Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ. Работа с родителями по логопедии Формы работы учителя логопеда с семьей

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течении 5 лет, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Беседы и консультации, мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания так же оставляли родителей в роли пассивных слушателей.

Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. так же по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

  • работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
  • родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. (Рисунок 1)

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. (Рисунок 2)

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:

Речевые нарушения и причины их возникновения,

Плохая память у ребенка,

Когда начинать обучать ребенка чтению,

Как научить запоминанию стихов,

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. (Рисунок 3 , )

Организация работы логопеда Синько А. А. с семьей в МДОУ №12 “Ладушка” г. Тихорецка ведётся по следующим направлениям: (Приложение № 1)

Информационное просвещение -

  • знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение -

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом; родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя “добрый взгляд” на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать “психологией доверия”. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту. Знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А. Петровскому)

1-й этап - “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап - “Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:

*Родительские собрания (“Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”). (Приложение № 2)

*Домашние задания (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания, а так же домашние задания вывешиваются на стенде для родителей);

*Тестирование и анкетирование (Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей);

*Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”; “По дороге в детский сад”; “В свободную минутку”.)

*Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

*Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях);

*Праздники и развлечения (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)

*Выпуск газет для родителей “Веселая семейка” (Освещаются события группы, даются практические советы родителям);

*Организация выставок “Как умелые ручки язычку помогали” (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями)

*Сочинения родителей на тему “Мой ребенок” (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию);

*Выпуск журнала для родителей “Солнышко” (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.); (Приложение 3)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком-логопатом.

1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:

а) правильного звукопроизношения;

б) фонематического восприятия;

в) грамматического строя речи;

г) речевого общения и связной речи.

2. Совместная деятельность родителей с детьми.

а) чтение художественных произведений;

б) познавательный рассказ взрослого;

в) наблюдения в природе;

г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;

д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.

3. Самостоятельная деятельность.

б) рассказ из личного опыта;

в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;

г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т.д.).

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

  • специальные “логопедические уголки”;
  • информационные стенды;
  • тематические выставки книг;
  • пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
  • Они содердат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

    Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

    Во-первых , это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

    Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

    В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что так же, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

    В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

    При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

    Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

    Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

    Библиографический список

    1. Т. Антонова, Е Волкова, Н.Мишина. Проблемы и поисксовременных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998.№6

    2. В.Бойчев. Семья, ребенок, детский сад// Дошкольное воспитание. 1996.№5.

    3. Воспитание дошкольника в семье/ Под ред. Т.А.Марковой.- М.,1979

    4. О. С. Гомзяк. Говори правильно./ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. (Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у детей”).

    5.С.В. Глебова Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. М.;Воронеж,2007.

    6.О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А.Майер. работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006

    7. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных учреждений/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. М.,2001

    8. О.Л.Зверева., Т.В.Коротова. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005

    9. А.Я. Малярчук. Дидактический материал для исправления дефектов речи.ВТФ “Перун”, 1999.

    10. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.. Детство-Прес, 2005.

    11. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.: Мозаики-Синтез, 2007.

    Перспективный план работы учителя-логопеда с

    Родителями на 2016 – 2017 учебный год

    Цель :

    выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

    Задачи:

    • изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;
    • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
    • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
    • привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта МБДОУ;
    • формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
    • воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;
    • систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

    Формы и методы работы

    Направление, тематика, содержание деятельности

    Сроки

    Анкеты

    Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

    сентябрь

    Беседы:

    Ознокамительные

    Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

    ноябрь

    Индивидуальные

    Тематические

    Сбор анамнестических данных детей, направленных на логопункт ДОУ.

    Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

    Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

    Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

    Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

    сентябрь

    ноябрь-декабрь

    Родительские собрания

    1. Знакомство с графиком работы логопункта. Требования, особенности и специфика занятий на логопункте. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
    2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка. Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
    3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, школе). Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

    сентябрь

    январь

    май

    Индивидуальные практикумы

    По правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

    По проведению пальчиковой гимнастики;

    По выполнению домашних заданий логопеда;

    По выполнению с детьми звукового анализа слов;

    По выполнению детьми анализа предложений;

    По составлению рассказа с использованием условных обозначений.

    в течение года

    Наглядная агитация

    Оформление стенда логопеда по темам:

    - «Для чего нужны занятия с логопедом?»

    - «Каким бывает недоразвитие речи?»

    - «О леворуких детях»

    - «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

    - «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

    в течение года

    Консультации

    «Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

    «Формирование графических навыков»

    «О шнурках и их пользе»

    «Воспитание культуры речи дошкольников»

    «Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

    «Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

    «Как заниматься с ребёнком?»

    «Фонематический слух-основа правильной речи»

    «Исправление произношения шипящих звуков»

    «Пальцы помогают думать и говорить»

    «Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

    в течение года

    Домашние тетради

    Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

    в течение года

    Педагогическая библиотека

    Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

    по запросу родителей

    в течение года


    Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

    Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

    Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

    Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

    Такую работу я начинаю проводить сразу в начале учебного года. Работаю с родителями по определенной системе, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях и включает в себя:

    • родительские собрания;
    • консультации;
    • открытые занятия;
    • беседы;
    • опросы, тестирование, анкетирование;
    • информационные выставки;
    • семинары - практикумы и т. д.;

    При составлении перспективного плана взаимодействия с семьей (приложение) на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе.

    В начале октября провожу первое родительское собрание. Рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

    Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей, анкетирую родителей, знакомлю с результатами рисунков-тестов и их интерпретацией, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

    Третье родительское собрание у нас проходит в апреле-мае. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, демонстрирую аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи - в конце года, даю рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей (приложение), на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.

    На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ.

    Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителейи быстрее отреагировать на интересующую их информацию.

    Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Беседа у логопеда», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы.

    На протяжении долгого времени у меня существует ещё одна «Логопедическая информационная папка». Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

    Для удобства работы и экономии времени я перешла на использование разнообразных карточек с заданиями, которые помещаются в этой же папке, но в специально отведенном для этого кармашке «Карточки для индивидуальной работы с детьми». Материал карточек по обучению грамоте служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала, на определение готовности к обучению в школе. Наряду с этими существует много других карточек: на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, на закрепление звукопроизношения и другие.

    Для того, чтобы у детей всегда было желание заниматься, своё общение с ними я стараюсь разнообразить различными игровыми приёмами. Например, в приёмной, на стене размещается почтовый ящик «Логопедическая почта» с настоящим замочком и ключиком. У каждого ребенка есть свой конверт, в котором лежит карточка-задание. Дети «посылают» мне письма, т. е. опускают их в ящик. Ребенок-почтальон доставляет почту в сумке ко мне в кабинет.

    «Почтальоном» выбирают того, кто лучше всех работал на занятии накануне или кому удалось произнесение отсутствующего звука, ещё и по этому, у детей есть стимул к занятиям. Все без исключения любят быть «почтальонами», им интересно открывать и закрывать почтовый ящик. «Логопедическую почту» использую и в работе с родителями. Они помещают в ящик вопросы, я их обрабатываю, группирую и размещаю информацию, либо планирую консультацию.

    Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе учителя-логопеда, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе «Учите, играя »

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    Коррекционно-образовательные:

    • совершенствование грамматического строя речи;
    • закреплять понятия гласный-согласный, твердый - мягкий звук;
    • формирование целостного восприятия печатных букв;
    • обучение правильному употреблению пространственных предлогов;
    • закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными;
    • совершенствовать навык печатания и чтения слов;
    • обучение умению соотносить количество букв в слове с соответствующей цифрой;
    • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

    Развивающие:

    • развитие мелкой моторики;
    • развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, конструктивного праксиса;
    • развитие общих речевых навыков.

    Воспитательные:

    • воспитывать активность, инициативу, самостоятельность;
    • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье».

    Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в предложениях и в речи детей. Правильное употребление грамматических категорий. Развитие самостоятельной связной речи.

    Оборудование: раздаточное: филнворды со словами и схемами слов; изображение домов со словом «школа»; двухсторонние «светофорчики» с цифрами, закрепленные на палочке для того, чтобы держать в руке; разноцветные флажки; буквы; маркеры; ручки. Раздаточный материал для родителей.

    демонстрационное: ноутбук, телевизор, филнворд,кроссворд (на закрепление правила о правописаниях «ЖИ», «ШИ»), схематическое изображение предложений и звуковые схемы слов.

    Логопед: Дети, что мы говорим, когда приветствуем друг друга? (ответы детей). Да, желая друг другу чего-то хорошего, мы говорим: «здравствуйте, приятного вечера, доброго вечера, всего хорошего». Давайте сегодня, поприветствуем, друг друга необычно - каждый своё приветствие пропоет (музыкальное сопровождение под фортепиано), можно я начну: « Здравствуйте, дети!»

    Логопед: Чтоб прошло все без заминки, начинаем мы с разминки (упражнение на дыхание) -

    Ветер дул, задувал (дуют)

    Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)

    Ветер дул, задувал (дуют )

    Буквы все перемешал.

    Дети по просьбе логопеда выбирают буквы и выстраивают слово, акцентируя внимание на то, что буквы в слове должны быть одного цвета (слова: азбука, звонок). Когда дети «выстроят» слово, они выбирают такое же написанное слово среди других слов.

    Логопед просит детей выстроиться следующим образом: справа встанут дети, которые собрали слово, обозначающее книгу, по которой учатся читать. Слева встанут дети, которые собрали слово, обозначающее предмет, который звенит и приглашает учеников на урок.А теперь покажите мне схему слова, к которому подойдут ваши слова. Дети проходят за столы.

    Разгадывание филнвордов. Прочитайте слово в прямоугольниках (образец) и скажите: Рядом, с какой цифрой написано слово, которое обозначает дикое животное, это животное хитрое, с рыжим хвостом (лиса) - найдите в таблице с буквами (демонстрация действия логопедом), где спрятано это слово и обведите его (родителям раздаются филнворды для выполнения задания параллельно с детьми).

    Логопед: Прочитайте слово в прямоугольнике под цифрой два, кто скажет, что это такое (дети объясняют лексическое значение слова), не называя слова вслух (сок), найдите в таблице с буквами, где спрятано это слово и зачеркните (подчеркните) его.

    Логопед: Рядом с какой цифрой написано слово, которое я произнесу по звукам: с л о н (рядом с цифрой 1), найдите в своем филнворде, где спрятано это слово и обведите его.

    Логопед: Правда ли что, под цифрой 5 написано слово, обозначающее название дерева (нет), а как сказать правильно (название цветка). Как называется этот цветок, Лена? (мак).

    Логопед: Соедините линией все слова с их схемами (если затрудняются - образец).

    Физминутка.

    Дети встают, берут флажки зеленого и синего цвета. Игра со звуками. Логопед: Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ - СИНИЙ, ПОЛОСА - ГОЛОСА, САША - СЕНЯ, БУСЫ - БУСИКИ, ГУСЯТА - ПОРОСЯТА, ТРОСС - ТРОСТЬ.

    Игра со словами.

    Логопед: А теперь с нами захотели поиграть слова, на экране телевизора будут появляться картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «сфетофорчик» с нужной цифрой. На экране появляются следующие картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино.

    Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала: Это большой красивый дом, где учатся дети (школа). Возьмите листочки, где нарисован дом, найдите, где правильно написано слово «школа» и раскрасьте его. Подумайте и ответьте на вопрос: Какой по счету (на вашем листе) дом, где слово «школа», написано правильно? (ответы детей: третий).

    Переверните лист и напишите по памяти это слово. Лена, назови первый звук, Вова, назови второй звук и т. д. Игра «Собери предложение». Слова перепутались: учатся школа в дети, как сказать красиво - Дети учатся в школе. Покажите, к какой схеме подходит это предложение.

    Следующее предложение: школа строители строить большую, Назовите предложение так, чтобы первое слово в предложении было «строители» - Строители построили большую школу. Покажите, к какой схеме подходит это предложение (демонстрационное пособие).

    Поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «большую», поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «школу». Между какими словами находится слово «построили»?

    Логопед: Дети, кто помнит сказку о буквах «Ж» «Ш»? (ответы детей) Давайте ее вспомним вместе. На экране телевизора появляется слайд: буквы «Ш», «Ж», логопед начинает рассказывать сказку об эти буквы, затем просит детей (по очереди) продолжить ее. По ходу рассказывания слайды меняются. Кроссворд - подумайте, какое слово подойдет? (дети разгадывают кроссворд). Напишите любое слово, которое вы запомнили из кроссворда.

    Итог занятия. Логопед: Во что бы вы хотели поиграть в следующий раз? Что бы вы рассказали о нашем занятии?

    Приложение

    Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:

    1. Филнворд, слова и схемы слов.

    2. Текст сказки про буквы «Ш», «Ж».

    3. Изображение домов со словом «школа»

    4. Буквы для «выстраивания» слов.

    5. Кроссворд.

    6. Двухсторонние «светофорчики» с цифрами.

    Перспективный план взаимодействия с семьей на 2011-2012 учебный год

    учителя-логопеда МДОУ №10 «Аленький цветочек» комбинированного вида Кирсановой Е.В.

    Форма работы

    Сроки проведения

    БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

    Задачи: Сбор анамнестических сведений. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Индивидуальные беседы

    Сбор анамнестических данных. Ознакомление с результатами промежуточной диагностики, с основными направлениями дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

    сентябрь

    Темы: «Мой ребенок», «Участники процесса воспитания ребенка», «Социальный опыт моего ребенка», «Причина трудностей первоклассника».

    БЛОК 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

    (совместная деятельность родителей и учителя-логопеда)

    Задачи: Повышение коррекционно-педагогической компетенции родителей, привлечение их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

    Наглядная логопедическая пропаганда

    Размещать наглядную информацию для родителей из цикла «На беседу к логопеду»

    1 раз в месяц

    Родительские собрание

    1. Установочное собрание: ознакомление родителей с результатами ПМПК. Рекомендации, ознакомление со спецификой и структурой логопедической работы.

    2.Итоговое собрание: итоговый мониторинг коррекционной работы, рекомендации на летний период (раздача индивидуальных «Памяток родителям детей, посещающих логопедическую группу»).

    сентябрь

    Семинары-практикумы

    Практикум 1. Тема: «Развитие грамматических способностей с помощью игры».

    Практикум 2. Тема: «Артикуляционная гимнастика».

    Практикум 3. Тема: «Что мы знаем и умеем» (подготовка к обучению грамоте).

    Практикум 4. Тема: «Развитие речи ребенка - залог успешного обучения в школе».

    Тест: «Готов ли Ваш ребенок чтению?».

    Тест: «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

    Дискуссия: «Фигура учителя для меня и моего ребенка».

    Консультации, школа для родителей

    Индивидуальные консультации: раскрыть причины возникновения нарушений различных компонентов речи. Индивидуальные рекомендации.

    Работа по микрогруппам: консультирование по развитию у детей всех компонентов речи, подготовка к обучению грамоте, развитию графо-моторных навыков.

    по мере необходимости,

    в течение года

    Дни открытых

    Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) с детьми подготовительной к школе группе, индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие с детьми с ЗРР для родителей. Речевой утренник для родителей «Праздник красивой и правильной речи». Встречи с родителями, беседы.

    По плану МДОУ

    Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников

    Целью работы с родителями в логопедической группе детского сада является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

    У детей с нарушением речи может возникнуть болезненное отношение к своему дефекту, что влияет на развитие личности ребенка в целом, на психологический климат в семье, на благополучие семейных отношений.

    Педагогическому коллективу необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.

    Успешному решению коррекционных задач способствует совместная работа учителя-логопеда и родителей. Я стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию речи детей. Обязательным моментом в проведении родительского собрания является открытое логопедическом занятие. Такие показы проходят 2 раза в год. Родители могут и увидеть динамику развития своего ребенка, его отношение к занятиям, сравнить своего ребенка со сверстниками, помочь ребенку в усвоении программного материала.

    После занятия проводится обсуждение просмотренного, родители делятся впечатлениями, учитель-логопед намечает совместные мероприятия по дальнейшей работе с детьми. Родители с большим удовлетворением посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.

    Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель- логопед демонстрирует и объясняет родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дает рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

    Проводя консультации , всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы:

      Развитие мелкой моторики;

      Артикуляционная гимнастика;

      Речевые игры дома;

      Проверьте слух у ребенка и др.

    В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

    Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования мне представляется возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а я эти сведения учитываю при дальнейшем планировании работы. Отмечу, что целесообразно начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не стоит писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”.

    Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
    Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

    Просветительские формы работы с родителями:

      Родительские собрания

      Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)

      Индивидуальные беседы

      Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

      Консультации – всеобучи

    Практические формы работы:

      Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)

      Семинары – практикумы с участием детей

      Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

    Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.

    ГБОУ Уфимская коррекционная школа- интернат №13 для обучающихся с НОДА- РЦДО

    «Взаимосвязь логопеда с родителями
    в работе по повышению результативности
    в процессе коррекции речи»

    Учитель- логопед: Максютова Ф.Л.

    Уфа- 2017

    Введение.

    Проблемы построения отношений учителей и родителей детей с проблемами в развитии были всегда, актуальны они и в наше время. В связи с этим возникла необходимость обновления и систематизации эффективных подходов, форм, принципов взаимодействия с родителями по преодолению имеющихся речевых нарушений, повышению результативности коррекции.
    В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители . Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.
    Для хорошего результата в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно создать у родителей мотивацию на сотрудничество. Для этого необходимо выявить проблемы, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей и настроить взаимоотношения учителя- логопеда с родителями в русло сотрудничества.
    Взаимодействие – это общение направленное на установление и развитие отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности, в которой иногда существуют барьеры непонимания. Наша цель- добиться того, чтобы этого не было, определить подходы преодоления всяческих барьеров.

      1. Основы взаимодействия логопеда с родителями.

    В последние годы произошли большие изменения в системе отечественного образования, на смену типовой программе пришли новые вариативные, адаптированные программы. С недостатками речи ребенка родители впервые сталкиваются уже в дошкольном возрасте. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одной из главных задач, стоящих перед дошкольным детским учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи». А отечественные педагоги Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы логопеда с родителями. Почему я упоминаю здесь о дошкольном детском учреждении? Просто дело в том, что дети, поступающие к нам, как правило, не посещали такие учреждения ввиду ограниченных возможностей развития, находились дома. То есть учителю- логопеду необходимо начинать работу с самого начала.
    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития особенно остро прослеживается в семейном воспитании детей с общим недоразвитием речи 2, 3 уровней, так как это системное нарушение речевой деятельности у детей, где одним из ведущих признаков является позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и фонетически недостаточно оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
    У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
    Эффективной работа учителя-логопеда с детьми с ОНР младшего школьного возраста будет, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком.И наоборот, часть педагогов недооценивают важность жизнедеятельности младших школьников в семье и затрудняются в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопеда возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
    Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
    Мой практический опыт работы в ГБОУ Уфимская КШИ №13 позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда, учителя коррекции становится все более востребованным. Мы ищем новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Поэтому повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Исходя из этого, я ставлю перед собой конкретную цель.
    Цель : предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя- логопеда, коррекционного педагога с родителями в процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

    Задачи:

    1. Изучить особенности педагогических навыков родителей.

    2. Убедить родителей в своевременном обращении за помощью к специалистам.

    3. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе (хотя справедливости ради хочу упомянуть о том, что во время занятий с младшими школьниками всегда рядом находится кто-то из домашних).

    4. Привлечь родителей к организации внеурочной деятельности детей.

    5. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

    6. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

    7. Использовать творческие способности родителей в создании наглядного материала для своего ребенка (так как занятия с нашими детьми- логопатами проходят индивидуально).

    8. Настроить родителей на постоянный контроль над правильностью речи ребенка.

    9. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.

    10. Следить за динамикой развития речи ребенка, как со стороны логопеда, так и со стороны родителей.

    Ожидаемые результаты:

    В процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, в процессе взаимодействия логопеда и родителей, я рассчитываю получить следующие результаты:

      разрешение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей;

      понимание родителями необходимости работы по исправлению речевых дефектов у детей;

      овладение родителями необходимыми логопедическими знаниями, умениями и навыками;

      преодоление возникающих трудностей во взаимодействии родителей со своим ребенком;

      осознание родителями необходимости участвовать в коррекционном процессе для достижения эффективной совместной работы;

      убежденность родителей в необходимости создания единого речевого пространства развития ребенка.

    Для решения этих поставленных задач и прогнозируемых результатов необходимо создать учебно – развивающее пространство в помощь родителям:

      Экран звукопроизношения конкретного ребенка (динамика постановки звуков и введение звуков в речь).

      Папки:
      - с речевыми играми (с инструкциями по проведению игр);

    С пальчиковой гимнастикой (упражнения для пальчиков);

    С артикуляционной гимнастикой (упражнения для: губ, щек, языка);

    С дыхательной гимнастикой (упражнения для развития речевого выдоха);

    С динамическими паузами (движения, сочетающиеся со словами);

    Со зрительной гимнастикой (упражнения для глаз).

      Папки по лексическим темам (например, «Овощи», «Фрукты.», «Одежда», «Транспорт», « Школа», «Мебель» и т. д.)

      Новинки литературы в помощь родителям (книги и пособия по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, по скороговоркам, загадкам, стихотворениям и т. д.).

    Для целенаправленной и систематической работы с родителями мною был составлен план с указанием основных принципов, методов, форм работы и тем по развитию речи детей. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные принципы, методы, формы работы.

    В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

      принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие их родителей.

      принцип приобщения родителей к коррекционно- педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.

      принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.

      принцип личностно- ориентированной педагогики– на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;

      принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

      принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и психиатра).

    Методы работы:

    Анкетирование,

    Индивидуальные беседы,

    Индивидуально-практические занятия,

    Консультации,

    Советы по изготовлению игр и пособий для своего ребенка,

    Семинары-практикумы.

    Учебный год учителя- логопеда начинается со знакомства с документацией детей, нуждающихся в логопедической помощи. Затем составляется расписание. Передо мной сразу встаёт задача поближе познакомиться с ребенком и с каждой семьёй, то есть более подробное знакомство с анамнезом, Протоколом ПМПК, Личным делом и другими документами. Затем начинается работа согласно составленному плану с указанием основных принципов, методов, форм работы и тем по развитию речи детей.
    Для того, чтобы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития наших детей необходимо глубокое изучение каждой семьи и я провожу обследование семьи в полном объеме.
    При этом выясняются следующие факторы:

      адрес места проживания;

      возраст, образование матери и отца ребёнка;

      полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

      течение родов;

      вес, рост при рождении;

      вскармливание;

      Раннее психомоторное развитие;

      Хронические заболевания;

      Речевое развитие.

    Всё это записывается и учитывается в планировании моей работы с семьёй. Такое комплексное изучение семей воспитанников помогает мне в общении с родителями, в оказании логопедической помощи их детям. Но очень важно, чтобы знакомство с семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. Скорее всего, в таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Поэтому я, как педагог с искренностью и вниманием отношусь к чувствам и мнениям родителей и стараюсь вести разговор на равных, прислушиваясь к их проблемам и трудностям для того, чтобы в дальнейшем совместно решать их. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству со мной, как учителем- логопедом.
    Довольно часто приходится рекомендовать как действовать в той или иной ситуации, к какому специалисту обратиться, помочь пообщаться со специалистами- медиками нашей школы- интерната. Всё это в тактичной, доходчивой форме я стараюсь изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка. Бывает, что не все родители правильно воспринимают такую информацию, тогда приходится приводить схожие примеры из моей практики, раскрывать структуру дефекта речи и планировать пути наиболее быстрого его устранения.
    Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом я всегда учитываю условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощностью. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. В конце концов, родители осознают, что и необходимое медикаментозное лечение, будет способствовать повышению эффективности всей логопедической работы.
    Для достижения высоких результатов в работе логопеда необходимо правильно выбрать эффективные формы работы с родителями. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных логопедических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в моей работе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Я так же считаю, что помимо педагогических знаний, родители должны уметь использовать специальные логопедические знания, которые они могут применить дома на занятиях с детьми.
    Учитывая особенности каждой семьи, я осуществляю непрерывную связь с родителями, используя коллективную, индивидуальную, наглядную формы работы. Благодаря тому, что мы обучаем детей дистанционно, конечно же, я могу проводить эти формы работы онлайн.
    Коллективную работу можно представить в нескольких видах. Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают мне объединить родителей, нацелить их на помощь детям в преодолении речевых дефектов. Родительским собраниям я уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую решение каждого собрания. Важно, чтобы на собраниях родители активно включались в обсуждение каждого вопроса и в решении собрания были записаны их предложения. На первом групповом собрании я довожу до сведения родителей, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям во внеучебное время в разных формах, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов, т.к. при наличии некоторых заболеваний необходим прием медпрепаратов, массаж и т.п.)
    Дата проведения собрания и тема сообщаются заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и подготовить интересующие их вопросы.
    Консультации и семинары, запланированные на весь год, я стараюсь построить так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения общих проблем, например:

    -“Артикуляционная гимнастика”
    -“Развитие мелкой моторики”
    -“Выполнение домашнего задания”
    -“Развитие внимания и мышления”
    -“Речевые игры дома”
    -“Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”
    -“Как научить ребёнка читать”
    - “Как учить звуко - буквенному анализу” .

    Для некоторых консультаций можно подготовить выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики. Тем самым я убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. На консультациях я так же рассказываю о разных видах работы с детьми, начиная от пальчиковых игр и заканчивая развитием мелкой моторики пальцев рук. На таких консультациях я часто провожу мастер – классы, где раздаю буклеты, в помощь родителям для работы с детьми дома. Наши родители (учеников, обучаемых дистанционно) всегда присутствуют на занятиях, соответственно все занятия открытые . Родителям становятся понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом я объясняю каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. Родителей больше всего интересует видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко- слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”. И еще раз хочется упомянуть, что благодаря дистанционной форме обучения родителям нет необходимости тратить время и деньги для того, чтобы приехать в школу, они в любое удобное время могут связаться с учителем и попросить консультацию. Следующей формой работы с родителями является библиотека игр и упражнений, что служит стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором готового материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. изготовлению пособий самими родителями. Сейчас руками родителей и детей делать ничего не нужно, есть специальные диски, специальные игры и разработки , специальные сайты в Интернете, но при желании родителям совместно с детьми советую изготовить в свободное время: “звуковые линейки” для определения места звука в слове, “звуковые полотна” для звукового анализа, “светофорчики” для дифференциации твёрдых и мягких согласных, пособие “окошечки” для составления слогов и слов и т.д.
    Не менее важной формой работы являются речевые праздники, которые способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, повышению самооценки, осознанию необходимости правильной речи, закреплению пройденного материала. К праздникам я предъявляю следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Очень удачными, на мой взгляд, бывают конкурсы чтецов приуроченные к различным праздникам, театральные миниатюры, праздники Букваря.

    Следующей формой работы с родителями является индивидуальная работа. Она имеет существенное преимущество над коллективной формой работы, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. На мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года. С помощью анкет я узнаю сведения о речевом развитии детей. Это помогает мне не только в коррекционной работе, но и в налаживании более тесного контакта с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить так же при помощи беседы, важнейшим признаком которой является двусторонняя активность. После обследования детей я веду индивидуальный разговор с родителями и знакомлю их с полученными результатами. В процессе беседы родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы и рекомендации. Параллельно с этим я ставлю перед собой задачу: помочь семье в воспитании ребёнка. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией и, если использовать её, то с пояснениями.

    Еще одна форма работы с родителями - индивидуальные практикумы, которые имеют четкую направленность на обучение родителей. Эти мероприятия нужно проводить совместно с детьми (артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для взрослых людей, с низким уровнем педагогической грамотности я провожу индивидуальные логопедические занятия.

    Домашняя библиотечка, как отдельная форма играет существенную роль в результативной работе родителями. Логопедическая библиотечка представлена следующими пособиями: развитие фонематического восприятия, нарушенной слоговой структуры речи, альбом для индивидуальной работы с детьми, формирование лексико-грамматических представлений, формирование и развитие связной речи. Эти пособия можно так же с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Пользуясь альбомами, рассчитанных на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно помогать своему ребенку в занятиях.

    Следующей формой работы с родителями не менее важной, является наглядная форма. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Благо что работаем мы сейчас в Интернете, где эту наглядность можно найти и подготовить в считанные минуты.
    Играть родителям с детьми предлагаю даже на кухне: для развития мелкой моторики можно предложить ребенку перебрать горох или крупу. Тем самым он окажет посильную помощь родителям и потренирует свои пальчики. На кухне можно проводить и игры на обогащение словаря ребёнка. “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
    Или, например, игра “Угощаю”. Условие: давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
    Можно играть с целью развития грамматического строя речи и слоговой структуры слов. Можно менять лексическую тему.
    Хорошая форма наглядной агитации - экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения каждому родителю. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
    Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
    Для изучения детско-родительских отношений и внутрисемейного климата используются следующие методы:

      Методика установления родительских отношений (тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина.)

      Метод анкетирования (письменный опрос)
      Анкетирование позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую
      осведомленность . Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. И з результатов анализа, как правило, видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, они считают, что дефект не столь серьезен и может пройти сам по себе. И такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время, появляются родители, которые проявляют «якобы» осведомленность и огромный интерес к процессу коррекции, сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

    По результатам анкетирования я составляю социальную характеристику данных семей: состав семьи, профессии; культурно-образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка; уровень психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; готовность к повышению педагогической компетентности; стратегия и тактика воспитательных воздействий; степень согласованности требований к ребенку по поводу воспитания; организация совместных форм деятельности в семье; отношение семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к образовательному учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на образовательное учреждение; сотрудничество со специалистами.

    В конце учебного года, подводя итог коррекционно-педагогической работы и в целях дальнейшего совершенствования сотрудничества с родителями, проводится анкетирование. Все родители 100% заинтересованы в совместной работе с логопедом, большинство родителей, 97% - удовлетворены качеством проведенной работы с родителями, 99% родителей готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиями. У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, и взаимоотношений в семье, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.

    Сравнительный анализ результатов начала и конца учебного года в течении трех лет позволил сделать вывод, что

      Позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.

      Родители пересмотрели свои позиции в отношении участия в коррекционно-логопедическом процессе.

    Таким образом, исходя из данных, которыми располагает логопед о семье ребенка, определяется алгоритм дальнейших действий поэтапного сотрудничества в коррекционно-логопедической работе, направленной на устранение речевых нарушений у детей.
    Эта система работы может использоваться как в преодолении фонетико-фонематических нарушений, так и в коррекции нарушений всех компонентов речи. Помимо коррекционно-логопедической направленности, возможно её применение и специалистами других областей образования.