Рабочая программа по экологии на тему: Кружки. Программа работы кружка "экология"

Пояснительная записка

В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.

Актуальность программы

Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и охраны Москвы и Московской области. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Также предполагается организация внеклассных мероприятий для пропаганды экологических знаний кружковцами среди учащихся школы. Это и театрализованное представление, и конференция, и презентация проектов, и выпуск листовок. С целью познания родного района предусмотрено большое количество экскурсий в ООПТ Москвы и Московской области, в музеи Москвы. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.

  1. Углубление экологических знаний учащихся.
  2. Формирование экологической культуры учащихся.
  3. Улучшение охраны окружающей среды.
  4. Развитие природоохранной деятельности учащихся.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.

Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.

Формы и основные методы работы.

1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).

Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Москвы и Подмосковья. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.

Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора.

2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

4. Ведение здорового образа жизни.

5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

6. Ответственное отношение к природе.

7. Возрастание творческой активности школьников.

8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

9. Овладение навыками научного мышления.

10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

12. Умение добывать самостоятельно информацию.

13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Условия реализации программы.

Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7-9 классы.

Продолжительность образовательного процесса 2 года.

Количество часов – 140 часов (70 часов год, 2 часа в неделю).

ПРОГРАММА

(всего 140 часов, 70 часов в год, 2 часа в неделю)

Первый год обучения (70 часов).

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

РАЗДЕЛ 1. “Основные вопросы экологии” (12 часов).

Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние энергетики и промышленности на экологию Москвы и Подмосковья. Воздействие различных видов транспорта на экологию Москвы и Подмосковья. Проблема твёрдых и бытовых отходов в Москве и Подмосковье.

Экскурсия в Дарвиновский музей “Экология Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Природа Москвы” (73 часа).

Тема 1. “Общие представления о природных ресурсах Москвы” (1 час).

Особенности географического положения Москвы, её природные условия и природные ресурсы.

Тема 2. “Водные ресурсы Москвы” (19 часов).

Вода - самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы Московского региона. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.

Лабораторные работы (8 часов).

1. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.

2. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора рН-метра.

3. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).

4. Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).

5. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.

6. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.

7. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.

8. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.

Деловая игра “Моделируем экологическую ситуацию” (1 час).

Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий.

Экскурсии (2 часа).

1. Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.

2. Экскурсия (зимняя) к пруду. Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа)

“Мы за чистый город!”

Тема 3. “Воздушные ресурсы Москвы” (15 часов).

Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в Москве и Московской области. Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Москвы и Московской области. Охрана воздушных ресурсов. Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах Москвы.

Практикум (1 час).

Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города).

Лабораторные работы (5 часов).

9. Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).

10. Определение взвешенных частиц в талой воде.

11. Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.

12. Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.

13. Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа).

“Состояние воздуха над территорией родного микрорайона”.

Театрализованное представление на экологическую тему (1 час).

Сказка “КАРЛСОН НА КРЫШЕ ШКОЛЫ”.

Тема 4. “Почвы Москвы и Московской области” (11 часов).

Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие “экология почв”. Работы В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой. Факторы почвообразования: растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время. Состав почв. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв. Особенности почв Москвы и Московской области. Городские почвы. Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель – острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.). Гельминты.

Практикум (1 час).

Оценка засолённости почв города Москвы по состоянию липы.

Лабораторные работы (3 часа).

14. Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).

15. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).

16. Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа (2+, 3+) и ионов алюминия).

Экскурсия (1 час).

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

Тема 5. “Флора и фауна Москвы” (10 часов).

Растительный мир Москвы и Московской области. Растения Московской области, занесённые в Красную книгу. Животный мир Москвы и Московской области. Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.

Практикум (2 часа).

1. Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора.

2. Методика составления гербариев.

Экскурсии (4 часа).

1. Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова (Аптекарский огород).

2. Музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.

3. Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

4. Сезонные явления в природе города.

Второй год обучения (70 часов).

Тема 6. “Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области” (17 часов).

Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. Национальный парк “Лосиный остров” - первый национальный парк в России. Природно-исторический парк “Битцевский лес”. Природный заказник “Воробьёвы горы”. “Серебряный бор” - памятник природы регионального значения.

Экскурсии (7 часов).

1. Музей – заповедник “Коломенское” с посещением усадьбы и парка.

2. Зона отдыха “Узкое”. Посещение усадьбы Трубецких и памятника природы (родника в усадьбе “Узкое”).

3. Ландшафтный заказник “Тёплый Стан”.

Практикум (2 часа).

Практический мониторинг состояния окружающей среды в парковой зоне по имеющимся индикаторным видам.

Конференция (2 часа).

“Уникальные природные достопримечательности Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Экология и человек” (51 час).

Тема 1. “Экология и здоровье человека” (25 часов).

Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Москве и Московской области. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться? Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём (сифилис, гонорея и др.). СПИД. Погода и здоровье человека. Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.

Практикум (13 часов).

1. Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт.

2. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты. Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.

3. Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников.

4. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.

5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

6. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

7. Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними.

8. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории, прилежащей к автомагистралям.

9. Первая помощь при кровотечениях.

10. Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.

11. Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары.

12 Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении, удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

13. Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак и других животных, а также при нападении клещей.

Тема 2. “ Экология питания” (15 часов).

Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия. Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы. Вегетарианство: все за и против. Генномодифицированные продукты: в чём их опасность? Особенности питания в подростковом возрасте.

Лабораторные работы (2 часа).

1. Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в “Макдональсе”.

2. Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине.

Практикум (4 часа).

1. Расчёт норм питания.

2. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.

3. Определение содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов.

4. Пищевые красители, пищевые добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е.

Экскурсия (2 часа).

Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Подмосковья.

Тема 3. “Экология души” (11 часов).

Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки. Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Диспут (1 час).

“Как жить в гармонии с собой?”

Посещение театра (3 часа).

Посещение Третьяковской галереи (2 часа).

Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2 часа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).

Семинар (1 час).

“Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды”.

Практикум (1 час).

Выпуск листовок, плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.

5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.

6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.

7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.

8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.

9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.

10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.

11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.

12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.

13. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”

СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.

14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.

16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).

17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.

18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.

19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.

20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005.

21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.

22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.

23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.

24. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.

25. Красная книга города Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологический фонд развития городской среды “Экогород”. 2011, с.928.

26.Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2000, с.430.

27.Авиакайнен И.В. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004, с.248.

28.Савиткин Н.И. Химия и экология. Департамент образования и науки Калужской области. Калужский областной институт усовершенствования учителей, Калуга, 1998.

29.Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. Форум Профессиональное образование. 2008, с.64.

30.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000, с.272. (Библиотека журнала “Экология и жизнь”).

31.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Издательство: МИОО. Московские учебники и картолитография. 2008, с.352.

32.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство: АСТ, 2004, с. 416.

33.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2010. – 190 с.

34.Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. – М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 2007. – 96 с.

Интернет-ресурсы

1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib

2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru

3. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.

4. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru

5. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”. hht://www.ecoinform.ru

6. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

7. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru

8. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru

9. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru

10. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco

11. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru

Багаевский район, хутор Елкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елкинской СОШ

Приказ от 01.09. 2017 г. № 07

Крамаренко Е.Г.

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

« Жизнь на планете Земля».

Уровень общего образования (класс): основное общее образование

Количество часов (план): 34

Учитель: Ступникова В.В.

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного курса:

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Суть программы состоит в том, что в процессе занятий создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции. Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников

Личностные результаты: использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.

РАЗДЕЛ 2.

1. Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Ростовской области. Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.

Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

2 . Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек». Изучение промышленности Ростовской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История хутора Ёлкина: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание.

Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций

3. Раздел « Природа и общество.» Памятники природы Ростовской области. Вода, свойства, значение, охрана. Река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.

п/п

Название раздела

Кол-во часов

экскурсии

Практические работы

Общая экология

Социальная экология

Природа и общество

Место предмета в учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану на программу в отводится 35 часа из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году(23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2017 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2017-2018 уч.году будет реализована в объёме 34 часа

РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, всего 34 часа)

п/п

дата

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1. Раздел «Общая экология».

7

Организм и среда.

Глобальные экологические проблемы.

Пр.раб.№1 Видовой состав биоценозов.

Изучение животного и растительного мира Ростовской области.

Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области.

Ядовитые и съедобные грибы родного края.

Ростовский заповедник

2. Раздел «Социальная экология».

11

Человек – биосоциальный вид.

Изучение промышленности Ростовской области

Экологическая демография.

История хутора Ёлкин: экологическое состояние, демографическая обстановка.

История хутора Ёлкин: генеалогические связи, изучение родословной.

Влияние антропогенных воздействий на природу родного края

Экология человека.

Влияние шума на организм человека.

Пр.раб.№2 Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты

Правильное питание.

Защита проектов на экологическую тему

3 Раздел Природа и общество.

Памятники природы Ростовской области.

Вода, свойства, значение, охрана.

Река нашей местности.

Отбор и анализ водных проб

Воздух, свойство, значение, охрана.

Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры.

Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия.

Пестициды в почве.

Капельное орошение

Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды.

Экологические проблемы современности

Составление мониторинга состояния окружающей среды

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.

Пр.раб.№3 Операция «Чистое село»

Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села.

Защита проектов

«Зеленая Дружина»: как мы сделали это…

Пожалуй, среди ученых-биологов, специалистов в области охраны природы и экологов самого широкого профиля сложно найти человека, не ходившего в юннатские кружки. Среди моих знакомых таких, кажется, и нет вовсе. И ни для кого не секрет, что сегодня таких кружков стало гораздо меньше. А проблем, требующих решений грамотными и экологически ответственными людьми – наоборот, намного больше. Собственно, в этом и заключалась основная мысль, послужившая толчком к созданию этого проекта – «Зеленая Дружина».

Но каждый, кто однажды решался поставить себе такую задачу – создать детский кружок «с нуля», сталкивался и сталкивается с самыми разными проблемами. На пути от идеи до воплощения ее в реальное и работающее дело нам попалось немало «булыжников».

Вопрос первый и главный – на чем построить программу? От того, что именно будет интересно детям, и как долго придуманная программа сможет удерживать этот интерес — зависит практически все. Будет ли это биологический кружок с уклоном в орнитологию? Или сделать упор на походы в лес с элементами игры в выживание, как у скаутов?

При выборе «направления движения» здорово пригодился и собственный опыт занятий во Дворце Пионеров и на биофаке МГУ, и изучение работы профильных кружков – в Зоомузее, Зоопарке, Дарвиновском музее. Но от идеи создания чисто биологического кружка пришлось отказаться сразу: слишком уж узкая это «целевая аудитория» для обычного спального района. Да и знакомые кружководы сетовали на проблемы с набором ребят – а походы по лесам, пусть и с элементами природоведения, сулили успех нашему новому делу.

На деле оказалось, что самое интересное — это максимальная свобода в выборе тем, «полевая практика» и, главное, какие-то практические полезные действия – от разбивки лагеря в лесу до проведения «Дня Птиц». Понадобилось буквально два-три выезда, чтобы совместная работа сплотила набранных кружковцев в небольшой, но весьма сплоченный коллектив.

И название кружка сыграло свою роль, ведь Дружина – это группа единомышленников, объединенных общей задачей. Сейчас в нашем кружке есть и командир дружины, и дружинники (это ребята, уже имеющие опыт поездок в экспедиции), и кандидаты. И все решения мы принимаем исключительно голосованием, а руководитель проекта просто выступает в роли «советника».

Насущный вопрос, который тоже возникает всегда и одним из самых первых: а где, собственно, такой кружок будет заниматься? К кому я только не ходил «с этим тортом!» Буквально все – и школы, и партийные ячейки, и районное начальство были «за», идея нравилась всем, но… Решение нашлось. Ведь при муниципалитетах есть разнообразные досуговые центры! Со спортивными секциями, всякими единоборствами и прочими секциями для детей и взрослых. Мысль была верной: клуб «Экоспорт» приютил нас, выделив для занятий кабинет и компьютер. Денег за это с нас не берут, мы «расплачиваемся» участием во всех мероприятиях, статьями и отчетами, бесплатными занятиями со «льготниками».

Не менее важным элементом для развития проекта стала максимальная открытость в работе и методичное, с первого дня занятий, оформление наших действий во что-то наглядное и «красивое». Накопительные папки с отчетами о выездах и экспедициях, статьи в районные и окружную газету, «Доска Зеленой Дружины» с постоянно обновляющейся информацией,– мы используем каждую возможность, чтобы рассказать о нашем кружке.

На наши экскурсии мы приглашаем всех желающих. И до каждого, кто нас услышал, доводим основную идею: наш кружок – это то, что оторвет ребенка от телефона и компьютера, развернет его в сторону леса, научит работать в коллективе и даст возможность увидеть что-то новое. Вот на это родители откликнулись сразу и нам поверили – без доверия набрать группу и увезти ее за полторы тысячи километров от дома никак невозможно! Тем более что все наши поездки, за редчайшим исключением, родителями и финансируются. Поэтому на наших «однодневках» мы приветствуем «семейные выходы»: папы и мамы видят, как мы работаем и чем занимаемся. Это и рождает то доверие, которое «дороже золота». А золота у нас нет вовсе: до грантов – далеко, до спонсоров – высоко. Но если кружок – не способ зарабатывать деньги, то и с маленьким бюджетом все получается, наш опыт хорошо это иллюстрирует.

«Изюминкой» проекта «Зеленая Дружина» стали дальние поездки. Здесь – свои сложности. Место, выбранное для экспедиции, должно быть интересным, безопасным и хорошо знакомым. В идеале должна присутствовать «принимающая сторона», помогающая обустроиться на месте и готовая оказывать поддержку в решении возникающих вопросов.

Прекрасно работать с заповедниками: там заведомо есть люди, имеющие опыт по приему если не юннатов, то студенческих групп. Самые благоприятные впечатления и прекрасные воспоминания у нас остались от поездок в Кавказский и Окский государственные заповедники. Главный итог этих поездок – юннаты очень просятся опять в эти уголки нетронутой природы России, так отличающихся от нашего родного Подмосковья. Мы надеемся продолжать такое сотрудничество, отплачивая за гостеприимство своими отчетами..

Самое «узкое место»любой экспедиции – транспортная логистика. Здесь нет готовых рецептов, но при упорстве и желании все получается. Просто надо все просчитывать заранее и стараться сделать поездку максимально «бюджетной», что нелегко, но вполне возможно. А оборудование, снаряжение, аптечки и прочие необходимые вещи – это любой «полевик» со стажем сообразит и ребятам подскажет. Только проверять перед поездками все надо, и желательно – не один раз. На тех же «однодневках» по Подмосковью, например.

Сегодня «Зеленая Дружина» — биологический кружок и туристическая секция одновременно. Мы занимаемся теорией – и ходим на экскурсии по лесам. Знакомимся с природой России – и тут же отправляемся в экспедиции. С ноября 2012 года мы прошли маршрутами не одну сотню километров по Подмосковью. Бутовский лес и Черноголовская биостанция, колония чаек в Щербинке и учеты птиц в Коломенском, рыбхоз Нара и Русский Соколиный центр, Зоопарк и Зоомузей и еще много, много интереснейших мест пройдено нашими ногами.

Мы участвуем в конкурсах и викторинах, провели несколько «Дней Птиц» и развесили не один десяток синичников в лесах вокруг Бутово: мы живем и учимся на юге Москвы, и в Бутовском лесу находится наш уютный оборудованный учебный лагерь. Практически каждые выходные, в любую погоду кружок отправляется в поход. Ведь только в лесу можно проверить теорию практикой, научиться определять птиц и распутывать следы зверей. Главное – только «в поле» кружок превращается в спаянный коллектив единомышленников, имя которому — «Зеленая Дружина». И это – наши будни. Праздники начинаются в замечательное время, имя которому – каникулы!

Девять больших, многодневных экспедиций за нашими плечами. За зимние и весенние каникулы мы четыре раза съездили на Черное море, в Краснодарский край. Мы наблюдали за зимовками птиц и изучали природу Кубани, а в марте 2015 года во время поездки нами было найдено гнездо сокола-сапсана, о чем мы с гордостью рассказали ученым-орнитологам. Это гнездо до нас было им неизвестно!

Трижды совместно с Чупинским Морским яхт-клубом мы проводили летние экологические лагеря на Белом море. Юннаты «Зеленой Дружины» устраивали экскурсии для местных школьников и юных яхтсменов Петрозаводска, для кадетов Московской Навигацкой школы и воспитанников Свято-Алексиевской Пустыни. Кадеты Навигацкой школы и Морской взвод кадетского корпуса Пустыни проходят на море яхтенную практику, а мы рассказываем им о природе Карелии. Делиться своими знаниями – это так здорово! В 2016 году нами запланировано проведение еще трех эколого-трудовых и спортивных лагерей на берегу Белого моря.

И майские праздники мы не сидим в Москве. Благодаря поддержке наших старших товарищей из Департамента ООПТ в 2014 году «Зеленая Дружина» посетила Кавказский Государственный заповедник. Мы поднимались на плато Абаго и жили на 11 кордоне, любовались цветущими альпийскими лугами и весенним буйством реки Белая.

Весну 2015 года мы встретили на реке Пра в Окском Государственном Заповеднике. Маршруты от стационара Липовая Гора по разливам и старицам, полеты орланов-белохвостов и черного аиста, тетеревиные тока и журавлиные крики – все осталось в наших дневниках и в памяти кружковцев.

Каждый выезд на природу, каждая экспедиция оформляется нами отчетами и стенгазетами, юннаты пишут самостоятельные работы и собирают фотоархив, пишем мы и статьи в наши местные газеты. Но главный итог этих занятий и поездок – формирование небольшого, но очень дружного коллектива. Теперь мы знаем, почему нельзя жечь траву и как вести себя на природе, наблюдать за птицами и зверями и путешествовать правильно и безопасно.

С конца прошлого года к кружку, работающему при клубе «Экоспорт» в Щербинке, присоединился кружок «Зеленая Дружина-2» при воскресной школе храма Царя-страстотерпца Николая в Аннино. В наших планах – большие совместные экспедиции и походы. Ведь чем нас больше, тем больше хороших и полезных дел мы сможем сделать! Разбить «Экологическую Тропу» вокруг подшефной колонии чаек в Щербинке, посадить деревья на многочисленных пустырях Новой Москвы, повесить домики для сокола-пустельги и неясытей, решить «квартирный вопрос» птиц — дуплогнездников в наших окрестных лесах, помочь в проведении экологических лагерей на Белом море и многое, многое другое. Ведь природа нужна нам всем, а природе нужны юннаты «Зеленой Дружины»!

Каждый четверг в клубе «Экоспорт» на улице Брусилова, 21 и каждую среду в воскресной школе при храме в Аннино – на Варшавское шоссе, 160 мы проводим теоретические занятия, и каждые выходные уходим в лес. Приходите! Новые знания – обещаем, приключения – гарантируем!

Сергей Баптиданов, руководитель проекта «Зеленая Дружина».

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 классах средней школы.

Цель программы : расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

Формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;

Углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;

Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

Формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;

Воспитание понимания эстетической ценности природы;

Развитие любознательности и желания получать знания;

Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа экологического кружка

«Юный исследователь»

Учитель экологии Новичкова Анастасия Александровна

Пояснительная записка.

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 классах средней школы.

Цель программы : расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

Формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;

Углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;

Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

Формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;

Воспитание понимания эстетической ценности природы;

Развитие любознательности и желания получать знания;

Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • что изучает экология, основные законы экологии;
  • основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
  • взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;

что такое пищевые цепочки;

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать основные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
  • сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
  • распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома,
  • описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Нижегородской области;
  • уметь составлять пищевые цепочки;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Тематический план.

Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).

Раздел 2. Отношения в природе (7ч).

5. Пищевые связи (1ч).

6. Мир полон хищников (1ч).

7. И на хищника управа есть (1ч).

8. Конкуренция и соперничество (1ч).

9. Дружба в природе (1ч).

Раздел 3. Экосистемы (11ч).

14. Вода - чудо природы (1ч).

17. Пресные воды - наше богатство (1ч).

18. Основные источники загрязнения водоемов (1ч).

19. Жизнь водных пространств и экология (1ч).

20. Приматы моря (1ч).

Раздел 4. Экология и человек (5ч).

22. Экология в нашем доме (1ч).

23. Экомир моей семьи (1ч.)

24. Экология человека (1ч).

Раздел 5. Занимательная биология (4ч).

26. Экология насекомых (1ч).

28. Мир запахов у животных (1ч).

29. Растения лечат людей (1ч).

Раздел 6.Природа моей страны(4ч).

31. Красная книга (1ч).

33. Они любили свою Землю (1ч).

Учебно-тематический план

(34ч; 1ч в неделю)

№ п/п

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

Введение.

Природа – наш общий дом.

Отношения в природе.

III.

Экосистемы.

Экология и человек.

Занимательная биология.

Природа моей страны.

Итого.

1. Организационное занятие (1ч).

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования (1ч).

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

3. Природа - наш общий дом (1ч).

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Экологическая игра «Мы природой дорожим".

Экскурсия в парк.

4. Основные составляющие природы (1ч).

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

5. Пищевые связи(1ч).

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

6. Мир полон хищников(1ч).

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.

Презентация - «Растения-хищники».

Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"

7. И на хищника управа есть(1ч).

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

8. Конкуренция и соперничество(1ч).

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

9. Дружба в природе (1ч).

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

10. Тайны живой природы (1ч).

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

11. Как построить экосистему (2ч).

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Практическая работа: Давайте заведем аквариум.

12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"

13. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Составь рассказ по экологическому рисунку.

14. Вода - чудо природы(1ч).

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

15. Вода и живые организмы (1ч).

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

16. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

17. Пресные воды - наше богатство(1ч).

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Составление рассказа по экологическому рисунку.

Экскурсия на очистительные сооружения.

18. Основные источники загрязнения водоемов(1ч).

Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

19. Жизнь водных пространств и экология(1ч).

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

20. Приматы моря (1ч).

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

Доклады, презентации

21. Экологический рассказ. Диспут (1ч).

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

22. Экология в нашем доме (2ч).

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

23. Экомир моей семьи (1ч.)

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Составление панно, композиций. Выставка детских работ.

24. Экология человека (1ч).

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Практическая работа: "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты опытов).

25. Экология и генетика (1ч).

Злые причуды природы. Хочу, добавлю, хочу, уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

Экскурсия на выставку, в музей.

26. Экология насекомых (1ч).

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". «Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

27. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

28. Мир запахов у животных (1ч).

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть.

29. Растения лечат людей (1ч.)

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

30. Природа моей страны (1ч).

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Работа с литературой по теме.

31. Красная книга (1ч).

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

Оформление стенда, презентации.

32. Экологический марафон (1ч).

Обобщающие занятия в конце учебного года. Викторины.

33. Они любили свою Землю(1ч).

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

Контроль и учет знаний и умений

Тема

Виды контроля

Природа – наш общий дом.

Оформление отчетов по результатам экскурсий. Составление гербария, коллекций листьев, семян.

Отношения в природе.

Составление экологической сказки.

Размышления: "Почему погибла дубрава?"

Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».

Самостоятельные работы. Необыкновенное в природе.

Составление кроссвордов по теме .

Экосистемы.

Составление рассказа по экологическому рисунку, правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

Доклады, сообщения, презентации.

Экология и человек.

Экологический рассказ.

Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".

Составление панно, композиций.

Выставка детских работ .

Занимательная биология.

Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»

Природа моей страны.

Тематические викторины.

Проект «Красная книга Нижегородской области».

Доклады, сообщения «Писатели – натуралисты».

Итоговый контроль

Выставка «Этот загадочный мир»

Методическое обеспечение программы:

  1. Составление гербария, коллекций листьев, семян.
  2. Составление осенних букетов, панно.
  3. Экскурсии в парк, на водоем, посещение выставки.
  4. Проведение нетрадиционных форм занятий.

Игровые занятия «Укрась свое жилище»,

Викторины «Вопрос - ответ»,

«Узнай по описанию».

Агитзанятие «Не засоряйте берега водоемов».

  1. Проектная деятельность.

«Растения, которые нас лечат».

«Красная книга Нижегородской области».

  1. Экологические сказки, рассказы.
  2. Составление кроссвордов.

«Растения - хищники».

«Отношения в природе».

  1. Сообщения, доклады, презентации.

«Круговорот воды в природе».

«Загрязнение атмосферы».

«Приматы моря».

  1. Самостоятельные работы.
  2. Практические занятия.
  3. Работа с дополнительной литературой.

Необыкновенное в природе.

Загадки, пословицы, поговорки о воде.

Писатели – натуралисты

Список литературы.

Литература, используемая педагогом.

  1. Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
  4. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  5. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
  7. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  8. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
  9. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
  10. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  11. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
  12. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
  13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
  14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
  15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
  17. Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
  1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
  2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
  3. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
  4. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
  5. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
  6. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
  7. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".

Бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического, социально – педагогического, общего и специального (коррекционного) образования

Программа кружка для учащихся 7-9 классов

специальной коррекционной школы –интерната VIII вида

«Юные экологи»

Исполнитель:

Калитова Е.А. воспитатель

МОУ «Чебулинская (коррек)

специальная школа-интернат

VIII вида

Консультант:

Загляда Л.И.

методист, доцент кафедры

1. Пояснительная записка …………………………………………………..3-5

2 .Учебно – тематический план……………………………………………..6

3.Календарно – тематический план………………………………………...7-8

4. Краткое содержаниепрограммы………………………………………..9-11

5. Ключевые слова и понятия………………………………………………..12

6. Список литературы……………………………………………………….13

7. Приложение………………………………………………………………..14

Пояснительная записка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с ОВЗ необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края.

Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Целью экологического воспитания является развитие гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

Актуальность данной программы связана с все более обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, изменениями в ней. Дети не только познакомятся с экологическими правилами, но научатся учитывать их в своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть природы, а не его хозяин. Кроме теоретических вопросов, включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.

Программа ориентирована на разновозрастную группу учащихся 7 – 9 классов специальной коррекционной школы -интерната VIII вида. Объем программы в часах: программа рассчитана на 1 год, по одному часу в неделю. Основные методы и формы организации кружка – беседы, уроки самостоятельной работы, игры, экскурсии, наблюдения, оценка загрязненности поселка. Эти формы вовлекают детей в практическую деятельность, позволяют развить собственные познавательные навыки.

Цели программы:

    научить детей любить, беречь окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: «Не навреди!»;

    сформировать экологически целесообразное поведение личности ребенка.

Задачи программы

    воспитание экологически грамотного человека;

    формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе;

    воспитание гуманного отношения к природе

    составление экологической карты поселка;

    участие детей в посильной для них природоохранной деятельности;

    развитие творческой и деловой активности детей при решении экологических проблем.

Ожидаемые результаты:

    включенность ребенка в мир природы;

    осознание детьми потребности в общении с живой природой;

    активная природоохранная деятельность;

    вывод ребенка на самоопределение своего поведения в природе;

    активность к познанию окружающего мира и своего места в нем, при этом - соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

Основные требования к уровню знаний и умений

К концу года учащиеся должны знать:

Ключевые понятия науки экологии;

Правила и нормы поведения в окружающей среде;

Особенности флоры и фауны родного края;

Экологическую обстановку в области;

Влияние вредных факторов на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

Применять информацию об экологических ситуациях;

Проявлять стремление и желание улучшать состояние окружающей среды в своей местности;

Охарактеризовать экологическую обстановку своей местности; участвовать в природоохранных акциях.

Учебно –тематический план

Номер п/п

Тема

Количество часов

всего

теор

практ

Введение

Экология Кемеровской области

Воздействие человека на окружающую среду. Экология района

Мой безопасный дом

Практикум «Экологическая обстановка в школе»

Календарно- тематический план

Номер п\п

Тема

Количество часов

Раздел 1. Введение

Что такое экология

П/р «Распределение обязанностей между членам кружка»

Раздел 2. Экология Кемеровской области

Экологическая обстановка в Кемеровской области

Факторы влияющее на состояние окружающей среды

Влияние промышленности на состояние окружающей среды

Влияние сельского хозяйства на состояние окружающей среды

Природоохранная деятельность в Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области

Охраняемые растения Кемеровской области

Охраняемые животные Кемеровской области

Охраняемые территории Кемеровской области

П\р «Составление Красной книги Кемеровской области»

Раздел 3. Воздействие человека на окружающею среду. Экология района

Экологическая обстановка в районе

Зоны экологической опасности района

Экология поселка

Зоны экологической опасности поселка

Поселок опасный и безопасный

Окружающая среда и здоровье человека

Игра «Человек и окружающая среда»

Экскурсия «Экологическая обстановка поселка»

Экскурсия « Экологическое состояние водоёма»

П/р «Составление карты мест экологической опасности поселка»

Раздел 4. Мой безопасный дом

Мой дом –моя крепость

Источники загрязнения внутренней среды жилища

Экологические проблемы связанные с использованием бытовой химией, парфюмерией

Как сделать наш дом безосным

Экологические знаки

Игра –викторина «В мире этикеток(экологические знаки)»

Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе»

П/р «Экологическая оценка школьных помещений»

П/р «Экологическая оценка школьного участка»

П/р «Решение экологических задач»

Раздел 1. Введение (2 часа)

Теоретические занятия(1ч)

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Пути и способы изучения взаимоотношений человека и природы.

Практическая работа (1ч)

Рассказ о целях и задачах работы кружка. Выяснение интересов кружковцев. Обсуждение плана работы кружка. Распределение обязанностей между членами кружка. Ознакомление с объектами наблюдений.

Раздел 2. Экология Кемеровской области (11 часов)

Теоретические занятия (10 ч)

Экологическая обстановка в Кемеровской области. Основные виды деятельности человека, влияющие на состояние окружающей среды в области: сельское хозяйство, промышленность, добыча полезных ископаемых. Мероприятия по оздоровлению окружающей среды: озеленение территорий, ликвидация несанкционированных свалок, содержание систем водоотведения. Красная книга Кемеровская область: охраняемые растения и животные. Природоохраняемые территории:государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

Практическое занятие (1ч)

Подбор информации о животных и растениях занесенных в красную книгу кемеровской области.

Раздел 3. Воздействие человека на окружающую среду(13 часов)

Теоретические занятия (6ч)

Экологическая обстановка в районе, поселке. Факторы влияющие на экологическую обстановку в поселке: нексанкционированые свалки бытового мусора, проблема бездомных собак, транспорт, заболоченность. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека: заболеваемость населения, смертность, заболеваемость беременных женщин.

Практические занятия (2ч)

Составление карты мест загрязнения местности в поселке возле школы, плана неблагоприятных месс поселка. Взаимоотношения человека и окружающей среды и их последствия.

Экскурсии (4ч)

Выявление экологически неблагоприятных мест поселка, причин загрязнения окружающей среды поселка. Выявление состояния местного водоёма, причин загрязнения. Составление плана работы по очистке водоёма.

Раздел 4. Мой безопасный дом

Теоретические занятия (8ч)

Экологическая опасность подстерегающая нас дома: влияние бытовой химии, парфюмерии на состояние внутренней среды жилища; что может стать источником экологической опасности дома; как можно сделать дом

безопасным; что можно узнать о продуктах питания по этикеткам, какую опасность таят этикетки на продуктах питания.

Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе» (3 часа)

Практические занятия (3ч)

Выявление состояния внутренней среды школьных помещений, источники загрязнения школьных помещений, определения мероприятий по улучшению состояния школьных помещений. Выявление экологического состояния школьного участка, источников загрязнения школьного участка, составление плана мероприятий, направленных на улучшение состояния школьного участка.

Ключевые слова и понятия:

Экология

Экологическая обстановка

Экологические проблемы

Заповедники

Заказники

Канцерогены

Пестициды

Утилизация отходов

Заказники

Национальные парки

Заповедники

Бытовая химия

Список литературы

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: развития, 1998г.

    Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.

    Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешьна уроке.

    Молодова ЛП. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996 г.

    Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2003.