Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень. Занятие по развитию речи на тему «Осень

Тема: Осень. Признаки осени.

Цели:

Коррекционно- образовательная:

Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно- развивающие:

Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов);

Упражнять в составлении рассказов;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно- воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: иллюстрации с изображением осени, мнемокартинки для игры «Подбери признак», картинно- графический план(схема) для составления рассказа об осени.

    Организационный момент: Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы?

Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

2. Вводная беседа

Что вы можете сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)

Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

3. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели,

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев )

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

5. Чтение рассказа «Осень».

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вынет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6. Игра «Подбери признак» . Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

7. Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

8. Составление рассказа об осени, используя картинно- графический план.

9. Итог.

КОНСПЕКТ

Занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Осень золотая»

Выполнила: Денегина Юлия Викторовна

воспитатель

Волгоград 2010

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА : «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  1. фланелеграф
  2. картинки с признаками осени
  3. сюжетные картинки для составления рассказов
  4. осенние листья

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)

А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

Дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

Урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.

Птицы осенью(что делают?) - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью(что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?)- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М., 2010 г.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление рассказов об осени».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень» .

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛЫ :

Таблицы по теме «осень» , игрушка кукла Марина.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений : Бунин «Листопад» , Майков «Осенние листья…» , Ушинский «Четыре желания» , Могилевская «Колосок» . Рассматривание иллюстраций по теме «Осень» . Беседы с детьми. Рисование по теме «Осень» . Дидактические игры : «Когда это бывает?» , «В гостях у осени» . Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, отгадайте загадку :

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень)

Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова» .

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла (золотая осень) .

Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч) .

Деревья надели (разноцветный наряд) .

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам) .

Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется кукла Марина.)

Кукла Марина : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Марине, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ : «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»

(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение : « Подбери действие»

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью» . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.

Кукла Марина : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами : листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА:

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях.

Кукла Марина : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами:

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова:

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

И всегда хвалили. (Картофель )

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

(20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром, днем, падают, собирают, гуляют.

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь.

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

Урожай собирай" муз. Филиппенко сл. Волгиной)

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель )

5. В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа... (груша)

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки). (20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки ).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки ).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Формирование навыков посадки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по развитию речи в старшей группе по теме

«ОСЕНЬ»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,физическое развитие,речевое развитие.

Оборудование:

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки из картона для дорожки;
  • индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;
  • наборы элементов для создания картины осенней природы;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • видеофильм «Осень».

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Да!

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

Осень!

Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»

Принимаем приглашение осени?

Да!

Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

Чтобы подышать свежим воздухом

А зачем осенью, да ещё и поздней?

Собрать грибы

А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

Опавшей листвой, грибами.

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

Какое время года изображено на первой картине?

Осень

А на этой?

Осень

А какое время года на третьей картине?

Осень

Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Осень бывает разной.

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Да!

Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя

Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями рук,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак.

А теперь перейдём к заданиям на карточках.

1 задание «Отгадай загадку»

Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

Лесник!

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?

Лесовик!

3) А сказочное чудище, которое старается сделать все,чтобы путники заблудились?

Леший!

4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.

Лист.

5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.

Одним проходу не дает, других он подгоняет.

Ветер

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

Дождь

2 задание «Игра ДА или НЕТ»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.

Просмотр презентации «Осень»

Практическая часть

Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

(Дети составляют картины осени)

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся.)

Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!