Как дети садятся сами. Во сколько месяцев дети начинают сидеть

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

Записала Юлия Зиберт

Примерно с пятимесячного возраста, ребенок переходит в новую, жизненно важную стадию, период повышенной активности и любознательности. Он уже не только уверенно держит голову, но и хватает игрушки, лежит на животе и учится переворачиваться. За его развитием с особым трепетом наблюдают родители, и одним из первых встает вопрос, когда ребенок начинает сидеть? Самостоятельные попытки малыша сесть, приводят любящих мамочек в восторг, но стоит ли торопить время, и в каком возрасте, малышу действительно пора и, когда нужно бить тревогу?

Несмотря на то что существуют усредненные показатели развития маленького человечка, сроки, когда малыш начинает сидеть сам довольно-таки размыты. Опытный специалист никогда не даст точной даты, объяснив, что у каждого ребенка свой период, зависящий от индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Вот лишь приблизительные параметры, на которые можно ориентироваться:

  • С полугодовалого возраста ребенок может сидеть с поддержкой;
  • Через месяц он находится в сидячем положении, но уже без поддержки;
  • Приблизительно в 7 с половиной – 8 месяцев, он уже садится самостоятельно.

Опять же, это лишь усредненные показатели, которые не являются обязательными. Некоторые физически сильные малыши, что может быть генетическим фактором, могут сесть и месяцев в пять. Другие, наоборот, не считают нужным утруждать себя и садятся гораздо позже указанного срока.

Правильное положение

Если ребенок начинает сидеть самостоятельно, то родителям нужно внимательно понаблюдать в какой позе он это делает и, в каком положении находятся все части тела.

Поясничный отдел, он должен быть согнутым, а вот верхний позвоночный отдел – разогнутым. Голову малыш должен слегка наклонять вперед, Суставы таза и бедер наклонены вперед, при развернутых ножках, которые служат дополнительной опорой. Дополнительно, он должен упираться впереди ручками.

При других положениях туловища, дети быстро устают. Это служит сигналом, что его организм еще не готов к данному процессу.

Мифы, страшилки и реалии

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть – первый вопрос, второй звучит примерно так, существует ли разница между полами и, правда ли, что мальчики осваивают этот навык быстрее девочек? Родители маленьких принцесс утверждают обратное и говорят, что девочка развивается в этом плане гораздо активнее противоположного пола.

Это миф. Все зависит от физического развития. Ребенок не будет садиться, если у него, неокрепший позвоночник и другие не менее важные суставы и кости.

С давних времен наши бабушки утверждали, если рано начать высаживать девочку, то это скажется в последующем, как патология развития и формирования органов малого таза. Однако врачи опровергли связь между ранним высаживанием и деформацией женской половой системы. Для этого нет ни фактов, ни медицинских показаний.

Меры предосторожности

Однако пытаться посадить ребенка, когда он н готов к этому не стоит. Но не стоит и препятствовать, если девочка решила сделать это пораньше. Так, со скольки месяцев нужно начинать тренировки и как определить, что это время подошло, а также, что нельзя делать?

Когда ребенок начнет сидеть, это означает, что его спинные мышцы окрепли. Их тренировка начинается с умения лежать на животике, переворачиваться туда и обратно. Примерно с 5-месячного возраста, можно заметить попытки малыша подтянуть голову к груди. Неопытные родители думают, что он хочет сесть и стараются помочь ему в этом. Так делать нельзя. Также существует ряд запретов, часто практикуемых не только молодыми родителями, но и тетушками, бабушками.

  1. Нужно заняться домашними делами, а малютка вроде делает попытки, чтобы сесть. На этом этапе более старшее поколение советует обкладывать малыша подушками, валиками. Но ведь в силу своей занятости и накопившихся дел можно упустить допустимое время.

Конечно, и маме, и ее чаду так удобнее. Мама свободна, а для ребенка открываются новые визуальные границы. Малыш получает в этот момент колоссальную нагрузку на позвоночный столб и на неокрепшие мышцы.

  1. Нежелательно переносить детей в специальных приспособлениях типа «кенгуру» детей, не достигших 6 месяцев. Для таких случаев существуют свои конструкции.
  2. Опять же, до полугодовалого возраста не рекомендуется сажать детей к себе на коленки.
  3. Нельзя использовать коляску для прогулок, если невозможно опустить спинку до угла в 45 градусов.
  4. Для многих процесс высаживания ассоциируется с упражнениями. Да, они напрямую влияют, но любое неосторожное движения и несоблюдение времени и темпа занятий можно нанести непоправимый вред здоровью.

Негативные последствия раннего высаживания выражаются в искривление позвоночника, которое может стать заметным только в начальной школе или подростковом возрасте.

Когда нужно беспокоиться

Детки учатся подтягиваться, ползать, переворачиваться, ходить, вставать и стоять, сидеть. Все эти действия относятся к крупной моторике и тесно взаимосвязаны с умением держать равновесие. Элементы крупной моторики развиваются методично. Но, существует ряд отклонений, которые свидетельствуют о необходимости визита к врачу:

  • Полноценному физическому развитию сопутствует умение уверенно держать голову, с положения лежа опираться на руки и попытаться приподняться. Дети, родившиеся ранее намеченного срока, могут выполнять эти действия чуть позже;
  • Если в 10 месяцев ребенок не может сидеть, а любые попытки посадить его вызывают негодование и капризы.

Эти симптомы могут свидетельствовать об отклонениях работы центральной нервной системы и слаборазвитых мышц.

Помогите малышу

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Некоторые малыши легко садятся и в шесть меясцев, другие это делают в 9 месяцев. Оба случая считаются нормой. Что могут сделать любящие родители? Помочь укрепить и развить мышцы при помощи упражнений, гимнастики, массажа и водных процедур.


Освоение крупной моторики – естественный процесс, ускорять который не рекомендуется. Следует придерживаться ряда правил и регулярно заниматься с малышом.

Мамы мальчиков нередко считают, что сыновей можно присаживать раньше, чем девочек. Объясняется это особенностями строения репродуктивной системы. В то же время бытует другое мнение, которое гласит, что мальчики более ленивы и заметно отстают по срокам в развитии от своих ровесниц.

Есть ли разница?

Как бы ни старались мамы девочек убедить других, что их дочки все делают раньше и быстрее, ни переживали по этому поводу мамы мальчиков, в реальности нет никакой зависимости сроков развития от половой принадлежности карапуза. Поэтому педиатры единодушны – между мальчиками и девочками в освоении навыка разницы нет.

Поэтому мальчики начинают принимать новое положение в пространстве примерно тогда же, когда это делают их маленькие ровесницы. Возраст освоения навыка в среднем составляет от 6 до 9 месяцев. Такой существенный разброс объясняется сложностью самого умения сидеть.

Мальчик (и девочка) садится тогда, когда у него для этого довольно хорошо развиты мышцы живота, спины, рук, шеи. К половой принадлежности развитие этих групп мышц не имеет никакого отношения.

Утверждения о ленивости, неповоротливости и некоторой заторможенности маленьких представителей сильного пола также не имеет никаких обоснований.

Можно, конечно, учитывать, что мальчики в основном весят больше девочек, но разница в весе не настолько велика, чтобы дети развивались в разном темпе в течение первого года жизни.



Сроки и этапы освоения навыка

Единого возраста для мальчиков, в котором они должны научиться сидеть, не существует. Считается, что первые попытки присаживаться при помощи опоры на одну ручку ребенок теоретически может начать предпринимать с 5-6 месяцев, но вопрос этот сугубо индивидуальный – все зависит от степени развития мышцы, от их тонуса, от того, насколько хорошо ребенок научился переворачиваться и удерживать голову.

На скорость освоения навыка влияет вес малыша – «богатыри» пытаются садиться позже, чем худощавые «легковесы». Важен темперамент мальчугана: флегматики и меланхолики с неохотой идут на эксперименты, поэтому позднее начинают садиться, а холерики и сангвиники с большой охотой обучаются новым движениям, потому что им все вокруг интересно в отличие от первых двух темпераментов, которым больше интересны вкусная еда и крепкий сон.



Если мальчик постоянно находится в кроватке, и его продолжают пеленать, то с большой долей вероятности ребенок начнет сидеть позднее остальных. Чтобы научиться новому, грудничкам нужна определенная среда обитания, подразумевающая пространство намного большее, чем площадь кроватки или манежа, а также нужно наличие мотивации сесть.

Не стоит ждать от мальчика, который родился преждевременно, ранней посадки. Его мышечная и костная ткань значительно меньше готова к новым нагрузкам, чем организм детей, родившихся здоровыми и в срок. Болезненные и ослабленные дети также обучаются сидению позже.

Перед тем как сесть, малыш будет всячески демонстрировать готовность это сделать. Внимательные родители не смогут не заметить этого. Он будет активно крутиться и переворачиваться, пытаться поднять тело с опорой на руки. После этого начинается стадия краткосрочного сидения. При ней ребенок может сесть на попу, но не может долго удерживать вес и балансировать, а потому падает.


Через 1,5-2 месяца с начала этапа краткосрочного сидения мальчик сможет легче садиться и даже в течение непродолжительного времени удерживать собственный вес. С этого возраста можно сидеть с поддержкой.

Для начала в качестве поддерживающего фактора могут быть руки родителей, поэтому малыш научится опираться сам на руку или локоть. В этом периоде мальчуганы обычно долго не задерживаются, ведь свободной остается только одна рука, а для познания мира нужны две. Появляется стимул перестать опираться и научиться сидеть без поддержки. На этой стадии ребенок часто осваивает опору на четыре конечности и надолго «застревает» в таком положении – он может стоять в нем, раскачиваться, но ни садиться, ни ползти не хочет.

К 8 месяцам до 90% мальчиков могут сидеть без поддержки. К 9 месяцам ребенок начинает не только сидеть самостоятельно довольно уверенно, но и пытается научиться садиться из положения лежа. Дается это чаще всего с трудом.



С какого возраста нужно присаживать сыновей?

Всезнающая народная молва гласит, что мамы мальчиков в принципе ничем не рискуют, если будут присаживать сына с опорой на собственное тело чуть ли не с новорожденного возраста. Также бытует мнение, что к 3-4 месяцам необходимо сажать ребенка мужского пола на стульчик или в коляску с поддержкой ремнями безопасности. Эти советы вредны и опасны.

Мамам мальчиков нужно присаживать своих детей тогда, когда они к этому готовы, но не раньше полугода. Ранняя посадка, по мнению педиатров, может пагубно отразиться на здоровье позвоночника, суставов, костей, могут деформироваться конечности, в будущем ребенку угрожает не только освобождение от службы в армии, но и, возможно, инвалидность. А испорченная осанка и походка – это лишь вершина айсберга.

Лучше дождаться периода, когда ребенок сам начнет выражать желание сменить положение тела.

Мнение доктора Комаровского

Известный детский доктор и телеведущий Евгений Комаровский утверждает, что в помощи родителей в части обучения сидению ребенок не нуждается. Все должно происходить в сроки, которые предусмотрела для конкретного ребенка матушка-природа.

Если очень хочется сделать для ребенка хоть что-то, Комаровский советует выполнять общеукрепляющий массаж и гимнастику, больше гулять и полностью исключить пребывание ребенка в прыгунках. Эти приспособления противоестественны – малыш, который не научился сидеть, не должен находиться в вертикальном положении. Прыгунки – это путь к получению травм позвоночника и тазобедренных суставов.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Новорожденный младенец может только лежать, плакать, сосать грудь и пачкать пеленки. Всему, что умеет делать взрослый человек, ему предстоит научиться. Он даже сидеть начинает далеко не сразу. Когда же это случится и почему?

Любое физическое действие требует развития соответствующих мышц. Чтобы малыш научился переворачиваться и вставать, сидеть и ходить, у него должна окрепнуть мускулатура. От чего зависит срок, в который он сможет садиться сам?


В каком возрасте ребенок начинает садиться самостоятельно?

Для самостоятельного сидения существуют средние нормы. Малыш первый раз присаживается около полугода, хватаясь за пальцы взрослого. Одни начинают делать это раньше, другие позже. Порой родителям хочется помочь крохе, научить его сидеть, ускорить развитие.

Сидячее положение дает ряд преимуществ: позволяет активнее двигать руками, увеличивает обзор. Однако сидеть ребенок начинает тогда, когда к этому готов его организм. Мышечный аппарат должен укрепиться, чтобы выдерживать продолжительное сидение.

Когда начинают сидеть мальчики?

Считается, что мальчики начинают сидеть немного раньше девочек. Однако большинство педиатров уверено, что различий по полу в подготовке к сидению нет, все зависит от физического развития младенца. Мальчики более подвижны, поэтому в среднем у них быстрее развивается мышечный корсет, что приводит к возможности сесть самостоятельно.

Конечно, это не значит, что все мальчики садятся в 6–6,5 месяцев, а девочки делают это позже. Те детки, с которыми занимаются зарядкой, которые не страдают избыточным весом, имеют шанс начать первыми. Слишком толстенькие и флегматичные будут от них отставать. Однако если малыш научится сидеть к 9 месяцам, это будет укладываться в норму.

Когда начинают сидеть девочки?

Вне зависимости от пола норма освоения навыка сидения находится в пределах от 6 до 9 месяцев. Есть педиатры, которые отдают пальму первенства девочкам. Они считают, что девочки, как более активные, приучаются сидеть раньше мальчиков. Характер ребенка играет в этом не последнюю роль.


Малышу любого возраста надо тренироваться, чтобы сесть самому. Помогать ему, подтягивая на пальцах, можно и нужно. Другое дело – сажать. Долгое время бытовало мнение, что раннее сидение особенно опасно для девочек. Объяснялось это тем, что преждевременная посадка приводит к загибу матки и деформации таза, которые впоследствии помешают зачать и родить ребенка. Современная педиатрия этих взглядов не разделяет, но подстраховаться никогда не помешает. Девочка начнет садиться, когда будет к этому готова.

Можно ли присаживать ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Усадить ребенка в подушки или разместить его в сидячем положении в коляске – значит развлечь его, дать возможность увидеть много нового. Начиная сажать малыша, родители руководствуются желанием ускорить его развитие, увлечь чем-то необычным. Стоит ли это делать?

Укрепить мышечный корсет, помочь ребенку стать самостоятельнее – желание естественное. Однако искусственное ускорение процесса может принести крохе большой вред. Слабая мускулатура не удержит тельце в сидячем положении, вся нагрузка придется на скелет.

Если младенец не в состоянии удержать равновесие, заваливается набок, не стоит его торопить. Когда позвоночник вынужден принять вес на себя, спинка кривится, что может привести к проблемам с осанкой в школе.

Помочь младенцу скорее освоить новое положение можно, делая с ним зарядку, укрепляя мышцы массажем. Делать это можно и нужно, однако торопить события не следует.

Этапы освоения ребенком навыка сидения

Прежде чем начать садиться, ребенку требуется последовательно освоить следующие навыки:

  • Держать головку. В 3–4 месяца голова перестает падать, при этом укрепляются мышцы плечевого пояса.
  • Опираться на руки, лежа на животе (4-й месяц). Это поможет потом сесть самостоятельно.
  • Переворачиваться, даже ползать на животе (5-й месяц). В это время ребенок может удержаться несколько секунд в сидячем положении, если его посадить.
  • Сидеть более уверенно, упираясь руками, пытаться сесть самому, ползать на животе, иногда вставать на четвереньки, но неустойчиво (6-й месяц).
  • Хорошо перекатываться, ползать, успешно сидеть. Некоторые даже могут сесть сами (7-й месяц).

В 8 месяцев большая часть грудничков уже уверенно садится и умеет принимать сидячее положение из разных позиций. Правильно сидящий малыш не округляет спинку. Он слегка выпрямляет шею и грудной отдел позвоночника, наклоняется вперед, сгибая поясницу, разводит ножки. При сидении он опирается на внешние поверхности ног.

Стоит ли тревожиться и что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Если в 8 месяцев ребенок не сидит, рано бить тревогу. Нормы физического развития допускают освоение этого навыка до 9 месяцев. Если же малыш и дальше не способен самостоятельно сесть, стоит обратить на это внимание.

Причина отставания может быть совершенно безобидной: мешает небольшой излишек веса, ребенок флегматичен, ленится. Однако для такого поведения могут быть и другие причины. Установить точно, почему крохе не хочется сидеть, поможет квалифицированный врач.

Задержка физического развития вызывается:


Проконсультировавшись с врачом, родители смогут исключить или подтвердить объективные причины задержки освоения навыка. Чтобы малыш скорее сел, надо ему помочь.

Как можно помочь ребенку научиться сидеть?

Лучшая помощь крохе – занятия с ним, направленные на укрепление мышц. Легкий массаж и гимнастика помогут сформировать мышечный корсет. Когда ребенок начинает сидеть, мускулатура принимает на себя основную нагрузку. На видео показано, как правильно заниматься с ребенком. Каждый день рекомендуется делать простые упражнения:


Важно помнить, сколько раз делать гимнастические упражнения. Каждое движение повторяют не более 6 раз, длительность не должна превышать 2 минуты.

Зарядка направлена на укрепление мышц спины и тренировку чувства равновесия. Постепенно малыш будет сидеть все увереннее.

Полезен грудничку и массаж. Если начать делать его в раннем возрасте, мышцы будут хорошо развиваться и крепнуть. Массаж поможет малышу вовремя осваивать положенные навыки. Если же к 8 месяцам он не начал садиться сам, без хорошего массажиста не обойтись. Пусть процедуру проводит профессионал, поскольку она воздействует на весь организм крохи. Правильная разработка мускулатуры, воздействие на нервные окончания и сосуды благотворно влияет на их тонус, стимулирует развитие.

Если малыш не начал сидеть ни в 8, ни в 9 месяцев, отчаиваться не надо. Конечно, стоит показать его врачу, пройти обследование. Однако, скорее всего, через некоторое время все войдет в норму, надо только не опускать рук и заниматься с ребенком.

Что нельзя делать?

Норма указывает, на каком месяце в среднем дети начинают выполнять то или иное действие. Однако каждый ребенок индивидуален. В зависимости от наследственности, состояния здоровья, веса, характера все начинают сидеть и ходить в разное время.

Торопить эти процессы не стоит - младенец не пробует освоить новое действие, потому что еще не готов, недостаточно развит физически. Насильственное усаживание, особенно против желания крохи, не только не поможет, но и способно вызвать стресс. Категорически не рекомендуется:


Введение первого прикорма мамочки часто сочетают с началом использования стульчика для кормления. Делать этого не стоит, так как малыш еще слишком мал. Кормить его с ложечки лучше в положении полулежа.

Приобретая автокресло, надо выбирать модель, подходящую крохе по возрасту. Самые маленькие должны ездить лежа. Кресло быстро станет мало, но экономить на здоровье ребенка опасно.

Не надо спешить приучать деток к горшку. До года результата все равно не будет. Пусть организм крохи развивается естественно, в удобном ему темпе.

Родители малышек часто интересуются, можно ли присаживать дочек, и с какого возраста это можно делать. Их запугивают бабушки, которые твердят, что сажать девочек нельзя, поскольку это чревато проблемами с деторождением. На форумах мам пугают «опущением матки у дочки» и другими последствиями раннего сидения. Интересно, можно ли верить таким утверждениям, и когда, действительно, начинают садиться маленькие девочки.

Сроки и этапы

Точно назвать сроки, в которые девочка начнет садиться, сложно, ведь навык этот очень трудоемкий для малышки. Чтобы такое умение стало возможным, у ребенка должны быть крепкими мышцы спины и живота, шеи и рук, в достаточной степени созреть суставы и позвоночник. Педиатры считают, что среднестатистический малыш может начать сидеть с 6 месяцев с поддержкой, с 7 месяцев - без нее, а с 8-9 месяцев ребенок должен уметь самостоятельно садиться из положения лежа.



Нужно отметить, что эти нормы являются усредненными, поэтому к отдельно взятой девочке до года применять их в категоричной форме не стоит. Многое будет зависеть от целого ряда факторов, оказывающих влияние на скорость освоения ребенком нового двигательного умения. Некоторые такие факторы нуждаются в пояснениях.

  1. Вес малышки. Девочки, обладающие пухлыми формами и весом, превышающим средние нормы, сядут позже обычных сроков. Дело в том, что их костной системе будет сложней удерживать собственный вес.
  2. Темперамент. Есть девчушки спокойные и невозмутимые, а есть подвижные и любознательные. Если девочка по характеру темперамента холерик или сангвиник, то у нее все шансы начать садиться раньше спокойных малышей.
  3. Состояние здоровья. Недоношенные малышки дольше готовятся к переходу к новым физическим возможностям, ослабленные и часто болеющие девочки развиваются с некоторой задержкой.
  4. Среда обитания. Если у девочки достаточно пространства для перемещений, если она не ограничена ограждением кроватки или манежа, если ее умеют заинтересовать яркими игрушками, то сидеть и ползать она станет раньше.


Некоторые подвижные и активные девочки начинают демонстрировать намерение присесть до шестимесячного возраста. Родители смогут понять, что время пришло по подготовительному этапу. К сидению малыш готовится активными переворотами с боку на бок, со спины на живот и наоборот.

Следом за подготовкой начинается стадия кратковременного сидения, в ходе которой девочка может присесть, но удержаться в таком положении еще не сумеет. Чтобы исключить травмы, нужно максимально смягчить для малышки падения - подушки и пуфики вокруг ребенка должны быть не поддержкой, а страховкой. Через полтора-два месяца после начала кратковременного сидения девочки осваивают стадию сидения с поддержкой. Уже на этом этапе проявляются яркие индивидуальные особенности - одни девочки сидят с опорой на собственную руку, другие предпочитают опираться на локоть, третьи и вовсе норовят перевернуться и встать на четвереньки.

Но эта стадия не бывает продолжительной по времени, ведь для интересного времяпрепровождения ребенку нужно обе руки, а необходимость опираться, чтобы сохранить равновесие, не дает возможности наслаждаться игрой.

В 8 месяцев большинство девочек может довольно долго играть в положении сидя, а в 9-10 месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно.


Когда и как присаживать девочек?

Педиатры, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, не рекомендуют присаживать девочек вообще до тех пор, пока они сами на начнут садиться или предпринимать активных попыток сделать это. Как минимум, до 6-7 месяцев не следует предпринимать активных попыток усадить ребенка. В этом вопросе рекомендации одинаковые для детей любого пола. И мальчики, и девочки с незрелым позвоночником и недостаточно окрепшими мышцами рискуют стать жертвами ранней вертикализации.

Для девочек это опасно не только искривлением позвоночника и деформацией ножек, но и определенными травмами костей малого таза. Матка, естественно, никуда сместиться не может, но вот проблемы с костной структурой малого таза действительно могут сказаться на последующих репродуктивных способностях малышки.


Попытки родителей помочь ребенку в освоении нового навыка, насильственное усаживание на попу, в стульчик, коляску, в возрасте до полугода опасны и для мальчиков, и для девочек.

И уже тем более следует избегать различных детских товаров, цель которых - вертикализировать ребенка. Прыгунки и ходунки считаются развивающими приспособлениями для ребенка, но на самом деле они калечат неоформившийся позвоночник. А потому использовать такие устройства до 9 месяцев нельзя. Положение, которое принимает ребенок в ходунках и прыгунках, противоестественно в определенном возрасте.

Природа задумала развитие так, чтобы кроха прошел все стадии эволюции самостоятельно - новорожденные лежат, 2-6 месяцев - возраст для укрепления мышц и костей, и только потом нужно пройти стадии сидения, ползания, чтобы однажды обрадовать маму еще более сложным навыком - хождением на ножках.