Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе.Тема"Опыты с песком.". Конспект нод в средней группе доу по экспериментированию с песком


Цель проекта Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека. Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.


Задачи проекта Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Расширение средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка. Расширение средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка. Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека. Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.


Гипотеза проекта Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования, НОД и т.д) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка: Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования, НОД и т.д) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка: Развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков; Развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков; Развитие наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение; Развитие наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение; Формирование умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; Формирование умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; Увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать. Увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.


Вопросы на которые будем искать ответы 1. Все ли мы знаем о песке? 2. Для чего нам нужно изучать свойства песка? 3. Из чего состоит песок? 4. Какого цвета песок? 5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить? 6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать? 7. Может ли песок двигаться? 8. Где и как люди могут использовать песок? 9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?


Предварительная работа Беседа «Для чего нужен песок» Беседа «Для чего нужен песок» Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук) Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук) НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице») НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице») Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека


Методы и приемы работы Наглядные (наблюдение, иллюстрация) Наглядные (наблюдение, иллюстрация) Словесные (беседы, чтение художественной литературы) Словесные (беседы, чтение художественной литературы) Практические (игры эксперименты, опыты) Практические (игры эксперименты, опыты)
















Игра с песком Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. И неудивительно! Ведь в песке можно строить очень интересные вещи. Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры.


Стихи А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок. И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок.


Это интересно Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах. Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве. Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику. Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка. Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка. Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли. Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли.


Результаты проекта Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе. Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе. Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет), тяжелее в весе. Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет), тяжелее в весе. Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве. Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.


Выводы Песок лучший тип почвы Песок лучший тип почвы Песок твердый и сыпучий Песок твердый и сыпучий Движение песка похоже на течение Движение песка похоже на течение Песок пропускает воду Песок пропускает воду Песок не горит Песок не горит Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу


Литература Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год «Организация опытно – эксперементальной деятельности детей 2-7 лет Е.А Мартынова И.М. Суркова. «Организация опытно – эксперементальной деятельности детей 2-7 лет Е.А Мартынова И.М. Суркова.

Программные задачи:

Образовательные задачи.

— Познакомить детей со свойствами песка, установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

— Дать знания о том, что сухие песчинки легко двигаются, сдуваются.

— Закрепить знания о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются.

Развивающие задачи.

— Уточнять знание о том, что песок и глина – неживая природа.

— Закреплять знания об обитателях пустыни, уметь различать и называть: ящерица, паук, змея, верблюд, тушканчик и т.д.

— Систематизировать знания о неживой природе.

— Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Воспитательные задачи.

— Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

— Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.

— Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа.

— Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы о том, как человек использует песок и глину.

— Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Серебрянное копытце», А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» и д. р.

— Рассматривание Детской Энциклопедии.

— Наблюдения и игры на прогулке, в природе.

Словарная работа:

— Учить, грамматически правильно строить предложения, при ответах на вопросы воспитателя.

Активный словарь: высыпается, слипается, увеличительное стекло (лупа), сыпучий, просочилась, пустыня.

Пассивный словарь: воздушный поток, вьючные мешки, емкость, «Корабль пустыни».

Используемое оборудование:

— Ворота с надписью «Страна знаний», костюм верблюда, макет верблюда, зеленый листочек.

— Две трехлитровые банки с пластмассовыми крышками. 2 резиновые груши. Три пластмассовые бутылки с отрезанным дном, заполненные: 1-я – песком, 2-я – камешками, 3-я — глиной. В горлышки бутылок вставлен поролон. Бутылки установлены в штативы. Лоток для сбора воды. Емкость с водой. Желтая ткань с песком. Игрушки: ящерица, медведь, паук, черепаха, лиса, еж, змеи, заяц, верблюд.

Оборудование для опытов:

— разноцветные стаканчики с глиной и песком, индивидуальные подносы,

— лупы, прозрачные одноразовые стаканчики по 2 на каждого ребенка, 2 трехлитровые банки с крышками, резиновая груша,

— бутылки с отрезанным дном, заполненные 1 – песком, 2 – камешками, 3 – глиной, в горлышко бутылок вставлен поролон. Бутылки установлены в штатив, под ними лоток для сбора воды, емкость с водой,

Макет с изображение пустыни. Животные к нему: ящерица, медведь, паук, черепаха, лиса, еж, змея,

Мешок с набором для игры с песком,

— фартуки по количеству детей, ворота с надписью «Страна знаний»,

— стулья, столы, макет верблюда,

Электронный образовательный ресурс: стереомагнитофон, запись спокойной музыки.

Интеграция областей:

Социально – коммуникативное развитие.

— Познавательное развитие.

— Речевое развитие.

Игровая деятельность

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Дети входят в зал.

Воспитатель обращает их внимание на красивые ворота и читает надпись: «Страна знаний»

Воспитатель — Дети, сейчас мы с вами пройдем в эти ворота и попадем в страну знаний.

За воротами на стуле сидит верблюжонок (подготовленный ребенок-школьник) и плачет.

Воспитатель — Что, здесь происходит? Ты кто? И почему ты плачешь?

Верблюд – Меня зовут, Тима. Я не слушался маму, убежал от нее, и потерялся. Где живу, не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка. А где моя Родина, я забыл.

Воспитатель – Дети, давайте познакомим верблюжонка с песком и расскажем, где больше всего встречается песок. Тима, а ты внимательно слушай и запоминай. Дети, вместе с Тимой, подойдите к столам, наденьте фартуки и садитесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что перед вами на столе. (Дети – песок и глина)

— Правильно! Давайте познакомиться с ними поближе. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос.

— Легко ли высыпается сухой песок?

— А теперь попробуйте высыпать сухую глину.

Что легче высыпать?

— Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий. (Повторить с детьми)

— А глина? Она слипается в комочки, ее нельзя так легко высыпать. Песок рыхлый, в отличие от глины.

— А сейчас возьмите лупу (увеличительное стекло ) и давайте внимательно рассмотрим песок.

— Из чего состоит песок? (из отдельных зернышек-песчинок)

— Как выглядят эти песчинки?

(Они маленькие, круглые, полупрозрачные, цвет может быть и белый, и желтый и красно-оранжевый и серый).

— А почему так, вы узнаете, когда будете учиться в школе.

— Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи? А чем отличаются?

— А теперь рассмотрите глину.

Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки?

Помните, в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине все слиплось в один комок.

— На что похожа глина? (На пластилин).

— Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Воспитатель — А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы. Тима, делай вместе с нами.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель — Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

— Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.

— А что мы видим в банке с глиной? Комочки сдуваются труднее, а многие и просто не двигаются. Какой же вывод можно сделать?

— Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель – Дети, где на планете больше всего песка?

Дети — В пустыне. (Уточнить и дополнить ответы детей)

Воспитатель — Движение песка в пустыне под натиском ветра надувает песчаные сугробы.

Верблюд – Я знаю, как они называются — «барханы». Барханы могут двигаться.

Воспитатель — Внешне они похожи на морские волны, потому часто пустыню называют песчаным морем.

Воспитатель — А теперь я приглашаю всех к другому столу, где мы проведем другой эксперимент.

— Посмотрите на эти емкости (3 бутылки, с обрезанным дном, перевернуты горлышком, заткнутым поролоном, вниз) и назовите, что в каждой из них находится. Правильно, в одну бутылку я насыпала песок, в другую мелкие камешки, в третью глину.

— В эти бутылки мы нальём воды, и мы понаблюдаем, где быстрее просочится вода.

Дети по очереди наливают в бутылки немного воды и внимательно смотрят, как вода просачивается в лоток под бутылками.

— Итак, в какой из бутылок вода просочилась быстрее всего и почему?

(Там где мелкие камешки, между ними больше свободного пространства, вода быстрее убегает).

— Как вы думаете, песок и глина – это живая природа или неживая?

— Почему? (Живое рождается, растет, развивается, стареет и умирает)

Воспитатель – А сейчас я вам вместе с верблюжонком предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

Подвижная игра» Песок и глина»

Воспитатель — Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина» . «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

После 2х повторов команды меняются местами. Верблюжонок играет вместе с детьми.

Воспитатель – Дети, давайте напомним Тиме, где на нашей планете больше всего песка? (В пустыне)

В нашей удивительной стране Знаний мы можем быстро оказаться в любом месте. Давайте перенесемся, хотя бы ненадолго, в пустыню.

Дети присаживаются на корточки, закрываю глаза, звучит музыка. В это время выставить макет пустыни и верблюда с вьючными мешками на горбах. По окончании звучания музыкального фрагмента дети открывают глаза.

Верблюд (стоит у макета ) — Дети подойдите ко мне. Я вспомнил, это моя страна, меня по праву называют «Кораблем пустыни», ведь я удивительный!

Кто может рассказать обо мне? (Дети рассказываю о верблюде)

Верблюд — Все правильно вы рассказали, мне понравилось. Вот хочу показать вам мою Родину.

Указывает на макет пустыни, а на нем фигурки разных животных.

— Кажется, не все животные попали сюда правильно, может быть кто-то, находится здесь по ошибке? Давайте поможем животным разобраться.

Оставим в пустыне только тех, для кого она является родным домом.

Воспитатель — Сейчас мы по очереди уберем, тех животных, кто не может жить в пустыне.

Дети по очереди подходят, показывают и называют животное, которое в пустыне не живет. Фигурку этого животного с макета убирают.

Оставшихся животных называют и показывают еще раз.

Верблюд — В пустыне нам все нравится. Это наша Родина и мы ее любим, и не сможем жить в другом месте.

Воспитатель — Мы теперь много знаем про песок, и будем его беречь. Дети, давайте расскажем Тиме, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Верблюд — Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. Снимите вьючные мешки и достаньте подарки.

Воспитатель вместе с детьми снимет мешки и достает наборы для игр с песком.

Воспитатель — Спасибо большое тебе, Верблюд Тима за подарки. Мы с ребятами на участке много интересного еще узнаем о песке и его свойствах. А теперь нам пора возвращаться в свою группу и попрощаться с гостеприимной страной Знаний.

Верблюд – Да, и мне пора возвращаться к себе на Родину. До новых встреч!

Дети с подарками возвращаются в группу.

Литература:

1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» творческий центр Москва. 2007 г.

2. А.И. Иванова «Живая экология» Творческий центр Москва. 2007 г.

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе .

Подготовила : воспитатель

Лазарченко Татьяна Ивановна

г. Рыльск

2016 г.

Тема: Знакомство со свойствами песка

Цель:

- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

образовательные:

Познакомить песком как с природным компонентом и его составом;

Дать о свойствах песка;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

- через опыты учить детей определять физические свойства песка ; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;

Формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.

развивающие:

- развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;

Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

Развивать фантазию, творчество, воображение;

Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

Способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа :

- беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком ;

Рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка;

Слушание музыки ветра, шума дождя ;

- наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др.;

Рисование на песке палочками, пальчиком;

Игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки);

Сюжетно- ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»;

- чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»;

- заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок» ;

- чтение сказки «Песок и солнечный свет» ;

- просмотр фильма «Рисование песком . Сказка» ;

- рисование на тему: «Где живет песок» ;

- рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.

Материалы и оборудование:

- мешочки с разными веществами (соль, песок, вата, камешки, каштаны);

Желтая ленточка;

- сухой чистый песок;

- пластиковые одноразовые тарелки;

- лупы;

- маленькие пластиковые бутылки с отверстиями в крышках ;

- весы;

- влажные салфетки;

- мультимедийное оборудование;

- аудио записи.

Методы и приемы:

Практические: проведение опытов, для определения свойств песка.

Наглядные: наблюдение, рассматривание песка.

Словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.

Словарная работа:

Обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий», «липкий»

Ход занятия:

I .Организационный момент.

1.Приветствие.

Дети под музыку входят и становятся кругом на ковре.

Воспитатель : Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро, дети!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную

улыбку. Молодцы, а сейчас повторяйте за мной:

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)

Солнышко лучик нам протянуло, (Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку нам полоскало, (Погладить ладонями щечки)

Доброго утра всем пожелало! (Прижать ладони к груди)

Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении! Желаю

2.Отгадывание загадки.

Воспитатель: Сегодня у нас будет возможность провести увлекательные опыты и эксперименты. Но сначала давайте отгадаем загадку:

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И в песочнице он даже.
Он может быть мелкий -
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой,
Одному не поднять.

Воспитатель: Правильно, это песок. Именно с ним и будет связанно наше путешествие.

II .Основная часть.

1. Исследовательская работа.

Воспитатель: Ребята, а вы любите экспериментировать? Солнышко нас приглашает отправиться в волшебную лабораторию , где мы с вами станем учеными. Там много песка, с которым можно проводить опыты и эксперименты. Вы хотите туда отправиться? Тогда в путь! Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Солнышко ты нам помоги,

В волшебную лабораторию перенеси,

И там все дружно окажемся мы!

Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте займем свои рабочие места.

2.Д/и «Чудесные мешочки».

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к экспериментированию, давайте с вами поиграем. У меня есть 4 таких вот замечательных мешочка в них находятся разные вещества,среди которых есть и песок. Вам необходимо на ощупь найти в каком из мешочков находится песок.

Воспитатель: Молодцы, а как вы догадались, что это песок?

Воспитатель: Да, верно, потому что он мягкий и рассыпчатый.

3.Беседа: «Что такое песок?»

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите у каждого из вас на тарелочки

есть песок. Давайте с ним поздороваемся:

«Здравствуй песок, здравствуй, дружок.

Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!

В кулачке тебя сожмём и в тарелочку вернём.

Отдохнут ладошки, полежат немножко,

А потом, а потом в мир песочный попадём!».

Послушайте…Песочек тоже с нами здоровается, но только очень тихим голосом.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет,что такое песок?

Воспитатель: Да, песок - полезное ископаемое. Это то, что осталось от гор, скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в огромное количество, миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

3.Просмотр видео «Для чего людям нужен песок».

Воспитатель: Для чего нам людям нужен песок? (слайды №1,2,3,4,5,6)

Воспитатель: Правильно, ребята, а давайте с вами посмотрим на экран. Песок нужен для игр, им посыпают дорожки зимой, для строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла.

4.Гимнастика для глаз «Лучик солнца».

Воспитатель: Ребята, а теперь пусть нашим глазкам отдохнут. Посмотрите на меня.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

5.Опытная деятельность.

Воспитатель: А я вот думаю почему песочек с нами поздоровается очень

тихо? Да, потому что ему грустно и он хочет, что бы мы с ним поиграли.

Давайте его развеселим! Погладьте его между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко сожмите, потихоньку отпустите, аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую, что вы почувствовали? Приятно стало нашим ладошкам. Песок мы немного развеселили.

6.Беседа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что песок бывает разного цвета. Посмотрите на картинки и скажите какого же цвета бывает песок. (Рассматривание картинок с изображением песка разного цвета.)

Воспитатель: Верно, песок бывает оранжевый , зеленый, черный, каричневый, желтый, белый, красный. А еще я вам хочу сказать о том, что место на Земле, где больше всего песка, называется пустыня. Вот посмотрите.

(Показ картинки с изображением пустыни.)

7.Опыт 1 «Из чего состоит песок».

Воспитатель: Из чего же состоит песок?

Воспитатель: Правильно, песок состоит из мелких песчинок, которые не

прилипают друг к другу. Что нам поможет рассмотреть песчинки?

Воспитатель: Верно, лупа. Итак, как настоящие ученые мы проведем

сейчас эксперимент.Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки .

Воспитатель: Какие они?

Воспитатель: Они круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные.

Воспитатель: Песчинки вместе или отдельно в сухом песке?

Воспитатель: Песчинки все отдельно.

Воспитатель: А сколько песчинок мы видим?

Воспитатель: Правильно, много.

8.Физминутка.

Воспитатель: А хотите превратиться в песчинки? Встали. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь . (Звучит музыка, танец детей).

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

9.Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Молодцы, мы немножко отдохнули, а теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать, ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок?

Воспитатель: Значит, будем рисовать на песке, а чем же можно рисовать на песке?

Воспитатель : Правильно, пальчиками, а рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе.

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились.

Молодцы!Ваши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.

Ребята, а какое сейчас время года?

Воспитатель: Да, осень, а так как осенью бывает часто дождик,появляется

много тучек, вот к сожалению и в нашей лаборатории погода немного

испортилась, и наши солнышки спрятались за тучки. Давайте спрячем

наши солнышки, нарисуем тучки. Рисуем всеми пальчиками.

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду.

10.Опыт 2 «Сухой – мокрый».

Воспитатель : Ребята, давайте потрогаем песок.

Воспитатель : Какой он?

Воспитатель : Правильно, сыпучий, легко рассыпается на песчинки.

Воспитатель : А теперь посмотрите, у каждого на столе стоят бутылочки с водой, возьмите их и аккуратненько налейте в сухой песок воды. Что с песком произошло?

Воспитатель : Песок стал мокрый и липкий,перестал сыпаться.

Воспитатель : Изменился ли цвет?

Воспитатель : Да, изменил, он стал темный.

11.Упражнение «Необыкновенные следы» .

Воспитатель : Ребята, можно ли на мокром песке оставить следы? Мы сейчас попробуем это сделать.

«Идёт медведь»

Воспитатель : Давайте наши руки превратим в лапы медведя.Для этого сожмите кулачки и с силой надавливайте на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы»

Воспитатель : А сейчас кончиками пальцев ударьте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях .

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок .

«Бежит сороконожка»

Воспитатель : Теперь всеми пальцами « побежали» по песочку.

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель : Что мы видим на сыром песке?

Воспитатель : Да,следы от наших пальчиков.

Воспитатель : Возьмите влажные салфетки и вытрите руки.

12.Опыт 3 «Какой песок тяжелее? »

Воспитатель : Ребята, как вы думаете какой песок легче, сухой или мокрый?

Воспитатель : А чтобы это выяснить мы сейчас проведем опыт. Посмотрите, что это у меня?

Воспитатель: Правильно, это весы, вот с помощью их мы и определим какой песок легче.

Воспитатель : Какой же легче песок сухой или мокрый?

Воспитатель : Верно, сухой песок легче мокрого. А какой же тяжелее?

Воспитатель : Да, мокрый песок тяжелее, чем сухой.

III. Заключительная часть:

Рефлексия.

Воспитатель : Ребята вам понравилось в волшебной лаборатории? Что мы сегодня делали?

Воспитатель : Рассматривали песок через лупу; рисовали на песке пальчиками солнышко и тучки; превращали сухой песок в мокрый, ходили по мокрому песку следами разных животных; определяли какой песок легче сухой или мокрый.

Воспитатель : Ребята, но это еще не все. Так как вы сегодня были лучшими учеными, которые провели самые значимые опыты и эксперименты, то я хочу наградить вас медалями.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы -

В детский сад пора идти.

Вставайте в круг, возьмитесь за руки,

Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем раз, два и три,

В детском саду окажемся мы!

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты. Развивать творческие способности, моторику пальцев.
Материал: Кружечки с песком, стаканчики с водой, одноразовые тарелочки, ложечки, деревянные палочки, ватные палочки, магниты, лупы,марля, воронки, подносы, ноутбук для просмотра фильма «Рисуем песком», диск с музыкой.
Ход занятия: Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята у меня « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: сегодня мы будите исследовать песок, познакомимся с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: и мы сейчас отправляемся в лабораторию для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: дети перечисляют оборудование
Воспитатель: начинаем наши исследования.
Опыт № 1. «Что какое песок, из чего он состоит?»
Возьмите немного песка насыпьте пальцами на тарелочку и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотрим их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2. Давайте пересыплем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.
Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Подуйте на песок, имитируя ветер, частички песка передвигаются.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(под музыку проводится физкультминутка)
Начинается разминка

Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4.Возьмите баночку с водой и опустит в нее горсть сухого песка, не размешивая его. Понаблюдаем, что произойдет. Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5.В воронку кладем кусок марли и насыпаем песок, наливаем воду, вода проходит через песок (некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь). Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к. воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Воспитатель: Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. А где можно его встретить, где его можно применить? (Варианты ответов детей).
Его применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Мы сейчас посмотрим, как создают картины из песка.
Просмотр фильма «Рисуем песком».
Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины.
Выбирайте необходимые для творчества предметы и песчаное полотно или (Палочки, ватные палочки)
(Играет музыка). А музыка поможет вам создать интересные песчаные шедевры.
Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции, приемы, используемые в рисовании.
Закончив свои работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.
Воспитатель: Вика, я увидела в твоем рисунке необыкновенный сюжет, расскажи о нем.
Матвей, я удивилась, глядя на твой рисунок, ты нарисовала необычных животных, назови их.
Рита, опиши нам свою песчаную картину.
Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты.
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Каждому из вас присваивается звание юного ученого.

Елена Стадник
Беседа в старшей группе «Как люди используют песок»

Цель :

Формирование представлений об .

Задачи :

Развивать коммуникативные способности;

Формировать представление об использовании песка в природе ;

Воспитывать любознательность.

Интеграция :

Коммуникация, познание.

Используемый материал :

Иллюстрации, медведь – строитель.

Ход беседы:

Домовенок Кузя :

Доброе утро. Я к вам так долго добирался, очень устал. Целыми днями работаю и работаю, даже отдохнуть некогда. Слышал я, что вы изучаете свойства песка и решил вам поведать о том, где применяется песок в природе . Хотите узнать?

Дети :

Кузя :

В зимний период песком посыпают дорогу, чтобы не было скользко. Песок очень широко используется в составе строительных материалов. На основе песка делается раствор для кладки кирпича. Песок находится и в основе вашего дома - фундаменте. И в отделке стен - штукатурке и ещё во многих местах. Поэтому при строительстве дома без песка не обойтись. Песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи. На дно аквариума люди засыпают песок , чтобы рыбы чувствовали себя как в реке.

Вот, ребята теперь вы знаете где применяется песок и как он не обходим для людей.

Воспитатель :

Спасибо тебе, домовенок. Ты так много знаешь, приходи к нам еще. Мы будем рады послушать твои рассказы.