Краткосрочный исследовательский проект в младшей группе доу. «Воздух вокруг нас». НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе План познавательно исследовательская деятельность 2 младшая

Гулевич Татьяна Анатольевна

МБДОУ №18 Жаворонок

Воспитатель

Открытое занятие познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Развивающие:

Развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя / детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского « Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход НОД.

Мотивационный «шум воды».

А вы любите, когда к нам приходят гости?

Ребята, кто же к нам сегодня придёт в гости? Закройте глаза и послушайте внимательно. Вы что-то сейчас услышите.

Ребята, открывайте глаза, что вы услышали? Вы заметили, какой голос у воды. Что вода делает?

Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?

I. Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто такая я?

II. Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет,

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

Правильно, к нам в гости сегодня придет Волшебница-Вода!

О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. (Закрепляет с детьми).

Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная. (Закрепляет с детьми).

Ребята подойдите к столу сюда. Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.

А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Физминутка.

«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (показывается раскрывание кисте рук, как бутона)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой-ёй-ёй (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте).

Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные емкости.

Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Д/И «Кому нужна вода?»

Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки).

Ребята, так кому нужна вода? Правильно, всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).

Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром из чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Цель. Создать условия для формирования интереса к познавательно — исследовательской деятельности

Задачи. Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия, изучая свойства льда. Закреплять и расширять знания о диких и домашних животных республики Татарстан. Развивать активный словарь детей. Воспитывать интерес к живой и неживой природе родного края

Ход образовательной деятельности
Воспитатель.
Однажды утром мама сказала мальчику, что сегодня на улице очень хорошая погода и светит солнышко. Но тут на небе показалось облако, и мама предложила остаться дома, вдруг будет холодно или пойдет снег. В какое время года бывает снег?
Дети. Зимой.

Воспитатель. Мальчик посмотрел на облако и сказал, чтобы оно уходило с неба и не мешало гулять. Дети, а как бы вы поступили? (Уточняю и обобщаю ответы детей)
А облако улыбнулось, заглянуло в окошко к мальчику и предложило погулять по небу.
Дети, давайте, и мы вместе с мальчиком отправимся на прогулку. (Дети садятся на облачко, расположенное на полу.)
Поплыли над крышами домов, покрытыми снегом, над улицами, машинами, над нашим детским садом, городом, лесом и полями. Посмотрите, ребята, внизу стоит сундучок. Посмотрим, что же лежит в сундучке? (Открываю сундучок и показываю детям картинки, раздаю их. Дети называют животных, изображённых на картинках.)
— Ребята, как можно назвать всех, кто изображён на картинках, одним словом?
Дети. Животные.

Воспитатель. Дети, посмотрите, у нас здесь есть уголок леса, где растут разные деревья: береза, дуб, клен. Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети. Дикие животные.

Воспитатель. А в этом уголочке у нас стоит домик. Кто живет рядом с человеком в деревне или у вас дома?
Дети. Домашние животные.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свои картинки, подумайте, куда вы пойдете – в лес или к домику? По сигналу «В дом», начинайте искать свой дом.
(Р\и «Найди домик». Спрашиваю детей, почему они выбрали дом или лес, уточняю и обобщаю ответы детей.)
Молодцы, дети, все правильно нашли свой дом. Домашние животные живут рядом с человеком, а дикие животные живут в лесу. Продолжаем нашу прогулку, садимся на облачко и летим дальше. Дети, послушайте, кто-то плачет. Что же случилось? (На доске выставлены изображения детенышей животных.) Ребята, посмотрите, детеныши некоторых животных потеряли своих мам и им очень грустно. Поможем найти мам? Но для того, чтобы помочь им мы должны правильно сказать, как зовут маму и как зовут детеныша. (Р\и «Мамы и дети».) Мы помогли нашим маленьким друзьям найти мам. Они благодарят за помощь. А мы сейчас поиграем в снежки. (Музыкально — подвижная игра «Игра в снежки»)
Наша прогулка продолжается. Ребята, а кто зимой спит в берлоге?
Дети. Медведь. Давайте попробуем его позвать, может он уже проснулся, ведь скоро весна. Все вместе скажем «Ау». (Игровое упражнение «Эхо»)

Воспитатель. Закричали все: «Ау!» Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо — тихо: «Ау! Ау!».
Воспитатель обращает внимание на «сугроб», покрытый снежинками.
Ребята! Посмотрите, какой большой сугроб? Припорошило снегом кого-то, может, здесь медвежонок спит. Сдуем снежинки и посмотрим. (Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку». Дети дуют на сугроб, снежинки разлетаются и появляется медвежонок. Рядом с медвежонком стоит прозрачный стакан со льдом)
Ребята, посмотрите, медвежонок проснулся. Здравствуй, медвежонок. Медвежонок, а что у тебя в стакане? Ребята, а вы как думаете, что в стакане?
Дети. Это вода.

Воспитатель . И медвежонок, говорит, что он осенью поставил на стол стакан с водой. (Показываю детям стакан со льдом и переворачиваю его вверх дном.)
Какая же это вода, если она не выливается? Медвежонок расстроился и не знает, что теперь делать. Объясним ему, куда делась водичка. Куда подевалась вода, дети? Ребята, сможете объяснить, что случилось с водой?
Дети . Вода в стакане замерзла и превратилась в лед.

Воспитатель. Почему вода замерзла?
Дети. Потому что, зимой холодно.

Воспитатель . Да, ребята, никуда вода не исчезла, она просто превратилась в лед. Но ведь медвежонок хочет пить. Дети, как же помочь медвежонку? (Предоставляю детям возможность потрогать лед в стакане. Дети предлагают варианты решения проблемы.) Правильно, надо его нагреть. Тогда лед растает и снова превратится в воду. Сейчас попробуем нагреть лед. Положим лед на теплую ладошку и посмотрим, что получится. (Раздаю детям кусочки льда.)
Что случилось со льдом?
Дети. Лед начал таять и на ладошке появилась вода.

Воспитатель . Что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду?
Дети. Грели.

Воспитатель. А как нагревали?
Дети . Грели ладошками, потому что ладошки теплые.

Воспитатель. Медвежонок благодарит нас, за то, что мы ему объяснили, куда подевалась вода и как можно растопить лед. Вода просто замерзла и превратилась в лед, а лед можно растопить, если его нагреть. А теперь нам пора возвращаться домой, встаем на облачко и летим обратно в детский сад. А мальчик на облаке отправится домой, где он расскажет маме, как гулял по небу на облаке вместе с ребятами из детского сада. Как вместе помогли маленьким детенышам диких и домашних животных найти своих мам, рассказали медвежонку, почему замерзла вода и показали, что бывает со льдом, если его нагреть.

Название: Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Веселая прогулка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Вторая младшая

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №77
Месторасположение: г. Нижнекамск РТ

Дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

1. Наш сквер.
Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».
Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Описание проекта:

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.

В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

  • игровая
  • познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная
  • коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

учебная (речевое развитие, рисование, лепка) .

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) . Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

  • особый интерес к исследованию природы
  • развивает мыслительные операции
  • стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
  • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
  • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту) , способствует развитию памяти.

В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество Организации с семьей
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.

Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.

Цель проекта:

Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи проекта:

Для педагога:

  • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок» ;
  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
  • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок» ;
  • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".

Для детей:

  • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок) ;

  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • изготовить фото-коллажи:
  • «Наши опыты с водой!»
  • «Наши опыты с воздухом!»
  • «Наши опыты с песком!» .
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Участники проекта и их роль в реализации проекта:

Участники Функции

Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект

Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»

Ведут наблюдения за детьми

Проводят мониторинг

Воспитанники Творчески развиваются

Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями

Активно участвуют в проекте

Родители Получают информацию

Взаимодействуют с педагогами

Участвуют совместно с детьми в проекте

Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме , материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.

Подготовительный этап:

  • постановка цели;
  • определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты) ;
  • создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Основной этап:

  • Практическая часть:
  • проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
  • Работа с родителями:
  • разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду
  • разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
  • подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»
  • совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
  • Создание продукта

Заключительный этап:

  • Презентация проекта.
  • Анализ

Предполагаемые результаты проекта:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
  • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
  • у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
  • дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • повыситься уровень речевой активности
  • обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
  • сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
  2. Выставка фото-коллажей:
  • «Наши опыты с воздухом!» ;
  • «Наши опыты с водой» ;
  • «Наши опыты с песком!» ;
  • «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!» .

Список литературы и интернет источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.

Тема: "Сюрприз для Мишки"

Цель: Расширять представления детей о воде

Задачи:

Закрепить знания детей о свойствах воды: имеет прозрачность, её можно окрашивать;

Развивать любознательность в процессе экспериментирования;

Расширять представления детей о необходимости воды для жизнедеятельности;

Воспитывать желание помочь героям любимого произведения.

Ход НОД

1. Посылка

Дети заходят в групповую комнату, встают в круг.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, кто её принёс.

Воспитатель читает надпись : от Маши.

Воспитатель: Хотите узнать, что в посылке?

Дети: Да

Воспитатель открывает посылку . В посылке - банка с водой и письмо от Маши.

Воспитатель показывает банку с водой .

Ребята, как вы думаете, что в банке?

Дети : вода.

Воспитатель : Правильно, вода. Молодцы, ребята!

Какого цвета вода?

Дети: Белая, прозрачная.

Воспитатель: Правильно, прозрачная. Молодцы!

А для чего же нам Маша прислала воду!? Здесь есть письмо.

Воспитатель читает письмо:

"Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Маша. Я хочу сделать сюрприз Медведю на день рождения - украсить цветными льдинками полянку, но не знаю как из прозрачной воды сделать цветную. Помогите, пожалуйста!"

Воспитатель: Мы сможем помочь Маше?

Дети : Да.

Воспитатель : Как же ей помочь?

Что для этого нужно сделать?

Дети: В прозрачную воду добавить краски.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Сейчас мы из прозрачной воды сделаем цветную воду.

На столах: по 3 прозрачных стаканчика с водой на каждого ребёнка, кисточки, гуашь: красная и зелёная.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Какого цвета налита вода в стаканчики?

Дети: Прозрачного.

Воспитатель: Какого цвета стоят краски на столе?

Дети: Красного и зелёного.

Воспитатель: Давайте сделаем воду красным и зелёным цветом.

2. Эксперимент

Дети добавляют в один стаканчик краску зелёного цвета, в другой - красного.

Воспитатель: Какого цвета вода была?

Дети: Прозрачного.

Воспитатель: Что мы сделали, чтобы она стала цветной?

Дети: Красного и зелёного.

Дети : Зелёного.

Дети : Красного.

Воспитатель: Можно сказать, что вода меняет свой цвет.

Давайте поставим стаканчики с зелёной и красной водой в коробку, я схожу на почту и отправлю посылку Маше.

3. Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем. Слушайте меня внимательно, каждый раз, когда слышите слово "кап", хлопайте в ладоши.

Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начинается дождик.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва -

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять -

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Но вот выглянуло солнышко, пригрело и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам.

4. Игра "Кому, чему нужна вода".

На столе лежат карточки с изображением цветка, автобуса, птицы, зайца, стула, человека.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Посмотрите внимательно на картинки и определите, кому или чему нужна вода. Для чего... нужна вода?

Ответы детей

Воспитатель: Вода нужна растениям для роста, для развития; животным - для того, чтобы её пить и не погибнуть от жажды; человеку - чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу.

5. Рефлексия

Воспитатель: Мы смогли помочь Маше?

Дети : Да

Воспитатель : Как помогали?

Ответы детей

Воспитатель : Какого цвета была вода?

Дети: Прозрачного

Воспитатель: Какого цвета воду мы получили?

Дети: Красного и зелёного

Воспитатель: Можно отметить, что вода меняет свой цвет; она бывает прозрачная и непрозрачная. Вода нужна растениям, животным, человеку для того, чтобы не погибнуть.