ИОД в средней группе. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: ООД в средней группе "Овощи и фрукты"

Непосредственно образовательная деятельность

для детей средней группы

Развитие речи

(область коммуникация, познание)

Тема: «Фрукты»

Задачи:

Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах;

Учить употреблять обобщающее слово «фрукты»;

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Развитие связной речи; уточнение и закрепление словаря;

Учить детей играть в игру «что лишнее»

Материал: макеты деревьев, картинки с изображением фруктов, макеты фруктов, Лисёнок (игрушка), мяч, тарелки, фрукты для деревьев из цветного картона.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? (на стуле сидит грустный Лисенок.)

Дети: Здравствуй Лисенок, почему ты такой грустный?

Лисёнок : Здравствуйте друзья. У меня завтра день рождения, а я не знаю чем их угощать.

Воспитатель: Дети давайте поможем лисенку?(Да )

Я загадаю загадку, а вы отгадаете чем лисенок может угостить своих друзей

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно).

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

3. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

4. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко. (слива)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? Дети: фрукты.

Лисёнок: Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Спасибо большое ребята, я теперь знаю где растут фрукты.

Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад, ведь фрукты нужны лисенку завтра на праздник. На улице у нас сейчас какое время года? (весна). А мы побываем в саду где всегда бывает лето. Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (Лисенка)

Воспитатель: Но попасть туда мы можем только особенным способом. Физкультминутка :

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх и руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Как же здорово Ура!

Мы добрались детвора.

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем .

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши,)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Лисёнок : Зачем люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу они испортятся?

Воспитатель: Давайте расскажем нашим друзьям как можно хранить фрукты (варить, сушить, замораживать). А что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок, повидло)

Лисёнок :Как здорово, я и не знал, что столько вкусных угощений можно сделать из фруктов

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Я – ведущая, бросаю мяч, например Соне и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», Соня – «апельсиновый», и т. д,

Воспитатель: А теперь давайте потихоньку сядем на стульчики, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет )

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер )

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные. Это слово повторить хором с детьми)

Какого размера бывают фрукты? (большие, маленькие).

Лисенок теперь ты понял какие фрукты разные, и чем отличаются друг от друга?

Лисёнок : Да, я даже успел сходить в сад и набрал там разных фруктов. Воспитатель: Посмотрите, все ли правильно приготовил Лисенок?

Работа в парах. Дети садятся парами. Воспитатель раздает тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее. Например:

яблоко, груша, лук, слива;

большое яблоко, большая груша, вишня;

помидор, огурец, банан;

баклажан, слива, ананас;

Воспитатель проверяет ответы детей. Дети объясняют лисенку в чем его ошибка.

Лисёнок : Спасибо большое ребята за помощь, я столько нового узнал о фруктах, и набрал их для своего праздничного стола.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Дети давайте на прощание сделаем лисенку подарок? Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные (картонные): красные, желтые, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Желтое яблоко возьмет тот кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась. Мы подарим её лисенку и он никогда не забудет наше путешествие в волшебный фруктовый сад.

Участники : дошкольники 4-5 лет

Длительность: 15-20 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

· Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

· Формировать гуманное отношение к природе

Образовательная область Речевое развитие

· Обогащать активный словарь детей

· Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «фрукты».

· Закреплять практическое умение использовать в речи простое предложение.

· Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять падежное согласование существительных.

Образовательная область Познавательное развитие

· Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

· Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;

· Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности

· Содействовать формированию у детей познавательной мотивации

Образовательная область Физическое развитие

· Способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики

Предварительная работа

Материал:

Чтение художественной литературы по теме

Наблюдение в природе

В НОД использованы наглядные (демонстрация), игровые (дид. игры и упражнения) и словесные (беседа) методы обучения.

Оборудование : ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, муляжи фруктов в корзине, картинки с изображением фруктов, мяч, разрезные картинки фруктов.

Ход совместной деятельности :

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растет. Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к магнитной доске, на которой изображение фруктового сада).

2. «Отгадай загадку и найди отгадку».

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько деревьев в бабушкином саду. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам! Итак, первая загадка:

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала… (груша)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый … (апельсин)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?… (лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет… (банан)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Скоро вырастет. . . (арбуз)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (слива)

Логопед: Вот и последняя загадка:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся… (фрукты)

Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и прикрепляют к дереву на ковролине.)

3. «Что где растет?»

Логопед: Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?

Ответы детей.

(Логопед обращает внимание детей на неизвестный предмет, укрытый салфеткой и стоящий около ковролина.)

Логопед: Ой, ребята, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Логопед: А давайте посмотрим! …, сними салфетку. (Перед детьми корзинка, в которой находятся муляжи фруктов). Что это?

Дети: Это фрукты.

Логопед: …, выбери фрукт и скажи, где он растет? / на каком дереве растет?

Ребенок выбирает фрукт и говорит, на каком дереве он растет. Про арбуз может сказать логопед.

Логопед: Это арбуз. Растет не на дереве, а на бахче.

Молодцы, ребята!

4. Пальчиковая игра «Фрукты».

Логопед: Давайте поиграем с пальчиками.

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один:

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос -

Высоко на ветке рос!

Этот пальчик - груша.

Просит: «…., скушай»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для нас

И для вас!

5. Артикуляционная гимнастика:

«Раз, два, три, четыре, пять,

В сад пошли мы погулять!

Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки)

Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, - думает, - попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его)

Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания)

Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)

Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки)

Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)

6. Физминутка.

Логопед: А сейчас давайте поиграем. «Зайчики и лиса».

Муляжи фруктов лежат в корзине. Дети-зайчики забираются в сад в сад, чтобы собрать фрукты. Когда дети берут фрукты из корзины - появляется лиса (сначала логопед, затем - ребенок) и бежит за зайчиками, чтобы их поймать. Дети с фруктами в руках убегает от «лисы» и «прячутся» в «домик» (приседают и делают «крышу» над головой). Игра повторяется 2-3 раза.

7. Д/ упражнение «Жадина»

Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Зайка. Она никогда не ела фрукты, очень-очень хочет попробовать, узнать, какие они. Давайте угостим Зайку.

Логопед с Зайкой подходит к каждому ребенку. Зайка «спрашивает»:

Что у тебя, …? - У меня груша.

Дай мне, пожалуйста, грушу. - Не дам, это моя груша!

8. Д/упражнение «Угостим Зайку»

Логопед: Зайка, на самом деле ребята у нас совсем не жадные. Они с удовольствием угостят тебя фруктами.

…, чем ты угостишь Зайку? (Я угощу Зайку лимоном.

9. Д/упражнение «Закончи предложение» («Один - много») с мячом.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.

Дети: - У бабушки выросла не одна груша, а много ….

У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т.д.

10. Д/упражнение «Собери картинку».

Логопед: Ребята, Зайке очень понравилось у вас, но ей пришлось срочно вернуться в лес. Перед уходом Зайка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите и откройте и скажите, что в конверте?

Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте.

Логопед: Садитесь за столы и соберите свои картинки.

Дети собирают картинки, логопед спрашивает: Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?

Логопед: Вот и пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

11. Рефлексия.

Используемая литература:

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003, 2013

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. Москва, Скрипторий 2003, 2009.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика издательство: Каро, 2006 г.

Цель:
Развивать зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения детей.
Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.

Программное содержание:
Учить детей различать яблоко и грушу, знать их названия, сенсорные характеристики.
Яблоко: круглое, гладкое, твёрдое, жёлтое, зелёное или красное, имеет кисло-сладкий вкус.
Груша: Круглая, слегка вытянутая, жёлтая, мягкая, сочная, сладкая.

Материал:
Игрушка – ёжик, корзинка с плодами (по несколько штук каждого фрукта), поднос, разделочная доска, нож, картинки с изображением деревьев (груша, яблоня), картинки с изображением фруктов, две маленькие корзинки.

Примерный ход занятия.

Дети сидят на стульчиках. Раздаётся стук.
— Ребята, к нам кто-то пришёл в гости. Смотрите, кто это?
Воспитатель показывает, заранее приготовленную игрушку ёжика. Дети здороваются и знакомятся с ёжиком.

— Ребята, посмотрите, ёжик пришёл к нам с гостинцами. Он шёл через фруктовый сад и принёс нам целую корзинку фруктов.
Воспитатель ставит картинки деревьев, и ведёт диалог с ёжиком – спрашивает у него, что это за деревья, иногда обращается к детям:
— Ребята, может это ёлочки в саду растут? (Дети отвечают.) Нет, это не ёлочки, это яблони, на них растут яблоки. На ёлочках яблоки не растут! Ёжик, я правильно говорю?

Рассказывает от имени ёжика, что в саду растут разные фруктовые деревья: яблони, груши. И что он принёс плоды с этих деревьев, чтобы показать их ребятам и угостить их.

Воспитатель сажает ёжика и начинает сенсорное обследование фруктов. Сначала даёт детям в руки яблоки, просит их посмотреть, погладить, понюхать, нажать. И спрашивает у детей какое оно, добиваясь ответов: круглое, твёрдое, гладкое, вкусно пахнет, ароматное. Просит детей хором повторять признаки яблока. В конце обследования воспитатель разрезает яблоки на небольшие кусочки, чтобы хватило всем ребятам, воспитателю, няне и ёжику. Просит их сначала понюхать яблоки и насладиться их ароматом, а затем съесть свои дольки. Пока дети жуют яблоки воспитатель называет признаки: твёрдое, кисло-сладкое, хрустит на зубах, вкусное. Не забывает угостить ёжика и обращается к нему с вопросами.
Воспитатель просит детей встать, после того как все съели яблоки и проводит физкультминутку.

Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой. (ходьба на месте)
Через кочки еж скакал, (прыжки на месте)
Быстро по лесу бежал. (бег на месте)
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился. (присели)
А потом опять вскочил (встали)
И к детишкам поспешил (ходьба на месте)

Затем продолжается занятие, аналогичным образом обследуется груша.
В конце занятия ёжик предлагает детям поиграть. Собрать яблоки и груши в разные корзинки
На полу воспитатель раскладывает картинки яблок и груш.
Воспитатель и ёжиком просят детей собрать в одну корзинку яблоки, а в другую груши.
Ёжик хвалит детей и прощается с ними.

Конспект занятия в средней группе «Овощи и фрукты»

Цель: учить различать овощи и фрукты, учить подбирать прилагательные к названию овощей и фруктов.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, какие они, для чего их выращивают;
  2. Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать интерес к выращиванию овощей и фруктов, желание помогать взрослым на огороде.

Оборудование : письмо в конверте, волшебный мешок, две корзины, плоскостные изображения овощей и фруктов, кастрюля, блюдце.

Словарная работа: овощи, фрукты.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Дети, посмотрите друг на друга, улыбаемся друг другу, какие мы красивые!

Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»

Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх)

Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок!)

Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк!)

Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип!)

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Воспитатель: Молодцы! А теперь сели на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Ведущий: А как вы это узнали? Что изменилось в природе (на улице)?

Дети: Листья пожелтели, опадают.

Воспитатель: Ребята, а люди что делают в огороде?

Дети: собирают овощи.

Воспитатель: На огороде, в саду осенью поспевают овощи и фрукты. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Ребята, а вы любите фрукты? (да)

Воспитатель: Ребята, какие фрукты вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут на дереве.

Воспитатель: Ребята, какие овощи вы знаете?

Дети: морковь , огурец, капуста, помидор.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Где растут овощи?

Дети: на грядке, в огороде, на земле.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня утром я нашла одно письмо. Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо: «Я- пугало огородное! У нас в огороде что-то случилось. Огород совсем пустой, все овощи и фрукты спрятались. Ищу, но не могу их найти. Если хозяин вернётся, то сильно расстроиться. Ребята, помогите, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, вы хотите ему помочь? (да) Какие добрые дети! А как мы можем ему помочь?

Дети: Поможем найти овощи и фрукты.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, вы помогаете взрослым собирать фрукты, овощи в огороде. Вот какие вы молодцы! А теперь давайте поедем мы с вами в осенний огород, посмотрим, что же там происходит?! Интересно, почему овощи и фрукты спрятались? Ну что, отправимся в осенний огород?!

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы поедим на поезде. Встали, повернулись, за Эльзой построились и поехали! Посмотрите, какой у нас длинный поезд получился. Ну что, заводим мотор-р-р. Поехали, чух-чух.

Становитесь длинной змейкой,

Пойдем по узенькой дорожке,

По извилистой тропинке

Мы идем в осенний огород.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

Маленьких ребят.

Ведущий: Вот мы и пришли. Устали, давайте отдохнём, садимся на свои места. Ой, ребята, посмотрите, какой волшебный мешок! Что же в волшебном мешочке? Слушайте внимательно: подходим по одному и угадываем, что же там находится.

Каждый ребёнок подходит по одному, достает из мешка овощ или фрукт, называет его и подбирает прилагательные к этому слову. (круглый, красный, полезный, вкусный…)

Воспитатель: Молодцы! Ребятки, слушайте внимательно, вот в эту корзину надо положить только овощи, а в эту корзину –фрукты. У кого овощи, вы должны положить овощи в эту корзину. А фрукты должны подложить в эту корзину. Все меня поняли?

Дети: Да.

(Дети подходят и кладут овощи и фрукты в корзины)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, правильно? Что у нас здесь?

Дети: Овощи?

Воспитатель: Правильно, фрукты. Все вместе повторяем: овощи. А в этой корзине?

Дети: Фрукты.

Воспитатель: Вместе повторяем: фрукты. Молодцы! Ребята, мы же с вами знаем огородно-хороводную игру, давайте повеселимся! Встали, взялись за ручки, делаем круг.

Огородно-хороводная игра «Есть у нас огород»

Воспитатель: Молодцы! Похлопаем друг другу.

Воспитатель: Как мы красиво пели и танцевали. А теперь, ребята, хотите быть маленькими поварами? Тогда пойдемте на кухню.

Дети садятся на стульчики. Перед ними лежат плоскостные изображения овощей и фруктов, кастрюли и блюдца.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая кастрюля, в этой кастрюле мы сварим суп из овощей, находим овощи и ставим в кастрюлю. А вот на это красивое блюдце мы должны положить фрукты для украшения праздничного стола. Все поняли? Что положим в кастрюлю? Что положим на блюдце? Правильно, давайте начинаем! Кто быстрее сварить суп? А кто украсить фруктами блюдце? Альмира, что ты сварила в кастрюле? Карим, что у тебя на блюдце?

Воспитатель: Молодцы! Вот какие у нас повара. И суп приготовили и стол украсили.

А теперь, давайте делаем круг, расскажем пальчиковую игру «Мы сегодня в сад пойдём…».

Мы сегодня в сад пойдём,

Фрукты разные найдём,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать.

Груши, яблоко и сливы,

Виноград и апельсины,

Будем с дерева срывать,

Всех знакомых угощать!

Воспитатель: Какие вы молодцы! Во что мы играли сегодня? Что вам больше всего понравилось?

Дети: Мы были поварами, ездили на поезде, играли с волшебным мешком…

Воспитатель: Все у нас хорошо занимались. Давайте, погладим наши головки! Молодцы, ребята! До свидания!

До свидания!


Цель: Расширение представлений детей о пользе фруктов для человека.

Задачи:

  1. Учить составлять рассказ – описание (фрукта) , рассказывая о его внешнем виде, выделяя его качества и свойства, опираясь на схему.
  2. Закреплять и уточнять знания детей о пользе фруктов, о их влиянии на организм человека, о пользе витамина С.
  3. Формировать лексико-грамматические категории: образование прилагательных от существительных.
  4. Учить выполнять фигуры в технике оригами, загибать уголки к центру прямоугольника.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Музыка; Физическая культура, Социализация, Художественное творчество.

Ведущая образовательная область: Коммуникация.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материалы: Кукла Красная шапочка, муляжи фруктов, схема, картинка с фруктовым садом, нарезные на блюде кусочки фруктов, лимоны свежие, салфетки, блюдца, соковыжималка для цитрусовых, жёлтые прямоугольники, скрепки, дерево, зубочистки.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I.Организационный момент:

(Звучит песенка Красной Шапочки из кинофильма «Красная шапочка и серый волк» ) .

Ребята, слышите? Какая замечательная песенка. А кто же её напевает? (ответы детей)

II. Основная часть:

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Все время лежит в кровати грустит, чихает и кашляет. Я хотела ей принести фрукты, чтобы она быстрее выздоровела, ведь в них очень много полезных витаминов. Я обошла весь наш лес и ничего не нашла- все деревья осмотрела, только замерзла и поэтому прибежала к вам за помощью. Где же мне найти овощи и фрукты зимой?

Воспитатель. Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?

Ребята, давайте, подскажем Красной шапочке, где ваши родители зимой берут фрукты

Дети: В овощном магазине, на рынке

Воспитатель. А как добраться до магазина?

Дети. Ответы (доехать на машине, на автобусе, на трамвае)

Воспитатель. А мы с вами пойдём пешком, ведь магазин находится совсем близко. А ты Красная шапочка подожди нас здесь, мы скоро вернёмся. Ну, что идём? Посмотрите впереди дорога и зебра, давайте вспомним, как мы будем переходить дорогу? (На зеленый цвет светофора, а ещё нужно не забыть посмотреть сначала направо, потом налево) .

Воспитатель. Ну вот, мы и дошли до магазина. В этом магазине продаются и фрукты и овощи. А как называется магазин, где продают овощи и фрукты? (овощной) Кто работает в магазине?

Ответы детей: Продавец.

Воспитатель: Правильно, продавец.

Только, где же продавец?

Посмотрите здесь какая-то записка и карточка со знаками.

Воспитатель читает записку.

«Вы сможете купить фрукты, если составите рассказы о них. А поможет вам в этом план – схема» .

Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением.

План рассказа:

  1. Что это за предмет?
  2. Какого цвета фрукт?
  3. Какой формы фрукт?
  4. Какой фрукт на вкус?
  5. Что можно приготовить из этого фрукта?

Воспитатель. Послушайте мой рассказ. Я хочу взять для бабушки грушу, это фрукт. Она жёлтая с красным бочком, треугольная, на вкус она сладкая, сочная. Из него варят варенье, компот.

Рассказы детей.

Воспитатель. Молодцы, полную корзину фруктов набрали для больной бабушки.

Воспитатель. А теперь возвращаемся назад в детский садик.

Ну, вот Красная шапочка привезли мы тебе полную корзину фруктов.

Красная шапочка. Спасибо ребята, а вы знаете, на чём растут фрукты?

(на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Воспитатель. А я слышала, что в одном фруктовом саду выросло большое яблоко. Вот такое (воспитатель показывает) . Я буду вам рассказывать, а вы повторяйте за мной.

Физкультминутка. «Вот так яблоко»

Вот так яблоко! (встали)
Оно – (руки на пояс)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)
Руки протяните (протянули руки вверх)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно – (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что подарил вам фруктовый сад? Воспитатель показывает блюдо с нарезанными фруктами. Это кусочки полезных фруктов. А почему их называют полезными? Они содержат много полезных витаминов.

А вы знаете, для чего нужны витамины? (ответы детей: что бы быть здоровыми, сильными) .

А давайте их попробуем на вкус. Я вам хочу рассказать, что есть такая профессия, где люди пробуют на вкус разные продукты и напитки и называется она «дегустатор» .

Давайте все вместе её повторим.

Вот и мы с вами будем дегустаторами и поиграем в игру «вкусы» .

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов определить названия этих фруктов.

Воспитатель. Расскажи Саша, что ты съел и какого оно вкуса? …

(последним оказывается кусочек лимона)

Воспитатель. Лимон – очень полезный фрукт.

В нём очень много витамина С?

Именно витамин С делает его на вкус кислым. А этот витамин очень нужно нам получать в это время года. А какое сейчас время года? (зима)

Именно сейчас чтобы не заболеть надо есть лимон, особенно полезен чай с лимоном.

Витамин больше всего содержится в соках. Кто запомнил, какой витамин содержится в лимоне? (витамин С) .

Молодцы. А есть ли сок в лимонах? Давайте проверим.

Перед каждым ребёнком лежит блюдце разрезанным лимоном и салфетка

Воспитатель. Положите перед собой салфетку и положите лимон срезом на неё, поднимите лимон с салфетки. Что вы заметили на салфетке? Что с ней случилось?

Дети. Салфетка стала мокрой.

Воспитатель. А как вы думаете, почему салфетка стала мокрой?

Дети. У фрукта есть сок.

Воспитатель. Ребята, а как будет называться такой сок?

Дети. Лимонный сок.

Воспитатель. Как нам получить сок из лимона?

Дети. Выжать (выдавить) .

Воспитатель. Люди придумали специальный прибор для получения сока. Кто знает, как он называется? (соковыжималка) . Давайте повторим это слово вместе.

Показываю, как нужно выдавить сок из лимона.

Воспитатель. А мы с вами сейчас поиграем в игру, где вы будете тоже выжимать сок, а называется она «соковыжималка» .

Дети выходят на середину группы.

Воспитатель. Представим, что каждый из вас соковыжималка. Я каждому раздам фрукт. Пока звучит бубен, вы будете кружиться, как только бубен стихнет, вы останавливаетесь и говорите, какой сок у вас получился.

Саша, какой сок у тебя получился? (У меня яблочный сок)

Воспитатель. Какие вы молодцы, сколько разного сока у нас получилось.

Давайте лимонный сок отдадим Красной Шапочке для бабушки. Ведь в нём содержится много, какого витамина? (витамина С) . А бабушке он сейчас необходим, что бы поскорее выздороветь.

Красная шапочка. Спасибо Вам ребята, как бы и мне хотелось, чтобы и у моей бабушки был фруктовый сад. Мы бы тоже собирали фрукты, выжимали бы и пили сок.

Воспитатель. Не расстраивайся Красная Шапочка мы с ребятами тебе и в этом поможем.

Воспитатель. Достаёт дерево

Ребята, посмотрите, какое у меня есть дерево, давайте вырастим на нем лимоны.

На столах у вас лежат жёлтые фигуры. Как называется эта фигура?

Эти прямоугольники мы будем превращать в лимоны.

Посмотрите внимательно на лимон, какой он формы? (овальной) . Подумайте, как сделать из прямоугольника овал? (Правильно, нужно загнуть уголки) . Вот так (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность детей. Все работы с помощью скрепки вешаются на дерево.

Какое красивое дерево у нас получилось. А как оно будет называться? (лимонное дерево) .

Где растут фруктовые деревья? (В Фруктовом саду)

Почему лимоны полезно есть зимой? (он содержит витамин С)

Зачем нужно есть фрукты? (Чтобы не болеть, быть здоровыми, сильными)

Дарим дерево Красной шапочке

Красная шапочка. Спасибо, ребята, а у меня ведь тоже есть для вас подарки. Пока вы занимались, я съездила в овощной магазин и купила для вас вот эти яблоки. Красная шапочка дарит корзину с яблоками детям и говорит:

Есть полезно фрукты эти!
Мы к столу их подадим,
Фрукты свежими съедим.

Только не забывайте, что прежде чем их съесть, фрукты нужно вымыть. А что мы обязательно делаем перед едой? Перед едой нужно обязательно помыть руки!

До свидания!

Воспитатель. Мне очень понравилось с вами играть, и на прощанье я бы хотела подарить вам подарок. Это интересная книжка про фрукты с заданиями, которые вы сможете выполнить со своими мамами и папами.