«Национальный праздник "Сабантуй". Завтра Сабантуй. Что это и зачем все туда едут? Что такое татарский праздник сабантуй

«Национальный праздник "Сабантуй"»

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием,

и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые

женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали.

Весной, перед началом праздника, молодые джигиты

собирали по деревне подарки для будущих победителей в

состязаниях и народных играх: вышитые платки и

полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым

почетным подарком считалось вышитое национальным

узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана , Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются . Старинный

праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в

июне, в три этапа. В первую субботу по окончании

весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях

республики, через неделю - в крупных городах Татарстана,

а еще через неделю в столице республики г. Казани

проходит главный Сабантуй. Во всех административных

районах города организуются майданы для проведения

состязаний, площадки для выступления мастеров культуры

и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном

ипподроме города проводятся скачки.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура поддержал инициативу Президента Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Сценарий праздника Сабантуй

в детском саду.

МКДОУ №4 г. Аша.

Вед. Добрый день, дорогие гости! Сегодня у нас большой праздник. Сабантуй-это праздник древний и новый. Раньше праздновали его в честь начала весенних полевых работ, теперь же в честь их окончания. Сабантуй издревне интернационален, в праздновании принимают участие все народности

. Сабантуй раз в год

Народ весело встречает,

Веселится и поёт

И ничуть не унывает.

(Заходят дедушка и бабушка)

Дед . Ой, ой, мы опоздали на праздник, это ты, бабуля, долго наряжаешься.

Бабушка. Ну как же, Сабантуй ведь раз в году. Без красивого платья не пойдешь. Вот купила специально на праздник красивый платок, платье, фартук.

Дед. Дети, смотрите, что бабушка мне купила на праздник: тюбетейку, жилет, штаны.

Вед . Мы вам очень рады, проходите, с праздником Вас!

Баб. Мы на праздник не с пустыми руками пришли. Мы вам подарки принесли.

Вед. Ребята, давайте мы сейчас поиграем в игру «Срежь подарок». Дедушка и бабушка, вы тоже хотите с нами поиграть.

Игра «Срежь подарок»

(На веревку навешиваются мелкие игрушки, конфеты, чупа-чупсы, а дети с завязанными глазами должны разрезать себе подарок)

Дед. Я сегодня собрал яйца в курятнике, хочу проверить, как вы подготовились к празднику.

Вед . Ну, дедушка, покажи, пожалуйста, как дети будут соревноваться.

Игра «Не урони яйцо»

(Дети выстраиваются в две команды по пять человек, на вытянутой руке в деревянной ложке должны пронести яйцо.)

Баб . Устала я играть, хочу с вами поплясать.

Танец (татарский хоровод)

Бабушка. Ой, дед, совсем я стара стала, надо домой бежать, у нас корова не кормлена.

(Бабушка и дедушка уходят)

Вбегает Мальчик.

Мальчик. Как я торопился на праздник. Очень уж хотел, чтоб к вам на праздник пришли герои из сказок. Вы любите сказки?

Дети. Да.

Мальчик . А вы знаете сказки Габдуллы Тукая?

Дети. Да.

Мальчик . Тогда смотрите внимательно, из сказки Габдуллы Тукая Водяная идёт.

Водяная. Здравствуйте. Что это за праздник у вас? Куда я попала?

Дети. У нас праздник Сабантуй.

Водяная . Что это за праздник? Первый раз о таком слышу. Что же там делают?

Дети . Играют, поют, веселятся.

Водяная . Играют? Вот я вам принесла воду из своей речки, давайте с вами будем соревноваться.

1.Игра”Донеси и не пролей

(Дети выстраиваются в две команды по пять человек, чья команда быстрее наполнит ведро водой с помощью ложек.)

2.Игра “Разбей горшок

(С завязанными глазами ребенок должен разбить глиняный горшок)

Вед. Водяная, спасибо тебе за интересные игры.

Водяная . Спасибо, вам, дети. Мне очень понравилось у вас на празднике, но пора возвращаться в водяное царство. До свидания, ребята.

Вед. Сабантуй продолжается. Что это за шум? Что случилось?

(идет Шурале - дух леса, убивал людей щекоткой)

Шурале. Аха, решили Сабантуй провести, а меня не пригласили? Сейчас всех вас перещекочу.

(Шурале начинает всех щекотить.)

Вед. Шурале, не щекоти наших детей, лучше с ними поиграй.

Шур . Ну ладно, так и быть, ведь сегодня праздник. Я у Батыра взял лошадь, чтобы с вами поиграть.

Игра “Скачки на конях”

(Дети выстраиваются в две команды по пять человек, изображая скачки на конях бегают)

Шур. В моём мешке ещё что-то есть, Вы знаете что это?(канат) Давайте силами померимся, кто сильнее.

Игра “Перетяни канат

(Детей распределяют на две команды, чья команда претянет канат на свою сторону.)

Шур. Спасибо, ребята, мне очень понравилось. Я больше не буду вас обижать, но на прощание я хочу с вами поиграть в мою любимую игру.

Игра

Шур. Ребята, мне пора с вами прощаться, не забудьте меня пригласить на следующий год.

(Влетает Баба-Яга)

Вед . Что это ты Баба-Яга подушками обвязалась?

Баба-Яга . Ой, я болею, радикулит меня замучил, летела я к Лешему, обещал поясницу полечить.

Вед. Мы тебя мигом вылечим, полетишь обратно здоровенькой.

Баба-Яга. Да, да полечите меня, я в долгу не останусь, отблагодарю вас.

Вед. Давай, Ягуся, развязывай свои подушки, поиграем с детьми.

Игра «Кто кого собъет»

Баба-Яга. Какая интересная игра, а у меня еще мешки есть, давайте и с ними поиграем.

Игра «Бег в мешках »

(Дети бегают по очереди, одев мешки на ноги)

Баба-Яга . Ой, а ведь спина-то у меня перестала болеть. Вот милому несла угощение, раз вы меня вылечили, вас угощу. Где же мой узелок? Вот нашла, угощайтесь, мои хорошие.

Всех поздравляю с праздником! Мне пора, до свидания, детки.

(Баба-Яга улетает)

Вед. Вот и закончился наш долгожданный праздник. Желаю всем здоровья и долголетия. До встречи на Сабантуе на следующий год.

Габдулла Тукай

Водяная

(Рассказ деревенского мальчика)

Лето. Жаркая погода. Прыгнешь в речку - благодать!

Любо мне нырять и плавать, воду головой бодать!

Так играю, так ныряю час, а то и полтора.

Ну, теперь я освежился, одеваться мне пора.

Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.

Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.

На мостки, зачем - не знаю, оглянулся я в тоске...

Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!

Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,

И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.

Я стою, дрожа от страха, притаившись и ивняке,

И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке,

В реку прыгнула, нырнула, скрылась в глубине струи.

Тихо на мостки всхожу я, выйдя из листвы густой.

Что это? Забыла ведьма чудный гребень золотой!

Оглянулся: пусто, глухо на реке, на берегу.

Гребень -

хвать и прямо к дому опрометью я бегу.

Ну лечу я, ног не чуя, ну и мчусь, как быстрый конь.

Я покрыт холодным потом, я пылаю как огонь.

Посмотрел через плечо я... Аи беда, спасенья нет:

Ведьма, ведьма водяная гонится за мною вслед!

Не беги! - кричит бесовка.- Погоди, воришка! Стой!

Ты зачем украл мой гребень, чудный гребень золотой?

Я - бегом, а ведьма - следом. Ведьма - следом, я - бегом.

Человека бы на помощь!.. Тихо, глухо все кругом.

Тут на ведьму все собаки поднялись и залились.

Гав! Гав! Гав! - не уставая, лают псы, щенки визжат,

Испугалась водяная, поскорей бежит назад.

Отдышался я, подумал: «Вот и минула беда!

Водяная ведьма, гребня ты лишилась навсегда!»

В дом вошел я: - Мать, нашел я чудный гребень золотой.

Дай попить, бежал я быстро, торопился я домой.

Золотой волшебный гребень принимает молча мать,

Но сама дрожит, боится, а чего - нельзя понять.

Солнце закатилось. Ладно, спать ложусь я. День потух.

И в избу вошел прохладный и сенной вечерний дух.

Я лежу под одеялом, мне приятно, мне тепло.

Стук да стук. Стучится кто-то к нам в оконное стекло.

Лень мне скинуть одеяло, лень добраться до окна.

Мать, услышав, задрожала, пробудилась ото сна.

Кто стучит в такую темень! Убирайся, проходи!

Что тебе приспело ночью? Пропадом ты пропади!

Кто я? Ведьма водяная! Где мой гребень золотой?

Давеча стащил мой гребень твой сынок, воришка твой!

Одеяло приоткрыл я. Лунный луч блестит в окне.

Ах, что станется со мною! Ах, куда податься мне!

Стук да стук. Уйди, бесовка, чтобы черт тебя унес!

А вода - я слышу - льется с длинных и седых волос.

Видно, славною добычей мне владеть не суждено:

Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно.

Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать.

Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать!

Вспоминая стук зловещий, я сгораю от стыда.

И чужие трогать вещи перестал я навсегда.


О празднике Сабантуй
Сайт Президент РТ http://president.tatarstan.ru/news/view/107453

Рустам Минниханов: "Сабантуй - это праздник дружбы для всех народов"
Пресс-служба Президента РТ, 2 июля 2011 г.

Сабантуй является праздником, объединяющим народы России и позволяющим сохранить им свои национальные традиции и обычаи. Такое мнение высказал сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов на праздновании федерального Сабантуя в Екатеринбурге. В празднике также приняли участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор Свердловской области Александр Мишарин.


Празднование Сабантуя традиционно проходит в Свердловской области. В этом году столица Урала впервые принимает федеральный Сабантуй. Праздник проходит на территории стадиона "Локомотив" и прилегающего парка. Здесь разместились многочисленные подворья, тематические площадки, проходят традиционные для Сабантуя спортивные состязания. В праздновании принимают участие представители 34 регионов Российской Федерации.

Сайт Официальный Татарстан - http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm


http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id=2480 Сабантуй
"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия" Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями , шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках , районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года проводится Федеральный Сабантуй, в 2011 году XI Федеральный Сабантуй пройдет в Тюменской области. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.



Сайт Казань 1000 лет» - http://www.kazan1000.ru/rus/holiday/plough.htm
«Национальный праздник "Сабантуй"»

"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия".

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сайт Культура Татарстана - http :// culture . tatar . ru / brands / show /4

Сабантуй Р.Мустафин

Сабантуй бывает разный.

А не знаешь – не толкуй!

Александр Твардовский

Из глубины веков

Все, вероятно, слышали об этом ярком татарском национальном празднике. Но что означает слово «Сабантуй»?

«Сабан» по-татарски «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Причем второе значение, как считают языковеды, более древнее. Можно предполагать, таким образом, что это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей. В более широком значении – человека с природой. Вовсе не случайно поэтому, что праздник этот всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса , у подножия холмов в самых красивых, живописных местах.

Полагают, что празднование Сабантуя восходит еще к языческим, доисламским временам. Судя по некоторым косвенным данным, Сабантуй широко отмечался и в эпоху Великой Булгарии. Во всяком случае, о весенних скачках, национальной борьбе на кушаках (курэш), состязаниях лучников и бегунов в ряде исторических источников упоминается неоднократно.

Сабантуй 1505 года

Первое красочное описание Сабантуя, как полагают историки, оставил безымянный русский летописец в своем знаменитом «Сказании о царствии Казанском». Автор «Сказания», проживший более 20 лет в нашем городе и даже принявший мусульманство, пишет, что Сабантуй проводился в двух местах – на так называемом Царском (или Ханском) лугу (ныне это район за железнодорожным вокзалом, оставшийся под водой) и на Арском поле, начинавшемся тогда сразу же за нынешней площадью Свободы. Главным считался праздник на Арском поле, он продолжался несколько дней. Так, в 1505 году на празднике было расставлено более тысячи шатров, в которых веселились и отдыхали и хан с его приближенными, и приехавшие из окрестных мест гости, и беки, шейхи, саиды, и простые горожане. В шатрах же были устроены, говоря современным языком, торговые палатки, в которых торговали съестными товарами, прохладительными напитками и всяким вещами, в том числе заморскими.

Сайт Авиа РТ Журнал для пассажиров авиакомпании «Татарстан» - http://www.avia-rt.ru/index.php?option=com_numbers&view=article&id_article=160

Наверное, у каждого народа есть свой, особенно любимый праздник, известный на весь мир. У японцев это время цветения сакуры, у греков – Олимпийские игры, у испанцев – коррида, у русских – Масленица. «Фирменный» праздник татар – это Сабантуй. Кстати, его не только знают, но и отмечают – во всём мире.

Задобрить духов
Это сейчас мы празднуем Сабантуй летом, когда окончены тяжелые полевые работы и можно немного расслабиться. А раньше (кстати, раньше – это очень давно, у Сабантуя тысячелетняя история: в 921 году его описал ученый Ибн Фадлан, а ведь праздник существовал и до этого) Сабантуй отмечали в апреле, перед началом весеннего сева – чтобы задобрить духов плодородия, «ответственных» за хороший урожай.

Об этом говорит само название мероприятия: «сабан» – яровые или плуг, «туй» – свадьба, торжество. И хотя некоторые историки утверждают, что название следует переводить как «свадьба сабана» (была такая народность), «аграрная» версия происхождения праздника является общепризнанной.

Кстати, подобные традиции есть практически у всех приволжских народов: в Чувашии отмечают Акатуй, а в Удмуртии такой праздник называется Гербер.

Древние традиции…
Первоначальный Сабантуй довольно сильно отличался от того , каким мы привыкли его видеть сейчас. К примеру, в древности непременным его атрибутом были… яйца. Их, крашеными или сырыми, аксакалы брали с собой на кладбище, поминая усопших, или отдавали мулле, чтобы он своими молитвами обеспечил благополучие для семьи.

Праздновали Сабантуй всей деревней, вскладчину, и длилось торжество несколько дней. Женщины красили яйца, готовили конфеты, баурсак – орешки из теста с медом, различные сладости и печенья, угощали ими детей – те, как на колядки, ходили по домам с мешочками, в которые собирали угощения, а также разные крупы, масло, сметану – из них потом готовили кашу для всего села.

Юноши состязались в собирании яиц – тот, у кого будет больший «улов», считался победителем. Им также отдавали вещи, предназначенные для победителей соревнований: платки, отрезы ткани, чулки, рубашки, а самым ценным считалось вышитое полотенце. Это был целый ритуал: джигиты проезжали по деревне с прибаутками, песнями, в каждом дворе их встречали с почетом, отдавая лучшее из того, что есть. Иногда подарки привязывали к длинному шесту и с ним проезжали по деревне, чтобы все видели, каков, так сказать, призовой фонд.

Кстати, призы и подарки молодухи готовили в течение всего года, с особым старанием. Фабричные полотенца никогда не считались хорошей наградой. Потому что, во-первых, для лучшего в деревне батыра стоило постараться! А во-вторых, полотенца вышивали молодые женщины, зная, что подарок будет вручаться принародно, и все увидят и смогут оценить умение и мастерство хозяйки. Полотенцем, которое вручалось победителю состязаний, одинаково гордились и батыр, и его дарительница , и с ним не могло сравниться ни одно другое, пусть даже очень ценное, изделие.

Затем народ собирался на майдане, где устраивались игрища и состязания – скачки на лошадях, выступления музыкантов и певцов, борьба джигитов. Люди надевали самые лучшие наряды и украшения. Особенно старались молодые девушки – после «официальной» программы обычно следовали молодежные вечеринки, на которых молодые люди выбирали себе невесту, так что стоило быть «во всеоружии». А у многих тюркских народов был обычай: во время конных скачек джигит должен был догнать и поцеловать любимую девушку (этот обряд символизировал еще более древнюю традицию похищения невесты). Обычай назывался «кыз куу». Если парень не догонял девушку, то на обратном пути уже она гнала свою лошадь, старалась его догнать. И сбить нагайкой шапку у него с головы. И если сбивала – для парня это был ужасный позор.

Завершался праздник поздней ночью. К слову, одной из главных особенностей татарского Сабантуя всегда было полное отсутствие пьяных или буйных гуляк – таких, если они появлялись, немедленно выдворяли с майдана при всеобщем осуждении. Общественный порядок был просто образцовым.

Сразу после завершения Сабантуя в селах начинался сев – пора тяжелой страды, которая длилась до середины лета. В этом татарский Сабантуй несколько напоминает русскую Масленицу: как русские люди лакомились блинами и прочими яствами перед Великим постом, так и селяне-татары набирались сил, отдыхали и веселились перед тем, как начать долгий и ответственный труд.

и современность

Сейчас Сабантуй остался любимым праздником татар всего мира. Он является государственным в Татарстане, его отмечают татарские общины в Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и многих других городах. Этот древнейший праздник претендует на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. В татарском Сабантуе с удовольствием принимают участие высокие официальные лица. К примеру, во времена оны Борису Ельцину удалось лихо расколотить битой глиняный горшок – с первого удара. А Владимир Путин «нырял» в плошку с катыком и достал-таки оттуда зубами монетку!

В этом году Сабантуй пройдет в 12 странах, в 155 населенных пунктах России, и повсеместно будет посвящен 125-летию со дня рождения светила татарской литературы – Габдуллы Тукая. Проведение праздника плуга взято под официальный контроль руководства Татарстана. В странах Балтии пройдет Всебалтийский Сабантуй, несколько сабантуев пройдут в Китае, с размахом встретят праздник Турция и Польша. Всероссийский сельский Сабантуй в этом году состоится 19 июня в чувашском селе Шыгырдан. А общефедеральный праздник плуга намечен на 2 июля – в Екатеринбурге.

Современный Сабантуй проводится в воскресенье, и, хотя традиции претерпели некоторые изменения, главное осталось – это по-прежнему всенародный праздник, всеобщее гулянье. Сохранились и основные его составляющие: сбор подарков, состязания на майдане, молодежные забавы. Традиционно к Сабантую в селах тщательно готовятся: убирают в доме, готовят угощения для гостей, надевают лучшие наряды и идут на майдан – целыми семьями, обычно с самоваром, чтобы, уютно расположившись на траве , пить чай со вкусностями и наблюдать за зрелищами – там есть на что посмотреть!

Все – на майдан!
Программа праздника Сабантуй – довольно насыщенная. С утра народ собирается на майдане, чтобы послушать выступления уважаемых людей, поздравляющих всех с окончанием весеннего сева, а также музыкантов, артистов, чтецов. Потом начинается самое интересное – традиционные соревнования.

Самым любимым состязанием всегда была татарская национальная борьба – куреш, в которой соревнуются мужчины, начиная с самого младшего возраста и заканчивая, как правило, средним – старики-аксакалы входят в состав жюри и выбирают победителя. Самой зрелищной, конечно, становится последняя схватка – когда сражаются два вышедших в финал борца. Победителю достается приз. И не полотенце или рубашка, как раньше, а, к примеру, телевизор, стиральная машина или наиболее почетная награда – живой баран, которого традиция обязывает поднять над головой (а весит он, к слову, несколько десятков кило), чтобы еще раз продемонстрировать свою мощь и силу. Соревнуются батыры и в подъеме тяжестей – тягают гири и штанги. Ну и, конечно, самые отважные и ловкие состязаются в скачках на лошадях. Как говорят, Сабантуя не бывает без борьбы и скачек.


Кроме «серьезных», Сабантуй подразумевает и множество шуточных соревнований. Это и бег с яйцом
в ложке, зажатой во рту, и бег в мешках, иногда по двое, забеги с ведрами на коромыслах, полными воды. Перетягивание каната, излюбленный бой мешками на перекладине с завязанными глазами, лазанье на столб за сапогами, доставание ртом монеток из сосудов с катыком или простоквашей, ходьба по гладкой перекладине над водоемом – программа игрищ весьма разнообразна. Бег наперегонки, кстати, с древних времен – очень популярная забава на Сабантуй. Раньше это было целое действо. Бежало много народу, на дальнее расстояние – до двух километров, а победителям доставались ценные призы.

Как правило, соревнования заканчиваются после обеда, и тогда начинаются гулянки, посиделки, вечеринки. Народ расходится по домам, чтобы веселиться в теплых компаниях. А под вечер молодежь , особенно в селах, собирается на «кичке уен» – вечерний Сабантуй, чтобы потанцевать, поиграть, повеселиться и завязать новые романтические знакомства с прицелом на будущее.

Наверное, нет ни одного жителя Татарстана, который не бывал хоть раз на Сабантуе. А для тех, кто с Сабантуем по причине «неместного происхождения» еще не знаком, но жаждет узнать, что это такое, прочувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу истинно народного праздника, некоторые турфирмы организуют специальные «Сабантуй-туры». Программа включает в себя, помимо присутствия на торжестве, еще и несколько экскурсий по Казани, посещение Казанского кремля, мечети Кул Шариф, Петропавловского собора, знаменитого Раифского монастыря и т. д. В этом году в районах республики праздник отметят 11–13 июня, в городах – 17–19, а в столице, в Казани, праздничное действо развернется 25 июня.

Те, кому захочется увидеть праздник плуга в общероссийском масштабе, могут отправиться в Екатеринбург – там пройдет федеральный Сабантуй. Торжества состоятся 1-2 июля, и программа уже утверждена. Основной площадкой станет стадион «Локомотив», а гвоздем программы обещает стать национальная татарская и башкирская борьба. Нашу республику представит Нижнекамский район. Скучно не будет – кроме традиционных состязаний, для гостей предусмотрены выставки ремесел, выступления артистов, дегустация национальной кухни и еще много всего интересного. Елена Рычкова

Сайт ТемаКазань - http://www.temakazan.ru/useful_info/article/1/

Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

И снова очередной отчет с очередного события. И снова без фотоаппарата но с фотографиями. И конечно же тонкости еды на массовых мероприятиях (возвращение рубрики "Хозяйке на заметку")

Вообще у этой вылазки было две цели: первая - собственно сам праздник, вторая - посмотреть как обеспечивается сотовая связь когда "ну оооочень много народу"

Вот они - блогеры О-бурга (конечно не все, но одни из самых-самых)

Виталя koyrakh после прохождения рамки-пищалки: очень серьезен)

Мачта. Нет, не мачта связи. С флагом


А что это там такое летит?

Да ведь это Пегас! Но без крыльев... Вероятно новая модель

А на земле вполне земные лошадки.

И не только лошадки


Кстати охраняли мероприятие серьезно. Даже слишком.

Но поговорим о связи. Вообще на празднике было несколько мобильных станций сотовой связи. Про остальных операторов я промолчу т.к. их симок у меня не было и качество не смог оценить (Смогла оценить Наталья Русинова rusnatali - если она захочет то путь поделится в коментах)))))

Вот так выглядит сам "пепелац"

Фордовская Газелька с телескопической мачтой на которой установлены антены.

Нужна она для того что бы уже имеющаяся сотовая сеть/инфраструктура не "задохнулась" от внезапного наплыва большого числа абонентов (ведь обычно тут их мало - в поле находимся)

Сотрудник компании пообещал что кроме обычной сотовой связи будет и весьма нормальный 3G интернет.


И не соврал - 90% постов которые я отправлял в режиме он-лайн на Фэйсбук - как раз делались с телефона который показывал что 3G есть.

А что же с остальными 10%? А остальные 10% я также отправлял через Мегафон, только пользуясь бесплатным Wi-Fi которые они раздавали недалеко от своей палатки (15 Mbit кстати - и тоже реализованный через мобильную станцию)
Был еще один Мегафоновский Ви-фи - 60 Мбит - для журналистов в прессцентре. Я его тоже затестил. Ну что вам сказать - практически как домашнее кабельное подключение - очень круто/быстро.

Вообщем послушав о технических особенностях станции блогеры разбежались по всему полю - пофоткать, ну и некоторые (например я) оценить/посмотреть везде-ли сигнал/скорость нормальные

Самоварчики ждут гостей


Cкорость передачи данных 1,5 - 1,7 Мбит (методика замера проста: пользовался не синтетическим тестом - а просто качал реальный фаил из "облака")

Куриные крылья... тоже ждут (А может не куриные? может это крылья того самого Пегаса из начала этой записи?)))))


скорость Инета та же - ибо рядышком.

Шашлыки-машлыки

Хозяйке на заметку: Если вы приезжаете на массовые мероприятия то советую вам покупать есть шашлык когда нет наплыва гостей - т.к. потом у торгующих/готовящих начинаются "гонки" и шашлык который вам подадут будет, скорее всего, пережаренным снаружи и сырым внутри. Если же попали именно в наплыв посетителей - лучше купите плов

Растибулки


Тут скорость 1,2-1,3 Мбит.

В "едовых" рядах (где-то посередине)


Скорость около мегабита

Прохожу к дальней точке праздника - к выставке техники


скорость 400-500 кБит
Вообщем можно сделать вывод - Мегафоновская мобильная станция сотовой связи - вещь! Короткие посты с праздника выкладывались быстро без тормозов. И это гуд!

Что же еще было на празднике?
Много всяческой живности

Вся эта живность конечно же очень привлекала детей (и нет только) для потискать/погладить/просто посмотреть. А значит это праздник не только для взрослых - детям то же было интересно.

А вообще, как и любой другой праздник, Сабантуй в первую очередь - праздник живота
Сказочный плов

Еда.

Еды было много

Разной-вкусной

Национальной

Оригинальной

и "классической"

На любой вкус!

Еще было всякое народное творчество/поделки:

Молодые татары в изумрудно-зеленых тюбетейках с золотой вышивкой, юные красавицы в национальных костюмах ярких цветов, чак-чак, сочные парамачи, семейные конкурсы, ну и конечно же песни и пляски.

В «Саду Дружбы» прошел увлекательный семейно-молодежный вкусный Сабантуй-2018. На протяжении всего дня в парке прошли народные гуляния, праздничный концерт, выставка фотографий и изделий ручной работы, а также увлекательные конкурсы, в которых с азартом участвовали почти все посетители.


Сабантуй - древнейший праздник

Сабантуй - самый древний татаро-башкирский праздник, который не имеет точной даты, но традиционно проводится в начале июня, по окончанию посевных работ.

Слово «сабан» в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самой тяжелой и трудоемкой частью весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Поскольку слово сабан на татарском языке означает - плуг, а слово туй - праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощенно, а именно - праздник плуга.


Сегодня Сабантуй превратился в праздник более культурно-массового характера, однако остался таким же любимым, причем не только у татар, но и у людей других национальностей. В основном на Сабантуй приходят молодые люди, которые хотят познакомиться и найти себе достойную девушку. Тем не менее, большой интерес этот праздник вызывает и у семейных пар с детьми, и у представителей старшего поколения.


Исямисиз!

При входе нас встретили организаторы в национальной одежде, поздоровавшись на татарском языке. Пройдя вглубь парка, у «Колокола Мира» мы увидели яркие большие буквы «Сабантуй», куда подходили фотографироваться люди. Здесь же разместилось несколько фотозон: первая в виде избы с печкой, настоящим расписным самоваром и татарскими сладостями; вторая - со стогами сена и корзинкой с фруктами, а третья - изба с двумя окошками.

Улыбки людей, красота одежды и вкусные угощения погрузили в атмосферу добра и уюта. Программа празднования продумана до мелочей, и всем нашлось занятие по душе. Дети с удовольствием участвовали в перетягивании каната, молодые парни состязались в армрестлинге, а девушки старались скорее добежать с коромыслом и не разлить воды. Семейные с задором надевали лыжи и слаженно стремились к финишу, а для старшего поколения были исполнены песни о Родине на татарском языке.

У посетителей также была возможность расположиться в тени деревьев, передохнуть после состязаний, наслаждаясь прохладным домашним компотом и приготовленными кушаньями.


В копилку воспоминаний

Безусловно, благодаря таким гуляниям семьи становятся крепче, молодые знакомятся, а нации сплачиваются. Сабантуй - это не просто праздник плуга, татарско-башкирское культурное мероприятие, это море впечатлений, радости и заряд позитивной энергетики.

Одна из участниц праздника Наталья Серебрякова, отметила:

О таком празднике я услышала впервые. Мне стало интересно посмотреть, как люди отмечают этот праздник. При входе в парк милиционеры, которые следили за порядком, приветствовали входящих людей на татарском языке. Как же здорово, что они почитают праздники и другой нации. Организаторы все хорошо придумали: различные конкурсы, в которых могли участвовать и взрослые, и дети. Посетители активно участвовали и были такими веселыми и довольными. Конкурсы простые, но люди получали столько радости! Все, как одна большая многонациональная семья, болели друг за друга и поддерживали. Я думала, что уже нет таких мероприятий, бесплатных, как раньше в детстве. Я словно побывала в лагере! Очень увлекательно было наблюдать за всем происходящим.


Студентка Камила Хамидуллина также поделилась своими впечатлениями:

Мне очень понравился этот праздник, даже несмотря на то, что на мероприятии я была не больше часа. Мне удалось увидеть как поют песни на красивом татарском языке, а посетители танцуют. По их лицам было видно, что они счастливы и как им радостно. Людям старшего поколения словно удалось вспомнить свою молодость и свои корни. С задором наблюдала за тем, как все, в основном дети и подростки, соревновались: кто быстрее принесет два ведра с водой, стараясь не разлить ее. Было видно, что они действительно хотели выиграть и серьезно состязались за звание победителя. Я ни за кого не болела, но искренне радовалась и волновалась, наблюдая за соревнованиями. То, с каким рвением молодые ребята хотели выиграть вызывало только положительные эмоции. Запомнила одну историю, когда два парня несли коромысла, так бежали, что нечаянно облили друг друга, но финишировали одновременно.

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй - весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

Праздник Сабантуй

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

Праздник Сабантуй

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки - ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным - сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Состязания на Сабантуе

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог - игра - эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.

Праздник Сабантуй

Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний - курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта - бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз - “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей - камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi - легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков - одно и самых любимых соревнований. Задача - разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу (джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

История возникновения праздника Сабантуй

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

Путин на празднике Сабантуй

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника - Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа - песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль "Сабантуй" по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их - разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это - скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ - разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах - гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства - и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля - они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался "серэн сугу", по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и... глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: "Аксакаллар, сез ризамы?" (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не "шанелью"... Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу - народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя - белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй - праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием "на грудь", к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру "кыз куу".

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате - рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.

СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:

! ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН - ЗДЕСЬ!!!

http://1997-2011.tatarstan.ru/

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/

http://fotki.yandex.ru/users/masloff2006/

http://kukmor.livejournal.com/172007.html

https://lori.ru/cabinet/354197/info