Ознакомление дошкольников с трудом взрослых (из опыта работы). Наблюдение за работой взрослых

Конспект НОД
по ознакомлению с трудом взрослых
«Профессия моей мечты»
(старшая группа)
Составила и провела:
воспитатель Силова Е.А.
Цель изучения темы.
Продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Задачи.
Знать обобщающее понятие «Профессии», Знать названия профессий: водитель (шофер, продавец, воспитатель, няня, доктор, швея, пекарь, строитель, портниха, инспектор ДПС, эколог, художник и т. д.
Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: учить, лечить, воспитывать, шить, печь, водить и т. п.
Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
Знать где и кем работают родители.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, труд, художественное творчество.
Воспитатель. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Всем вам, ребятки, знакома эта считалочка. У нее продолжение простое: выбирай любую профессию и продолжай игру. Но в жизни все не так просто.
Представьте себе, что вы за одно утро выросли и вам всем не по 5 и 6 лет, а 16. подошло время задуматься над тем, кем быть. Выбрать профессию очень сложно, но еще нужно устроиться на работу. Трудоустройством взрослых людей на работу занимается
специальная служба - «Биржа труда». Вот на «Биржу труда» я вам сейчас и предлагаю отправиться. Посмотрим, какие вакантные места нам могут предложить. Ну что, идем?
(кукла за ширмой)
-Извините, пожалуйста, меня зовут Ксюша, я еще маленькая и не знаю, что это такое-профессия?
Воспитатель. Ребятки, давайте попробуем объяснить маленькой Ксюше, что такое профессия.
(Дети. Профессия- это такое дело, которым взрослые занимаются каждый день и которое полезно для других людей; это название работы, которую выполняют взрослые.)
Воспитатель. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Вот послушай, Ксюша, чем занимаются люди разных профессий.
Игра «Кто чем занимается? »
(Повар - варит еду,
Учитель - учит детей и т. д.)
- Ну что, Ксюша, все поняла?
- Не совсем.
-Ребятки, а давайте Ксюшу с собой на «Биржу труда» возьмем, вы себе выберите
профессию и Ксюше о ней расскажете. Договорились? Тогда вперед!
(Пришли на «Биржу труда», удобно уселись.)
-Ребятки, посмотрите, сколько различных профессий здесь представлено, но на сегодняшний день вакантны лишь эти профессии – выбирайте, пожалуйста,
(На фланелеграфе представлены в виде эмблем следующие профессии: врач, эколог, шофер, фотограф, пекарь, портной, инспектор ДПС, продавец.)
Воспитатель загадывает загадки о профессиях, дети выходят и рассказывают о выбранной ими профессии по схеме
Чем нравится?
Какую профессию выбрал?
Что в ней сложного?
* Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас
От всех болезней? (Врач)
(Рассказ ребенка о профессии врача)
Воспитатель. Мы должны беречь свое здоровье, а врачи нам в этом помогают. Это очень древняя профессия. В старину врачей называли волшебниками. Чтобы стать врачом нужно учиться в медицинском институте и очень хорошо учиться, ведь от врача зависит здоровье и жизнь человека.
Слушайте следующую загадку:
Покупать товары
Он нам помогает.
За товары цены
Точно называет. (Продавец.)
Воспитатель. А какими качествами должен обладать продавец? (Вежливость, порядочность, честность)
(Рассказ ребенка о профессии продавца.)
Целый день
Сегодня шью,
Я одела
Всю семью. (Портной.)
(Рассказ ребенка о профессии портного.)
Воспитатель. Да, действительно, без портного в любом деле не обойтись. Врачу халат нужен? Военному - форма, шоферу? Это очень нужная профессия.
* На заводе мастер
Хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам:
«Ешьте на здоровье! » (Пекарь)
(Рассказ ребенка о профессии пекаря)
* Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз -
И помним вас. (Фотограф.)
(Предложить сфотографироваться на память.)
(Ксюша подает картинки, в которых не может разобраться)
Игра «Что лишнее? »
Загадка про художника:
*Рисовать я буду, Рисовать я буду. Каждому рисунку Радуюсь, как чуду!
Ребята, из вас никто не выбрал эту профессию, так как она не была вакантной. А чтобы поближе с ней познакомиться, я вас приглашаю в мастерскую художника.
Пойдем и ты, Ксюша, с нами.
А отправиться в мастерскую художника я вам предлагаю на автобусе. Но вот беда - нет водителя на месте, но мы с этим справимся, ведь у нас есть свой водитель
(Ребенок рассказывает о профессии шофера)
Воспитатель обращает внимание на светофор. фуражку, жезл.
- Как вы думаете, кому все это принадлежит?
- Инспектору ДПС.
- Да, их мы видим на улице каждый день. У них особенная форма, строгий вид. А чем они занимаются нам расскажет наш уважаемый инспектор ДПС.
(Ребенок рассказывает о профессии инспектора ДПС)
Воспитатель. Ребята, наш водитель очень внимательный и без проблем довез нас. Нам пора выходить.
(Дорога в мастерскую художника ведет через парк - деревья, птицы поют, воздух свежий, _ а под деревом лежит мусор - непорядок)
Дети, мы, взрослые, построили много городов, заводов, фабрик и от этого диким животным и растениям стало тесно.
Существует специальная служба - экологическая.
(Рассказ ребенка о профессии эколога)
Работа с плакатом - схемой «Защитим природу! »
Воспитатель. Нам всем необходимо стать юными экологами: помогать животным и растениям, защищать их, вот тогда на земле будет порядок.
(Пришли в мастерскую художника. Там записка: «Ушел на выставку - выставлять свои картины». Дети рассматривают оставшиеся картины и определяют, к какому жанру живописи они относятся.
Словарная работа: пейзаж -пейзажист.
натюрморт - натюрморист
портрет - портретист)
(Дети рассматривают рабочие инструменты художника - кисти, краски, карандаши, палитра, мольберт)
Рисовать мы все любим, но настоящим художником стать совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, тренировать руку, чтобы про водить точные линии кистью, карандашом. Тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета.
Посмотрите, а вот художник начал рисовать новую картину и не закончил. Как вы думаете, что хотел он изобразить?
Дети. Нашу Землю - солнечную, зеленую, цветущую.
Предложить помочь художнику - нетрадиционная техника рисования - пальчиками, мятой бумагой, ватными тампонами - коллективная работа.
Воспитатель. Картина получилась замечательная, вот на такой солнечной, цветущей планете, я думаю, что каждый из вас, дети, в своем будущем, в своем прекрасном далеко, выберет себе достойную и любимую профессию и будет полезным для нашей Родины.
Ну что, Ксюша, поняла теперь, что такое профессия и как много на земле разных профессий, одна другой интереснее. Но чтобы стать мастером своего дела нужно много знать и много учиться.
А еще я хочу пожелать вам, ребятки, стать настоящими людьми - добрыми, честными, справедливыми, жизнерадостными - вот тогда у вас точно все получится!
Литература
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М, «Просвещение», 1991 Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг.
Дыбина О. В. Чего на свете не бывает, М, «Сфера», 2001.
Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле, М, «Просвещение», 1987 Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Янгантауский детский сад

конспект тематической прогулки

Выполнила:

воспитатель

Туктарова И. А.

с, Янган-Тау

2015

Наблюдение за трудом дворника

Цель: Способствовать развитию у детей знаний о труде взрослых через структурные компоненты прогулки.

Программное содержание

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о профессиях.

2.Совершенствовать словарный запас.

Развивающие задачи:

1.Способствовать умению наблюдать за работой дворника.

2.Расширять представления о труде взрослых.

3.Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

2. Воспитывать стремление к порядку и чистоте.

Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность.

Методические приемы

1.Загадки.

2.Сюрпризный момент.

3.Вопросы поискового характера.

4.Использование наглядности.

5.Проблемная ситуация.

6.Хоровые и индивидуальные ответы.

7.Поощрение активности и самостоятельности.

Предварительная работа

1.Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Профессии».

2.Беседа о профессиях работников детского сада (кастелянша, повар, помощник воспитателя, сторож, плотник, дворник).

3.Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

4.Предварительная беседа с дворником о предстоящей прогулке.

Материал к занятию.

1.Письмо от дворника.

2. Инвентарь, соответствующий детям по возрасту (лопатки, веники, тележка, корзина).

3.Картинки к загадкам.

4. Мяч для игры.

Ход прогулки

Действия воспитателя:

Действия и ответы детей:

На скамейке веранды лежит конверт, на котором написано: «Для тех, кто любит трудиться».

Ребята, вы любите трудиться?

Значит это письмо для нас. Посмотрим, что же в нём.

Здесь загадка, послушайте её и отгадайте.

Он с утра пораньше встанет,

Веник в руки возьмет,

И дорожки подметёт.

Кто это?

Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»?

Я предлагаю вам выучить стихотворение про дворника.

Встанет дворник на заре,

Всё очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Ребята, в конверте лежат загадки, они вам подскажут, какие инструменты для работы нужны дворнику.

Загадки

Стоят в один ряд

Острые пальчики.

Цап-царапки,

Подбирай охапки.

В огороде и в саду

Я работу ей найду.

У меня в ладонях сжата,

Чтобы землю рыть…..

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

Молодцы. А сейчас я вас приглашаю познакомиться с нашим дворником и посмотреть, как он трудится.

Дети вместе с воспитателем подходят и наблюдают за работающим дворником.

Что делает дворник на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для своей работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

- Ребята, вы правильно всё рассказали о труде дворника. На территории детского сада всегда чисто и красиво.

Как мы можем помочь дворнику?

Предлагаю вам пройти на свой участок и помочь нашему дворнику в уборке территории детского сада.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, собирают палки и ветки, накладывают их в тележку.

Ребята, вы молодцы. Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.

Ребята, вы сегодня много рассказали о труде взрослых, о том, что необходимо в их работе. Отгадывали загадки, читали стихотворение, помогали дворнику. Вам было интересно?

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ловишка»

Подвижная игра «Ловишка».

Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.

Да.

Я маме люблю помогать.

Дворник.

От слова: двор

Дети повторяют текст за воспитателем.

Грабли.

Лопата

Метла

(Если дети затрудняются с ответами, показываю картинку)

Дворник подметает дорожки вокруг детского сада.

У него в руках метла (веник), и мусор он кладет в тележку.

Подметает, сгребает листья, убирает палки и ветки с участка.

Да, нужна. Потому что, когда дворник работает, то становится чище.

Потому что дворник убирает мусор с площадок.

Мы можем на своем участке подмести.

Собрать листья в одну кучу.

Убрать палки и ветки в тележку дворника.

Дети идут на свой участок и разбирают инвентарь.

Дети убирают грабельки, лопатки, корзинку в шкафчик.

Дети встают вокруг воспитателя, ловят мяч, отвечают на вопрос.

Да, интересно.

Список использованной литературы:

    Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа. – Москва: ТЦ Сфера, 2008

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Труд - это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых -- это для ребенка очень важный стимул.

Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт. Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы:

Экскурсия в библиотеку. Дети узнают: что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.

Беседа с библиографом. Дети узнают:- чем занимаются библиографы . Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Экскурсия к светофору. Дети знакомятся: - с машиной ДПС. Дети узнают:- понятия: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.

Беседа с инспектором ДПС. Дети узнают: - пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС. где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в библиотеку, к светофору, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, инспектору - чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. трудовой воспитание игра

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу - все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик.

Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решают, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.

Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное - у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.

Совместная деятельность

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка).

Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и зарязненные подоконники; дети приносчят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники.

Починка игрушек. Взрослый сшивает углы картонных коробок, дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды дети пришивают пуговицы, завязки.

Подготовка к рисованию, к работе с клеем . Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей.

Уборка участка . Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья.

В детских садах, где взрослые показывают пример энтузиазма, дети приобретают вкус к труду, у них формируется психологическая готовность к нему, а это, пожалуй, самое главное в трудовом воспитании.

Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых.

У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления.

Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

« Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых».

Лагода Инна Викторовна, воспитатель

Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 254 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.

Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т.д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. В детском саду имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд работников детского сада имеет в своем влиянии на воспитанников много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

Детей младшего дошкольного возраста в течение года знакомим с трудом воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, врача, повара, швеи, дворника, шофера. Вместе с воспитанниками посещаем кабинет старшей медсестры, физио кабинет, кухню, кабинет швеи. Приглашаем взрослых рассказать о своей работе детям. За трудом шофера, охранника и дворника ребята наблюдают во время прогулки. При наблюдении за трудом работников детского сада стараемся вызвать у детей интерес к результату труда (засыпанная снегом улица после расчистки удобна для свободного движения пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т. п.). Так постепенно воспитанники начинают понимать значение труда и видеть его результаты.

Знакомство с трудом взрослых не ограничивается рамками детского сада. Воспитанники нашего детского сада из семей железнодорожников, поэтому социокультурная среда, пронизана железнодорожной направленностью. На протяжении пребывания в детском саду развиваем интерес у воспитанников к профессиям железнодорожников.

При ознакомлении воспитанников младшего дошкольного возраста с трудом взрослых мы ставим перед собой цель: формирование представлений о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, воспитание эмоционального и уважительного отношения к труду взрослых и его результатам.

Решаем следующие задачи:

Знакомим детей с трудовыми действиями и орудиями труда;

Развиваем познавательную активность, любознательность, творческие способности;

Воспитываем желание трудиться и положительно относиться к собственному труду, труду других людей и его результатам.

При построении нашей работы по ознакомлению детей с трудом взрослых опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей.

Детские интересы направляем в соответствии с задачами воспитания, расширяем и углубляем их, стараемся придать им устойчивость, нравственную направленность:

Внимательно выслушиваем и отвечаем на детские вопросы;

Формируем интерес к профессиям взрослых;

Развиваем интерес к окружающей действительности;

Осуществляем индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, со значимостью их труда, нами используются следующие методы и приемы:

Экскурсии и встречи с представителями различных профессий, способствующие накоплению ярких эмоциональных впечатлений;

Наблюдения за трудом взрослых, которые способствуют уточнению представлений детей, пробуждают любознательность и интерес к деятельности взрослых;

Беседы закрепляющие, дополняющие знания, полученные во время наблюдений;

Дидактические игры, развивающие память, мышление, воображение и т.д.;

Чтение художественной литературы и ее обсуждение. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка вызывает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им хорошо трудиться;

Рассматривание картинок и иллюстраций, помогающие развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ).

Уточнению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствуют продуктивные виды деятельности дошкольников, такие как конструирование, аппликация, рисование, лепка. Связывая эти виды деятельности с наблюдениями, беседами, чтением художественной литературы стараемся так представить воспитанникам тему непосредственно образовательной деятельности, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое отношение к труженикам.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых, её роли в обществе и жизни каждого человека играют сюжетно-ролевые игры, где усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально - положительного отношения к труду. Темы для игр берутся из известных детям сказок и литературных произведений (К.И. Чуковского «Доктор Айболит», С. Маршака - пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта»), из реальных фактов и событий («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели», «Проводник и пассажиры»).

Полученные знания детьми младшего возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Консультация для воспитателей

«Особенности ознакомления детей дошкольного возраста

с трудом взрослых»

Григорьева Елена Ивановна,

воспитатель МАДОУ № 49,

г. Нижний Тагил

В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых , в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом.

В дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.

В учреждении дошкольного образования из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны различные пути. Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. Второй путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводиться до создания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы .

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии . Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения.

Наблюдения за трудом взрослых оказываются особенно действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения.

Однако экскурсии и беседы (что часто встречается в практике) недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремление самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений , привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и умениями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

Литература: Буре, Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1990.