Новорожденный ребенок. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Русское слово «ребёнок» происходят от древнерусского робя , робъ , вытекающего из праславянской формы orbъ - «раб », которое могло первоначально значить «сирота », потому что сироты выполняли наиболее тяжелую домашнюю работу. В результате дальнейшей ассимиляции древнерусского языка, гласная буква «о» стала «е». Исходной праиндоевропейской формой было orbę (родит. orbęte ). Русскому слову «ребёнок» родственны древнеиндийское árbhas - «маленький, мальчик», греческое ὀρφανός и латинское orbus - «осиротевший», армянское оrb - «сирота», готское arbja - «наследник» .

Исторические сведения

Учение о ребёнке, как принято считать, берёт своё начало в IV веке до нашей эры книгой отца медицины Гиппократа «О природе ребёнка». В дальнейшем (I-II века) о воспитании детей и уходе за ними пишут Цельс , Гален и Соран. В последующие 15 веков практически повторялось то, что было изложено ранее у Галена и Сорана. Однако, высокая детская смертность , появление благотворительных организаций , а также создание в некоторых странах Европы воспитательных домов (приютов) для подкидышей и беспризорных детей , способствовали пробуждению интереса к особенностям детского организма в XV-XVII веках - опубликовано большое количество трудов, посвящённых воспитанию и выхаживанию детей .

Периоды детства

Ребёнок - постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями . В постнатальном (послеродовом) периоде различают:

  • период новорожденности (первые четыре недели (28 дней) жизни)
  • грудной возраст (с 29-го дня жизни до одного года)
  • ясельный или преддошкольный период (до трёх лет)
  • дошкольный период (от трёх до семи лет)
  • младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)
  • старший школьный возраст (от двенадцати до семнадцати - восемнадцати лет)

Особенности физиологии

У новорожденных и детей раннего возраста растущие потребности в кислороде и отводе углекислого газа и мочевины пропорционально гораздо больше, чем у взрослых. Дыхание ребёнка очень отличается от взрослого, слизистая оболочка лёгких тонкая и ранимая, но более гибкая, часто с обильными выделениями слизи, лучшей мукоцилиарной деятельностью; более эффективен кашель и чихание , но они менее контролируемы, чем у взрослых. Частота дыхания (по отношению к весу тела) у ребёнка от 6 месяцев до 4 лет в три раза больше, чем у взрослого, а для ребёнка от от 5 до 11 лет - в два раза. Это означает, что организм ребёнка лучше снабжается кислородом, чем организм взрослого, но также более уязвим, когда вдыхает загрязнённый воздух; а именно: в то время как организм взрослого поглощает токсичные газы или аэрозольные взвеси из расчёта 1 мг на 1 кг массы тела в сутки, то ребёнок в возрасте от 6 месяцев до 4 лет поглощает в три раза больше, и при этом его детоксикационный потенциал зачастую ниже, чем у взрослых.

Юридический статус

Статус «ребёнка» равно как и «взрослого» варьируется в разных культурах и юридических системах. В настоящее время Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе.

Возраст совершеннолетия

  • В большинстве стран совершеннолетие наступает с 18 лет.
  • Минимальный возраст совершеннолетия установлен на Фарерских островах - 14 лет.
  • На Кубе совершеннолетие наступает с 16 лет
  • В России совершеннолетие наступает в 18 лет

Права ребёнка

В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права , которые гарантируются ему государством: ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь, на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам, иметь и выражать своё мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, право на защиту от дискриминации, право на образование, на отдых и досуг и т. д.

Традиционно полагают, что человек остаётся ребёнком до 13-16 лет, но, в зависимости от контекста, можно использовать другие определения, например, легальный возраст, когда можно покупать спиртные напитки, получить паспорт, голосовать на выборах или «возраст согласия ». Другой способ определения, перестал ли человек быть ребёнком, - по достижении половой зрелости.

Развитие ребёнка

Участие в полезной работе по дому

Развитие ребёнка - направление науки, посвящённое изучению процессов и механизмов, которые сопровождают физическое и психологическое развитие младенца в процессе его взросления.

Психосоциальная теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон выделял восемь психосоциальных стадий развития человека. Четыре из них примерно соответствуют периода детства.

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Возраст игры
  • Школьный возраст

Эти возрастные рамки могут различаться в зависимости от культуры. Ниже представлен список, отображающий этапы развития ребёнка в соответствии с современными представлениями.

  • Зигота , момент оплодотворения , зачатия .
  • Эмбрион , в более поздних стадиях - зародыш
  • Новорождённый в первый месяц после родов
  • Младенец до 1 года
  • Дошкольник :
    • ребёнок, начинающий ходить - возраст от года до четырёх лет
    • ребёнок в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)
  • Середина детства - младший школьный возраст от 5 до 10 лет
  • Подросток - возраст учащегося средней школы, приблизительно 11 - 15 лет:
    • младший подросток 11-12 лет
    • старший подросток 13-15 лет
  • Юность 16 лет - 18 лет (продолжается до 21 года у женщин и до 23 лет у мужчин).

Познание окружающего мира

  • Художественное образование
  • Изучение иностранных языков
  • Интеллектуальное развитие ребёнка

Развитие психики ребёнка

Сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды).

Младенец

Поведение ребёнка-младенца

  • В первые месяцы жизни ребёнок может довольно часто кричать. Это свидетельствует об определённом дискомфорте: возможно, это чувство голода, влияние погоды или других важных факторов. Если ребёнок кричит больше, чем 3 часа в сутки, и такие длительные крики случаются чаще 3 раз в неделю, то это классифицируется как младенческая колика . Современные психологи утверждают: если ребёнок плачет или просто требует внимания к себе, его необходимо взять на руки, чтобы он успокоился, так как это влияет на дальнейшее психологическое развитие малыша.
  • В то же время есть система мягкого, естественного подхода, также известная как «естественное воспитание », основой которой являются совместный сон матери и младенца, длительное грудное вскармливание, частое ношение на руках и в слинге , естественная гигиена новорождённого, педагогический прикорм и др.
  • Говорят, что у здоровой мамы - здоровый ребёнок.
  • Ребёнок иногда не реагирует на просьбы или запреты.

Школьник

Развитие личности младшего школьника

  1. Для развития произвольного поведения важно умение ребёнка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать своё поведение и умственную деятельность. Необходимо помнить о мощном побудительном значении цели для преодоления трудностей. Цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объёмом предстоящей работы. В противном случае ребёнок отказывается от деятельности.
  2. Следующий момент связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребёнок хочет найти своё место, хочет быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.
  3. Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников 4-5 классов чувства взрослости.

Различают:

  • социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в участии ребёнка в заботах о семье, её благополучии, систематической помощи родителям. Обычно это бывает в семье, где переживаются трудности, где ребёнок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;
  • интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребёнка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует его познавательную деятельность;
  • равнение ребёнка на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» как результат прямого подражания и выработка в себе таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе, забота о других и т. п.

Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:

  • возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,
  • стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых
  • наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.

Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка.

Подростковый возраст

Период, когда происходит половое созревание ребёнка и перестроение организма на более высокий уровень развития.
Подро́сток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет). На 2011 год в мире насчитывается более миллиарда подростков .

Мир детства

Психологически ребёнок отличается от взрослого большей склонностью к познанию, открытию нового. Для дошкольника игра является одним из основных видов деятельности. Что бы помочь ребёнку удовлетворить потребность в игре и познании, и направить это стремление в полезное для него русло, существуют:

Детская литература

Детское кино

Также немаловажную роль в процессе становления и формирования личности ребёнка играет самостоятельное детское творчество .

Дети в искусстве

Галерея

Экология жизни: У меня к вам вопрос: «Кто такие дети? Для Вас лично». Может быть Вы думаете, что ваши дети – это такие маленькие человечки, пришедшие к вам, чтоб вы делали с ними всё, что захотите? По своему усмотрению воспитывая в них желаемые качества.

© Bill Gekas

У меня к вам вопрос: «Кто такие дети? Для Вас лично». Может быть Вы думаете, что ваши дети – это такие маленькие человечки, пришедшие к вам, чтоб вы делали с ними всё, что захотите? По своему усмотрению воспитывая в них желаемые качества.

Дети – это такие же взрослые только в маленьком теле, они чувствуют так же, как и вы, только острее чувствуют. И они честнее с вами, они не научились еще лицемерить и давать вам ожидаемые вами ответы. Они всё понимают, у них в голове больше свободного места – они еще не задогмачены всем тем, что имеете в голове вы. Они зависимы и самостоятельны. Они вам не принадлежат. Это правда. Какой бы жесткой она Вам не показалась – это правда. Дети вам не принадлежат.

Они ваши корректоры. Они учат вас и учатся у вас. Вам, как родителям, было бы намного полезнее учиться у своих детей. Сколько конфликтных ситуаций удалось бы избежать. Дети пришли проживать свою жизнь и проходить собственные уроки, но родители, по незнанию, превращают процесс воспитания в процесс манипулирования детьми.

И родители добровольно передают их в систему. При чем с самого зачатия. Этот малыш, который еще не родился, уже чувствует, что маме, в связи с тем, что он появился у нее в утробе, надо бежать куда-то и проделывать массу манипуляций с собой и с ним. В процессе вынашивания, мать вынуждена зачастую принимать во внутрь массу химии под сладким названием «витамины» и прочие ну очень «полезные» вещества. Кто читает состав этих препаратов? Кто понимает, что означают названия тех химических соединений, состоящие из 20 букв каждое слово? И еще облучают его УЗИ, которое ему не нужно вообще. Это так для лучшего контроля и типа для спокойствия врачей. Потому что, будущие мамы больше слушают врачей, нежели себя. И забывают, что рожать им, а не врачам. И врачи бдят за своими овцами, чтоб те не разбежались. Процесс родов происходит под присмотром той же системы – где женщину рожают. Разницу уловили? Не «женщина рожает», а «женщину рожают» – рожают так, как нужно медицине, а не самой женщине. Её укладывают в самую неудобную позу для родов – на спину. В такой позе перекрываются кровеносные сосуды, повышая таким образом степень риска в родах, как для матери так и для дитятки. Яркий свет, никак не делает комфортной саму обстановку. Зато акушерам так проще.

Ребенок не имеет возможности родиться. Родить себя. Поскольку ему просто не позволяют этого сделать. Не позволяет, прежде всего мать. А система в виде врачей матери в этом лишь помогает. Процесс родов запускает именно ребенок, это он вызывает схватки, когда уже готов родиться. Дело мамы, помочь дитятку пройти родовые пути легко, родить себя самому.

Получив стресс в родах, ребенок еще должен пережить обязательные прививки в первые дни. Я видела как доктора обращаются с малышами, и могу сказать, что человеческого там мало – врач как робот – его действия и манипуляции отлажены до автоматизма, и ему всё равно, что при этом чувствует малыш. А после система бдит еще больше. В городах мам с детьми из роддомов забирают отцы, родные и т. д. А в сельской местности вас не отпустят с малышом домой, вас будет сопровождать медсестра, имея на руках документы, и самолично сопровождать до дома. Якобы вы неизвестно куда едете, если возвращаетесь из роддома. Как будто на ней, а не на вас лежит ответственность за малыша. Вернее не так – на ней лежит больше ответственности, нежели на родителях, потому что ей нужно перед системой отчитаться и поставить «галочку» за выполнение. Дальше система бдит, чтоб были сделаны прививки, обязательные медосмотры каждый месяц, даже если малыш здоров. Дальше – ясли, детсад, школа. Все это так называемый «процесс воспитания» – который суть манипуляции с детьми для получения в них желаемых качеств, напрочь убивающий в них желание учиться, проявлять инициативу, подходить творчески ко всему, интересоваться и трудиться. К моменту окончания школы дети уже становятся инертными. Такое «воспитание» вкладывает им каждый день губительные для человека матрицы, формируя из каждого зависящего от системы раба, не способного без нее жить.

А детям нужно, что бы ими занимались собственные родители, дедушки и бабушки, и своим примером учили их жить по-человечески, без привязки к системе и воспитания рабского мировоззрения. Чтоб предки сами обучали их каждый день, вкладывая в маленькие головы знания как жить и каковы обязанности человека. Девочкам необходимы знания женских обязанностей в семье – ведение домашнего хозяйства, обращение с деньгами, рукоделие, знания о том, зачем ей нужен муж и семья, как ей подготовить себя к родам (бабичье дело). И многое другое, предписанное женщине природой. Передача знаний может иметь разные формы – это и сказки и присказки, колыбельные, топотушки, игры. Это только кажется, что в маленьком возрасте дети все это не воспринимают. Но ведь все знают, что девочки уже с трехлетнего возраста играют в ролевые игры, куклы-домики, пеленание и уход за детками и т.д. и т.п. В виде игры они откатывают свою практику. Это и есть закладывание себе в голову нужных знаний. Тогда к моменту создания своей семьи, она будет вестой, а не «невестой». Улавливаете разницу? Невеста – это та, которая не получила знаний о замужестве, о том как ей жить за мужем. Она не знает, что ей там делать и каковы ее женские обязанности по КОНам. Она не знает, что муж в семье голова, а жена шея. Что, как ни крути, и как бы это дико не звучало для современной женщины, но в семье главный муж и он всегда прав, а женская роль – вторая. Веста все это знает. Знает, зачем ей муж, знает, какой он ей нужен. Она мысленно формирует его образ и качества. В супруги всегда приходит такой мужчина, образ которого прописан в голове. Независимо от того, осознает это женщина или нет, знает об этом или нет. Веста знает свои обязанности и не отстаивает своих прав, потому что прав у человека по природе нет, а есть обязанности, святые обязанности.

Точно так же и мальчики. Большая ошибка нынешних родителей в том, что они хотят воспитать мужчину. И начинают с нежного возраста дрессировку, не зная о том, что он уже и так мужчина и ему нужно так же в игровой форме и на примере родительских отношений усвоить знания так же как и девочкам. Пока дети растут, нет необходимости акцентировать внимание на половой принадлежности. Я имею в виде то, как часто родители делают замечание: «Ну что ты делаешь, ты же девочка!. Или: «Ты же мужчина, а мужчины так не поступают!» То есть преждевременное взросление детей, подтягивание их к взрослению.

И каким бы не вырос ваш ребенок или еще не вырос, а только растет, то, какой он есть, какие у него привычки, слова, отношение, поведение – все это является результатом вашего воспитания и совместного с вами проживания. Не важно, нравится вам эта информация или нет – это правда. И если ваш сын не видел, как его отец был главой семьи, и не видел, что в семье отец голова, а мать шея; если сын не видел, что мать слышит и слушает отца, и что слово отца является основополагающим, не видел уважения матери к отцу, что его слово для нее весомо и важно, то у него сформируется соответствующее отношение к отцу и отцовству, к матери и к женщинам вообще, к семье, и к порядку в ней. Оно будет ошибочное, не соответствующее природным КОНам, а жена будет похожа на мать, вне зависимости от того видит он это сходство или нет, осознает или нет, и тем более нравится это ему или нет. Чтобы исправить это, нужно сначала узнать как нужно, как должно быть, как всё по природе устроено, после осознать свое настоящее отношение к семье, жене и детям, и после этого наладить свою жизнь.

Дети сами выбирают отца и мать, которые максимально подходят их для прохождения собственных уроков, независимо от того знаете вы, как родитель, или нет. У него, ребенка, независимо от того, как вы его собираетесь воспитывать свои уроки и задачи в жизни, которые ему нужно пройти. Дети вам не принадлежат. Пока они маленькие, они помогают вам, зеркалом показывая ваши отношения и реагируя на них болезнями, сопротивлением и истериками. Это всё для вас, родители, чтобы вы увидели со стороны себя и приняли меры, исправили собственные ошибки.

Если вы этого не поймете, не осознаете, не увидите, пропустите, ошибочно ожидая от детей исполнения ваших несбывшихся мечтаний и желаний, вас в старости ждет сильное разочарование, это знаете как мордой, простите, лицом, об асфальт – точнее не скажешь. Чтобы не было крушения иллюзий потом, развейте свои иллюзии сами, заранее. Знайте, ваши дети не слушают ваших слов о правильном и прилежном поведении и правилах хорошего тона, для того, чтоб освоится в социуме; они чувствуют ваше отношение и поведение по всем аспектам жизни – будь то семья или деятельность, деньги или отношение к родителям, секс и т.д. Считывают это отношение и берут себе как базу. А после на него накладывают свое собственное, личное отношение, приобретенное в процессе всей своей жизни. И вы никоим образом не сможете передать им свой опыт, только они сами, если им будет он нужен, могут повторить, но это будет уже их личный опыт и практика.

Вот таковы реалии. Поэтому лучше оставить потуги помогать своим уже взрослым детям, навязывая им свою помощь в любом виде. Детей важно от себя отпустить в свободное плаванье, таким образом позволив им самим жить и учиться. Есть такая поговорка – добро наказуемо. Поэтому, если вы видите, что ваше «добро», которое вы делаете своим детям возвращается вам злом, это значит, что то, что вы давали детям, не было для них добром, и по принципу зеркала вернулось злом вам. Безусловно, им нужна ваша помощь, она состоит в воспитании внуков. Когда нужно дети сами попросят о помощи.

Мудрость родителей в отношении к своим детям – пример проживания на собственном опыте. Для детей очень важно, чтобы родители в положенное время их от себя отпустили в свободное плаванье и перестали им мешать учиться самостоятельно.

Творческие работы учащихся начальных классов гимназии № 9 г.Екатеринбурга . Учитель - Климентьева Ольга Васильевна .

Дети - это часть детства. Когда для них открываются золотые врата огромной страны. Хоть она и кажется маленькой, но для ребёнка - это мир чудес и друзей.

Дети - это в мире, в мире том весёлом
Маленькая радость и покой в душе.
И на переулке, том, что рядом с домом,
Весело играют малыши в тепле.

Мирное словечко скажет тебе мальчик.
Точно знай, ребёнок или все мы дети.
Как узнать мне это? Точно я не знаю.
Но если постараться и спросить у мамы,
Она тебе расскажет, что все мы просто дети!

Дети - это кучка муравьев, которая всё строит и строит. А строят они каждый денёк и каждый свой мирок! Этот мир никогда не закроет свои врата перед нами.

Дети - маленькие необычные люди. У них всегда разные интересные мечты. То дети хотят, чтобы им подарили велосипед, то хотят полететь на ковре-самолете, то дети хотят стать кем-нибудь необычным существом. Например, птицей или рыбой. Иногда их мечты сбываются, а иногда нет.

Дети всегда хотят прыгать, бегать и они не могут усидеть на месте. Дети всегда веселые и почти никогда не бывают грустными. Детям всегда все интересно. У детей очень задорный характер.

Дети - маленькие взрослые. Дети всегда стараются быть похожими на взрослых. Эти маленькие взрослые не ходят на работу, не встают чуть свет, не ложатся спать темной ночью, но они спешат на свою работу.

В раннем детстве дети спешат на работу под названием ИГРЫ. Взрослея, дети ходят в школу, все меньше и меньше им нравятся игрушки. Взрослые тоже, чем старше, тем меньше любят играть в детские игры, но когда где-нибудь появляются дети, играющие в какую-нибудь игру, взрослые вспоминают свои детские забавы и игры.

Дети - это маленькие почемучки. Дети - это множество веселья.

Дети - это счастье и радость. Детство может быть разным, хорошим, быстрым веселым. Детство не заканчивается в детском саду, оно продолжается и в школе. Детство - это самый лучший период в жизни человека. Любой взрослый хотел бы хоть на мгновение вернуться в детство. Ведь это незабываемая пора, когда мы можем жить без забот и весело.

Дети - это надежда будущего. Поэтому родители делают все для того, чтобы дети росли здоровыми и умными.

Дети - это радость в доме. Вспомнишь на мгновенье их, и сразу засияют счастьем твои глаза.

Дети - это счастье,
Которое запомнится надолго.
Дети - это свет в окне,
Который увидишь ты не раз.
Дети - это море радости и смеха,
И каждый знает это,
Что без детей не обойтись!

В общем, дети - это чудо! Игры, песни и считалки. Смех и горе, солнечные дни. Мы все когда-то будем взрослыми, но я еще не знаю этого, потому что мне всего десять лет.

А вы как думаете, кто такие дети?

Кто такие дети? Этот вопрос меня мучил всегда. Со стороны взрослых, дети - это милые создания, жизнерадостные, миролюбивые, беззаботные. Со стороны взрослых, дети - проказники, непослушайники, хулиганы.

С моей стороны, дети - жители одной огромной страны ДЕТСТВО.

«Дети - это цветы жизни!» - так говорят взрослые. Но некоторые дети не такие хорошие, добрые, послушные. Мы, дети, - очень любопытные шалуны. Я считаю, что дети - это маленькие взрослые. Только всегда вопрос у нас есть один: «Почему? Почему? Почему?»

Взрослые уже устали отвечать на наши вопросы, но мы еще маленькие и ничего не знаем. Рыбки рождаются, и им хочется переплыть весь океан. Также и мы хотим узнать весь мир.

В общем, дети - это почемучки!

Дети - это соски, грязные пеленки.
Дети - просьба молока попить.
Небольшой осмотр соли из солонки
И желанье шкафа дверцу приоткрыть.

Детям интересно все-все-все на свете;
Как читают книжки, что в жуке жужжит,
Что за тем забором нарисует Петя,
Как живем сейчас мы, как мы будем жить!

Дети - это в школу путь с наспинным ранцем,
Первая задачка, у доски ответ,
На хореографии новый-новый танец,
А в столовой медленно кушают обед.

Дети - это радость!

Дети - это счастье!

Дети - это множество загадок, что хранят они!

Детство бывает разным, хорошим и веселым. А мое детство просто прекрасное!

Можно в школе многое узнать, например, как пишется слово «радость», как пишется слово «честь». Можно выучить таблицу умножения и попасть в страну чудес.

Каждый ребенок для мамы - это самое-самое главное на свете.

Когда ты смотришь на маму, она так мила и красива, что хочется сильно-сильно обнять и поцеловать! Ведь это самое лучшее, что есть у меня!

Дети - это маленькие человечки, которые живут в стране Детство. Этим человечкам очень повезло. Они могут гулять целый день, никуда не ходить - отдыхать. На мир они смотрят другими глазами. Им всё видится весёлым, добрым и разноцветным. Затем дети подрастают и идут в школу. У них появляются заботы, но всё равно они очень любят жизнь и умеют ей радоваться. Мне очень не хочется уходить из страны Детство. Хочется, как можно дольше оставаться беззаботным ребёнком.

Дети - счастье каждой семьи. Маленькое существо фантазий и желаний. Дети - это мир сказок и игрушек.

В мире сказок и игрушек
Человек умеет все.
Может ласточкой летать,
Может стать героем,

Но ребенком, но ребенком
Ни за что ему не стать.
Ведь ребенок - это радость первого слова.
Разве взрослый может снова научиться говорить?

Дети не могут жить без приключений. Не могут, даже если никогда не читали сказки. Им всегда снятся добрые и ласковые сны. Дети - это непоседливые ножки. Беззаботные мысли. Всегда дети ищут приключений. Ведь без них нельзя жить.

Дети - это...

Дети - это удивительные существа. От их улыбки на душе теплей. От смеха радостней. У каждого своё мнение о детях. Многие думают одно, а многие думают другое. Мы знаем, что мы были детьми, и останемся ими.

Дети это счастье в доме. От детей в доме очень хорошо!

Дети - это веселые и озорные глазки.

Дети - это постоянные хлопоты. С самого рождения им надо помогать осваивать мир, учиться, делать домашнее задание. Но когда они вырастают, то начинают помогать взрослым. И практически все делают сами.

Кто такие дети? Я не могу сказать.

Дети - это веселые и озорные глазки. Дети - это солнечные лучики на голубом небе. Они растут так быстро, что даже глазом моргнуть не успеешь, а они уже выросли.

Это праздник каждый день, новые открытия и победы. Дети - это мир картинок и радужных рисунков. Дети, как будто цветы на поляне распускаются и познают новое.

Дети - это зеленые листочки на весеннем деревце, молодые и жизнерадостные.

У каждого ребенка есть мечта. Они хотят ее осуществить. И практически все мечты сбываются.

Дети это - радость солнечного дня. Это - солнышки на небе. Дети - это стайки птичек. Это белые ромашки. Дети - это солнечные зайчики. И не только солнечные зайчики, но и белочки, а может быть, лисички. Может быть котята. Может быть мышата.

Как только детей не называют. Сколько нежных слов дарят им родители, дедушки и бабушки. Сколько доброты, заботы и ласки.

А как же вас называют взрослые, ребята?

Дети - это разбросанные игрушки. Мир необычного, интересного. Много невероятных историй со счастливым концом случается с детьми. Вечное времяпровождение на улице. Дети - это любовь к играм.

Дети как ступеньки: первая ступень - рождается малыш и ничего не знает об этом мире. Вторая ступень - вот малыш уже сидит, смеется, играет в игрушки. Третья ступень - малыш ходит, познает мир дальше и очень любит играть. Четвертая ступень - он уже говорит разные слова и выдумывает новые. Пятая ступень - малыш пошел с мамой в детский сад. Шестая ступень - дети еще играют в разные игры и не знают, что скоро пойдут в школу, но им знать это необязательно.

Дети - они как маленькие гномики. Они бегают туда-сюда, их никак не остановишь, и всегда спрашивают: Что? Как? Зачем? Почему? Дети - они как фантазия, их всегда сложно понять. Сначала они хотят одно, а через минуту уже другое. Дети очень любят играть, и постоянно, когда взрослые занимаются делом, они их дёргают и просят:

Давай поиграем в прятки или в дом. А давай я буду доктором, а ты больным.

Если с ними не поиграть, то они заревут, и не будет от этого ни какого толку работать рядом с рёвой. Дети - это веселье. И пусть оно будет всегда.

«... Дети это мира нежные загадки. И в самих загадках кроется ответ».

Так говорила Мария Цветаева в своём стихотворении «Мирок». Сегодня я хочу высказать вам своё мнение. Кто такие дети?

У взрослых - это вечно улыбающиеся, вечно весёлые, хрупкие... а кто хрупкие - я не знаю (не был взрослым). Я же знаю, что они не правы (проверил на собственном опыте).

У нас, детей, свои взгляды на жизнь, свой характер, свои эмоции, капризы и желания. Мы и вправду загадки.

Так же дети - это игры, считалки, весёлые песни, и многое другое. Но это все мелочи.

Наверное, самое важное, самое нужное в жизни детей - это мечты. Мечты о заоблачных полётах и сказочных путешествиях. Всё это я знаю по своему опыту. Ведь я ещё ребёнок.

Вдохновило желание рассказать взрослым, кто МЫ такие.

Дети - это мира нежные загадки. Их надо жалеть, ласкать, относиться к ним нежно. Дети - это большое сокровище. Они очень хрупкие. Некоторые дети очень хотят быть взрослыми, но они не понимают, что взрослыми всё время очень неинтересно. Нельзя подольше полежать под уютным, тёплым одеялом - надо бежать на работу, нельзя побаловаться. А потом взрослые думают: «Как бы мне хотелось быть маленьким ребёнком». Взрослым много что запрещается. Я сделала для себя в детстве вывод: что я никогда не стану взрослой, но со временем я поняла, что всё равно я буду когда-то взрослой. Но может быть это - хорошо?

Дети - это маленькие фантазирующие человечки, которые очень хотят быть похожими на взрослых. Дети из детского сада - на школьников, школьники - на работающих людей. Отсюда и берутся игры «в школу», «в больницу», «в космонавта» и т.д.

Дети очень любят, чтобы на них обращали внимание. В любом смысле - на хорошую учебу, на проказы, на грусть.

Дети обожают фантазировать (я - не исключение). На разные темы: «кем я буду», «разговаривают ли животные », «и что было бы, если они разговаривали» и т.д.

Думаю, никто бы вам суверенностью не ответил, если бы вы спросили «Кто такие дети?».

Дети - это целый сложный мир.

Дети - это маленькое солнышко в семье, которое согревает души родителей. Вместе с детьми родители проходят заново своё детство. И не зря говорят, что взрослые проживают два детства. Дети всегда добрые, ласковые и милые, когда маленькие, но не кто не знает, что их ждет в будущем. Их родители хотят, чтобы они брали от них только хорошие качества. Но они не всегда могут воспитать их правильно.

Кто такие дети? Спросят меня.
Я отвечу сразу, не думая ни дня.
Дети - это краски, краски нашей жизни.
Дети, ребятишки есть на всей земле.
Дети любят плюшки, сладости, коврижки.
Дети - это мир, живущий в нашей душе.

Дети - удивительные маленькие создания. Они живут в волшебной стране детства. В этой стране есть все для детей. Сказки, колыбельные, потешки... Дети не уходят из этой страны несколько лет. Они живут в стране все свое детство. Играют в игрушки, веселятся.

Но потом приходит время, и дети, уходя из страны детства, становятся взрослыми, серьезными людьми и попадают во взрослый мир.

А когда это уже не дети, а взрослые люди, они часто вспоминают свое детство и хотят снова вернуться в страну детства.

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Поэтому во многих родильных домах малыша сразу после рождения кладут на грудь матери, где он снова может почувствовать себя с ней единым целым и получить первые капли молозива . Новорожденный выглядит сосредоточенным, глаза его широко открыты, он готов выполнить врожденную программу импритинга — запечатления матери, главного человека в своей жизни. Мать, инстинктивно ощупывая и оглаживая тельце ребенка, в свою очередь запечатлевает новорожденного, и ее организм получает сигнал: роды завершены, ребенок жив и нуждается в сосании груди и заботе. Необходимые тесты и манипуляции , принятые в родильных домах, могут быть проведены с ребенком здесь же, на груди у матери, а могут быть по договоренности ненадолго отложены для того, чтобы не мешать первому контакту.

Рост и вес новорожденных данные отечественных педиатров

Рос и вес новорожденных детей данные ВОЗ

При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки. Фактически его голова составляет почти четверть веса всего тела. Он все еще находится в позе эмбриона и останется в ней в течение первых недель.

Через минуту после рождения ребенок проходит свой первый в жизни тест — его оценят по шкале Апгар. Оценка, которую получит ребенок, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий, если малыш родился с низкой оценкой по шкале Апгар.

Шкала АПГАР

Обычно малыши получают оценку 7-9 баллов. Если поставлена оценка 6 баллов и меньше, ему окажут необходимую помощь. Через 5 минут после рождения врач снова осмотрит малыша, акушерка обработает пупочный остаток, удалит защитную смазку, взвесит малыша и измерит его рост. Затем ребенка пеленают и ненадолго кладут под нагревательную лампу.

Сразу после рождения большинство младенцев выглядят серьезными и широко раскрывают глаза. Чаще всего кожа новорожденного имеет красный оттенок, глаза могут быть отекшими. Голова, которая у всех новорожденных довольно крупная, вполне может быть деформированной — сплющенной или остроконечной. Глаза у младенца могут быть налиты кровью, нос — плоский, а лицо может показаться лишенным подбородка. Тело — маленькое, с бледной кожей и резко выраженными кровеносными сосудами, могут быть заметны отдельные синяки (особенно если при родах использовались щипцы). Верхняя часть туловища может быть покрыта нежным пушком, а кое-где на коже будет восковой налет. Все эти мелкие "несовершенства" быстро исчезнут.

Движения новорожденного не скоординированные, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются.

Нервная система новорожденного готова к функционированию, хотя различные ее отделы находятся в неодинаковой степени зрелости. Дистантные анализаторы — зрительный и слуховой — развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движения. Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на лице взрослолго или яркой игрушке. У него можно вызвать движения глаз в сторону движущегося в поле зрения предмета, однако такое прослеживание предмета очень неустойчиво. Более длительно он способен удерживать движущийся предмет в поле зрения только на 10-15 день жизни. Ребенок может прислушиваться к разговору и издавать единичные, тихие гласные звуки.

На осмотре у педиатра

Каждый день до выписки из роддома ребенка осматривает доктор-неонатолог. Доктор должен убедиться, что малыш здоров и все его органы и системы нормально развиты. Дорогие мамы, не стесняйтесь задавать вопросы во время осмотра. Неонатолог осматривает кроху с головы до кончиков пальцев, чтобы ничего не упустить.

  • Сначала врач обращает внимание на позу малыша, на цвет кожи, на то, как он кричит. После этого он тщательно ощупывает головку, проверяет состояние швов и родничков.
  • Затем осматривает ротик малыша. Важно исключить дефект (незаращение) нёба, иначе малыш может поперхнуться или захлебнуться во время кормления.
  • Чтобы проверить, нет ли у малыша перелома ключицы, врач проведет пальцами вдоль ключиц. Если это случилось, ручку малыша со стороны поврежденной ключицы зафиксируют на несколько дней повязкой. Не волнуйтесь: ключица быстро срастется.
  • Теперь врач должен убедиться, что у малыша правильно сформированы грудная клетка, ручки, ножки, стопы. Он обязательно рассмотрит ладошки ребенка.
  • Чтобы проверить, нет ли вывиха тазобедренного сустава, доктор согнет ножки ребенка к животу и разведет их в стороны. Также проверит, нет ли косолапости.
  • Затем осмотрит половые органы, проверит, опустились ли оба яичка в мошонку. Проверит анус (открыт ли задний проход) и спросит, был ли у малыша стул.
  • Прослушает сердце и легкие ребенка.
  • Прощупает животик ребенка, определит размеры печени и селезенки.
  • Проверит, какой у малыша мышечный тонус, как он реагирует на осмотр и как выражены физиологические рефлексы.

Во время осмотра неонатолог:

  • расскажет вам о состоянии малыша;
  • ответит на все волнующие вас вопросы;
  • даст необходимые рекомендации по уходу и вскармливанию;
  • назначит лечение, если у ребенка обнаружатся проблемы со здоровьем.

Рефлексы новорожденного

С первых дней после рождения у здоровых детей выявляются врожденные рефлекторные реакции, так называемые рефлексы новорожденного . Проверяя рефлексы малыша, врач оценивает состояние его нервной системы. Комментарий врача «мышечный тонус и физиологические рефлексы ребенка в норме» означает, что малыш чувствует себя хорошо и все у него в порядке.

Мигательный рефлекс
Вспышка света или дуновение воздуха на личико заставляют малыша моргать.

Поисковый рефлекс
Погладьте пальцем щечку около угла рта малыша, он повернет голову в сторону раздражителя и приоткроет ротик. Этот рефлекс проявляется, когда вы попытаетесь дать малышу грудь и дотрагиваетесь соском до его щечки.

Хоботковый рефлекс
При постукивании по верхней губе происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы складываются хоботком. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.

Сосательный рефлекс
При прикосновении к губам или языку новорожденного появляются движения губ и языка, характерные для сосания. После кормления этот рефлекс несколько угасает, а через некоторое время возобновляется.

Глотательный рефлекс
Если что-то попадаетмалышу в в ротик, он глотает. Хотя этот рефлекс имеется уже при рождении, ему придется научиться координировать глотательное движение с дыханием и пока он этого не добьется, будет время от времени кашлять. Ребенок производит вдох только тогда, когда в крови снижается уровень кислорода. В утробе матери кислорода было мало, но этого хватало, чтобы он рос и развивался в течение девяти месяцев. Теперь же ему надо больше кислорода, и организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Поэтому некоторое время малыш учится дышать: ритмично быстро вдыхать и медленно выдыхать, а между ними глотать пищу.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
При надавливании на ладонь в области возвышения большого пальца ребенок открывает рот и слегка сгибает голову, словно собирается подтянуться к кулачкам. Этот рефлекс угасает к 3-му месяцу жизни. Вы можете его использовать, если необходимо, чтобы малыш открыл рот, например для того, чтобы дать лекарство.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)
Если взрослый вложит ребенку в ладошки указательные пальцы, то при крепком захватывании малыша можно даже приподнять. Этологические исследования (исследования поведения животных) дают возможность предположить, что хватательный и ладонно-ротовой рефлексы достались нам от наших предков — обезьян. Во время переходов детенышам обезьян надо было держаться за шерсть матери. Исследователи установили, что перед кормлением этот рефлекс выражен сильнее — вы можете сами в этом убедиться. Этот рефлекс пропадает у ребенка в возрасте около семи месяцев.

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро)
Если слегка ударить рукой по пеленальному столику в 20-30 см. от головы ребенка, он разведет руки, разожмет пальчики, распрямит ножки, выгнет спинку. Затем он сворачивается, сжимая пальцы рук и ног, складывает ручки крест на крест на груди (как бы обнимает себя) и подтягивает к животику ножки (безопасная поза эмбриона).

Подошвенный рефлекс
Надавите пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев — ребенок согнет пальцы.

Рефлекс Бабинского
Проведите пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Малыш разогнет сначала большой палец, а потом веерообразно раскроет и согнет остальные пальчики.

Защитный рефлекс
При укладывании на живот ребенок поворачивает голову набок и пытается ее приподнять. Эта реакция совершенно необходима малышу, чтобы не задохнуться в положении на животе. После 1-1,5 месяца дети уже пытаются активно держать голову.

Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра)
Когда малыш лежит на животе, подставьте ладонь под стопы, ребенок рефлекторно оттолкнется от нее. Рефлекс исчезает к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс Галанта
Если провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изогнет туловище дугой.

Рефлекс Переса
Положите малыша на живот и проведите пальцем по позвоночнику от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок согнет руки и ноги, поднимет головку и попку и даже может начать кричать.

Рефлекс опоры
Если взять малыша под мышки, он рефлекторно согнет ножки в тазобедренных и коленных суставах. А если поставить ребенка на опору, он выпрямится и будет стоять на полусогнутых ногах, опираясь на всю стопу.

Шаговый рефлекс
Если стопы ребенка коснутся опоры, он разогнет ногу и плотно всей стопой будет опираться о поверхность стола. При легком наклоне вперед ребенок делает шаговые движения.

Нырятельный рефлекс
Если на лицо младенца попадает вода, то число сердечных сокращений уменьшится, и он побледнеет. Если он вдруг окажется под водой, то на некоторое время малыш задержит дыхание.