Цели и средства эстетического воспитания. Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаю, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

В пору, когда размыты общественные идеалы, исключены из учебных программ произведения, героями которых были корчагины и молодогвардейцы, Учитель берет на себя смелость и огромный труд неустанно разъяснять детям, “что такое хорошо и что такое плохо”

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Тема “Эстетическое воспитание младших школьников ” представляет немалый интерес для исследования.

Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни .

Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.

Алгоритм исследования данной проблемы:

1. Ознакомление с теорией вопроса

  • Изучение и анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Ознакомление с состоянием практики решения данной задачи.
  • Выявление основных проблем данной темы.

2. Поисковая работа

  • Изучение опыта работы учителей, работающих по данной проблеме.

3. Практика исследования данной темы.

  • Внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс.
  • Анализ литературы и исследовательская работа, которую я проводила по данной теме, помогли мне выработать собственное мнение и добиться определенных результатов в своей работе.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство.Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.

Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей

Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.

Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.

В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.

Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому я обратилась за помощью в школу искусств. Преподаватели музыки и изобразительного искусства откликнулись на мою просьбу. И вот с 1991 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно они зачисляются в школу искусств в подготовительный класс. В течение года во второй половине дня первоклассники занимаются музыкой и художественным творчеством. Все занятия проводятся в здании школы, преподаватели сами приходят к ним. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу, специальность (фортепиано). А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.

Педагоги ставят цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.

Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.

Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются. В конце первого класса проводится общее родительское собрание совместно с преподавателями школы искусств, где, учитывая желания детей, родителей, а также рекомендации педагогов, дети определяются на фортепианное или художественное отделение школы искусств для более углубленного изучения того или иного предмета эстетического цикла.

Но при этом, "художники" продолжают петь в хоре (1 час в неделю), а "музыканты" продолжают рисовать (1 час в неделю).

С целью педагогического контроля, координации деятельности работающих педагогов и родителей, приходилось первые 4-5 лет посещать все эти занятия, наблюдать и делать выводы. Дети преображаются на глазах. В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Дети упражняются в восприятии метроритма. Ритм рисунка показывается хлопками, шагами. Индивидуальные занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах требуют от них особой сосредоточенности. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.

Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод я сделала в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).

Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.

Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. С детства на нас обрушивается поток визуальной информации (движение света, цвета, формы). Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.

Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение, находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.

Я уверенна, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и я хочу продолжить творческий поиск по данной проблеме.

Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.

Пусть мои воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.

Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.

А результаты говорят сами за себя.

  • 1 место - Ильясова Э. - за работу "Память" на III открытом республиканском конкурсе детского творчества
  • 1 место - Хазиев М. - на районном конкурсе "Музыкальная капель"
  • Сайфутдинова Г. - лауреат и дипломант районных, республиканских, Всероссийских музыкальных конкурсов. III место по вокалу - на Всероссийском конкурсе "Роза ветров" (г. Нефтекамск).
  • В мае этого года Хазиев М. и Сайфутдинова Г. прошли прослушивание и приглашены на учебу в Республиканское училище имени Нуримана Сабитова (г. Уфа).

Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, добрее, а также здоровее.

И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.

Литература

1.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985

2. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986

3. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985

4. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981

5. Краткий словарь по эстетике. М., 1983

6. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987

7. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. –М., 1982

8. Педагогическая энциклопедия. М., 1993

9. Столович Я.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности. М., 1985

10.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ “РОН”, 2002

11. Щацкая В.М. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975

Автор курсовой работы обучалась в Детской школе искусств №4, к сожалению, в данной школе воспитательная работа (как мы сейчас можем оценить, обучаясь на 4 курсе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), была не на высоком уровне.

У автора курсовой работы есть мечта: после окончания вернуться в в вышеназванную школу и работать преподавателем. В ходе работы придется столкнуться с написанием планов, программ. Обучаясь сейчас в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, есть прекрасная возможность научиться правильно и грамотно создавать, оформлять необходимые документы для реализации воспитательной работы в школе. Мы предлагаем в рамках курсовой работы план по эстетическому воспитанию в ДШИ№4 (целевая аудитория -- младшие школьники).

Цель: создание условий для формирования личности, прививание ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:

· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного эстетического воспитания младших школьников;

· формирование эффективной работы по эстетическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося чувства прекрасного;

· утверждение в сознании и чувствах воспитанников эстетических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

· привлечение младших школьников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Формы и методы эстетического воспитания

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса.

В нашей работе мы предлагаем использовать следующие формы и методы по эстетическому воспитанию: беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, убеждение, разъяснение, поощрение и др.

Беседы. Беседа - метод убеждения. Ее задачи: формирование эстетических представлений учащихся; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории, происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие учащихся.

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить;

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;

Успех беседы зависит от активности учащихся, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь учащихся к поиску материала для беседы;

Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность педагога;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств.

В структуре беседы, на наш взгляд, можно выделить несколько элементов, которые педагог выстраивает в том порядке, который диктует его замысел и логика:

Вступительное слово педагога, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;

Высказывания учащихся по теме беседы;

Обобщение ответов учащихся, разъяснение учителем того понятия, о котором идёт речь;

Яркая иллюстрация сущности понятия, идеи, значения объекта в жизни людей (чтение художественного текста, материала прессы или рассказ о том, что учитель видел, пережил сам);

Обсуждение прочитанного, выявление в нем эстетического смысла (здесь важны точные вопросы учителя, заставляющие думать, спорить, доказывать);

Анализ поступков учащихся, событий из жизни класса, окружающих людей;

Выводы (педагог помогает учащимся сформулировать их).

Информационный час. Информационный час - одна из действенных форм эстетического воспитания.

Мы считаем, что основное назначение информационного часа - приобщать школьников к событиям и значимым явлениям культурной жизни страны, города, района. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания учащихся об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Мы предлагаем использовать обзорные и тематические информационные часы.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в стране, мире, городе.

Тематические - знакомят с правилами сегодняшнего дня, явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни культуры.

Во время информационного часа предлагаем использовать следующие формы работы:

«Знакомства» с великими мировыми личностями во всех сферах искусства;

Показ живописи одного из художников, комментирование полотна;

Комментированное чтение художественных книг;

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных и журнальных материалов;

«Путешествие» по картам и глобусам.

Информационные часы могут проходить в виде:

Пресс-игры: «По страницам книг».

Информационного ринга; викторины; конкурса эрудитов; конкурса плакатов; фестиваля детской прессы; встреч и экскурсий и др.

Организуя подобные информационные часы, мы можем познакомить учащихся с многообразием периодических изданий, научить их грамотно читать эти издания: находить нужный материал, уметь рассказать другим, что узнали сами.

Устный журнал. Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед классом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор.

Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Вариантов журнала может быть несколько. Например: открывается 1 страница журнала - «Классные новости». Ребята по очереди рассказывают о том, сколько и каких отметок получено за неделю, кто особенно отличился на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал и т.д. 2 страница - «Живые картинки нашей жизни». На ней - юмористические сценки из жизни класса, остроумно подмеченные и сыгранные ребятами. 3 страница - «Объявления». В ней опять же в юмористической форме озвучиваются объявления: например о том, что классу требуется уборщица, или почтальон для передачи записок и т. д. 4 страница - «Загадки». И снова в юмористической форме. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, укрепляют традиции, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подметить смешные черты поступков ребят, событий в классе.

Другой вариант устного журнала

В выпуске участвует весь класс. Каждая микрогруппа, исходя из своих интересов, выбирает страничку: «Сказочная», «Загадочная», «Новости», «Как? Что? Почему?», «Музыкальная», «Юмористическая». В течение определённого времени группы готовят свои странички: разрабатывают содержание и форму подачи. На наш взгляд, устные журналы способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении, проявить свои способности, быть интересными друг другу.

Кроме того можно использовать ещё одну форму устного журнала - информационный журнал. Его задача - познакомить учащихся с событиями общественной жизни.

В информационном журнале могут быть такие странички:

«Новости искусства», «Внимание - интересная книга» и др.

Экскурсии. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие учащихся с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на учащихся, нежели ознакомление по книгам.

По нашему мнению в эстетическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети получают положительные эмоции, проявляют заинтересованность. Экскурсии расширяют кругозор учащихся, наглядно показывают эстетику в жизни, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

В экскурсии мы выделяем три момента: подготовку к экскурсии; выход (выезд) на реальные объекты мира; обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.

Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор средств и материалов; определение ее содержания.

Способы привлечения учащихся к подготовительной работе можно использовать самые разнообразные. От активности учащихся в данный период зависит успех экскурсии.

Можно, к примеру, повести учащихся в краеведческий музей. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим в процессе подготовительной работы.

Путешествия. Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

На наш взгляд, со школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» учащихся во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Игры-путешествия требуют от учащихся большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребятам приходится самим выбирать маршрут путешествия, подбирать познавательный материал, определять форму его демонстрации, придумывать задания для других групп.

Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной и культурной литературой, ищут нужный материал, формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей. Таким образом, путешествия развивают воображение, творчество: мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью, сообщения, рисунка и др.).

Праздники. Праздник - особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности учащихся, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В работе можно использовать праздники как средство сплочения учащихся, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания.

Педагогические функции праздников многообразны. Они помогают создать в коллективе благоприятный психологический климат; реализуют потребности учащихся в активности, в радостных переживаниях; дают возможность самореализоваться, проявить свои способности в разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:

· дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);

· необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;

· все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности, увлечения;

· необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, внимания, защищенности каждого ребёнка;

· в разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;

· чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);

Игры. Игры - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Хотя игра - деятельность непродуктивная и ее мотив заключен не в результате, а в содержании самого игрового действия, в конечном итоге она дает человеку очень много. В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя, подвергая анализу накопленную информацию о жизни.

В учебно-воспитательном процессе широко используем игры, т.к. они помогают сделать учение более привлекательным, занимательным, интересным. Особенно широко игры используем в воспитательной работе, они пронизывают все виды воспитывающей деятельности, а также повседневную жизнь учащихся. Игры как нельзя лучше соответствуют их психологическим особенностям, огромной активности, неистощимой энергии, неумению долго концентрировать внимание и усилия на однообразной или сложной деятельности и др.

Эстетическое воспитание школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому используем игру, воспитывая у учащихся ценностные отношения к истории и культуре, народам всего мира, их традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Осуществление целей и задач эстетического воспитания требует использования и различных методов, которые выбираются исходя из содержания, конкретных условий организации и проведения занятий по эстетическому воспитанию.

Применение этих методов не должно быть шаблонным. Главное состоит в том, что каждый педагог должен проникнуться пониманием необходимости активных методов воспитания.

Методы убеждения основные методы формирования современного мировоззрения и восприятия действительности, общественной морали. Применяя, их педагог воздействует на сознание, чувств и волю учащихся и добивается превращения норм общественной морали в руководство к действию учащихся во всех условиях.

Разъяснение, как правило, применяется при ознакомлении с новыми авторами, произведениями и. т. д.

Метод поощрения применяется, когда необходимо поддержать и усилить положительные побуждения, активизировать их проявления в поведении ученика.

Формами поощрения могут быть похвала, благодарность, фотографирования отличившихся на доску Почета и др. Важно, чтобы поощрение оказывало стимулирующее воздействие: нельзя допускать образование у учащихся привычки ожидать награды за любое выполненное дело. Поощрение может относиться и к отдельному ученику и к коллективу. Обязательные требования при этом - своевременность и гласность поощрения. Захвалить опасно, но нельзя пропустить момент, когда поощрение для отдельного ученика или целого коллектива может стать началом нового поворота к лучшему, и закреплению достигнутого успеха.

Таким образом, для успешного воспитательного процесса эстетического воспитания необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

Для успешного формирования эстетической культуры учащихся, на которую направлен процесс эстетического воспитания в школе, необходимо соблюдать основные требования:

- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника, учитываются особенности возраста (наглядно-образное мышление, высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость воображения, предрасположенность к творчеству);

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности .

Что касается первого требования, то эстетическая культура включает в себя:

1. эстетические ценности, которые осваиваются в процессе обучения, воспитания и развития;

2. эстетические установки и потребности (способности, восприятие, переживание, отношение, чувство, вкус, оценка, идеал);

3. целенаправленную деятельность и творчество (переоткрытие прежних и создание новых эстетических и художественных ценностей в различных видах человеческой деятельности, в том числе в искусстве);

4. образовательное пространство, способствующее погружению учащегося в "мир эстетики" (атмосфера, среда, аура, обстановка, окружение) .

Данные компоненты следует учитывать, выстраивая систему эстетического воспитания школьников.

Второе требование учитывается при подборе предметов искусства для восприятия, составления заданий, стимулирующих эмоциональные переживания, способствующих развитию воображения, творческих способностей. "С психологической точки зрения младшие школьники очень эмоциональны и очень отзывчивы на любые проявления прекрасного и безобразного. Он отличается поразительной целостностью сознания, которое не отделяет его от мира, не противопоставляет его миру, не знает субъектно-объектной рефлексии. Ребенок оказывается художником по строю своей души. Поэтому важно использовать эмоциональную отзывчивость ребенка для его эстетического и этического развития" .

Согласно третьему требованию система эстетического воспитания младших школьников должна строиться на интересном для этого возраста содержании, включать в себя действенные методы и средства обучения с точки зрения привития эстетических ценностей, выработки эстетических установок и потребностей, включения детей в творческую художественную деятельность, насыщая при этом образовательное пространство предметами искусства.

Вслед за А. Дубасенюк, мы считаем, что "система эстетического воспитания это целенаправленный, организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построенный на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральное и трудовое развитие". Мы согласны с А. Дубасенюк, что функционирование системы эстетического воспитания эффективно будет осуществляться тогда, когда она будет действовать не изолированно, а включаться в комплекс всей учебно-воспитательной работы и осуществляться под целенаправленным педагогическим руководством .

Подтверждение комплексного подхода к эстетическому воспитанию младшего школьника мы находим у Б.М. Неменского, который отмечал, что "система эстетического воспитания и развития личности будет работать эффективнее, если она будет, прежде всего, единой и объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" .

К особенностям выстраивания такой системы для младших школьников можно отнести:

1. Встраивание эстетического воспитания в процесс интенсивного формирования отношений учащегося к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, в природе это значит положить задел долгосрочному процессу эстетического воспитания личности. Именно с этого и начинают педагоги начальной школы, заинтересованные в выращивании поколения, трепетно относящегося к красоте .

2. Согласование эстетического воспитания с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Огромное влияние на эстетическое развитие личности младшего школьника оказывают поэтические и кинематографические произведения.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" .

3. Систематическое воздействие на эмоциональное отношение младшего школьника к миру. Ребенок, получающий на первой ступени эстетического образования систематические духовно-нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не станет музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретет гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным ценностям.

4. Единство всех предметов, внеклассных занятий, общественной жизни младшего школьника с точки зрения эстетической значимости. Не смотря на то, что в ФГОС НОО эстетическое воспитание школьников заложено на уроках изобразительного искусства, обучать детей восприятию произведений искусства, окружающей действительности и быта можно и на других уроках. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Мы уверены, что каждый предмет в школе может эстетически воспитывать. "Любой урок, в котором все органично, целесообразно и гармонично, эстетичен" . И в достижении этой цели учителю помогают информационно-коммуникационные технологии. С их помощью учитель может познакомить учащихся с произведениями архитектурного, художественного и музыкального искусства, которые находятся в разных уголках планеты, совершить с ребятами путешествие вокруг света и показать им всю необъятную красоту природы и окружающей действительности.

Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное. Ему самому просто необходимо меняться, повышать свой уровень эстетической культуры, заняться эстетическим самовоспитанием, расширять круг своих интересов, свой кругозор "залогом к достижению учителем высокого эстетического уровня взаимодействия с учащимися служит собственный достигнутый уровень эстетической культуры" . Таким образом, можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста значим тем, что эстетические взгляды, идеалы, познавательные интересы, а также целостное отношение к миру у обучающихся находятся в процессе становления и поддаются воздействию педагога. Кроме этого, учащиеся в младшем школьном возрасте эмоционально восприимчивы и отзывчивы, что является основанием привития нравственных, духовных ценностей через переживание красоты, неповторимости мира. Учителям в школе следует находить возможность воспитания обучающихся эстетически в рамках любого предмета, а также во внеучебной деятельности способствуя выработке целостного эстетического отношения к действительности. Педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека. Ведь именно в раннем школьном возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

МОБУ Табагинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Эстетическое воспитание младших школьников»

Замостина Людмила Васильевна, учитель начальных классов

Юсупова Захира Лотфулловна, учитель начальных классов

2017г

Эстетическое воспитание младших школьников

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаем, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили нас обратиться к изучению одного, на наш взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Мы уверены в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Тема “Эстетическое воспитание младших школьников

Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни .

Достижение цели через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.

Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей

Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.

Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.

В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.

Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому мы организовали детский ансамбль «РАДУГА» . Учитель музыки откликнулся на нашу просьбу. И вот с 2007 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно по желанию детей и родителей они зачисляются в ансамбль. Затем идёт отбор по музыкальным способностям. Занятия проводятся в здании школы во внеурочное время.. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу. А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.

Мы ставим перед собой цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.

Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.

Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.

В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.

Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод мы сделали в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).

Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.

Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.

Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение, находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.

Мы уверены, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и мы хотим продолжить творческий поиск по данной проблеме.

Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.

Пусть наши воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.

Для себя мы сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.

И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.

А результаты говорят сами за себя.

Конкурсы (чтецы, рисунки, вокальные)

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия

Место проведения мероприятия

Количество участвующих из класса

ФИ участника

Класс

Тур

мероприятия

(очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

Декабрь 2013

1 Всеросийский конкурс творческих работ «Волшебный дух Нового года»

Образовательный Центр г Чебокрасы

INCEPTUM

Кузенина С

Вардугина А

1кл

заочный

Диплом

Сертификаты

Март 2014г

Республиканский конкурс чтецов «Бескрайний крайний Север», посвященный Году Арктики

Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского

Кузенина С

Югай С

1 кл

очный

Сертификаты

2014

1 Региональный хоровой конкурс «Школьный классный хор»

Министерство образования Республики Саха Я

Якутское музыкальное училище

Ансамбль Сюрприз

1 кл

очный

Диплом, сертификаты

8.04.

2014

1 Республиканский конкурс патриотической песни «Главная песня о Родине»

Республиканский центр развития доп.обр. ЯПК им.С.П.Гоголева

ЯПК им. С.П.Гоголева

Ансамбль «Сюрприз»

1кл

очный

Диплом

Октябрь 2015

1-й открытый республиканский конкурс «Пою мою Республику»

Департамент по делам народов РС(Я) АУ РС(Я) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского»

«Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

Югай С

Ермуханова М

Вардугина

2 кл.

очный

сертификаты

2014

ДДН им.Кулаковского

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль «Радуга»

2 кл

очный

Диплом

II региональный конкурс «Зима начинается с Якутии»

ФК «Бриллиантовые нотки»

ТЮЗ

Ансамбль Радуга

2кл.

очный

сертификаты

Ноябрь2014

Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Ансамбль

2 кл.

очный

Диплом 2 степени

Республиканский межэтнический фестиваль Калейдоскоп культур

Департамент по делам народов РСЯ

Дом дружбы народов им Кулаковского

Ансамбль Радуга

очный

Диплом

2015

Республиканский конкурс литературно-музыкальной композиции «Поэт из страны детства»

Департамент по делам народов РСЯ

Дом дружбы народов им Кулаковского

Департамент по делам народов РСЯ

Дом дружбы народов им Кулаковского

Литературная композиция

2кл

очно

сертификат

2015

Межнациональный фестиваль «Народы поют о маме»

Ансамбль Радуга

2 кл.

очный

Диплом

2015

Республиканский Фестиваль военной песни.

Дом дружбы народов А.Е.Кулаковского

16 чел.

14 чел.

2 кл.

очный

Диплом

Художественное слово

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Борисова Е.

2кл

очно

сертификаы

2015

Открытый республиканский фестивадь самодеятельного художественного творчества «70 мирных лет»

Вокал

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Ансабль «Радуга»

2кл

очно

сертификат

Ноябрь

2015

Республиканский фестиваль

«Юные таланты за безопасность», вокал

ВДПО

Дворец Детского творчества

Ансамбль Радуга

3кл

очный

Диплом

Ноябрь

2015

Республиканский фестиваль

«Юные таланты за безопасность», художественное слово

Якутское Республиканское отделение общероссийской общественной организации

ВДПО

Дворец Детского творчества

Югай С

Кузенина С

Вардугина А

3кл

очный

сертификаты

Январь

2016

Республиканский конкурс детского творчества, посвященный иконе «Неопалимая Купина»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Белозёров С

Гайнулин М

Ермуханова М

Федоров А

Кузенина С

Югай С

Вардугина А

3кл

заочный

сертификаты

ХVII респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас»

ДК с.Хатассы

Ансамбль «Радуга»

2 кл

очный

Дипломанты

Март

2016

IV международный фестиваль «Бриллиантовые нотки»

ФК «Бриллиантовые нотки»

ЯТС

5 чел.

Ансамбль «Радуга»

3 кл.

очный

Диплом 1 степени

2016

ХIХ респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас»

ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

ДК с.Хатассы

Ансамбль «Радуга»

3 кл

очный

Дипломанты

Республиканский конкурс чтецов «Сырдык сулус ыйар суалунан»

Якутский государственный обьединенный музей истории и культуры народов севера им. Ем.Ярославского

1 чел.

3 кл.

очный

сертификат

3 Открытый межэтнический конкурс детского самодеятельного художественного творчества Родник Дружбы

Государственный комитет РС(Я) по национальной политике

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

кл.

очный

Диплом

Апрель 2016

Межэтнический республикан. Фестиваль-конкурс «Любовь моя- песня якутская»

Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Ансамбль «Радуга»

3 кл.

очный

Диплом

Май

2016

Конкурс детского рис. ФССП России на тему: «ВОВ и моя семья»

Управление ФССП

Управление ФССП

2 чел.

3 кл.

заочный

сертификат

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Ансамбль Радуга

очный

Грамота

3 Республиканский смотр реализации проекта Музыка для всех

Министерство Образования РСЯ Министерство культуры и духовного развития РСЯ

ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

Ансамбль Радуга

очно

сертификаты

VII Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества «Юные таланты за безопасность»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Ансамбль Колокольчик

очный

Диплом Лауреата 3 степени

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

4 кл

очно

Диплом

3 Республиканский фестиваль ямщицкой культуры

Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я)

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Колокольчики

4 кл

очно

Диплом 2 степени

2016

Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я)

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

4 кл

очно

Диплом

2016

1 Республиканский фестиваль казачих песен и плясок

Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я)

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Колокольчики

4 кл

очно

Диплом

Февраль

2017

Республиканский межэтнический фестиваль КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУР»

ДДН им.Кулаковского

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

4кл

очный

Лауреаты 3 степени

Март

2017

ХХ респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас»

ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

ДК с.Хатассы

Ансамбль «Радуга»

4 кл

очный

Результат в марте

Городской вокальный конкурс Открой своё сердце

УО Окружной администрации города Якутска

Дворец детского творчества

Ансамбль Сюрприз

Очно

Диплом 3 степени

Май

2014

Городской II фестиваль- конкурс «Юный чтец»

ДК «Кедр»

Югай С

Кузенина С. Вардугина А

1 кл.

очный

Грамота 2место

Грамота

Грамота

2014

Городской конкур «Юный чтец»

МБУ «ОЦНТ» ГО город Якутск

МБУ «ОЦНТ» ГО город Якутск

ДК Кедр

Кузенина С

2кл

очно

Сертификат

Апрель 2016

Вокальный конкурс «Веселые нотки»

УО Окружной администрации г. Якутска в рамках Республиканского проекта «Музыка для всех»

Дворец детского творчества»

5 чел.

Ансамбль «Радуга»

2 кл.

очный

сертификат

Май, 2015

Городской вокальный конкурс «Веселые нотки»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

Ансамбль Радуга

2кл

очный

Грамота

Май,

2015

Городской-конкурс фестиваль Бэби шлягер-2015

Управление культуры и духовнго развития окр.администрации г. Якутска

ДШИ

Ансамбль Радуга

2кл

очный

Грамота,

Сертификаты

Сентябрь 2015

Городской конкурс «Юный чтец»

МБУ ОЦНТ ГО «Город Якутск» ДК «Кедр»

ДК «Кедр»

2 чел.

Югай С

Кузенина С

кл.

очный

Лауреат 2 степени,

грамота

Вокальный конкурс «Открой свое сердце»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

6 чел.

Ансамбль «Радуга»

кл.

очный

сертификат

Ноябрь

2015

Организация и участие в праздничном концерте «Страна Литературия»

МОБУ «ТСОШ»

МОБУ «ТСОШ»

8 чел.

Коллектив кл.

3 кл.

очный

Грамота,

Сертификат, номинация «Приз зрительских симпатий»

Март

2015

XV городской конкурс-фестиваль «Поющая Туймада»

Управление культуры и духовного развиития

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

Ансамбль «Радуга»

3 кл.

очный

сертификат

Февраль, 2016

Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»

Отдел государственной противопожарной службы РС(Я) №40

1 чел.

Кузенина С.

3 кл.

заочный

Диплом 1 степени

Конкурс рисунков «Дети рисуют космос»

МТРК «Мир»

МТРК «Мир»

4чел.

3 кл.

заочный

диплом

Апрель 2016

Концерт ко дню молодого сотрудника

ФКУ ИК-7 УФСИН

МОБУ «ТСОШ»

5 чел.

Ансамбль

3 кл.

очный

благодарность

Битва хоров «Наследники Победы»

МОБУ «ТСОШ»

МОБУ «ТСОШ»

16 чел.

16 чел.

3 кл.

очный

Диплом

Ноябрь 2016

Городское торжественное мероприятие, посвященное Дню сельского хозяйства.

Управление Сельского хозяйства ОА «город Якутск»

ДК «Кедр»

Коллектив 4Б класса

4 кл

очно

Диплом

Декабрь

2016

2 городской фестиваль «Рождественское чудо»

Якутская епархия Русской Православной церкви.

МБУ ДО

«Дворец детского творчества»

Ансамбль «Колокольчики»

4 кл

очно

Кубок, сертификаты, подарки


Проблема воспитания эстетических чувств волнует философов, психологов и педагогов со времен Платона и Аристотеля. Вплоть до наших дней представления о сущности воспитания эстетических чувств, его задачах, цели постоянно изменялись. Эти изменения о сущности воспитания эстетических чувств и способствовали появлению науки эстетики.

Термин "эстетика" происходит от греческого aisthetikos чувствующий, чувственный. Согласно толковому словарю Ожегова "эстетика - философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни" . Эстетика философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление общих понятий о чувственном восприятии выразительных форм реальности, может являть собой систему взглядов на искусство. В широком смысле это общее понятие о строении произведений искусства, процессе художественного творчества и восприятия, художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), общие понятия эстетического восприятия природы .

Научить человека эстетическому, чувственному восприятию природы, окружающей действительности, произведений искусства призвано эстетическое воспитание. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание".

В философском словаре эстетическое воспитание определяется как "формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности" .

Педагогика рассматривала вопросы эстетического воспитания личности с точки зрения интеграции эстетической культуры в общую культуру человека и предлагала различные трактовки и подходы к созданию системы эстетического воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли такие советские педагоги, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это дает им возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Педагог-просветитель С.Т. Шацкий, работая над системой эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Уделял большое внимание внешнему выражению внутренних переживаний ребенка (танцу, музыке, слову). В трудах В.Н. Шацкой, которая развивает идеи С.Т. Шацкого, прослеживается мысль о том, что эстетическое воспитание позволяет "воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, в общественных отношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности любить и ценить прекрасное и уметь отличать его от ложно-прекрасного" .

В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: "Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом" .

В следующие годы над проблемами эстетического воспитания работали такие ученые, педагоги, психологи как Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Они определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основе которой развивалась современная система эстетического воспитания.

Интересными представляются взгляды А.А. Мелик-Пашаева. Он призывает понимать под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта. Так, он пишет, что "понятие "эстетическое воспитание", с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению" . То есть, за всяким фактом творчества в любом виде искусства особое отношение человека к жизни не к искусству, а именно к "действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством".

Это особое отношение человека к действительности и следует называть эстетическим отношением, и воспитывать в учащихся с первых лет обучения.

Эстетическое отношение к жизни, в силу своей универсальности, потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Однако это качество является психологической первоосновой художественно-творческой одаренности человека. Оно ведет человека в искусство, к художественному освоению мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. Отсюда художественная культура человечества является концентрацией эстетического отношения человека к миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее эффективным средством привития каждому человеку эстетического отношения к жизни.

По мысли педагога-исследователя А.А. Мелик-Пашаева, развитое эстетическое отношение к действительности - это неисчерпаемый источник художественных содержаний. Оно мотивирует человека к постоянному сохранению и разделению с другими людьми того видения очеловеченного мира, которое открывается благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним а тем самым выразить свою собственную неотчужденность от окружающей действительности. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ (живописный или словесный, музыкальный или пластический), адекватный данному содержанию .

Это придает особый характер всем психическим процессам: пробуждает и стимулирует работу воображения, которое выступает, как способность создать образ, выражающий необразное содержание эстетического переживания, тем самым вообразить его; придает избирательную направленность восприятию, памяти; сообщает творческий характер тем специальным знаниям, умениям и навыкам, которыми человек обладает, и побуждает вырабатывать новые, поскольку они необходимы для воплощения замыслов, и т.д. Такое понимание эстетического отношения позволяет обосновать понятие общих художественных способностей, главнейшей из которых является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира. То есть, эстетическое отношение к миру это художественное в каждом человеке и общечеловеческое в профессионале-художнике .

В настоящее время исследование вопросов эстетического воспитания продолжается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как В.Н. Клепиков, А.А. Адаскина, Т.И. Пагута, И.М. Мамедова. Они говорят о эстетическом воспитании, как о целенаправленном и систематическом процессе позитивного воздействия на личность ребенка. К тому же, в последние годы значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности . Эстетическая культура является одним из важнейших факторов социального развития, фактором совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Как отмечает И.М. Мамедова, кандидат педагогических наук, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве .

Доктор педагогических наук Г.А. Петрова дает определение эстетическому воспитанию как системы: "Эстетическое воспитание - система, направленная на всестороннее формирование и развитие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания" .

Интерес для нашего исследования составляют взгляды В.Н. Клепикова, ведущего научного сотрудника Института социальной педагогики Российской академии наук.

В.Н. Клепиков рассматривает эстетическое воспитание как составную часть эстетического образования: "Эстетическое образование (в широком смысле) включает в себя и обучение, и развитие, и воспитание. Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами" .

Определение, данное В.Н. Клепиковым, мы выразили схематично (рис.1).

Рис.1. Эстетическое образование

Нужно отметить, что на сегодняшний день накопился значительный опыт психолого-педагогических исследований, которые доказывают необходимость и возможность эстетического воспитания личности.

Рассмотрев и проанализировав взгляды различных мыслителей на эстетическое воспитание личности, можно отметить такие важные положения, как: постоянный интерес со стороны ученых к вопросам эстетического воспитания; значимость систематического взаимодействия детей с преподавателем, произведениями искусства, природой; понимание под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта; включение эстетического воспитания в понятие эстетического образования . При этом эстетическое образование рассматривается как способ приобщения человека к эстетической культуре.

В современном школьном образовании нередко отождествляют эстетическую культуру и художественную культуру. Однако их следует различать. Данные понятия имеют разные объемы. Понятие эстетической культуры шире понятия художественной культуры, поскольку включает в себя кроме ценностей искусства еще и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности. Художественная культура берет во внимание все то, что связано с миром искусства, а эстетическая культура берет во внимание проявления реальной и повседневной жизни людей. При этом художественная культура - высший этап развития эстетической культуры, закономерно венчающий ее .

Формирование эстетической культуры начинается с первых дней жизни человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Вслед за В.П. Клепиковым можно схематично представить основные уровни становления эстетической культуры (рис.2).

Рис.2. Основные уровни становления эстетической культуры

Школьник может остановиться на первом уровне общего эстетического образования, но может продвигаться дальше, развивая свой творческий потенциал для создания собственных эстетических и художественных продуктов.

Таким образом, эстетическое воспитание сегодня можно понимать, как необходимую составляющую эстетического образования человека, позволяющего повышать уровень эстетической культуры, которая необходима для целостного становления и гармоничного развития личности. На это направлена система эстетического воспитания в школе.