Рекомендации для родителей по звукопроизношению. Рекомендация для родителей,по развитию у ребенка самоконтроля за реализацией звукопроизношения. О нарушении звукопроизношения

Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Гладкая Дарья Александровна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: г. Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: высшее образование

Дегальцева Валентина Александровна – старший преподаватель,

Гладкая Дарья Александровна – студент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, задача большой

общественной

значимости,

серьезность

осознавать

родители, и педагоги.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5

годам. Однако данный процесс происходит не самостоятельно, а под влиянием

окружающих

педагогического

воздействия.

благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, и как результат начинает

испытывать

правильной,

окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. и родители, и

воспитатели говорили правильно.

Т.Б. Филичева указывает на то, что родители, а иногда даже воспитатели,

подлаживаясь к языку ребенка, лепечут, сюсюкают с ним, разговаривают с

ребенком на таком языке («Вовочке бо-бо»; «давай наденем колготоськи» т.п.),

ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком.

Стоит отметить, что подобное общение не стимулирует ребенка к овладению

правильным звукопроизношением, а надолго закрепляет его недостатки.

родителям

подобного плана:

обращаясь

достаточно

отчетливо

торопясь произносить каждый звук в слове с соответствующей интонацией,

четко выделяя ударный слог;

понятным

обращайте

внимание ребенка на тот предмет, действие или явление, о котором идет речь;

неправильно произнесенное ребенком слово нужно ласково и спокойно

повторить два-три раза, а добровольное правильное повторение слова ребенком,

следует поощрить;

чрезмерная

настойчивость

требованию

произношения,

(которое ребенку еще не дается), вместо стремления говорить может вызвать у

него отвращение к речи.

Парамоновой,

основной

причиной

нарушения

звукопроизношения

дошкольного

возраста

становится

точность

движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим

этапом в профилактике нарушений звукопроизношения считается работа по

подготовке артикуляционного аппарата.

Проведение

артикуляционной

гимнастики

каждодневным,

чтобы двигательные навыки лучше закреплялись, становились более прочными,

совершенствовались и уточнялись основные движения органов артикуляции.

Длительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в

игровой форме и повторяется 6-8 раз. Комплекс упражнений:

«Лопаточка»:

расслабленный

нижней губе. Язык в таком положении удерживать 5 секунд;

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого

языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в

таком положении удерживать 5 секунд;

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться

сначала к носу, затем к подбородку.

«Сердитая

упирается

коренным

«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно

и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем

от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не

шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю

губу и убрать язык в глубь рта.

отмечает

Т.В. Волосовец,

выполнение

обозначенного

комплекса

упражнений в течение 2-3 месяцев способствует не только укреплению мышц

языка, но и растяжению укороченной подъязычной уздечки, что приводит к

эффективному и быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.

направление,

формирование

правильного звукопроизношения – формирование речевого дыхания. Родителям

и воспитателям следует уделять внимание развитию речевого дыхания у детей,

как базе для правильного развития звукопроизношения и всей речи в целом.

Полезным

считается

ежедневно

выполнять

дыхательные упражнения и игры:

дуть на бумажные полоски, легкие шарики;

играть на детских музыкальных духовых инструментах;

дуть на привязанные к ниточке бумажные фигурки, ватные шарики;

пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

бумажные

определенном

направлении;

дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение данных дыхательных упражнений влияет на формирование

правильного речевого дыхания и способствует профилактике заболеваний ЛОР-

хронический

риносинусит,

искривление

перегородки,

причиной

нарушений

звукопроизношения

становятся

заболевания.

ухудшают

процесс правильного речевого дыхания, вызывают изменения в строении нёба,

языка, прикуса.

Своевременно

проводимая

профилактике

нарушения

звукопроизношения, начиная с дошкольного возраста, значительно сокращает

количество детей, состояние речи которых в более старшем возрасте потребует

проведения коррекционных мероприятий.

В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.

Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.

Например, игровое упражнение "Попугай".

Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его:

"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.

Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".

В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:

"Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре громко,

чётко говорим,

никогда мы не спешим!"

Выучите его вместе с детьми.

Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:

"Ёлочка - красавица".

"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.

"Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.

Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.

При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.

Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:

язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.

Когда движение будет освоено, вводится усложнение:

язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.

В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.

В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.

«Колечко» . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь» , произносимыми вслух или про себя.

Березина Елена Витальевна


Уважаемые родители! На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап , во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу
.

Основные направления деятельности логопеда в ДОУ

Уважаемые родители, обратите внимание!




Консультации для родителей

"Развитие речи детей от 2 до 7 лет"

"Уровень развития речи детей в 2 года"

"Уровень развития речи детей в 3 года"

"Уровень развития речи детей в 4 года"

"Уровень развития речи детей в 5 лет"

"Уровень развития речи детей в 6 лет"

"10 советов логопеда для родителей"

"Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста"

"Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста"

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!


Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

Гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;

Согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;

Звук Л к 3 – 4 годам;

Шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;

Звуки Р, РЬ до 6 лет.*

Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

Общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

Общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

Общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка*

Общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

Язык всегда находится за зубами,

Струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,

Губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

Чёткое произношение гласных.*

Правильная артикуляция:

Свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;**

Шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;**

Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности.

Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом.

Что входит в компетенцию воспитателя:

Упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;

Развивать речевое дыхания, слуховое внимание;

Формировать фонематический слух /умение различать звуки речи/.

Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой пособие М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения, её методика, дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет.

И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

Постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку шипящих:«Лопаточка», * «Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка»,* «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики на НОД уменьшается до 3 – 4.

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

Исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно.

Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи. Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», « 4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали.*

Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:

Не упрощать свою речь («не сюсюкать»);

Не сокращать речь, говорим развёрнутой фразой;

Говорим в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию;

Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.

Не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);

Слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;

Используйте игры – драматизации, настольные игры для работы по закреплению произношения звуков в речи;

Кто систематически исправляет речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.

Учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;

Учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.

Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет родителям правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.

Использованная литература:

    А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»

    М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

    Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»