Из чего состоит казахский женский костюм. Казахская национальная одежда - одежда народов мира - туристическая энциклопедия - каталог статей - путешествия с олегом барановским. Мужские головные уборы

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха - шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы - кара тулки тон, из верблюжонка - бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек - головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных - полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау - длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан - широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное - с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные - отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего - мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях - на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги - легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис - кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа. История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или войлока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата.

Национальная одежда казахского народа

Ткань для изготовления одежды обычно ткали из шерсти верблюдов или баранов. Для теплых вещей использовали войлок. Помимо домотканого сукна, зажиточные казахи шили одежду из привозных материалов – шелка и шерсти. Небогатые люди носили одежду из меха, кожи, а также шерстяного полотна самодельного производства.

В конце 19 века в обиход казахов вошли ситец, бязь фабричного производства. Богатое сословие по-прежнему отдавали предпочтение шелкам, парче или бархату.

Казахская женская национальная одежда

Основной элемент женского костюма – койлек – это платье рубашечного покроя. Для торжественных случаев он был из дорогих материалов, для повседневной носки – из дешевых тканей.

Также девушки носили «камзол» – одежду, которая сверху пошита по фигуре, а книзу распахивается. Элементом казахского женского костюма также были штаны (нижние и верхние), которые особенно были незаменимы при верховой езде.

Еще один элемент женского костюма – шапан – прямой халат с широкими рукавами. Свадебный его вариант обычно был из роскошной красной ткани.

Головные уборы напрямую отражали женщины. Незамужние девушки носили тюбетейки. Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», который бы до 70 сантиметров в высоту. Став матерью, женщина надевала головной убор из белой ткани, в котором должна была ходить всю жизнь.

Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям. Девочки носили украшения с рождения, это обычно были магические обереги. После 10-летнего возраста девочка могла носить все украшения, которые соответствовали ее возрасту и социальному положению.

Волосы также не оставались без внимания, их украшали звенящими подвесками «шолпы» и «шашбау», которые помимо декоративной функции, служили еще и оберегами девичьих кос. Эти украшения создавали своеобразный звон-мелодию, которые соответствовали девичьей походке.

Казахский народный костюм имеет довольно длинную историю, которая берет свое начало в конце XV начале XVI веков - времени, когда сформировались основные культурные ценности казахов и их образ жизни.

История национального казахского костюма

Традиционный казахский наряд претерпевал множество изменений, и в каждом случае влияние оказывали какие-то другие народы. До 2 века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи. Но затем на смену звериному стилю пришел полихромный. Стали использоваться другие ткани кроме кожи и меха – это сукно, войлок и импортные материалы: шелк, парча и бархат. Главной особенностью этого стиля является наличие декоративных элементов и украшений в нарядах. На формирование народного костюма казахов в дальнейшем оказали большое влияние татары, русские, тюрки и среднеазиаты. Женский народный казахский костюм стал более привлекательным, платье в поясе было приталенным, а юбка стала расклешенной с оборками. Появился отложной воротник.

К концу XIX века казахский народ уже шил одежду в основном их хлопчатобумажной ткани, а зажиточные люди позволяли себе и более изысканные материалы.

Описание казахского национального костюма

Костюм женщин определялся в соответствии с возрастом. В основном женская одежда состоит из платья-рубашки, называемой «кейлек». Молодые девушки носили легкие платья с оборками и воланами – «косетек». Оборками украшался не только низ платья, но и рукава. Для повседневного использования применяли дешевые ткани, для праздников – дорогие. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол, который в поясе был приталенным, а книзу расширялся. Камзолы были как с рукавами, так и без них и имели характерный казахский орнамент в виде вышивки золотыми нитками. Также камзол мог быть украшен бисером, каймой, нашивкой с люрексом. Молодые девушки носили яркие камзолы, взрослые – темных цветов. Также важным элементом наряда были штаны «дамбал», которые надевались под платье. В прохладную погоду женщины могли надевать шапан – прямой халат с длинными рукавами, который одевался поверх платья.

Каждая девушка должна была носить шапочку «такия». Украшался головной убор разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил в качестве .

Костюм женщины практически ничем не отличался от девичьего за исключением головного убора. На свадьбу надевался конический колпак из ткани, достигавший высоты в 25 сантиметров, поверх которого надевался «саукеле» достигавший высоты в 70 см. После свадьбы женщина должна была носить белый платок – «суламу» или «кимешек».

Казахский национальный костюм - предмет гордости и самобытности. Он отражает особенности исторического развития и формирования казахской нации. Наряд одновременно простой и броский, но притягивает взгляды и вызывает интерес по всему миру из-за своих невероятных узоров, росписей и материалов ткани.

Национальная казахская одежда начала формировать примерно 5–6 столетий назад. С тех пор она многократно изменялась и совершенствовалась, но сохранила в себе традиции и особенности культуры Казахстана. Свой вклад в развитие костюмы оказали близкие по территориальной расположенности народы и народности: русские, татары и другие представители из Средней Азии .

Особенности национального костюма казахов

Во все времена одежда казахов отличалась обилием декоративных элементов, вышивок, каёмок. Всё это неспроста, ведь они считали, что узоры защищают тело и разум от злых духов.

Из каких материалов его шьют?

В древности казахи для шитья одежды использовали в основном кожу и меха лисицы, верблюда, енота или бобра. Когда народ стал развивать кочевое скотоводство, в ход пошли войлок и сукно - ткани из шерсти овцы или верблюда. Их народ изготавливал самостоятельно на домашних станках, и они были доступны для всех людей.

Знаменитый «Шелковый путь» проходил по территории современно Казахстана, поэтому жители стали снабжаться шелками, бархатом, парчовыми и атласными тканями. Однако купить у зарубежных торговцев такие материалы имели возможность только крупные феодалы. Поэтому по виду ткани модно было судить о финансовом положении владельца костюма.

В 12 — 13 веках костюмы изготавливаются из:

  • тонких хлопчатобумажных тканей типа ситца, бязи или коленкора;
  • среднеазиатских тканей: бекасаб, мата, адрас;
  • бархата;
  • шёлка или парчи;
  • атласа.

Традиционные цвета в костюме

Одна из главных особенностей казахского костюма - сочность и яркость цветов . О богатстве семьи свидетельствует одежда следующих цветов:

Причём оттенки этих цветов могут отличаться и используются как для изготовления костюмов и для женщин, и для мужчин.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат - это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом - распашной широкой юбкой . Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Детские костюмы для мальчиков

Одежда мальчиков состояла из нешироких шароваров, лёгкой рубахи и жилета или сюртука на поясе. Головной убор также являлся обязательным элементом и мог быть похож либо на тюбетейку , либо взрослый колпак.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки - это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка . Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор - саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Украшения, пояса, головные уборы и обувь

Орнамент - главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.

Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество . Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.

Головной убор - неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:

Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола . Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.

Современный казахский костюм девушки

Сейчас традиционную одежду носят на повседневной основе только пожилые жители отдельных казахских аулов. Современные девушки надевают традиционный костюм только на свадьбу или иные праздничные мероприятия . Однако для многих казахских дизайнеров традиционный стиль и орнаменты всё ещё являются источником вдохновения, поэтому они используют их в своих показах и модных коллекциях.