Анализ рисунка детей в диагностических целях. Процедура проведения и интерпретация результатов диагностики. Общий анализ композиции

Регистрационные бланки опросника УРСЛ представлены двумя типами (А и Б), которые идентичны по содержанию и различаются только формой подачи заданий.

В бланке типа А (Приложение 2) совмещены опросный лист и бланк ответов, что значительно облегчает для респондентов процедуру тестирования. Данная форма теста рекомендуется для респондентов младшего и среднего подросткового возраста (11-14 лет). В бланке типа Б (Приложение 3) опросный лист и бланк ответов представлены раздельно. Данная форма теста позволяет многократно использовать опросные листы, что удобно при обследовании больших выборок во время проведения психологических исследований. Диагностика с помощью опросника УРСЛ может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.

При проведении индивидуальной диагностики респонденту выдается опросный лист, включающий инструкцию и список из 61 утверждения (в случае бланков типа Б выдается также отдельный бланк ответов). Респондент проставляет в бланке (по требованию диагноста) дату обследования и свои личные данные: фамилию, имя, отчество, возраст, пол. В инструкции респонденту сообщают, что ему предлагается отметить в опросном листе (типа А) или на бланке (типа Б), насколько характерны для него перечисленные в утверждениях особенности. Для ответов используется частотная шкала: всегда (постоянно), часто, иногда, редко, никогда. После ознакомления с инструкцией респондент должен указать, насколько она ясна для него. Предлагаются два варианта ответа: «Инструкция ясна. Могу начать работу» и «Инструкция не ясна. Не понимаю, что нужно делать». При выборе второго варианта диагност должен ответить на вопросы респондента с целью разъяснения инструкции. Если же данный ответ обнаруживается только при обработке результатов, то они признаются недействительными. Время тестирования не ограничивается (как правило, в зависимости от возраста респондентов, оно составляет 20-40 минут). При проведении групповой диагностики каждый респондент получает текст опросника и бланк ответов (типа Б). Допускается зачитывание утверждений диагностом вслух для всей группы. В этом случае респондентам выдается только бланк ответов, где каждый из них строго индивидуально проставляет свои ответы.

Обработка заполненного бланка ответов проводится с помощью ключа, приведенного в таблице 14.

Номера утверждений

Количество баллов

1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 43, 45, 47, 48, 50

Всегда - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балла Никогда - 0 баллов

4, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 42, 44, 46, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,61

Всегда - 0 баллов Часто - 1 балла Иногда - 2 балла Редко - 3 балла Никогда - 4 балла

Баллы по отдельным утверждениям суммируются в итоговый балл по тесту и в оценки по шкалам (см. табл. 15). В целях сравнения показателей шести шкал при анализе результатов баллы по каждой из шкал умножаются на поправочные коэффициенты.

Таблица 15. Распределение утверждений опросника У PC Л по шкалам

Номера утверждений

Поправочный

коэффициент

Активность - реактивность

1,4, 5, 7, 11, 13,17, 19,26, 29, 38, 46, 48

Автономность - зависимость

8, 9, 15, 16, 22, 30, 43, 44, 49,51,54

Целостность - неинтегративность

3, 12, 18, 22, 34, 52, 53, 55

Опосредствованность - непосредственность

2, 6, 14, 27, 28, 32, 37, 39, 40, 47, 56, 58,61

Креативность - стандартность

20, 25, 31, 35, 41, 42, 54, 60

Самоценностность - малоценност-

10, 21, 23, 24, 33, 36, 41, 45, 50, 57, 59

По результатам диагностики может быть выстроен профиль субъ- ектности-объектности личности, характерный для респондента. При этом минимальный балл (0 баллов) будет означать объектный полюс шкалы, а максимальный балл (52 балла) - субъектный полюс шкалы. Таким образом, чем больше баллов по шкале набрал респондент, тем выше его уровень субъектности личности, тем чаще и стабильнее в ординарных жизненных обстоятельствах он будет вести себя как субъект. И наоборот, чем ниже результат по шкале, тем чаще респондент демонстрирует объектное поведение, тем регулярнее он использует объектные стратегии поведения в социальном контексте своего бытия.

При интерпретации результатов следует обратить внимание на гар- моничность/дисгармоничность профиля, т. е. на соответствие уровней атрибутов субъектности друг другу. Наличие в профиле резких перепадов говорит о противоречивости, внутриличностной конфликтности, так как в норме все атрибуты субъектности личности коррелируют друг с другом по уровню проявления. Так, высокие показатели по шкале АР при низких по шкале ОН могут свидетельствовать о тенденции к девиантности поведения. Высокие показатели по шкале СМ при низких по шкале ЦН демонстрируют склонность к субъект-объектной модели межличностных отношений: доминированию, ущемлению интересов своих партнеров. Наоборот, высокие показатели по шкале ЦН при низких по шкале СМ показывают, что человек будет «наступать на горло собственной песне», подчиняясь партнерам ради сохранения «худого мира» в межличностных отношениях.

Данные респондентов по опроснику в целом и отдельно для каждой шкалы можно сравнить с приведенными в Приложении 6 тестовыми нормами для соответствующей половозрастной группы. Приводимые нормы рекомендуется рассматривать как ориентировочные, они показывают, какой уровень субъектности является статистически «нормальным», т. е. самым распространенным в обследованной выборке. Если результаты респондента ниже/выше табличной нормы, то это означает, что он менее/более субъектен, чем его сверстники из выборки стандартизации. Краткая интерпретация результатов диагностики приведена в таблице 16.

Таблица 16. Нормативные интервалы для опросника УРСЛ и их интерпретация

Примечания : р - среднее арифметическое; а - стандартное отклонение.

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».

    “Очень понравилась игра! Карточки большие и плотные, думаю долго нам прослужат. Играем всей семьей: вначале было трудновато, но потом раскачиваешься и начинается игра на скорость. Мы с мужем, как взрослые, никаких преимуществ не имели, казалось, что дочь даже быстрее находит верные комбинации. У нас еще есть нейропсихологическая игра "Попробуй повтори", решили их совместить, т.к. карточки-мозголомки, которые призваны усложнять игру, очень похожи с карточками из "Попробуй повтори". Сейчас играем так: заранее выбираем простые карточки из "Попробуй повтори" с позами, которые реально повторить. Потом перемешиваем и открываем одну карточку из колоды "мозголомок", запоминаем ее, а потом кладем рубашкой вверх. Кто находит верную комбинацию, должен повторить позу с закрытой карточки и крикнуть "На дачу". Если поза правильная, то можно забирать комбинацию и открывать новую карту из колоды "мозголомок", если не правильная, то участник может повторить попытку, после того как кто-то из соперников попробует забрать комбинацию.”

    все отзывы

    “Книга (1-я часть) очень понравилась моим детям. Слушали с удовольствием, задавали много вопросов. После каждой главы есть упражнения, которые усложняются от главы к главе. По этому книгу лучше читать не перед сном, а запастись временем для интересного диалога с детьми. Упражнения составлены так, что дают поле для творчества родителям и детям в зависимости от конкретной ситуации. Моим детям особенно понравилось рисовать свои портреты, заселять дома доброты, щедрости и пр. После раздела о восприятии мы развеселились и начали придумывать свои упражнения на 5 органов чувств. Еще детям понравилось разыгрывать сказку с участием 4-х типов темперамента. Пожалуй самая любимая игра на познание себя и своего характера. Мы ее немного усовершенствовали, добавили несколько качеств, которые не были предложены автором. Например, честность, хитрость, чувство собственного достоинства. Каждый из нас заполнял по 4 листа – 1 о себе и 3 других участниках семьи. Пока заполняли, разговаривали, уточняли, объясняли, проясняли, изображали и даже хохотали. Мои дети любят такие задания, где можно и о себе узнать больше, показать другому его портрет и увидеть себя глазами другого. Они запоминают такие моменты и время от времени просят их повторить. Кстати, когда надумаете сделать такую штуку со своими детьми, не забудьте на каждом листе написать имя и дату. Все меняется. Сохраните эти листочки. Через время можно к ним вернуться, сделать ещё раз и посмотреть, что изменится, а что останется прежним. Очень рада, что автор решил сделать продолжение 1-й части Психологии для малышей. Дети с нетерпением ждут новых приключений Юли и ее папы. На рынке мало детской литературы, направленной на познание себя, своего внутреннего мира. Еще меньше изданий качественных. Сказка о самой душевной науке Игоря Вачкова основана на лучших достижениях психологической науки за последние годы, написана простым языком и по сути приглашает детей и взрослых в увлекательное путешествие. Путешествие, которое работает на развитие ребенка и взрослого. С удовольствием рекомендую к активному прочтению родителям, учителям и всем, кто заинтересован в развитии личности ребенка.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

Д.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

а. Техники оценки. Главная цель проведения педагогической и психологической оценки - получение измерений, которые носили бы объективный характер и


412 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

поддавались интерпретации либо в абсолютных терминах, либо в терминах сравнения. Консультанты должны осознавать необходимость интерпретации положений, представленных в данном разделе, в приложении ко всему спектру процедур оценки, к которым относятся как тестовые, так и нетестовые данные, б. Благополучие клиента. При разработке, публикации и использовании педагогических и психологических процедур оценки консультанты должны заботиться об интересах и благополучии клиента. Консультанты должны не злоупотреблять результатами и интерпретациями данных, полученных при помощи процедур оценки, и предпринимать необходимые меры для того, чтобы предотвращать злоупотребление со стороны других людей информацией, получаемой при помощи этих процедур. Консультанты должны уважать право клиента на знание полученных результатов, сделанных интерпретаций и оснований, на которых были сделаны выводы и даны рекомендации.

Д.2. УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

а. Переделы компетентности. Консультанты должны осознавать пределы своей компетентности и проводить лишь те тесты и процедуры оценки, которые они обучены проводить. Они должны быть знакомы с такими понятиями, как «надежность», «валидность», «процедуры стандартизации», «ошибки измерения», а также с тем, как следует проводить сами процедуры оценки. Консультанты, использующие компьютерные варианты составления интерпретаций тестов, перед их применением сперва должны разобраться со структурой, которую предполагается измерять, и со средствами, при помощи которых будет производиться оценка. Консультанты должны предпринимать меры для обеспечения правильного использования техник психологической оценки лицами, находящимися у них в подчинении.

б. Правильное использование. Консультанты ответственны за правильное применение и использование процедур оценки, подсчет баллов, составление тестовых интерпретаций, независимо от того, производится ли подсчет баллов и интерпретация тестов вручную, при помощи компьютера или других средств.

в. Принятие решений на основании полученных результатов. Консультанты несут ответственность за принятие решений, касающихся отдельных лиц и учрежденческой политики, основанных на результатах проведенной оценки, которая должна включать в себя полное понимание процесса педагогического и психологического измерения, а также использование критериев валидности, тестового исследования и руководства по разработке и использованию тестов.



г. Точность информации. Консультанты должны предоставлять лишь точную информацию, стремиться не делать ложных утверждений и избегать недоразумений, которые могут явиться результатом утверждений, сделанных относительно процедур и техник оценивания. Необходимо прилагать особые усилия для того, чтобы избегать неадекватного использования таких понятий, как IQ и «оценка в терминах уровня эквивалентного класса» (В.5.в).

Д.З. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

а. Разъяснения, даваемые клиентам. Перед тем как приступать к процедуре оценивания, консультант должен разъяснить сущность этой процедуры и цели, ради


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 413

которых оно проводится, на таком языке, чтобы клиент (или любое другое доверенное лицо, защищающее интересы клиента) смог понять эту информацию, но это делается лишь в том случае, если исключение из этого правила не было заранее согласовано. Независимо от того, выполняется ли процедура подсчета баллов и интерпретации самим консультантом, его помощником, компьютером или каким-то иным образом, консультанты все равно должны убедиться в том, что клиенту были даны все необходимые разъяснения, б. Получатели результатов. Такие параметры, как благополучие обследуемого, ясное понимание происходящего и заранее согласованные договоренности, должны определять лиц, которые явятся получателями результатов проведенных тестов. Передавая результаты проведенных индивидуальных или групповых тестов, консультанты всегда должны прилагать к ним точные и адекватные интерпретации (см. Б.1.а и В.5.в).



Д.4. ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

а. Злоупотребления полученными результатами. Консультанты не должны злоупотреблять результатами оценки, к которым относятся полученные результаты тестов и составленные по ним интерпретации, а также предпринимать меры по предотвращению подобных злоупотреблений, совершаемых другими людьми (В.5.в).

б. Передача сырых данных. Передавая данные (например, протоколы, заметки, сделанные во время интервью или психотерапевтической сессии, опросники) другим лицам, консультанты имеют право определять принадлежность этих данных конкретному клиенту лишь с согласия его самого или его доверенного лица. При этом подобные данные обычно передаются лишь лицам, которых консультант считает достаточно квалифицированными для того, чтобы произвести их интерпретацию (см. Б.1.а).

Д.5. ПОСТАНОВКА ТОЧНЫХ ДИАГНОЗОВ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

а. Точный диагноз. Консультанты должны проявлять особую осторожность при диагностировании психических расстройств. Техники оценки (включая личное интервью), используемые для того, чтобы определить параметры оказываемой помощи (например, место, где должно проводиться лечение, вид лечения или рекомендуемые процедуры после завершения лечения), должны быть тщательно подобраны и использованы надлежащим образом (См. А.З.а, В.5.в).

б. Культуральная сензитивность. Консультанты должны признавать, что особенности культуры влияют на манеру, в которой клиент предъявляет свои проблемы. При диагностировании психических расстройств необходимо учитывать социально-экономический и культурный опыт клиента.

Д.6. ПОДБОР ТЕСТОВ

а. Уместность процедур оценивания. Консультанты должны принимать в расчет такие параметры, как валидность, надежность, психометрические ограничения и уместность использования процедур оценки, в процессе подбора тестов для работы в данной конкретной ситуации или с данным конкретным клиентом.


14 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

б. Клиенты, имеющие различные культурные особенности. Консультанты должны быть осмотрительны при подборе тестов для работы с клиентами, имеющими нестандартные культурные особенности, чтобы избежать ситуации, в которой задания, предлагаемые в тесте, выходили бы за рамки поведенческих или когнитивных паттернов, усвоенных клиентами.

1.7. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ

а. Условия проведения. Консультанты должны проводить тесты в тех же самых условиях, которые были установлены в результате процесса стандартизации. В тех случаях, когда тесты проводятся в нестандартных условиях или когда во время тестирования произошли какие-либо нарушения или возникли нестандартные ситуации, это должно быть отмечено при интерпретации, а результаты могут быть признаны недействительными или недостаточно достоверными.

б. Использование компьютера при проведении тестирования. Консультанты несут ответственность за обеспечение правильности функционирования программ, позволяющих клиентам получать точные данные в тех случаях, когда при проведении тестирования используются компьютеры или иные электронные средства (см. А.12.6).

в. Прохождение тестирования без наблюдения со стороны консультанта. Консультант должен участвовать в наблюдении за тем, как клиент проходит тестирование, если только тесты или процедуры оценивания не разработаны, предназначены и валидизированы для самостоятельного использования и/или обработки результатов.

г. Благоприятные условия. Перед тем как проводить тестирование, исследуемого необходимо познакомить с условиями, обеспечивающими максимально благоприятные результаты тестирования.

1.8. УЧЕТ РАЗЛИЧИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

Консультанты должны быть осмотрительными при использовании процедур тестирования, оценки и интерпретации результатов, полученных при обследовании клиентов, не входящих в группу, на которой проводилась стандартизация. Консультанты должны осознавать, какое влияние оказывают такие параметры, как возраст, цвет кожи, физические недостатки, принадлежность к той или иной этнической группе, тендерные, культурные, расовые и религиозные особенности, сексуальная ориентация, семейный или социально-экономический статус, на процесс проведения тестирования и составления интерпретаций, и соотносить полученные при тестировании результаты с другими релевантными факторами.

1.9. ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ И СОСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

а. Предоставление объяснений. Сообщая о результатах тестирования, консультанты должны упомянуть обо всех ограничениях относительно валидности и надежности полученных результатов, возникающих вследствие влияния особых условий на процесс тестирования или неадекватности имеющихся стандартов для конкретного человека, проходящего тестирование.

б. Исследовательские средства. Консультанты должны быть предельно осторожны при составлении интерпретаций результатов, полученных при помощи та-


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 415

ких исследовательских средств, которые не поддерживаются достаточным количеством технических данных, гарантирующих достоверность результатов. Испытуемому сообщается о необходимости использования таких средств. в. Услуги по проведению тестирования. Консультанты, занимающиеся подсчетом баллов и составлением интерпретаций, что является частью процесса оценки, должны подтверждать валидность подобных интерпретаций. Они должны давать точное описание целей, стандартов, валидности, надежности, условий использования процедур, а также описания любых других характеристик, имеющих отношение к процессу их использования. Процесс, когда происходит спонтанная интерпретация теста, называется экспертной консультацией, даваемой одним специалистом другому. Формально в экспертном консультировании консультант несет ответственность перед человеком, которого он консультирует, но реально он ответственен перед клиентом человека, обратившегося к нему за консультацией.

Д.10. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ТЕСТОВ

Консультанты должны обеспечивать тестам и другим процедурам оценки защиту в соответствии с имеющими юридическими и контрактными обязательствами. Консультанты не должны присваивать себе, воспроизводить или модифицировать опубликованные тесты или их отдельные части, не получив на то разрешение издателя.

Д.11. УСТАРЕВШИЕ ТЕСТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ

Консультанты не должны использовать данные или результаты тестов, являющиеся устаревшими по отношению к имеющейся в настоящем цели. Консультанты должны предпринимать всяческие усилия, чтобы противодействовать использованию устаревших измерений и тестовых данных другими людьми.

Д.12. РАЗРАБОТКА ТЕСТОВ

Консультанты должны использовать принятые научные методы, релевантные стандарты и современные профессиональные знания о разработке тестов при создании, публикации и использовании техник педагогической и психологической оценки.

Раздел Е: Обучение, подготовка и супервизия

Е.1. ЛЮДИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ОБУЧЕНИЕМ

И ПОДГОТОВКОЙ КОНСУЛЬТАНТОВ

а. Преподаватели как учителя и практики. Консультанты, отвечающие за разработку, реализацию и супервизирование программ обучения, должны владеть навыками преподавания и навыками практической работы. Они должны быть знакомы с этическими, юридическими и правовыми аспектами профессии, уметь использовать эти знания в работе и уметь знакомить студентов и супервизиру-емых с возложенной на них ответственностью. Консультанты должны вести программы обучения и подготовки консультантов в этичной манере и выступать


416 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

в качестве моделей для формирования профессионального поведения. Консультанты-преподаватели должны стремиться включать материал по различиям между людьми во все читаемые курсы и/или проводимые мастер-классы, которые имеют своей целью формирование профессиональных консультантов.

б. Границы отношений со студентами и супервизируемыми. Консультанты должны четко определять и поддерживать этические, профессиональные и социальные границы отношений со своими студентами и супервизируемыми. Они должны осознавать существующую разницу в силе и то, что, возможно, студент или супервизируемый не до конца понимает эту разницу. Консультанты должны объяснять студентам, что существует возможность того, что отношения станут эксплуатирующими.

в. Сексуальные отношения. Консультанты не должны вступать в сексуальные отношения со студентами и супервизируемыми, а также приставать к ним с сексуальными домогательствами (см. А.6 и В.5.б).

г. Содействие в проведении исследований. Консультанты должны отплачивать студентам или супервизируемым за их содействие в реализации научных и исследовательских проектов. Это может быть сделано в форме упоминания человека в качестве соавтора, благодарности, признательности или при помощи любого другого способа, соотнесенного с объемом проделанной работы (См. Ж.4.б, и Ж.4.в).

д. Близкие родственники. Консультанты не должны брать себе в качестве студентов или супервизируемых близких родственников.

е. Подготовка для проведения супервизий. Консультанты, проводящие клинические супервизии, должны владеть необходимыми методами и техниками проведения супервизий. Консультанты, работающие над получением докторской степени и выступающие в качестве супервизоров для студентов, учащихся на магистров, должны иметь для этого необходимую подготовку; необходимо также контролировать их работу.

ж. Ответственность за обслуживание клиентов. Консультанты, супервизирующие работу других специалистов, должны предпринимать меры, обеспечивающие высокий профессионализм услуг, оказываемых клиентам.

з. Получение документов. Консультанты не должны выдавать студентам или супервизируемым сертификаты, лицензии, документы об окончании программ обучения и подготовки, а также предоставлять им работу в тех случаях, когда они полагают, что студент не имеет достаточной для этого квалификации. Консультанты должны предпринимать меры для того, чтобы помочь недостаточно квалифицированным студентам и супервизируемым стать достаточно квалифицированными специалистами.

Е.2. ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ КОНСУЛЬТАНТОВ

а. Ознакомление. Перед тем как начинать обучение студентов, консультанты должны познакомить их с тем, чего им следует ожидать. Сюда, в частности, относится: 1) тип и уровень навыков, которые необходимо приобрести для успешного прохождения программы обучения; 2) материал, который нужно будет пройти; 3) принципы оценки; 4) компоненты подготовки, способствующие личностно-


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 417

му росту и самораскрытию, являющиеся частью процесса подготовки; 5) тип супервизии, которую необходимо пройти, и требования к получению клинического опыта; 6) процедура оценки студентов и супервизируемых, а также условия и процедуры отчисления; 7) перспективы работы, которыми в настоящий момент располагают выпускники,

б. Интеграция теории и практики. Консультанты должны разрабатывать такие программы обучения и подготовки консультантов, которые способствовали бы интеграции теоретических знаний и супервизированной практики.

в. Оценка. Перед началом обучения консультанты должны четко определить для студентов и супервизируемых ожидаемый от них уровень компетенции; то, какие методы оценивания будут использоваться, и то, как будут организованы процедуры оценивания, позволяющие проверять как теоретические, так и практические знания. В течение всей программы обучения консультанты должны время от времени предоставлять студентам обратную связь по поводу получаемых ими в процессе оценки результатов.

г. Преподавание этики. Консультанты должны знакомить студентов и супервизируемых с профессиональными этическими нормами (см. В.1 и Е.З.д).

д. Отношения с коллегами. Когда студентов или супервизируемых назначают вести консультационные группы или проводить супервизию для своих коллег, консультанты должны предпринять необходимые меры, чтобы убедиться в том, что исполняющие эти обязанности студенты или супервизируемые не имеют личных или конкурирующих отношений со своими коллегами, и они понимают, что имеют такие же этические обязательства, как и консультанты-преподаватели, тренера и супервизоры. Когда студентов или супервизируемых назначают вести консультационные группы или проводить клиническую супервизию, консультанты должны предпринимать всяческие усилия для того, чтобы права коллег не оказались под угрозой.

е. Различные теоретические представления. Консультанты должны излагать студентам и супервизируемым различные теоретические позиции, чтобы те могли их сравнивать и формировать свои собственные представления. Консультанты должны предоставлять информацию, касающуюся научных основ профессиональной практики (см. В.6.а).

ж. Определение на должность. Консультанты должны выработать четкие принципы, касающиеся определения на должность и приобретения другого клинического опыта. Консультанты должны четко распределить роли и обязанности студентов или супервизируемых, рабочего и программного супервизора. Они должны подтвердить, что рабочие супервизоры имеют достаточную квалификацию для проведения супервизии и осведомлены о возложенных на них в этом случае профессиональных и этических обязанностях.

з. Двойственные отношения при супервизии. Консультанты должны избегать двойственных отношений, например, одновременного выполнения функций рабочего и программного супервизора в рамках программы подготовки консультантов. При распределении студентов или супервизируемых на должности консультанты не должны принимать в качестве компенсации никаких профессиональных услуг, гонораров, комиссионных или любых других вознаграждений.


418 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

и. Различия в программах. Консультанты должны учитывать потребности, возникающие в рамках программы или учреждения, относительно комплектования групп и возможных задержек, которые предъявляются руководителями программ подготовки, профессорско-преподавательским составом и студентами, имеющими различные особенности и потребности (см. А.2.а).

Е.З. СТУДЕНТЫ И СУПЕРВИЗИРУЕМЫЕ

а. Ограничения. Консультанты, посредством оценки успешности обучения, должны осознавать имеющиеся у студентов и супервизируемых личные и академические ограничения, которые могут оказывать отрицательное влияние на успешность прохождения подготовки. Консультанты должны оказывать студентам и супервизируемым необходимую в процессе обучения помощь и отчислять с программы подготовки тех супервизируемых, которые не могут оказывать квалифицированную помощь в силу личных и академических ограничений. Консультанты должны получить профессиональную консультацию и обосновать при помощи документов свое решение отчислить или отправить для получения необходимой помощи кого-либо из студентов или супервизируемых. Консультанты должны убедиться в том, что студенты или супервизируемые приняли адресное решение и либо выбрали обратиться за дополнительной помощью, либо были представлены к отчислению.

б. Личностный рост. Разрабатывая эксперименты, которые будут проводить сами консультанты и которые будут требовать от студентов и супервизируемых личностного роста и самораскрытия, необходимо занимать профессиональную позицию. Необходимо предпринять меры, чтобы студенты и супервизируемые осознавали, какое двойственное значение имеет их самораскрытие для консультантов, которые выступают в первую очередь в качестве преподавателей, тренеров и супервизоров, поскольку эти роли обязывают их придерживаться профессиональных этических норм. Оценочные компоненты опыта, получаемого в процессе подготовки, четко обрисовывают стандарты обучения, которые стоят отдельно и никоим образом не зависят от степени самораскрытия студента (см. А.6).

в. Консультирование студентов и супервизируемых. Если студентам или супервизируемым требуются консультационные услуги, то супервизоры или консультанты-преподаватели должны обеспечить их информацией о том, кто их может проконсультировать. Супервизоры и консультанты-преподаватели не должны выступать в качестве консультантов для своих студентов и супервизируемых, с которыми их связывают административные, оценочные или учебные отношения, если только это не является кратковременным эпизодом, входящим в программу обучения (см. А.6.6).

г. Клиенты студентов и супервизируемых. Консультанты должны предпринимать усилия для того, чтобы клиенты знали о том, какие им оказываются услуги, и о том, какую квалификацию имеют студенты и супервизируемые, оказывающие эти услуги. Клиенты должны знать о профессиональном статусе своего консультанта и о существующих ограничениях в соблюдении конфиденциальности. Для того чтобы иметь возможность использовать в процессе обучения информацию,


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 419

касающуюся консультационных отношений, студент или супервизируемый должен получить разрешение у клиента (см. В.1.д). д. Стандарты, которых должны придерживаться студенты и супервизируемые. Студенты и супервизируемые, готовящиеся стать консультантами, должны придерживаться Этического кодекса и Стандартов практики. Студенты и супервизируемые имеют перед клиентами те же обязательства, что и консультанты (3.1).