Индивидуальные карточки состав чисел в пределах 10. Пособие «Числовые домики. Состав числа. II. Устный счет
Лариса Николаевна Софронова
Для изучения темы "Состав числа 10 ", я всегда использую "Домики", которые сама разработала в нужном мне формате. Распечатываю их на цветном принтере. Раньше я их вставляла в файлы, но несколько лет назад вырезала домики по контуру и заламинировала, вид у пособия стал как у типографского изделия. Служат они и по сей день.
Данное пособие используется для подготовки детей к школе. Ребенок должен четко знать, что 7 - это 3 и 4, 2 и 5 и т. д. На основании этого знания он будет решать примеры и задачи не только в детском саду, но и в начальной школе.
Я всегда рекомендую родителям тех детей, которые никак не могут запомнить состав числа , повестить эти домики на стену в детской, чтобы перед сном ребенок волей-неволей смотрел на домик, НО могу сказать с уверенностью, что должен висеть только 1 домик, только в этом случае состав числа запомнится . Как только ребенок запомнил состав вывешенного числа , вешаем следующий.
Удачи всем!
Публикации по теме:
Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.
Наглядное пособие "Макет "Ферма". Данное пособие используется для формирования представлений у детей о домашних животных. Предназначен для.
Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию наглядное пособие - макет "Морские обитатели (сделан из фанерной доски и пластика, задняя.
Уважаемые коллеги,хочу предоставить вашему вниманию макет"Насекомые".Организуя предметно-пространственную среду в группе младшего дошкольного.
С 30 ноября в моей группе начинается неделя безопасности. При подготовке к теме в интернете я искала что нибудь интересное для своих деток,.
Я работаю педагогом дополнительного образования и моей темой самообразования является декоративно - прекладное искусство, и по этой теме.
Елизавета Савельева
Игра-пособие для детей старшего дошкольного возраста. Числовые домики , в которые нужно "заселить" нужную цифру. Игру можно использовать при закреплении темы “Состав чисел до 10 .
Вот таки числовые домики изготовлены мною для детей старшей группы, которые используются как на занятиях по ФЭМП, так и вне занятий - как настольная игра.
Я использовала вот такой простой набор : белый картон, набор цветного скотча, вспененный скотч, пробки от сока (вместе с резьбой, цветные маркеры,канцелярский нож, ножницы.
Освобождаем пробки от от ненужных деталей, чтобы облегчить приклеивание механизма к картону.
Пробки готовы к приклеиванию на поверхность картона.
При помощи цветного скотча создаем наши домики , приклеивая скотч на за раннее расчерченный картон. Под крышей нашего домика находиться число , которое и будет разложено на составляющие . Чем больше число , тем больше ячеек или этажей в домике .
Цветными маркерами пишу цифры. Но их можно и распечатать и приклеить на любимый всеми скотч).
Дети с удовольствием пользуются данной игрой-пособием . Числовые домики помогают ребёнку запомнить в игровой форме, как можно составить числа от 2 до 10 .
Публикации по теме:
Конспект занятия «Путешествие в мир цифр. Цифра 10 и состав числа 10» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЦИФР. ЗНАКОМСТВО С ЦИФРОЙ 10 И СОСТАВОМ ЧИСЛА 10». Возрастная группа: 5-6 лет. Форма совместной деятельности:.
Конспект занятия по математике «Состав числа из двух меньших» (старшая группа) Цель: Учить детей с помощью модели составлять число из двух меньших. Материал: Цифры, полоски бумаги, кружки. Методические приемы: Раздать.
Конспект интегрированного занятия по математике и конструированию «Состав числа 7» Конспект интегрированного занятия по математике и конструированию Тема: «Состав числа 7» Цель: Познакомить детей с образованием числа 7.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Количественный состав числа 7» Задачи: учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. закреплять умение определять предыдущее,.
Конспект занятия «Цифра и состав числа 8» в старшей группе. Задачи: 1. Закрепить знание геометрических фигур. 2. Закрепить знание дней недели, их последовательности. 3. Развивать умение ориентироваться.
Конструкт по математике тема «Состав числа 4 из единиц» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Составитель: Воронина С. Н., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск.
«Состав числа 5». НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Состав числа 5» (подготовительная группа) Программное содержание: знакомить детей с составом числа 5, учить раскладывать число 5.
Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками. Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях. Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.
Когда начинать объяснять дошкольнику, что такое состав числа?
В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:
- прямой устный счет до 10;
- обратный счет от числа 10 до 1;
- пересчет и отсчет предметов;
- состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).
Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.
Что пригодится для домашних занятий?
Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:
- палочки для счета;
- игровые кубики;
- карточки с изображениями цифр;
- разноцветные камешки или пуговицы;
- счеты;
- домики для чисел.
Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.
Эффективные методики
Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.
Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1
Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:
- Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
- Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
- Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
- Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.
Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.
Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:
- 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
- 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
- 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.
По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.
Задание 2: числовые карточки
На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:
- Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
- Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
- Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.
Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.
Задание 3: числовые домики
Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.
Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.
Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.
Как построить ход занятия:
- Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
- Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
- Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
- Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.
Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.
Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.
Изучение второго десятка
Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:
- 6+5 – это 6+4 и еще 1;
- 6+4=10;
- последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.
Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:
- попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
- теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
- под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
- попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
- для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
- правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.
Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.
Как помочь ребенку?
Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:
- Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
- Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
- Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
- Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.
В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.
Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:
- Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
- Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
- Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.
Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.
Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:
- У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
- Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
- Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
- Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
- Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.
- Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
- Совместно находите и анализируйте ошибки.
- Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
- Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.
Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.
Основные условия для обучения по этой теме:
Желательно, чтобы ребенок умел считать и в обратном порядке (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);
Ребенок должен узнавать графические образы цифр (чисел);
Будет очень хорошо, если к моменту рассмотрения этой темы ребенок уже сможет записывать цифры и числа самостоятельно.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ ВЗРОСЛОМУ: обучение по этой теме нужно проводить постепенно, анализируя предыдущие результаты.
Для того, чтобы объяснить ребенку состав числа, удобно использовать пуговицы, фишки, каштаны или монеты, также необходимы лист бумаги и ручка.
Состав числа 2.
Положите перед ребенком 2 пуговицы и спросите – как можно разложить эти две пуговицы на 2 кучки?
Ответ ребенка: «В каждой кучке будет по одной пуговице».
Подтвердите это и сделайте на листе такую запись:Покажите эту запись ребенку и скажите, что так мы записали состав числа 2.
Из этой записи видно, что в каждой кучке у нас оказалось по одной пуговице.
Состав числа 3.
Вопрос к ребенку: «На какие две кучки можно разложить три пуговицы?»
Ответ: «В одной кучке одна пуговица, в другой - две».
Можно их также поменять местами.
Сделайте запись на листе и покажите ребенку:
Так мы записали состав числа 3. Поскольку записи повторяют друг друга (просто кучки поменяли местами), вычеркиваем лишнюю запись.
Объяснять эту запись надо так: «Для того, чтобы получить число 3, надо к двум прибавить один. И это нужно запомнить».
Самые простые задания на состав чисел 2 и 3:
Число на крыше здесь указывает, сколько точек должно быть на каждом «этаже». Значит, в левом задании нужно дорисовать одну точку и вписать единицу, в среднем задании нужно дорисовать две точки и вписать двойку, а в последнем задании ребенок должен дорисовать одну точку и вписать единицу.
Если ребенок имеет понятие о сложении и вычитании, из записи состава числа 2 можно сделать такие выводы:
2 = 1 + 1
2 – 1 = 1
2 – здесь целое, 1 и 1 – части.
Для числа 3 – аналогично.
3 = 2 + 1
3 = 1 + 2
3 – 2 = 1
3 – 1 = 2
Здесь 3 – целое, а 1 и 2 – части.
Знание состава числа может помочь и в решении .
1 +
□
= 2
2 +
□
= 3
1 +
□
= 3
2 -
□
= 1
3 -
□
= 2
3 -
□
= 1
Материал желательно повторить на следующем занятии. При правильных ответах ребенка можно «двигаться дальше».
Состав числа 4.
Вопрос ребенку: «На какие две кучки можно разложить 4 пуговицы? Давай будем с тобой откладывать по одной пуговице и делать запись состава числа 4».
Записи в первом столбце и последнем столбце повторяют друг друга. Надо вычеркнуть лишнее:
Эту упрощенную запись числа 4 и нужно запомнить. Из этой записи можно сделать такие выводы:
3 + 1 = 4
2 + 2 = 4
4 – 1 = 3
4 – 2 = 2
4 – 3 = 1
Предложите ребенку выполнить задание и примеры аналогичные рассмотренным ранее:
Напомним, что число на крыше обозначает сколько точек должно быть нарисовано на каждом «этаже». В левом примере нужно нарисовать 3 точки и вписать число 3.
Числа справа внизу обозначают то количество точек, которое дорисовал ребенок.
На основании состава числа 4 ребенок может решить следующие примеры «с окошками»:
3 +
□
= 4
2 +
□
= 4
□
+ 1 = 4
4 -
□
= 3
4 -
□
= 1
4 -
□
= 2
Если ребенку трудно самостоятельно решать такие примеры, даже имея перед собой подсказки, попробуйте задать ему такие вопросы:
Сколько нужно добавить к трем пуговицам, чтобы стало четыре?
Сколько нужно отложить от четырех пуговиц, чтобы их стало три?
Знания по теме «состав числа» можно закреплять и на прогулке или в других в других обстоятельствах вне учебных занятий.
Продолжение:
Воробьева Нина Федоровна
Кот Василий любит сидеть на крыше под луной. А еще он любит считать этажи.
Кот Василий любит сидеть на крыше под луной. А еще он любит считать этажи, поднимаясь по ступенькам на крышу.
Познакомьте вашего ребенка с котом Василием. И пусть ребенок поможет считать, сколько же этажей остается пройти котику.
Эти несожные примеры, помогут вашесу ребенку быстрее выучить состав чисел первого десятка и в дальнейшем легко перейти к более сложным задачам на состав числа.
Скачать файл: (cкачиваний: 384)
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Картинки в архивах не помечены водяными знаками.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!