Воспитание и обучение

На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Ведь эти понятия давно и прочно вошли в наш повседневный и научный язык. Да к тому же обуче­ние и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.

Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защи­тить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накоплен­ный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через про­стое подражание взрослым. Постепенно в общинах появ­ляются специальные люди, в обязанности которых вхо­дило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки. У наро­дов Севера воспитанием и обучением детей занимались шаманы, самые уважаемые в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».

И несмотря на то что обучение и воспитание осуществ­ляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического развития накопившее огромный всесто­ронний опыт по подготовке подрастающего поколения к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно до­пускать новых ошибок в этом процессе.

На практике же мы имеем обратное: чем больше мы узнаем о ребенке, о закономерностях его развития, тем с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и воспитывать детей. Да, ко­гда-то обучали и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского лицея, когда-то мы говорили, что школа является центром воспитания. Теперь ситуация измени­лась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних воздействий, которые, к не­счастью, не всегда положительны.

К вышесказанному прибавляются и другие трудности:

это и постоянно рождающиеся «педагогические прожек­ты», не всегда соответствующие истинным целям обучения и воспитания, и альтернативные учебные заведения, где нередко процесс обучения ставится в зависимость от до­ходов семьи ученика, и многое другое.

В преодолении всех трудностей учитель, воспитатель должен руководствоваться следующими педагогическими заповедями:

Помните, что обучение и воспитание всегда подчине­ны целям. На всем историческом пути развития обучения и воспитания этот процесс был целенаправленным;

Необходимо знать, что ведущим условием эффектив­ного обучения и воспитания является принцип деятельно­сти, предполагающий обязательное включение ребенка в любую обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность в качестве ее субъекта;

Необходимо как можно более широко использовать общение как внутри детского коллектива, так и между различными возрастными группами.

Учение книжное - это не обучение простой грамот­ности, а систематическое школьное преподавание. . . Де­тей «нарочитой чади», т. е. старших дружинников, кня-жих мужей, бояр набирали не для того, конечно, чтобы воспитывать из них пономарей или даже рядовых свя­щенников, а для того, чтобы создать образованных лю­дей и государственных деятелей, способных поддержи­вать общение с той же Византией и другими странами.

Б. Д. Греков

Итак, воспитание - это процесс передачи новому поко­лению накопленного человечеством опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу; это процесс передачи культуры, процесс вклю­чения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.

Воспитание - это исторически конкретное обществен­ное явление, особенность которого состоит в том, что по своему назначению оно выполняет социальную функцию под­готовки детей к участию в производственной и духовной деятельности, в общественной жизни в целом. Назначение

воспитания в самом широком смысле слова заключается в том, чтобы подготовить производительные силы общест­ва, дать необходимые знания в соответствии с требова­ниями производства, с социальными требованиями обще­ства в целом или отдельных ее социальных, этнических или национальных общностей, развить каждую отдельную личность. Следовательно, воспитание обязательно пред­полагает наличие целей, которые задаются или всем обще­ством, или его составляющими - социальными, нацио­нальными и др. Цели воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.

Таким образом, в воспитании обязательно существует система норм, правил, предписаний, специфическим спо­собом регламентирующих поведение, деятельность, обу­чение и отношения человека. Они составляют специфиче­скую для данной общности систему ценностей: нравствен­ных, эстетических, идеологических и др.

Педагогическая наука, и в частности теория воспита­ния на основе социальных целей - требований общества к качествам, необходимым человеку, и с учетом психологи­ческих и педагогических закономерностей развития лич­ности, разрабатываетсодержание, методы и формы орга­низации воспитательного процесса. Здесь требуется четко определить, что может сделать школа, семья, неорганизо­ванная среда, окружающая ребенка; какими способами возможно противостоять отрицательным влияниям, каки­ми объединить воспитательные воздействия различных социальных институтов, как организовать обучение, труд и другие виды деятельности детей, чтобы они давали мак­симальный воспитательный эффект. Это уже будетпедаго­гическая воспитательная система, основу которой состав­ляют семья и школа.

Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценно­стного отношения к миру, научного мировоззрения и разви­тия общих и специальных способностей.

Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи но­вому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины. Это были умения, свя­занные с удовлетворением самых насущных потребностей:

в пище, одежде, жилище и передавались они методом, ко­торый в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям.) Для обучения характерно взаимо­действие двух деятельностей:преподавания и учения. Пер­вая относится к учителю (хотя эту функцию может выпол­нять и другой источник информации: обучающая машина, книга и т. д.); вторая - к обучающемуся, ученику.

Обучение - целенаправленная деятельность, цели кото­рой раскрываются через содержание обучения, представ­ляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.

Обучение может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера обще­ственных отношений, от системы ценностей отдельных со­циальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для опре­деленных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность раз­личных видов учебных заведений: от дошкольных учрежде­ний до высших учебных заведений.

Обучение может быть общим для всех (общеобразо­вательная школа) и

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя: цели образования, содержание образования, принципы и методы, формы, результаты образования.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина):

  • 1) цель обучения (для чего учить);
  • 2) содержание учебной информации (чему учить);
  • 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
  • 4) преподаватель;
  • 5) учащийся.

B. Я. Свирский так характеризует педагогический процесс: педагогические цели обусловливают деятельность преподавателя, который организует интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие с учеником, мотивирует учебную собственную деятельность ученика, от характера которой зависят полученные результаты педагогического процесса.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель -* принципы -* содержание -* методы -* средства -* формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

C. И. Архангельский формулирует следующие законы педагогического процесса.

I. Закон единства учебной и обучающей деятельности, в результате чего формируется система знаний ученика в соответствии с целями и задачами обучения.

  • 2. Закон единства обучения и воспитания, в результате чего достигается всесторонне развитие личности учащегося.
  • 3. Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное содержание учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Учебная и воспитательная деятельность обусловливают профессионально-научную подготовку обучаемого.

Функции обучения следующие.

  • 1. Образовательная функция - обучающие цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения учащихся.
  • 2. Воспитательная функция - реализация цели формирования отношений учащихся к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.
  • 3. Развивающая функция - реализация цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов, интеллекта учащихся, духовного развития личности.

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

  • - стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
  • - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
  • - развитие мышления, памяти, творческих способностей;
  • - совершенствование учебных умений и навыков;
  • - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Расстановка ударений: ВОСПИ`ТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕ`НИЕ

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности. В. о. - дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения. В сов. школе в процессе В. о. осуществляются осн. задачи коммунистического воспитания.

Крупные мыслители и педагоги прошлого, обобщая практику обучения и образования, указывали, что обучение всегда является в той или иной мере воспитывающим. Нем. бурж. педагог И. Ф, Гербарт утверждал: "Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств" ("Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении", М., 1906, с. 199), Вследствие буржуазной ограниченности своих педагогических взглядов Гербарт не сумел понять диалектику взаимоотношений между воспитанием и обучением, рассматривая обучение лишь как средство воспитания. Решающую роль в системе В. о. он отводил религии.

Передовые русские педагоги и мыслители подчёркивали исключительную ценность науки для воспитания подрастающих поколений. Н. И. Пирогов писал: "...Наука нужна не для одного только приобретения сведений... в ней кроется,- иногда глубоко, и потому для поверхностного знания незаметно,- другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести" (Избр. пед. соч., 1952, с. 229). Придавая большое значение В. о., К. Д. Ушинский писал, что ученье - есть могущественнейший орган воспитания. Н. Г. Чернышевский отмечал, что научное образование не только даёт знания и развивает ум, но и воспитывает благородные чувства у человека.

Научное решение вопроса о сущности В. о. и условиях достижения его необходимой эффективности даёт марксистско-ленинская теория воспитания. Воспитывающий характер обучения есть выражение объективно существующей связи между обучением и воспитанием. Обучение всегда воспитывает. Но характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие уч-ся определяются идейной направленностью обучения, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами уч. Работы. Воспитывает весь процесс обучения в целом, а не к.-л. особые "воспитательные моменты". Эффективность В. о. зависит от того, как объективные возможности уч. предметов сознательно и в необходимой системе раскрываются учителем, какие методы обучения он применяет.

В антагонистич. обществе В. о. отражает классовые узкокорыстные цели господствующих классов. Бурж. теория и практика В. о. целиком служат укреплению бурж. идеологии и капиталистических общественных отношений. В бурж. школе существует неразрешимое противоречие между обучением и воспитанием детей трудящихся. Науч. знания находятся в конфликте с бурж. целями воспитания - формировать у подрастающих поколений антинаучное идеалистич. мировоззрение, воспитывать их в духе примирения классовых интересов и полного подчинения капиталистич. порядкам. Одно из самых распространённых в настоящее время течений субъективного идеализма - экзистенциализм - откровенно отрицает важное значение науки и науч. знаний. По мнению экзистенциалистов, науч. знания поверхностны и относительны, а методы науч. познания крайне несовершенны. Один из известных франц. экзистенциалистов А. Камю писал: "Земля ли кружится вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли - это совершенно безразлично, это пустой вопрос" ("Le mythe de Sisyphe", P., 1942, p. 16), Отрицание роли науки и науч. мышления, фальсификация объективных науч. знаний - яркое проявление классовой сущности бурж. воспитания в процессе обучения.

В обществе, строящем коммунизм, обучение должно быть и является коммунистически воспитывающим, оно направлено на осуществление всестороннего развития личности уч-ся. Воспитательные задачи школы на совр. этапе коммунистнч. строительства определяются Программой КПСС. Па недопустимость разрыва между обучением и воспитанием указал Июньский (1963) пленум ЦК КПСС. Важнейшее условие достижения задач коммунистич. воспитания - научность обучения. Всё содержание уч. занятий должно быть безупречно в научном отношении. В речи на 3-м съезде РКСМ В. И. Ленин подчёркивал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, к-рые выработало человечество.

Научность обучения неразрывно связана с коммунистич, идейной направленностью процесса обучения. "Целевая установка, которую мы преследуем в нашей школе,- указывала Н. К. Крупская,- дать знания, необходимые для перестройки жизни на социалистических началах. Все отрасли науки должны быть поставлены на службу социалистическому строительству. И преподаватель должен подходить к преподаванию науки именно с этой точки зрения. Он должен вскрывать перед ребятами связь между теорией и ее практическим применением в интересах соцстроительства" (Пед. соч., т. 3, 1959, с. 555).

Вооружая школьников системой подлинно научных знаний о природе и обществе, обеспечивая их переработку в сознании уч-ся, сов. школа помогает уч-ся выработать основы коммунистич. мировоззрения, сформировать собственные взгляды и убеждения, усвоить принципы морального кодекса строителя коммунизма, превратить великие и благородные идеи коммунизма в личное достояние. Школа и учитель, обучая детей, воспитывают их волю и характер, формируют эстетич. вкусы и эмоции школьников. Обучение, поощряющее творческие силы уч-ся, самостоятельность в ученье и труде, способствует развитию мышления, речи, воображения и других познавательных способностей.

В 1 - 4-х классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей социалистич. Родины, о Коммунистич. партии Советского Союза. Вооружая младших школьников элементарными знаниями о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. На конкретных примерах детям показывается могущество человеческого знания, помогающего использовать и преобразовывать природу в интересах народа, коммунистич. строительства. В процессе В. о. дети приобретают элементарные понятия о коммунистич. нравственности, у них воспитываются чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины. Связь обучения с трудом способствует выработке уже с ранних лет коммунистич. отношения к труду, к общественной собственности (см. Начальная школа).

В средних и старших классах школы на основе углублённого и систематич. изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков науч. мировоззрения и усвоению ими норм коммунистич. нравственности. Преподавание основ естественно-математич. наук (математики, физики, химии, биологии, физич. географии) подводит уч-ся к осознанию идеи материальности объективного мира, познаваемости закономерностей его развития, идеи о взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном развитии, изменении под влиянием естественных причин. Эти же уч. предметы и общетехнич. дисциплины знакомят уч-ся с преобразующей природу деятельностью сов. людей, с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию молодёжи в духе советского патриотизма.

Изучение основ общественных наук (истории, обществоведения, лит-ры, экономич. географии) подводит школьников к марксистскому пониманию явлений общественной жизни. Они убеждаются в том, что духовная жизнь общества, общественное сознание есть отражение материальной жизни общества, общественного бытия, что история развития общества есть, прежде всего, история развития способов производства и вместе с тем история самих производителей материальных благ - история трудящихся масс. У школьников воспитывается уверенность в неизбежной победе коммунизма, готовность принять активное участие в коммунистич. строительстве. Велико значение гуманитарных предметов и в нравственном воспитании и эстетическом воспитании уч-ся.

В обучении нельзя ограничиваться хорошим усвоением материала, имеющегося в учебниках. Как бы ни были жизненны изложенные в них знания, они не могут отразить всего богатства бурно развивающейся жизни. Необходимо в связи с логикой изучаемого уч. материала систематически знакомить уч-ся с политич., хозяйственной и культурной жизнью Сов. Союза, с трудом сов. людей, с жизнью и борьбой народов зарубежных стран, с достижениями и проблемами совр. науки.

Воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами уч. работы, способами движения уч-ся от незнания к знанию. Обращаясь к молодёжи, Ленин следующим образом определял пути подлинного усвоения знаний: "...на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить умение взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования" (Соч., т. 31, с. 264).

Методы обучения должны помочь уч-ся осознать материальность объективного мира, причинную обусловленность явлений, законов развития природы и общества. Активная познавательная и практич. деятельность уч-ся в уч. процессе, усиление роли самостоятельных и практич. работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения (см. Активизация процесса обучения, Сознательность и активность).

Воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение уч-ся знаний о природе и общественной жизни, о моральных нормах поведения, но и обязательно требует формирования коммунистически направленного, личностного отношения уч-ся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений, Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности уч-ся по претворению коммунистич. идеалов в жизнь. Проведённая по инициативе КПСС перестройка системы нар. образования на основе укрепления связи школы с жизнью, трудом, с практикой коммунистич. строительства создаёт новые, исключительного принципиального значения, условия для успешного осуществления принципа В.. о. (см. ст, Коммунистическое воспитание).

Лит.: Крупская Н. К. Пед. соч, в 10 тт., т. 3, М., 1959; Данилов М. А. и Есипов Б. П. Дидактика, М., 1957, с. 116 - 24; Моносзон Э. И. Об усовершенствовании преподавания гуманитарных предметов, "Советская педагогика", 1962, № 4.

Э. И. Моносзон. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм. Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся. Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.

Определение

Обучение – целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.

Воспитание процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.

Сравнение

Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.

Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности – в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.

Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта. Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу. Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период – в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.

Выводы сайт

  1. Целью обучения является освоение определенных знаний, навыков и умений, тогда как воспитание направлено на привитие норм поведения и этических принципов.
  2. Обучение требует высокой степени организованности и выполнения конкретных программ и планов. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели не считаются постоянными в любом обществе.
  3. Обучение ограничивается временными промежутками, воспитание же является непрерывным процессом.
  4. Воспитание, в отличие от обучения, не может дать мгновенного эффекта. Его результат проявляется по прошествии какого-либо временного промежутка.