Занятия для 4 летнего ребенка. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Важные правила для стимулирования познавательного развития ребенка

В этой статье:

Четыре-пять лет - один из самых интересных и важных этапов развития ребенка. Дошкольники (а именно так их уже принято называть) в этом возрасте умеют самостоятельно себя обслуживать, связно говорят, используя известные им части речи, слушают и запоминают поступающую информацию, решают задачи на логическое мышление.

Большинство детей в этом возрасте уже как минимум год ходят в детский сад или занимаются в школах раннего развития. Это означает, что период адаптации в дошкольных учреждениях пройден и малыши уже успели освоить навыки общения со сверстниками и воспитателями.

В 4-5 лет развитие ребенка связано в первую очередь с совершенствованием мыслительной деятельности. Дети проявляют повышенный интерес к окружающему их миру, учатся распознавать и показывать собственные эмоции. К этому возрасту они чуть ли не впервые сталкиваются с новыми требованиями к себе со стороны взрослых, стараются оправдать доверие и проявить себя взрослыми и ответственными - готовыми к школе.

Основные критерии оценки умственного развития ребенка в 4-5 лет

Психологами и педагогами был сформирован перечень основных умений, которыми должны обладать дети 4-5 лет. Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка и определить, насколько гармонично протекает его развитие и будет ли он готов к поступлению в школу через год или два. Итак, вот что должен уметь четырех- или пятилетний малыш.

Чтобы лучше оценить развитие ребенка в 4-5 лет, тестировать его нужно ненавязчиво, в виде игры. Скажем, проверить, помнит ли малыш имена друзей, можно простым способом: предложив ему посоревноваться, кто назовет больше друзей. Также играючи можно выяснить, насколько хорошо ребенок знает геометрические формы.

Например,
предложите ему найти квадрат на картинке, при этом притворитесь, что не знаете, как он выглядит, и нуждаетесь в помощи. Малыш будет рад проявить себя и показать, что осведомлен в этом деле не хуже взрослого.

Не стоит слишком переживать, если малыш не справляется со всеми заданиями. Возможно, ему не уделялось достаточно внимания на более ранних этапах развития. Еще не поздно наверстать упущенное и привить крохе необходимые знания и навыки. Нелишним будет обратиться к детскому психологу, который поможет составить план занятий с таким малышом.

Развивающие занятия: домашнее обучение для старта

Если ребенок ходит в детский сад или в школу раннего развития, то его развитие возьмут на себя педагоги. Родителям останется только периодически подталкивать малыша к чему-то новому в свободное время. Для «домашних» деток все складывается несколько иначе.

То, насколько их развитие будет соответствовать возрасту, во многом зависит именно от родителей, которые должны находить время для домашних занятий.
Речь идет как о физическом, так и о психологическом развитии малыша с целью раскрытия его природного потенциала.

Родителям важно осознавать разницу между стремлением к развитию ребенка и желанием превратить его в гения. Напор, с которым сталкивается дошкольник у родителей, мечтающих о вундеркинде, губителен для его психического и физического здоровья.

Психологи рекомендуют разрабатывать план занятий с
ребенком, меняя его как можно чаще, чтобы занятия не надоедали малышу. Естественно, что обучение и развитие крохи должно проходить только в игровой форме и по обоюдному желанию. Дошкольник должен с нетерпением ждать нового занятия и с удовольствием принимать участие в предложенных играх – только в этом случае получится положительным образом повлиять на его развитие, не вызывая отвращения к учебе в будущем.

Формировать план занятий на каждую неделю правильнее всего на основе плана за предыдущую неделю и после анализа достижений и провалов. Скучные либо слишком сложные (простые) игры можно заменить более интересными и полезными.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка делать то, что у него не получается. Лучше отложить это задание на следующий раз, когда кроха забудет о неудаче.

Используйте логические задачки и игры по различным методикам (например игры Никитиных) для стимуляции развития памяти, образного мышления и логики малыша.

Примерный план занятий

Принимая во внимание особенности развития малыша в возрасте 4-5 лет, составьте оптимальный план для занятий с ним. В качестве примера можно взять предлагаемый ниже вариант.


Планируя физическое развитие, родители в первую очередь должны определиться с поставленными целями. Чего они добиваются? Подготовить малыша к занятиям профессиональным спортом в будущем или же просто привить ему любовь к физическим упражнениям? Так или иначе, начинать нужно с обязательных пунктов, к которым относятся:

  • зарядка;
  • бег и ходьба;
  • плавание;
  • подвижные игры.

На начальных этапах занятий важно проявлять чувство меры, не настаивая на выполнении малышом абсолютно взрослых упражнений (отжиманий, качания пресса и пр.). Даже если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для своего ребенка, 4-5 лет - это не тот возраст, когда нужны серьезные нагрузки.

Физическое обучение должно проходить в игровой форме, вызывать у малыша интерес и желание двигаться. Если у него уже есть приоритеты, то желательно строить программу физического обучения на их основе. Так, например,
дошкольнику, который любит бегать, можно придумать беговые упражнения с соревновательными элементами, а деткам с развитым чувством ритма можно предложить попробовать себя в танцах.

Важный этап занятий связан с развитием мелкой моторики рук ребенка. Придумайте для крохи так называемые пальчиковые игры. Предложите ему сложить мелкие детали конструктора, построить замок или слепить пирожные из кинетического песка, сделать аппликацию из ракушек или зерен крупы. Таких игр существует множество – включайте в план те, которые будут вызывать у малыша наибольший интерес.

Говоря о творческих занятиях, стоит обратить особое внимание на создание поделок своими руками. Малыша в возрасте 4-5 лет можно учить рисовать, клеить, вырезать, выкладывать композиции, проявляя усидчивость, терпение и, конечно, фантазию. В этом возрасте детки уже вполне уверенно пользуются кистью, ножницами и клеем, способны нестандартно мыслить и копировать картинки из окружающего мира.

Тренировать память и логику можно с помощью специальных развивающих игр по методике Никитиных. С их помощью вы сможете научить ребенка увереннее ориентироваться в цветах, формах и объемах. Дополнительно время от времени можно развлекать кроху настольными играми, например «на желание» или «приз победителю».

Развитие речи с попутным обучением счету и чтению по слогам - обязательный пункт в плане занятий с ребенком 4-5 лет. Помните о том, что уже через год или два крохе нужно будет идти в школу, и то, насколько хорошей станет у него успеваемость, будет зависеть от степени его подготовки. Используйте кубики с буквами и картинками для обучения малыша чтению (играя, формируйте слоги и короткие слова), учите цифры (можно использовать магнитную доску), вместе разучивайте веселые и интересные песенки и стихи.

Дополнительные пункты плана для усердных родителей

Особенно старательным и ответственным родителям, которые во что бы то ни стало намерены ускорить развитие малыша в 4-5 лет, стоит задуматься об уроках этикета с крохой. Очень важно мягко подводить дошкольника к тому, чтобы он предлагал родителям помощь по хозяйству, имел свои обязанности в доме, правильно вел себя в коллективе и за столом.

Если есть время и желание, можно включить в план обучения малыша поверхностное знакомство с самыми интересными науками, например с астрономией (расскажите крохе о космосе, звездах, созвездиях), географией (можно вместе изучить карту мира или детский атлас), биологией (покажите малышу строение человека с помощью простых детских картинок, проанализируйте мир флоры и фауны). Дополнительно можно начинать изучать единицы измерения, применяя навыки на практике.

В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет - это сложный и важный процесс. Но это совсем не означает, что следует превращать его в некий культ знаний, требуя от малыша все больше и больше. Развивайтесь вместе с крохой в игровой форме, получайте удовольствие от новых достижений ребенка, и благодаря вашим стараниям к моменту поступления в первый класс его тяга к знаниям лишь усилится!

Дети в четыре года в большинстве своем непоседы, которые не могут спокойно посидеть и несколько минут. Хотя, конечно, многое зависит от характера ребенка и встречаются тихони, которые с удовольствием проводят часы напролет, занимаясь самостоятельно спокойными играми. Но обычно родителям нужно самостоятельно придумать занятие ребенку в 4 года, чтобы увлечь его хоть на несколько минут. Существует много интересных вариантов, и если внимательно рассмотреть каждый из них, то хоть один да заинтересует вашего непоседу и даст несколько минут в тишине и покое.

В этот период важно уделить должное внимание физической активности: ловкости, гибкости и координации движений, не забывая при этом про познавательную активность.
Формирование словарного запаса также важно для ребенка. Надо проговаривать каждое новое слово по слогам, чтобы сформировалось правильное произношение. Вместе с познавательной и физической активностью, немаловажно развивать творческие способности маленького человека и развивать его воображение.

Так же в этом возрасте важно учить малышей отличать «хорошее» от «плохого». Рассматривайте картинки детей в разных ситуациях: помогающих по дому, играющих в футбол дома и задавайте вопрос: правильно ли себя ведет герой картинки. Почему?

Второй вариант игры – это построение рассказа по картинкам. Попросите ребенка составить рассказ по картинкам, которые лежат перед ним. Это отлично развивает фантазию и логику, а также вы сможете лучше узнать своего ребенка по тому, какие мысли у него возникают.

Педиатры считают, что дети в четыре года впитывают информацию как губка через зрение, слух и осязание. Все, что ребенок сможет увидеть, услышать и подержать в руках будет для него интересно и познавательно. Чем же можно занять ребенка дома?

Активные занятия дома

В городских квартирах сложно создать оптимальные условия для полноценного физического развития ребенка. Так что желательно хотя бы на 1-2 часа в день выходить с ребенком на улицу, чтобы он от души побегал, полазил по уличным обстановкам, покатался на велосипедах или самокате и иным способом вылил свою энергию в играх. После такой изнуряющей прогулки непоседа будет дома вести себя спокойней и сможет заняться усидчивыми играми.

Впрочем, даже домой можно прикупить шведскую стенку, некоторые вариации которой способны уместиться даже в компактной комнате. Турники, лесенки, канат, кольца и другие подобные снаряды способы занять активного ребенка на пару часов. Достаточно постелить мягкое одеяло или матрас на пол, чтобы ребенок не ударился после падения. Присматривайте за ребенком краем глаза, и можно будет уделить себе полчасика.

Так же прививайте малышу полезные привычки с самого детства. В досуге ребенка обязательно должна присутствовать гимнастика. Убедите ребенка каждое утро делать незамысловатые движения для шеи, рук, ног и туловища. Не забывайте прыгать как зайчата и танцевать под зажигательную музыку. Такая 5-10 минутная разминка очень хорошо скажется на здоровье непоседы.

  • Сделайте ребенку качели, их можно соорудить прямо в комнате. Пусть развивает свой вестибулярный аппарат. Только катание должно проходить под присмотром взрослых.
  • Включите веселую детскую музыку и пусть малыш танцует, детки обожают двигаться под веселый ритм. Если сначала кроха стесняется или не знает что делать, покажите пример на себе — как двигаться, вовлеките его в танец, а потом он уже и сам начнет получать удовольствие и станет танцевать от души.

Творческие занятия

После активных занятий полезно сменить сферу деятельности и заняться творческими занятиями, которые помогут немного отдохнуть, занять руки и успокоить малыша перед дневным сном, например.

  • Рисование . Для этого понадобится только лист бумаги, а в некоторых случаях можно использовать обратную сторону обоев. Так же подготовьте краски, карандаши или фломастеры – подойдут все варианты, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребенка и доступное время на уборку. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого используйте уже знакомые образы: персонажи фильмов и сказок, домашних питомцев, друзей и даже родственников. Будьте морально готовы к тому, как вас видит ребенок. Если ребенок не хочет рисовать, для начала составьте ему компанию — рисуйте сами и предлагайте повторять, предложите дорисовать ваш рисунок или раскрасить его красками.
  • Раскраски — подходят для детей, которые не любят рисовать с нуля, а хотят просто закрашивать яркими цветами готовые рисунки. В магазинах можно найти варианты на любой вкус и цвет, с разными дополнительными эффектами (стирающиеся фломастеры, дополнительные загадки и лабиринты, с подсказками цветов и т.п.).
  • Пластилин – еще один вариант творческого занятия для вашего четырехлетнего чада. Современный пластилин мягок, ярок и обязательно вдохновит его на что-то шедевральное. Попробуйте плавающий пластилин, который изготовлен из вспененных шариков. Такой материал можно взять с собой в ванну, но в ней уже обязательно нужно присматривать за малышом.
  • Рукоделие и аппликация. Специальных наборов, из которых можно сделать украшения, в магазинах сейчас предостаточно. Это и аппликации из бусинок, бисера или пуговиц, которые нанизываются на нитку. Подобные наборы необязательно покупать, можно найти им замену, покопавшись в ящике комода и подсмотрев инструкции в интернете. Многие дети любят мастерить что-то своими руками, особенно если мама попросит себе новое украшение и в конце обязательно поблагодарит за полученный подарок.
  • Музыкальные игры также помогут скрасить будни мамы и ребенка. Обратите внимание на композицию Железновой «Музыка с мамой». Это простые песенки, с подсказками –что нужно делать.
  • Конструкторы — обеспечьте ребенка достаточным количеством кубиков лего, и он с удовольствием будет собирать башни, замки, мосты, вертолеты, спасать свои игрушки на этом вертолете и в целом проявлять чудеса воображения.
  • Обводить по трафарету предметы . Можно купить в магазине или вырезать из твердого картона самостоятельно, а потом дать ребенку краски или карандаши, чтобы с помощью трафаретов ребенок создавал свои картины.

Привлечь к помощи по дому

Многие родители трепетно оберегают детей от бытовых хлопот, чтобы «не лишать ребенка детства». Но на самом деле в таком возрасте детки и сами рады помочь родителям, потому что очень любят подражать взрослым. Да и в дальнейшем полученные навыки очень пригодятся, когда ребенок будет помогать по дому, а в дальнейшем и жить самостоятельно. Так что ни в коем случае не ограждайте детей от бытовухи, потому что с нормальным дозированием она точно никак не приестся. Причем не думайте даже разделять дела по половому признаку — в таком возрасте никаких серьезных отличий в физическом плане нет, так что дети могут справляться с одинаковыми заданиями. Да и мальчикам тоже нужно уметь убираться, готовить кушать, стирать и заниматься самообслуживанием. Воспитывайте действительно настоящего мужчину, а не избалованного сыночка.

  • Помощь в стирке: собрать грязную одежду в корзину, кидать их в стиралку, подавать маме мокрое белье на сушку, повесить несколько своих вещей на невысокую сушилку, снять вещи с нее, отнести свои вещи в ящик, полить цветы, насыпать корм животному и т.п.
  • Помощь в уборке: протереть тряпочкой или пушистой метелкой пыль с низких поверхностей, тряпкой протереть плинтуса, отнести вещь на место, собрать игрушки в коробку или расставить их по местам и т.п.
  • Помощь на кухне: помыть небьющуюся посуду или фрукты/овощи, раскатать тесто и вылепить из него калачики или формочкой наделать звезды-сердечки, пластиковым ножом нарезать мягкие продукты (вареные овощи, яйца, колбасу) и т.п.

Если все же не хотите доверять ребенку готовку и уборку, можно занять его на кухне игрушками. Совместите кухонные игры и творчество, например, сделайте картину при помощи макарон, фасоли и других съедобных продуктов, которые можно приклеить к картону при помощи клея ПВА. Или из кусочка теста вылепить диковинных животных.

Либо можно только имитировать помощь — дать кастрюльку пустую, пару поварешек, крышку и налить немного воды — пусть мешает, добавляет разные безопасные травы в воду, переливает в стаканы или просто стучит по дну. Смотря что покажется ребенку интересней.

Занять игрушками

Иногда можно воспользоваться достижениями современности и занять ребенка покупными игрушками. Выбор в магазинах огромный, возрастные рейтинги указаны на коробке, а остальное уже зависит от интересов и предпочтений вашего ребенка.

  • Планшет или телефон . Включить развивающий мультик или программу на планшете проще простого. Благо этого сейчас в избытке. Главное: выбрать программу или мультфильм по возрасту и ограничить время просмотра. Длительные просмотры или игры рассеивают внимание, приводят к проблемам с засыпанием и сном, а также часто становятся причиной агрессивного поведения. Психологи советуют не оставлять ребенка один на один с телевизором или планшетом. Родители должны отслеживать реакцию ребенка на те или иные моменты, самим задавать вопросы или отвечать на те, которые задает малыш. Такое поведение поможет найти общий язык с ребенком и лучше освоить материал. Для ребенка 4-х лет продолжительность сеанса не должна превышать 15-20 минут.
  • Аудиокниги — еще один способ с толком занять свое чадо. Включите ему сказки Пушкина или детские книги современных авторов. Они воспитывают вкус, а их прослушивание поможет развить воображение. При помощи аудиокниг малыш учится визуализировать услышанное, рисовать картину своего видения мира. После прослушивания аудиокниг будет полезно воссоздать сказку по ролям, инсценировать ее отрывок, хорошо, если в этот процесс будут вовлечены все члены семейства.
  • Телевизор или компьютер . Если выбирать между этими двумя приборами, предпочтение стоит отдавать компьютеру — главное усадить ребенка подальше и контролировать время просмотра. В телевизоре часто между передачами запускается реклама, которая может вызвать нежелательную истерику купи-купи-купи. А в компьютере можно самостоятельно выбирать передачи и запускать их в удобное время без рекламы. Выбирайте интересные, но полезные передачи — в мире животных, фиксики, знакомство с планетой, изучаем английский и т.п.
  • Книжки . Интересная книга может скоротать время, даже если ребенок не умеет читать. В ярких красочных книгах много картинок, которые можно рассматривать и изучать. Можно приобрести интересные модели книг, которые зачитывают сказку при нажатии на кнопку или при открытии страницы поднимается огромный замок.
  • Наклейки . Продаются огромные журналы с целой подборкой наклеек, которые можно по нескольку раз наклеить и отодрать. Дети очень любят размещать наклейки на страницах и смотреть, как меняется нарисованный мир с новым предметом. Можно занять на полчаса минимум, если игра придется по вкусу.
  • Лабиринты, загадки, ребусы и т.п. Есть огромные журналы с целой кипой таких детских забав. А можно их просто скачать в интернете и распечатать на принтере — получится тоже самое и дешевле, а ребенку даже удобней заниматься с отдельными листками, а не с огромной тетрадкой.
  • Старый телефон или фотоаппарат — новый доверять опасно, а вот на ненужный ребенок может с удовольствием часами делать фотографии и снимать видео про кота, про работающую маму, про себя, зачитывать на камеру стихи или играть с куклами. Особенно актуально в семьях, где родители сами любят снимать ребенка или себя.
  • Пазлы и мозайки — в этом возрасте дети уже могут собирать крупные мозайки, главное выбрать с интересным сюжетом — любимый супергерой, крутая машина, очаровательные котики и т.п.
  • Кинетический песок — продается готовый в магазине или можно попробовать сделать самостоятельно по рецептам из интернета. В любом случае для сохранности своих нервов лучше играть с ним или на пленке, или в надувном бассейне, чтобы не собирать по всей квартире песочек. А ребенок будет в восторге поиграть дома в песочницу, тем более с таким необычным песком.

Самодельные игрушки

Если нет желания тратиться на покупные игрушки, которые быстро надоедают ребенку и все равно потом валяются без дела, создайте их своими руками. В таком возрасте дети готовы играть со многими вещами, которые взрослым кажутся скучными и обыденными. Но не стоит недооценивать силу детского воображения.

  • Игры с пластиковой бутылкой. Дети просто обожают насыпать в них мелкие предметы: пуговицы, горох, крупы. Интересно также будет, если в бутылку налить воды и потрясти ее, создав чарующие непривычные звуки.
  • Смешайте в чаше горох и фасоль и предложите ребенку рассортировать их по разным банкам — занятное действие развивает мелкую моторику.

  • Намотать на какой-либо предмет цветную веревку, а потом ее размотать. Катушки с разными нитями также подойдут, как и рулон дешевой туалетной бумаги.
  • Шнуровка и молнии. Достаньте «экспериментальные» кеды и старые сумки с молниями. Пусть ребенок учится обращаться с ними уже сейчас, в жизни все пригодится.
  • Прищепки. Как ни странно, дети любят играть с прищепками, постоянно зажимая ими вещи вокруг. Пусть занимается, ведь так у него развивается сила рук.
  • Собирать пирамиды, лего, конструктор — все это в копилку развития мелкой моторики.
  • Игра в больничку, магазин и школу поможет в будущем с выбором профессии и социализацией в обществе. Как правило, такие игры избавляют от страхов детей в реальной жизни. Например, ребенок, боявшийся ранее врача, после игры в «доктора» с интересом идет к нему.
  • Сделать форт из подушек и одеял под столом, кинуть туда игрушек, фонарик, назначить ребенка капитаном и ребенок будет играть в своем домике с мягкими друзьями.
  • Сделать доску со всевозможными замочками, молниями, цепочками и другими интересными предметами для открывания-закрывания. Отлично развивает мелкую моторику, и при этом еще и очень нравится деткам.

Чем занять четырехлетку на даче

Загородный дом в теплое время – идеальное место для вашего ребенка. Тут можно играть в подвижные игры, качаться в гамаке, проводить зеленые опыты на грядке.

  • Все дети любят играть в воде. Установите бассейн в тени, налейте в него воду и пустите уточку. Ваш четырехлетний малыш будет доволен. Помните о безопасности: обеспечьте его панамкой и намажьте солнцезащитным кремом без отдушек.
  • Запустите воздушного змея или шарики. Главное в этом деле найти безопасный открытый участок, где ребенок будет бегать со змеем, не подвергая себя опасности. Если открытого пространства нет, подойдут шарики, которые можно подбрасывать вверх, ловить и даже лопать.
  • Юный садовник. В четыре года детей уже можно приобщать к садово-огородным работам. В этом возрасте они любят природу и живо интересуются ею. Предложите ему прополоть грядку или собрать урожай. Радости не будет предела!
  • Устройте мини-футбол. Это классная игра для тех, кто не может усидеть на месте. При помощи подручных средств делаем ворота, берем мяч и объясняем правила игры. Побеждает тот, кто забил больше всего мячей. Если к игре подключатся болельщики, получится очень весело.
  • У вас на участке нет песочницы? Обязательно заведите ее. Из песка можно строить башни и пещеры, делать куличи и фигурки, оставлять следы рук и ног, смотреть, как сквозь пальцы сыплется песок, и растирать его в ладошках. Главное – объяснить малышу, что песком нельзя бросаться, а после него надо мыть руки с мылом.
  • Гамак на дачном участке – не только способ отдыха на природе, но и отличное место для игр вашего ребенка. Установите его так, чтобы он мог без вашей помощи забраться на него.
  • Покормите вместе птиц, котов и другую живность. Взаимодействие с животными вызывает у детей восторг.
  • Пускайте мыльные пузыри и лопайте их. Они развивают ловкость и координацию движений.

Теперь вы знаете, чем занять ребенка в четыре года дома, где бы вы ни были. Кроме того, все советы помогут вырастить активного, умного и здорового человека, который принесет пользу обществу и изменит этот мир к лучшему.

Ясельный возраст малыша остался позади. Ребенок растет, радуя свою семью новыми умениями. Иногда он ленится, не справляется, порой плачет и нервничает. Но нужно ли вмешиваться в ребячьи забавы и помогать чаду играть и развиваться? Ответ однозначный: «Да!». Лучше, если родители будут активно участвовать в развитии ребенка. Исследования показывают, что более счастливые, общительные и приспособленные к обществу детки вырастают в семье, где мама и папа уделяли ребенку достаточно времени: вместе играли, рисовали, лепили, клеили. Поэтому лучше отложить подальше свои дела, выключить телевизор и заняться развитием самого главного человечка!

Умения

Современные методики предлагают родителям массу развивающих игр. Чтобы не потеряться в их разнообразии и выбрать подходящие, первое, что нужно определить, — для какой возрастной группы нужны занятия.

Больше всего внимания требуют малыши перед школой. Обычно это период 4—5 лет. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает и сам готов слушать и учиться. Но прежде чем выбрать развивающие занятия для детей 4—5 лет, необходимо разобраться, что они должны уметь в этом возрасте.

1. Определять положения предметов (вверху, справа, посредине).
2. Знать основные фигуры (круг, овал).
3. Уметь считать до 10. Считать предметы по порядку.
4. Расставлять предметы по счету.
5. Понимать сравнение предметов, называть их характеристику (толще, тоньше, большой, маленький).
6. Отличать цифры от букв.

Помощь родителям

Итак, малыш владеет всеми необходимыми навыками и готов к занятиям. С чего начать?
Подбирать занятия нужно по темпераменту ребенка. Если мама не справится сама, в этом ей сможет помочь специалист на индивидуальных занятиях. Иногда родители отдают предпочтения специальным центрам развития, где программу для детей составляет воспитатель-психолог. Большинство деток посещают сады, где тоже с ними играет воспитатель.

Но если малыш не посещает дошкольные заведения или мама хочет сама заниматься с ребенком, то ей придут на помощь развивающие занятия дома. А какие это? На что нужно обратить внимание, подбирая программы обучения?

Игровая форма

Первое, что нужно понять, — какие бы развивающие занятия для детей 4—5 лет ни выбрали родители, они должны преподноситься их ребенку только в форме игры. И никак иначе! В такой период детки отлично схватывают любую информацию, если она их увлекает. А как еще заинтересовать шалунишку, если не забавной игрой?

Упражнения и развивающие занятия для дошкольников

Пусть для начала это будут простые игры без всякой тематики. Можно принести карандаши или фломастеры и большой лист бумаги. Предложить малышу пофантазировать. Например, мама начинает рисунок, а ребенок заканчивает. Потом вместе посмеяться над готовым «шедевром». Хороший вариант — лепка или сборка конструктора. Также можно сделать с ребенком аппликацию, поиграть в настольную игру или даже разгадать кроссворд. Все это нужно, чтобы понять, что у крохи получается лучше всего. Ведь если выявить талант в таком раннем возрасте, будет реальная возможность его развивать, а возможно, и сделать профессией своего ребенка. Все взрослые знают, как важно заниматься в жизни любимым делом.

Другие занятия

Если такие простые игры наскучили ребенку или он не проявляет к ним интереса, можно поискать другие темы развивающих занятий.

1. Самое важное для любого ребенка — это физическое развитие. Родителям только нужно решить, чего они хотят: просто поддерживать здоровую форму своего чада или сделать его спортсменом. Опять же, ориентация на желание ребенка. Заниматься можно танцами, борьбой, ездой на велосипеде или самокате, катанием на роликах, плаванием, футболом. Есть еще масса вариантов.

2. Моторика. Пожалуй, так же важна, как и спорт. Можно строить кубики, конструктор, собирать пазлы, играть в песочнице, складывать камушки, лепить из пластилина или глины, рисовать мелками или освоить в том числе «кукольный театр».

3. Творческие развивающие занятия для детей 4—5 лет дают безграничную свободу для фантазии. Ребенка можно приобщить к любому виду искусства. Можно научить его рисовать, сочинять стихи, лепить, вырезать из бумаги, делать театральные постановки, петь и даже шить, вышивать и вязать, (но только при соблюдении техники безопасности и в присутствии взрослых!)

4. Если малыш уже готов для учебы, можно заняться с ним освоением букв и цифр, тем самым тренируя его речь. Вопреки убеждениям, что ребенок должен всему учиться в школе, лучше будет, если малыш пойдет в первый класс подготовленный. Так ему будет легче, он станет более уверен в себе, а, следовательно, меньше будет переживать.

5. Тренировка мышления, памяти, логики. Для этих целей можно учить стихи, читать и пересказывать тексты, называть цвета, формы и объемы предметов, разгадывать загадки и ребусы, собирать пазлы, играть в шашки и шарады.

6. Прекрасно, если ребенок изучит и правила этикета. Он должен научиться правильно здороваться, извиняться, благодарить, уступать место, помогать взрослым. Хорошо, когда мальчик знает, как должен вести себя джентльмен, а девочка учится быть леди. Как бы ни устарели эти понятия в современном мире, всегда приятно, когда ребенок хорошо воспитан и вежлив.

7. Некоторые родители не останавливаются только на этих распространенных методах и предлагают своим детям индивидуальные развивающие занятия на редкие темы. Например, они начинают знакомить своего ребенка с космосом, горами, реками или редкими животными, растениями. Чаще всего это происходит из-за спонтанного любопытства малыша или связано с профессией родителей. В любом случае, чем бы ни интересовался ребенок, никогда нельзя оставлять его вопросы без ответа. Он растет и хочет все знать. А задача взрослых — помочь ребенку в этом.

Заключение

И самое главное в любом занятии с малышом — остановиться нужно в том момент, когда ребенок устал и больше не хочет играть или потерял интерес к предмету учебы. Ни в коем случае не принуждать его к занятиям, иначе от них не будет смысла!
Безусловно, любое развитие ребенка, независимо от возраста и места, очень важно для его дальнейшей жизни.

От того, насколько хорошо и раскрепощенно он может общаться, как развита его речь, память и культура, зависит, каким человеком он вырастет. Однако не стоит превращать развивающие занятия для детей 4—5 лет в какую-то повинность или рутинную работу. Малыш сам должен регулировать время и продолжительность обучения. Игры должны нравиться именно ему, а не родителям. Только тогда он сможет полноценно наслаждаться процессом и расти счастливым и морально удовлетворенным ребенком!

Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.

Характеристика возраста

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.

Этот возраст характеризуется следующими особенностями:

  1. Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
  2. В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
  3. В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
  4. Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
  5. У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
  6. Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.

Потребности ребенка в развитии и в получении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.

Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых - это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.

Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.

Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.

Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.

Речь и память:
  • использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
  • речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
  • знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
  • употребление множественного числа;
  • правильное употребление предлогов;
  • умение отыскать вещь по описанию;
  • знание профессий;
  • поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
  • пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
  • знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.

Логическое мышление и внимание:

  • мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
  • умение находить различия и сходства картинок, вещей;
  • самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
  • умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
  • уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
  • умение вложить недостающие фрагменты картинки;
  • обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
  • подбор противоположных слов;
  • распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
  • умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.

Математика:

  • знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
  • умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
  • сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».

Геометрия:

  • положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
  • знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
  • и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Художественная литература:

  • прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
  • просмотр иллюстрированной книги;
  • знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
  • умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.

Чтение, подготовка к письму:

  • знание всех букв алфавита;
  • прочтение трехбуквенных слов;
  • возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.

Физическая культура:

  • улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
  • рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
  • рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела - до 2 кг;
  • скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
  • возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
  • значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.

Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч и т.д.

Иностранный язык:

Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4-5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание и т. д.)

Окружающий мир:

  • различие овощей, фруктов и ягод;
  • знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
  • названия дней недели;
  • угадывание времен года по картинкам, знание их примет.

Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями и т.д. Чаще это получается спонтанно. Если в фильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить и единицы измерения.

Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.

Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту.

Как правило, это:

  1. физическое развитие,
  2. навыки в счете,
  3. чтении,
  4. осмыслении действительности.

Что же должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?

Математика

Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:

  1. Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Для детей важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
  3. Дети 4-5 года жизни умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
  4. Ребенок понимает значения математических действий больше, меньше, равно и их обозначения на письме.
  5. Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
  6. Ребенок уравнивает количество предметов в группах.
  7. Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
  8. Ребенок правильно использует в речи числительные.
  9. Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.
  10. Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.

Бесплатные материалы на нашем сайте помогут Вам развить способности в области математики у детей данного возраста:

  1. — видео (запоминаем числа от 0 до 30)
  2. — подробные задания о каждой цифре от 0 до 10
  3. Учим понятия: « «

Кроме того, советую также дополнить игры занятиями по книгам Петерон Людмилы Георгиевны.

Речевое развитие

Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:

  1. Для детей 4-5 года жизни важно уметь произносить все звуки, говорить с выражением.
  2. Дети могут называть окружающие их предметы, людей, животных, распределять их в группы по значению, называют их обобщающим словом.
  3. Для детей необходимо использовать существительные в речи в единственном и множественном числе.
  4. Ребенок легко находит предмет по описанию его формы, цвета, предназначения.
  5. Дети 4-5 лет определяют значения предлогов, подбирают синонимы.
  6. Для детей необходимо знать названия праздников, задает и отвечает на вопросы, знает несколько стихотворений, загадок, потешек.
  7. Ребенок составляет рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, может пересказать сказку, придумать окончание к рассказу.

Различные бесплатные тематические занятия, карточки и игры помогут расширить словарных запас Вашего ребенка:

  1. для девочек с тематическими заданиями
  2. с заданиями для мальчиков
  3. изучаем и
  4. изучаем
  5. — подборка интересных материалов
  6. — подборка заданий с играми

Развитие речи ребенка в 4-5 лет жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Учить чтению в этот период можно в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:

  1. Ребенок знает алфавит
  2. Ребенок выделяет первый и последний слог в слове.

Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.

Для детей 4-5 лет важно знать и правильно называет звуки и буквы, знает алфавит. Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:

Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением (алфавит).

Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук. На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.

На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом (вспоминаем алфавит).

На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут

  1. алфавит,
  2. кубики,
  3. написание букв.

И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово. Раздел на нашем сайте, в котором присутствует алфавит, поможет учить Вашего ребенка быстро читать:

Развитие логики и мышления

Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:

Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках. Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности. Формировать этот навык помогут развивающие занятия.

Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь. Для детей важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.

Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.

Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.

Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.

Бесплатные игры на развитие логики и мышления:

  1. Строим
  2. — игры по методике Шичиды
  3. — игра
  4. — игра с лупой
  5. — игра на внимание и др.

Мелкая моторика

Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков: Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши). Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать. Бесплатные материалы на нашем сайте на развитие мелкой моторики у ребенка.