Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Давайте сохраним животных и птиц. Конспект НОД (углубленно-познавательное занятие по экологии) в старшей группе«Защитим лес – наше богатство

Конспект НОД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!»

Программные задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное дело, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: картинки со знаками «Правила поведения в природе», воздушные шары на каждого ребенка, резиновые перчатки и атрибуты для игры «Рассортируй мусор»Воспитатель: Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она - огромный шар.
О каком шаре говорится в этой загадке? Он настолько огромный, что на нем помещаются все люди!
Дети: Земля.
Воспитатель: Расскажите какого цвета наша планета Земля, если на нее смотреть из космоса?
Дети: Голубого и зеленого.
Слайд 1.
Воспитатель: Что обозначают эти цвета?
Дети: Зеленый цветом изображена суша со всеми растениями. А голубой цвет на планете-это все водоемы, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Дети: Пить, купаться, вода нужна животным.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает?
Дети: Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная.
Воспитатель: Где живет вода?
Дети: В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т.д.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. А ведь люди, чтобы быть здоровыми, должны пить только хорошую, очищенную воду. А знаете почему это происходит?
Слайд 2
Воспитатель: Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря. Если мы будем пить воду, которая загрязнена, как вы думаете, что с может произойти?
Дети: Мы заболеем!
Воспитатель: Правильно. Ребята послушайте еще одну загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет».
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Какой он, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому?
Дети: Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям.
Воспитатель: Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло?
Дети: Нечем дышать, не хватает воздуха.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики: воспитатель объясняет, что шарик похож на наши легкие, надутый шар -это легкие на вдохе, спущенный на выдохе).

Воспитатель: Вот как работают наши легкие.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? Дети: Воздух на земле очень загрязненный.
Слайд 2.
Воспитатель: А происходит это потому, что заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами.
Слайд 3
Воспитатель : А еще люди вырубают огромные площади лесов, а ведь мы с вами знаем, что лес- это легкие Земли.
Слайд 4
Воспитатель: Но даже в тех лесах, что остались не вырубленными, люди ведут себя неправильно! Они губят природу! Ловят и уносят домой здоровых птиц, зверей, и их детенышей. В лесу не стараются ходить по тропинке, а вытаптывают траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
Оставляют после себя мусор, рубят ветви деревьев и кустарников, разжигают костры, от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Воспитатель: А ведь бросать мусор нельзя, почему ребята?
Ответы детей: Могут поранится животные.
Воспитатель: А можно сжигать мусор?
Ответы детей .
Воспитатель: Пластмассовые, полиэтиленовые и металлические предметы сжигать нельзя! Потому, что они не сгорают, не исчезают полностью, не разлагаются долгое время. А можно ли закопать в землю?
Ответы детей.
Воспитатель: Закопать можно только пищевые отходы, шкурки, очистки, огрызки, они даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества.
Что же делать с остальным мусором? Оставлять мусор после себя нельзя, если бросить мусор в лесу после пикника, он может пролежать на этом месте очень много лет. Представляешь бумага может пролежать 3года пока полностью не исчезнет, консервная банка будет разлагаться - 90 лет, полиэтиленовый пакет -200 лет, а пластиковая бутылка 500 лет.
Вот почему мусор нужно собрать и выбросить в специальные баки-контейнеры или специальные пункты приёма. Потом его отправят на вторичную переработку, то есть повторное использование.
Давайте поэкспериментируем.
Воспитатель: В одну коробку соберем весь металлолом. Что называется, металлоломом?
Дети: Все металлические вещи. Все, что сделано из металла.
Воспитатель : А во вторую коробку соберем всю макулатуру. А что называю макулатурой?
Дети: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
Воспитатель : В третью коробку соберем всю стеклотару. Что называют стеклотарой?
Дети: Стеклянные банки, бутылки. Это упаковка для продуктов, только сделанная из стекла.
Воспитатель: В четвертую коробку соберем весь пластик, а в пятую все пищевые отходы.
Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные коробки:
бумага, картон – макулатура,
пластиковые бутылки – пластмасса,
баночки, жесть – металлолом,
яблоко, картофель – пищевые отходы,
бутылки, банки-стеклотара
Воспитатель спрашивает у детей: Что вы поняли, ребята?
Дети: Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор.

Слайд 5
Воспитатель: Люди истребляют животных, ведут на них охоту, многие виды животных исчезли, многие занесены в красную книгу.
А каких животные считаются вымирающими в нашем крае?
Ответы детей.
Слайд 6
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воспитатель: Что бы быть здоровыми нам с вами нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и кушать экологически чистые продукты.
Но из-за действий людей наша планета заболевает, а если она погибнет, то с нею погибнет все живое. Но мы еще можем ее вылечить. И все мы должны стремиться, чтобы наша голубая планета не превращалась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.
Чем же мы с вами можем помочь нашей планете, как мы можем позаботится о ее природе?
Воспитатель: Я давала вам домашнее задание нарисовать экологические знаки, давайте посмотрим, как вы справились с ним.
Дети объясняют экологические знаки.


Воспитатель: Некоторые ребята выучили стихотворения, давайте мы их послушаем.
Дети читают стихи.

Презентация на тему: Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательная область: “Познание”

Непосредственно образовательная деятельность: “Экологическое воспитание”

Тема: “Золотая осень”

Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы), музыкально творческие способности.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

  • Образовательная область “Коммуникация”: уточнять, обогащать активизировать словарь по теме “Осень”, формировать навыки согласования, словоизменения, словообразования; умение отвечать полным распространенным предложением.
  • Образовательная область “Социализация”: закреплять навыки поведения в игре, беседе.
  • Образовательная область “Безопасность”: формировать навыки культуры в природе.
  • Образовательная область “Здоровье”: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох.
  • Образовательная область “Физическая культура”: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
  • Образовательная область “Художественное творчество”: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Словарь:

  • существительные : осень, листья, поляна, лес, гриб, мухомор, подберёзовик, подосиновик, птицы.
  • прилагательные : белый, жёлтый, красный, коричневый, оранжевый, зелёный, съедобный, несъедобный.
  • глаголы : высыхает, желтеет, улетают, сдул, сели, полетели,

Оборудование: нарисованные осенние листья, картины с изображением осени, цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, муляжи грибов, птицы (оригами), платок, гуашь, плакат с нарисованным деревом, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы экологического направления.

2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.

3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.

4. Разучивание загадок об осенних явлениях.

Дидактические игры и упражнения:

  • “Подуй на листочек”,
  • “Да или нет”,
  • “Приметы осени”,
  • “К грибочку подойди”,
  • “Найди одинаковые листья”,
  • “Чья птица улетит дальше”,
  • “Назови ласково”.

Ход НОД

1. Организационный момент. (70 сек.)

Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия

Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

А кто я угадайте из моей загадки.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года...(ответы детей) зовётся.

Осень: Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне. А для этого я приглашаю вас ко мне в гости на осеннюю полянку. Посмотрите как красиво осенью в лесу, а как много листьев.

2. Упражнение “Подуй на листочек” (50 сек.)

Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Покажите мне левую ладошку, я вам положу по осеннему листочку на вашу ладошку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно.

Осень: А чтобы нам с вами было интересно, я должна узнать, знаете ли вы приметы осени? Присаживайтесь на пенёчки.

3. Дидактическая игра: “Да или нет” (2 мин.) (дайте правильный ответ)

Дидактическая задача: закреплять знания о характерных признаках осени, развивать слухоречевое внимание, восприятие.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?

Осень: Ребята, а какие еще приметы осени, вы можете мне назвать?

4. Дидактическая игра “Приметы осени” (2 мин.)

Дидактическая задача: активизация словаря по теме “Осень”

Дети: желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в тёплые края, листья опадают и желтеют.

Осень: Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью?

Дети: Грибы, ягоды.

Осень: А какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)

Осень: А какие съедобные грибы, вы знаете? (белый, подберёзовик.....)

А несъедобные? (мухомор)

Осень: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?

Дети: Нет!

Осень: Конечно, нет, а почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Осень: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.

Осень: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем

5. Дидактическая игра “К грибочку подойди”. (2 мин.)

Дидактическая задача: закреплять умение узнавать грибы по заданным признакам.

(На полу разложены муляжи грибов, дети подходят к названному грибу)

Раз, два, три к белому грибу иди и.т.д.

Осень: Скажите мне, пожалуйста, как готовятся дикие животные к зиме? (Зайчик, медведь, ёжик)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки....

Осень: А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? А что делает медведь?

(ответы детей). Зачем ёжик собирает листья?

6. Дидактическая игра “Найди одинаковые листья” (2 мин.)

Дидактическая задача: развивать наблюдательность, память и внимание.

Посмотрите, какие красивые листья под нашими ногами.

Они все одинаковые? Вам нужно найти одинаковые листья.

Осень: Ребята, а почему такая тишина вокруг, и не слышно пения птиц в нашем лесу?

Дети: Птицы улетели в тёплые края.

Осень: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: насекомые спрятались, холодно стало.

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения.

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу.

Осень: Ребята, посмотрите, у нас на полянке растёт странный цветок, у него разный каждый лепесток. Что – то он мне напоминает? А давайте со мной вместе скажем скороговорку про осень.

Осень в гости к нам пришла
Осень краски принесла
Вот, теперь назовите цвета осени.

Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый.

Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени. Я поняла, как вам нравится это время года.

8. Рисование листьев на заготовленном силуэте дерева. (4 мин.)

Осень: Ребятки посмотрите на это деревце, на нём нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Помогите мне украсить их осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будите рисовать, а музыка будет вам помогать!

Дидактическая задача:

Осень: Ой, ребятки, а кисточек то нет, чем же мы будем рисовать листья? Я вам предлагаю. Сжать бумагу в комочки и ею рисовать.

(Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья).

Осень: Какое красивое осеннее дерево у нас получилось, а листочки словно золотые.

Осень: А сейчас на минутку, я вас превращу в осенние листочки, все в руки возьмите листья и становитесь в круг.

9. Физкультминутка “Мы - осенние листочки” (1 мин.)

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Осень : Вам понравилось быть листочками? Все листья оказались на полу.

10. Дидактическая игра “Назови ласково” (дети становятся в круг и передают платочек Осени) (1 мин.)

Дидактическая задача. Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Осень: осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково: лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.

10. Итог НОД (3 мин.)

Осень: Ребята, вам понравилось на моей полянке? А что же интересного здесь было? (Ответы детей)

А вы знаете, как нужно себя вести на лесной полянке?

Дети: нельзя рвать цветы, разорять муравейник, топтать грибы, разводить костёр, ломать ветки деревьев, оставлять после себя мусор на полянке, нельзя животных забирать домой.

А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза, и наша красивая музыка перенесёт вас с опушки леса в детский сад.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»

Тема НОД: Путешествие в мир природы.

Батырева Наталья Геннадьевна,

пгт. Междуреченский, 2013

Путешествие в мир природы.

Методическая разработка НОД

Аннотация

Возраст участников: 5-6 лет, старшая группа

Актуальность и практическая значимость НОД:

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Важно сохранить нашу планету для дальнейшей жизни! Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Задача педагога – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры. В экологическом воспитании детей совершенно определенную и очень важную функцию выполняют НОД: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая деятельность как исследовательская. В настоящее время исследовательская деятельность одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы в детском саду. Теоретическая значимость данного НОД заключается в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным, животным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к окружающему миру. Практическая значимость состоит в возможности использования тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, тем выше ее уровень.

Тип НОД: познавательно-исследовательский

Форма НОД: путешествие

Планируемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи, получат необходимый запас знаний норм и правил поведения в природе.

Область расширенного применения: Материал данного НОД может использоваться для разработки других мероприятий, методическая разработка НОД может использоваться другими воспитателями и дошкольными учреждениями.

Программное содержание НОД:

Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о природе.

Программные задачи:

Обучающая задача:

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Развивающая задача:

Развивать связную, четкую речь и зрительную память;

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе посредством вопросов.

Воспитательная задача:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов;

Воспитывать сопереживание всему живому, восприятие красоты.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

Развивать связную, четкую речь;

«Физическая культура» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

«Здоровье» - Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

«Художественное творчество» (аппликация) – Формировать аккуратное и бережное отношение материалам;

«Познание» - Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, насекомых, леса; чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.

Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.

Словарная работа: ельник, сосновый бор, муравейник, березовая роща, «подземные жители»

Методическая работа:

Словесный метод – беседа, рассказ

Наглядный метод – рассматривание картинок, мультимедийная презентация

Практический метод – опыт – эксперимент

Материал и оборудование: мультимедийная установка; запись «Звуки леса», «Звуки воды»; стаканчики с водой, трубочки для напитков; полоска серой, голубой ткани; бумажные фильтры; пустой стаканчик; клей; цветная бумага; салфетки, картон, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия я буду выполнять роль гида, а вы будете путешественниками. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет волшебный экран.

(прослушивание записи «Звуки леса»)

Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Предполагаемые ответы детей: Лес

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни сосны?

Предполагаемые ответы детей: Сосновый бор.
Слайд №2

Воспитатель: А если растут одни березы?

Предполагаемые ответы детей: Березовая роща.

Воспитатель: А что вы видите возле березы?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Предполагаемые ответы детей: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи, которые пасут тлю. Все заботятся о самом главном муравье – муравьиной королеве. Есть еще муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Предполагаемые ответы детей: Муравьи очень трудолюбивые и дружные, все время что-то делают.

Воспитатель: Посмотрите, что это появилось на нашем экране? Это какая – то картинка.

Предполагаемые ответы детей: Это экологический знак, который обозначает, что нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: А мы с вами тоже большая, дружная семья.

Игра

Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий. (поднимают руки вверх)

А над нами сосны, ели (качают руками)

Головами зашумели. (покачивание головой)

Грянул гром, (присели, спрятались)

Побежали быстро в дом. (вернулись на рабочее место)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес может быть березовым и сосновым, но есть еще такой лес, в котором растут ели. А как называется такой лес, может вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Ельник.

Воспитатель: В таком лесу почти все деревья хвойные и это радует, т.к. хвойные леса выделяют много кислорода. А вы чувствуете, как легко нам дышать в таком лесу?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте рот и нос рукой. Вам легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Воспитатель: Откройте рот и нос. А теперь?

Предполагаемые ответы детей: Легко дышать.

Воспитатель: Ребята, а почему стало легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух стал проникать к нам в организм через нос и рот.

Воспитатель: Давайте проведем дыхательную гимнастику -

«Ежики» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Воспитатель: Скажите, а воздух окружает нас только в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Нет, воздух окружает нас повсюду – на улице, дома, в магазине и т.д.

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?

Предполагаемые ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Мнения разделились, а чтобы это проверить мы с вами проведем опыт.

Опыт:

На подносе стоят стаканы с водой и трубочки для напитков.

Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, как вы можете доказать?

Предполагаемые ответы детей: нужно подуть в трубочку.

Воспитатель: Давайте подуем в трубочку и посмотрим, что произойдет.(дети дуют, появляются пузырьки ). Ребята, посмотрите, что появилось на поверхности?

Предполагаемые ответы детей: пузырьки

Воспитатель: Это значит, что мы с вами можем увидеть движение воздуха. А на нашем волшебном экране появилась очередная подсказка куда мы отправимся дальше. Чтобы это узнать нужно отгадать загадку:

Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст. (земля)

Предполагаемые ответы детей: земля.

Воспитатель: Да, ребята, есть на свете такая чудесная кладовая: положишь в нее мешок зерна, а осенью посмотришь, вместо одного в кладовой уже 20

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер

Слайд №10


Горсточка семян делается большой кучей огурцов, морковки, томатов.

Слайд №11

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А вы знаете, как еще называют эту чудесную кладовую?

Предполагаемые ответы детей: почва.

Воспитатель: А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» кто-нибудь слышал?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: А почему так о ней говорят?

Предполагаемые ответы детей: она нас кормит, дает урожай.

Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

Слайд №12


А еще в почве обитают много жильцов и я хочу проверить знаете ли вы их, слушайте внимательно:

Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться.

(полевка)

Слайд №13

Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у... (крота)

Слайд №14

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.

(дождевой червь)

Слайд №15

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете о «подземных жителях», а наш волшебный экран предлагает поиграть в игру «Один и много».

Слайд №16

Поле – поля – много полей

Слайд №17

Колосок – колоски – много колосков

Слайд №18

Василек – васильки – много васильков

Слайд №19

Мак – маки – много маков

Слайд №20

Сорняк – сорняки – много сорняков

Слайд №21

Кустарник – кустарники – много кустарников

Воспитатель: Молодцы, как много слов, связанных с природой вы знаете, а теперь настало время намного отдохнуть.

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.(Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.(Ходьба "змейкой”)

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.(Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.(Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Воспитатель: Посмотрите, что появилось на нашем волшебном экране.

Слайд №22

Предполагаемые ответы детей: река.

Воспитатель: И правда, мы с вами очутились на берегу реки. Посмотрите вокруг, что вы видите?

Предполагаемые ответы детей: всюду мусор, мутная вода, банки битые.

Воспитатель: Вы правы, всюду мусор, вода в реке мутная, растения увядают, лягушки ускакали. Что же делать?

Предполагаемые ответы детей: нужно собрать мусор в пакеты.

Воспитатель: Давайте мы с вами так и сделаем.

Слайд №23

Воспитатель: Берег мы очистили, но как помочь реке?

Предполагаемые ответы детей: тоже очистить.

Воспитатель: Посмотрите, на берегу реки есть лаборатория по очистке воды. Давайте пройдем туда и попробуем очистить воду.

Игра – эксперимент – с помощью фильтра дети «помогают» реке – очищают грязную воду. Воспитатель предлагает вылить воду в реку. Дети сливают чистую воду из своих стаканчиков в большую банку, а воспитатель меняет серую ткань на голубую.

Воспитатель: Берег стал чистым, вода в реке прозрачной. Послушайте, как весело нашей речке.

Слайд №24

(Прослушивание записи «Звуки воды»)

Воспитатель: Мы выполнили полезную работу – очистили водоем от мусора, а волшебный экран приготовил нам еще одно задание. Перед вами будут появляться разные знаки, а вы должны будете рассказать, что они обозначают.

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в природе, но наша наше путешествие завершается, но мы обязательно будем путешествовать снова и снова, чтобы узнавать новое и интересное. Ребята, что вам запомнилось сегодня?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вам хотелось бы еще раз побывать в таком путешествие?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили правила поведения в природе, узнали о многообразии окружающего мира и надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила и узнавать новые. А сейчас предлагаю на память о нашем путешествии сделать памятные значки «Юный эколог» и подарить эти значки ребятам младшей группы, чтобы они знали, что нужно беречь и охранять природу.

( Изготовление значков)

Воспитатель: Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он,

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Спасибо за путешествие! До новых встреч!

Экологический памятный значок «Юный эколог»


Используемая литература:


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2010 г.

  2. «Игровые экологические занятия с детьми» под ред. Молодовой Л.П. 1996 г.

  3. Энциклопедия окружающего мира «Экология» под ред. Р. Спарджена (раздел «окружающая среда») 1997 г.

  4. Энциклопедия «Мир вокруг нас» перевод с ит. Е. Титуновой (раздел «воздух», «вода») 2000 г.

  5. Детская энциклопедия «Росмэн» под ред. Д.Эллиот, К.Кинг (раздел «забота о земле») 1996 г.

  6. Интернет - ресурсы

Конспект НОД в старшей группе по экологии «Старичок-Лесовичок путешествует по лесу».

Цели:
1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях, растениях.
2. Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.
3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.
4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить выразительно, с интонацией.
5. Побуждать к участию в беседе.
6. Воспитывать любовь к природе.

Материалы : Кукла Старичок - Лесовичок. Иллюстрации птиц, животных.
Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки. Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц». Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.

Словарная работа : Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота. Фотографии. Машинист. Станция.

Ход занятия.

I.Организационный момент.
Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.
II. Вводная часть.
Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку. - Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать прыгать и играть,
Только чур не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!

А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются),
- А мы с вами как будем себя вести?
-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд, Ту- ту все поехали. Доезжают до леса),

III. Основная часть.
-Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»),
С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.
С Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».
(На полу сделана полянка из зелёной] ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето,)
- Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу.
Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто все" перепутал. Может вы мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.
Вое пит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.
- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное),
- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)
-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.
- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом),
- Найдите мне картины лета?
А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).
А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).
-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне?
(Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).
-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).
-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).
- Давайте их уберём?(Дети убирают всё лишнее).
- Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)
С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.
(Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).
С.Л.: - Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья». Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.
Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).
- Какие это птицы? (Зимующие).
-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её... (сорока).
-Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).
А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
А почему её так называют?
Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, это …(сова)
-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).
-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова - большая голова
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...
Нет мудрее птицы, чем сова
Всему лесу голова.
Мудрейшая птица на свете - сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит, тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
-Ребята, а это что за птица?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
-Клё! Клё! Клё -поёт со свистом.
(Клёст).
- А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают
стихи о клёсте).

Еловик - короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.
Клёсты.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз.
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клёст.
Он мороза не боится.
Не страшна ему зима.
Лес и сосны дарят птице
Золотые семена,
С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю веселое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.
Физкультминутка. Ели по лесу стоят
В небо синее глядят. (Руки вверх - потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Клёсты на ветвях сидят (Руки к плечам)
Клёсты прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают клёсты шишки Не пугают их иголки. Клёсты ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на клёстов поглядим.

Воспитатель: Щеблыкина Н.В.

Игра «Умники и умницы»

Цели:

1.Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера.

2.Закреплять умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние-дикие, хищные-травоядные).

3.Расширять и систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.

4.Учить ориентироваться по карте мира.

5.Развивать мелкую моторику через дидактические игры.

6.Сравнивать характер человека с особенностями поведения животных.

7.Воспитывать любовь к животным и природе.

Ход занятия

Ребята, вы любите играть? Тогда я вам предлагаю игру «Умники и умницы» В этой игре я буду задавать вам вопросы, а вы на них будете отвечать, будете читать стихи и участвовать в конкурсе и, конечно же, получать призы!

А наша игра будет посвящена животным всего мира.

Ребята, угадайте загадку:

Круглая, но не мяч,

Все время кружится, но не юла,

Есть и суша и вода. Что это?

(Земля )

На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. А для того, чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели модель Земли – глобус.

Если внимательно посмотреть на карту и на глобус, то можно увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода – это реки, озера, моря, океаны. Суша – Это леса, поля, луга, степи, пустыни и т. д.

На нашей планете существуют 6 материков. Назовите их.

Дети по очереди подходят к карте мира, показывают и называют (Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида )

Воспитатель : Каждый материк обладает своим уникальным климатом, в котором могут жить определенные животные.

Определить названия материков земного шара нам помогут загадки.

Загадка 1

Материк лежит большой,

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год.

Кто его мне назовет?

(Африка )

Разнообразна природа Африки. Стена тропического леса с буйной зеленью, травянистые равнины с громадными деревьями баобабами, огромные пространства пустынь. Какой климат преобладает в Африке?

Дети : Жаркий

Какие животные живут здесь?

Дети : Лев, обезьяны, крокодилы, слоны, зебры, бегемоты и т. д.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадки про животных Африки, а вы должны мне показать картинку-отгадку.

Загадка 2

Больше всех материков

И конечно краше,

Тот, где мы с тобой живем,

Где Россия наша.

(Евразия )

Мы с вами живем в средней части Евразии. Выберите животных нашей местности. (Волк, заяц, лиса, кабан, медведь и др.)

Ребята, а давайте прочитаем стихи про животных нашего края. (читают стихи)

Ребята, а про каких животных вы читали стихи: диких или домашних? (диких)

А каких же животных называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а человек ухаживает за ними)

Игра «Подружи зверей»

Детям раздаются карточки с изображением диких и домашних животных. Нужно встать в две шеренги.

Затем нужно посмотреть, кто из домашних животных похож на диких и встать рядом (заяц-кролик, собака-волк, свинья-кабан, рысь-кошка)

Ребята, а почему домашние животные похожи на диких? (Потому что человек приручал много лет диких животных).

Загадка 3

Для всех он – младший брат,

Невелик, зато богат,

Там одна страна всего.

Назови-ка ты его.

(Австралия )

Австралия со всех сторон омывается морями. Здесь очень буйная растительность и очень богатый разнообразный мир (коалы, кенгуру, лемуры и т.д.)

Ребята, давайте поиграем в игру-соревнование «Кенгуру»(дети делятся на две команды и по очереди прыгают на больших мячах.

Загадка 4

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые,

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик

Этот снежный материк.

(Антарктида )

Каким цветом раскрашен этот материк? (белым) Почему? (Потому что здесь вечная мерзлота, и снег не тает.)

А где на планете такой же климат? (Арктика)

Живут ли на таком материке животные? (Живут) Какие же животные приспособились к такому суровому, холодному климату? (Пингвины, тюлени, белый медведь, морской котик, морж) По ходу занятия уточняются характерные особенности жизни животных, их повадки, приспособленность к климату.

Игра «Умелые пальчики»

Дети собирают из разрезных картинок животных.

Вопросы викторины:

1. Как спят дельфины? (с одним открытым глазом)

2. Какая птица может плавать, но не может летать? (пингвин)

3. Какое самое высокое животное на планете? (жираф)

4. Что такое хобот у слона? (верхняя губа, сросшаяся с носом)

5. Кого боятся даже львы? (Стаю гиен)

6. Какое животное может бегать по воде? (василиск)

7. Зачем крокодилы глотают камни? (чтобы глубже нырнуть)

8. Какое животное самое большое на планете? (синий кит)

9. Какое животное дольше всех может не пить? (крыса)

10. Какое животное самое быстрое? (гепард)

Игра с мячом «Травоядное или хищное»

Дети встают в круг, воспитатель в центре называет животное и бросает мяч. Ребенок ловит и отвечает, какое это животное: травоядное или хищное.

Игра: «Закончи фразу»

Ребята, каждое животное имеет свои особенности поведения. Люди приметили их и стали сравнивать с человеческими характерами. Давайте назовем их. Я начну фразу, а вы должны ее закончить.

1. Смелый, как… (лев) .

2. Коварная, как… (змея) .

3. Трусливый, как… (заяц) .

4. Хитрый, как…(лиса) .

5. Злой, как… (собака) .

6. Голодный, как… (волк) .

7. Трудолюбивый, как…(муравей) .

8. Верный, как… (пес) .

9. Упрямый, как…(осёл) .

10. Бестолковый, как… (баран) .

11. Тихий, как… (мышь) .

12. Вольный, как… (Птица) .

Стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду,

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ведь ее лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Вот и подошла к концу наша игра. Все ребята доказали, что они настоящие умники и умницы и, конечно же, заслужили призы.