Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с онр Конспекты з

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

Задачи:

  1. Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
  2. Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
  3. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
  4. Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
  5. Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
  6. Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
  7. Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.

Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

Назови птенца индюка;

Назови его «маму»;

Его «папу»;

- «Мама» - гусыня, а «папа»…?

Назови его птенца;

II. Основная часть:

  1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?

Курица - красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)

– Какая на этой неделе лексическая тема?

  1. Проговаривание чистоговорки:

Цыплята и курица пьют чай на улице.

(Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)

  1. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?

Петух…? (кукарекает), курица…? (кудахчет), цыплёнок…? (пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)

  1. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

– Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.

Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);

Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);

Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);

Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).

  1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»

Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.

Ход игры: « А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.

Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.

  1. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой - прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка -

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

  1. Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.

Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.

  1. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом , совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).

Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).

(Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)

  1. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.

О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе)

Как называется их птенец? (цыплёнок)

Где они живут? (в птичнике)

Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)

Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)

Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).

Составьте схему этого предложения.

(Дети составляют на столах схемы предложения).

Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).

III. Итог занятия.

О чём мы говорили на занятии?

Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Образовательные:

Закреплять представления детей о домашних животных;

Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

Коррекционно-развивающие:

Формировать навык словообразования;

Корригировать и развивать связную речь детей;

Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные:

Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Оборудование

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

1. Му-му-му!

Молока кому (корова)

2. Мягкие лапки,

На лапках царапки. (кошка)

3. Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается. (собака)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Овечка) .

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

Корова живет в коровнике.

Собака живет в будке.

Кошка живет в доме.

Овцы и козы живут в хлеву.

Лошадь живет в конюшне.

Физминутка

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

«Цок-цок-цок»-копытом бьет.

«Цок-цок-цок»-тележку тащит,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит … .(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает … .(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить… .(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

Д:-Свинья дает… .(мясо)

В:-Корова мычит-«му-у-у»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

Д:-Собака …. (лает-«гав-гав»)

Д:-Кошка (мяукает-«мяу-мяу»)

Д:-Коза …. (мекает-«ме-ме-ме»)

Д:-Овца… .(блеет-«бе-е-е»)

Д:-Лошадь…. (ржет-«иго-го-го»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест … .(траву и сено)

Д:-Коза любит … .(капусту, траву)

Д:-Овца любит … .(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Физминутка «Котик»

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Коготки царапки.

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

Кто стал спорить?

О чем спорили домашние животные?

Что сказал конь?

Что сказала корова?

Что сказала собачка?

Что сказала овца?

А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

Какую тему изучали на уроке?

Почему их назвали «домашними животными»?

Каких домашних животных вы знаете?

Какую пользу они приносят человеку?

Анжелика Агапова
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе ЗПР

Тема : «В гости к бабушке в деревню» .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

Уточнять и расширять словарь по теме «Овощи» ;

Учить образованию относительных прилагательных;

Продолжать учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами ;

Закрепить навык образования существительных во множественном числе

Коррекционно – развивающие цели :

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели :

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь старшим.

Методы : словесные, наглядные, практические.

Оборудование : тропинка, игрушка- бабушка, домик, деревья, ватман с изображением огорода, скамейка, зеркала, картинки овощей, д/и «Один много» , «Какой сок, салат» .

Ход занятия:

1. Организациооный момент. Приветствие

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И в гости к бабушке пойдем.

Логопед : Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к бабушке. По тропинке мы пойдем прямо в деревню попадем.

Мы присядем на скамейку и послушаем сказку нашей бабушки.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Жили были дедушка и бабушка. К ним внуки приехали в гости, толстые (надуваем щёки, С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки) .

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Бабушка внукам блинов напекла (распластанный язык на нижней губе)

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу) .

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка ловко на лошади скачет (щёлкаем языком,

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

3. Развитие психических процессов (мышления, памяти)

Логопед : Наша бабушка в огороде собирает урожай. А какой узнаете, отгадав загадки :

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко : под кустом. (картошка)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

4. Развитие мелкой моторики пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Логопед : Ребята, что за урожай собрала бабушка?

Дети : Урожай овощей.

Логопед : Бабушка ухаживает за огородом, и свои фрукты называет ласково. Давайте ей поможем назвать овощи ласково.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом) .Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами .

Логопед : - Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один – много» Образование существительных мн. числа

Логопед : Ребята у меня один овощ, а в огороде много.

У меня один помидор, а в огороде…помидор

У меня один огурец, а в огороде много …огурцов

У меня одна морковка, а в огороде много…моркови

У меня один кабачок, а в огороде много…кабачков

У меня одна капуста, а в огороде много…капусты

Логопед : Молодцы ребята, а теперь настала пора помочь бабушке собрать урожай овощей

7. Речь с движением «Урожай» .

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают» .

И картошки накопаем. «Копают» .

Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут» .

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

Молодцы, а бабушка приготовила сок, салат и суп из овощей.

8. Игра «Какой сок, салат» . Образование относительных прилагательных.

Логопед : – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать , какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Ребята, а бабушка для вас приготовила раскраски с изображением овощей.

Логопед : Пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем в детский сад попадём.

Логопед : Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети : Да, было интересно

Логопед : У кого в гостях мы были?

Дети : В гостях у бабушки, в деревне.

Логопед : Какие овощи росли у бабушки на грядке?

Дети : Огурцы, помидоры, капуста, морковка, лук, репа.

Логопед : Как одним словом назвать, всё это что?

Дети : Овощи

Логопед : Вы молодцы, помогли бабушке собрать урожай овощей.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: - обучающая: научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: - Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. - Совершенствовать слоговую структуру.

ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Библиотека изображений:

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».

Новокузнецк 2015

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.

Тема: «Относительные прилагательные»

(Старшая группа.)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей называть признаки времен года;

    учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

    развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

    развивать мышление и связную речь;

    закреплять навык использования в речи предлога без;

    упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

М. Картушина

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

3. Вводная беседа.

Весна

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые - как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую

вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) - весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) - мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель - апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май - майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь - дождливый день, дождливое небо, до ждливая погода. ;

Гроза - грозовое небо, грозовая туча.

Солнце - солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Физкультминутка «Краски весны» . Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя - День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают - встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один - много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.

Игра «Составь рассказ». Согласование слов

между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?

Тема: «Предметы посуды».

Цели занятия: 1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи.

Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы- задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и т.д.).

2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды:

Толстый, пузатый, сопит, шипит, а все потому, что вода в нем кипит.

(Чайник, в котором кипит вода).

Из горячего колодца через нос водица льется.

(Чайник).

Логопед: -А если льется кофе, то это уже не чайник, а….

Шеренга молодцов стеклянных на полке выстроилась в ряд.

В них молоко, кефир и сливки, фруктовый сок и лимонад.

(Бутылки).

Деревянная темница, а в ней хлеб хранится.

(Хлебница).

Круглая, как блин, а сбоку- ручка длинная.

(Сковорода).

Примечание: на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов-
кастрюля, тарелка, сахарница и т.д.

3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался».

Логопед: Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася один дома остался.

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи- врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа- строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася один дома остался. Он уже не совсем маленький- скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.



На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плитке узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,- подумал Вася. – Правда, кофе или чай мама мне всегда дает на третье… Но ведь мамы – то нет».Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево- кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного,- решил Вася, - Бумажка- то все –равно исписанная. А стол я сейчас вытру.»

После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка,- догадался Вася. – А я ее кофе залил… Ну ничего, как- нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

«Молочный суп- это хорошо, я люблю молочный суп,- подумал Вася. – Только вот что это за пл… и что это за ка…? Ну ка…- это каша, конечно… А может быть и не каша? Как это так- молочный суп в « каше». Чепуха какая- то… А супа так хочется».

Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас… А кастрюля стояла на п… (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.

«Возьми по… на крю… - над мой… и та… из сушки. Налей суп в та… возьми большую л… из буф… хлеб возьми в хл… и ешь.»

«И ешь,- повторил вслух Вася. –А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Яи забыл! Одни загадки какие- то… Что же я наделал!»

Прочитал Вася письмо внимательно еще раз и все понял.

Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по… (Чем наливают суп?) на крю… над мой… (Где моют посуду?) и та… (во что наливают суп?) из сушилки… Возьми большую л… (Что это за большая л…?)

Верно. А как по- другому называют большую ложку?- Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл… (Кто вспомнил?)

Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл… Там… на ск… - яичница…»- «Что это за ск…?...»- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он нашел быстро, а вот название посуды, где, была яичница, он так и не мог вспомнить.- «Ну круглая такая, с длинной ручкой…»

«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко… («Нашел уже»,- пробурчал Вася)… А чай в буф… в маленьком чай… Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер… Потом возьми сахар в сахар… и чайную л… в верхнем ящ… бу… Пей на здоровье!»

«Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»

Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

В чем заваривают чай?

Где хранилась горячая вода?

Где лежит сахар?

Где хранится хлеб?

Как называется большая ложка и как называется маленькая?

Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во- первых, сразу стал пить кофе. А во- вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

Суп варят в … - В кастрюле.

Едят суп из тарелки.

Наливают суп в тарелку половником.

Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

Хлеб хранят в хлебнице.

Хлеб кладут в хлебницу.

Еду разогревают на плите.

Чай заваривают в чайнике. А кофе- в кофейнике.

Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку.

Суп едят столовой ложкой.

Хлеб режут ножом.

Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу.

Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете.

Второе блюдо едят вилкой.

Примечание: после того как предложение составлено, другой ребенок повторяет его целиком.

5. Итог занятия. Оценка работы детей. , повторение обобщающего слова «посуда», слов- названий предметов посуды.