Развивающие игры 6 месяцев. Развивающие игры для детей шестого месяца жизни. Различаем звуки, запахи, ощущения

Развитие ребенка в первые годы жизни происходит особенно интенсивно. И наиболее значимым и, в то же время, сложным периодом развития ребенка являются первые полгода. Значимым – потому что от того, как начнется развитие малыша, зависит интенсивность его дальнейшего развития. А сложным – потому что для молодой мамы, не имеющей достаточно опыта, подбор развивающих игр для детей оказывается достаточно тяжелым испытанием. Мы предлагаем Вам подборку самых простых, но от этого не менее эффективных развивающих игр для детей в 6 месяцев. Самыми важными навыками, которые необходимо развивать в этот период жизни, являются речь и мелкая моторика.

Развивающие игры для развития речи

В возрасте 6 месяцев ребенок старается активно развивать свою речь. Он произносит звуки, в его речи начинают появляться первые слоги – и с учетом этого необходимо подбирать развивающие игры для детей в 6 месяцев.

Примеры простейших игр, которые подходят для развития речи ребенка в этот период:

Читайте книжки вместе с ребенком, показывая ему иллюстрации и рассказывая, что на них изображено;

Сопровождайте разговорами любые свои действия, не молчите на прогулке или при чтении книжек, говорите с ребенком медленно, произносите слова четко, а фразы подбирайте несложные;

Называйте предметы, уже знакомые ребенку, сопровождая их качественной характеристикой (например, «лохматый щенок», «квадратный кубик» и т.д.);

Включайте в свою речь звукоподражания (например, увидев животное, копируйте звуки, которые оно произносит: «кря-кря», «гав-гав» и т.д.);

Следите за интонацией, с которой Вы произносите те или иные фразы – малыш в 6 месяцев улавливает интонацию и начинает понимать звуки (например, произносите его имя или любое другое слово с разной интонацией – так малыш намного быстрее запомнит его и сможет произнести);

Пойте ребенку песенки, рассказывайте сказки, чтобы развивать его речь.

Развивающие игры для развития мелкой моторики

В 6 месяцев ребенок обычно начинает ползать и стремится к познанию окружающего мира, трогая любые вещи, до которых он может дотянуться, и передвигаясь по квартире с огромной скоростью. Вы не должны запрещать ребенку делать все это, а чтобы удовлетворить его тягу к познанию – достаточно подобрать развивающие игры для развития мелкой моторики . И помогут Вам в этом специальные игрушки – прежде всего, развивающие коврики с обилием дополнительных деталей, которые малыш может трогать, кусать, рвать, бросать. Не запрещайте ему это делать – предоставьте ему самому выбирать, как обращаться с игрушками.

Полезной для ребенка в 6 месяцев будет специальная зарядка для ручек. Возьмите малыша за ручку и совершайте плавные движения вверх и вниз вдоль стенки кровати, сопровождая манипуляции словами: «красим-покрасим». С тем же успехом можно «гладить» игрушечную кошку, сопровождая свои действия словами: «Хорошая-хорошая».

Отличными игрушками для детей в 6 месяцев, развивающими мелкую моторику, являются погремушки, пирамидки, мячики, неваляшки и т.д. Самые лучшие развивающие игрушки для ребенка в 6 месяцев – двигающиеся и издающие звуки.

С предметами домашнего обихода тоже можно придумать замечательные игры для развития мелкой моторики. Например, простыни, платки, ложки, подушки, эмалированные чашки и т.д. – все это малыш может ощупывать, кидать, трогать, развивая свое мышление и мелкую моторику. Очень полезна пальчиковая игра «Веселые ручки». Суть ее - стимулировать у малыша желание прикоснуться к маминому лицу, предметам маминой одежды из положения лежа на спинке. Сделать это можно с помощью веселых потешек, улыбки и движения руками. Предлагаем Вам варианты такой игры.

Первый вариант

Чтение потешки сопровождается необходимыми действиями:

Ручки, ручки, не скучайте!

(обхватываете ручки ребенка в локтях и слегка трясете, чтобы расслабить пальчики)

Где вы были? Отвечайте!

(сводите и разводите ручки малыша перед его лицом, придерживая их за локотки)

Посидели дома?

(похлопываете ладошками ребенка его собственные щечки, а затем дотрагиваетесь до его головы: пусть ощупает свое лицо)

И пошли к знакомым!

(те же самые действия ручками ребенка проделываете по отношению к своему лицу)

Второй вариант

На детскую ручку надевается яркий браслет или любая яркая ткань и начинается чтение потешки, сопровождаемое определенными действиями:

Ручка, ручка, где была?

(приподнимайте локоть ребенка, чтобы он смог увидеть яркую повязку у себя на руке)

Спрятаться от нас смогла?

(немного поводите руку с ярким предметом перед лицом малыша)

Мы тебя сейчас найдем!

(сделайте небольшую паузу и подождите, пока ребенок попробует схватить яркую деталь другой ручкой)

И играть скорей пойдем!

(если ребенок сам схватил яркую деталь – это слова будут завершением игры, в противном случае сами подтолкните ручку ребенка к браслету или куску ткани)

Затем повторите аналогичную игру с другой рукой.

Естественно организуя развивающие игры для детей в 6 месяцев, не забывайте следить за безопасностью малыша и за тем, чтобы он не играл с мелкими деталями или предметами, представляющими опасность для его здоровья или жизни. Если у Вас возникло подозрение, что малыш проглотил или вдохнул инородное тело – срочно обратитесь к врачу!

В этом возрасте ребенок умеет уже очень много. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой игрушку, держаться пальчиками за руку взрослого, а некоторые дети в 6 месяцев могут уже сидеть. Малыш, скорее всего, пытается ползать на четвереньках, приближаясь к интересующей игрушке. А если взять его за подмышки, он будет упираться и отталкиваться ножками, как бы пританцовывая. Возможно, дитя пытается самостоятельно встать, держась за край кроватки. Шестимесячный ребенок изучает игрушку, ощупывая ее, а если игрушку спрятать, начнет искать. В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут, но с родителями ему будет интереснее.

Ребенок меньше кричит и плачет, теперь он пытается взаимодействовать с взрослыми с помощью лепета. Может создаваться впечатление, что малыш уже произносит слова, но это не так. В этом возрасте дети успешно имитируют взрослую речь, но смысловой наполненности в лепете пока нет. При этом малыш пытается понять смысл сказанного вами, например, он может найти взглядом вещь, о которой говорится, узнать по голосу отца и мать. В детском мышлении появляется первичное понимание о причинно-следственных связях. Он знает, что если нажать на кнопку – заиграет музыка и т.д. Малыш начинает интересоваться функциями и качествами окружающих предметов и просит показать их у взрослых.

Стимулировать развитие навыков и умений малыша лучше всего с помощью игр. Например, развитие речи можно поддерживать с помощью красочных книжек, которые содержат не только картинки, но и короткий текст. Читайте детям вслух, это поможет малышам раньше заговорить.

Важно начать развивать мелкую моторику рук. Тут помогут игры с коробочками или формочками, матрешками. Вложите ребенку в ладошки небольшой шарик, размером 5-6 см в диаметре, своими руками сожмите его руки с шариком внутри и покатайте его там. Поможет развитию мелкой моторики рук сжимание специальной игрушки-пищалки и игры со спиральками, по которым нужно двигать фигурки.

Игры, способствующие психоэмоциональному развитию

Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.

Развитию речи поспособствует игра "Разговор с чашкой". Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка). Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.

Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.

Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.

Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.

В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.

Игры для развития координации

Медленно и внятно расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите фразу "Птички полетели", аккуратно поднимите руки малыша наверх и хлопните в ладоши. Через какое-то время он начнет ждать этого момента и заранее смеяться, а в дальнейшем и сам начнет хлопать в ладоши.

Ребенок будет учиться сохранять равновесие, если папа или мама посадят его на плечи и слегка пораскачивают. Малыш начнет контролировать свои движения, а кроме того, увидит мир с новой точки зрения.

Поможет развитию координации и покачивание малыша на ноге. Для этого сядьте на удобный стул и посадите малыша на ногу. Возьмите его за руки и начните покачивать ногой в такт какой-нибудь песенке.


Если ребенок уже учится ползать, соорудите для него полосу препятствий из нескольких подушек в разноцветных наволочках. Пускай малыш попытается перебраться через них.

Если ребенок не хочет ползать, можно подтолкнуть его к этому с помощью крутящегося шарика. Начните медленно вращать шарик на некотором расстоянии от ребенка, привлекая его внимание. Скорее всего, малыш заинтересуется и подползет поближе к шарику.

Поиграйте с мячиком, посадив ребенка на пол и начав катать перед ним мячик туда-обратно. Чтобы ребенку было веселее, пойте ему какую-нибудь песенку.

Игра в туннель поможет развитию не только координации, но и мыслительных навыков, пространственному ориентированию, решению задач. Чтобы построить туннель, вам понадобятся картонная коробка и небольшое детское одеяло. Обрежьте коробку с двух сторон, сделав туннель. Положите малыша на пол с одной стороны этого туннеля. Перейдите на другую сторону туннеля и позовите малыша. Когда он заберется в коробку, завесьте ваш конец туннеля одеялом, чтобы малыш не видел вас, а потом протяните руку к ребенку и потяните его к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.

Комментировать статью "Как играть с ребенком в 6 месяцев"

Ребенку 6 месяцев, усыновлен в 2 месяца. На настоящий момент не говорит слоги, только плач и Ы - какое-то мычание. В 6 месяцев для развития речи Вы можете только продолжать с ребёнком много разговаривать и всячески поощрять любую его двигательную активность.

Как играть с ребенком в 6 месяцев. хочет ходить в 7 месяцев. Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев. Развитие ребенка после 6 месяцев. Версия для печати. Временами лежит и играет, а временами ноет. 6.Стоя опирается на всю стопу, но подгибает пальчики на одной ножке.

Шунтированная гидроцефалия. Медицина/ дети. В 6 месяцев ему поставили первый шунт Он развивался нормально, учился на отлично с опережением на 2 года. Одно только его развитие - занятия, логопед на дом и т.д стоит 9,5 тыс руб в мес.

Как играть с ребенком в 6 месяцев. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой, держаться пальчиками за руку взрослого, а В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут...

Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стул 6-месячного ребенка. Девочки, сколько должен какать ребенок в 6 месяцев? Мы на ГВ, в 4.5 мес. ввели прикорм (2 зуба вылезло).

Как играть с ребенком в 6 месяцев. После рождения (в течение первых шести -восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой.

Как играть с ребенком в 6 месяцев. Интересность: Комментировать статью " Как играть с ребенком в 6 месяцев ". что умеет/умел ваш малыш в 7 месяцев? С 7 - 8 мес. для установления связи между предметом и обозначающим его словом во время чтения потешек и...

У моей знакомой ребенок родился 1100 гр. в Волгограде выходили его, правда он плохо ходит в возрасте 4 лет, но там уже родители мало А с головой у него лучше здоровых. Они еще состоят в группе Право на чудо, там общаются мамы недоношенных детей и есть вообще...

Малышу 6 месяцев. Он хорошо держит голову, переворачивается на живот и обратно, ползает по пластунски. Диагноз ставят, т.к Двигательное развитие нормализовалось после 20 сеансов зверского массажа в 6 месяцев у массажистки, много работавшей с проблемными детками.

К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой - все малыши. Занятий много, но естественно за один день всем Развитие ребенка после 6 месяцев. Версия для печати. Сейчас нам 8 месяцев, сидим долго, вполне уверенно, ходим (даже я бы сказала...

Пишу, как обещала. чем можно заняться с ребенком в 7 месяцев. Уж не знаю будет ли это для вас ново, но это та информация, которая оказалась у меня под Играя с ребенком, следует называть игрушки, производимые действия, побуждать ребенка подражать действиям взрослых.

Ребенку 1год 10 мес.Чем занять? Подскажите, чем занять ребенка в этом возрасте? имеет ли смысл ходить на какие-нибудь занятия или еще рано? какие центры Мы для этого пошли в школу раннего развития, там очень много информации, как развивать и играть с ребенком.

Папины игры Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно Как играть с 6-ти месячным. Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев. Развитие ребенка после 6 месяцев. А чем можно развлечь 1 - месячного дитенк.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. И мы тоже до где-то до месяцев 15 развивались нормально. Вернее физически он развивался медленно, ходить начал только в 17 мес. но был очень социальный, всем...

Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Не растет совсем:(9 месяцев мылышу, рост - точно как в 6 был. Я понимаю, что дети неравномерно растут, но за 4 месяца хоть как-то должен был вырасти?

Занятия с полугодовалым ребенком. Развивающие игры. Раннее развитие. Я думаю, что запустила это дело, раньше занималась с ребенком, а потом пустила на самотек - вот и результат. Раннее развитие детей в повседневной жизни (от рождения до семи месяцев).

Развитие ребенка после 6 месяцев. Версия для печати. В 3 месяца малыш может съедать 5-10 г фруктового пюре в сутки, в 6 месяцев 50-60 г, а возрасте одного года 90-100 г. Следует отметить, что фруктовое пюре так же, как и сок...

Неправильное развитие. Вот сегодня в книге прочла: " 6 месяцев: Значительным достижением в координации считается, когда ребенок засовывает в рот свои ножки". Сижу, думаю: ребенок у меня кокой-то неправильный, ему восемь, а ножки в рот еще не разу не засовывал.Да и...

Как играть с ребенком в 6 месяцев. Мой (нетематический) в 6 мес. не сидел, не ползал, плохо переворачивался (умел, но ленился), тонус был повышен, согласных тоже не было, да и вообще "говорил" мало. Показатели развития ребенка к 6 месяцам (основные показатели развития...

Как играть с 6 -ти месячным.. Ребенок от рождения до года. Мамочки, может кто подскажет, чем занять 6 -ти месячного малыша? Мы играем в сороку, в ладушки и катаемся на маминых ножках, а на большее у мамы фантазии не хватает:(Подскажите пожалуйста.

Развитие ребенка в 6 месяцев - практические советы

Ребенок обследует дом: Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.

Сядьте на пол вместе с ребенком: В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе. Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

Называйте своими именами: В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.

Пригласите в гости друзей: Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия

Ладушки: Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Разговор с чашкой: Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Шарик с водой: Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.

Игра со звуками: Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.

Фотографии мамы и папы: При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».

Развитие координации

«Птички полетели»: Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите «Птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.

Посадите ребенка на плечи: Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.

Покачайте малыша на ноге: Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.

Если ребенок научился ползать: Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.

Крутящийся шарик: Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: «Скорее иди сюда и возьми шарик».

Игра с мячиком: Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Решение проблем

Третья игрушка: Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.

Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло: Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.

Уроните куклу со стола: Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Игра с формочками: Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.

Спрячьте радиоприемник: Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.

Воздушный шарик: Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного – если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.

Дайте малышу «доску для игр»: Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.

Помашите рукой на прощание: Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления

Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул: В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.

Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске: Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.

Помогите ребенку стучать по столу: Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова «удар, ударять», чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.

Сладкое желе: Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.

Соломинки: Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха

Занимательная подушка: Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.

Большая тряпичная кукла: Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

7 месяцев

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети: Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.

Слушаем магнитофон: Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.

Игрушки, с которыми можно играть: Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.

Имена игрушек: Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия

Покажите малышу картинки: Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и «почитайте» ему.

Кукла в зеркале: Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

Падающий шарик: Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Развитие координации

Как сохранить равновесие: Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.

Покачайте малыша вверх и вниз: Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего «прыжка».

Игра с надувным мячом: Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.

Перетягивание каната: Поиграйте с малышом в «перетягивание каната». Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.

Принятие решений

Игрушка с тесемкой: Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли «танцевать».

Маленькие мячики: Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.

Стукнем друг о друга: Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.

Спрятанная игрушка: Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

В какой руке? Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания

Плавающие игрушки: Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.

Плавание на спине: Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.

Игрушка для переодевания: Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его. Пойте малышу песенки Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.

Чашка в ванне: Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.

Рисунки пальцем: Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.

Дайте малышу спагетти: Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.

Без посторонней помощи: Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха

Почитайте малышу книжку: В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: «Посмотри на этого малыша и потрогай его». Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.

Выключаем свет: Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: «Свет погас». Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Как развивать шестимесячного ребенка? Как игры интересны малышу в шесть месяцев? Развивающие игры и упражнения для мамы и ребенка в возрасте шесть месяцев.

Ведущую роль в развитии шестимесячного малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша в 6 месяцев огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В период шести-семи месяцев ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук шестимесячного ребенка уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Игрушки для шестимесячного ребенка:

  • Погремушки
  • Мобили и подвески
  • Пирамидки
  • Сенсорные коврики
  • Вкладыши
  • Игрушки с сюрпризом
  • Образные игрушки

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания . Несколько примеров:

  • игра с 2-3 предметами – воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);
  • прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;
  • раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.).

    Совет 1.

Развивайте у крохи навыки устойчивых действий с предметами. Формируя такую предметную деятельность, Вы помогаете шестимесячному малышу лучше ориентироваться и управлять своими действиями с игрушками, исследовать их свойства.
Пример развивающей игры:
Возьмите для игры погремушку или другую яркую и звучащую игрушку. Расположите ее перед малышом.
Спросите ребенка: «Где шарик?» (назовите игрушку), можно делать это неоднократно, и, если он не сориентировался – укажите ему на игрушку сами. И вот он берет предмет, перекладывает его с места на место, играет им. Это и есть предметная деятельность, ведущий показатель развития ребенка в таком раннем возрасте.
Создайте все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно заинтересовать кроху к действию с помощью несложных методов: показа и прятанья игрушки, а также дополнительных "аксессуаров": цветных ленточек, колокольчиков привязанных к ручке погремушки.

    Совет 2.

Покажите ребенку способы простых действий с игрушками , направленными на определенный результат, например, игра вкладышами (например: матрешка); научите прокатывать шары по сквозному пространству (шаборбос), нанизыванию колец (пирамидка) и т.д. Интересны малышу будут и игрушки с сюрпризом.

    Совет 3.

Практикуйте простейшие совместные действия с ребенком : например, Вы нанизываете колечки пирамидки, а ребенок их снимает, или собираете шарики в мисочку – ребенок их раскладывает и т.д. Таким образом, Вы обогатите эмоциональную активность ребенка в процессе «делового» общения, поощряя его инициативу. А также поспособствуете проявлению у шестимесячного ребенка подражательных действий, повторяющих движения взрослого.

    Совет 4.

Чем богаче становится опыт малыша по совместной с Вами игре с игрушками, тем быстрее он начнет узнавать их, даже если они чем-то частично прикрыты. Однако ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью! Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока малыш еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже если его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, кроха не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, чем-нибудь закрыты или заслонены.
Развенчайте для крохи этот миф с помощью такой игры:

Игра «В какой руке?»

Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Весело похлопайте в ладоши и поздравьте его, если он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей.

У ребенка в возрасте 6 месяцев, необходимо также продолжить развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Игра «Дерни за веревочку!»

Возьмите яркую игрушку, любимую ребенком или новую для него, высотой около 20 см. Хорошо, если при движении эта игрушка будет издавать мелодичный звон, как, например неваляшка. Обвяжите ее узкой лентой (около 1 метра длиной) и ко второму концу ленты привяжите небольшое кольцо, удобное для захвата (диаметром 10-12 см).
Ребенок лежит на животе, опираясь на руки. Это кольцо положите перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), игрушка же расположена от кольца на расстоянии одного метра.
Обратите внимание ребенка на кольцо, и назовите предмет: «Смотри, колечко». Побудите малыша подползти к кольцу.
Затем предоставьте возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон.
Далее малыш будет пытаться сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если же, Ваш малыш не смог самостоятельно осуществить описанное выше действие, то продемонстрируйте этот «секрет» сами. А может Ваше чадо попробует подползти игрушке?

Народная игра «Бочата»

Народная игрушка «бочата». Используется один крупный бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий цветной платочек (примерно 40х40 см).
Расположитесь с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе». Поставьте перед крохой бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. После этого можно снова свернуть платочек и сложить его в бочонок, оставляя лишь его яркий уголок. Опять предложите малышу. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Покажите крохе, как можно платочек вытягивать.

Осваиваем игру в вертикальном положении:
Колокольчики мои…
Учите малыша действовать совместно с Вами, при этом находясь в вертикальном положении у Вас на руках.

Подвесьте игрушки на веревочку. Все они должны отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).
Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Вы при этом держите его на левой руке вполоборота и обхватываете правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.
Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Вы показываете, как им звенеть, как его раскачивать. Кроха повторяет. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

А вот еще вариант этой игры:
Возьмите узкий медицинский лейкопластырь, и приклейте с его помощью игрушки, например, к деревянной поверхности шифоньера (пятен почти не будет, они легко отмываются). К обоям на стене лучше не клеить по понятным тому причинам. Захватив игрушку ручками и потянув их на себя, кроха оторвет их от шифоньера легко! Удивлению ребенка нет предела: только что игрушка была на шифоньере – щелчок, а теперь в его руках! На нашем опыте эта игра сопровождалась искренним смехом!

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику у шестимесячного ребенка.

На седьмом месяце у младенца совершенствуется мелкая моторика рук. Он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. Этому способствуют два момента: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет воспринимать изображение на расстоянии. Теперь кроха будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.

Сделайте игровое поле ребенка достаточно информативным: обеспечьте ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности.

Примеры: бидончик с крышкой, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули – шумовые и музыкальные и т.д. Пусть все это будет разных естественных цветов, материалов, с различной друг от друга поверхностью.

Используйте для шестимесячного ребенка игрушки, которые могут реагировать на действия: пищать, звенеть, растягиваться, выскакивать и т. д.

Игра «Шарик в баночке»
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Может у Вас есть такая – из-под кофе или чая? Главное, чтобы края ее были безопасными для крохи. Дайте малышу пластиковый шарик или кубик. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик.
Незнакомый звонкий звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Домашняя песочница
Очень полезно для ребенка брать в руки, щупать и пересыпать сыпучий материал, например крупы, муку, фасоль, горох и так далее. Устройте ему небольшую домашнюю песочницу! Единственная проблема – ребенок будет тянуть все это в рот, и чтобы малыш не наелся всего вышеперечисленного, на первых порах используйте поваренную соль! Попробовав ее на вкус, он вряд ли уже возьмет ее в рот во второй раз. А в дальнейшем вполне вероятно, что этот опыт обращения с материалом перенесется и на остальные виды круп, песок в песочнице и прочее.

Микромассаж детских рук
Добавим к этому занятию интересный метод микромассажа руки: во время игры в «песочницу» насыпьте крохе в ладонь немного гречки (можно брать и рис, но форма гречневой крупы больше подходит для этого занятия). Насыпали? А теперь своей рукой покатайте крупу на детской ручке – так как будто Вы моете ему руку. Делайте это осторожно, чтобы не вызвать боли. Попробуйте этот массаж и для себя, он приятно воздействует на биологически активные точки, которых на ладони великое множество.

Из чего же сделана мама?
Если Вы возьмете шести-семи месячного ребенка на руки и попробуете просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д. Игры с мамой, на маме и с мамиными «игрушками» - это очень увлекательное занятие для малыша.
Поспособствуйте этому – повесьте себе на шею побольше разных «побрякушек», деревянных бус, и бус из натурального камня, да в общем все, что попадется под руку. Конечно, не обязательно ходить ряженой как новогодняя елка целый день, но на минут 15 доставить крохе удовольствие – почему бы нет?

Бумага, целлофан, фольга
В возрасте шести месяцев ребенок любит играть с шуршащей папиросной бумагой, целлофаном и фольгой. Ему интересно мять и отрывать кусочки, слушать звуки, которыми сопровождаются эти действия.
Поскольку во время игры малыш может затащить бумагу или фольгу в рот, необходимо очень внимательно наблюдать за любимым чадом. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может нанести вред здоровью.

Когда лучше всего проводить игру?

Для того, чтобы ваши игры с ребенком проходили в хорошем настроении и настрое, необходимо выстроить правильно организованный режим дня.

Соблюдение режима дня - залог полноценного развития шестимесячного малыша.

Читаем подробнее в статье: Уход за ребенком в возрасте шести месяцев.

Создано: 15 июня 2018 Обновлено: 01 марта 2019 Просмотров: 1652

Чтобы понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев, важно знать, насколько изменилось его восприятие мира к этому возрасту, какие навыки он освоил. Различия в приобретении навыков и знаний у детей сильно разнится, это связано соответствии сроков гестации (внутриутробного развития) нормальному времени вынашивания и генетическими особенностями.

Что должен уметь и знать малыш в полгода

Несмотря на различия между детьми, есть общие сведения о нормальном развитии. Сравнение существующих показателей с усредненными помогает понимать – соответствует ли «палитра» навыков и способностей стандартным. Если по трем-пяти показателям кроха отстает от сверстников, это повод задуматься о консультации с наблюдающим врачом.

Таблица 1. Среднестатистические данные о навыках и возможностях полугодовалого младенца.

Тип показателя Характеристика Применение
Физическое развитие в размерах * Мальчики Девочки Благодаря возросшему весу младенец набирает мышечную массу, ему легче двигаться.

Важно: если показатели приближены к верхней границе, избыток веса затрудняет движения. При сниженной массе малыш слаб, чаще болеет.

Рост, см 63…69 (67,3…71,9) 62,5…68 (61,2…70,3)
Вес, кг 6,6…9,0 (6,4…9,8) 6,3…8,3 (5,7…9,3)
Окружность головы, см 42,0…45,5 (40,9…45,8) 41,5…44,2 (39,6…44,8)
Окружность груди, см 41,4…47,6 41,6…45,8
Физические навыки Младенец переворачивается со спины на живот или бока и обратно, хорошо держит голову. Пытается садиться или сидит сам, может вставать с опорой. Ползает, вперед или назад, не поднимая живота. Благодаря подвижности и способности садиться и вставать с поддержкой можно начинать развивающие занятия для детей 6 месяцев, пассивную и активную гимнастику, игры
Пищевые привычки Помимо грудного молока и/или искусственного питания младенец начинает интересоваться пищей взрослых. Необходимости в добавочном питании еще нет, прикорм считается «педагогическим» «Педагогический» прикорм – важный этап учебы маленького человека. Удобно использовать игровые формы кормления, столовые приборы и посуду в виде игрушек
Сон Удлиняется время ночного беспрерывного сна, появляются два-три периода отдыха днем (30…120 минут) При засыпании или пробуждении младенец уделяет внимание мобилю или погремушкам, мягким игрушкам в кроватке
Тактильные навыки Различает текстуру и температуру объектов, отдает предпочтение более приятным на ощупь вещам Полезно использовать развивающие игрушки для детей 6 месяцев с разными фактурами – дерево, пластик, текстиль
Речь Детка сознательно повторяет звуки, услышанный от взрослых – агукает, лепечет, имитирует чихание и кашель. Реагирует на вопрос о нахождении предмета или человека Активное речевое общение ускоряет развитие разговорных возможностей малыша, делает его «словарь» разнообразнее
Общение, отношение к окружающим Младенец различает знакомых и незнакомых людей, тянется к знакомым и настороженно реагирует на чужих, может пугаться. То же касается непривычной обстановки. Проявляются эмоции – улыбка в ответ на ласковый тон, демонстрацию игрушки или еды, испуг или напряжение при резком окрике или повышенном тоне. Плачем требует заинтересовавший предмет Для увеличения числа знакомых предметов и людей, обстановки следует расширять «круг общения», посещать с деткой людные места, организовывать общение со сверстниками. Оставлять сына или дочку одного с незнакомыми, даже родными людьми, недопустимо!
Бытовые возможности При внимательном отношении к развитию может поворачивать ручку или ножку, поворачивать голову при одевании. Придерживает материнскую грудь или бутылочку при кормлении. Уверенно держит соску, кусочки твердой еды, снимает губами полужидкую еду с ложки. Открывает рот перед ложкой или поилкой (бутылочкой) В этот период начинается активная тренировка бытовых навыков – от еды до одевания. Важно заложить спокойной и позитивной отношение к процессам ухода и гигиены
Моторика Держит предмет, перекладывает ее из руки в руку, трясет, стучит ей по окружающими вещам и себе. Бросает погремушки, играет одновременно с двумя-тремя игрушками. Активно ощупывает предметы, пробует «на зуб» Улучшить крупную и мелкую моторику поможет развивающий коврик для детей от 6 месяцев и игрушки разных видов

*- данные отечественных педиатров и сведения ВОЗ, второй показатель приведен в скобках.

Зрительные и слуховые возможности

Отдельно стоит сказать об улучшении зрения и слуха крохи:

  • появляется различие контрастных цветов и оттенков, ощущение глубины и расстояния;
  • воспринимает близкие и далекие звуки, умеет их отличать. Четко слышит интонации, интересуется сменой характера звуков;
  • различает характер музыки – веселая, грустная, ее темп и высоту звучания. При правильной мотивации пытается повторить мелодию, узнает ее при повторе.

С этими особенностями связан один из вопросов – как развивать ребенка в 6 месяцев (мальчик и девочка) – с помощью музыки. Важно формировать у малыша правильное восприятие звучания. Для этого подходят классические произведения, адаптированные или подобранные для детей до года. Это стимулирует развитие слуха, при использовании песен – и речи.

Одновременно развивать зрение и слух помогут развивающие мультики для детей 6 месяцев. Видеоряд в таких мультфильмах упрощен и рассчитан на восприятие младенцев, то же касается музыки. Рекомендуем видео серии Baby Einstain (Бэби Эйнштейн), выпускаемые для детей возрастом от 6 месяцев до 5 лет. Удачно, если удается предложить малышу игрушку, виденную им в развивающем видео.

Неадаптированные сюжеты (передачи и фильмы для взрослых, мультфильмы для детей 3 и более лет) не дают требуемого познавательного эффекта. Полугодовалый младенец не понимает, что происходит на экране, но реагирует эмоционально. При выраженной реакции взрослых эмоциональность восприятия усиливается. Пример: мама во время кормления смотрит боевик, вздрагивая при резких звуках (выстрелах, криках). Малыш будет нервно реагировать на подобные звуки в реальности.

Если малыш смотрит не адаптированное видео, важно объяснять происходящее на экране, не предлагать агрессивные или изобилующие громкими, пугающими звуки сюжеты. Просмотр любого видео родителями (особенно матерью) во время кормления или ухода за крохой, нежелателен – внимание взрослых в это время должно быть сосредоточено на младенце.

Важно: просмотр мультфильмов, даже при явном интересе младенца, допустим не более 30…60 минут в сутки!

Игрушки для полугодовалых

С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:

  1. безопасность для маленького пользователя (отсутствие острых углов и кромок, легко отрывающихся/отламывающихся фрагментов, токсичных красителей и прочего);
  2. привлекательность – яркие цвета (лучше контрастные, светлые), приятная на ощупь поверхность, интересный звук;
  3. размеры, подходящие габаритам малыша;
  4. возможность очистки (стирки, мытья) поверхности.

Этим характеристикам соответствуют:

  • разнообразные погремушки;
  • небольшие мягкие кубики и мячики;
  • плавающие игрушки для ванной;
  • подушки и «зверушки» без аллергенных наполнителей;
  • сортеры, промышленного производства и самодельные;
  • текстильные книги и картинки;
  • составные многофункциональные игрушки, в том числе развивающий куб для детей от 6 месяцев.

Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).

Развивающие игры для детей 5-6-7 месяцев

Занятия с дочкой или сыном проводятся только в игровой форме и условно делятся на развивающие:

  • моторику – используются крупные и мелкие игрушки, их перекладывание, катание, бросание, ощупывание;
  • координацию – предметы разного размера и фактуры поднимаются и бросаются, складываются, малыш ползет к определенной вещи, перебирается через препятствия, проползает через «туннель»;
  • психоэмоциональную составляющую – выбор одного из нескольких предметов, изучение отражения в зеркале, поиск «спрятанного», рассказы взрослых о разных вещах и явлениях.

Любые игры с малышом в той или иной мере включают в себя элементы развития моторики, координации, сенсорного восприятия и эмоций. Не обязательно разделять грани обучения, важнее внимательно следить за реакциями маленького человека.

Особенно эффективны комплексные занятия. Пример: произнесение стихов или потешек (песенок) с сопровождением движениями и использованием подручных предметов. В ходе такого общения детка быстро выучивает названия частей тела, признаков предметов «на слух» и может показать на себе или вещи.

Важно: при общении с младенцем используются одни и те же слова для обозначения предметов или действий, нежелательно «сюсюкать» — изменять слова для «лучшего» понимания их малышом. Звуки проговариваются четко, предложения составляются простые, словарный запас ограничен.

Заключение

Правильное развитие ребенка требует со стороны родителей внимания и старания. Чем больше времени уделяется младенцу, тем быстрее он научится говорить и двигаться, тем более активным и любознательным станет. Жалеть время на развивающие игры с малышом, совмещать занятия с ним и отвлекающие процессы (просмотр фильмов, компьютерные игры, сосредоточенное чтение, работа) нельзя.

Развитие шестимесячного младенца – переходный этап от элементарной заботы о новорожденном к регулярным занятиям с подрастающим ребенком.