Эссе "любим ли мы детей". Эссе "Как воспитать ребёнка счастливым" Написать эссе на тему современный ребенок

Размышления православного учителя


Любим ли мы наших детей? «Конечно!» - воскликнет любой родитель, наставник, учитель. Но мы мало задумываемся над тем, как эта любовь к ребёнку должна проявляться.

Каждой эпохе истории человечества соответствуют свои взгляды на проблему взаимоотношения детей и взрослых, свои воспитательные методики. Нам знакомо такое понятие как «спартанское воспитание», подразумевающее строгость, умеренность во всём, достижение физического и духовного совершенства для выживания в экстремальных условиях. Речь шла о воспитании воинов.
Афинское воспитание предполагало нахождение ребёнка в семье до 7 лет, где они обучались и воспитывались, что дало основу модели семейного воспитания. С развитием цивилизации приоритетным стало общественное воспитание в детских садах, школах.

За последние 100 лет в российской истории произошло столько событий, начиная с революций, заканчивая распадом громадного государства, становления практически новой державы,что это не могло не повлиять на менталитет российского населения, проще говоря, в сознании людей произошли необратимые процессы, боюсь сказать, не всегда положительные, приведшие к переоценке ценностей в жизни человека, в первую очередь это коснулось семьи и,естественно, воспитания детей..

Сейчас, в эпоху «модернизации образования» , введения инновационных технологий в процесс обучения и воспитания происходит метание от одной теории к другой, школа превратилась в экспериментальную площадку, а ведь в ней –дети, над которыми, получается, проводятся опыты, как над беззащитными кроликами.
Некоторые из этих новшеств совершенно не совместимы с теми реалиями, которые издавна царят в разных слоях общества. То, что приемлемо в городе, может нанести вред сельскому жизненному укладу, который складывался веками в силу того, что Россия во все времена была аграрной страной.

Воспитание в старых российских семьях всегда основывалось на трудовых отношениях: работа в огороде, уход за скотом, забота о младших. Большое внимание уделялось воспитанию послушания в детях-слово отца и матери считалось законом, в семьях поддерживался авторитет школы, учителя.

Во многих сельских семьях очень долго хранились отголоски «древнерусского воспитания», о котором упоминал в своих произведениях В.О. Ключевский:
«Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом своих прихожан. Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось отцами семейств. Отец и был домашним учителем...., ...он был обязан беречь телесную и душевную чистоту домашних своих, заботиться о них как о частях своего духовного существа. Труд воспитания дома он делил с женой, своею непременною спутницей и советницей.»

Что же нас всё-таки сильно тревожит в наших детях? Я не говорю о частных случаях, прошу понять меня правильно, не пытаюсь коснуться личных интересов конкретной семьи, но высвечиваются такие проблемы, о которых нельзя молчать.
Сейчас времена изменились, дом превратился из места совместного труда в дом отдыха, так как в силу обстоятельств члены семьи мало бывают дома, отцы уезжают на заработки, матери занимаются хозяйством, а дети большую часть времени проводят в школе. С прошлого столетия, когда большое распространение получило общественное воспитание-в детсадах, в яслях, школах, а сейчас и во время каникул дети находятся в лагерях отдыха, произошло нарушение тесного семейного контакта, что очень повлияло на представление о ценности семейных отношений. Нарушилось общение между детьми и взрослыми посредством такой великой силы как живое слово. Я говорю не о конкретных людях, потому что эта проблема-проблема всей России -душевно-духовное одиночество наших детей.

Статистика представляет нам страшные цифры (данные взяты из телепередачи "Всё начинается с детства" на канале "Спас", с сайта "Проект Здоровье"- http://project.su/ http://project.su/articles/183):
растёт детская агрессивность, часто возникает депрессивное состояние и, как итог:
«1\3 детей готовы уйти из жизни, за 15 лет в 46 раз возрос суицид среди подрастающего поколения.»

"Начиная с 2003, года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершает самоубийство. "

Почему мы теряем наших детей? Чего не понимают взрослые? Откуда вдруг такое пренебрежительное отношение к жизни, этому великому дару, данному нам Всевышним?

Ведущим фактором подростковых суицидов, по мнению учёных-психологов, является преобладание чувств безнадежности и беспомощности, которые могут возникнуть из-за неудачи на экзамене, из-за того, что подросток не может осуществить свой выбор будущей профессии, т.к. родители упорно не разрешают учиться на парикмахера, а хотят видеть своё чадо юристом. Сейчас молодёжь страдает от так называемого "прессинга успеха": надо везде успеть--получить образование, окончить престижный вуз, устроиться на хорошую работу и т.д. Многие родители настраивают детей на обязательный успех. Мало кто скажет: "Сынок (дочка), не торопись, оглядись в этом мире, иди туда, к чему сердце лежит. А мы любим тебя не за твои успехи, а просто любим. " Дети боятся не оправдать надежд старших, чаще всего это происходит в вполне благополучных семьях, где ребята умны, начитаны, есть материальный достаток, но нет у них психологической выносливости в силу их возраста, небогатого жизненного опыта, а ещё, самое главное, если они не чувствуют любви к ним со стороны взрослых, горячей, искренней, но в то же время разумной и строгой. Их охватывает отчаяние.Я уже не беру во внимание семьи, где, прямо скажем, не очень благоприятная ситуация для взращивания юных душ-разборки старших, пьянство, рукоприкладство. "Жить не хочется!"-сердце рвут на части эти слова, сорвавшиеся с уст подростка, может под влиянием эмоций, неосознанно, но ведь они уже сказаны....

Прежде чем беседовать с вами, дорогие читатели, мне пришлось много поразмышлять над этой проблемой, и не одной...А вместе с детьми-моими учениками...У меня их много-каждый день в среднем я общаюсь с 60 ребятами-со 2-по 11 класс..И каждый,поверьте, хочет быть любимым родителями, да и учителями. Я задала вопрос:"В чём,как вы считаете, должна проявляться к вам любовь со стороны родителей и вообще взрослых к детям?" Прочитав откровения ребят я была приятно удивлена.. Может некотрые и не были очень правдивы, но суть -то они правильно понимают. Никто не предъявил запросов в плане материального обеспечения (если что-то купят или денег много дадут-значит любят). Дети хотят искренней любви, понимания, уважения к себе как к личности, чтобы считались с их мнениями в выборе друзей и будущей профессии, но при этом некоторые делают акцент на том, что их нужно и наказывать, если они поступают плохо. Вот некоторые высказывания (да простят меня ребята, что я их мысли взрослым раскрываю, но как же тогда взрослые узнают, как вас надо любить! Тем более я и сама не знаю, кому конкретно из детей принадлежат мысли-записок много, но они все анонимные):

"Взрослые должны понимать ребёнка, заботиться о нём, быть добрым, любить, помочь выбираться из трудных ситуаций...,наказывать, если ребёнок действительно виноват";

"Любовь проявляется в заботе, ласке,..взрослый должен понимать ребёнка, выслушать его, помочь советом";

".. выслушают, что-то подарят, поцелуют, поругают..это не объяснимо-это надо чувствовать.. "

"..Взрослые иногда не понимают детей. Хочется рассказать им что-нибудь, а они не слушают.... Самое главное, надо быть добрым к в з р ос ло м у ребёнку";

"Обычно...родители пытаются доказать любовь к ребёнку через подарки...,но это не нужно..нам нужно, чтобы кто-то из взрослых был рядом, ведь иногда и друзья не могут понять и помочь...часто рядом нет помощи родителей...лучше бы мы жили в полной нищете, но чтобы родители были рядом....обычно это не так";

"Любовь взрослого к ребёнку должна проявляться заботой и вниманием,... но не слишком в большой степени,...так как это будет иметь противоположный эффект.... ";

"...родители ругают ведь не просто так, а за дело";

"Они (родители) сами детьми были и хотят, чтобы мы не совершали их ошибок. Для них роднее нас никого нет. Мы вырастем и также будем любить своих детей... "

Каково? Вот такие умные у нас с вами дети... Но они нуждаются в мудрых наставниках и защитниках. От чего защищать наших детей? От несовершенства окружающего нас мира, от избытка информации, разрушающей личность человека, которая так и льётся грязным потоком с экрана ТВ, с некоторых сайтов Интернета.. Мы не можем прекратить этот поток-но давайте будем учить детей разбираться в том, что преподносят нам СМИ, вместо того, чтобы самим (иногда вместе с детьми) усесться перед экраном и смаковать под час нелицеприятные сцены под эгидой М. Зеленского и ему подобных, во всех подробностях демонстрирующие факты суицида детей, избиения учениками учителя, интимную жизнь звёзд и ахать, ужасаться, возмущаться, не задумываясь, что это просто шоу, на котором делают большие деньги, но здесь проблемы не решаются, скорее они навязываются зрителям... А детей, особенно избалованных и экспрессивных, с эгоистическими наклонностями, такие, к сожалению, тоже есть, как следствие слепой родительской любви и вседозволенности с младенческого возраста, эти шоу вообще могут толкнуть на непредвиденные поступки, которые могут поставить в тупик взрослых. Однажды родители могут услышать;"Если я не получу то-то и то-то, ... "А дальше прямые страшные угрозы... Вы понимаете, о чём идёт речь.

И так, с одной стороны, детям не хватает помощи и понимания, а, с другой стороны, они могут играть на родительских чувствах...

Что делать, когда ситуация выходит из-под контроля? Тут хороши все пути и средства, не противоречащие закону и не вредящие жизни и здоровью человека, например, обращение за помощью к учителю, психологу, врачу, в конце концов к священику, хотя, исходя из своих жизненных принципов, я бы посоветовала искать первую помощь именно у батюшки. Самоубийство, по канонам Православия, является страшным грехом, потому что в нём нельзя раскаяться. Дети мало что понимают в необратимости смерти. Волей или неволей кто-то должен им всё грамотно объяснить, лучше духовного наставника этого сделать никто не сможет. К счастью, сейчас в школах начали проходить уроки ОПК, где дети в буквальном смысле учатся отличать добро от зла, что им полезно, а что вредно, эти уроки учат познанию смысла жизни человека.

Важно понять-сердце человека, тем более неискушённого ребёнка, является полем битвы добра и зла. Назначение родителей-бороться за своих детей, за спасение их от врага рода человеческого, молиться за них, призывая на помощь Господа, Пресвятую Богородицу, Ангела-Хранителя и всех святых покровителей.

Заканчивая наш с вами разговор, дорогие читатели, мамы и папы, дедушки и бабушки, коллеги-учителя, просто знакомые, родственники и соседи призываю вас, давайте присмотримся к нашим детям, ко всем, спокойным и непоседам, к послушным и озорным, заглянем в их глаза, нет ли в них скрытой тревоги, боли, страха, немого вопроса. Поговорим с ними по душам, поинтересуемся их делами, приласкаем, дадим понять, как мы их любим и как они нам нужны...

КГУ «Красносельская СШ»

Мини-центр

Эссе на тему:

«Как воспитать ребёнка счастливым?»

Воспитатель группы «Гномики»: Гостяева С.А.

Как воспитать ребёнка счастливым? Этот вопрос интересует многих родителей. Но понятие «счастье» у всех разное, для одних родителей – это, чтобы ребёнок был здоров, хорошо кушал, развивался; для других – отличался чем-либо, например, был одет лучше всех; другие стремятся развивать талант – отдают ребёнка в разные кружки, секции и т.д. У каждого есть своя формулировка.

Проблема понимания счастья – вечная проблема. Кто-то «легко идёт по жизни», всё ему удаётся, он легко решает любые задачи, другие преодолевают множество трудностей и проблем и, решая их, тоже счастливы.

Современные дети отличаются от нас, у них другие цели, возможности, они требуют от нас к себе особого понимания и внимания. И нам, важно знать и помнить, что мы, родители, всегда служим примером для ребёнка, недаром говорят – «Ребёнок - зеркало семьи», для него имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми, как радуются или печалятся, как они общаются с друзьями, как смеются, читают и многое другое, часто дети копируют своих родителей, их манеру говорить, жестикулировать, выполнять какие-либо действия (укладывать куклу спать, читать книгу, надев очки, что-то ремонтировать, рассуждать, разговаривать и т.д.). Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих любопытных внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир. Родительская любовь к детям и ответные чувства детей к маме, папе, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам помогает взрослым преодолеть ряд трудностей (бытовых, педагогических), создать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – всё способствует выполнению главной задачи воспитания детей. Практика убедительно доказала, что больше чем отец и мать познают ребёнка, организуют игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Я считаю, что разговаривать с ребёнком нужно постоянно, обсуждать их проблемы, при любом удобном случае, рассказать, разъяснить доступным для него языком всё, что его интересует, проводить свободное время вместе с ребёнком, стараться создавать дружеские, тёплые доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда даём отчёт своим поступкам, работа занимает много времени, спешим, торопимся, а пройдёт время, жалеем, что когда-то недоговорили, недообъяснили, а может просто, не заметили. Как горят глаза малышей, когда мама или папа приходят на праздники, участвуют вместе в соревнованиях, совершают поездки с ними, делают поделки, что-то мастерят, с какой гордостью они рассказывают об этом. И если ребёнок видит неподдельный интерес к его жизни, поддержку, защиту, он всегда оценит это, будет доверять вам.

По моему мнению. Семья оказывает на ребёнка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребёнок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего получает гармоничное развитие. Тропинка к счастливой семье лежит через доверительные детско-родительские отношения, через сказку, игру, рисунок, беседу, пример родителей.

Берегите своих детей, принимайте его таким какой он есть, обнимайте, ласкайте, говорите ласковые слова, помогайте, когда он просит, поддерживайте, отмечайте его успехи, слушайте его переживания и просто любите своих детей, ведь счастье – это когда тебя понимают. Ведь самые тёплые и светлые воспоминания у нас – это детство.

Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание ребенка»

Золотухина Лидия Шайеховна, воспитатель детского сада.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С. Макаренко.

Я очень люблю великих педагогов А.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко. На их учениях и произведениях я выросла, становилась Человеком. Всякий раз, когда я беру в руки «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, трилогию В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» меня охватывает трепет: это же как надо любить детей, чтобы написать такие произведения!

Да, все же я – сторонница коммунистических идей воспитания, и, что греха таить, даже старых, дореволюционных, когда детей воспитывали в строгости, в уважении к старшим, в любви к Отчизне. Ведь ясно же: в наше современное время дети не воспитаны, агрессивны, равнодушны к чужой боли, эгоистичны. И ничего удивительного! Что наши дети видят по телевизору? Войны, убийства, грубость, насилие!

Боже упаси, совсем не хочу сказать, что наши дети в этом виноваты. Тут надо шире смотреть. Ведь выделял же В.А. Сухомлинский три составные части воспитательного процесса: педагог, ребенок, коллектив. Рождаясь, ребенок сразу попадает в среду людей, сразу начинает общаться с людьми. Сначала это родители, затем детский сад, школа, институт, большая жизнь. И сначала семье, родителям, а затем нам, учителям, воспитателям нужно прикладывать массу усилий, чтобы из этого ребенка вырастить Человека. Мы должны своим примером показывать то доброе, сердечное, правильное, что в свое время нам привили наши родители, педагоги. А мы очерствели душой, стали равнодушны друг к другу, раздражаемся по поводу и без повода, злимся на весь мир. Дети все это видят. А ребенку нужно внимание, любовь. Он как губка, которая впитывает в себя все. Ему нужно много позитива, много яркого, красивого, правильного.

Самые главные воспитатели – это родители, но родители разные: одни отдают детям все, другие больше заняты собой. У одних дети посещают различные кружки, секции, студии. Эти родители очень много общаются с детьми, стараются все объяснить, терпеливо выслушивают своих детей. И, к сожалению, таких родителей все меньше. А другие наоборот – мало уделяют детям времени. Ведь что дети слышат от родителей? С самого утра начинается: «Ой, как не хочется на работу! Ой, как все надоело! Побыстрее одевайся, опаздываем!» Следом идет затрещина и т.д. И так же после работы: маме некогда заняться ребенком, она устала. И… включается телевизор, компьютер, различные игровые приставки. А ведь родители должны заниматься своими детьми. Я считаю, что наша задача пойти навстречу родителям, больше собираться вместе, общаться, совместно решать задачи.

Я думаю, что родители должны чаще вспоминать свое детство, ставить себя на месть своего малыша, подумать, а чего бы мне хотелось на его месте? Я призываю родителей: дорогие мои, чаще общайтесь с детьми, играйте с ними, обнимайте, целуйте их, пусть они почувствуют, что они самые лучшие! И еще, почитайте детям добрые сказки, посмотрите спокойные хорошие фильмы.

Как-то, в выходной день, сидели мы с внучкой у телевизора. У меня в руках пульт, я переключаю его, желая найти что -нибудь по душе. И вдруг мелькнули старые кадры. Остановилась. По каналу «Центр» демонстрировали фильм «Внимание, черепаха!». Внучка сначала повозмущалась: «Не хочу это смотреть, включи другой канал». Затем смотрю, затихла. Кино она досмотрела, не шелохнувшись. Потом мы его обсудили. Так вот, девочка удивилась: «Баба, разве такое бывает, чтобы какую –то черепаху всем миром спасали, да еще и танки свернули с дороги!». Потом мы еще несколько фильмов посмотрели, таких же добрых, душевных.

Я совсем недавно работаю в детском саду. Со своими малышами, а им четыре – пять лет, я разговариваю серьезно, честно, никогда не ухожу от ответа: когда говорю, я смотрю им в глаза. Я умею слушать детей и чувствую, что дети слышат меня, понимают. Получается, что у нас с детьми полное взаимопонимание, а это рождает духовную близость, сопереживание, понимание, доброе отношение к окружающему, что является основой воспитания. Ведь не даром же В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение с живой душой ребенка».

До детсада я много лет проработала в пришкольном интернате воспитателем. Много могла бы описать случаев из своего опыта. Я очень любила своих детей – подростков. И это было взаимно. Девчонки и мальчишки приходили ко мне делиться со всем, что было в их душах. У нас было полное взаимопонимание, взаимное доверие. И даже, если мне приходилось ругать их за какую –то провинность, были случаи, когда приходилось обращаться к администрации школы с докладной на подростка, он на меня не обижался долго, понимал что поступил плохо, что виноват; приходил с повинной. Вспоминаю один случай, который каждый раз заставляет меня улыбнуться. Мальчишки играли с мячом и разбили окно в школе. Я пригласила всю команду к себе, начала говорить с улыбкой. Так, с улыбкой, я довела до конца свое собственное расследование. На вопрос: «Кто это сделал?» поднялся Сережка Ш. и сказал: «Я!». Я всех огорошила ответом: «Спасибо, Сережа». Мальчишка удивился: «За то, что разбил?». «Нет», - говорю, - «За то, что признался». Сейчас Сережка в Питере, красивый, здоровый парень улыбается мне в «Одноклассниках».

Теперь я работаю с малышами, и это, конечно, другие дети, другой возраст, но они тоже люди, тоже личности, со своими мыслями, талантами, интересами, со своей уникальностью, индивидуальностью. И мы взрослые, должны найти задатки у ребенка и помочь им развиться, мы должны сделать из ребенка Человека. А для этого ребенок должен быть в коллективе. Сейчас для моих детей коллектив – это детский сад. Здесь ребенок развивается всесторонне: во-первых, привыкает к режиму, порядкам, к обязанностям; во-вторых, общается с большим отрядом сверстников, со взрослыми; в -третьих, подчиняется детсадовскому уставу: обязательства, занятия; приобретает необходимые навыки, закаляет характер. Их детского сада ребенок легче вольется в школьный коллектив, легче адаптируется. Поэтому я призываю родителей не отстранять детей от коллектива: водите ребенка в садик, во всевозможные занятия и кружки, пусть ваш ребенок развивается полноценно, с ощущением собственного достоинства, гордости за свой коллектив. А мы, воспитатели, педагог сделаем все от нас зависящее для подрастающего поколения. Мы будем заниматься самообразованием, самовоспитанием всю свою жизнь. Ведь писал же Л.Н. Толстой: «Воспитателю надо глубоко знать жизнь, что бы к ней готовить».

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

Блистательна, полувоздушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит …. Она

Она….. Взгляд ее глаз, взмах руки, улыбка, чарующее «Здравствуйте…..» и в зале тишина, и «галерка» и « партер» ею покорены. Десятки детских глаз обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Все чудеса совершит она. Кто? Ответ кроется в слове УЧИТЕЛЬ - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак, как само слово-учитель! Разве можно пройти мимо такой профессии?

Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии – только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Нет, я никогда не буду учителем…»

Поступив в школу, я, как многие девочки, начала примерять на себя эту роль. Вернувшись из школы, домой, мы затевали игру «в школу», и мне всегда хотелось быть учительницей, доброй, терпеливой, поправляющей ручку в руке ученика, проверяющей тетради.

Позже появилось внимательное отношение к труду учителя, любопытство. Я неосознанно пыталась проникнуть в тайны этой профессии. Внимательно следила за поведением учителей на уроке и дома перед зеркалом копировала манеру говорить, водить указкой по карте и даже поправлять очки. Учительский стол со стопками тетрадей, книгами, журналами, какими-то карточками привлекал меня.

Мы росли с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Такими были мои, учителя, многие из них до сих пор работают в нашей школе. Мне повезло с моими учителями! Я видела, с каким удовольствием они выполняют свою работу. Мне казалось, что это так легко быть учителем, никаких сложностей в профессии не возникает.

А когда я училась в старших классах, у нас был 10 педагогический класс. В течение всего года у нас были уроки педагогики и психологии, в конце года, мы со знанием дела (как нам казалось)проводили тестирование будущих первоклашек и чувствовали себя страшно гордыми и взрослыми…….И судьба моя была предрешена..

И вот наступило 1 сентября 1997 года. Я стою перед целым классом, на меня смотрят семнадцать пар таких чудных глаз. С тех пор я окунулась с головой в этот шумный, беспокойный, проблемный и радостный мир детства. Так началась моя жизнь в школе.

Школа –удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее, а компьютер – это величайшее достижение современной технологии.

Кто покажет ученикам, что компьютер – не только средство для развлечений, а друг и помощник человека во многих делах? Кто научит их работать на компьютере? Кто покажет многогранный мир информации и научит ориентироваться и жить в нём, что так необходимо в условиях становления нового типа общества – информационного? Конечно же, учитель информатики! И я им стала.

А каким должен быть современный учитель, современный учитель информатики, это человек, который способен учить современных детей, детей нового поколения?

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в школе.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся обычным явлением подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на ребенка? Каков он современный ребенок? Это ребенок, конечно же, имеющий определенные особенности развития. Современные дети отличаются своей энергией, талантами. Они не признают идеалов и не ищут кумиров. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Демократия и сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения. Они не воспринимают жесткие рамки, готовые принципы. Недаром во Франции современное поколение называют «тефлоновые дети», т.к. к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения.

Их сознание отличается от нашего. Если мы росли на сказках, любили в детстве фантазировать, придумывать правила игр, то современные дети более прагматичны и осведомлены об окружающем мире. Девочкам уже не интересно просто одеть куколку и покатать ее в коляске. Они открывают компьютер и для виртуальной куклы продумывают все: от одежды и туфель до макияжа и маникюра. Сегодня дети они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает другими. И вот таких «других» изо дня в день учитель встречает на уроке.

Утро…. Все спешат на работу, спешу и я, учитель информатики. Иду по светлому коридору в класс на урок. А навстречу мне маленькие и большие, спокойные и не очень, кто шагом, кто бегом, мои ученики. Они все такие разные!.. Но они – мои! Что я им дам сегодня на уроке?! Каким он будет, этот урок! С чем я приду на урок?

Во-первых, я приду с убеждением того, что ребенок – главная ценность. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я считаю, что педагогу необходимо создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно могут раскрыться способности ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» об этом так говорится «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...».

На уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, отбирать нужное. Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот чему мы должны научить ребенка - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен, не ждал, когда на него свалится манна небесная.

Что необходимо для того, чтобы мои ученики стали успешными, конкурентоспособными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх. Д октор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». И это действительно так. Если учитель одобряет ученика, он привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество для меня является сутью школьного обучения. Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник, и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.

При этом нам, педагогам, нужно направить детей не в свободное плавание по этой бурной реке «компьютеризации и информатизации», а задать им верное направление. Ведь сколько подростков "уходит в омут" компьютерных игр. Их «засасывает» компьютерная паутина Интернета в свой виртуальный мир, и они уже не могут выбраться на поверхность, не могут жить в реальной жизни. Мы, учителя информатики, должны научить ребят сделать выбор между хорошим и плохим, уметь обезопасить себя при выходе в виртуальный мир точно так же, как мы учим наших детей при выходе в окружающий реальный мир. Ведь в том виртуальном мире хранится столько же, а может, и больше опасностей, что и в реальном мире.

На уроках я объясняю ребятам, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. Моя задача – заинтересовать, показать, что, кроме компьютерных игр, в компьютере есть много интересного и полезного, что, в Интернете, кроме чатов, форумов, есть весьма интересные сайты, где можно найти много полезной информации, принять участие в конкурсах, олимпиадах.

Невозможно найти класс, в котором дети обладали бы одинаковыми способностями, одинаково бы интересовались компьютерными технологиями, поэтому в процессе преподавания предмета опираюсь на личностно-ориентированный подход. Работу со школьниками, интересующимися компьютерными технологиями, и с учащимися, не увлечёнными предметом строю следующим образом: при подготовке к уроку учитываю особенности учащихся: каждой группе готовлю разные задания. Новый материал подаю в зависимости от направленности группы учащихся. Домашнее задание для каждой из групп также отличается в зависимости от специфики группы: учащимся, увлечённым информатикой, на дом задаю дополнительные задания, для остальных по минимуму.

Во-вторых, у учителя должно быть стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Я хочу показать ученикам, как интересна эта наука и как наполнена ею наша жизнь. Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого бурного развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Чтобы успевать за прогрессом, требуются личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий. И я, как учитель информатики, должна научить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией. А для этого использую проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Стараюсь быть в курсе новинок и событий в компьютерном мире и сфере ИКТ, постоянно совершенствую свое мастерство и хочу быть современным учителем. . И я учусь до сих пор, учусь у своих коллег, своих учеников. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника - учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться. Не ошибешься, если прочтешь эту фразу справа налево. Я нахожусь в поиске новых образовательных технологий. За последние годы мы освоили облачные технологии, сайтостроение, моделирование, не забываем и о языках программирования. Мечта – освоить робототехнику.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере.

Все свои знания лучшие, передовые учителя должны направить на то, чтобы разработать отвечающие запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

А в- третьих, и самое главное, идя на урок, педагог должен любить детей, без любви не может быть учителя. Современный подросток испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, тем не менее, часто отказывают ему в необходимом внимании. Вместо общения на равных, на интересные подростку темы, взрослые навязывают свои представления о правильном поведении. Подросток пытается обсудить важные события в своей жизни, взрослые больше озабочены дисциплиной и коррекцией поведения подростка. Современный учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, который он преподает, но и о многом другом. Чем глубже знания, чем шире кругозор и всесторонняя образованность учителя, тем в большей степени он не только преподаватель, но и воспитатель. И я учусь быть воспитателем. Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Самое главное, что я поняла – педагог не просто должен отбыть положенный период урока, он живет проблемами и бедами детей, вместе со своими учениками радуется успехам и огорчается неудачам.

Вместе со своими семиклассниками учусь петь и танцевать, учу вместе с ними стихи и рисую плакаты, мы вместе размышляем, что-то придумываем и творим. Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Профессия учителя обязывает меня быть молодой, активной и неуспокоенной. А еще надо шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства жить неуютно. Вспоминаются слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.

Таким образом, чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

обладать критическим мышлением, уметь находить нестандартные решения;

быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

Быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии

Незаметно наступает вечер, школа гасит огни, смолкает детский щебет. Учитель усталый, но вдохновленный идет домой. О доме тоже забывать нельзя. И долго будет гореть свет в окне этого дома, ведь учитель готовится к своему очередному уроку. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь». Каждый урок – это маленький спектакль, затрагивающий струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок – впереди.

P . S .Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем детей нового поколения!

Современный ребенок с позиции феноменологической педагогики

В детское общество ребенок выходит с определенным набором представлений, интересов, потребностей и запросов, с индивидуальной направленностью сознания, с собственным взглядом на мир. Мировоззрение ребенка закладывается еще в дошкольном возрасте. И зачастую, прежде чем привить ребенку нужную систему ценностей, педагог вынужден бороться с тем, что принес ребенок из семьи родителей. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, т.е в сложное время, когда как говорил В.Шекспир, «распалась связь времен». Т.е. данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. В связи с этим, молодые родители, возможно на подсознательном уровне стремятся дать своим детям все, чего не имели в детстве сами.

С детства, через общение с родителями, просмотр мультфильмов – у ребенка формируется тип отношения, взгляд на мир и свое место в нем. Это очень важный процесс, и многие его аспекты четко складываются из недооцениваемых взрослыми моментов: эмоционально-образных впечатлений, отношений, ценностей семьи, моделей поведения папы и мамы, отношения к старшему поколению. Таким образом, ребенок, общаясь с родителями, принимает их систему ценностей, принципы взаимоотношений в семье, понятие о гендерных отношениях, анализирует роль мужчины в семье и обществе, его социальный статус. Формируется мужской тип мировоззрения: взгляд будущего мужчины-хозяина либо нигилиста и приживала. Поэтому, то, каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, и от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию.

Воспитатели детского сада часто замечают, что некоторые дети приходят после выходных недоласканные, липнут к воспитателям, пытаются обратить на себя внимание, увидеть улыбку или услышать ласковое слово. Даже укладывать спать не требуется больших усилий: после выходных дети засыпают мгновенно, т.к. в выходные не доспали, следовательно, режим дома не соблюдался. В таких случаях дети легко теряют приоритеты: воспитатель – плохая, она заставляет спать, дома хорошо – дома можно делать все, что захочу. Таким образом теряется важность дисциплины и правил поведения. Дети становятся расхолаженными, избалованными, не слушаются взрослых.
Еще одним немаловажным фактором в развитии личности ребенка являются телевизор и интернет, который закладывают в структуру его бытового мышления значительную часть информации. Через телевизор и интернет ребенок зачастую получает сложную для восприятия в его возрасте информацию. Телевизор и интернет оказывают огромное влияние на поведение ребенка, его мировоззрение, отношение к миру, родителям, ценностные ориентации, стиль общения и коммуникативные навыки.

Современные дети большую часть своего времени посвящают интернету. Еще десять лет назад, дети мечтали: «А вот было бы здорово, если бы в школе в каждом кабинете был интернет!» Современные же дети на переменах уткнувшись в свои гаджеты поглощают просторы глобальной сети. Еще десять-пятнадцать лет назад во время перемены педагогов беспокоила целостность оконных стекол, т.к. дети все перемены проводили на школьной площадке. Сейчас мы беспокоимся о здоровье глаз наших детей.

Непременной достопримечательностью даже самых престижных учебных заведений были когда-то школьные крылечки, на которых в перемену собирались старшеклассники. Дети прошлого века оставляли друг другу сообщения в виде изрисованных школьных парт. И порой даже из года в год сохранялись эти записи, от класса к классу. Сейчас этого нет. Современные дети стали спокойными и дисциплинированными? Возможно. Но от нас уходит «живое» общение. Дети перестают собираться на вечерние посиделки во дворе, а общаются посредством смс или интернета. Дети постепенно отучаются говорить, выражать свои мысли, формулировать предложения, потому что все их общение происходит путем немого диалога в переписке.

Эпоха массового образования постепенно начала перерастать в эпоху массовой информатизации. Мы еще до конца не понимаем, что нас ждет впереди и каких людей оно породит… Похоже. Что подрастает «думающее, чувствующее» поколение. Очень хочется не прозевать их и успеть вместе с ними на поезде настоящего въехать в будущее.