметь различный цвет кожи. Скажите, какого цвета бывает кожа у людей? (черная, желтая, белая). Мы все с вами относимся к той расе людей, у которых белая кожа, но даже и она немного отличается. Давайте проведем эксперимент и сравним нашу кожу по цвету: заворачивайте рукава одежды и сравнивайте цвет своей кожи со цветом кожи соседей. Отличается? (да). Но, какого бы цвета ни была кожа, чувствует она у всех одинаково. Что может чувствовать кожа? (боль, тепло, холод, давление, прикосновение). Проведем эксперимент с разными предметами. Возьмите перышки и проведите ими по руке. Что чувствуете? (легкое прикосновение, приятно). Теперь возьмите палочки и надавите на кожу. Что она чувствует? (давление). Теперь я дам вам потрогать вот эту бутылочку. Что ощутили? (тепло). А теперь потрогайте другую. Что чувствуете? (холод). Прикосновение, давление, тепло, холод чем вы ощутили? (кожей).

Хотя бы раз в жизни каждый из вас чувствовал кожей боль. Вспомните и скажите, когда это было (сдавали кровь из пальца, задели колючки растений (кактус, роза, крыжовник, малина), поцарапала кошка, прикоснулся к очень горячему предмету, порезался ножом, другим острым предметом). Скажите, это хорошо или плохо, что человек чувствует кожей боль? (хорошо). Что могло бы случиться, если бы этого не происходило? (ответы детей). Человек должен заботиться о коже? (да). Скажите правило здоровой кожи (чтобы кожа была здоровой, она должна быть чистой). Скажите, пожалуйста, как еще называется кожа? (орган осязания).

А сейчас я хочу поговорить с вами о самом главном нашем помощнике, без которого в жизни людям приходится очень тяжело, плохо. Если отгадаете загадку, значит узнаете, о чем пойдет разговор.

Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это? (глаза).

Как вы думаете, зачем человеку глаза? (чтобы видеть). Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (нам бы пришлось очень тяжело). Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.

1. Эксперимент “Собери листочки” (с завязанными глазами самостоятельно пройти к стойке с листочками и собрать их, после ребенок передает свои ощущения).

2. Что стоит к нам ближе, пирамидка или матрешка? Как вы определили? (посмотрели глазами). Значит, что могут определить глаза? (расстояние).

3. Что больше, кукла или кубик? (кукла). Что еще могут определить глаза? (размер).

4. А могут ли они определить форму? (да). Как называется эта фигура? (квадрат). А эта? (треугольник). А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).

5. А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да). Назовите предметы, которые бывают красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета (ответы детей). Приложение 4.

Природа заботливо оберегает глаза: они располагаются в специальных углублениях – домиках. Как они называются? (глазницы). Закрывают эти домики специальные дверки. Как они называются? (веки). А если появляется опасность, веки по приказу мозга моментально захлопнутся. Какие предметы могут быть наиболее опасными для глаз? (острые, твердые, дым).А от чего защищают глаза брови и ресницы? (от пыли, пота). Как нужно заботиться о глазах? (умывать, промывать, если заболели, защищать). Какие средства защиты для глаз вы знаете? (очки обыкновенные, солнечные, специальные – для работы на производстве, при нырянии в воду).

Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами и от этого они быстро устают. Давайте и мы сейчас дадим глазам отдохнуть (ненадолго закрывают глаза) и сделаем гимнастику для глаз. Я называю вам цифру, а вы смотрите на картинку, которая находится на листе с этой цифрой (оборудование в группе).

Молодцы, вы все знаете! И думаю, что вы никогда не забудете заботиться о своих верных помощниках. А чтобы глаза лучше видели, уши лучше слышали, нос лучше дышал, а язык и кожа чувствовали я дарю вам витамины. Будьте здоровы, занятие окончено!

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:
– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);
– увеличение количества путешествий;
– изменение числа команд и участников в каждой команде;
– включение заданий на рисование предметов и т. д.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.
Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.
Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.
Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.
Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.
Далее дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята все их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).
Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».
Дети. Эта пословица о семье.
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.
Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.
Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)
Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.
Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:
– Кто самый старший в вашей семье?
– Кто самый младший?
– Кто кому мама?
– Кто кому сын?
– Для мамы ты кто?
– Для бабушки?
– Для брата?
– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.
Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.
Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.
Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.
Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)
Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.
Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?
Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.
Дети мастерят подарки.

Октябрь

3. Удивительные предметы

Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.
Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.
Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.
Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет) и рассказать о них.
Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд – сороконожка, автомобиль – крокодил).
Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

4. Как хорошо у нас в саду

Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.
Материал. Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Совсем недавно вы, ребята, рассказывали о своих семьях, где вам хорошо и где все вас любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад? Что вам нравится, и, возможно, не нравится в детском саду?» (Ответы детей.)
Педагог показывает детям карточки с изображениями разных эмоций и предлагает выполнить задание: «В детском саду, как и дома, у вас бывает разное настроение: вы то веселитесь, то грустите, то удивляетесь чему-то, то сердитесь и снова радуетесь. Возьмите любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду». (Рассказы детей.)
Вос питател ь. Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад? (Родителям, людям, работающим в нем, нужен всему городу.) Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам? (Ответы детей.) Много ли в нашем городе детских садов? (Да.) Все детские сады одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Чем они отличаются? (Внешним видом здания, игровыми площадками…) Если человек в первый раз идет в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес.) А вы все это знаете? Назовите. (Ответы детей.) Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли вы назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю поиграть в игру-соревнование «Кто лучше знает свой детский сад».
Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде; за каждый ответ присуждаются очки, в конце подсчитывается их количество и награждаются победители.
Задание 1. Воспитатель демонстрирует фотографии помещений детского сада. Дети должны узнать помещение, назвать его и перечислить тех, кто там работает.
Задание 2. Расставить знаки-символы помещений детского сада на плане детского сада (кто быстрее).
Задание 3. Назвать деревья, растущие на территории детского сада (кто больше назовет).
Задание 4. Игра «Что лишнее?»: на картинке с изображением представителей разных профессий зачеркнуть профессию, которой нет в детском саду.
Задание 5. Дидактическая игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется (половник – повар; посуда – помощник воспитателя; мячи – педагог по физкультуре; пианино – музыкальный руководитель; стиральная машина – прачка; градусник – медсестра; молоток – плотник и т. д.).
Задание 6. Назвать права (на игру, на занятия, на прогулку, на заботу и т. д.) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) детей в детском саду.
Задание 7. Перечислить, чем старшие ребята могут помочь малышам, что для них могут сделать.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь, ведь здесь проходят самые замечательные годы – годы детства. А хотелось бы вам, чтобы детский сад наш стал еще лучше? Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется – все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь, помечтайте и расскажите о том, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше.
Звучит тихая музыка. Дети рассказывают о своих мечтах.

Ноябрь

5. Путешествие в прошлое книги

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал. Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:


Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней!

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Затем предлагает ребятам осмотреть подготовленную им заранее выставку книг, обращает внимание на их красочность.
Воспитатель. Что это? Для нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)
Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станоков разных времен, рассматривает их вместе с детьми.
Воспитатель. Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает), в которых есть замечательные картинки.
Затем проводится игра «Что было, что будет». Детям предлагается из картинок составить цепочку: от прошлого к настоящему книги. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Проводится игра «Как я берегу книгу».
Педагог просит детей выбрать из предложенных сюжетных картинок картинки, на которых изображено правильное, бережное отношение к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Воспитатель предлагает детям пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.

6. Школа. Учитель

Программное содержание. Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.
Материал. Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя. Карта «Школьная страна». Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что мама Алины работает учителем в школе, и сегодня придет к ним в гости.
Звучит музыка. В группу входит учитель – мама Алины, Анна Николаевна, здоровается с детьми, представляется и рассказывает, что она работает в школе учителем начальных классов. Сообщает ребятам, что скоро они придут в школу, где учителя научат их писать слова, читать, решать задачи и примеры.
Звучит аудиозапись песни «Учат в школе». Анна Николаевна обращает внимание детей на карту «Школьная страна» и приглашает их в первое путешествие по «Школьной стране». Дети «отправляются в путь».
По просьбе Анны Николаевны они вспоминают, что учащихся в школе называют школьниками, учениками. Учитель рассказывает, что каждый год вместе с ребятами в школе отправляется в плавание по Школьной стране знаний, умений и открытий, посещая такие города, как Математика, Русский язык, Чтение, Природоведение и многие другие (показывает на карте).
Воспитатель в беседе подводит детей к пониманию важности и значимости профессии учителя. Рассказывает, что учитель – капитан на школьном корабле: он учит школьников красиво и грамотно писать, читать, решать трудные задачи и примеры, дружить, быть внимательными, трудолюбивыми, умными, воспитанными; передает все свои знания детям.
Анна Николаевна сообщает, что учителю необходимо много знать и уметь, и предлагает детям по картинкам рассказать о профессиональных действиях учителя (учит писать цифры, решать задачи и примеры, писать буквы и читать слова, рисовать и т. д.). Сообщает, что есть учителя географии, физкультуры, физики, музыки, математики, русского языка и литературы.
Проводится физкультминутка – игра «Наоборот».
Дети стоят в кругу. Учитель называет слово и бросает мяч ребенку. Тот возвращает мяч, называя слово – антоним. В игре должны принять участие все дети.
Учитель.


И нам пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»,
Скажу я слово «высоко», (Бросает ребенку мяч.)
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь… (пол).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты… (нашел).
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
А ты скажи… (конец).
Далее дети по просьбе Анны Николаевны объясняют смысл поговорки «Учиться – всегда пригодится», подбирают родственные слова к слову «учитель» (ученик, ученица, учебник, ученый, учительница, учащийся, учебный).
Воспитатель объявляет о прибытии к столице Школьной страны – Школе, показывает фотографию школы.
Анна Николаевна сообщает ребятам, что в следующем году они придут в школу, в первый класс, и предлагает отгадать загадки о необходимых в школе предметах. Загадывает загадки о школьных принадлежностях. Отгадавший находит предмет-отгадку на столе и кдадет его в ранец.
Примерные загадки:

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка, карандаш)

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

У сосны и елки
Листочки – иголки,
А на каких листочках
Растут слова и строчки?
(Страницы тетради)

Поелозил по доске -
Похудел в моей руке.
(Мел)

Шестигранный ученик
Нос во все совать привык.
(Карандаш)

Новый дом несу в руке,
Дверцы в доме на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все довольно важные.
(Портфель, ранец, книги, тетради)
После того как будут отгаданы все загадки и собран портфель, учитель объявляет о завершении путешествия по Школьной стране.
Воспитатель благодарит Анну Николаевну за удивительное путешествие и говорит детям, что такой же любящий ребят, добрый, умный и знающий учитель встретит их в школе.
Занятие заканчивается чтением стихотворения И. Токмаковой «Мы кому букет подарим?»:

Кто всегда тебе поможет
Словом ласковым поддержит,
Что не понял – растолкует,
За успех тебя похвалит.

Кто не любит ссор и шума?
Кто вранья не переносит?
Кто сердито хмурит брови,
Коль не выучишь урока?

Кто с улыбкою поставит
Долгожданную пятерку?
Кто всегда и сам расстроен,
Если ты получишь двойку?

Декабрь

7. На выставке кожаных изделий

Программное содержание. Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
Материал. Четыре мольберта с картинками, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы (на каждый стол).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям посетить необычную выставку (четыре мольберта с картинками: на картинке на первом мольберте изображены предметы одежды, на втором – обувь, на третьем – музыкальные инструменты из кожи, на четвертом – галантерейные изделия).
Дети подходят к первому мольберту. По просьбе педагога они определяют, что на картинке изображена одежда (брюки, юбка, кепка, пиджак, жилет, перчатки), выясняют, из чего она сшита (из кожи).
Переходят ко второму мольберту. Определяют, что на картинке изображена обувь (ботинки, сапоги, туфли, сандалии), выясняют, из какого материала она сшита (из кожи).
Далее дети рассматривают картинки на третьем мольберте. Определяют, что это музыкальные инструменты (барабан, волынка), выясняют, что у них общего (для их изготовления использовали кожу).
Ребята подходят к последнему мольберту, определяют, какие предметы нарисованы на картинке (сумка, кошелек, портфель, ремень), уточняют, из чего сделаны эти вещи (из кожи).
Дети определяют, что кожа – материал рукотворного или природного мира, вещи, представленные на выставке, сделаны человеком, и делают вывод: предметы, сделанные из кожи, относятся к рукотворному миру.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента