Способности могут быть потенциальными и актуальными. Общие и специальные способности. Потенциальные и актуальные способности

Для понимания всестороннего развития личности не­обходимо отталкиваться от подразделения самих способ­ностей не по видам деятельности, в которых они прояв­ляются, а на потенциальные и актуальные. Как уже отмечалось, потенциальные способности-это такие, ко­торые можно определить как возможности развития ин­дивида, дающие себя знать всякий раз, когда перед ним возникают новые проблемы, новые задачи, требующие решения. Они характеризуют индивида как бы в его по­тенциальных возможностях, в силу его психологических свойств и особенностей. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции, то возникает так называемая проблема актуальных способ­ностей, т. е. тех способностей, которые реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимо­сти от требований конкретного вида деятельности.

Другими словами, объективные условия жизнедея­тельности индивида иногда таковы, что далеко не каж­дый индивид может реализовать свои потенциальные спо­собности в соответствии со своей психологической приро­дой. При всех условиях актуальные способности будут отличаться от потенциальных, составляя только часть последних.

Вместе с тем одни социальные условия стоят на пути развития потенциальных способностей, другие - предо­ставляют им большой простор.

Социализм, а тем более коммунизм, преодолевая огра­ниченность антагонистического разделения труда, обес­печивая "всех материальными благами, возможностями заниматься общественной деятельностью и т. д., изме­няют соотношение между потенциальными и актуаль­ными способностями в пользу наибольшего развития по­тенциальных. Иными словами, они приводят к созданию таких социальных условий, при которых потенциальные способности получат большой простор для своего разви­тия, а характер социальной действительности будет та­ким, что на какой-то ступени развития личности многие потенциальные способности превратятся в актуальные.



В процессе коммунистического строительства, форми­рования коммунистических общественных отношений со­отношение потенциальных и актуальных способностей будет изменяться в пользу развития потенциальных. Если при капитализме социальные условия развития личности в сфере производства ограничиваются заданным социаль­ным отношением - человек придаток машины, то при со­циализме и коммунизме это отношение меняется именно в своем социальном содержании.

Характер этого отношения прекрасно выражает факт массового рационализаторства на производстве, когда в процессе усовершенствования техники и создания новых методов ее использования проявляется подлинно творче­ское отношение советского рабочего к труду, происходит развитие его способностей.

Конечно, не следует думать, что при социализме и коммунизме потенциальные способности индивида будут совпадать с актуальными. Потенциальные способности могут лишь реализоваться более полно. В этом смысле превращение потенциальных способностей в актуальные есть превращение психических свойств и особенностей индивида в факт его активной социальной деятельности, превращение им своих возможностей в реальность, а его самого-в активного участника общественной жизни.

Как нам представляется, деление на потенциальные и актуальные способности дает возможность рассмотреть способности "в их динамике. Оно показывает диалектику развития личности: социальные условия не создают, но выявляют, делают реальным социальным фактом нали­чие тех или иных потенциальных психических свойств и особенностей индивида.


Интересующий нас методологический аспект связи со­циального и психологического процессов развития спо­собностей заключается в следующем. Способности (и их развитие) не непосредственно соотносятся с социальны­ми условиями, а через занимаемое индивидом в этих со­циальных условиях определенное место. Когда мы рас­сматриваем индивида с точки зрения психологического аспекта, то нас интересует механизм реализации самим индивидом его способностей в смысле превращения по­тенциальных способностей в актуальные. Когда же мы изучаем индивида в социологическом аспекте, то проб­лема его всестороннего развития, возникающая именно в этом плане, выдвигает социальную норму, социальную программу развития способностей; социально-философ­ское обоснование этой проблемы и соотносит даннмо про­грамму с реальным процессом ее воплощения в жизнь на каждом конкретно-историческом этапе. При социализм? и коммунизме это соотнесение соответственно будет раз­личным.

Возникает вопрос: существуют ли, например, при ка­питализме индивиды с всесторонне развитыми способ ностями? На него можно ответить положительно.

Появление этих индивидов оказалось возможным не в результате действия существующих при капитализме со­циальных условий, а в результате опосредованного пси­хологией личности превращения ее потенциальных спо­собностей в актуальные. Это не означает, конечно, что тем самым социальный аспект отрывается от психологи­ческого, что они как бы независимы друг от друга. Пси­хологически личность, реализующая свои способности а условиях, социально препятствующих их развитию, несет на себе печать (часто трагическую) этих общественных условий. Она подчас тратит все свои силы только на то, чтобы защитить свои способности от воздействия небла­гоприятных социальных условий.

Поэтому проблема всестороннего развития личности должна включать в свой состав проблему не только пси­хологических способностей, но и психологического типа личности.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что принцип всестороннего развития личности выступает, во-первых, как методологический для психологии, как выра­жающий определенные требования к развитию, которое

осуществлялось бы не только как развитие способностей (в их особенности и обособленноеги), но и как развитие способного индивида; во-вторых, реально личность мо­жет быть целостной, хотя данные социальные услович еще не обеспечивают такого ее качества. Целостность психического развития личности подразумевает не только, например, равномерность или одновременность развития эмоциональных, интеллектуальных особенностей, но и развитие личностных ее способностей - способностей вы­явить свои возможности, превратить эти возможности в способности, максимально их проявить, уметь соотнести их с реальными социальными условиями, т. е осознать их и т. д.

Наконец, в-третьих, в своем непосредственном выра­жении требование (норма) всестороннего развития лич­ности применительно к психологии означает "необходи­мость выявления всех потенциальных способностей инди вида. Тем самым в тенденции выявляется и формулиру­ется требование как можно более раннего определения способностей и обеспечения возможносги их проявления. Например, в последнее десятилетие в наш быт прочно вошло новое понятие «хобби», которое отражает опре­деленное явление: реальное сокращение рабочего днч дало возможность людям отдавать высвободившееся вре­мя любимому занятию, т. е. непрофессионально прояв­лять свои способности Однако имеют место и такие фак­ты, когда свободное время превращается во «времяуби-вание» в силу своевременной невыявленности личностью своих способностей, склонностей, умений. Хорошо из­вестна печальная судьба таких людей. Поэтому как перед школой, так и перед семьей должна быть поставлена (в плане воспитательном) задача выявления всех спо­собностей детей, выходящих за пределы профессиональ­ного образования Создание сети специальных школ без­условно в определенной мере социально решает эту за­дачу.

Развитие личности было нами раскрыто в социальном плане как превращение потенциальных способностей в актуальные. Под потенциальными способностями в со­циальном смысле имеются в виду опредмеченные челове­чеством в продуктах и предметах культуры его мате­риальные и духовные богатства, которые могут быть рас-предмечены каждым индивидом. Степень этого распред-


мечивания, выражающаяся в реальном развитии способ­ностей личности, и выявляет меру превращения потен­циального в актуальное. Эта степень распредмечивания также представляет собой реальное содержание всесто­роннего развития личности.

Необходимо связать и соотнести этот социально-фило­софский аспект проблемы с собственно-психологическим превращением потенциальных способностей в актуальные самим индивидом. Выявление и развитие потенциальных способностей (в психологическом смысле) индивида не может происходить вне их соотнесения с общественными, опредмеченными в "науке, культуре и т. д. способностями. Поэтому не существует отдельно психологического про­цесса превращения потенциальных способностей в акту­альные, он осуществляется как общественный процесс, будучи индивидуальным по форме и способу реализа­ции.

Развитие потенциальных свойств и особенностей К. Маркс называет развитием «сущностных сил» чело­века, т. е. сил, призванных распредметить общественную сущность, хотя они рассматриваются им как «органы его индивидуальности». Это означает, что проблема всесто­роннего развития личности в философском аспекте при­водит-хотя на первый взгляд это кажется противоре­чием - к проблеме индивидуальности. Здесь следует иметь в виду, что противоречие между всесторонностью и индивидуальностью выступает в том случае, если ин­дивидуальность понимается как односторонность или однобокость развития личности.

Понятие «индивидуальность» означает, что каждый человек выступает как целостный общественный человек, как представитель человечества и вместе с тем как непо­вторимая и своеобразная личность. В реальной диалек­тике всесторонности и индивидуальности можно просле­дить, как индивид, совершенствуя свою деятельность, пре­образуя природу, развивается сам и выступает непросто как индивид, а как родовое существо, общественной при­роде которого присущи различные, многообразные по­тенциальные свойства и особенности.

Важным основанием для критерия всесторонности личности выступает развитие потенциальных свойств и особенностей человека как его «сущностных сил». Иначе говоря, всестороннее развитие личности включает своим

непременным условием максимальную реализацию и раз­витие потенциальных способностей человека как родо­вого существа. Во всех проявлениях человека как целост­ного, родового существа, независимо от того, будет ли он выполнять свою профессиональную работу, читать книгу, смотреть спектакль, общаться с другими людьми и т.п.,- во всех этих проявлениях его социальной деятельности развитые потенциальные способности реализуются мак­симальным образом.

Превращение потенциальных способностей в актуаль­ные всегда будет различным у разных индивидов в том смысле, что одни из них смогут развить гораздо больше потенциальных способностей, до такой степени, что они станут актуальными, другие - меньше. Причины этого могут быть самые "различные, в том числе ими оказываются и индивидуальные психологические особен­ности индивида.

В условиях социализма и коммунизма развитие при­родных, в том числе психологических, свойств человека из стихийного процесса превращается в сознательный, общественно управляемый. Кроме того, все создаваемое обществом достояние: материальные блага, духовная культура, наука и т. д.-выступает не простой совокуп­ностью знаний, умений и т. д., а превращается в общест­венно необходимый способ развития индивида.

Неправомерными кажутся попытки понять всесторон­нее развитие личности через перемену видов деятель­ности, через объем знаний, стремление представить дело таким образом, что всесторонне развитый человек якобы тот, который умеет все делать. Делать все - по плечу только обществу в целом, но невозможно требовать это­го от одного человека, какой бы яркой индивидуаль­ностью он ни был.

Для совершенствования индивида необходимо сня­тие препятствий на пути проявления и развития его по­тенций, на пути овладения им теми богатствами, которые выработало человечество.

Потенциальными по отношению к развитию каждого индивида останутся его индивидуальные психические свойства, а опредмеченные способности человечества ста­нут для него более актуальными.

Лишь при коммунизме в полной мере может быть во­площено положение К. Маркса о том, что «индивидуаль-


ная и родовая жизнь человека не являются чем-то раз­личным-» 24 . Развитие способностей человека не будет свя­зано лишь с теми или иными видами его деятельности. Это, конечно, означает не то, что исчезнут конкретные виды деятельности и развитие в них актуальных способ­ностей, а лишь то, что развитие потенциальных и акту­альных способностей будет зависеть не только от видов деятельности, но от всей жизнедеятельности индивида в целом и способа ее организации.

Важным признаком всестороннего развития личности является развитие в первую очередь тех способностей, которые отвечают психологической природе данного че­ловека, характерным для него свойствам и потенциям, или, как говорил С. Л. Рубинштейн, развитие в соответ­ствии с его «строем мыслей и чувств». Иначе говоря, для всестороннего развития личности необходимо развить потенциальные свойства и особенности с учетом психо­логической природы самого человека.

Существенным основанием для критерия всесторон­него развития личности (в соответствии с ее психологи­ческой природой) служит также необходимость разви­тия «сущностных сил» человека, его психических про­цессов и особенностей до уровня способностей. Здесь имеется в "виду, что само развитие психических процессов или деятельностей имеет различные уровни. Высшим уровнем являются способности личности. В этом случае возникает психическая деятельность особого качества, что выражается и в изменении регуляции деятельности, и в психической активности, а также в изменении моти-вационных особенностей личности.

Развитие человека как родового существа, обладаю­щего многообразными потенциальными свойствами и осо­бенностями, сущностными силами, под которыми К. Маркс понимал человеческие отношения к миру- «зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление» и др., в первую очередь предполагает развитие последних до степени способностей безотносительно к тому, насколько это полезно в тот или иной отрезок времени, независимо от того, связано ли это непосредственно с деятельностью человека или нет. Развитие всех потенциальных возмож­ностей каждого человека как родового существа для

24 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 119. 172

марксизма выступает как самоцель, как истинное богат­ство для общества в целом.

К. Маркс писал: «На самом же деле, если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же иным является богатство, как не универсальностью потребностей, спо­собностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к како­му бы то ни было заранее установленному масштабу? Че­ловек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то оконча­тельно установившимся, а находится в абсолютном дви­жении становления?» 2й.

Развитие личности не ограничивается лишь ее всесто­ронностью. Всестороннее развитие личности выступает одной из важнейших предпосылок индивидуальности. Ко­нечно, индивидуальность не всегда возникает на основе всестороннего развития личности, но всестороннее разви­тие личности создает ту благоприятную почву и основу, на которой легче всего проявиться индивидуальности. И напротив, чем меньше возможностей для всестороннего развития личности, тем меньше возможностей и для про­явления индивидуальности.

Иногда считают, что всестороннее развитие личности означает чуть ли не уравнивание всех индивидов друг с другом. Однако подобное представление едва ли можно признать верным не только в плане социальном, но и в плане психологическом. Ведь известно, что даже одни и те же музыкальные способности различных индивидов имеют разную психологическую основу.

Теснейшим образом понятие индивидуальности свя­зано также со способностями человека. Как уже отме-

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч. I, с. 476.


чалось, проблема способностей неразрывно связана и понятием неповторимости, своеобразия, уникальности человека. Чем более тот или иной человек наделен при­родными потенциальными особенностями, тем более он потенциально индивидуален, тем больше оснований име­ется у него, при прочих равных условиях, стать индиви­дуальностью, конечно, при наличии благоприятных со­циальных предпосылок.

Большинство исследователей исходят из того, что об­щественное развитие не только не ведет к уравниванию индивидов, но способствует развитию и проявлению их индивидуальности. Г. М. Гак, связывая всестороннее раз­витие личности с развитием родовой жизни, пишет:

«...чем всестороннее будет развит человек, чем богаче он будет в своих общих определениях, чем полнее каждый индивид будет представлять богатство родовой жизни, тем богаче будет индивидуальность как своеобразное вы­ражение этого общего. Всесторонность развития отнюдь не означает уравнивания природных задатков, личного жизненного опыта, интеллектов, воль, характеров, исчез­новения всяких различий в мнениях и суждениях» 2 ".

Итак, всесторонность развития личности самым тес­нейшим образом связана с развитием ее индивидуаль­ности.

Раскрывая содержание индивидуальности, многие авторы связывают ее с неповторимостью черт и особен­ностей каждого отдельного человека, причем в трактовке этой проблемы нередко смешивается индивидуальность с индивидом, с личностью, с человеком как общим родо­вым понятием. Сейчас в литературе наметилась плодо­творная тенденция разграничивать понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» и т. д.

Серьезную попытку в плане различия личности и ин­дивидуальности сделал И. И. Резвицкий. Он пишет. «Понятие индивида характеризует человека как пред­ставителя вида Homo sapiens и фиксирует комплекс его природных свойств. Понятие личности обозначает чело­века как члена общества и фиксирует совокупность его социальных свойств. Понятие индивида и понятие лич­ности, таким образом, характеризуют человека не в це­лом, а лишь с какой-то одной стороны. Но человек вы-

Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 161 174

ступает перед нами не только той или другой своей сто­роной, он является одновременно целостным существом, что должно быть зафиксировано специальным понятием. Таким понятием является понятие индивидуальности, характеризующее целостного человека в единстве его природных и социальных качеств». Разъясняя свое по­нимание индивида, автор подчеркивает, что оно суще­ствует для обозначения природной стороны человека. «Понятие индивида как организма неразрывно связано с понятием человеческой индивидуальности, выражает ее природную основу. В качестве индивида человек яв­ляется природным носителем индивидуальности»",- пишет И. И. Резвицкий.

В соответствии со своей трактовкой личности и инди­вида И. И. Резвицкий считает, что «к числу наиболее важных признаков человеческой индивидуальности отно­сятся: целостность, обособленность, неповторимость, ав­тономность, наличие внутреннего «я», творчество» 28 .

По нашему мнению, здесь автор понятие индивидуаль­ности смешивает с понятием человека, а понятие индиви­да относит к числу природных характеристик человека, тогда как оно связано со специфическим качеством и специфическим уровнем общественного бытия. Понятие индивидуальности толкуется им слишком расширитель­но, включая и общеродовые, и индивидуальные признаки человека.

Иную трактовку понятия индивидуальности дает И. С. Кон. Он рассматривает индивидуальность как био­логическое явление. «Индивидуальность как неповтори­мость каждого отдельного человека есть прежде всего факт биологический» 2 ",-пишет он. Подчеркнув биоло­гичность как главную характеристику индивидуальности, И. С. Кон далее вводит понятие социальных ролей:

«...Индивидуальность является, во-первых, следствием биологического своеобразия организма, во-вторых, след­ствием специфических особенностей развития данного индивида. Есть еще и третий, особенно важный с социо­логической точки зрения момент: сама противоречивость общественных отношений обусловливает известную авто-

27 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973, с. 49-50.

28 Там же,с. 29.

у Кон И. С. Социология личности. М, 1967, с 29.


номию личности от каждой из ее социальных ролей. Ка­кими бы общими, безличными ни были роли, взятые в от­дельности, их структура, их интеграция в личности от­дельного индивида всегда является уникальной, специ фической только для него» 30 .

Попытки раскрыть индивидуальность через биологи­ческие особенности человека представляются весьма спорными. Видимо, они проистекают от.недостаточно чет. кого разграничения понятий индивида и индивидуаль­ности, понятия индивидуальности и собственно психоло­гического термина «индивидуальные различия». Но и во втором случае речь идет не о биологических, а о психи­ческих различиях, не исчерпывающих, однако, понятия индивидуальности. По нашему мнению, прав И. И. Рез-вицкий, когда пишет, «что человеческая индивидуаль­ность "всегда предполагает наличие индивида с комплек­сом его природных свойств, однако человеческий индиви о становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью» 31 . Следует сказать, что, хотя природные особенности человека, вероятно, со­ставляют некоторую непосредственную предпосылку его индивидуальности, было бы точнее рассматривать их как предпосылку способностей человека, а уже затем анали­зировать в плане соотношения способностей и индиви­дуальности.

Ряд философов, говоря о неповторимости индивиду­альности, подчеркивают, что ее нельзя понимать как нечто такое, что является исключительным, неповторимым и чего нельзя отыскать в других людях. На это обраща­ют внимание советские философы В. П. Тугаринов, Г. М. Гак и др., а также немецкий марксист Р. Миллер.

Конечно, эти авторы правы, когда говорят, что инди­видуальность не следует понимать как замкнутое, абсо­лютно неповторимое явление: в самой индивидуальности можно различать и общие, и особенные, и единичные свойства. Однако в их толковании индивидуальности не выделяются какие-либо признаки, которые существенны для понимания индивидуальности в социальном плане.

«В действительности индивидуальность есть своеоб-

33 Кон И. С Социология личности, с. 34

31 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности с. 51.

разное, неповторимое проявление общего, а не нечто сверх этого... - пишет Г. М. Гак.- Именно потому, что индивидуальность есть уникальная форма существова­ния общего... Индивидуальность присуща как телесной организации человека, так и его духовной жизни. Люди всегда различались и будут всегда различаться не только своей походкой, голосом, почерком и т. п., но и проявле­ниями всякой жизнедеятельности... Различия в сфере индивидуальности суть различия степени силы и яркости проявления общего, они суть и различия структурные...

Индивидуальность - это то уникальное, неповтори­мое в проявлении всего этого общего, что отличает одно­го индивида от другого» 32 .

Таким образом, говоря о неповторимости индивиду­альности, авторы подчеркивают значение биологических свойств человека и, кроме того, отмечают, что эта не­повторимость есть уникальная форма существования об­щих свойств, или, по выражению Г. М. Гака, своеобраз­ное проявление родовой жизни.

Как нам представляется, такое объяснение индиви­дуальности не совсем убедительно, и прежде всего пото­му, что в пего вводятся главным образом биологические особенности. Что касается объяснения индивидуальности как своеобразного проявления родовой жизни, то оно бесспорно, но слишком широко и поэтому не раскрывает сущности индивидуальности.

К числу попыток разграничить понятия индивида и индивидуальности в нашей литературе относятся выска­зывания С. Л. Рубинштейна, Л. П. Буевой, Б. Г. Ананье­ва и др.

С. Л. Рубинштейн разделяет понятия «индивид» и «индивидуальность». Для него реальным индивидом вы­ступает действующий человек как носитель общих свойств психики. Под индивидуальностью С. Л. Рубин­штейн понимает человека, которому присущи особенные, единичные и неповторимые свойства, возникшие в ходе его индивидуального развития, особых обстоятельств его жизни, деятельности и воспитания 33 . Но у С. Л. Рубин­штейна определение индивидуальности носит собствен­но-психологический характер.

Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 19-

См: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 309.


Л. П. Буёва, Проводя различие между индивидом и индивидуальностью, считает, что как индивид человек выступает преимущественно в качестве пассивного носи­теля социальных функций, отношений и свойств психики. Но если речь идет об индивидуальности личности, то, по-видимому, она выражается в своеобразии ее сущест­венных социальных качеств, которые проявляются и реа­лизуются в ее социальной деятельности 34 .

И у С. Л. Рубинштейна, и у Л. П. Буевой индивид вы­ступает в качестве носителя общих свойств психики, но одновременно рассматривается и как пассивный носи­тель социальных функций.

Б. Г. Ананьев, дифференцируя понятия индивида и индивидуальности, пишет, что «индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью. На наш взгляд, как было показано ранее, для этого ин­дивиду нужно стать личностью» 35 .

Из этого видно, что и Б. Г. Ананьев в понимании ин­дивидуальности ставит акцент на воплощении и реали­зации возможностей природы человека.

С. С. Батенин, Л. С. Мерзон и С. С. Левина сосредо­точивают внимание на социальной значимости деятель­ности индивидуальности. «Индивидуальность челорека формируется и проявляется прежде всего в том, как, в какой степени овладевает он общественно-историческим опытом» 36 ,-пишет С. С. Батенин. Согласно Л. С. Мер-зон и С. С. Левиной, «индивидуальность - это не просто «мое» собственное достояние, а тот реальный вклад, ко­торый вносит конкретная личность в общее дело благо­даря своим индивидуальным данным и тем условиям, которые предоставляются самим обществом для реали­зации этих данных... Основным направлением развития индивидуальности становится ее полезность обществу, гражданственность» ".

34 См.: Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 32-35.

35 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968, с. 330.

36 Батенин С. С. Проблема человека в марксистской философии.- В кн.: Коммунизм и личность. Л., 1966, с. 13.

37 Мерзон, Л.С., Левина С. С. Коммунизм и свобода личности.- В кн.: Коммунизм и личность, с. 99-100.

Нам представляется, что, выделяя и дифференцируя природный, психологический и социальный аспекты про­блемы индивидуальности, анализ можно начинать толь­ко с последнего. Поэтому прежде чем рассмотреть ос­новную - в плане нашего анализа - зависимость «спо­собности-индивидуальность», необходимо обратиться к собственно-философскому и социальному аспектам проблемы.

Понятие «индивидуальность» должно быть абстраги­ровано от биологических особенностей - от телесной ор­ганизации и таких признаков, как голос, походка, почерк и т. д., ибо в нем заключается прежде всего обществен­ная характеристика.

По-видимому, понятие индивидуальности в плане со­циальном, общественном означает прежде всего такой способ общественного бытия индивида, который возмо­жен лишь на определенной ступени общественно-исто­рического развития. На этой ступени возникает потреб­ность в неповторимом вкладе индивида в общественное развитие. Если в настоящее время индивиды в общест­венном отношении выступают в известном смысле как взаимозаменяемые, то при коммунизме само общество создаст общественную потребность в неповторимости каждого индивида - его общественного способа деятель­ности, создаваемого им продукта. В этом понимании всестороннее развитие личности является предпосылкой развития индивидуальности. На первый взгляд это ут­верждение кажется парадоксальным. Однако оно кажет­ся таковым только в том случае, если индивидуальность понимать как односторонность, которая в этом случае рассматривается как нечто более ограниченное, бедное, чем всесторонность. Именно при подобном подходе к пониманию всестороннего развития личности теряется принцип «развития», т. е. совершенствования, выявле­ния, становления (прежде всего способностей), а сохра­няется только понятие всесторонности, которое противо­поставляется индивидуальности как односторонности.

Принцип всестороннего развития означает создание социальных условий для развития способностей во всех возможных направлениях, а принцип индивидуализиро-ванности,или индивидуальности,-социальную реализа­цию индивидуального пути или способа развития способ­ностей и всей личности в целом.


Однако если понятие всесторонности не проецировать на отдельного индивида (понимая под всесторонностью его развития набор всех видов человеческой деятельно­сти), а рассматривать ее в историческом плане как сово­купную деятельность человечества, а в индивидуальном плане-как общественную активность индивида, как превращение им своих возможностей в действительность, то это противоречие превращается в свою противополож­ность: всесторонность развития способностей рода совпа­дает с индивидуальностью развития способностей инди­вида.

Однако социальный подход к проблеме не ограничи­вается проблемой всестороннего развития. Последняя представляет собой конкретно-историческую проблему и перспективу развития личности при определенных усло­виях (социализме и коммунизме). Социальный же под­ход в целом должен объяснить проблему формирования индивидуальности и при других конкретно-исторических условиях, например при капитализме. И в современных условиях, и в предшествующих общественно-исторических формациях существовали индивидуальности, выражая степень, направление развития индивидами своих воз­можностей. Какой же социальный смысл вкладывается в понятие индивидуальности?

Капиталистическое общество также создает общест­венную потребность в индивидуальном вкладе, в разви­тии индивидуальности, однако здесь выступает принци­пиально иное социальное содержание понятия индивиду­альности: при капитализме создается общественная по­требность в развитии индивидуальности лишь некоторых индивидов, но не большинства, а тем более не всех.

При коммунизме же индивидуальностями станут все индивиды. При социализме, как известно, действует фор­мула «От каждого по способностям», которая также предполагает определенное социальное содержание- общественную потребность в использовании (включен­ности) способностей каждого индивида. Однако эта фор­мула фиксирует наличный уровень способностей инди­видов, создавая лишь общественные предпосылки для их всестороннего развития.

Таким образом, понятие индивидуальности непосред­ственно связано с характеристикой конкретно-историче­ских этапов общественного развития.

Конечно, неверно было бы думать, что для индиви­дуальности не имеют значения психические свойства и особенности индивида и степень их развития. Наоборот. индивидуальность предполагает развитие психических свойств индивида в социальных интересах.

Иными словами, индивид и индивидуальность далеко не равнозначные понятия. Индивид-предпосылка инди­видуальности, но не сама индивидуальность; причем отнюдь не при всяких условиях, как психологических, так и социальных, индивид может стать индивидуаль­ностью.

Итак, между понятиями «индивид» и «индивидуаль­ность» имеются существенные различия. Вместе с тем и между понятиями «личность» и «индивидуальность» так­же нет тождества.

В чем же заключается их единство и различие?

По нашему мнению, понятие личности определяется прежде всего характером общественных условий и отно­шений, в которые она попадает. Иными словами, лич­ность - продукт определенных общественных условий. Индивидуальность же связана прежде всего с внутрен­ними качествами личности п означает направление, ха­рактер, способ развития индивидом своих возможностей степень этого развития. Индивидуальность характери­зует прежде всего внутренние потенции человека и сте­пень их реализации в данных социальных условиях.

Само собой разумеется, что характер личности зави­сит не только от внешних условий, но во многом опреде­ляется ее внутренними качествами. Вместе с тем и ха­рактер индивидуальности не целиком обусловлен лишь внутренними качествами личности, а зависит также и от характера окружающих условий. Однако при наличии этой зависимости следует проводить различие между тем, что определяет развитие человека со стороны его социальных условий, и тем, что исходит от самой лично­сти и определяется ее внутренними качествами и свой­ствами. Ведь в одних и тех же условиях различные люди могут поступать по-разному. Эти различия определяются прежде всего их внутренней уникальностью и своеобра­зием.

И если характер личности связан прежде всего с ха­рактером данных социальных условий, то индивидуаль­ность в основном характеризуется степенью концентра-


ции и мобилизации психологических качеств человека на решение тех или иных социальных задач. Однако, включая в себя различные психологические качества, она

отнюдь не сводится к ним.

Высказывания К. Маркса дают возможность предпо­ложить, что продуктом, результатом общественного раз­вития различных индивидов являются различные инди­видуальности. При наличии индивидуальности выполне­ние социальной деятельности индивидами будет харак­теризоваться типичными лля каждой индивидуальности приемами и способами решения встающих перед ними задач и проблем; общественным результатом их деятель­ности будет реальный вклад в общественное развитие.

Но если на протяжении всего исторического развития человечества формирование индивидуальности происхо­дило за счет, говоря словами Маркса, «большинства че­ловеческих индивидов», то коммунизм будет представ­лять собой общество, состоящее из индивидуальностей.

Индивидуальность связана с наличием определенных способностей, однако не всегда обладание таковыми по­рождает индивидуальность. Конечно, чтобы развилась индивидуальность, необходим определенный уровень развития способностей. Но индивидуальность связана с умением проявить и использовать эти способности, с умением превратить потенциальные способности в акту­альные.

Оценка способностей человека - фактически задача прогнозирования успешности реализации им данного вида деятельности. Естественно, это задача статистическая, решаемая в условиях высокого уровня неопределенности, и, следовательно, даже в принципе допускает ошибки методического характера.

При этом ошибки могут быть двоякого рода:

  • принимается решение об отсутствии способностей у данного индивида при их объективном наличии (ошибки первого рода);
  • принимается решение о наличии способностей при их объективном отсутствии (ошибки второго рода).

К сожалению, практически отсутствует статистика по ошибкам второго рода. Они как бы случайны, не поучительны и не представляют общественного интереса. Что касается ошибок первого рода, то они предаются широкой огласке, интригуют общество и анализируются. Среди тех, кому ошибки первого рода едва не перекроили судьбу и чуть не закрыли путь к всемирной славе, оказались полководец А. Суворов, писатель А. Чехов, математик Н. Лузин, физик А. Эйнштейн, артист И. Смоктуновский и многие другие.

В этой связи, если говорить строго математически, речь может идти не об измерении самой способности, а лишь о ее статистической оценке. Источники ошибок при оценке способностей человека разнообразны .

Во-первых , не всегда можно учесть конкретные условия, в которых находится испытуемый. Даже наличие врожденных задатков не гарантирует проявление способностей. Причиной может стать, например, расхождение между склонностями и способностями из-за отсутствия интереса к деятельности, требующей тех способностей, которые у индивида пытаются обнаружить.

Во-вторых , из-за сложного переплетения врожденных и социально приобретенных факторов, обусловливающих способности, часто оцениваются не сами способности, а качества личности.

В-третьих , наиболее распространенный показатель проявления способностей - быстрое усвоение знаний и умений при высокой результативности деятельности - необъективен. Не последнюю роль в достижении делового успеха играют воля, целеустремленность, упорство, решительность и другие качества личности. Для практики обучения и воспитания с такими источниками «помех» при оценке способностей, конечно, можно мириться. Но в научно-теоретическом, исследовательском плане, где требуется «чистота» результата, это недопустимо.

В-четвертых , ошибки в оценках способностей могут возникать и из-за явления их компенсации. Как известно, структуру способностей составляет целая совокупность факторов. Например, литературная способность не может опираться только на богатую фантазию. Здесь требуются эстетические чувства, образная память, интерес к психологии человека и др. Вместе с тем способности разных людей к одной и той же деятельности могут обеспечиваться различными качествами. Например, в структуре математических способностей у одного человека ведущим является память на числа и операции, у других - логичность и аналитичность мышления. В итоге одинаковый успех в деятельности достигается за счет различных составляющих способностей. Более того, недостаточный уровень развитости одной составляющей может быть скомпенсирован за счет более яркого проявления другой.

Таким образом, структура способностей обеспечивает индивиду свойство компенсации одних способностей другими, опираясь на сильные стороны его личности. Однако если в этих условиях оценивать уровень развитости той -составляющей, которая исследователю представляется наиболее значимой относительно результатов деятельности, и не учесть явления компенсации, то данный индивид может быть признан неспособным относительно требований этой деятельности. При этом допускается ошибка первого Из приведенных примеров видно, что свойство компенсации проявляется в пределах как одного вида деятельности, так и различных видов. Правда, механизмы компенсации оказываются разными: в первом случае говорят о психофизиологических аспектах компенсации, во втором - о социальных.

Существует большое количество тестовых процедур, предназначенных для оценки способностей. Однако они, по сути дела, выявляют не способность, а факт наличия у человека определенного уровня знаний, умений, навыков и опыта, оперативность мышления, находчивость. Более того, тесты зачастую игнорируют динамику приобретения индивидом этих элементов, которые составляют основу жизнедеятельности человека. Вместе с тем способными в рамках какой-то конкретной деятельности могут быть в одинаковой мере и тугодумы, и «скоростники». Говорят, что в детстве Нобелевскому лауреату физику Нильсу Бору с большим трудом давались решения задач средней сложности из-за чрезвычайной инертности мышления.

В деятельностном подходе при диагностике способностей в качестве критериев оценки способностей чаще всего рассматриваются:

  • темпы продвижения в овладении данным видом деятельности;
  • широта переноса формирующихся психологических качеств (влияние ранее сформированных качеств на приобретенные);
  • соотношение нервно-психических затрат и результатов деятельности.

Как правило, такой путь затрудняет оценку способностей у детей, которые еще не владеют пи одним видом профессиональной деятельности.

В функциональном подходе диагностику способностей предлагается осуществлять через показатели количества и степени выраженности врожденных задатков. Однако и здесь возникают трудности с отбором тех задатков, которые включены именно в оцениваемую способность. Более того, погрешности в оценке появляются из-за неравномерного процесса развития самой личности. Например, наличие возрастных сенситивных периодов, половое созревание приводят не только к сдвигу во времени составляющих способностей, но и к вариации по выраженности. Все это свидетельствует о том, что проблема способностей далека от завершения и науке предстоит приложить много усилий не только в плане теории, но и в организационном аспекте, собирая воедино всю информацию, полученную в различных направлениях исследования.

Первичные и вторичные нормы поведения называются актуальными способностями (см. табл. 2). Это понятие необходимо потому, что эти нормы даны человеку в его развитии как способности. Они являются измерениями развития, проявления которых усиливаются или подавляются благоприятными или тормозящими влияниями окружающей среды. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. В связи с этими психосоциальными нормами возникают следующие вопросы:
Каким образом возникают конфликты? Как можно соответствующим образом описать эти конфликты? Что стоит за симптомами психических и психосоматических расстройств и ограничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?

В западных странах мы наблюдаем тенденцию к превознесению вторичных способностей, например способности к достижению, что сопровождается снижением роли первичных способностей, например, способности к общению. На Востоке, напротив, проявляется склонность выделять первичные способности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вторичные способности теряют свое значение.

Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я-идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликт-центрированной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают?» проанализировать отдельные актуальные способности при помощи ключевых вопросов.
В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он порядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку получает отвергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуален, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».

Таким же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствующих переживаний на настроение и физическое состояние. Так, например, педантичность, неаккуратность, ритуализированная чистoплотность, небрежность, чрезмерные требования к пунктуальности, непунктуальность, принудительная совестливость или необязательность, помимо социальных конфликтов, ведут также и к психическим, и психосоматическим расстройствам. Например, к таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, в дыхательных путях, в сердечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опорно-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже.

табл. 2 Актуальные способности в позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан)

За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

v Актуальные и потенциальные способности.

С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.

v Общие и специальные способности .

Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общиеи специальные способности. Вслед за Б.М.Тепловым специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности . Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф.Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей . Она представлена, по мнению В.Н.Дружинина, тремя видами: интеллектом , креативностью и обучаемостью .

v Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

· интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

· обучаемость, как способность к приобретению знаний;

· креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения . Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению; 2) способность к оперированию символами;
3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Общие элементарные способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.; это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку дости-гать в ней высоких результатов. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

Учебные и творческие: Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.

Умственные и специальные: Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д.


Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей .

Математические;

Конструктивно-технические;

Музыкальные;

Литературные;

Художественно-изобразительные;

Физические способности;

Парапсихологические (экстрасенсорные).

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Потенциальные и актуальные способности:

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными .

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям , как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными.

Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей .

Сензитивный - благоприятный. Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.