Гербер праздник удмуртов когда отмечается. Гербер: от праздника к событию. Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы

Может и должна стать туристическим регионом!

Национальный Гербер как мероприятие республиканского масштаба появился в 1992 году. Первопроходцем стал Алнашский район, где близ деревни Кузебаево впервые всем миром отметили окончание весенне-полевых работ. С тех пор вырос, обзавёлся новыми традициями, начал собирать под своё крыло не только представителей удмуртского народа, но и всех других национальностей, проживающих в Удмуртии. В этом году посетили около 14 000.

Тема Гербера объединила всех земледельцев, поскольку она знаменует собой время, когда один важный этап уже закончен (весенний день год кормит), и остаётся только ждать, каким будет урожай. Таким образом, Гербер стал многонациональной площадкой, где поощряют лучших, строят планы на будущее, и конечно, ве отдыхают. Следующий этап - выход на межрегиональный уровень.

Уже осенью мы займёмся проектированием Гербера-2018, - говорит и. о. министра национальной политики Удмуртии Лариса Буранова. - Мероприятие станет не просто грандиозным ом. Наша задача сделать его инструментом в решении конкретных задач. Чтобы выйти на межрегиональный уровень, мы должны переформатировать этот из яркого «междусобойчика» в туристическое событие. Сделать так, чтобы он вошёл во все графики и календари туристических событий России.

Уже сейчас организаторы работают в этом направлении. На Гербере-2017 побывала делегация из Санкт-Петербурга. В рамках визита было подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому в 2018 году площадка Гербера появится в северной столице России.

А что касается Москвы, в этом году в саду Эрмитаж Гербер пройдёт уже в третий раз.

Дни Удмуртии в Москве

Надо понимать, что Гербер в Москве имеет совершенно другой формат, отличный от республиканского а, - продолжает Лариса Николаевна. - Это, прежде всего, презентационная площадка социально-экономического развития региона, обрамлённая национальными традициями. Здесь будут представлены наши ведущие предприятия, организована -ярмарка фермерской продукции. Будет работать площадка-презентация туристических возможностей региона, где желающие смогут сразу приобрести интересные для них туры.

Конечно, зрители и гости смогут познакомиться с удмуртской культурой, приобрести самобытные сувениры, принять участие в мастер-классах по их изготовлению. Для детей будет работать площадка Тол Бабая. Будет организована и отдельная площадка московского землячества удмуртов.

Впервые в этом году организаторы планируют выйти на новый уровень, привлекая к участию в е новых людей. Именно поэтому в рамках Гербера будет организован шахматный турнир с сеансом одновременной игры с гроссмейстером, специальным гостем которого станет режиссёр Станислав Говорухин.

Также впервые создан сайт Гербера, где представлена подробная программа а. Там же желающие могли зарегистрироваться для участия в мероприятии в качестве волонтёров.

Шахматный турнир и известные гости привлекут на площадку Гербера людей разных интересов. Приняв участие в интересующих их х, они увидят и остальные площадки, которые, как мы надеемся, им тоже очень понравятся. Надеемся, что возникнут и новые совместные проекты, - уверена Лариса Буранова.

«Этномир» и «Этнодеревня»

Тема презентации социально-экономических и туристических возможностей Удмуртии будет основной и в проекте «Этномир» Калужской области, где республика получит отдельную площадку. Концепция этого проекта находится в разработке. «Этномир» посещают тысячи человек, там проходят различные ы и семинары, а потому Удмуртии очень интересно участие в этом проекте. Единственное условие, которое необходимо будет соблюсти, - отказаться от презентации оборонно-промышленного и оружейного кластера, так как концепция «Этномира» основана на демонстрации исключительно мирных производств.

«Этнодеревню», которая будет организована непосредственно в Удмуртии, можно назвать второй частью этого проекта. В разработке её концепции большое участие приняли национально-культурные объединения республики.

Уже сейчас можно сказать, что это будет -проект. Сегодня нам необходимо найти точки соприкосновения этнического и -проектов, потому что 25 ресторанов на одном пятачке - это не экономическая , а значит, не долговечная, - считает и. о. министра национальной политики.

К сожалению, пока рано говорить и о туристической истории проекта, так как туриндустрия - это отдельная отрасль со своими законами и механизмами, которые ещё недостаточно увязываются с проектом. При этом в республике сложилась действительно уникальная ситуация, когда национальные традиции перешагнули порог современности, став её полноценной частью, а не оставшись лубочными картинками в ных фондах. И именно это привлекает туристов, заставляя их возвращаться в Удмуртию вновь и вновь.

Из действующих туристических проектов хочется отметить Усадьбу Тол Бабая. Эксперты из туриндустрии, побывавшие там в прошлом году, были приятно удивлены и посещаемости, и организации работы. Сейчас наша задача вы на «туристические рельсы» и наши ключевые - Гербер и Пельменный , - отметила Лариса Николаевна.

Центр удмуртской культуры

Помочь в решении этой задачи может и создание Центра удмуртской культуры, который, в том числе, должен стать неким ресурсным центром, проектным офисом.

Мне видится этот центр и как центр удмуртской культуры, и как площадка с конференц-залом и галереей, где общественные организации смогут проводить круглые столы, семинары и диспуты. Таких площадок в е катастрофически не хватает. Кроме того, сейчас в е очень много креативной удмуртской молодёжи, которые не делят мир на удмуртский и остальной. И им тоже нужно помочь, дать пространство и возможности для творчества, - говорит Лариса Буранова. - Кроме того, было бы не плохо организовать в центре а кафе с национальной удмуртской кухней, площадки для проведения мастер-классов по традиционным видам удмуртских ремёсел. Таким образом, сложилась бы целостная : в е есть Русский дом, территория Армянской церкви, мечеть, аккумулирующая мусульманское со , и Центр удмуртской культуры. Традиции многонациональной Удмуртии получили бы дальнейшее развитие и выразились в новых проектах и х, интересных жителям региона и привлекающих гостей из соседних областей.

Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов А. В. Коробейников, Д. М. Сахарных Праздник гербер, удмуртский по происхождению и колориту, давно уже носит в Удмуртии общенародный характер и по популярности обгоняет, пожалуй, даже та- кой традиционно межэтнический праздник, как сабантуй. Празднуется гербер ле- том. Привязки к конкретной календарной дате нет. Часто жители Удмуртской Рес- публики ориентируются на заранее объявленное время проведения республи- канского фольклорного фестиваля «Гербер» (за последние десять лет дата этого ме- роприятия попадала всякий раз в промежуток с 10 по 26 июня). Фестиваль прово- дится каждый год в разных местах Удмуртии при участии и действенной помощи республиканского руководства, чей рабочий график также приходится учитывать организаторам этого «главного» гербера, программа которого является образцом для подражания при организации подобного же рода праздников на местах. I. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весенних по- левых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совер- шённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солн- цем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса. Данное обстоятельство нельзя объяснять непрофессионализмом журнали- стов: они всего лишь идут вслед за местными этнографами. Так, на страницах попу- лярного учебника «Этнография удмуртов» Владимир Владыкин и Людмила Христо- любова пишут: «Важный этап крестьянского труда, связанный с весенней обра- боткой земли, завершался праздником, называемым в разных местах гербер, гужем юон, куарсур». Поясним, что и гужем юон (в переводе с удмуртского «летний праздник», «летняя пирушка»), и куарсур (‘пиво листьев’ – праздник, связанный с возложени- ем берёзовых листьев на воршудную полку куалы) отмечались хотя и в разных ло- кальных традициях, но в один и тот же Петров день (29 июня ст.ст.). Оба автора не уточняют, каким образом летний даже по названию, приходящийся по нынешнему календарю почти на середину июля праздник стал завершать весеннюю обработку земли. И это не единственная странность в предоставляемых современными этно- графами описаниях праздника. Тот же Владимир Владыкин в соавторстве с Татьяной Перевозчиковой пишет, что гербер есть «летний праздник, проводимый в последние дни летнего солнцестояния», что «сейчас Гербер строго приурочен к 12 июля», и при этом «считается, что это последний праздник земли, последний летний праздник: до этого дня заканчиваются все весенние земельные работы, в которых применяется плуг». «Называли его ещёкуарсур («праздник в честь зелени»), – уверяют названные авторы, – так как в это время лето достигает своего разгара». Примерно о том же говорит Татьяна Миннияхметова: «Гербер – массовый праздник, проводимый после окончания всех весенних земельных работ с примене- нием плуга до начала уборочной страды. В деревнях Унинского района Кировской области… приурочен он был к 21 июля… Гербер – обряд-благодарение в честь окон- чания посадочно-посевных работ, взошедших хлебов… Можно сделать вывод, что обряд проводился с целью просить у богов созревания хлебов, хорошего урожая…». Елена Попова в своей посвящённой бесермянам монографии утверждает: «Се- рединой лета называли гербер (буквально: время после пахоты), который длился около недели и совпадал с летним солнцестоянием, а в поздней традиции был приурочен к дням Петра и Павла (12 июля)». Как бы там ни было, но в наше время все «весенние земельные работы с при- менением плуга» (попросту говоря, вспашка) в Удмуртии оканчиваются в первой де- каде мая. По данным, собранным Борисом Гавриловым, Григорием Верещагиным, Иоанном Васильевым и уже в наше время по материалам архивов Маргаритой Гришкиной, в XVIII-XIX веках сев повсеместно оканчивался во второй декаде мая, при этом севу предшествовало многократное боронование, и заделка семян в почве также происходила боронованием, что отнимало у земледельца значительное вре- мя, однако же и тогда вспашка оканчивалась около первой декады мая. В любом слу- чае празднование «ради окончания пашни» в июле, то есть через два месяца после реального окончания пахоты, и в старое время и сейчас выглядит по меньшей мере странно. Указание исследователей на то, что праздник проводился «в последние дни летнего солнцестояния» (которое случается в последней декаде июня) никак не увя- зывается с теми датами праздника, которые сами же они и приводят – 12 июля н.ст. (Петров день) или 21 июля н.ст. На протяжении по крайней мере XVIII-XX веков (а на самом деле и в более отдалённое время) окончание весенне-полевых работ в мае, см. выше, – никак не могло приходиться не период летнего солнцестояния. Посев яровых у нас производят в первой декаде мая, сев озимых – в середине августа, поэтому июльский гербер не может являться праздником «благодарения в честь окончания посадочно-посевных работ», ибо он отмечается в большом проме- жутке между этими работами. Яровые у нас дают всходы в третьей декаде мая, озимые – в третьей декаде ав- густа, через неделю после посева, следовательно, гербер в июле никак не может отмечаться «в честь взошедших хлебов». Даты гербера, приводимые этнографами (12 или 21 июля) близки к области периода созревания озимой ржи 16-23 июля и мо- лочной спелости яровой пшеницы и овса 15-30 июля. Разумеется, в это время «просить у богов хорошего урожая» бессмысленно – урожай озимых уже бывает весь налицо, урожай яровых также виден в полном объёме, и увеличиться никак не мо- жет. Гербер отмечается в фенологический период раннего лета, и нельзя согласить- ся с тем утверждением, что лето в этот период «достигает своего разгара». Даже чи- сто с формальной точки зрения Гербер – вовсе не последний летний праздник: по- сле него отмечается, уже в период полного лета, ещё ивыль (Ильин день, 2 августа). Складывается впечатление, что современные исследователи в своих описани- ях как минимум не принимают во внимание общеизвестные данные фенологиче- ского календаря. II. Как и во многих подобных случаях, для прояснения ситуации приходится об- ращаться к работам дореволюционных этнографов – современников описываемой ими традиции. Наиболее подробно пишет о гербере исследователь обрядности глазовских уд- муртов Николай Первухин (и его описание, разумется, весьма отличается от той кар- тины праздника, что можно наблюдать теперь). «Ныне праздник «Дзэк-гэрбэр» <‘большой гербер’> совпадает с христианским праздником Св. Петра и Павла (29 июня), но совпадал ли он прежде, этого сказать нельзя. Во всяком случае, этот праздник доставлял вотякам отдых после пашни и посева ярового и перед началом сенокосной страды… к вечеру представители семей идут вдзэк-квалу <‘большую куа- лу’> с приготовленными припасами …и обычным порядком разъедают здесь кашу, причём дзэк-попом <‘старшим жрецом’> читается молитва об избавлении от града, червя, пожара и сильных ветров, а также о ниспослании силы, ловкости и здоровья в предстоящий сенокос. Утром 30 числа хозяйки снова стряпают блины… к молению этого дня, которое носит название «джэг утчан» т.е. смотрины ржи, или «джэг сек- тан» – чествование ржи». Помимо ‘большого гербера’, существовал и ‘малый гербер’, Почи гэрбэр, зна- меновавший окончание сенокоса и приуроченный к Ильину дню, т.е. ушедший ещё дальше в лето. При этом обряды, связанных с рожью (джэг утчан, джэг сектан), упоминают- ся не случайно: дата праздника, 12 июля н.с., в соответствии с фенологическими наблюдениями есть канун созревания озимой ржи в Удмуртии. Молитва, читаемая в этот день, перечисляет природные факторы, которые враждебны именно созревше- му урожаю зерновой культуры: град, червь, пожар и ветер. Обряд смотрин, или чест- вования ржи, совершаемый на второй день гербера, по определению не имеет ниче- го общего с давно прошедшей пахотой. Кроме того, Первухин приводит такие тексты молитв, произносимые во время весенних обрядов: «…пусть до гербера каждая со- ломина вырастет в 12 колен!», «…в гербер, когда мы выйдем работать-трудиться, во время кошения и просушивания сена, во время метания стогов, дай нам лёгкости и силы!». И для северной и для южной традиции на рубеже XIX-XX веков наблюдатели (Первухин, Васильев) указывают дают одно и то же время празднования гербера – Петров день, когда время завершения пахоты давно уже миновало: пашня и посев совершаются за два месяца до того. Тем не менее гербер, несомненно, праздновался и весной. Тот же Иоанн Васи- льев указывает: «Петров день (также) Геры бер – посемейный праздник, ради окон- чания пашни». Здесь обращает на себя внимание не только явное противоречие между датой и приуроченностью праздника, как это имеет место и у Первухина, но также квалификация его как посемейного, в то время как Первухин рисует этот праздник общинным. Как будто и этимология слова гербер, выводимого из слов геры ‘соха’ (объяс- нить превращение слова геры в слово гер не составляет труда) и бер ‘зад, задница; то, что сзади’, указывает на весенний характер праздника: обычно в использовании слова гер(ы) ‘соха’ видят метонимию и обозначение пахоты, а компонент бер толку- ют – не без существенной грамматической натяжки – как синоним удмуртского по- слелога бере ‘после’. В таком случае всё слово должно обозначать, по-видимому, ‘(праздник) после пахоты’. Каким образом можно совместить столь разноречивые указания? Принципиально важной представляется информация Бориса Гаврилова, ис- следовавшего локальные традиции удмуртов Казанской губернии. Гаврилов, точно так же, как и Первухин, упоминает не об одном, а о двух герберах,большом и малом, но при этом даёт иные датировки и указывает на иную приуроченность, а главное – рассматривает сами праздники в контексте череды сакральных действий, совершае- мых удмуртами в течение года –молений, во время которых в жертву приносит- ся каша с говядиной. «Общие моления, происходя от частных, – пишет Гаврилов, – совершаются всем селением, чем и разнятся от частных, потому что бывают те же жрецы, та же обстановка и цель, какие бывают при частных, за исключением места: общие совер- шаются в полях, частные – в куалах. Эти общие курбоны совершаются после посева льна, в конце мая или в начале июня и по окончании сенокоса, у больших рек, возле которых большею частью бывают луга… Если же речки маленькие, то общих жертв при них не бывает и вотяки таких селений ограничиваются уже совершением только частных курбонов, причём каждое семейство колет в своей куале молодого барана, обещанного в начале сенокоса, который съедается тут же, в знак благодарности за благополучное окончание сенокошения, при такой же обстановке и обрядах, при ка- ких совершаются частные родовые жертвоприношения. После этого пируют, назы- вая своё пиршество почи гэр бэр, в отличие от настоящего гэр бэр, празднуемого вскоре по окончании посева». Вышесказанное, по-видимому, позволяет снять противоречие в определении гербера то как общинного, то как посемейного праздника. Далее, оба исследова- теля сходятся на том, что важные операции сельскохозяйственного цикла отмеча- лись у удмуртов специальным жертвоприношением. Время совершения тех из них, что были приурочены к окончанию сева, началу или завершению сенокоса, могло именоваться гербером, при этом если один праздник именовался собственно гербе- ром или большим гербером, то следующий за ним мог именоваться гербером малым. III. В позднейшее время гербер, по-видимому, приурочивался в основном к нача- лу сенокоса. Почему же именно эта технологическая операция выделялась среди прочих специальным праздником? Во-первых, в силу особого значения сенокоса в жизни крестьянина. Анализ актов купли-продажи, залога и аренды сельскохозяйственных угодий в XIX веке по- казывает, что и продажная цена, и оценочная стоимость и цена аренды сенокосов в десять раз превышает аналогичные показатели для пашни. Это можно объяснить тем, что продуктивность сенокоса в стоимостном выражении была больше продук- тивности пашни: используя сено, можно было создать гораздо более значительную прибавочную потребительную стоимость (калорийные продукты для семьи) и мено- вую стоимость (товар на рынок). За сено (или за продукты животноводства, полу- ченные через это сено) можно было выручить на рынке гораздо больше, чем за зер- но, полученное с той же площади при меньшей трудоёмкости сенозаготовок. Причи- на того, что крестьянин, особенно живущий в глубинке, не мог узко специализиро- ваться, отказавшись от земледелия в пользу кормопроизводства, состояла прежде всего в неразвитости товарно-денежных отношений и чрезвычайной трудоёмкости хранения и перемещения сена и продуктов животноводства на рынок. Этот летний праздник открывал очередной фенологический сезон – полное лето, то есть он не был ни весенним, не предосенним (последним летним). Наш вы- вод относительно субъективного и фенологического содержания этого праздника вполне согласуется и со свидетельством Татьяны Миннияхметовой о том, что в Унинском районе Кировской области в наше время гербер приурочен к 21 июля. У нас нет, к сожалению, сейчас доступа к источникам по агроклиматической ситуации в Кировской области, но Унинский район расположен на широте Дебёсского и Крас- ногорского районов Удмуртии (в северной климатической зоне), а по данным многолетних наблюдений, дата созревания озимой ржи для этих районов – 22-23 июля. Реальной основой праздника является здесь уже не отдых от весенних трудов, а подготовка к уборочной страде, в том числе путём отправления обрядовых дей- ствий из области охранительной и производственной магии: крестьянин испытывал потребность в верховном заступничестве в деле сохранения плодов его годичного труда – зерна и сена. Во-вторых, помимо декларируемой сакральной стороны, устраиваемое во время такого гербера моление имело, как представляется, и вполне прозаическое назначение. За этим праздником в жизни селянина следовал период напряжённейшего, почти круглосуточного труда. Буквально за несколько дней с середины июля до на- чала августа ему надо было управиться и с сенокосом, и с уборочной и с посевом озимых. Промедление с любой из этих технологических операций оборачивалось недобором урожая и грядущей голодовкой. Поэтому на страду выходили все трудо- способные, и работали до упаду. Это было для них то, что обозначается (скомпроме- тированным на сегодня) термином «битва за урожай». И этнографические источники, и простое знакомство с крестьянским бытом говорят нам, что повседневная крестьянская пища содержит в основном раститель- ные компоненты. Все составляющие ежедневного рациона, за исключением молока, имеют низкую калорийность, почти не содержат протеинов, бедны жирами и угле- водами. Кроме того, в страду просто некому заниматься приготовлением еды, кото- рая требует длительной обработки (к слову, летом крутую кашу или мясо в домаш- ней печи ежедневно не сваришь и хлеб каждый день печь не станешь, поскольку в избе и без того жарко; логично, что семья во время гербера ест кашу с говядиной там, где она была приготовлена – в куале, которая используется в качестве летней кухни). Русские крестьяне в Приуралье для страды запасали пищевые ресурсы в виде высококалорийных консервов, годных к употреблению при минимальном приготов- лении (предки одного из авторов этих строк хранили в погребе солонину, заготов- ленную для страдных дней ещё зимой – вся она съедалась для поддержки сил членов семьи именно в эти дни). В условиях общинной жизни и отправления жертвенного культа у крестьяни- на, однако же, нет острой необходимости консервировать мясо, чтобы получить уси- ленное питание перед страдой. Ведь он может участвовать в общественном моле- нии, в ходе которого получит свою порцию мяса жертвенного животного. Таким об- разом, поедание ритуальной, прежде всего мясной пищи, а также масла, давало уд- муртскому общиннику, особенно бедняку, возможность ввести в организм столь необходимые именно в нужный момент протеины и жиры, получение которых иным путём было бы для него в это время затруднительно или невозможно. «Пир- шество перед сенокосом продолжалось 2-3 дня». IV. Итак, в разных локальных традициях гербер отмечался в разное время, мог от- мечаться дважды (как ‘(большой) гербер’ и как следовавший за ним ‘малый гербер’) и быть приуроченным к разным технологическим сельскохозяйственным операци- ям; притом в других локальных традициях к этим же операциям могли быть приуро- чены праздники с иными названиями. Летний гербер соотносился, как правило, с днём Петра и Павла (29 июня с.ст.), и субъективная сторона его заключалась в производстве магических обрядов и дей- ствий с целью сохранения урожая озимых на корню на период его дозревания и уборки. После праздника начинался сенокос и уборочная страда. Праздник прихо- дился как раз на «рабочую межень»– дни естественной паузы в технологическом цикле земледельца («перед Петровым днём недели на две полевые работы прерыва- ются»). На сегодняшний день понимание реальных основ и функций праздника гер- бер в значительной степени утрачено. Едва ли возможно сейчас восстановление по- нимания гербера как праздника, открывающего сенокос, поскольку сроки проведе- ния гербера существенно сдвинулись к весне: если в XIX веке, напомним, его праздновали 12 июля н.ст. (а кое-где и 21 июля), то теперь празднуют месяцем рань- ше (на юге Удмуртии и в северном Татарстане обычно празднуют гырон быдтон – аналог весеннего гербера, букв. ‘окончание пахоты’ – в первой декаде июня, в пер- вое или второе воскресение месяца). В таком виде он символизирует скорее оконча- ние весны как фенологического и календарного сезона. Даже там, где гербер (под названием гырон быдтон) празднуют в июле (как это было, например 10 июля 2004 года в Менделеевском районе Республики Татарстан) для обоснования праздования приводятся фантастические объяснения явно позднейшего происхождения. Причины всех этих преобразований на поверхности – это интернационализа- ция быта сельчан, коренные изменения в технологии сельскохозяйственного труда, эрозия религиозной составляющей праздника, разногласие локальных традиций, усложнившее понимание сути гербера. Всё это привело к фактическому слиянию во- едино в народном сознании нескольких различных праздников. Когда народный ху- дожник Удмуртии Семён Виноградов призывал в 1990 году к установлению, нового по сути, праздника, в котором слились бы гербер (Петров день), гершыд (Троица) и гырон быдтон, такое слияние во многих местах уже произошло на практи- кеи несколько лет спустя было институционализировано в виде упоминавшегося уже республиканского фольклорного фестиваля «Гербер». Любопытно, что такие же в точности преобразования претерпел татарский са- бантуй: сместилась дата празднования, в результате чего сабантуй, по сути, слился с праздником джиен и стал интернациональным. Интернационализация праздника в особенности печалит националистически настроенную интеллигенцию как среди татар по отношению к сабантую, так, увы, и среди удмуртов по отношению к гербе- ру. Справедливости ради надо заметить, что практически все участники гербера из числа неудмуртов, равно как и изрядная часть удмуртов, воспринимают этот праздник только как очередной повод к веселью, и совершенно не представляют себе тех обстоятельств, при которых этот праздник возник, и того смысла, который он нёс в старые времена. А ведь это в перспективе может привести к окончательно- му вырождению праздника и его полной утрате. Очевидно, помимо совершенно необходимой популяризации исторических аспектов летнего гербера как праздника, отмечавшего подготовку к сенокосу и убор- ке злаковых, необходимо и некоторое переосмысление старинного праздника с учётом его современного состояния. В такую работу вполне могли бы включиться не только этнологи, но и работники культуры на местах, стараниями которых гербер ежегодно проводится, являясь важным инструментом в деле укрепления этнической толерантности и пропаганды удмуртской культуры. Примечания Проходит «главный» гербер примерно следующим образом. С утра в назна- ченный день собравшиеся на праздник люди участвуют в народном гуляньи: ходят по домам, угощаются, поют песни и веселятся, после чего постепенно собираются в одно место (как правило, на большом лугу), где бывает уже устроена сцена и разме- щены котлы для приготовления каши с мясом. Участников праздника приветствуют местные и республиканские руководители, они же награждают отличившихся селян, после чего (около полудня) приготавливается каша, и происходит символическое моление. Кашу съедают потом участники гербера, для которых устраиваются также всевозможные концерты, конкурсы, спортивные состязания, выездная торговля. На- родное гулянье может продолжаться до позднего вечера. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991. С. 84 Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1906.С.37. Buch, Max. Die Wotjaken. Eine ethnologische Studie. Helsingfors, 1882. S. 128. Владыкин В. Е., Перевозчикова Т. Г. Годовой обрядовый цикл удмуртской общины «бускель» (материалы к народному календарю) // Специфика жанров уд- муртского фольклора. Ижевск, 1990. С. 60-61. Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2004. С. 64 Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004. С.125. Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотя- ков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. С. 157; Верещагин Г.Е. Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда // Собрание сочинений. Т. 3, кн. 1. Ижевск, 1998. С. 91; Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верова- ний вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань. С. 86; Гришкина М.В. Крестьян- ство Удмуртии в XVIII веке. Ижевск, 1977. С. 49. Агроклиматический справочник по Удмуртской АССР. Л., 1961. С. 76-78. Там же. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эс- киз II-й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стари- ков и в современных обрядах. Вятка, 1888. С. 68-70. Там же, с. 24 Там же, с. 69-70 Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эс- киз III-й. Следы языческой древности в образцах произведений устной народной поэзии вотяков (лирических и дидактических). Вятка, б.г. С. 8,11. Васильев И. Обозрение… С. 86. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 192. Гаврилов Б. Произведения… С.164. Праздники, приуроченные к технологическим операциям были общинные и семейные, так как и сами технологические операции были общинные и семейные. Например, в условиях поземельной общины и трёхполья действовал принудитель- ный севооборот – каждое общинное поле (яровое, озимое, паровое) было разделено на полоски. Пользователи всех полосок должны были совершать каждую из опера- ций до посева одновременно, с тем, чтобы вегетация растений одного вида на всех полосках данного поля происходила синхронно. Стартовый сигнал к этим операци- ям давался через общинный праздник. Праздником могли отмечать также финал операции. Здесь участие в празднике было для каждого домохозяина своеобразным отчётом о проделанной вовремя работе и демонстрацией его лояльности общине: ведь если хозяин полоски не мог обработать почву и засеять её, это должны были бы сделать его соседи по полю, либо община в складчину, руководствуясь вполне меркантильными соображениями – незасеянная полоска зарастала сорняками, ко- торые засоряли всё поле, что снижало урожайность, и требовало дополнительных трудозатрат для прополки. Латышев Н.Н. Удмурты накануне реформы 1861 г. Ижевск, 1939. С.110-113. Агроклиматический справочник… С. 76. Васильев И. Обозрение…С.22. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эс- киз V. Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы. Вятка, 1890. С.51. «…«Гырон быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог «Вось» 1 июня из молитвенного храма «Ку- палы» улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не оби- деть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые тра- вы» // Официальный сервер Республики Татарстан. http://www.tatar.ru/? DNSID=c7a9912c461f21bf12b2a191eb10768e&node_id=2818 Виноградов С. Гербер – калык праздник // Советской Удмуртия. Ижевск. 1990, 22 июня. С.4. Ср. напр. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991. С. 87, Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира уд- муртов. Ижевск, 1994. С. 187. «…У русских есть «Каравон», у чувашей – «Уяв», у мордвы – «Балтай», уд- мурты празднуют «Гырон-Быдтон», марийцы – «Семык». А что есть у татар? Сабан- туй? – вопрошает Сираджи. Сабантуй давно превратился в интернациональный праздник… Для меня важно, чтобы у татар появился национальный праздник… Важ- но, чтобы этот праздник вели на татарском языке, чтобы русские на нем были гостя- ми. Чтобы хотя бы один день в году прошел без водки и свинины» // Мусина А. В по- исках утраченного? Одного сабантуя маловато будет // Вечерняя Казань. Казань, 2004. 16 июня. «У председателя организации «Удмурт Кенеш» Валентина Тубылова – своё мнение: …Некоторые говорят: Гербер – государственный праздник. С говоря- щими так я не согласен. «Семык» марийцев – это что, тоже государственное меро- приятие?.. Гербер – праздник удмуртского народа. Ну а интернациональной дружбе можно посвятить какие-нибудь другие мероприятия» (пер. с удм.) // Виноградова Е. Тон чебер, Гербер! // Удмурт Дунне. Ижевск, 2001. 14 июня. [*] Коробейников, Алексей Владимирович (1961) – Удмуртский государствен- ный университет, исторический факультет, кафедра археологии и истории перво- бытного общества, соискатель. Сахарных, Денис Михайлович (1978) – Удмуртский государственный универ- ситет, институт социальных коммуникаций, кафедра истории и политологии, соис- катель. Впервые опубликовано в сетевом издании «Этно Журнал - Ethnonet.ru»

June 21st, 2015 , 04:10 pm

В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.


Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.

Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.

1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:

3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:

4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:

5. На праздник приехало огромное количество гостей:

6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:

7. Я приехал как раз к открытию праздника:

9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:

10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:

11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:

13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:

14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:

15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:

16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представленны на Гербере:

18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:

19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:

20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :

21. Ну а мы продолжаем:

22. На сцене меняются артисты:

23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:

24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у павильона Республики Беларусь на :

Вот он:

25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:

26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:

27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:

28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:

29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:

30. Качели:

31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:

32. Для взрослых тоже было предусмотренно не мало развлечений:

34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:

35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:

36. Ткацкие мастера:

КАЛЕНДАРЬ УДМУРТСКИХ ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД

В России Новый Год давно приобрел характер сугубо светского праздника, лишенного каких-либо элементов религиозности, и вобрал в себя немало примет и обычаев других народов.

Новый Год - праздник семейный, поэтому не забудьте пригласить родителей или сами посетите их. Можно всей семьей съездить в резиденцию удмуртского деда Мороза – Тол Бабая. Живет Тол Бабай в живописном уголке, называемом «Удмуртской Швейцарией», в селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от города Ижевска и в 30 километрах от ближайшего города Воткинска.

Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая".

Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж, пропагандирующий традиционные семейные ценности и бережное отношение к окружающей среде. Согласно легенде, Тол Бабай - единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, а стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем. Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него согнутый посох, а на плече - традиционный удмуртский берестяной короб пестерь. У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка).

Радостные улыбки детей, слова благодарности - самые лучшие подарки! А помощники Тол Бабая делают всё, чтобы каждый гость уехал из Усадьбы хорошим настроением!"

И www.astromeridian.ru "

Зимний цикл календарной обрядности удмуртов начинался в дни зимнего солнцестояния, называвшегося вожодыр. Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия - Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

В этот день старались сделать в доме уборку, готовили кушанья, варили пива и кумышку (вотский самогон), приглашали гостей и назначали свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание.

Работать можно было только днем и поздно вечером. Обязательным обрядовым блюдом в этот день были пельмени, перепечи, яичные лепешки. Заранее договорившись, со всей деревни в один дом несли по тарелке муки и пекли куарнянь - пресные лепешки. Вечером, освятив их, ели. С 7 января начиналось ряжение - портмаськон, пеноаськон, вожояськон, чокморскон, продолжавшееся до 19 января. Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Для святочных игр молодежь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но еще не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки пели, плясали

Полное название праздника, который отмечают 19 января – Крещение или Богоявление. Когда-то давно Крещение был главным праздником, даже важнее Рождества. Связано это с тем, что во время обряда перерождается душа человека, что для верующих более важно, нежели рождение тела. Потом Рождество постепенно отделилось от Крещения. Согласно Библии 19 января Иисус Христос был окрещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Люди, которые собрались на это события, услышали Бога, который возвестил им о том, что Иисус – это благословенный сын Божий. Именно поэтому второе название праздника – Богоявление.

Крещение господне в 2016 году, как и в другие годы, отмечаются 19 января. Этот праздник имеет постоянную дату. Праздник начинается с вечерней службы в храмах. После службы проводится освящение воды, которую можно набирать, начиная с полуночи.

После службы проводится крестный ход к реке или любому другому водоему. Здесь проходит второе освящение воды и совершается молебен.

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удмурты наводили в домах чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались.

С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: по народным воззрениям, в этот день все злые духи уходили под воду. После завершения официальной обрядовой части взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по родственному, семейному признаку; переходя поочередно из дома в дом, гостили понемногу у всех. Между угощениями время проводили в разговорах, беседах о хозяйстве, семейных делах, рассказывании побывальщин, и, конечно, пели, главным образом застольные, а также плясовые песни.

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя).

Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.

Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Проводы Масляницы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йo Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием - вскрытием реки). Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.

Шорт миськон

Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.

Стиркой пряжи женщины занимались около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Женщины и девушки запрягали лошадь, к дуге привязывали колокольчики. Корчаги и кадки с пряжей устанавливали на сани и с песнями отправлялись к проруби. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями.

Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой ужинать у организатора помочи. На другой день собирались у следующей хозяйки. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника.

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг от нечистой силы.

Акаяшка - весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня. Первый день - вывоз сохи, во второй день - проводы льда, в третий - чествование сохи и сливался с Пасхой - Акашка уй (буквально - Пасхальная ночь). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.

Лудэ лэзён

Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). В этот день животных прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов»: втыкали в двери избы и хлева можжевеловые или рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе или можжевеловыми ветками.

Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и кормили овсом или хлевом всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трёх солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос чёрного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трёхцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 её ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись чёрного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».

Тулыс Геры - обряд весенних работ

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.

Гырон быдтон продолжается несколько дней, молодежь водит хороводы, игры. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

Место проведения: Москва , сад «Эрмитаж»

Начало в 10.00.

Блюда из печи, древние обряды, этнокостюмы и народные гулянья.

Уникальный калейдоскоп национальных культур, музыки, песен, танцев, костюмов удмуртского народа смогут увидеть жители Москвы и гости столицы.

Удмурты - финно-угорский народ в России, бережно храняющий свою самобытность, традиции и язык.

Праздник «Гербер» (в переводе означает «после плуга») проводится после посевной. Считается, чем ярче и интереснее проходит этот день, тем богаче урожай. Организаторы мероприятия подготовили для гостей познавательно-развлекательную игру-квест «Узнай Удмуртию», в которой в течение всего дня праздника, с 10.00 до 21.00, можно будет принять участие.

«Попробуй Удмуртию». С пылу, с жару из настоящей печи удмуртские хозяюшки будут угощать легендарными перепечами. Нерушимое правило старинного рецепта - приготовление в печи. Отсюда и название – перепечи, «перед печкой». Начинки самые разнообразные. Туристы называют блюдо «пиццей по-удмуртски».

«Прикоснись к Удмуртии». Мастерицы обучат ткацкому ремеслу и помогут в общенародном плетении Пояса Дружбы. В традиции удмуртов ткачество сравнивалось с актом сотворения мира. Переплетение нитей считалось символом поддержания гармонии во Вселенной. Поэтому к этому процессу до сих пор подходят серьезно, выбирая благоприятные дни календаря.

Также пройдут мастер-классы по изготовлению кукол-закруток, соломоплетению, изготовлению поделок из бересты.

Свои изделия этнической тематики на модном дефиле представят молодые дизайнеры. Особый колорит и настроение создают хозяева праздника в национальных костюмах. В каждом районе Удмуртии свои особенности одежды.

«Удмуртский разговорный». За 30 минут постичь азы языка. По данным последней переписи, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек. В алфавите 38 букв. Преподаватели-лингвисты проведут запоминающиеся уроки. К примеру, на лекции можно будет узнать такие необычные слова, как ШУРДОН (чувство, когда появляются "бабочки в животе"). Аналогов в русском языке этому слову нет.

«Привет из Ижевска» можно будет передать родным и близким, отправив самые необычные открытки с дополненной реальностью, собственной фотографией и фантастическими рассказами.

«Познакомься с Удмуртией», а точнее с ее сказочными героями - Лопшо Педунь и Тол Бабай. Удмуртский Дед Мороз Тол Бабай - потомок удмуртских великанов полубогов-алангасаров расскажет, о том, как живется ему летом.

«Открой Удмуртию» - площадка соревнований по сбору спилс-карты Удмуртии. Во время празднования пройдут презентации-выставки туристических маршрутов по республике, будут работать выставочные стенды санаториев и домов отдыха. А главное, состоится розыгрыш туристического путешествия «Влюбись в Удмуртию».