Конспект комплексного занятия логопеда и тифлопедагога в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения. Тифлопедагог – это важная профессия

Меркулова Н.П.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Конспекты специальных коррекционных

занятий по социально-бытовой ориентировке

(младшая группа)

Сентябрь. Занятие №1

Тема: «К нам приехали игрушки»

Форма проведения занятия: подгрупповая (2-4 чел.)

Предварительная работа:

Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Программное содержание:

Познакомить детей е игрушками в групповой комнате, с обо­бщающим понятием «игрушки».

Познакомить с местонахождением разных игрушек.

Показать приёмы осязательного обследования игрушек, на­зывая их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за тифлопедагогом).

Материал: коробка, игрушки: машина, кубики (по количеству де­тей), мяч, кукла.

Ход занятия:

(Дети сидят на ковре)

1 .Машина приехала

Тифлопедагог - Ребята, вы хотите поиграть? (Ответы детей).

И я хочу. В раздевалке что-то есть для вас. Пойду, посмотрю. (Выходит и ввозит в группу большую яркую машину).

В машине, в машине

Шофёр сидит.

Машина, машина

Едет, гудит.

Посмотрите, какая большая и красивая машина! (Подвозит маши­ну к детям, предоставляет им возможность рассмотреть ее и по­трогать, называет основные части машины, направляет руки детей для их осязательного обследования).

2.Строим башню

Тифлопедагог - Что машина нам привезла? (Достает из машины коробку с кубиками).

Это коробка. Посмотрите, какая коробка красивая! Что же в ней лежит? (Открывает, показывает детям деревянные кубики).

Посмотрите внимательно. Скажите, что это?

Сколько кубиков? Правильно, кубиков много.

Возьмите в одну руку кубик. Другой рукой погладьте его. (Вот так - показывает).

Ребята, вы почувствовали рукой, что кубик шершавый. Скажите: «кубик шершавый». Молодцы, правильно!

Кубик сделан из дерева. Еще можно сказать так: «Кубик дере­вянный». Повторите: «Кубик деревянный». Молодцы, правильно!

Положите кубик на коленки. Попробуйте ладошками обеих рук надавить на кубик. (Вот так - показывает). Вы почувствовали руками, что кубик твердый. Повторите: «Кубик твердый». Пра­вильно, молодцы!

Ребята, встаньте и подойдите со своими кубиками к столу. По­стучите кубиками по столу. (Вот так - показывает). Внимательно послушайте, как звучат деревянные предметы,

С кубиками интересно играть. Мы можем построить высокую башню. (Кладет свой кубик на стол).

Сережа, положи свой кубик сверху, а теперь ты, Саша и т. д.

Какая высокая башня у нас получилась из деревянных кубиков!

Ребята, повторите: «Кубики деревянные». Молодцы!

Ребята, сложите кубики в коробку. Молодцы, красиво сложили кубики!

3.Играем с мячом

Тифлопедагог - Что ещё лежит в машине? (Достаёт мяч).

Что у меня в руках? Правильно, это мяч. Посмотрите, как мяч

Ай да мячик, ай да мячик!

Как легко, легко он скачет! (Ударяет мяч о пол).

Ребята, можно еще сказать: «Мяч прыгает».

Как вы думаете, почему мяч прыгает (скачет)? (Выслушивает ответы детей).

Потрогайте мяч - Сожмите его ладошками. (Вот так - показывает).

Мяч сделан из резины, поэтому он упругий и легко прыгает. По­вторите за мной: «Мяч сделан из резины», «Мяч упругий», «Мяч легко прыгает»

Ребята, посмотрите, если нажать на мяч ладонями, вот так, - он сплющится. Сделайте также. А теперь уберите руки. Мяч снова стал круглым. (Тифлопедагог предлагает детям поочередно сжи­мать мяч ладонями).

Мяч может кататься. Посмотрите, как он катится. Давайте поиг­раем с ним. Я буду катить мяч по очереди каждому из вас, а вы мне. Встаньте напротив меня. (Вот так-тифлопедагог ставит де­тей напротив себя).

Следите внимательно за мячом. Я беру мяч двумя руками и от­талкиваю его от себя. Мяч покатился к Даше. Даша, присядь. Возьми мяч двумя руками. Не поднимай мяч. Он должен лежать на полу. А теперь оттолкни его от себя. Вот так: (показывает, как присесть и выполнить действия с мячом).

Смотрите, ребята, как я ловлю мяч двумя руками. (Затем игра продолжается с другими детьми).

Мы поиграли с мячом, теперь надо положить его на место. (Кладёт мяч на полку с игрушками).

Тифлопедагог подходит к машине и берёт в руки куклу.

4.К нам в гости приехала кукла

Тифлопедагог - Ребята, какая нарядная кукла приехала к нам в гос­ти! Зовут её Машенька. Она как девочка. Вот у нее голова. Посмотрите, какие у Машеньки красивые глаза, волосы! А вот у Машень­ки руки, вот ноги. На Машеньке надето платье.

Машенька умеет ходить, плясать. Её можно покатать в коляске, усадить за стол, положить в кровать. (Тифлопедагог вместе с деть­ми обследуют куклу и выполняют с ней все действия). Если Ма­шеньку уронить, ей будет больно. Давайте посадим её на полку к другим куклам. Пусть пока отдохнет.

Ребята, попрощайтесь с Машенькой. Пригласите ее еще прийти поиграть с вами. (Тифлопедагог дает детям словесные образцы).

5.Прощаемся с машиной

Ребята, машина вам нравится?

Смотрите, какой у неё большой кузов! Машина привезла нам сегодня много игрушек. Вспомните, какие игрушки привезла ма­шина. (Ответы детей),

Ребята, кубики, мяч. кукла и машина - все эти предметы назы­ваются одним словом «игрушки». «Игрушки» - от слова «играть». Повторите.

Поставьте машину в наш гараж. Когда пойдете на прогулку, возьмете ее с собой. Будете катать кукол, перевозить песок, возить машину по дорожкам.

    Провести игры «Собери в машину деревянные кубики», «Собери игрушки в машину». «Покатай в машине куклу (мишку, зайчика и т.д.).

Сентябрь. Занятие №2

Тема: «Маша-растеряша»

Форма проведения занятия: Подгрупновая (4-5 чел., причем, тифлопедагог подбирает детей, чьи раздевальные шкафчики рядом)

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Ф. Воронцовой «Маша - растеряша».

Рассматривание детьми одежды (своей и других детей).

Рассматривание цветных изображений одноименных предметов

Программное содержание:

Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одеж­да», «обувь».

Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту располо­жения среди других).

Учить отвечать на вопросы взрослых: «Что делают в разде­валке:», «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик» и т.д. Дать детям образцы ответов.

Материал:

Предметы одежды, обуви (которые надеты в этот день на детях), набор цветных картинок с изображением предметов одежды, раз­девальные шкафчики, метки на шкафчиках (крупные, яркие цветные предметные изображения - для слабовидящих детей, простейшие рельефные изображения, выполненные в цвете -для слепых детей и слепых с остаточным зрением), комплект предметов (детская шапочка, шарф, куртка, рейтузы, ботинки).

Ход занятия:

(Дети полукругом стоят перед тифлопедагогом)

1.Вспоминаем рассказ про Машу-растеряшу

Тифлопедагог читает детям стихотворение:

В чем пойду гулять я? Потерялось платье!

Платье в горошину - Куда оно положено?

И на стуле нет, и под стулом нет.

Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).

Правильно, о девочке Маше из рассказа «Маша - растеряша):. Почему так называют Машу - «растеряша»? (Ответы детей).

Вы не хотите быть похожими на Машу? Тогда давайте пойдем в раздевалку. (Тифлопедагог и дети проходят в раздевалку).

2.Учимся находить свой шкафчик

Тифлопедагог - Я расскажу и покажу, как правильно и аккуратно складывать свои вещи в шкафчик.

Посмотрите, как много здесь шкафчиков. Как же узнать свой шкафчик? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Свой шкафчик можно узнать по картинке, которая наклеена на дверцу. Вы помните каждый свою картинку? Назовите. (Дети по очереди называют каждый свою картинку).

А теперь поищем ваши шкафчики. (Тифлопедагог ведет детей от шкафчика к шкафчику, помогая им рассмотреть картинки). |

Ребята, свой шкафчик можно найти не только по картинке. Надо запомнить, чей шкафчик рядом. Встаньте каждый около своего шкафчика. Саша, скажи, чей шкафчик рядом с твоим? (Тифлопеда­гог берет руку ребенка и делает указательный жест в сторону со­седнего шкафчика). Правильно, Сережин. Наташа, а твой шкафчик рядом с чьим? Правильно, рядом с Колиным (указательный жест). Запомните своих соседей и будете помогать друг другу находить свои шкафчик.

А быстрее всех запомнит свой шкафчик Саша. Посмотрите, ребята, Сашин шкафчик рядом с окном.

3. Учимся убирать в шкафчик свои вещи

Тифлопедагог - Ребята, откройте свои шкафчики. Посмотрите, наверху есть полочка (указательный жест). На эту полочку вы бу­дете класть шапочки, шарфы, а зимой и варежки. (Кладет на верх-" нюю полку шапочку из комплекта предметов).

Найдите на боковых стенках своего шкафчика крючки. Покажите их мне. (Подходит к каждому ребенку. Берет руки ребенка в свои и направляет их для обследования крючков).

На них вы будете вешать куртку, кофту, пальто или шубку, брюки, колготки. (Вот так - тифлопедагог показывает - вешает на крючок куртку).

На нижней полочке (указательный жест тифлопедагога) будет стоять ваша обувь: ботинки, сапожки, туфли, босоножки. (Ставит ботинки на нижнюю полку).

Утром мамы помогли вам раздеться, аккуратно разложили и по­весили ваши вещи. Посмотрите внимательно, где что висит и лежит. (Тифлопедагог дает детям возможность рассмотреть содер­жимое своих шкафчиков).

4.Чему мы научились на этом занятии

Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны эти шкафчики. Напом­ните мне. (Ответы детей). Правильно, молодцы! Вы знаете теперь, что шапочки и шарфики надо аккуратно складывать на верхнюю полочку (повторите, куда вы положите шапочку и шарфик), одежду надо вешать на крючки (повторите, куда вы повесите одежду), а обувь ставить на нижнюю полочку (повторите, куда вы поставите обувь). (Тифлопедагог сопровождает свои слова указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы все правильно запомнили! Теперь вы будете сами все брать из шкафчика.

Надо вещи убирать –

    В первой половине дня (если нет общеобразовательных занятий, связанных с зрительной нагрузкой) или во второй половине дня (используя дополнительное освещение) дать детям листы с кон­турными изображениями знакомых им предметов (одежда, обувь). Предложить заштриховать эти изображения, стараясь не заходить за контур.

Ноябрь. Занятие №1.

Тема занятия: «Игры с фигурками-человечками»

Форма проведения: подгрупповая (2-3 чел.)

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Узнай фигуру», «Подбери фигуру», «Почтовый ящик», «Найди предмет такой же формы».

Программное содержание:

Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осяза­тельным способом (обведение пальцами контура фигуры с одно­временным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их.

Учить выделять части из целого.

Упражнять в назывании основных цветов.

Дать детям образцы описания своих действий, правильного

называния геометрических фигур и их цвета. Материал: корзинка, большие цветные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) с нарисованными «лицами» - это фигурки- человечки, указка с ярким наконечником, «Чудесный мешочек» с набором цветных геометрических фигур меньшего размера (по 2-3 на каждого ребенка), карточки к упражнению «Фигуры под зонтиком» (в верхнем ряду нарисованы три зонтика, в нижнем - геометрические фигурки -человечки: по 2 круга, треугольника, квадрата -вперемешку), черные фломастеры (по количеству детей).

Ход занятия:

1. Встречаем гостей

(Тифлопедагог выходит к детям с корзинкой в руках и I -сворит, что пригласила к ним гостей. Достает из корзинки поочередно круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки)

Тифлопедагог - Ребята, поздоровайтесь с гостями - фигурками-человечками! (Дети здороваются).

Давайте внимательно рассмотрим фигурки. (Тифлопедагог пока­зывает их детям, обводя контур пальцем. Внимание детей обраща­ется на цвет каждой фигуры). Обведите фигурки указательным пальцем. Вот так. (Показывает и называет каждую фигурку).

2. «Рисуем» фигурки человечков

Ребята, встаньте! Сейчас внимательно следите за указкой. Я рисую фигуру (круг, квадрат, треугольник) в воздухе. (Тифлопедагог на­зывает каждую фигуру). Делайте также, только «рисовать» вы будете пальцем. Вытяните вперед правую руку (левую, если ребенок левша). Все пальчики зажмите в кулак. А теперь выпрямите ука­зательный палец. Он будет вашим фломастером. Нарисуйте фи­гурку-человечка (круг и т.д.). (Дети «рисуют» фигуры в воздухе;

Тифлопедагог подходит к каждому ребенку и направляет его руку для правильной передачи в движении руки формы фигуры). Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

3. Выбираем для фигурок-человечков «печенье»

(Фигурки-человечки размещаются на фланелеграфе)

Тифлопедагог - Ребята, фигурки-человечки - наши гости. А гостей принято угощать чем-то вкусным. Мы угостим их «волшебным пе­ченьем». Для этого вы должны выбрать это «печенье» из «Чудесного мешочка».

Тифлопедагог достает из корзинки «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур. Дети садятся за столы. Тифлопедагог по оче­реди подходит к каждому ребенку и предлагает ему достать из «Чудесного мешочка» любую геометрическую фигуру. Внимание ребенка обращается на то, что доставать фигуру надо двумя руками, предварительно тщательно ощупав ее.

Ребенок, к которому подходит тифлопедагог, достаёт из «Чудесного мешочка» геометрическую фигуру. Тифлопедагог предлагает обвести ее пальцем, назвать и положить перед собой. Так каждый ребёнок получает по 2-3 геометрические фигуры. (Тифлопедагог оказывает каждому ребенку необходимую ему помощь).

Проведение физкультминутки

4.Угошаем гостей «печеньем»

Тифлопедагог - Ребята, сейчас вы будете угощать человечков своим «печеньем». Каждый человечек будет подходить к вам. Вы должны угостить его «печеньем» такой же формы, как и он сам. Будьте вни­мательны! (Тифлопедагог поочередно снимает с фланелеграфа фи­гурки-человечков и обходят детей, собирая «печенье» (разноцвет­ные круги, квадраты, треугольники. Дети угощают человечков, а те благодарят их. Тифлопедагог дает детям соответствующие сло­весные образцы).

5. Поиграем с фигурками-человечками

Тифлопедагог - Фигурки-человечки очень веселые. Они любят играть с детьми. Давайте поиграем все вместе. (Тифлопедагог пред­лагает встать из-за столов и построиться перед ним в одну линию).

Внимательно слушайте мои слова и смотрите, что я делаю. Поста­райтесь делать всё вместе со мной. (Тифлопедагогог произносит слова, сопровождая их движениями. Дети проговаривают слова вместе с тифлопедагогом и повторяют за ним движения).

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (Смотрят вправо, влево).

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (Смотрят вверх, вниз).

Бабочки летали, крыльями махали. (Имитируют движения бабочек).

Дин - дон! Дин - дон!

Влево - звон, вправо - звон,

Дин - дон! Дин - дон! (Смотрят вправо, влево)

Прилетела пчела,

На нос села она. (Показывают пальчиком траекторию полета пчелы к носу).

6. «Фигуры под зонтиком»

(Тифлопедагог предлагает детям сесть за столы и раздает каждо­му по одной карточке).

Ребята, рассмотрите внимательно, что нарисовано на карточке. (Тифлопедагог направляет зрительное восприятие каждого ребен­ка указательными жестами). Что это? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Наши игры с фигурками-человечками про­должаются. Нужно помочь им спря- таться под зонтики, так как на­чинается дождь. Но под каждым зонтиком должны быть спрятаны одинаковые фигурки. Например: человечки - круги под одним, треугольники - под другим, квадраты - под этим зонтиком. Фло­мастером нужно провести линии от фигурок к их зонтикам. (Свои слова тифлопедагог сопровождает указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы правильно соединили фигурки-человечков с зонтиками! Человечки благодарят вас за интересные игры и прощаются с вами.

Скажите мне, какие геометрические фигуры приходили к нам в гости? (Ответы детей). Рекомендации воспитателям:

    Собрать с детьми птичку из геометрических фигур (по образцу).

Декабрь. Занятие №1.

Тема: «В гости к трем медведям»

Форма проведения: групповая (6-8 чел.)

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Лепка из пластилина мисочек разной величины.

Дидактические игры: «Расставим мебель в домике трех медве­дей», «Кому какая посуда»; игровые упражнения: «Обведи фигуру пальчиком», «Наложи треугольники (квадраты, круги) на контур», «Разложи фигуры по величине (треугольники, квадраты, круги)».

Программное содержание:

Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении ве­личины предметов.

Учить устанавливать различия предметов по величине (большой, поменьше, маленький).

В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание.

Дать детям образцы описания их действий. Материал: игрушки-медведи трех размеров, картинки, изобра­жающие лесной домик трех медведей, столовую и спальную ком­наты, предметы мебели, вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»), длинные веревки (4) для обозначения ручейков, ворота - низкие и высокие; набор кукольной мебели (стол, три стула, три кровати), кукольные мисочки и ложки (все предметы трех размеров), кукольные постельные принадлежности; указка с прикрепленной на конце крупным, ярким изображением бабочки.

Ход занятия:

Тифлопедагог говорит детям, что они отправляются в гости к трем медведям. Дорога ведет в лес. На пути к домику медведей встре­чаются препятствия.

1 .«Перепрыгни через ручеек»

Тифлопедагог подводит детей к первому из них - ручейку, обо­значенному на полу двумя веревками- Предлагает детям пере­шагнуть через ручеек. Вот так. (Показывает).

Дальше на пути второй ручеек, но уже шире. Тифлопедагог объясняет, что через этот ручеек нужно перепрыгивать. Пока­зывает, как это сделать. (Если кто-то из детей не справляется с за­даниями, тифлопедагог берет ребенка за руку и помогает пре­одолеть препятствие).

Тифлопедагог обсуждает с детьми, почему один ручеек удалось перешагнуть, а через в юрой пришлось перепрыгивать. Обращает их внимание на ширину ручейков- один узкий, а второй широкий.

2. «Пролезь под воротиками»

Тифлопедагог подводит детей к двум воротикам (низким и вы­соким), стоящим на некотором расстоянии друг от друга. Объясняет, что в лесу деревья старые, большие. Некоторые ветки очень низко растут. Под ними проходить нужно, пригнувшись, чтобы не по­царапаться. (Внимание детей обращается на высоту воротиков (одни воротики низкие, вторые - высокие).

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть воротики, измерить

их высоту руками. а затем пролезть под ними.

3.Вспомним сказку «Три медведя»

На мольберте вывешивается картинка лесного домика.

Тифлопедагог спрашивает, чей это домик. Выслушивает ответы детей.

Предлагает детям рассмотреть и ощупать игрушки-медведей. (Внимание детей обращается на то, что они разной величины, дети отвечают па вопросы: «Какой по величине этот медведь?», «Как зовут самого большого медведя?»).

На флапелеграфе размещаются вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»),

Дети говорят, какой медведь изображен на портрете (например, самый маленький) и как его зовут.

4. «Наведем порядок в домике трёх медведей» (Кукольные столы и стулья).

Тифлопедагог меняет изображение лесного домика на другую картинку, изображающую столовую трех медведей. Дети рассматривают картинку. Затем тифлопедагог предлагает детям навести порядок в доме, пока медведи на прогулке.

Дети ни столе расставляют мебель для столовой. Напротив каж­дого стула ставят на стол мисочку и кладут ложку соответствую­щего размера, объясняя свои действия. (Повторяют их описание за тифлопедагогом).

Проведение физкультминутки: «Проследим за полетом бабочки».

Тифлопедагог хвалит детей за хорошо выполненную работу. Говорит, что их глазки устали и им надо немного отдохнуть.

Тифлопедагог медленно перемещает бабочку в воздухе - на уровне глаз детей (слева направо, снизу вверх), а дети прослеживают глазами за ее перемещениями.

Тифлопедагог - Бабочка улетает. Покажите, как летает бабочка. (Дети имитируют ее движения).

5.«Спальня медведей»

Тифлопедагог размещает на мольберте картинку второй комнаты медведей - спальни. Дети рассматривают ее, показывают и называ­ют, где чья кровать. Рядом - па столе стоят три кукольные кроватки, лежат кукольные постельные принадлежности-подушки и одеяла к ним.

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть внимательно пос­тельные принадлежности и правильно разложить их на кроватях. (Помогает каждому ребенку соотнести предметы - постельные при­надлежности с кроватями - по величине).

Тифлопедагог говорит, что медведи будут очень довольны и

благодарны детям за, что они так хорошо навели порядок в их домике.

    Во время прогулки вылепить с детьми из снега фигуры медведей.

Декабрь. Занятие №2.

Тема: «Как мы мебель покупали»

Форма проведения : подгрупповая (4-5-чел.)

Предвари тельная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Бу­латова.

Рассматривание мебели в группе.

Игровое упражнение «Найти в группе предметы, сделанные из дерева».

Программное содержание:

Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель».

Дать представление о назначении некоторых предметов мебе­ли группы, спальни, раздевалки.

Учить узнавать предметы мебели с помощью зрения и ося­зания и правильно называть их. Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева».

Дать детям образцы правильного называния предметов мебе­ли и описания их назначения.

Материал: цветные иллюстрации к скачке «Теремок»: макет до­мика-теремка; кукольная мебель: кровать, стол. стул. шкаф: мебель в помещениях группы; конструктор (деревянные неокрашенные кирпичики); большая игрушечная грузовая машина.

Ход занятия:

1. «Вспоминаем сказку «Теремок»

Тифлопедагог предлагает детям сесть на стульчики (или на ковер) возле себя. затем читает отрывок из сказки «Теремок»:

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка - норушка. Увидела теремок, остановилась н спрашивает...»

Ребята, из какой сказки этот отрывок? Правильно, из сказки «Те­ремок». Давайте вспомним героев этой сказки. (На демонстра­ционной доске перед детьми размещены иллюстрации к сказке «Теремок». Дети называют героев сказки).

Вот как много зверей поселилось в лесном теремке! А что слу­чилось с теремком потом? (Дети рассказываю т).

2.Мебель нашей группы

Тифлопедагог - Ребята, а что нужно сделать, чтобы в теремке было удобно жить? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Правильно, нужны разные предметы. Давай те пройдем по помещениям пашей группы. Тифлопедагог проводит детей из группы в спальню, затем в раздевалку. Обращает их внимание на разные предметы мебели. (Подводит детей к каждому из называемых предметов мебели). Задает им вопросы: «На чем мы сидим"?». «На чем мы спим?». «Какой предмет нам нужен, когда мы хотим поесть, порисовать поиграть?». (Отве! 1)1 детей).

Молодцы, ребята, вы правильно ответили на мои вопросы! Все эти предметы можно назвать одним словом: «мебель». Повторите.

3.«Покупаем мебель для жителей «Теремка»

Тифлопедагог - Ребята, давайте подарим героям сказки мебель в их новый домик-теремок. Ведь они живут в лесу и не знают, где можно достать мебель. Л вы знаете? (Ответы детей).

Правильно, мебель продается в мебельном магазине. Мы с вами сейчас отправимся в мебельный магазин. (Тифлопедагог подво­дит детей к столу, на котором под салфеткой собрана кукольная мебель: кровать, стол, шкаф, стул. Убирает салфетку).

Мебельный магазин открыт. Давайте посмотрим, что в нём есть.

Тифлопедагог берет в руки стул и спрашивает детей;

Что это? Правильно, стул. На стуле можно сидеть. Вот спинка стула, вот сиденье. (Указательные жесты). У стула есть ножки. (Ука­зательный жест). Давайте сосчитаем, сколько ножек у стула. (Так­же обследуются остальные предметы кукольной мебели. Тифло­педагог помогает детям осязательно обследовать каждый предмет: берет руки ребенка в свои и проводит ими по частям кукольной мебели).

Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все предметы мебели и рассказали, для чего она нужна.

Эту мебель мы отправим в лес для жителей «Теремка». На чем можно её отвезти? Правильно, на грузовой машине. (Тифлопеда­гог просит одного из ребят привезти машину, которая стоит в иг­ровом уголке).

Возьмите мебель и осторожно погрузите в кузов машины. (Указа­тельный жест). Дети кладут все предметы в кузов машины. Тифло­педагог увозит машину в другую комнату. - Тифлопедагог- Машина повезла в лес мебель для «Теремка».

Ребята, сколько в теремке живёт зверюшек? Правильно много! А в магазине была всею одна кроватка, одни стол, одни стул, один шкаф. Что же нам делать? (Выслушивает высказывания детей).

Правильно, нужно больше мебели, чтобы веем хватило. (Тифлопедагог дает детям листочки с точечными изображениями мебели).

Когда у вас будет свободное время, вы на этих листочках нарисуете

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

Ход занятия:

Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
Стук в дверь.
Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
- А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
Ответы детей…
Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
«Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
« Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
« Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
Этот спор услышал мудрец и сказал….
Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
-Интересно, что же сказал мудрец?
-Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
(Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
Ответы детей: помощниками.

Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
-Их у нас с тобою пара:
Один - слева, другой - справа.
Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
Кто их знает, сразу назовёт.
Ответ детей: глаза
(Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
Тифлопедагог:
А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
(Игра на активизацию зрительного анализатора).
Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
Посмотрели: вправо, влево.
Продолжаем дальше делать.
Подняли глазки вверх,
Опустили плавно вниз.
За работу принялись!
Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
Дети повторяют стихи:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя,
Береги, дружок, глаза!
Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
На лице он есть у нас:
Выше рта, но ниже глаз.
Нужен нам, чтобы дышать,
Запахи различать.
Вы ответьте на вопрос:
«Что же это, дети?» …(нос).
Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
Ответы детей: дышать, различать запахи.
Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
-Их у нас с тобою пара.
Одно слева, другое справа.
Чтобы слышать звуки, речь,
Нужно их от травм беречь.
Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
(Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
Ответы детей….
Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
Он нам всем необходим:
Мы им пьем и им едим.
Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
Правильно, ребята, это рот.
Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
Чтобы узнавать фактуру,
Чувствовать температуру
Чтобы формы различать,
С шариком Су-Джок играть,
Чтоб ощупать все нам штучки,
Нам нужны, конечно…(ручки).
А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
Ответы детей: на пальцах рук.
Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
Тифлопедагог:
Ежики уж тут как тут,
(Педагог подает корзину с массажерами)
Дети в руки их берут,
(Дети берут массажеры)
По ладошке их катают,
(катают массажеры по ладони)
Бережно, легко сжимают,
(сжимают массажеры в кулаке)
Каждый пальчик ему рад,
(покалывают подушечку каждого пальца)
Вылечат они ребят!
Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
Ответы детей: Все.
Тифлопедагог: Правильно!
Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
В теремке, который век.
Под названием "Человек"
Все помощники живут:
Нос, рука, язык, глаза, уши -
Вместе дружная семья.
(Дети показывают помощников)
Все помощники нужны,
Все помощники важны!

Оксана Ярош
Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи :

- образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

- обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог : - Какого?

Ребенок : Кошки

Дефектолог : Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок : они отличаются друг от друга

Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок : выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок : «Это рука» .

Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

Библиотека изображений:

Конспект совместного занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему: "Собирай урожай". Закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Закрепление материала в игровой форме, с использованием увлекательных познавательных игр и упражнений.

Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай»

Провели: тифлопедагог Круликовская Татьяна Владимировна

Логопед Сидорова Лидия Трифоновна

Цель:

Закрепление и расширение словаря детей по темам «Овощи», «Фрукты».

Задачи:

Ø Закрепление умения составлять загадку о предмете, описывая его признаки, свойства.

Ø Дифференциация гласных звуков А, У.

Ø Формирование навыков элементарного звукового анализа.

Ø Развитие психических процессов детей, мелкой и общей моторики.

Ø Развитие зрительно-поисковой деятельности.

Демонстрационный материал: натуральные овощи; фрукты- муляжи; таблица с контурными изображениями овощей и фруктов, расположенными в определенном порядке; таблица – алгоритм «Расскажи о звуке»,

таблица – алгоритм для придумывания загадок; «чудесный » мешочек.

Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход занятия:

I . Организационный момент (логопед)

Д/и «Расскажи о звуке» (с использованием таблицы – алгоритма).

Дети придумывают и называют слова с изучаемыми звуками и садятся за столы.

II . Д/и «Отгадай загадку» (логопед)

1. Д/и «Четвертый лишний» (с натуральными овощами и фруктами:

Кабачок, патиссон, картошка, лук, баклажан

Апельсин, банан, ананас, груша, слива)

Дети определяют лишний овощ или фрукт.

2. Д/у «Назови звуки А, У в словах» (в названии лишнего овоща или фрукта)

3. Составление загадок – описаний с использованием таблицы-алгоритма (цвет, форма, размер, где растет, каков на вкус, что можно из него приготовить) (тифлопедагог)

Для придумывания загадки вызывается желающий ребенок, остальные дети отгадывают ее.

III . Д\и «Чудесный мешочек» (муляжи) (тифлопедагог)

Дети определяют фрукт в мешочке на ощупь и находят его контурное изображение на таблице, называя его местоположение (груша, ананас, мандарин, яблоко, лимон).

IV . Физминутка «В нашем огороде».

1. Развитие общей и мелкой моторики (логопед)

Огурцы, капуста, перец Дети загибают пальцы на

В огороде нашем есть одной и другой руке.

Сварим суп, в салат «Помешивают суп»: выпол-

порежем, няют круговые движения

ребром ладони одной руки

по раскрытой ладони другой.

Можем и сырыми съесть! Хлопки в ладоши.

2. Гимнастика для глаз (тифлопедагог) .

Ослик ходит, выбирает, Дети вытягивают вперед

Что сначала съесть не знает указательный палец правой

руки, свободно перемещают

его и следят глазами.

Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.

А внизу растет крапива, Посмотреть вниз.

Слева-свекла, справа-брюква, Движения глазами влево-

Слева-тыква, справа-клюква, вправо.

Снизу-свежая трава, Посмотреть вниз.

Сверху-сочная ботва, Посмотреть вверх.

Закружилась голова, Круговые движения глазами

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. Закрыть глаза.

V .Д/и «Поэты» (логопед).

Дети заканчивают строчки стихов, подбирая рифмы – названия овощей, фруктов:

Маме помог карапуз –

Он один съел спелый…(арбуз).

Чай горячий пьет Антон,

Положил он в чай …(лимон).

У Тани и Мани спор –

Кому съесть большой…(помидор).

Для своей дочурки Зины

Папа купит…(апельсины).

А из Африки для нас

Присылают…(ананас).

Забавной обезьяне

Мы принесли…(бананы).

В огороде пусто –

Убрана…(капуста).

Большое спасибо Антошке –

Он помог нам капать…(картошку).

Каждый очень-очень рад

Скушать сладкий…(виноград).

VI .Д/и «Собери картинку » (тифлопедагог).

(разрезные картинки у каждого ребенка).

VII . Итог занятия.

Дети вспоминают тему занятия и те предметы, которые были в чудесном мешочке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

Цель: развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения в средней группе

формировать социально-адаптивное поведение дошкольников

учить детей понимать свои визуальные трудности

развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением

и сохранными анализаторами

развивать осязание и мелкую моторику рук

воспитывать полоролевую принадлежность

стимулировать групповую сплоченность

1. Приветствие

Тифлопедагог Здравствуйте, ребята! Я назвала вас одним словом - ребята, потому что вы дети. А как можно назвать одним словом ваших пап, мам, теть и дядей?

Дети. Взрослые.

Тифлопедагог Кто же мы все вместе?

Дети. Люди.

Т ифлопедагог Ребята, а все люди одинаковые?

Дети. Нет.

Тифлопедагог Давайте это проверим. Внимательно посмотрите друг на друга. Чем вы различаетесь?

Дети. У нас разная одежда. Мы различаемся по росту по цвету волос, глаз.

Тифлопедагог А среди вас есть девочки? А мальчики?

Т ифлопедагог Молодцы, вы все верно подметили. Вы все разные. Среди вас есть девочки и мальчики. Посмотрите, у нас в гостях веселые человечки, тоже девочки и мальчики, клоуны. Но каждому клоуну не хватает пары. Что нужно сделать, чтобы им помочь?

Давайте, девочки соберут девочек-клоунов, а мальчики - мальчиков.

2. Игра «Человечки»

Описание игры:

Каждому ребенку предлагается собрать цельное изображение человека на индивидуальной наклонной магнитной доске. Тифлопедагог обращает внимание детей на отличия изображений: разная одежда и обувь.

Т ифлопедаго г Ребята, мы тоже разные, но все живые, в отличие от этих картинок. Что мы умеем делать в отличии от них? (расти, двигаться, питаться)

А еще мы все умеем видеть! С помощью чего мы видим? - правильно, мы видим при помощи глаз. Наши глаза помогают нам узнать много интересного и важного в жизни.

Вот я вижу. Что передо мной девочки и мальчики , все они в хорошем настроении, и хотят поиграть! Я не ошибаюсь? Не обманывает меня моё зрение?

Ребята, а видеть можно не только глазами. Давайте поиграем в игру «Волшебный ящик» и вы это поймете.

Вот ящик. В нем что-то лежит, сейчас я угадаю, что же там за предмет.

3. Игра «Волшебный ящик»

Описание игры:

Дети руками обследуют предметы, которые находятся в ящике. Называют их и достают.

Т ифлопедаго г Кто хочет попробовать угадать предмет в волшебном ящике?

«Потрогай и назови, что это?»

Т ифлопедаго г Вот такой фокус! Трудно было угадывать предметы?

С помощью чего мы узнавали предметы? Правильно- с помощью рук! Еще говорят - на ощупь . Мы их ощупали и узнали.

4. «Угадай друга на ощупь»

Т ифлопедагог А вот интересно, хорошо ли вы знаете своих друзей, сможете ли вы узнать друга на ощупь ? Проверим?

Надо будет одеть на глаза индивидуальную маску и узнать друга, который стоит перед вами не пользуясь зрением.

(сначала кого-то из детей узнает тифлопедагог)

Описание игры:

У каждого ребенка индивидуальная повязка, которую он одевает на глаза и узнает на ощупь каждого ребенка по очереди.

Т ифлопедагог Молодцы, все справились. Вы очень хорошие друзья.

5.Физминутка

Что мы любим делать? Верить в чудеса! (разводят руками)

Смотреть в небеса! (смотрят вверх)

Хлопать в ладоши! Играть на лугу! (хлопать в ладоши)

И мир познавать - на бегу, на бегу!!! (бег)

6. Знакомство с оптическим средством - биноклем

Т ифлопедагог А если наш друг будет очень далеко, как же нам его узнать? Ведь пощупать мы его не сможем. Чтобы смотреть вдаль очень далеко люди придумали бинокль .

Би­ нокль позволяет увидеть предметы на дальнем расстоянии: в лесу, поле.

В бинокле такие же линзы, как в очках, только сильнее.

Эти линзы могут приближать предмет.

Рассмотрите и потрогайте этот прибор по очереди.

(Тифлопедагог дает детям возможность хорошо рассмотреть бинокль, потрогать его, посмотреть в него)

7. Работа с лупами

Т ифлопедагог Ребята, не все удобно рассмотреть в бинокль. А если это только рисунок, или мелкая фотография друга? Рассмотреть ее нам поможет вот такой прибор - лупа.

Давайте вспомним, что лупу надо держать за ручку; не браться руками за стекло, не бросать лупу (она может разбиться).

Если стекло лупы запачкалось, протирать его следует специальной салфеткой. Вот так (показ)

Давайте встанем у конторок и рассмотрим картинки, с помощью этих приборов.

Дети рассматривают мелкие картинки с помощью лупы и называют их. Внимание детей обращается на увеличение изображения при использовании лупы. Теперь они могут рассмотреть мельчайшее изображение

Т ифлопедагог Ребята, я дарю вам эти приборы. Теперь, вы с ними хорошо знакомы, и сможете пользоваться при необходимости.

Релаксация

Чтобы отдохнуть самим и дать отдохнуть нашим глазам давайте послушаем музыку и посмотрим на специальные изображения

(Тифлопедагог показывает детям под музыку программу «Relax» на оптимальном для глаз детей расстоянии от компьютера)

8. Подведение итога

Т ифлопедагог Итак, ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети - играли

Т ифлопедагог А в какие игры мы играли можно вспомнить по картинкам.

/Дети подводят итог занятия по опорным картинкам, обозначающим этапы занятия./

Интересно вам было? А было ли сложно? А что нового узнали или увидели?

Молодцы, мы сегодня замечательно играли. Все что в этих играх вы узнали нового, пригодится вам в жизни и при нашей следующей встрече. Не забудьте взять с собой в группу лупы.