План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов. Конспект нод по экспериментированию в старше - подготовительной группе










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.

2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

Ход совместной деятельности

Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами - настоящее чудо.

Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, веществоэто, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Педагог:Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать

  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.

В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.
  1. Воспитательные:

Обогащение словаря:

Предварительная работа:

Оборудование

Технические средства:

Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель:

Воспитатель:

Входит Волшебница Вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Волшебница вода:

Воспитатель лаборатория? (ответы детей)

Волшебница Вода:

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель: раствором.

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Волшебница вода : Ребята, как вы думаете, Я - Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

(нет, это не раствор)

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор - это жидкость, в которой все вещества растворяются)

Воспитатель:

Синяя вода - поле без следа

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

Волшебница Вода:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель:

Воспитатель:

Волшебница Вода:

Воспитатель:

Воспитатель:

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебница - Вода". »

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №17

КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
«Волшебница - Вода»
Познавательное направление. Экспериментирование

Составил воспитатель: Данько Е.Ю

г.Белогорск

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

    Образовательные:

    расширять представления детей о свойствах веществ;

    Развивающие:

    развивать практические действия в процессе

экспериментирования;

    развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к воде;

    воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

Обогащение словаря: лаборатория, растворитель, раствор.

Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка».

Оборудование : фартуки; прозрачные стаканы (по 4 шт. на ребенка); ложки; банки; подносы (по 2 шт. на каждого ребенка); салфетки; сахарный песок, соль; масло; речной песок; пипетки.

Технические средства: cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды», «Синяя вода»)

Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Пусть день будет удачным, нас сегодня ждет много интересных дел.

2. Включается аудиозапись «Звук воды».

Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)

Входит Волшебница Вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Волшебница вода: Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)

Я - вода! Я сегодня буду вашей помощницей!

Воспитатель : Хорошо, Волшебница Вода, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Мы сегодня с вами будем проводить опыты по исследованию воды.

Волшебница Вода: По исследованию меня? (удивленно)

Воспитатель : Да, волшебница вода. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. И ты, Волшебница Вода, присаживайся.

Дети проходят к столам, надевают фартуки.

Воспитатель: Ребята перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 баночки, одна с сахарным песком, другая с солью.

Посмотрим, что станет с сахарным песком и солью, если мы их положим в воду.

В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде? (ответы детей)

(сахарный песок растворился в воде).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая на вкус вода, только пробовать мы ее не будем (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ученые называют такую сладкую воду-раствором. Изменился ли цвет нашего раствора? (ответы детей)

Воспитатель: Стаканчики со сладким раствором, поставьте на синий поднос. Возьмите другой стаканчик с водой и положите в него ложечку соли, размешайте. Растворилась соль в воде или нет? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: С каким же новым свойством воды мы познакомились, проведя сейчас опыты с солью и сахарным песком? (ответы детей)

Вывод делает воспитатель: «Вода является растворителем веществ»

Волшебница вода : Ребята, как вы думаете, Я – Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).

Воспитатель: А чтобы правильно найти нужный ответ необходимо провести следующий опыт. Перед вами баночка с речным песком. Положите песок в воду и размешайте его. Растворился он в воде? (ответы детей)

(песок не растворился в воде).

Воспитатель: Правильно! Значит, вода растворяет не все вещества. Посмотрите на стаканы с речным песком и с соляным раствором, что мы видим? (ответы детей)

(Песок мы видим, а соль растворилась и ее не видно)

Воспитатель : Можно ли назвать это раствором? (ответы детей)

(нет, это не раствор)

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор – это жидкость, в которой все вещества растворяются)

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на веселую разминку.

Физкультминутка под музыку «Синяя вода».

Синяя вода - поле без следа

(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Встали, руки вытянули вперед).


Волшебница Вода:
Отдохнули? Продолжаем наши опыты. Предлагаю сесть за свои столы. Послушайте загадку:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)

(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды).

Воспитатель : Назовите, какие вещества растворяются в воде?

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель: Как вы думаете, а вещества растворяются быстрее в холодной или горячей воде? (ответы детей)

Воспитатель: Мы вас выслушали, а проверить это я предлагаю дома, но чтобы рядом были обязательно взрослые. Почему? (ответы детей).

Волшебница Вода: Как же я много сегодня узнала. Вы не против, если я к вам еще раз приду, в вашу лабораторию. Я убедилась, что вы много знаете обо мне. И таким умным детям я дарю книгу с занимательными опытами, чтобы вы и дальше продолжали свои исследования.

Волшебница Вода прощается и уходит.

Воспитатель: Что сегодня для вас было интересным? (ответы детей)

Воспитатель: Наша лаборатория закрывается до следующих интересных опытов.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».

Программные задачи : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная (пар).
Дать детям представление о том, что вода иногда нуждается в чистке (процесс фильтрации).
Развивать познавательный интерес, желание экспериментировать, умение анализировать, сопоставлять факты, делать вывод.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа : рассматривание глобуса, картинок с изображением рек, озёр, морей, пустынь, схем круговорота воды в природе, с сюжетами использования воды, чтение рассказа «Что такое кислый дождь», сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», знакомство с водными животными и растениями, конкурс рисунков «Берегите воду».
Словарная работа: мировой океан, голубая планета, агрегатное состояние воды, лаборатория, фильтрация, исследование.
Материал к НОД : рисунки на тему «Вода», «Вода в организме человека», схема круговорота воды в природе, широкая и длинная полоска голубой ткани, много узких голубых ленточек, кроссворд, одноразовые стаканчики, воронки, ватные диски для фильтрации, растительное масло, соль, сахар, молоко, песок, гуашь, кусочек льда, чайные ложки, термос с горячей водой, плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, сегодня мы будем юными учёнными. Но сначала давайте разгадаем этот кроссворд, который подскажет тему нашего исследования.
1. В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове совок и стоит в нём на третьем месте (В).
2. Во второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове гром и стоит в нём на третьем месте (О).
3. В третьей клеточке находится буква, с которой начинается слово дорога (Д).
4. В четвёртой клеточке вторая буква из слова рама (А).
Какое слово у нас получилось? Правильно, ВОДА. Сегодня мы поговорим о воде, её значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с водой.
Для чего нужна вода человеку? (Пить, мыться, готовить себе пищу, стирать бельё, поливать растения, поить своих животных).
Ребята, а что ещё вы знаете о воде? (Человек без пищи может прожить до 50 дней, а без воды 4 дня, после этого наступает смерть). Посмотрите на эту схему, человек на 80% состоит из воды.
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды, что тогда произойдёт? Почему? (Всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).
Игра «Заклинание».
Закройте глаза и представьте, что мы с вами вышли на замечательную лесную полянку. Устали? Смотрите, о нас кто – то позаботился, приготовил нам воду. Давайте присядем, отдохнем. Закройте глаза и представьте, чтобы вы сделали, если бы стали добрыми волшебниками. А теперь откройте глаза и представьте, что вы волшебники. Давайте превратим нашу воду в волшебную, чтобы она сняла нашу усталость и добавила нам здоровья.

Дети делают пассы над водой и говорят «заклинание»:

Водичка вкусная и приятная, я никогда не буду болеть, буду бодрым и сильным

Вот волшебная водица
В солнечных лучах искрится,

Она сладкая, как мед,
Здоровье, силу нам несет

Воспитатель: Какой стала вода? (волшебной, вкусной, полезной).

Воспитатель: Теперь выпейте эту воду, чтобы никогда не болеть.
(Дети выпивают воду).

Да, ребята, на земле много воды, она везде.
Стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Скажите, какая модель Земли есть у нас группе? (Глобус).
Какой видят космонавты нашу Землю из космоса? (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому её ещё называют Голубой планетой, все моря и океаны на Земле составляют единый Мировой океан).
Какая вода нужна человеку? (Человеку необходима только пресная вода, которая течёт в ручьях, реках, озёрах).
А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладёт перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани). На Земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Интересно, а как попадает вода в речку? Давайте рассмотрим схему круговорота воды в природе, как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – её детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми маленькими ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
А сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, чтобы продолжить разговор о воде, и с помощью опытов выяснить, какая бывает вода.
Опыт № 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2. У воды нет запаха.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Вода из водопроводного крана может иметь запах (хлор), т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт № 3. Вода растворитель.
Предложить детям в один стакан с водой положить ложечку сахара, а в другой – соль и хорошо размешать, попробовать на вкус. (В одном стакане вода стала сладкой, а в другом стакане – солёной. Сахар и соль растворились в воде, но при этом она осталась прозрачной).
Дети в стакан с водой добавляют капельку гуаши любого цвета и размешивают. Гуашь растворяется в воде, при этом меняет её цвет.
Далее в один из стаканов с водой дети насыпают речной песок и тщательно размешивают ложкой. (Вода слегка мутнеет, а песок оседает на дно стакана).
В стакан с водой дети добавляют несколько капель растительного масла и снова хорошо мешают ложкой. (Масло плавает на поверхности воды в виде жёлтых капелек или растекается плёнкой).
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 4. Агрегатное состояние воды.
Дети кладут на блюдце кусочек льда и ставят его на миску меньшего диаметра с горячей водой. Лёд тает, превращаясь в воду. Наблюдают за паром, поднимающимся над горячей водой.
Вывод: лёд (снег) – твёрдое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть – станет паром.
Опыт № 5. Фильтрация воды.
Воду с гуашью, маслом, мутную воду дети пропускают через ватные диски. Гуашь, масло, грязь, песчинки остаются на фильтре.
Вывод: после фильтрации вода становится чистой и прозрачной.
Ребята, как же мы должны относиться к воде? (Бережно, экономить воду, не загрязнять реки и озёра).
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран. Давайте у себя в умывальной комнате повесим вот такую памятку (рассматривают плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

Развивать речь детей, активизировать их словарь;

Формировать представления о ветре и его свойстве,

Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке;

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

П. /и «Раздувайся пузырь»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Содержание НОД

Организационный момент. Вводная часть. Дети стоят по кругу

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И подумаем на ладошки

Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).

Дети: Шумит ветер.

Воспитатель: Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул. (Г. Лагздынь).

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть. Беседа.

Воспитатель: Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран.

(Дети рассматривают слайды).

Воспитатель: У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.

Воспитатель: И так сказка начинается.

Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.

(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.

(Дети шуршат мятой бумагой).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.

(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).

Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Дети: Как дует ветерок.

Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.

Воспитатель: С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.

Дети делают веера.

Воспитатель: Ребята, дайте нашим гостям по вееру, пусть они тоже научаться двигать воздух.

Дети раздают гостям веера.

Воспитатель: А где можно встретить ветер?

Дети: Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?

Дети: С помощью вентилятора и фена.

Воспитатель вносит вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам.

Воспитатель: Вы что-то чувствуете?

Дети: Мы почувствовали ветерок.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Когда мы стояли около вентилятора, нас обдувал прохладный ветерок. А из фена на нас дул тёплый ветер.

Игра с вертушкой.

Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

Дети: С помощью вертушки и флюгера. (СЛАЙД)

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?

Дети: Ветер невидим.

Воспитатель: А сейчас мы его увидим.

Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.

Дети дуют на пёрышки, они улетают.

Опыт «Тёплый - прохладный»

Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?

Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?

Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.

Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

Дети дуют на ладошки.

Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?

Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.

Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка:

Мы снежинки белые,

На крышах мы сидим.

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.

(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).

Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.

(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).

Опыт «Угадай какой запах? »

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.

Дети вдыхают ветер ртом.

Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?

Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.

Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?

Дети: Ветер ничем не пахнет.

Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?

Дети: Запах апельсина.

Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.

А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох-вдох.

Чудо-ветер – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать ветер начинаем.

Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?

Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Дети: На ощупь они твёрдые.

Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.

Дети пытаются взять ветер.

Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.

Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.

Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: На экране пустыня.

Воспитатель: На что похож песок в пустыне?

Дети: На волны в море.

Воспитатель: А как вы думаете, как образовались такие барханы?

Дети: Это сделал ветер.

Воспитатель: Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.

(Дети выполняют опыт).

Воспитатель: Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.

Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?

Презентация работа ветра.

Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Воспитатель: Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?

Дети: Ветер бывает очень сильным.

Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр. Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).

Воспитатель: Хотите изобразить ветер?

Физкультминутка «Ветерок, ветер, ветрище».

Ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;

Ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;

Ураган гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.

(движения выполняются под музыку)

Рефлексия. Итог занятия.

Воспитатель: Ветер можно чувствовать?

Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.

Дети: На улице.

Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром. ______________________________________________________

Литература. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.

И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.

Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"

Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.

Задачи по образовательным областям:

Познание.

  • Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет,
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.
  • Социально-коммуникативная
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Методы и приемы:

  1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
  2. Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
  3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений» , «Как загрязняется окружающая среда» .

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон.

Ход образовательной деятельности:

(сидят на стульчиках полукругом или за столами)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить…? (Индивидуальные ответы 2-3 детей) . Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)

  • Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными.

Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?

Дети: Нет.

Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?

Дети: Можно его поймать с помощью пакета.

1эксперимент: (с пакетом)

Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой) . А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех)

Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?

Дети: Варианты ответов.

Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)

Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?

Дети: Он пустой.

2 эксперимент: (опускание перевернутого стакана в воду)

Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)

Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?

Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)

Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде.

Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)

Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?

Дети: Воздух.

Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.

3 эксперимент: (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой) .

Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.

Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой» , они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» - останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп» , делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь.

Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух» ? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)

Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?

4 эксперимент: (с веером)

Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?

Дети: (ветерок) .

Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха.

Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.

Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.

«Сильный ветер» или «Ураган»

Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.

5 эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

6 эксперимент: «Без дыхания» : дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

7 эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

8 эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.