Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Транспорт. Открытое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт

Цель: Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные . Уточнить и активизировать словарь по теме "Транспорт". Учить составлять предложения с предлогами В и НА. Учить составлять связные описательные рассказы по схеме.

Коррекционно-развивающие . Развивать связную речь. Развивать логическое мышление. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные . Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, схема для описательного рассказа, карточки с личиками, карандаши.

Ход занятия

I. Мотивационный компонент

1. Уч. Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу!
2. Уч. Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Уч. Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Уч. Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".
На доску вывешивается картинка с транспортом.
Уч. Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] - [л] - [л] .
Гудит пароход: произнесение звука [ы] - [ы] - [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука [ш] - [ш] - [ш] .
Насос: произнесение звука [с] - [с] - [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "ша - шу - ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "би - би - би ".
Гудит поезд: произнесение на одн ом выдохе "ту - ту - ту ".
Уч. Молодцы!

II. Операционный компонент

1. Уч. Сейчас я буду называть правильные и неправильные предложения, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня, если я скажу неправильно. Машина - это наземный транспорт.

Д. Правильно.
Уч. Пароход - это воздушный транспорт.
Д. Неправильно. Пароход - это водный транспорт.
Уч. Поездом управляет лётчик.
Д. Неправильно. Поездом управляет машинист.
Уч. А чем управляет лётчик?
Д. Самолётом.
Уч. Молодцы! Теперь мы поиграем в игру "Какой транспорт лучше?" Разделимся на 3 команды: 1 ряд - 1 команда, 2 ряд - 2 команда, 3 ряд - 3 команда. 1 ряд будет говорить про автобус, 2 ряд про поезд, 3 ряд про трамвай. Вы по очереди будете приводить доказательства того, что ваш транспорт лучше. Начинает 1 команда.
Д. Недорогой проезд.
Уч. 2 команда.
Д. Перевозит много людей.
Уч. 3 команда.
Д. Движется с помощью электричества.
Дети по очереди приводят аргументы.
Уч. Молодцы! Сделаем вывод, что у каждого вида транспорта есть свои положительные стороны.



2. Уч. Давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка "Самолёт"
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт. (Руки в стороны.)
Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолёт. (Руки в стороны.)

3. Уч. Посмотрите на картинку. Кто и что на ней изображено?

Д. Кошки, собаки, лошади, корова; автобус, трамвай, троллейбус, такси.
Уч. Скажите, кто входит?
Д. Кошка, корова.
Уч. Кто едет?
Д. Собаки, кошки, лошади.
Уч. Составьте предложения. Кто входит куда?
Д. Кошка входит в автобус. Корова входит в такси.
Уч. Кто едет на чём?
Д. Собаки едут на трамвае. Кошки едут на автобусе. Лошади едут на троллейбусе.
Уч. Запомните: Кошка входит В автобус. Кошка едет НА автобусе.

4. Уч. Сейчас мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них. Послушайте образец. Ты на чём поедешь в г ости? Я поеду в гости на метро. По очереди задавайте друг другу вопросы.

Дети выполняют задание.
Уч. Молодцы!

5. Уч. Сейчас мы будем составлять рассказы по схеме. Каждый загадывает любой вид транспорта, описывает его по схеме, но не называет. Все остальные должны будут отгадать. Посмотрите на схему. Вы должны

ответить на такие вопросы:

  1. Из каких частей состоит?
  2. Чем приводится в движение?
  3. Где движется этот транспорт?
  4. Для чего используется?
  5. Кто управляет этим видом транспорта?

Презентация детских работ. Наблюдение за речью детей. Исправление ошибок.

Этот транспорт состоит из кузова, колёс, руля, сидений, окон. Этот транспорт приводится в движение бензином. Этот транспорт движется по земле. Он используется для перевозки людей. Им управляет водитель. (Автобус)
Уч. Молодцы!

III. Регулирующий компонент

Уч. Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".
Уч. Чему научились?
Д. Мы научились сост авлять рассказы по схеме.
Уч. Вам понравилось занятие?
Д. Да!
Уч. У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению.
Дети выполняют задание.
Уч. Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!

Литература

Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова Развитие речи. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение).-М.: Просвещение, 2000 (стр.88-89).

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

Упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

Практическом употреблении приставочных глаголов;

Согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

Учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

Куда складывают груз? (Кузов)

Где сидят пассажиры? (Салон)

Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

Автобус от остановки (отъехал ), к другой остановке (подъехал ). Затем на небольшую горку (въехал или заехал ) и вместе с нами он мост (переехал ). Он быстро в тоннель (заехал ) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал ).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал ).

В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

Заслушать 3-4 рассказа.

Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).

Закрепить представление детей о транспортных средствах.

  • Закрепить знание названий отдельных видов транспорта и место их нахождения (вода, небо, земля).
  • Развивать общие речевые навыки детей, упражнять в координации речи с движением.
  • Развивать мышление, учить отгадывать загадки.
  • Воспитывать умение играть в коллективе.
  • Способствовать развитию длительного плавного речевого выдоха.
  • Уметь создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа.

Беседы по теме «Транспорт» (поезд, легковая машина, самолет, корабль), рассматривание иллюстраций, повторение стихотворений А. Барто «Самолет», «Кораблик», рисование «Рельсы для поезда», аппликации «Машина», «Кораблик», лепка «Самолет».

Материалы.

Игрушечный заяц, тематические игрушки и раздаточный материал по теме «Транспорт», тазик с водой и бумажные кораблики, лист с изображением облаков, волн, дороги.

Ход занятия

Организационный момент.

Восп: Ребята, какое замечательное сегодня утро. К нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Восп: А теперь посмотрите на меня своими глазками.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (наклоняются)

Здравствую утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Основная часть.

Восп: Знаете, ребята, к нам в гости обещал придти лесной житель.

Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Дети: Заяц.

Восп: Правильно! А вот он (стук в дверь), проходи, Заинька, не стесняйся.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Как долго я до вас добирался. Как только вышел я из леса на дорогу, все кругом стало гудеть, шуметь. Вы не знаете, что это было?

Восп: Ребята, мы знаем, что у нас есть транспорт. Вот и давайте расскажем зайке все по порядку. Сегодня мы будем путешествовать на всех видах транспорта.

А на чем?- отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Железные избушки

Прицепились друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой?

Восп: Что это такое?

Дети: Поезд.

Восп: Ребята, а кто нам покажет поезд?

Выходит ребенок

Что это? (поезд)

Что это такое? (труба)

Что это такое? (колеса)

Как едет поезд? (чух-чух)

По какой дороге едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)

Восп: Правильно. Поезд едет только по рельсам. А если железная дорога закончилась, поезд поедет?

Дети: Нет.

Восп: Вот и мы сейчас поедем на поезде.

Воспитатель приглашает детей построиться друг за другом.

Вы будете вагончиками, а я паровозом.

Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться.

Проводится подвижная игра «Поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Приехали (шипят: Ш-ш-ш)

Восп: Молодцы, ребята! Но железная дорога закончилась, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на другом транспорте.

А на каком? Отгадайте загадку:

Четыре колеса, резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это?

Дети: Машина.

Восп: Кто нам покажет машину?

Выходит ребенок.

Что это? (машина)

А что машина делает? (едет)

Это машина какая? (легковая)

А кого возит машина? (людей)

А где едут машины? (по дороге)

Как сигналят машины? (би-би)

Если машина застряла в канаве и буксует? (дзззз-дзззз, джжжж-джжжж)

А кто водит машину? (шофер)

Восп: Правильно, шофер. А вы хотите быть шоферами? Нам же надо ехать дальше?

Проводится игра из серии «Расскажи стихи руками»: «Мы шоферы».

Дети сидят на стульчиках.

Едем-едем на машине, (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль, (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладони ко лбу)

Дворники счищают капли – (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки вправо-влево)

Вправо, влево - чистота,

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами рук)

Мы шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Восп: Молодцы, все выполнили. Ребята, понравилось вам быть шоферами?

Восп: Но, ребята, ехали, мы ехали, до реки доехали. Дальше нас машина не повезет.

Кругом вода, одна вода… (развести руки в стороны волнообразными движениями)

На чем мы поплывем туда? (сложить ладони в виде лодочки)

Дети: На кораблике.

Восп: Правильно, корабль-это тоже транспорт.

А кто хочет показать кораблик?

Выходит ребенок.

Что это? (кораблик)

Что делает кораблик? (плывет)

А где у кораблика паруса?

А где плавают корабли? (по воде)

Обратить внимание на тазик с водой и кораблик, плавающий в нем.

Восп: Посмотрите, кораблик не двигается. Для того чтобы он поплыл, нужен ветер, и он поплывет.

Воспитатель дует на кораблик. Приглашает детей тоже подуть.

Дети дуют на кораблик.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Восп: Поплыл наш кораблик, молодцы!

Переплыли мы реку. Но путешествие наше заканчивается и нам пора обратно.

Но не проехать, не пройти, всюду горы на пути (переплести пальцы и поднять руки перед собой в виде горки). Какой транспорт поможет нам перебраться через горы?

Отгадайте загадку:

Серебристый, очень быстрый,

Он отправился в полет.

И на небе светлом, чистом появился?

Дети: Самолет.

Кто покажет самолет?

Выходит ребенок.

Что это? (самолет)

А как гудит самолет? (у-у-у…)

А какие крылья у самолета, покажи.

А где самолеты летают? (в небе)

Восп: Тогда давайте мы с вами сядем в самолет и полетим.

Проводится физминутка «Самолет».

Руки в стороны - вперед

Полетел наш самолет

У-У-У-У-У-У

Повертелись, покружились

И на землю приземлились

Ну, вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось. На чем, ребята, мы сегодня путешествовали?

Дети: (поезд, машина, кораблик, самолет).

А как назвать все это, одним словом?

Дети: Транспорт

На мольберте заготовка для коллективной композиции: лист с облаками, обозначающими небо, волны - обозначающие воду, дорога.

Восп: Ребята, облака - это небо, волны - это вода, а внизу дорога.

Давайте с вами вспомним:

Где летают самолеты? (в небе)

Где плавают корабли? (по воде)

Где едут машины? (по дороге)

Молодцы, все правильно. Мы говорим сегодня о транспорте. Посмотрите, у меня здесь есть и самолеты, и машины, и кораблики (показывает изображение транспорта). Это транспорт.

Возьмите по одной картинке и прикрепите ее туда, где она должна быть.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства, прикрепляют ее туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, небо с облаками, вода).

Молодцы ребята, все справились.

Итог занятия.

Восп: Ребята, сегодня у нас было интересное занятие.

Вам понравилось? (да)

А давайте вспомним, что мы делали сегодня с вами на занятии? (Путешествовали, отгадывали загадки, играли.)

А тебе Зайка, понравилось с нами путешествовать?

Заяц: Да, понравилось, вы молодцы!

Восп: Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня узнал.

Расскажи всем лесным жителем о транспорте, какой он бывает, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.

Заяц: Хорошо, обязательно расскажу. Но я пришел к вам в гости с угощением.

Зайчик раздает детям конфеты.

Ну, а теперь мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

Дети: До свидания, Зайчик.

Восп: Итак, ребята, сегодня все замечательно занимались. Молодцы! Скажем всем гостям «До свидания».

Спасибо детям и гостям, что вы пришли сегодня к нам!

Елена Тарасова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»

Конспект по развитию речи тема : «Транспорт »

Программное содержание :

Виды деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная,

Методы и приемы : Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия.

Словесный - художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический - игровые упражнения

Образовательные : Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт » .

Закреплять представление детей о разных видах транспорта , уметь четко дифференцировать виды транспорта : наземный, водный, воздушный; развитие всех компонентов устной речи детей . Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, созданной ребенком с использованием раздаточного материала.

Словарная работа :

Закрепление слов : водный, воздушный, наземный.

Дать новые слова :

Мотоцикл, мотоциклист, водный, воздушный, наземный.

Индивидуальная работа :

Активировать малоактивных детей, развивать умение использовать в речи прилагательные , глаголы.

Материалы : Предметные

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств , дороги, море, неба с облаками

Предварительная работа : Чтение художественной литературы «Приключение Незнайки» , рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт » , наблюдения на прогулке, беседа, дидактические игры.

Письмо от Незнайки

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Мои друзья затеяли строить новый дом и попросили меня доставить все необходимые материалы по почте. Привести материалы на велосипеде не получилось! Но я слышал, что есть какие-то транспортные средства , которые летают по воздуху, плаваю т по рекам. Расскажите мне об этом, помогите разобраться. Какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Жду ответа. Незнайка.

Воспитатель : Дети, вы готовы помочь Незнайке и рассказать ему все, что вы знаете о транспортных средствах .

Дети : Да, готовы!

Воспитатель : Само слово «транспорт » означает перемещение. Поэтому транспортом называется обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, летает, плавает. И при этом перевозит грузы и людей.

Воспитатель обращается к детям : Я хочу знать, кто у нас в группе самый находчивый , сообразительный. Я буду задавать загадки и вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку, отвечать хором нельзя.

Послушайте загадки :

1 Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек.

Лишь оставили дымок

Дети : Это поезд.

2 стальная птица.

В небеса стремится

А ведет ее пилот

Что за птица (самолет)

3 Без разгона ввысь взлетало,

Стрекоза напоминало.

Отправляюсь я в полет,

Кто же это? (Вертолет)

4 Я важная машина

Есть кузов и кабина

Вожу любые грузы по ленточкам дорог

И парты и арбузы

Я вам доставлю в срок (грузовик)

Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем (велосипед)

(После того, как дети разгадают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации)

Воспитатель : Мадина! Перечисли , пожалуйста, все слова отгадки?

Мансур, как думаешь, как все отгадки можно назвать одним словом? А ты Илюша, как думаешь? А ты Радмир? Вы согласны ребята? Верно, молодцы. Это транспорт .

Предлагаю поиграть в игру.

«Распредели транспорт верно »

Дети, давайте определим, к каким видам транспорта относится относятся картинки. У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта ;

Вода (водный транспорт )

Земля (наземный транспорт )

Воздух (воздушный транспорт )

Например : Автобус –кто вспомнит, какой вид транспорта и почему (поезд, самолет, пароход)

Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации- карточки с транспортом ,

Воспитатель просит детей назвать и соотнести к нужной категории.

Дети, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек

Дети : Управляет человек.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение» .

Я начну предложение, а вы закончите.

Поездом управляет кто? (машинист)

Самолетом (пилот)

Машиной (шофер)

Велосипедом (велосипедист)

Кораблем (капитан)

Мотоциклом (мотоциклист)

«Чем управляет»

Машинист (поездом)

Велосипедист, пилот, шофер, мотоциклист,капитан.

Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру «Летим, плывем, едем»

Дети, сейчас мы будем двигаться по кругу под музыку

Когда музыка останавливается, я покажу вам картинку с любым видом транспорта . Вы должны определить, какой вид транспорта изображен на картинке (воздушный, водный или наземный) и необходимо выполнить соответствующее движение

Покажите, как плывет водный транспорт (движение руками перед собой)

Наземный транспорт (едут, крутят руль)

Воздушный (летя, махи руками)

Какие вы внимательные, ребята молодцы!

Воспитатель : А теперь ребята, покажем, на каком транспорте Незнайка доставит свой груз на почту.

У вас на столах пазлы (один пазл на стол) . Нужно сложить его поработать в парах.

Воспитатель предлагает 2 детям, описать транспорт , и сказать на каком транспорте Незнайка доставит свой груз.

Воспитатель : А теперь дети, попробуйте назвать предмет ласково :

Самолет (самолетик) ; машина, корабль…

Замечательно, вы опять меня порадовали. А сейчас, мы немного отдохнем и нас ждут новые, интересные игры.

Пальчиковая гимнастика «Шофер»

Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.

Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)

Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)

Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)

Камни, бревна и песок.

Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)

И отправился на мойку (движения «мытья ладошек» )

Воспитатель : Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт » . Я начну предложение, вы должны его закончить :

Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,

Самолет летит, а автобус…-- едет, пароход плывет, а поезд…- едет.

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Следующее задание на внимательность. Игра «Летает- не летает»

Ребятки, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт - вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет, то топать ногами.

Вертолет – дети выставляют руки в стороны.

Трамвай- топают ногами.

Самолет, автобус.

Воспитатель : Молодцы!

Дети, что мы сегодня изучали. Какие виды транспорта , вы знаете. На каком транспорте Незнайка может доставить грузы на почту.

Вы сегодня хорошо работали на занятии , поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания . Воспитатель раздает раскраски автомобиль.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно речевому развитию и худ. эстетическому творчеству на средней группе. Тема «Транспорт» Цель. Закрепить названия разного вида транспорта. Развивать интерес к художественному творчеству. Задачи. «Познавательное развитие»:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста по развитию речи «Транспорт» Задачи: - совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь. - совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя,.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Наземный транспорт. Машина» НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ. МАШИНА Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Транспорт» Конспект ННОД в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «Транспорт». Задачи: 1. Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о разных.

Цель занятия : Активизация словарного запаса по теме.

Задачи:

1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.

3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

Предварительная работа:

1. Беседа «Каким бывает транспорт»;

2. Дидактические игры: «Светофор», «Назови профессию»;

3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Материал к занятию: наглядный материал по теме транспорт и профессии, доска с проектором, ноутбук, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

1) Введение

Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слажено, будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобусы) Слайд 2

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой.

(Самолет) Слайд 3

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) Слайд 4

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд) Слайд 5

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей ноль-три...

И приедет...

(Скорая помощь) Слайд 6

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина) Слайд 7

2) Основная часть

Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока.

Дети: Транспорт (Слайд 8)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Плывет, едет, летает» .

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие?

Дети: 1-грузовой 2-пассажирский

Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный?

Дети: в случаи опасности.

Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону если у нас пожар?

Дети: 01 .

Воспитатель: Кто-то заболел?

Дети: 03

Воспитатель: А такие службы, мы называем -служба спасения. Ребята а какие люди работают в службе спасения

Дети: сильный, смелые, отважные и выносливые.

(Дети садятся на стульчики)

Те - те – те – летим мы на самолете;

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет;

Лёта – лёта - далеко до самолета;

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;

Летом – летом – внизу земля под самолетом;

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете;

Воспитатель : я очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

Самолет летит на посадку и я предлагаю немного поиграть.

Игра: « Кто чем управляет» - проводится с использованием мяча. (дети стоят полукругом на ковре).

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Игра «2, 5» Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять)

Назовите профессию на своей доске. (Дети называют).

А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. -

Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается)

А) Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин.

Б) Трамваю нужно электричество – а маршрутному такси – газ.

Воспитатель: Я составлю предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колёс. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»

А теперь вы попробуйте, составить предложение о грузовом автомобиле.

1-2 ребенка составляют предложения

Воспитатель: Другое задание выложить транспорт городской из разрезанных частей

Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей». Рассказ 2-3 ребят.

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

3) Рефлексия

Воспитатель : Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?

Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

О чем мы говорили сегодня на уроке (о транспорте) О каком?

Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Транспорт, профессии на транспорте»

Подготовительная группа

Воспитатель

Отченаш Олеся Викторовна

Согласовано

Зам. заведующего по УВР

Симанковой И.В.

22.01.2016

Санкт-Петербург

2016 год

Цель занятия : Активизация словарного запаса по теме.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.
  2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.
  3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Каким бывает транспорт»;
  2. Дидактические игры: «Светофор», «Назови профессию»;
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Материал к занятию: наглядный материал по теме транспорт и профессии, доска с проектором, ноутбук, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

  1. Введение

Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слажено, будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобусы) Слайд 2

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой.

(Самолет) Слайд 3

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) Слайд 4

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд) Слайд 5

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей ноль-три...

И приедет...

(Скорая помощь) Слайд 6

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина) Слайд 7

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока.

Дети: Транспорт (Слайд 8)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Плывет, едет, летает» .

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие?

Дети: 1-грузовой 2-пассажирский

Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный?

Дети: в случаи опасности.

Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону если у нас пожар?

Дети: 01 .

Воспитатель: Кто-то заболел?

Дети: 03

Воспитатель: А такие службы, мы называем -служба спасения. Ребята а какие люди работают в службе спасения

Дети: сильный, смелые, отважные и выносливые.

(Дети садятся на стульчики)

Упражнение «Повтори чистоговорку»

Те - те – те – летим мы на самолете;

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет;

Лёта – лёта - далеко до самолета;

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;

Летом – летом – внизу земля под самолетом;

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете;

Воспитатель : я очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

Самолет летит на посадку и я предлагаю немного поиграть.

Игра: « Кто чем управляет» - проводится с использованием мяча. (дети стоят полукругом на ковре).

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Игра «2, 5» Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять)

Назовите профессию на своей доске. (Дети называют).

А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

Шофер.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. -

Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается)

А) Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин.

Б) Трамваю нужно электричество – а маршрутному такси – газ.

Воспитатель: Я составлю предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колёс. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»

А теперь вы попробуйте, составить предложение о грузовом автомобиле.

1-2 ребенка составляют предложения

Воспитатель: Другое задание выложить транспорт городской из разрезанных частей

Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей». Рассказ 2-3 ребят.

Игра: «Почему так называются?»

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

  1. Рефлексия

Воспитатель : Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?

Почему?

Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

О чем мы говорили сегодня на уроке (о транспорте) О каком?

Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорте.