Воспитание у ребёнка навыков правильного звукопроизношения. Рекомендации для родителей. Рекомендации родителям по коррекции нарушений звукопроизношения. консультация по логопедии на тему Рекомендации родителям и воспитателям по развитию звукопроизношения

Ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит родителям. Казалось бы, внимательные любящие мама и папа скорее увидят отставание или нарушение. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители постепенно привыкают к неправильному произношению ребенка. «Он у нас еще маленький, подрастет, будет говорить правильно», — возражают они в ответ воспитателям или посторонним взрослым. Конечно, неправильное произношение тех или иных звуков в определенные периоды (когда ребенок учится их произносить, приспосабливает свой артикуляционный аппарат) является допустимым. Если же процесс затягивается — необходимо обращаться за помощью к специалистам. Неправильное звукопроизношение — вершина айсберга . Причинами нарушения могут быть различные факторы:

  • особенности строение артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка, высокое готическое нёбо и др.);
  • дизартрия;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие.

Самостоятельно преодолеть нарушение в домашних условиях довольно сложно. Особенности строения речевого аппарата, которые невозможно скорректировать, обуславливают необходимость тренировки органов речи с помощью специальных упражнений под руководством учителя-логопеда.

Диагноз дизартрия в Международной классификации болезней МКБ значится под кодом R 47.1. Этот диагноз ставится совместно неврологом (психоневрологом) и учителем-логопедом.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys — приставка , означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу ) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение — «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. Дизартрия отрицательно влияет на формирование учебных навыков. Часто дети с дизартрией имеют нарушения письма и чтения, испытывают затруднения при обучении математике. Такое нарушение требует длительного времени для коррекции, не всегда преодолевается полностью, поэтому, чем раньше начинается специальная работа, тем лучше.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном физическом слухе и интеллекте. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. У них наблюдаются трудности в запоминании речевого материала. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма. В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний.

  • Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития.
  • Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.
  • При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Фонетико-фонематическое недоразвитие требует систематической коррекционной работы довольно продолжительный период времени. Логопедическая помощь бывает эффективна в тех случаях, когда родители активно взаимодействуют с логопедом и систематически занимаются с ребенком дома (выполняют задания, делают артикуляционную гимнастику и т. д.).

Не только специальные упражнения способствуют нормализации звукопроизношения. Иногда причиной нарушения звукопроизношения является неготовность артикуляционного аппарата к выполнению правильной артикуляции звуков родного языка. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Для некоторых целая проблема прожевать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Причина — слабость челюстных мышц, а она, в свою очередь, не позволяет точно выполнять необходимые движения. Помогает в таких случаях жевание сухарей, целиковых овощей и фруктов, хлеба с корочками и кускового мяса. Любящая мама всегда может придумать, как приготовить и украсить блюдо, чтобы заинтересовать ребенка его видом и побудить желание к жеванию. Иногда можно предлагать ребенку поучаствовать в приготовлении салата, поручить порезать те или иные ингредиенты, обязательно попробовать каждый. Увлекаясь игрой, ребенок забывает, что жевание для него — тяжелая работа и охотно тренируется.

Чтобы развить мышцы щек и языка, научите ребенка самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Играйте, надувая щеки и удерживая воздух, полезно «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Иногда приходится наблюдать ситуацию, когда в кабинете учителя-логопеда ребенок старательно правильно выговаривает все звуки, а вот, выйдя за его пределы, без логопеда совершенно себя не контролирует. На первых порах это допустимо. Самоконтроль формируется у ребенка постепенно и длительно.

Однако если родители не будут настойчивыми, успех заставит себя долго ждать. Важную роль играет формирование слухового внимания. Нередко бывает, что родители вроде и вместе с ребенком, а общения между ними нет. Взрослый дает короткие команды, например, «Не лезь в лужу» или «Отряхни руки». Важно говорить с ребенком, озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Разговор взрослого должен быть доступен для восприятия и понимания ребенка. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации. Интонационная выразительность вашей речи формирует четкость и выразительность речи ребенка.

Взрослый в разговоре с ребенком должен избегать длинных фраз и множества сложных слов. Большой объем речевого потока притупляет внимание ребенка, препятствует пониманию речи взрослого. Складывается ситуация, когда ребенок слушает взрослого, но не слышит . Постепенно он переносит этот отрицательный опыт на других взрослых — воспитателя, логопеда, учителя. Вырабатывается стойкая привычка, которая вызывает трудности в обучении.

Важно всегда принимать и поддерживать желание ребенка вступить с вами в контакт. При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Правильная речь развивается на основе подражания. Домашнее чтение — хороший способ расширять кругозор и развивать речь ребенка, закреплять правильное звукопроизношение. Читайте как можно больше стихов, сказок, рассказов и др. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать ему. Рассказывайте стихотворения вместе, фрагментами. Способность к запоминанию формируется в дошкольном возрасте. Некоторые дети не посещают детский сад. Стихи вроде бы некому декламировать, а, значит, и учить не надо. Однако возможности памяти максимально развиваются в дошкольном возрасте. Не упускайте это время! В процессе декламации контролируйте правильное произношение.

Хорошим стимулом для речевого развития и формирования звукопроизношения является развитие мелкой моторики. Обучаясь ловко и точно владеть кистью, ребенок учится контролировать органы речевого аппарата. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами помогает развивать точность движений пальцев и кистей, готовят руку к письму. Застегивание пуговиц, молний, шнурование, завязывание узелков и бантиков помогает развивать зрительно-двигательную координацию и речь. Не стоит покупать обувь на липучках, одежду без пуговиц, чтобы облегчить жизнь ребенку. Необходимые навыки самообслуживания должны формироваться до начала школьного обучения.

Нам, взрослым, надо запастись терпением. Наши дети познают мир. Не стоит их торопить или делать что-то за них, лучше делать вместе.

В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.

Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.

Например, игровое упражнение "Попугай".

Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его:

"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.

Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".

В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:

"Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре громко,

чётко говорим,

никогда мы не спешим!"

Выучите его вместе с детьми.

Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:

"Ёлочка - красавица".

"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.

"Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.

Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.

При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.

Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:

язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.

Когда движение будет освоено, вводится усложнение:

язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.

В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.

В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.

«Колечко» . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь» , произносимыми вслух или про себя.

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечает его труд и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.

У каждого ребенка есть тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картинок, запись стихов, рассказов и т. д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

3. На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

5. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

6. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

7. Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

8. Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить в его речь, т. е. учить употреблять звук в словах, а затем – во фразовой речи.

9. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.

10. Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: [с]-[ш]; [з]-[ж]; [б]-[п]; [л]-[р] и др.

Черкасова Ульяна,
учитель-логопед

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!


О НАРУШЕНИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

(СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ)

Ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит родителям. Казалось бы, внимательные любящие мама и папа скорее увидят отставание или нарушение. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители постепенно привыкают к неправильному произношению ребенка. «Он у нас еще маленький, подрастет, будет говорить правильно», — возражают они в ответ воспитателям или посторонним взрослым. Конечно, неправильное произношение тех или иных звуков в определенные периоды (когда ребенок учится их произносить, приспосабливает свой артикуляционный аппарат) является допустимым. Если же процесс затягивается — необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Неправильное звукопроизношение — вершина айсберга.

Причинами нарушения могут быть различные факторы:

 особенности строение артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка,

высокое готическое нёбо и др.);

 дизартрия;

 фонетико-фонематическое недоразвитие.

Самостоятельно преодолеть нарушение в домашних условиях довольно сложно. Особенности строения речевого аппарата, которые невозможно скорректировать, обуславливают необходимость тренировки органов речи с помощью специальных упражнений под руководством учителя-логопеда.

Диагноз дизартрия в Международной классификации болезней МКБ значится под кодом R 47.1.

Этот диагноз ставится совместно неврологом (психоневрологом) и учителем-логопедом.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение — «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. Дизартрия отрицательно влияет на формирование учебных навыков. Часто дети с дизартрией имеют нарушения письма и чтения, испытывают затруднения при обучении математике. Такое нарушение требует длительного времени для коррекции, не всегда преодолевается полностью, поэтому, чем раньше начинается специальная работа, тем лучше.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования

произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном физическом слухе и интеллекте .

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.

У них наблюдаются трудности в запоминании речевого материала. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний.

 Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития.

 Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

 При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове,

не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Фонетико-фонематическое недоразвитие требует систематической коррекционной работы довольно продолжительный период времени. Логопедическая помощь бывает эффективна в тех случаях, когда родители активно взаимодействуют с логопедом и систематически занимаются с ребенком дома (выполняют задания, делают артикуляционную гимнастику и т. д.).

Не только специальные упражнения способствуют нормализации звукопроизношения. Иногда причиной нарушения звукопроизношения является неготовность артикуляционного аппарата к выполнению правильной артикуляции звуков родного языка. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Для некоторых целая проблема прожевать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Причина — слабость челюстных мышц, а она, в свою очередь, не позволяет точно выполнять необходимые движения. Помогает в таких случаях жевание сухарей, целиковых овощей и фруктов, хлеба с корочками и кускового мяса. Любящая мама всегда

может придумать, как приготовить и украсить блюдо, чтобы заинтересовать ребенка его видом и побудить желание к жеванию. Иногда можно предлагать ребенку поучаствовать

в приготовлении салата, поручить порезать те или иные ингредиенты, обязательно попробовать каждый. Увлекаясь игрой, ребенок забывает, что жевание для него — тяжелая работа и охотно тренируется.

Чтобы развить мышцы щек и языка, научите ребенка самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Играйте, надувая щеки и удерживая воздух, полезно «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Иногда приходится наблюдать ситуацию, когда в кабинете учителя-логопеда ребенок старательно правильно выговаривает все звуки, а вот, выйдя за его пределы, без логопеда совершенно себя не контролирует. На первых порах это допустимо. Самоконтроль формируется у ребенка постепенно и длительно.

Однако если родители не будут настойчивыми, успех заставит себя долго ждать. Важную роль играет формирование слухового внимания. Нередко бывает, что родители вроде и вместе с ребенком, а общения между ними нет. Взрослый дает короткие команды, например, «Не лезь в лужу» или «Отряхни руки». Важно говорить с ребенком, озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Разговор взрослого должен быть доступен для восприятия и понимания ребенка. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации. Интонационная выразительность вашей речи

формирует четкость и выразительность речи ребенка.

Взрослый в разговоре с ребенком должен избегать длинных фраз и множества сложных слов.

Большой объем речевого потока притупляет внимание ребенка, препятствует пониманию речи

взрослого. Складывается ситуация, когда ребенок слушает взрослого, но не слышит. Постепенно

он переносит этот отрицательный опыт на других взрослых — воспитателя, логопеда, учителя.

Вырабатывается стойкая привычка, которая вызывает трудности в обучении.

Важно всегда принимать и поддерживать желание ребенка вступить с вами в контакт. При этом

выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.

Правильная речь развивается на основе подражания. Домашнее чтение — хороший способ

расширять кругозор и развивать речь ребенка, закреплять правильное звукопроизношение.

Читайте как можно больше стихов, сказок, рассказов и др. Перечитывайте их много раз —

не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже

много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его

в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок

хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее

слово каждой строчки, предоставляя это делать ему. Рассказывайте стихотворения вместе,

фрагментами. Способность к запоминанию формируется в дошкольном возрасте. Некоторые дети

не посещают детский сад. Стихи вроде бы некому декламировать, а, значит, и учить не надо.

Однако возможности памяти максимально развиваются в дошкольном возрасте. Не упускайте

это время! В процессе декламации контролируйте правильное произношение.

Хорошим стимулом для речевого развития и формирования звукопроизношения является

развитие мелкой моторики. Обучаясь ловко и точно владеть кистью, ребенок учится

контролировать органы речевого аппарата. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими

предметами помогает развивать точность движений пальцев и кистей, готовят руку к письму.

Застегивание пуговиц, молний, шнурование, завязывание узелков и бантиков помогает развивать

зрительно-двигательную координацию и речь. Не стоит покупать обувь на липучках, одежду без

пуговиц, чтобы облегчить жизнь ребенку. Необходимые навыки самообслуживания должны

формироваться до начала школьного обучения.

Нам, взрослым, надо запастись терпением. Наши дети познают мир. Не стоит их торопить или

делать что-то за них, лучше делать вместе.

Что необходимо знать родителям о неправильном звукопроизношении детей?

Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Более того, недостатки устной речи в будущем при обучении в школе, отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

Это важно знать!

1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).

2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;

2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]

на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т. д.;

3. Искажение звука, проявляющееся например:

В межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);

—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти

нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

—плохое различение звуков на слух, т. е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;

—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;

—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое» нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

—отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).

Обследование речи.

Это обследование поможет установить, какие нарушения речи есть у ребенка. Иногда при повторении за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать предметы, изображенные на картинках (см. в конце) и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, определите, к какой группе нарушений это можно отнести.

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений.

1. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.

Вас должно насторожить, если:

—ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, подёргивается;

—кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;

—язык отклоняется в ту или иную сторону;

—отмечается повышенное слюноотделение.

2. Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Должно насторожить, если:

— язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение;

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если;

—ребёнок не может вообще поднять язык;

—поднимает язык при помощи нижней губы.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.

2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, используя специальную литературу по коррекции звукопроизношения.

Логопед и воспитатели желают удачи вам и вашему ребенку!