Конспект логопедического занятия на тему «Сказки и сказочные персонажи. Открытое логопедическое занятие-развлечение в старшей группе «В гостях у сказки Логопедическое занятие язычок в гостях у сказки

Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 5-ти до 6-ти лет

Пояснительная записка

Так как я работаю воспитателем с детьми группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи), целью моей профессиональной деятельности является создание условий для устранения речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. Как одно из эффективных средств для осуществления данной работы, я использую театрализованную деятельность.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на формирование всех структурных компонентов речи, обеспечивает эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка. Таким образом, возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В рамках данного направления работы был разработан и реализован проект «Волшебный мир театра», с привлечением родителей.

Представленное мероприятие было разработано и проведено как итоговое по проекту «Волшебный мир театра» с детьми и родителями подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи). Мероприятие проводилось в форме игрового организованного взаимодействия педагога, детей и родителей.

Цель: активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности;

поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи.

- закрепление детьми практических навыков совершенствования грамматического строя речи, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи и речевой выразительности в процессе игрового организованного взаимодействия с педагогом и родителями;

Развивать навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением;

Приобщать детей и родителей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт (знания о театре, театральных атрибутах т.д.);

Создание условий для совместного творчества детей и родителей в продуктивной деятельности;

Содействие гармонизации детско-родительских отношений.

Предварительная работа с детьми:

  1. Заучивание коротких стихотворений; использование распевок «Петушок», «Дождик», «Божья коровка»; упражнения «Вежливый поклон», «Перекличка», «Насос и надувная кукла», «Пароход гудит», «Буратино и Пьеро», «Качели», «Барабанщики» и др.
  2. Артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на дыхание: «Эхо», «Птичий двор» и др.
  3. Этюды на выражение основных эмоций: «грусть», «радость», «страх», «гнев», «удивление» и др.
  4. Чтение русских народных сказок, произведений А.С. Пушкина, К. Чуковского, Ш. Перро, П. Ершова, Н. Носова и др.
  5. Подготовка к инсценировке «Непослушные ребята».
  6. Игры: дидактические «Хорошо-плохо», «Угадай сказочного героя», «Волшебный цветик-семицветик», «В гостях у сказки», пальчиковые и логоритмические игры «Здравствуй, солнце золотое», «Петушок и колосок», «Мишка читает газету» и др.
  7. Игры с воображаемыми предметами «Что мы делали - не скажем, но зато мы вам покажем», «День рождения», «Лесные жители готовятся к зиме» и др.
  8. Беседы: «Что такое театр?», «Какие бывают театры», обсуждение прочитанных произведений и др.
  9. Показ сказок с использованием различных видов театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, варежковый, би-ба-бо и др.

Предварительная работа с родителями:

  1. Подготовить художественную литературу для чтения с детьми, подборку стихов для заучивания.
  2. Оформить стенд «Волшебный мир театра».
  3. Подготовить памятки для родителей «Домашний театр», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Как развивать речь ребенка».
  4. Оформить папки-передвижки на темы: «Куколки на пальчик», «Развиваем речь ребенка, играя», «Театры бывают разные» и др.
  5. Консультации «Речевое развитие детей 6-7 лет», «Развитие речи ребенка средствами театрализованной деятельности».
  6. Мастер-класс для родителей «Театр своими руками».
  7. Помощь родителей в изготовлении театральной ширмы, различных видов театра.
  8. День открытых дверей «Учимся, играя».
  9. Занятия в семейном игровом центре «Вместе весело играть»
  10. Распределение ролей среди родителей для участия в театрализованной сценке «Непослушные ребята».
  11. Реализация проекта «Волшебный мир театра».

Материал и оборудование: экран, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи песен, сундучок, цветок (Аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха, зеркальце, дудочка и кувшинчик, 6 театральных шапочек котят, фартук, кукольный столик, салфетка, тарелки, пирог, перчатки (по количеству котят) листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры.

1. Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку.

(Дети заходят в зал, где выключен свет, сверкают фонарики, играет сказочная музыка.)

Итак, готовы? (Включается свет.)

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи! »

В сказке может все случится

Что же будет впереди?

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, все любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Мамы и папы, бабушки и дедушки часто вам читают их, кто – то уже читает сам. А кто знает, какие бывают сказки?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сказки бывают волшебные, сказки о животных и бытовые сказки.

Мы сегодня отправимся в гости к сказке и проверим, хорошо вы их знаете, внимательно ли вы их слушаете, когда вам их читают. Каждый, кто будет правильно отвечать, тот лучше всех знает сказки.

Вы готовы?

Дети: Да, готовы!

Воспитатель: Итак, первое задание.

Угадай сказку и вставь словечко.

1. Из муки он был печен

На сметане был мешен

На окошке он студился,

Пор дорожке он _ _ _ _ _ _ _.

Был он весел, был он смел

И в пути он песни _ _ _.

Съесть его хотел Зайчишка

Серый Волк и бурый _ _ _ _ _.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую _ _ _ _

От нее уйти не смог,

Что за сказка? «_ _ _ _ _ _ _»

2. Жили-были семь ребят

Белых маленьких_ _ _ _ _.

Мама их любила

Молоком _ _ _ _ _.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый _ _ _ _.

Как коза запел тот зверь:

Отоприте, детки, _ _ _ _ _.

Ваша матушка пришла

Молочка вам _ _ _ _ _ _ _ _.

Мы ответим без подсказки

Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«_ _ _ _ и _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _».

3. Как – то раз в лесу густом

Вырос домик под _ _ _ _ _ _.

Рады мышка – поскребушка

И зеленая _ _ _ _ _ _ _

Рад и побегайчик

Длинноухий _ _ _ _ _ _.

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, -

И кабан туда попал

И лиса и _ _ _ _ _.

Все хватило места в нем –

Вот какой чудесный _ _ _.

Дзинь – ля – ля поет синичка

Это сказка « _ _ _ _ _ _ _ _ _».

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит? (Сундучок.) Ох, ребята, наверное, непростой сундучок, а волшебный. Давайте его откроем но чтобы его открыть нужны волшебные слова.

Мы с вами в сказке, а там может произойти волшебство. Какие мы можем сказать волшебные слова, чтобы сундучок открылся?

"Крекс, фекс, пекс. ”

"По щучьему велению, по моему хотению”

"Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой”,

«Земля прощай, в добрый путь! »

«Сезам откройся! » и т. д.

Воспитатель: Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри…. Да это же цветок не простой Он волшебный. Из какой сказки цветок? (Аленький цветочек.)

А этот предмет из какой сказки (скорлупа грецкого ореха) Дюймовочка.

Свет мой зеркальце скажи. (Из сказки Белоснежка и семь гномов.)

А этот предмет из сказки (Дудочка и кувшинчик.)

Ай да ребята, ай да молодцы. Давайте все встанем и поиграем.

Дыхательная гимнастика: (Дети делают дыхательную гимнастику.)

Я подую высоко

Я подую низко

Я подую далеко

Я подую близко

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! Теперь проверим, как вы знаете героев из сказок.

1. На неведомых дорожках

Дом ее на курьих ножках.

(Баба Яга.)

2. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

(Дюймовочка.)

3. Над моим простым вопросом

Ты потратишь много сил:

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

(Папа Карло.)

4. Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Муха Цокотуха.)

5. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка.)

6. Чтоб решить задачу нашу

Призадумайся всерьез:

В чем медведь однажды Машу

С пирогами вместе нес?

(В коробе.)

Воспитатель:

Сказку любим с детских лет.

Сказка шлёт нам свой привет.

И девчонки, и мальчишки –

Все читают сказки в книжках.

Сказка учит нас добру,

Помогать всегда в беду.

Нас герои в гости ждут,

В сказку добрую зовут.

Наша помощь им нужна

Вы готовы, дети?

Что ж, друзья, пора в дорогу,

Поспешим мы на подмогу!

Воспитатель: Ребята, а вы были в театре. (Да.) Артисты перед выступлением готовятся за кулисами к началу представления. Вот и наши артисты сейчас выйдут приготовятся к показу сказки «Котята»

Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру

Игра «Верх, вниз»

Молодцы, ребята!

Молодцы взрослые!

А вот и наши артисты!

Инсценировка сказки «Котята»

(Выходят 5 детей.)

(В центре стоит кукольный столик, накрытый салфеткой. На столе стоят тарелки и пирог. В стороне, на полу лежат маленькие перчатки (по количеству котят.)

(Исполняется музыкальное вступление. Кошка мама накрывает на стол. Режет пирог.)

Ведущий: Потеряли котятки на дороге перчатки

И в слезах прибежали домой

Котята : (подбегают к кошке маме и поют)

Мама, мама, прости!

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

Мяу, мяу, прости,

Мы не можем найти

Мяу, мяу найти

Перчатки!

(Приседают у стола, кошка - мама поёт.)

Кошка: Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога!

Мяу-мяу, не дам, пирога

Мяу-мяу, не дам, пирога

Я вам нынче не дам пирога!

(Котята убегают, жалобно мяукая «Мяу! Мяу! Мяу!»)

Ведущий: Побежали котятки, отыскали перчатки

И смеясь, прибежали домой!

Котята : (возвращаются, и приплясывая показывают кошке-маме лапки в перчатках)

Котята : Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

Мяу-мяу, не злись

Потому что нашлись,

Потому что нашлись,

Перчатки!

(Кошка-мама гладит котят)

Кошка: Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки!

Я за это дам пирога!

Мур-мур, вам дам пирога,

Мур-мур, дам вам пирога

Я за это дам пирога!

(Раздает всем по куску пирога, котята съедают пирог и весело пляшут).

(Исполняется общий танец)

«Танец котята - поварята» (музыка М. Ю. Картушиной)

Дети кланяются, под аплодисменты садятся на свои места.

В.: Молодцы! Вы отлично справились заданием, теперь следующее задание, оно называется «отгадай сказку». Ваша задача, будет заключаться в том, чтобы вы внимательно рассмотреть иллюстрацию к сказке, назвать эту сказку, (Иллюстрации к сказкам «Дюймовочка», «Курочка ряба», «Белоснежка и семь гномиков», «Волк и семеро козлят».)

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки а вы попробуйте их отгадать.

1. Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.)

2. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла… (Мышка.)

3. Ждали маму с молоком,
И впустили волка в дом…
Кем же были эти,
Маленькие дети? (Козлята.)

4. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода

В яме от копытца. (Алёнушка и братец Иванушка.)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Игра “Доскажи словечко”

Ребята! Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я начну, а вы продолжите:

Кощей – Бессмертный

Василиса – Прекрасная

Сестрица – Алёнушка

Мальчик – с пальчик

Иван – Царевич

Братец – Иванушка

Змей – Горыныч

Крошечка – Хаврошечка

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Путешествуя, мы вспомнили сказки, которые вы уже знаете. Предлагаю всем, кому понравилось наше путешествие, и кто хотел бы еще не раз оказаться в сказочной стране, нарисовать сказочных героев, с которыми вы бы хотели встретиться, (детям предлагаются листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры, готовые работы рассматриваются и обсуждаются).

Воспитатель . А теперь я предлагаю поместить ваши замечательные работы в волшебный сундучок. Мы с ребятами их рассмотрим и выберем героев для наших будущих постановок.

До свидания! До новых встреч!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 54»

Воспитатель:
Муравьева Наталья Всеволодна Псков 2013 год.
Цель Развитие связности, содержательности и выразительности речи и речевого творчества.
Тип Речевое развитие
Вид занятие – игра

Задачи
Оборудование
Образовательные
Закрепить навыки пересказа с опорой на сигнальные карточки, отражающие последовательность событий
Расширить и уточнить словарь по теме «Дикие животные»
Упражнять в умении выделять характерные особенности объекта, правильно словесно их обозначать и находить похожие объекты
Упражнять в умении выдвигать предположения, формулировать выводы, развивать речь – объяснение, рассуждение
Развивающие
развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие
стимулировать стремление к речевому творчеству
Воспитательные
воспитывать самостоятельнсть и инициативность
воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества
воспитывать уважительное отношение к собеседнику

Демонстрационный материал
магнитная доска и мольберт
сигнальные карточки (схематические изображения)

Раздаточный материал
геометрические фигуры (опорные сигналы для создания плана пересказа)
предметные картинки
листы А4 с кляксами разной формы
карточки со словами
карточки с цифрами

Словарь
Активный
прилагательные рыжая, пушистая,высокий, крутые, точеные
сущ. (названия животных) козел, волк, лиса, сурок, белка, кот,обезьяна
Пассивный
крынка, млекопитающие

Научно – энциклопедическая подготовка
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.
Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих своих детенышей молоком.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Цепочка слов»
Разминка
«Зашифрованное название».
Педагог: Ребята я вам принесла занимательные картинки. Хотите посмотреть! В начальных буквах зашифровано слово, давайте мы его прочитаем и узнаем, что это за слово. (Воспитатель нечаянно рассыпает картинки).
Педагог: - Ой посмотрите все картинки перепутались, помогите мне, выложите цепочку из слов. Условие: каждое следующее слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее.
(Сок – коза – арбуз – замок – клубника – азбука)
Педагог: Прочитайте слово, которое получилось. «СКАЗКА».
Педагог: Давйте заглянем в наш сундук сказок, нас наверное ждет встреча с интересной сказкой.
Дети заглядывают в сундук, находят там книжку со сказкой.
Педагог: Ребята нас опять приглашают в гости к сказке. Принимаем приглашение?
Дети: «Да».
Воспитатель: «Название у этой сказки странное…»
Дети читают: « Хи… ко…».
Воспитатель: «Наверное оно зашифровано – указаны только первые слоги, попробуйте его расшифровать».
Дети: «Хитрый козел».
Педагог: Теперь мы знаем какая сказка нас пригласила.
Педагог: Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся.
Воспитатель: «Эта сказка нам знакома?»
Дети: «Да, мы начинали ее читать».
Воспитатель: «Давйте вспомнимо чем она».
Воспитатель: «Жил у деда козел,
У старого – седой.
Он под печкой сидел,
Пироги с капустой ел.
Захотелось козлу во лесок погулять,
Свою удаль показать.»
Воспитатель: «Друзья, нас оказывается не просто пригласили в гости, нам приготовлены задания на смекалку и находчивость».
«Выложи смысловую дорожку».
Пересказ с опорой на «смысловую дорожку»
Воспитатель: «Вот первое задание: «Выложите смысловую дорожку. Перескажите отрывок с ее помощью».
Давайте поступим так, я буду рассказывать сказку, а вы вкладывать дорожку из геометрических фигур».
Воспитатель:
1 строчка. Жил – был у одного хозяина козел. Хитрый козел.
2 строчка. Лоб высокий, рога крутые, копыта точеные, бородка белая, волнистая. Всем хорош козел, только невезучий.
3 строчка. Обгрызут зайцы яблоню в саду, хозяин козла без обеда оставит. Опрокинет кот крынку с молоком, тоже козлу достается.
4 строчка. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти. Взял сумку, положил в нее сухарик и ушел.

Воспитатель: «Вот какая дорожка получилась. А теперь пересказажите этот отрывок».
2-3 пересказа.
«Подбери «родню» для белки» подбор объектов сходных по какому – нибудь признаку
«Сочини загадку»
Воспитатель: «Двигаемся дальше. Беритесь за руки. Идет козел лесом, полем, бредет горами и косогорами. Долго ли коротко ли шел. Вышел на лесную опушку. Видит белка сиди и плачет. Совсе одиноко ей».

Воспитатель: «А вот и второе задание для нас: помогите козлу подобрать «родню» для белки
подбор животных сходных по какому – нибудь признаку с белкой».
Дети называют:
Пушистая как кот
Рыжая как лиса
Линяет как заяц
Делает запасы как сурок
Прыгае по деревьям как обезьяна
У белки бельчата, а у волка волчата.
Воспитатель: «Вот оказывается как много похожих на белку животных».
Воспитатель: «Следующее задание: сочините загадку о белке».
Дети: «Пушистая, но не кот,
Рыжая, но не лиса,
Линяет, но не заяц
Запасы делает, на деревьях живет.
Кто это?»

Игра «Хорощо - плохо»
«На что похоже».

Гимнастика пальчиковая и дыхательная
Воспитатель: «Обрадовалась белка, поблагодарила козла и подарила ему зеркальце. Взял козел зеркало, смотрит на него в раздумье: нужная это вещь или нет»
Вот вам следующее задание: постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.
Дети выдвигают предположения.
«Хорошо»
Можно посмотреть на себе и привести сбя в порядок
Если встретишь козу можно подарить ей зеркало
Можно обменять его на что – нибудь
Можно не поднимая головы рассмотреть небо, звезды
Можно пускать солнечные зайчики
Если посмотреть в зеркало можно увидеть кто идет сзади

«Плохо»
Можно разбить и порезаться
Воспитатель: «Решил козел, что нужная это вещь, будет он обращаться с ним аккуратно. Чтобы не разбить и не порезаться».
Воспитатель: «Взял он зеркало и пошел дальше. А солнце к земле клониться, тени от трав такими огромными сделались, что козел стал о них спотыкаться. И что только козлу в эту сумрачную пору не привиделось».

Воспитатель: «Еще одно задание для нас. Посмотрите на
эти карточки и скажите как вы думает, что напугало козла».
детей.
Ответы детей.

Воспитатель: «Козел был храбрый и не испугался. Долго ли, коротко ли шел козел, наступил вечер. Решил козел ночлег поискать. Видит, домик стоит. «Кто бы в домике не жил, а в путешественнику в ночлеге не откажет.» Открыл козел скрипучую дверь, да и обомлел….»
Воспитатель: «Как вы думаете кого увидел козел в доме?»
Предположения детей.
Воспитатель: «Да. Сидит возле печки волк».

Жил был волк,
Серый волк, Из ладошки делают голову волка
Выл да выл серый волк
Дни и ночи напролет
Самон думал, что поет
У-у-у Звукопроизношение вдох- выдох
Песню пел одну и туже
Нет ее на свете хуже
Ухвачу –у-у-у-у!
Укушу –у-у-у! Словопроизношение вдох-выдох
Утащу –у-у-у!
Удушу –у-у-у! и съем.

Воспитатель: «Увидел волк козла и рассмеялся. Как вы думаете почему волк рассмеялся?».
Дети перечисляют:
Обрадовался, что не будет ночью один в доме
Что козел будет для него ужином
Что козел будет сним жить
Воспитатель: « Я только подумал чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился. Тут – то козел хоть и тресясь от страха решил перехитрить и напугать волка волка».
Воспитатель: «Помогите козлу, придумайте как ему напугать волка».
Дети:
Сказать, что за дверью стоит хозяин с ружьем
Сказать, что козел худой пусть жирок нагуляет
Кинуть волку сухарить пока он его будет грызть, убежать
Воспитатель: « Молодцы. Послушайте, что придумал козел. Достал козел зеркало, смотрит в него, и так повернет и эдак.

Что ты там рассматриваешь,- спрашивает волк.
- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.
- А ну покажи, что у тебя за родитель.
Волк взял зеркало, посмотрел в него и увидел ………
Воспитатель: «Кого увидел волк?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда бы не подумал, что у волков могут быть такие дети. Чтоже ты мне раньше не сказал. Что ты мой родственник. А ведь я тебя мог съесть. Вот так и принял волк козла за брата. А козел рад – радешенек, что сам волк у него в родственниках.»
Воспитатель: «Стали они жить поживать и добра наживать. Вот сказка и к концу подошла. Все задания мы выполнили, пора нам из гостей возвращаться.».

Воспитатель: «Вот и закончилась сказка. Ведь недаром говориться: «Не хвались, что силен, а хвались, что умен.»
Воспитатель: «Козел оказался не просто хитрым, а еще каким?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда не опускай те руки, из любой самой тяжелой ситуации всегда можно найти выход.»

Конспект логопедического занятия в старшей группе

МБДОУ №14 «Аленушка»

«В гостях у сказки».

Учитель-логопед: Бреус Елена Петровна

Цели:

диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;

образовательные: продолжать развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать умение выделять главную поучительную мысль, увлечь сказочным сюжетом, развивать образное мышление, мелкую моторику, развивать зрительный гнозис, расширять артикуляторные возможности, обучать элементарным приёмам самомассажа, оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы;

воспитательные : воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться.

1. Организационный момент

Ребята, а вы любите сказки?

Я вас приглашаю в сказку. Что бывает в сказках? (Волшебство, превращения…)

И в нашей сказке тоже будут чудеса и превращения. У меня как у настоящей волшебницы есть «волшебная палочка».

Упражнение «Утро»

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку, дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы – смешные медвежата.

(имя ребёнка) не ребёнок,

(имя ребёнка) – медвежонок.

(называю всех детей)…

Медвежата сладко спят

(дети прислоняются к спинкам стульев и опускают голову, закрывают глаза)

И расслабленно сопят.

(спокойно и глубоко дышат)

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

(крепко зажмуривают глаза)

Медвежата, хватит спать,

(широко открывают глаза)

Вам давно пора вставать.

(встают со своих мест)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

(с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.)

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Кран откройся,

Нос, умойся,

(проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон).

Мойтесь сразу оба глаза,

(выполняют круговые массирующие движения по векам)

Мойся, шейка,

(растирают шею, поворачивая голову вправо-влево)

Ручки, мойтесь хорошенько.

(растирают руки)

Словно, щёткой язычком

Чистить зубы мы начнём.

(открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях)

Принюхались медвежата:

(Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхаем через рот)

Что-то пахнет непонятно

(повторяют упр. 3-4 раза)

Очень вкусно. Это мёд!

Мама к завтраку нас ждёт.

Медвежата мёд лакали,

(выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)

Потом губки облизали.

(облизывают губы в направлении вперёд-назад, рот держат открытым)

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

(рот держат открытым)

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

(кистью руки изображают «чашечку», делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашечку в руке.)

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

(имитируют «питьё» из «чашечки»)

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

(выполняют быстрые движения языком вперёд-назад)

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2. Основная часть

Посмотрите, что это стоит? (сундук)

Ох, ребята, наверное, непростой сундук, а волшебный. Давайте я его открою. Не получается. Как можно открыть замок? Мы с вами в сказке, а там может произойти волшебство. Какие мы можем сказать волшебные слова, чтобы сундук открылся? («Крекс, фекс, пекс», «По щучьему веленью, по моему хотенью»)…

Упражнение «Замок» (пальчиковая гимнастика)

На сундуке висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Открываем сундучок…

Ну-ка, сундучок, покажи нам, что у тебя внутри…

Сколько здесь интересных вещей!

Скажите, что это? (клубок)

(выпрыгивает и катится по дорожке из осенних листьев)

Вот, друзья, волшебный лес,

Полон тайн он и чудес…

(дети идут по листьям)

Ребята, а что у нас шуршит под ногами? (Листья)

Какого они цвета? (разноцветные)

Какое время года в нашем волшебном лесу? (Осень)

Значит, лес, какой? (осенний)

Какие ещё приметы осени вы знаете? (Дожди идут, похолодало, листопад и т.д.)

Куда наш клубок закатился?

Ребята, смотрите, избушка

Стоит на лесной опушке

Три стула, три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Как зовут медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка)

В доме Маша побывала,

Стулья все переломала,

Всё кругом здесь разбросала.

Давайте, поможем медведям накрыть на стол, пока они по лесу гуляют.

(Достаю из сундука посуду)

Что это? (Эта большая ложка для Михайло Потапыча)

Эта ложка поменьше для Настасьи Петровны

Эта маленькая ложечка для Мишутки

Эта большая кружка для Михайло Потапыча

Эта кружка поменьше для Настасьи Петровны.

А эта маленькая кружечка для Мишутки.

Эта большая чашка для Михайло Потапыча.

Эта чашка поменьше для Настасьи Петровны.

А эта маленькая чашечка для Мишутки.

Ребята, а как одним словом назвать чашки, кружки, ложки? (Это посуда)

Посмотрите, как мы красиво накрыли на стол, расставили стулья. Скажите, стулья, стол это что? (Это мебель).

Давайте позовём хозяев. Они в лесу. А что делают осенью в лесу медведи? (Медведи собирают грибу, шишки, ягоды). Не зря говорят:

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть мёд, ягоду без спешки.

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Медведи готовятся к зимней спячке. Им осенью хочется спать. Покажите, как зевают медведи?

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Покажите, как собирают ягоду. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их (имитируют жевание).

Рассаживаем медведей на стулья. На большой стул сажаем Михайло Потапыча, на стул поменьше – Настасью Петровну, а на маленький стульчик – Мишутку.

Посмотрите, медведи принесли из леса рябину, боярышник, калину. Калина, рябина, боярышник – это … (ягода)

Правильно это всё ягода, не зря её медведи любят. Она очень полезная.

По народным поверьям, нет ни одной болезни, при которой не помогала бы калина. Боярышник помогает больным с заболеванием сердца. И в рябине много витаминов.

Чтобы у медведей было хорошее настроение и в их доме- берлоге было тепло и светло я добавлю солнышко, а вам за правильные ответы дам лучики.

3. Итог.

Ребята, скажите, у кого в гостях мы побывали? (у медведей)

А что у них случилось? (Пока они были в лесу, Маша всё разбросала…)

Как мы помогли медведям? (Мы накрыли стол, расставили мебель)

Чему учит эта сказка? (Сказка учит не брать чужого)

Молодцы! Давайте подарим солнышку свои лучики.

(Крепим к солнышку лучи)

Солнышко своими лучиками коснулось Михайло Потапыча и него стало хорошее настроение. Коснулось Настасьи Петровны, у неё стало хорошее настроение. Солнышко коснулось Мишутки и у него стало хорошее настроение.

Посмотрите, как медведи улыбаются, улыбнитесь и вы. Посмотрите налево и улыбнитесь, посмотрите направо и улыбнитесь.

В благодарность медведи хотят угостить вас и наших гостей вкусной и полезной ягодой. А ещё медведи дарят вам по воздушному шарику, чтобы вы поскорее вернулись из волшебного леса в свой детский сад, в свою группу и посмотрели мультфильм «Три медведи».

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть скромнее и добрее,

Терпеливей и мудрей!!!

Спасибо всем! Отправляйтесь на шариках в свою группу. До новых встреч.

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней логопедической группе.

(Составление описательного рассказа по картинке)

«ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНОК».

Учитель-логопед: Бреус Е.П.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи для детей средней группы.

« Путешествие снежинок»

Коррекционно-образовательные цели.

  1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга,)
  2. Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам.

Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, развитие длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.

Ребята, что это?

Дети: Снежинка.

(1 слайд «Вьюга».)

Послушайте, что это за звуки?

Дети: Ветер.

Логопед: Да, это непростой ветер. Это зимний ветер. А какой ветер зимой?

Дети: Холодный, северный.

Логопед: Ветер вьюжит, ветер вьюжит

И снежинки в небе кружит.

Вот и к нам ветер занес снежинки.

(2 слайд. «Снежинки»).

Логопед: Посмотрите, ребята, какие снежинки?

Дети: Белые, резные, блестящие, хрупкие.

Логопед: И очень красивые.

(логопед раздает детям снежинки на ниточках).

2. Дыхательное упражнение.

Логопед: Давайте подуем на снежинки и посмотрим, как красиво они летят. Дуть нужно плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи.

(Дети дуют на ватные шарики-«снежинки»).

3. Фонопедическое упражнение . «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).

Снежинки жили в большой снеговой туче.

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»).

4 .Логопед: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в снежинки и отправимся путешествовать.

(Звучит вальс ПИ Чайковский «Вальс снежинок»)

Логопед: Превращаемся в снежинки, заметем мы все тропинки.

И снежинки все вокруг кружатся, летают,

Зимним покрывалом землю укрывают.

Вот летят снежинки, плавно и красиво.

Упали снежинки на землю и вот что они увидели:

5. Составление рассказа « Зима». (Слайды «Зимние картинки»).

Вся земля и дома покрыты белым снегом.

Кто веселиться зимой? – дети.

Что они делают? Они лепят снеговика, катаются на санках?

Обратите внимание, во что одеты дети? – В шубки и шапки.

Дети одеты тепло, потому что зимой холодно.

Логопед: И так ребята- снежинки, давайте повторим что мы видим на экране?

« Наступила зима. Земля, дома и деревья покрыты снегом.

Дети радуются зиме. Они катаются на санках, лепят снеговика, играют в снежки.»

Логопед:

Давайте с вами тоже слепим снеговика. (Слайд снеговик. Массаж под ритмичную музыку).

6.Массаж « Снеговик»

Раз-рука, два – рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

7. Логопед .: Заканчивается наше путешествие «Снежинок». Для того чтобы превратиться в детей погрейте себе ручки. (дети согревают руки теплой воздушной струей, произнося звук х – х – х).

Ну вот, снежинки растаяли, а ребята остались.

8. Итог.

Сегодня мы с вами путешествовали и смотрели на мир глазами снежинок. А, чтобы это путешествие запомнилось вам надолго, я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать пальчиком на снегу, то что вам больше всего понравилось: может быть, вьюга или метель, снеговик, горка или маленькая снежинка-путешественница. Рисуйте, ребята.


Время совместной деятельности: 30 минут.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).

Количество воспитанников: 12 человек.

Общеобразовательная программа группы №4: «Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А. Васильевой.

Оборудование: слайды с изображением серии сюжетных картин к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» (6 картинок); домик – муляж; дидактическая игра с карточками «Кто из какой сказки?» (6 сказок); книга «Угадай сказку»; ноутбук, экран, проектор; диск со сборником сказок «Машины сказки» и с музыкальным сопровождением; столы полукругом и стулья, расставленные попарно (в двух местах); стол со стулом для педагога; «дорожки» (длинная и короткая); карточки с предложениями, где нарушен порядок слов, и с сюжетом к сказке «Красная Шапочка».

Цель: развитие коммуникативно-познавательной деятельности детей посредством речевых игр и упражнений в рамках интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественная литература».

Задачи.

Образовательные:

  • развитие коммуникативных навыков и связной устной речи дошкольников на основе пересказа сказки по серии шести сюжетных картин и построения отдельных предложений.

Развивающие:

  • развитие зрительно-образной и слуховой памяти, произвольного внимания, логического мышления и речи, речевого творческого восприятия, мелкой моторики в процессе работы с картинками-пазлами.

Воспитательные:

  • закрепить умение работать в парах в рамках совместной деятельности;
  • учить выбирать лидера по его личностным качествам;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • способствовать пробуждению интереса к художественной литературе.

Ход совместной деятельности «В гостях у сказки»

Свободная деятельность детей до начала совместной деятельности: конструирование, просмотр иллюстрированных книг, настольно-печатные и сюжетные игры.

1. Мотивационный этап.

Педагог демонстрирует на экране фрагмент мультфильма «Красная Шапочка» из сборника «Машины сказки». Дети обращают внимание на изображение на экране, подходят, встают возле экрана, интересуются, произносят название сказки («Красная Шапочка»)…

В этой сказке ошибки: Колобок пришёл из другой сказки, Красная Шапочка не садилась на пенёк… Значит, Маша перепутала все сказки (примерные ответы детей).

А вы, ребята, не перепутываете героев сказок? (Нет).

Можете это доказать? (Да).

2. Дидактическая игра: «Кто из какой сказки?».

Дети парами садятся возле центральной карточки с изображением главного героя именно своей сказки, сопоставляя её с другими персонажами и предметами (объектами) из этой же сказки.

Чтобы парами к столу шагать, нужно противоположные по смыслу слова назвать (речевое упражнение: «Наоборот»):

  • Бабушка в сказке «Красная Шапочка» по возрасту какая? (старая), а её мама какая? (молодая);
  • Дюймовочка по величине какая? (маленькая), а жаба какая? (большая);
  • Кот Базилио и лиса Алиса по характеру какие? (хитрые), а Буратино какой? (доверчивый, наивный);
  • Золушка по характеру какая? (добрая), а её мачеха какая? (злая);
  • 33 богатыря из моря что делают? (выходят), и обратно..? (заходят);
  • Колобок по дороге что делает? (катится), а дерево возле дороги что делает? (стоит).

Ребята, а кто написал «Сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин), «Дюймовочка»? (Г. К. Андерсен), «Золушка»? и «Красная Шапочка»? (Ш. Перро).

Ребята, как вы думаете, кто из вас является «знатоком» авторов этих сказок и кому можно поручить проверить задание с карточками? (дети выбирают лидера в качестве проверяющего).

Ребёнок-лидер подходит к каждой паре, и она произносит название своей сказки (6 сказок).

3. Создание и решение проблемной ситуации в рамках сообщения темы совместной деятельности.

Педагог случайно роняет книгу «Угадай сказку», а кто-то из детей желает её поднять и положить на стол.

Книги должны лежать на полу? (Нет).

А что же с книгой делать? (Её можно смотреть, читать). Ребёнок перелистывает страницы книги, а педагог в это время интересуется:

Может, ты сейчас встретишь именно ту сказку, которая у нас сегодня в гостях и находится на столе? (ребёнок указывает на сказку «Красная Шапочка» и убеждает в правильности выбора всех остальных детей).

Ребята, вы хотите узнать, что здесь написано? (Да).

Но слова в предложениях пропущены, вы сможете их вставить? (Да).

Педагог читает текст, а дети вставляют пропущенные по смыслу слова.

Ребята, как вы думаете, можно ли останавливаться и разговаривать с незнакомцами на улице? (Нет). Дети объясняют свой ответ.

Ребята, как вы думаете, какая сказка у нас сегодня самая главная? (Это сказка «Красная Шапочка»).

4. Речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

Какую дорожку выбрал волк, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую короткую). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по короткой «дорожке» к «домику».

Ребята, вы хотите узнать, что в домике находится? (Да).

Один из детей достает из «домика» карточки с заданиями. С детьми проводятся речевые упражнения: «Составь рифмочку»; «Собери из слов предложение» (нарушен порядок слов в предложении). Подводится итог выполнения речевых упражнений.

5. Пересказ сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» на основе серии сюжетных картин к сказке и наводящих вопросов.

А какую дорожку выбрала Красная Шапочка, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую длинную). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по длинной «дорожке» к экрану, садятся на стулья такими же парами, как на дидактическую игру.

Ребята, вы хотите Машеньке рассказать сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»? (Да).

А помогать нам будет «волшебный экран» (на экране поочерёдно появляются 6 сюжетов к сказке; каждая пара составляет по предложению к картинке с помощью речевого упражнения «Скажи дальше»). Подводится итог данного этапа.

6. Итог совместной деятельности.

Машенька внесла свои изменения в сказку «Красная Шапочка». А какую свою сказку про Красную Шапочку готов рассказать, а может быть показать, каждый из вас (обратить внимание на костюмы персонажей к сказке). Подумайте!

Я думаю, что вы, ребята, покажите интересную сказку про Красную Шапочку нашему детскому саду. Желаю успехов! До встречи!

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Подготовила: учитель - логопед Яскова Татьяна Геннадьевна
МБДОУ "Детский сад №9 Яшкинского муниципального района"

Цель : развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, необходимой для постановки шипящих с помощью «биоэнергопластики».

Оборудование: презентация «Веселый язычок в гостях у сказки», зеркала, салфетки.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, что тут стоит (зеркала). Для чего они нам нужны, как вы думаете? (выполнять упражнения для язычка).

Логопед: Ну что же, давайте разминать наш язычок. (стишок) Ой, куда это мы попали? (СЛАЙД № 1)

Дети : Волшебный лес.

Логопед: Что-то никого не видно (щелчок мышью, раздается голос Вовки). Ребята, вы узнали кто это?

Дети : Это Вовка из тридевятого царства.

Логопед : Вовка заблудился что ли? Или ему очень понравилось путешествовать по сказкам, что он решил продолжить путешествие. Ведь он многому научился, а вдруг еще кого-нибудь понадобиться его помощь? (щелчок мышью). Шел Вовка шел и попал на красивую поляну (СЛАЙД № 2). Дети, чей это домик?

Дети: Здесь живет Веселый язычок.

Логопед: Правильно. Давайте вместе с Вовкой и Язычком отправимся тоже в сказку.

Логопед : Отгадайте загадку и узнаете, в какую сказку попали наши герои:

Испекла бабуля деду _

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал.

На носок лисе попал. (Колобок)

Логопед: Верно - это сказка «Колобок». (СЛАЙД № 3) Что сделала бабка с Колобком, когда его испекла?

Дети : Положила на окно остужаться.

Логопед: Да (СЛАЙД № 4). Чтобы колобок быстрее смог остыть, подуем на него (Упражнение «Подуть на язычок»). Остыл наш Колобок и укатился.

Логопед: Может еще кому-то нужна наша помощь?

Средь болот жила царевна,

но зелёною была...

Вы же знаете наверно --

рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та (Лягушка) (СЛАЙД № 5)

Логопед : Ребята, а мы знаем такое упражнение «Лягушка». Сейчас наш Язычок и Вовка покажут его царевне-лягушке, а мы выполним его вместе с ними. (Упражнение «Лягушка»)

Логопед: На пути опять загадка. Как отгадку назовешь, снова в сказку попадешь:

Дед с бабкой слезами горючим плачут --

за что же такая нам вдруг неудача.

Лежало на полке яйцо золотое.

Да только вот мышь -- наказанье такое--

разбила его. И сама уж не рада.

Но всех успокоила (Курочка Ряба) (СЛАЙД № 6)

Логопед : Молодцы, ребята. Что было в сказке?

Дети: Бабка била - била - не разбила.

Логопед: Давайте помогать ей (Упражнение «Наказать непослушный язык»). Дальше кто бил? (СЛАЙД № 7), поможем и деду.

Логопед: Дети, я так думаю, что наши герои проголодались и пора пить чай. Вот только в какую сказку они попадут сейчас?

В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия морская. (Кот Матроскин)

Дети : Трое из Простоквашино.

Логопед: Верно (СЛАЙД № 8). Только тут один Матроскин, а Вовка то с Язычком уже за столом и будут пить чай из красивых чашек. А мы знаем такое упражнение «Чашечка» Давай те выполним его.

Логопед: (щелчок мышью) Ой, что это за звук такой?

Дети: Это Карлсон!

Логопед : Правда (СЛАЙД № 9). Как вы помните, Карлсон большой сладкоежка, он очень любит варенье. Посмотрите, уже доедает его и весь рот испачкал. Давай поможем ему облизать варенье, выполним упражнение «Вкусное варенье».

Логопед: Пора в путь дорогу. Ой, кто на нашем пути? (СЛАЙД № 10).

Дети : Красная шапочка.

Логопед: Красная шапочка куда идет?

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

По тропиночке идёт,

Танцует, песенку поет.

Давайте и мы разомнемся немного (щелчок мышью). Вставайте.

Физминутка.

Логопед: Присаживайтесь на свои места и продолжим. Что-то мы запылились в дороге. Следующий герой сказки…

Он грязнуль не любит очень

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (М…р).

Логопед: Да, это Мойдодыр! (СЛАЙД № 11). Что он в руках держит?

Дети: Зубную щетку.

Логопед: Дети, а Язычок и Вовка дружат с зубной щеткой и хорошо чистят зубки. Давайте покажем (Упражнение «Чистим зубы»).

Логопед: Ой, начинается дождь. Надо срочно найти укрытие наши герои нашли его под грибом (СЛАЙД № 12). Пока они пережидают дождик, мы выполним упражнение «Грибок».

Логопед: Вот какая-то музыка зовет в другую сказку (щелчок мышью).

Дети: Это Крокодил Гена и Чебурашка. (СЛАЙД № 13)

Логопед : На чем играет Гена? Язычок и Вовка ему помогут и выполнят упражнение «Гармошка».

Логопед:

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок). (СЛАЙД № 14)

Дети как стучат копыта у лошадки? (Упражнение «Лошадка»)

Логопед : Пока мы путешествовали, наступил вечер, пора возвращаться домой. (СЛАЙД № 15). Проводил Вовка Веселого Язычка, а сам вернулся в свою сказку. И нам с вами пора вернуться в группу. Всего доброго.