Вознесение Господне: приметы и традиции, заговоры и поверья. Завтра вознесение Господне: приметы, традиции и обычаи

Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец пришел!» — говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!» — можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне — до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!» — гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.

По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.

По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».

«Веселятся небеса,
И радуется земля
Вкупе с человеки,
Всегда и вовеки,
Все ангелы, архангели,
Небесных силы,
Апостоли, пророцы
С мученики святыми,
С преподобными со всеми,
Угодники Господни!» —

воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.

«Вознесыся на небеса, Боже!
Милость Твою кто изрещи може?
Уста Твоих верных
О безсмертных
Не могут вещати.
О чудеси, на небеси и в мори!
Славы Твоея полна земля, горы,
Холмы торжествуют,
Ликоствуют,
Зрят Господню славу.
Масличная гора веселится,
Егда Господь в небо возносится»...

На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье — хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.

Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее — по площадям, вокруг церквей.

Храмы во имя Вознесения Господня

Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь , в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря — Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них — супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова — жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна — мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.


Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.


Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.


Храм Вознесения Господня в Коломенском

Храм Вознесения в селе Коломенском - один из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. Находится в Южном административном округе Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

Храм был построен в 1532 году по повелению Василия III. По легенде, поводом послужило рождение у царя долгожданного наследника — Ивана IV, будущего Грозного.

Это первая шатровая церковь на Руси. Ее строительство положило начало уникальному храмовому стилю, который просуществовал до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Существует версия, что строили Вознесенский храм итальянские архитекторы, возможно, Петр Францизск Ганнибал, или, как его называли в России, Петрок Малый, который прибыл в Москву в 1528 году.

В советские годы храм вместе с остальными памятниками Коломенского передали в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Вновь освятили храм 8 декабря 2000 года. С 1994-го ему присвоили статус храма Патриаршего подворья. В 2007 году завершилась длительная реставрация церкви.

Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня

Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Баранчинский Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и с.Новенькое . В США — Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.


Храм Вознесения Господня РПЦ пос. Баранчинский Свердловской области

В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Злынке Брянской области.


Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве — Ладзияйской (Некрунской) и Турмантасской .


http://ruvera.ru/voznesenie

Вознесение: что можно и что нельзя

Вознесение Господне (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου; лат. ascensio) - двунадесятый праздник, который отмечается в четверг на 40-й день по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает восшествие воскресшего Господа Иисуса Христа во плоти на небо.

В связи с этим праздником часто задают вопросы, связанные с так называемым бытовым благочестием, а на деле в большинстве случаев являющиеся пустым суеверием. «Фома» постарался ответить на наиболее распространенные из них.

Можно ли стричься до Вознесения?

Стричься можно и до Вознесения , и после Вознесения, и в любой день церковного года, когда вам это потребуется. Другое дело, что не стоит жертвовать посещением храма, предпочитая праздничной службе запись в парикмахерскую.

Церковные сутки начинаются вечером, и в среду вечером на Вознесение служится праздничное Всенощное бдение, а в четверг утром совершается Литургия. Кроме того, накануне Вознесения заканчивается пасхальный период и во вторник вечером и в среду утром в последний раз в текущем году звучат .

Парикмахерские работают ежедневно, и можно найти время не в тот момент, когда большинство верующих старается оказаться в церкви.

Можно ли читать Псалтирь от Пасхи до Вознесения?

Псалтирь от Пасхи до Вознесения можно читать начиная с Антипасхи , то есть следующего за Пасхой воскресенья.

Псалтирь - ветхозаветная книга, состоящая из 150 песней (псалмов), обращенных к Богу. В течение всего года она ежедневно звучит в храмах на всех богослужениях, также многие верующие прочитывают одну или несколько кафизм (частей) дома. Лишь в течение десяти дней - с Великого Четверга по Фомину неделю (Антипасху) Псалтирь не читается. С Фомина воскресенья чтение Псалтири возобновляется.

Можно ли работать на Вознесение Господне?

Работать на Вознесение Господне можно. Этот церковный праздник всегда приходится на четверг, и далеко не все верующие имеют возможность взять отгул среди недели.

Представление о том, что в церковные праздники, в том числе в Вознесение, нельзя работать, основано на установлении, что определенные дни недели и года должны быть посвящены Богу. Но посвятить день Богу вовсе не означает ничего не делать. Среди трудовых и бытовых забот практически всегда можно найти немного времени в сам праздник или в ближайшие к нему дни, чтобы побывать на службе в храме, и даже во время выполнения работы можно найти несколько минут на молитву.

Что можно делать в Вознесение Господне?

В Вознесение Господне можно и нужно побывать на праздничном богослужении. Накануне Вознесения, которое всегда отмечается на сороковой день после Пасхи, в храмах служится Всенощное бдение , а утром в сам праздник совершается Литургия . В крупных храмах, где много прихожан, на праздники утром совершают два богослужения - раннее и позднее, чтобы все, кто хотел в этот день помолиться и причаститься, могли это сделать.

Так как этот праздник всегда отмечается в четверг, то в Вознесение Господне можно заняться привычными делами, но не стоит забывать о смысле этого дня в Церковной истории. Даже если в сам праздник не получается посетить храм, то нужно найти хотя бы немного времени на то, чтобы помолиться и почитать Евангелие.

Поста в этот день не бывает, поэтому в Вознесение Господне можно есть мясную и молочную пищу, а также за праздничным столом выпить вина.

Вознесение - что делать нельзя?

В Вознесение нельзя следовать приметам, коими обрастают не только церковные праздники, но и вся церковная жизнь. Нельзя действовать, руководствуясь даже такими, казалось бы, «безобидными» суевериями, как, например, что все, о чем в Вознесенье попросишь у Бога, обязательно сбудется. Христиане верят словам Христа: «Просите - и дано вам будет», но не считают, что просить нужно в какое-то особенное время или совершая какие-то особенные ритуалы. О помощи и защите просят Господа в ежедневных молитвах . К Богу нельзя обращаться как к волшебнику, но, участвуя в церковной жизни, приступая к Таинствам исповеди и причастия, христианин, безусловно, получает от Него поддержку.

Вознесение - это двунадесятый (один из двенадцати основных после Пасхи) праздник, который всегда выпадает на четверг, и поэтому в Вознесение нет поста в еде. При этом в Вознесение и даже накануне нельзя совершить венчание, так как венчаний не бывает по большим праздникам.

Вознесение Господне - что нельзя делать?

О том, что нельзя делать в Вознесение Господне, у Церкви нет каких-то особых указаний. Вознесение Господне всегда выпадает на четверг, и в этот день нет каких-либо ограничений в еде. Церковная традиция рекомендует супругам накануне пятницы воздержание, тем не менее, это вопрос, который муж и жена должны решать сами по обоюдному согласию, посоветовавшись с духовником .

Встречается ошибочное народное поверье, что в Вознесенье нужно обязательно помянуть умерших предков. На самом деле, помнить усопших близких и молиться за них христианин может в любой день года, но в двунадесятые праздники в храмах не бывает панихиды, а для особого поминовения есть специальные дни в церковном календаре. Ближайший из них к Вознесению - Троицкая родительская суббота .

Чего нельзя делать от Пасхи до Вознесения?

От Пасхи до Вознесения нельзя после долгого периода воздержания распустить себя, расслабиться, растерять все то, что было приобретено за время Великого поста . Нельзя, с облегчением решить: «теперь буду отдыхать до следующего поста», — и позволять себе жить, забыв о Боге. В период от Пасхи до Вознесения нельзя полностью перенести фокус своего внимания с духовного на бытовое, как будто бы не было ни Воскресения, ни последовавших за ним событий.

Сорок дней от Пасхи до Вознесения Церковь призывает нас радоваться, и до самой Троицы не совершаются земные поклоны. В самом же празднике Вознесения соединяются и светлая печаль, и радость, и ожидание.

Вознесением закончился период пребывания Воскресшего Христа на земле, и Вознесением же Господь открыл всем людям путь на небеса, а через десять дней случилось сошествие Святого Духа — Утешителя. Заканчивается пасхальный период, но радость о Воскресении Христовом остается с нами, а всего через десять дней Церковь будет праздновать Троицу, день рождения Церкви. В этот период - от Пасхи до Вознесения и от Вознесения до Троицы - очень наглядна связь современного церковного календаря с происходившими две тысячи лет назад событиями. И проживая этот период вместе с Церковью, бывая в храме, участвуя в богослужениях, христианин не теряет, а укрепляет ту связующую нить, которая сквозь века тянется от учеников Христа к каждому из нас.

На Руси в этот день было принято не мусорить и со вниманием относиться к нищим

Сегодня православные верующие отмечают Вознесение Господне - праздник, установленный в честь вознесения Иисуса Христа на небо на 40-й день после Пасхи. Этот день в некоторых странах мира является государственным праздником. В православии он всегда приходится на четверг.

фрагмент картины Мантеньи.

Вознесение Господне входит в число двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии. Христиане верят, что после Своего Воскресения Иисус Христос сорок дней являлся своим апостолам и говорил им о Царствии Божием, а затем собрал их в Иерусалиме, повелел не расходиться и пообещал, что через несколько дней они будут крещены Святым Духом. После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их», а перед апостолами предстали им два мужа в белой одежде и предрекли его второе пришествие.

В народном календаре у славян праздник был известен как Вознесеньев день. Считалось, что именно с него начинается полный расцвет весны и переход к лету. В этот день было принято с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям, а также не плевать на улицу и не выкидывать на нее мусор. Также в этот день люди часто ходили в гости, девушки водили хороводы, а вечером разводился большой костер, символизирующий расцвет природы.

По случаю праздника во многих городах пекли особые блины под названием «Христовы лапотки», а также хлебцы и печенья в форме лесенки, призванные символизировать вознесение Иисуса Христа на небо. Иногда такое печенье выносили в поле - существовало поверье, что после этого рожь и лён лучше росли. Также лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем, приносили в подарок родным и друзьям, к которым ходили в гости.

Считалось, что в Вознесеньев день соловьи поют громче, чем обычно, но ловить их в этот день считалось неправильным. Также существовало суеверие, что роса в этот день приобретает целебную силу.

На сороковой день после Пасхи церковь праздновала «вознесение» Христа на небо. В народном календаре и этот праздник наполнялся аграрным смыслом. Вознесение понималось совершенно конкретно, как «рост», «подъем», «восхождение».

По народному календарю. Восхождение Спасителя на небо крестьянам хотелось отметить с помощью какого-нибудь вещественного обрядового знака, подобного пасхальным куличам, сыру и яйцам и т.п.

Старинное девонширское поверье например утверждает, что в этот день в облаках на востоке появляется фигура ягненка.

Если яйцо, снесенное в день Вознесения, подвесить под кровлей, оно предохранит твой дом от всякого вреда. (В начале XYI в. было распространено по всей Британии).

Обильный дождь на Вознесение предвещает неурожай и болезни, в особенности у скота.Если этому знамению суждено сбыться, то после Вознесения установится хорошая погода и будет держаться до дня Св. Михаила.

На праздник Вознесения пекли пироги с зеленым луком, а главное - хлебные «лесенки» (в Ярославской губернии). Такие лесенки делали обязательно с семью перекладинами, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящали в церкви, относили на колокольню и бросали вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годился. Позже гадание упростили до того, что лесенки бросали прямо на пол, около печи, в которой их пекли.

Но обычно после обеда мужики, бабы и девки шли в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все четыре стороны, бросал лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко». После этого лесенки съедали.
В Вологодской губернии вместе с «лесенками» пекли еще особое печенье - сочни с овсяной крупой, называемые христовыми окутками (так именовали крестьянскую обувь).

В ярославских селениях «молодежь выносила и ставила украшенные березки на межах полей, где они стояли до конца жатвы. Около них веселились, кидали вареные яйца, катались и говорили: «Уродись, рожь, чиста и высока!»

Девушки и девочки-подростки Калужской губернии гурьбой отправлялись в поле со съестными припасами и там во ржи готовили себе яичницу, когда ее ели, бросали вверх ложки, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высоко рожь была».

В Ярославской губернии девушки с готовой яичницей, завязанной в платок, обходили все деревенские поля (парни ни в коем случае не допускались). Когда съедали обетное кушанье, девушки начинали кататься по траве и приговаривать: «Расти, трава, к лесу, а рожь - к овину».

Под Москвой молодежь с яйцами и блинами отправлялась в поле; каждый отыскивал свою полосу, подбрасывал яйцо три раза, потом разбивал его, откусывал от яйца и от блина по куску, а остальное зарывал в полосу, при этом говоря: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски».

Крещение и похороны кукушки

К Вознесению приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой. Как правило, накануне Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорили:
«Кукушка подавилась житным колоском»;
«И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».

На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трех дней. Это был сугубо девичий обряд, никто из посторонних не должен был знать места «крещения» и захоронения кукушки. Делали кукушку из пучка травы кукушкины слезы, придавая ей человекообразный вид, иногда для этой цели брали просто ветку, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. Кукушка-кукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами.

«Крещение» кукушки происходило под березой, куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Девушки целовались, менялись крестами, бурами, платками, затем ели яйца, а скорлупки развешивали на ветках деревьев и кустов. Так называемое кумление сопровождалось специальными «кумитными песнями».

Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий день, а то и через день. Если кукушку из травы зарывали в землю, то делали это одна-две девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали общий пир, пели веселые песни, после чего расходились по домам.

В народном календаре день Вознесения Господня был днем памяти умерших родителей и предков. Для того, чтобы умилостивить их, а также полевых духов, верующие пекли блины, варили яйца, жарили яичницу и ели все это дома и в поле, в перерывах между работой, так как праздник Вознесения совпадает с разгаром полевых работ.

В память Вознесения Господня пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами (не более семи, так как считалось, что есть семь небес). Эти пироги приносились в церковь, и над ними совершали молебствия, после чего одна часть их отдавалась притчу, а другая – нищим. Эти пироги назывались лесенками, лестовками, лествицами.

Вознесение Господне считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!». В 2013 году Вознесение Господне празднуется 13 июня.

Вознесение Господне – один из главных церковных праздников, отмечается ежегодно на сороковой день после Пасхи, который всегда приходится на четверг и в 2018 году выпадает на 17 мая.

Церковь в этот день вспоминает евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Иисуса на земле после его Светлого Воскресения - в это время Спаситель завершает дела, ради которых пришел на землю и возносится к своему Отцу.

История праздника

Согласно евангельскому преданию, история праздника Вознесения начинается с момента, когда Господь вознесся на небо, указывая людям путь к будущему воскресению. Но почему Христос не исчез, попрощавшись с апостолами, не растаял в облаке, а повелел ученикам выйти на Елеонскую гору и увидеть его возвращение на небеса?

Ученики забыли о земных делах и проблемах и с восторгом смотрели в небо на Спасителя. Они радовались Его возвращению к Отцу. Поэтому Вознесение символизирует не уход и не прекращение отношений, это призыв к личному, смиренному восхождению к Богу, вслед за Христом, в Его Царствие! Вот в чём смысл и радость этого великого праздника.

С давних времен существовала традиция выпекать к праздничному обеду сочни и особые ржаные блины с начинкой под названием «Христу на дорожку». В готовом виде они напоминали крестьянскую обувь, поэтому их еще называли «Божья окутка», «онучки», «лапотки». Православные считали, что за 40 дней пребывания на земле Иисус износил свою обувь, поэтому для него пекли обновку.

Вознесение Господне считается поминальным днем. В этот день наши бабушки выпекали поминальные хлебцы-лесенки из трех видов теста: ржаного, пресного или дрожжевого. Эти хлебцы приносили в церковь, на кладбище и раздавали нуждающимся.

Наши предки верили, что на Вознесение Христос ходит по земле в нищенских одеждах. Поэтому в этот день нужно подавать щедрую милостыню и не отворачиваться от убогих.

Главные народные приметы на погоду, связанные с праздником Вознесения Господнего

К примеру, главные народные приметы на Вознесение Господне про погоду связаны с дождем. Считается, что если в этот праздник пойдет дождь, то хорошего урожая ждать не стоит. Сильный дождь с грозой предрекает холодное лето, а мелкий «слепой» дождик - грибную осень. А вот красивая радуга на Вознесение - благоприятный знак, сулящий процветание и благополучие всем православным.

Приметы свящанные с Вознесением господним

Наши предки верили, что если в этот день курица снесла яйцо, его нужно подвесить под крышей дома и оно будет защищать обитателей от бед и несчастий.

Если праздник выдался дождливый — будет много болезней у скота и неурожай.

Если искупаться в этот день в реке – здоровье будет крепким.

Услышать карканье вороны – добрый знак.

Если слышен стрекот сороки — это к деньгам, но нужно произнести особый заговор, чтобы она несла добро в дом.

Поверья на Вознесение Господне

На Вознесение плели ветки березы, чтобы узнать судьбу заболевшего человека. Несколько из них заплетали в косу, и есть за 10 дней до Троицы ветки живы и не вянут, то загаданный человек поправится, если нет — стоит готовиться к худшему.

Таким же способом девушки гадали на будущее замужество.

В старые времен на Вознесение под вечер разжигали костер, который символизировал наступление пролетья и расцвета природы. Водили «колосок» или хороводы, первые «кумления» на зеленых святках.

Роса в этот день считалась целебной, а лечебные свойства трав усиливались и сохранялись до наступления Ивана Купала (ночь с 6 на 7 июля).

В сорок дней между Пасхой и Вознесением особенно почитали нищих и больных людей. Запрещалось бросать мусор и плевать на улицу, потому что «можно попасть во Христа, приходить в дома под видом нищих».

Все истинно верующие люди знают, что на сороковой день (или на шестой четверг) после главного христианского торжества – Воскресения Христова установлен один из великих двунадесятых праздников – Вознесение Господне. Именно в этот день Иисус вознёсся с горы Елеон на небо в присутствии своих апостолов и Пресвятой Богородицы.

Вполне естественно, что такое значимое для всех православных христиан событие с давних пор окружено различными ритуалами, приметами и традициями.

Народные обычаи на Вознесение Господне

Как и в любой праздник, отмечающийся уже несколько столетий, в Вознесение кроме посещения церковной службы принято соблюдать всяческие ритуалы и запреты.

  • В этот праздник многие традиционно посещают кладбище, навещая могилы близких людей и усопших родственников. Ведь это последний из сорока дней после Пасхи, когда остаются открытыми двери ада и рая, что позволяет встречаться душам праведников и грешников, а последним отдохнуть от постоянных мук.
  • В Вознесение было принято печь особые блины, называвшиеся «онучки» или «лапотки Христовы». Считалось, что это мучное изделие – символический «посошок на дорожку» для Иисуса Христа.
  • Готовилось и другое особенное кушанье – «лесенки» из ржаной или пшеничной муки, которые обязательно состояли из семи перекладин, символизировавших семь небесных уровней Апокалипсиса.
  • Среди традиционной праздничной выпечки особенное место занимали пироги с непременной начинкой из зелёного лука и украшением в виде лестницы. Ведь именно к этому времени, наконец, в избытке появлялась первая весенняя зелень.
  • Обязательным считалось в этот день навещать близких родственников, принося в качестве гостинца традиционную выпечку. В народе обычай получил название «ходить на перепутье».
  • Ещё одна незыблемая традиция была связана с подаянием нищим и бездомным. Отказывать им в милостыне не только в день Вознесения, но и на протяжении всего послепасхального периода считалось серьёзным грехом.
  • Мало какой праздник на Руси обходился без народного гуляния, и потому весеннее торжество тоже никогда не обходилось без игр и хороводов. Парни и девушки после церковной службы выходили за околицу или на площадь. Весь день до темноты в городах и деревнях звучали песни и смех, искрилось веселье.
  • В Вознесение Господне считалось грехом заниматься какой-либо работой. Хозяйки не стирали белья и не мыли полов, даже срочные садово-огородные заботы откладывали на следующий день.

Обряды, установившиеся в связи с праздником

День Вознесения был одним из сигналов к началу летнего сезона. В это время уже вовсю пробивалась первая зелень, прилетали перелётные птицы, деревья одевались молодой листвой, а лето в полный голос заявляло о своих правах жаркими солнечными лучами и тёплой погодой.

  • Самым ярким обрядом, символизирующим незыблемость перехода от весенней прохлады к летнему зною, был костёр, который принято было разводить поздним вечером.
  • Незамужние женщины и девушки всегда угощали выпечкой собственного приготовления холостых представителей противоположного пола. Считалось, что этот ритуал привлекает потенциальных кавалеров и перспективных женихов. Для этих же целей вплетали в волосы берёзовые ветви. Если те не вяли до утра, то до конца года можно было надеяться даже на замужество.
  • Для влюблённых юношей тоже существовали привороты понравившейся девушки. Одним из самых действенных был букет первоцветов, положенный на порог избранницы. Стоило ей взять в руки и понюхать ландыши или анютины глазки, как в сердце сейчас же возникало ответное чувство.
  • Обязательной традицией для слабого пола было украшение себя венками из первых полевых цветов. Дамы и девицы верили, что такой незамысловатый головной убор сохраняет здоровье, свежесть и привлекательность на год вперёд. А вот для обретения густой и красивой шевелюры невероятно полезно погулять с непокрытыми волосами под «праздничным» дождём.
  • Традиционные «лесенки» тоже были участницами разнообразных ритуалов. Их крошили на поле для гарантии будущего высокого урожая, относили на могилы к родственникам, чтобы души усопших быстрее попадали на небеса. Часто только что испечённую «лесенку» роняли на пол возле печи и смотрели, разломится ли она. Если выпечка оставалась невредимой, то бросившему её было гарантировано попадание на небеса.
  • Существовал обряд по приманиванию богатства. Для этого достаточно было закопать в землю мелкую монетку или купюру. Считалось, что после такой манипуляции благосостояние семьи обязательно поднимется на новый уровень.
  • Если у человека существовало заветное желание, то Вознесение Господне было самым подходящим днём для гарантий его исполнения. Достаточно было изложить свою мечту на клочке бумаги, запечь его в ритуальную выпечку и отнести в храм.

Поверья, связанные с Вознесеньем Господним

С чудесным праздником связано немало народных примет, как погодных или урожайных, так и бытовых.

  • Наши предки были уверены, что в этот день не стоит одалживать деньги. Ведь в этом случае вам их скорее всего никогда не вернут. Если человеку жизненно необходимы средства, и вы готовы их дать, то просто перенесите встречу на один-два дня.
  • Очень плохой приметой считается выяснение отношений в торжественный день. Не стоит ссориться с близкими или коллегами, чтобы не накликать длительный конфликт, который может продолжаться целый год.
  • Люди верили, что роса, собранная на Вознесение Господне, обладает чудодейственными свойствами. Если протереть ею долго не заживающую рану, то она сразу начнёт затягиваться, а больной, выпивший глоток магической влаги, немедленно пойдёт на поправку.
  • Среди погодных примет самой распространённой была «ливень на Вознесение». Осадки в этот день предсказывали непогоду на Троицу, неурожайный год, болезни и неудачи для всех людей. Отсутствие дождя сулило засуху на целых шесть недель вперёд, зато обещало богатырское здоровье и богатый урожай.
  • Существовали на праздник и «пернатые» поверья. Если голос под окном бездетной пары подавала сорока, то можно было надеяться на появление наследника. Воронье карканье предсказывало неприятную новость, а воркование голубей – романтическое свидание.
  • Предпраздничная ночь в народе не зря называется «соловьиной», так как именно в этот период голосистые птахи поют громче и мелодичнее, чем обычно. Того же, кто осмелиться в это время поймать беспечного солиста, непременно будут преследовать страшные несчастья до самого конца года.
  • Человек, родившийся в праздник Вознесения Господня, считался избранником фортуны. Его судьба обещала быть невероятно удачной, а жизнь – долгой и счастливой.